- Преподавателю
- Директору, завучу
- Другое. Директору школы. Анкеты и тесты. Диагностика психологических условий школьной образовательной среды
Другое. Директору школы. Анкеты и тесты. Диагностика психологических условий школьной образовательной среды
Раздел | Завучу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Фомина С.Г. |
Дата | 20.07.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Диагностика психологических условий школьной образовательной среды
Бадьина Наталья Петровна, доцент кафедры педагогики и психологии, кандидат психологических наук
Статья отнесена к разделу: Школьная психологическая служба, Социальная педагогика
В условиях современной системы образования школы и другие образовательные учреждения приобретают все большую свободу в выборе направления, методов и средств их развития: появляются различные типы школ, внедряются инновационные технологии, разрабатываются и реализуются авторские программы и т.п. В связи с этим становится все более проблематичным определение эффективности образовательной среды конкретных школ и прогнозирование ее влияния на различные категории участников образовательного процесса.
В настоящее время к вопросу об образовательной среде в педагогике и психологии существует целый ряд подходов. Большинство отечественных авторов рассматривает образовательную среду как совокупность взаимосвязанных, взаимно обогащающих и дополняющих друг друга факторов (материальных, пространственно-предметных, педагогических, социально-психологических и др.), которые оказывают существенное влияние характер образовательного процесса. Причем эти авторы указывают на необходимость при осуществлении экспертизы эффективности образовательной среды уделять особое внимание анализу ее психологического компонента.
Цель предлагаемой ниже методики - оценка выраженности в образовательной среде конкретного учебного заведения следующих психологических факторов:
-
интенсивность образовательной среды;
-
эмоционально-психологический климат;
-
удовлетворенность образовательной средой;
-
демократичность образовательной среды;
-
содействие формированию познавательной мотивации (учебной, профессиональной, творческой), развитию познавательных интересов;
-
удовлетворенность качеством образовательных услуг, предоставляемых образовательным учреждением.
В отношении различных участников образовательного процесса указанные психологические факторы имеют разное значение (табл. 1).
Таблица 1
Проявление психологических условий образовательной среды в отношении учащихся, родителей, педагогов
Факторы
Участники образовательного процесса
Учащиеся
Родители
Педагоги
Интенсивность
проявляется в объеме, сложности учебных заданий, предъявляемых учащимся на уроках и дома, а также в уровне требований к качеству выполнения этих заданий
проявляется в объеме учебной нагрузки учителей, а также в уровне требований к содержанию и качеству их работы
Эмоционально-психологический климат
проявляется в степени психологического комфорта участников образовательного процесса, в особенностях их взаимоотношений, в преобладающем настроении в коллективе и т.п.
Удовлетворенность
проявляется в степени удовлетворенности учебным заведением, его значимости и месте в системе ценностей участников образовательного процесса
Демократичность
проявляется в степени демократичности администрации, возможности участвовать в управлении школой, принимать решения, касающихся личных интересов участников образовательного процесса
Содействие формированию познавательной мотивации
проявляется в степени педагогического содействия у детей мотивации обучения, познавательных интересов и познавательной активности
проявляется в степени поддержки и содействия администрации профессиональному росту и повышению квалификации учителей
Удовлетворенность качеством образовательных услуг
проявляется в оценке уровня преподавания в школе различных предметных дисциплин, в степени уверенности участников образовательного процесса в достаточности образовательных услуг для поступления выпускников в ВУЗы.
Методика проходила апробацию и стандартизацию на базе общеобразовательных школ г. Кургана в 2001-2004 гг.
ПРОЦЕДУРА ДИАГНОСТИКИ. Методика удобна для применения в группе респондентов, которые получают тексты анкеты и бланки ответов (бланки ответов являются одинаковыми для всех участников образовательного процесса).
Респонденты читают вопрос, выбирают из трех вариантов ответов тот, который наиболее соответствует их мнению, и вносят соответствующую букву в бланк ответов рядом с цифрой - номером вопроса.
ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ. Ответы "а" оцениваются в 1 балл; "б" - 0,5 баллов; "в" - 0 баллов.
Каждый психологический фактор образовательной среды представлен тремя вопросами, номера которых в бланке ответов расположены в вертикальных столбцах. Степень выраженности определенного психологического фактора определяется путем расчета среднего значения по каждому столбцу.
Например, респондент ответил на вопросы анкеты следующим образом:
Бланк ответов
1. б
2. а
3. б
4. в
5. б
6. а
7. а
8. а
9. а
10. в
11. в
12. а
13. а
14. а
15. б
16. б
17. б.
18. а
И
Э
У
Д
М
КО
В этом случае показатель интенсивности учебной среды (И) будет равен 0,83; показатель эмоционально-психологического климата (Э) - 1; показатель удовлетворенности (У) - 0,67; показатель демократичности (Д) - 0,17; показатель содействия развитию познавательной мотивации (М) - 0,33; показатель удовлетворенности качеством образовательных услуг (КО) - 1.
ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ. Чем ближе полученный результат к 1, тем сильнее выражен в данной образовательной среде соответствующий психологический фактор:
0 - 0,40 - низкий уровень;
0,41 - 0,70 - средний уровень;
0,71 - 1 - высокий уровень.
Результаты ответов испытуемого в вышеприведенном примере можно обобщить следующим образом.
Данный респондент отмечает:
-
высокую интенсивность нагрузки в ОУ;
-
высокий уровень эмоционально-психологического комфорта участников образовательного процесса;
-
достаточную (среднюю) степень удовлетворенности своей школой;
-
низкую степень демократичности образовательной среды;
-
низкий уровень содействия развитию познавательной мотивации.
АНКЕТА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
-
Устаешь ли ты обычно на уроках?
а) да;
б) на некоторых;
в) нет.
-
Испытываешь ли ты в стенах школы чувство защищенности и психологический комфорт?
а) да;
б) не всегда;
в) нет.
-
Доволен ли ты, что являешься учеником именно этой школы?
а) да;
б) иногда;
в) нет.
-
Имеешь ли ты возможность участвовать в управлении школой, вносить предложения по улучшению образовательного процесса?
а) да;
б) в некоторых случаях;
в) нет.
-
Умеют ли педагоги в твоей школе заинтересовать учащихся на уроках?
а) да;
б) иногда;
в) нет.
-
Оцени уровень знаний, которые ты получаешь в школе.
а) высокий;
б) достаточный;
в) низкий.
-
Оцени объем домашних заданий.
а) чрезмерный;
б) оптимальный;
в) недостаточный.
-
Имеют ли место во взаимоотношениях педагогов и учеников твоей школы искренность, дружелюбие, взаимное уважение?
а) да;
б) не всегда;
в) нет.
-
Входят ли твои учителя в круг авторитетных для тебя людей?
а) да;
б) не все;
в) нет.
-
Проявляют ли педагоги демократичность в общении с учащимися?
а) да;
б) не всегда или не все;
в) нет.
-
Реализуются ли в процессе школьных занятий твои собственные учебные интересы?
а) да;
б) не всегда или не в полной мере;
в) нет.
-
Пользуешься ли ты услугами репетиторов?
а) нет;
б) редко;
в) систематически.
-
Считаешь ли ты, что к уровню знаний учащихся в твоей школе предъявляются слишком высокие требования?
а) да;
б) уровень требований оптимальный;
в) уровень требований
недостаточный.
-
Достаточно ли часто, на твой взгляд, педагоги и учащиеся общаются на личные темы (не связанные с учебой) в неформальной обстановке?
а) да;
б) хотелось бы чаще;
в) практически никогда.
-
Имеют ли для тебя большое значение события, происходящие в "школьной жизни"?
а) да;
б) не все;
в) нет.
-
Имеешь ли ты право голоса при решении вопросов, затрагивающих твои личные интересы?
а) да;
б) не всегда;
в) нет.
-
Находит ли поддержку и содействие учителей твое желание углубленно изучать интересующие тебя предметы (организация факультативов, кружков, индивидуальных занятий и т.п.)?
а) да;
б) не всегда;
в) нет.
-
Насколько ты уверен, что после окончания школы сможешь поступить в ВУЗ?
-
а) почти уверен, что поступлю;
б) не уверен, что поступлю;
в) почти уверен, что не поступлю.
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
-
Оцените степень интенсивности учебной нагрузки в школе, где учится Ваш ребенок.
а) высокая;
б) оптимальная;
в) низкая.
-
Удовлетворяют ли Вас взаимоотношения педагогов и Вашего ребенка?
а) да;
б) не вполне;
в) нет.
-
Довольны ли Вы, что Ваш ребенок учится именно в этой школе?
а) да;
б) не всегда;
в) нет.
-
Имеете ли Вы возможность участвовать в управлении школой, вносить предложения по улучшению образовательного процесса?
а) да;
б) в некоторых случаях;
в) нет.
-
С интересом ли Ваш ребенок посещает учебные занятия?
а) да;
б) не всегда;
в) нет.
-
Оцените уровень знаний, которые получает Ваш ребенок в школе?
а) высокий;
б) достаточный;
в) недостаточный.
-
Оцените объем домашних заданий
а) чрезмерный;
б) оптимальный;
в) недостаточный.
-
Находите ли Вы понимание и поддержку педагогов при решении проблем, связанных с обучением и воспитанием Вашего ребенка?
а) да;
б) не всегда;
в) нет.
-
Цените ли Вы мнение педагогов, стараетесь ли выполнять их рекомендации?
а) да;
б) не всегда;
в) нет.
-
Оцените степень своего участия в деятельности школы.
