Другое. Директору школы. Анкеты и тесты. Диагностика психологических условий школьной образовательной среды

Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Диагностика психологических условий школьной образовательной среды

Бадьина Наталья Петровна, доцент кафедры педагогики и психологии, кандидат психологических наук

Статья отнесена к разделу: Школьная психологическая служба, Социальная педагогика

В условиях современной системы образования школы и другие образовательные учреждения приобретают все большую свободу в выборе направления, методов и средств их развития: появляются различные типы школ, внедряются инновационные технологии, разрабатываются и реализуются авторские программы и т.п. В связи с этим становится все более проблематичным определение эффективности образовательной среды конкретных школ и прогнозирование ее влияния на различные категории участников образовательного процесса.

В настоящее время к вопросу об образовательной среде в педагогике и психологии существует целый ряд подходов. Большинство отечественных авторов рассматривает образовательную среду как совокупность взаимосвязанных, взаимно обогащающих и дополняющих друг друга факторов (материальных, пространственно-предметных, педагогических, социально-психологических и др.), которые оказывают существенное влияние характер образовательного процесса. Причем эти авторы указывают на необходимость при осуществлении экспертизы эффективности образовательной среды уделять особое внимание анализу ее психологического компонента.

Цель предлагаемой ниже методики - оценка выраженности в образовательной среде конкретного учебного заведения следующих психологических факторов:

  1. интенсивность образовательной среды;

  2. эмоционально-психологический климат;

  3. удовлетворенность образовательной средой;

  4. демократичность образовательной среды;

  5. содействие формированию познавательной мотивации (учебной, профессиональной, творческой), развитию познавательных интересов;

  6. удовлетворенность качеством образовательных услуг, предоставляемых образовательным учреждением.

В отношении различных участников образовательного процесса указанные психологические факторы имеют разное значение (табл. 1).

Таблица 1

Проявление психологических условий образовательной среды в отношении учащихся, родителей, педагогов

Факторы

Участники образовательного процесса

Учащиеся

Родители

Педагоги

Интенсивность

проявляется в объеме, сложности учебных заданий, предъявляемых учащимся на уроках и дома, а также в уровне требований к качеству выполнения этих заданий

проявляется в объеме учебной нагрузки учителей, а также в уровне требований к содержанию и качеству их работы

Эмоционально-психологический климат

проявляется в степени психологического комфорта участников образовательного процесса, в особенностях их взаимоотношений, в преобладающем настроении в коллективе и т.п.

Удовлетворенность

проявляется в степени удовлетворенности учебным заведением, его значимости и месте в системе ценностей участников образовательного процесса

Демократичность

проявляется в степени демократичности администрации, возможности участвовать в управлении школой, принимать решения, касающихся личных интересов участников образовательного процесса

Содействие формированию познавательной мотивации

проявляется в степени педагогического содействия у детей мотивации обучения, познавательных интересов и познавательной активности

проявляется в степени поддержки и содействия администрации профессиональному росту и повышению квалификации учителей

Удовлетворенность качеством образовательных услуг

проявляется в оценке уровня преподавания в школе различных предметных дисциплин, в степени уверенности участников образовательного процесса в достаточности образовательных услуг для поступления выпускников в ВУЗы.

Методика проходила апробацию и стандартизацию на базе общеобразовательных школ г. Кургана в 2001-2004 гг.

ПРОЦЕДУРА ДИАГНОСТИКИ. Методика удобна для применения в группе респондентов, которые получают тексты анкеты и бланки ответов (бланки ответов являются одинаковыми для всех участников образовательного процесса).

Респонденты читают вопрос, выбирают из трех вариантов ответов тот, который наиболее соответствует их мнению, и вносят соответствующую букву в бланк ответов рядом с цифрой - номером вопроса.

ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ. Ответы "а" оцениваются в 1 балл; "б" - 0,5 баллов; "в" - 0 баллов.

Каждый психологический фактор образовательной среды представлен тремя вопросами, номера которых в бланке ответов расположены в вертикальных столбцах. Степень выраженности определенного психологического фактора определяется путем расчета среднего значения по каждому столбцу.

Например, респондент ответил на вопросы анкеты следующим образом:

Бланк ответов

1. б

2. а

3. б

4. в

5. б

6. а

7. а

8. а

9. а

10. в

11. в

12. а

13. а

14. а

15. б

16. б

17. б.

18. а

И

Э

У

Д

М

КО

В этом случае показатель интенсивности учебной среды (И) будет равен 0,83; показатель эмоционально-психологического климата (Э) - 1; показатель удовлетворенности (У) - 0,67; показатель демократичности (Д) - 0,17; показатель содействия развитию познавательной мотивации (М) - 0,33; показатель удовлетворенности качеством образовательных услуг (КО) - 1.

ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ. Чем ближе полученный результат к 1, тем сильнее выражен в данной образовательной среде соответствующий психологический фактор:

0 - 0,40 - низкий уровень;

0,41 - 0,70 - средний уровень;

0,71 - 1 - высокий уровень.

Результаты ответов испытуемого в вышеприведенном примере можно обобщить следующим образом.

Данный респондент отмечает:

  • высокую интенсивность нагрузки в ОУ;

  • высокий уровень эмоционально-психологического комфорта участников образовательного процесса;

  • достаточную (среднюю) степень удовлетворенности своей школой;

  • низкую степень демократичности образовательной среды;

  • низкий уровень содействия развитию познавательной мотивации.

АНКЕТА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

  1. Устаешь ли ты обычно на уроках?

    а) да;

    б) на некоторых;

    в) нет.

  2. Испытываешь ли ты в стенах школы чувство защищенности и психологический комфорт?

    а) да;

    б) не всегда;

    в) нет.

  3. Доволен ли ты, что являешься учеником именно этой школы?

    а) да;

    б) иногда;

    в) нет.

  4. Имеешь ли ты возможность участвовать в управлении школой, вносить предложения по улучшению образовательного процесса?

    а) да;

    б) в некоторых случаях;

    в) нет.

  5. Умеют ли педагоги в твоей школе заинтересовать учащихся на уроках?

    а) да;

    б) иногда;

    в) нет.

  6. Оцени уровень знаний, которые ты получаешь в школе.

    а) высокий;

    б) достаточный;

    в) низкий.

  7. Оцени объем домашних заданий.

    а) чрезмерный;

    б) оптимальный;

    в) недостаточный.

  8. Имеют ли место во взаимоотношениях педагогов и учеников твоей школы искренность, дружелюбие, взаимное уважение?

    а) да;

    б) не всегда;

    в) нет.

  9. Входят ли твои учителя в круг авторитетных для тебя людей?

    а) да;

    б) не все;

    в) нет.

  10. Проявляют ли педагоги демократичность в общении с учащимися?

    а) да;

    б) не всегда или не все;

    в) нет.

  11. Реализуются ли в процессе школьных занятий твои собственные учебные интересы?

    а) да;

    б) не всегда или не в полной мере;

    в) нет.

  12. Пользуешься ли ты услугами репетиторов?

    а) нет;

    б) редко;

    в) систематически.

  13. Считаешь ли ты, что к уровню знаний учащихся в твоей школе предъявляются слишком высокие требования?

    а) да;

    б) уровень требований оптимальный;

    в) уровень требований

    недостаточный.

  14. Достаточно ли часто, на твой взгляд, педагоги и учащиеся общаются на личные темы (не связанные с учебой) в неформальной обстановке?

    а) да;

    б) хотелось бы чаще;

    в) практически никогда.

  15. Имеют ли для тебя большое значение события, происходящие в "школьной жизни"?

    а) да;

    б) не все;

    в) нет.

  16. Имеешь ли ты право голоса при решении вопросов, затрагивающих твои личные интересы?

    а) да;

    б) не всегда;

    в) нет.

  17. Находит ли поддержку и содействие учителей твое желание углубленно изучать интересующие тебя предметы (организация факультативов, кружков, индивидуальных занятий и т.п.)?

    а) да;

    б) не всегда;

    в) нет.

  18. Насколько ты уверен, что после окончания школы сможешь поступить в ВУЗ?

а) почти уверен, что поступлю;

б) не уверен, что поступлю;

в) почти уверен, что не поступлю.

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

  1. Оцените степень интенсивности учебной нагрузки в школе, где учится Ваш ребенок.

    а) высокая;

    б) оптимальная;

    в) низкая.

  2. Удовлетворяют ли Вас взаимоотношения педагогов и Вашего ребенка?

    а) да;

    б) не вполне;

    в) нет.

  3. Довольны ли Вы, что Ваш ребенок учится именно в этой школе?

    а) да;

    б) не всегда;

    в) нет.

  4. Имеете ли Вы возможность участвовать в управлении школой, вносить предложения по улучшению образовательного процесса?

    а) да;

    б) в некоторых случаях;

    в) нет.

  5. С интересом ли Ваш ребенок посещает учебные занятия?

    а) да;

    б) не всегда;

    в) нет.

  6. Оцените уровень знаний, которые получает Ваш ребенок в школе?

    а) высокий;

    б) достаточный;

    в) недостаточный.

  7. Оцените объем домашних заданий

    а) чрезмерный;

    б) оптимальный;

    в) недостаточный.

  8. Находите ли Вы понимание и поддержку педагогов при решении проблем, связанных с обучением и воспитанием Вашего ребенка?

    а) да;

    б) не всегда;

    в) нет.

  9. Цените ли Вы мнение педагогов, стараетесь ли выполнять их рекомендации?

    а) да;

    б) не всегда;

    в) нет.

  10. Оцените степень своего участия в деятельности школы.

    а) высокая;

    б) средняя;

    в) низкая.

  11. Оцените уровень мотивации обучения Вашего ребенка.

    а) высокий;

    б) средний;

    в) низкий.

  12. Приходится ли Вам прибегать к услугам репетиторов?

    а) нет;

    б) иногда;

    в) систематически.

  13. Оцените требования учителей, предъявляемые Вашему ребенку.

    а) завышенные;

    б) оптимальные;

    в) заниженные.

  14. Общаетесь ли Вы с педагогами в неформальной (внеучебной, внешкольной) обстановке?

    а) да;

    б) иногда;

    в) никогда.

  15. Является ли школа, в которой учится Ваш ребенок авторитетным для Вас учебным заведением?

    а) да;

    б) в некоторых случаях;

    в) нет.

  16. Имеете ли вы право голоса при решении вопросов, затрагивающих интересы Вашего ребенка?

    а) да;

    б) не всегда;

    в) нет.

  17. Удовлетворяет ли внеурочная работа в школе (кружки, факультативы и т.п.) интересы Вашего ребенка?

    а) да;

    б) не вполне;

    в) нет.

  18. Готов ли Ваш ребенок к поступлению в ВУЗ?

а) да;

б) не вполне;

в) нет.

АНКЕТА ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

  1. Считаете ли Вы, что Ваша учебная нагрузка слишком велика?

    а) да;

    б) иногда;

    в) нет.

  2. Принято ли в педагогическом коллективе Вашей школы делиться не только профессиональными, но и личными проблемами?

    а) да;

    б) не всегда;

    в) нет.

  3. Довольны ли Вы тем, что работаете именно в этой школе?

    а) да;

    б) в некоторых случаях;

    в) нет.

  4. Имеете ли Вы возможность участвовать в управлении школой, вносить предложения по улучшению образовательного процесса?

    а) да;

    б) в некоторых случаях;

    в) нет.

  5. Ведется ли в учебном заведении активная методическая работа, направленная на повышение профессионального мастерства педагогов?

    а) да;

    б) хотелось бы больше или не всегда устраивает;

    в) нет.

  6. Оцените уровень, на котором ведется преподавание в Вашей школе.

    а) высокий;

    б) достаточный;

    в) недостаточный.

  7. Достаточно ли у Вас времени, чтобы подготовиться к занятиям, проверить тетради и т.п.?

    а) нет;

    б) бывает, что времени не хватает;

    в) да.

  8. Считаете ли Вы, что взаимоотношения педагогов, учеников и родителей в Вашей школе отличаются искренностью, дружелюбием, взаимным уважением?

    а) да;

    б) не всегда;

    в) нет.

  9. Считаете ли Вы, что в данном учебном заведении Вы реализовались как профессионал и как личность?

    а) да;

    б) не всегда;

    в) нет.

  10. Считаете ли Вы, что в Вашей школе администрация достаточно демократична по отношению к педагогам?

    а) да;

    б) не всегда;

    в) нет.

  11. Находит ли поддержку и содействие администрации Ваше стремление к повышению собственной квалификации (аттестация на квалификационную категорию, разработка и внедрение новых технологий, авторских программ и т.п.)?

    а) да;

    б) не всегда;

    в) нет.

  12. Прибегают ли учащиеся Вашей школы к помощи репетиторов?

    а) нет, в этом нет необходимости;

    б) редко;

    в) систематически.

  13. Считаете ли Вы, что к объему, содержанию и качеству работы учителей в Вашей школе предъявляются слишком высокие требования?

    а) да;

    б) уровень требований оптимальный;

    в) уровень требований недостаточный.

  14. Встречаются ли педагоги Вашей школы в неформальной обстановке как в "стенах школы", так и за ее пределами (отмечают вместе дни рождения, ходят друг к другу в гости, посещают концерты и т.п.)?

    а) да;

    б) такое иногда бывает;

    в) нет.

  15. Пользуется ли учебное заведение, в котором Вы работаете, благодаря Вам и Вашим коллегам авторитетом в городе?

    а) да;

    б) не всегда;

    в) нет.

  16. Имеете ли вы право голоса при решении вопросов, затрагивающих интересы Вас и Ваших учеников?

    а) да;

    б) не всегда;

    в) нет.

  17. Имеете ли Вы возможность посещать курсы повышения квалификации?

    а) да, в том числе и за пределами области;

    б) да, в пределах области;

    в) нет.

  18. Достаточен ли уровень знаний, которые дает школа, для поступления в ВУЗ?

а) да;

б) не всегда;

в) нет.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Лебедева В.П., Орлов В.А., Панов В.И. Психодидактические аспекты развивающего образования // Педагогика, 1996. - N 6. - С. 25-30.

  2. Маклафлин К. Исследование системы педагогической помощи и поддержки в школах Англии и Уэльса // Новые ценности образования: забота - поддержка - консультирование. - Вып. 6.: Инноватор. - М., 1996. - С. 99-105.

  3. Пилиповский В.Я. Эффективная школа: слагаемые успеха в зеркале американской педагогики // Педагогика. 1997. N 1. С. 104-111.

  4. Рубцов В.В., Поливанова Н.И., Ермакова И.В. Образовательная среда школы и интеллектуальное развитие детей // Экспериментальные площадки в московском образовании. - Вып. 2. - М.: МИПКРО, 1998.

  5. Рубцов В.В., Улановская И.М., Яркина О.В. Психологический климат как характеристика образовательной среды школы // Экспериментальные площадки в московском образовании. - Вып. 2. М.: МИПКРО, 1998.

  6. Слободчиков В. Среда: реализация целей образования в пространстве культуры // Новые ценности образования: культурные модели школ. - Вып. 7. - Инноватор-Bennet colledge. - М., 1997. - С. 177-184.

  7. Улановская И. М., Поливанова Н. И., Ермакова И. В. Что такое образовательная среда школы и как ее выявить? // Вопросы психологии, 1998. - № 9.

  8. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. - М.: ЦФКЛ РАО, 1997.

  9. Reid K., Hopkins D. et al. Towards the effective school: The problems and solutions. - Oxford, 1987.


© 2010-2022