а) высокая;
б) средняя;
в) низкая.
-
Оцените уровень мотивации обучения Вашего ребенка.
а) высокий;
б) средний;
в) низкий.
-
Приходится ли Вам прибегать к услугам репетиторов?
а) нет;
б) иногда;
в) систематически.
-
Оцените требования учителей, предъявляемые Вашему ребенку.
а) завышенные;
б) оптимальные;
в) заниженные.
-
Общаетесь ли Вы с педагогами в неформальной (внеучебной, внешкольной) обстановке?
а) да;
б) иногда;
в) никогда.
-
Является ли школа, в которой учится Ваш ребенок авторитетным для Вас учебным заведением?
а) да;
б) в некоторых случаях;
в) нет.
-
Имеете ли вы право голоса при решении вопросов, затрагивающих интересы Вашего ребенка?
а) да;
б) не всегда;
в) нет.
-
Удовлетворяет ли внеурочная работа в школе (кружки, факультативы и т.п.) интересы Вашего ребенка?
а) да;
б) не вполне;
в) нет.
-
Готов ли Ваш ребенок к поступлению в ВУЗ?
-
а) да;
б) не вполне;
в) нет.
АНКЕТА ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ
-
Считаете ли Вы, что Ваша учебная нагрузка слишком велика?
а) да;
б) иногда;
в) нет.
-
Принято ли в педагогическом коллективе Вашей школы делиться не только профессиональными, но и личными проблемами?
а) да;
б) не всегда;
в) нет.
-
Довольны ли Вы тем, что работаете именно в этой школе?
а) да;
б) в некоторых случаях;
в) нет.
-
Имеете ли Вы возможность участвовать в управлении школой, вносить предложения по улучшению образовательного процесса?
а) да;
б) в некоторых случаях;
в) нет.
-
Ведется ли в учебном заведении активная методическая работа, направленная на повышение профессионального мастерства педагогов?
а) да;
б) хотелось бы больше или не всегда устраивает;
в) нет.
-
Оцените уровень, на котором ведется преподавание в Вашей школе.
а) высокий;
б) достаточный;
в) недостаточный.
-
Достаточно ли у Вас времени, чтобы подготовиться к занятиям, проверить тетради и т.п.?
а) нет;
б) бывает, что времени не хватает;
в) да.
-
Считаете ли Вы, что взаимоотношения педагогов, учеников и родителей в Вашей школе отличаются искренностью, дружелюбием, взаимным уважением?
а) да;
б) не всегда;
в) нет.
-
Считаете ли Вы, что в данном учебном заведении Вы реализовались как профессионал и как личность?
а) да;
б) не всегда;
в) нет.
-
Считаете ли Вы, что в Вашей школе администрация достаточно демократична по отношению к педагогам?
а) да;
б) не всегда;
в) нет.
-
Находит ли поддержку и содействие администрации Ваше стремление к повышению собственной квалификации (аттестация на квалификационную категорию, разработка и внедрение новых технологий, авторских программ и т.п.)?
а) да;
б) не всегда;
в) нет.
-
Прибегают ли учащиеся Вашей школы к помощи репетиторов?
а) нет, в этом нет необходимости;
б) редко;
в) систематически.
-
Считаете ли Вы, что к объему, содержанию и качеству работы учителей в Вашей школе предъявляются слишком высокие требования?
а) да;
б) уровень требований оптимальный;
в) уровень требований недостаточный.
-
Встречаются ли педагоги Вашей школы в неформальной обстановке как в "стенах школы", так и за ее пределами (отмечают вместе дни рождения, ходят друг к другу в гости, посещают концерты и т.п.)?
а) да;
б) такое иногда бывает;
в) нет.
-
Пользуется ли учебное заведение, в котором Вы работаете, благодаря Вам и Вашим коллегам авторитетом в городе?
а) да;
б) не всегда;
в) нет.
-
Имеете ли вы право голоса при решении вопросов, затрагивающих интересы Вас и Ваших учеников?
а) да;
б) не всегда;
в) нет.
-
Имеете ли Вы возможность посещать курсы повышения квалификации?
а) да, в том числе и за пределами области;
б) да, в пределах области;
в) нет.
-
Достаточен ли уровень знаний, которые дает школа, для поступления в ВУЗ?
-
а) да;
б) не всегда;
в) нет.
ЛИТЕРАТУРА
-
Лебедева В.П., Орлов В.А., Панов В.И. Психодидактические аспекты развивающего образования // Педагогика, 1996. - N 6. - С. 25-30.
-
Маклафлин К. Исследование системы педагогической помощи и поддержки в школах Англии и Уэльса // Новые ценности образования: забота - поддержка - консультирование. - Вып. 6.: Инноватор. - М., 1996. - С. 99-105.
-
Пилиповский В.Я. Эффективная школа: слагаемые успеха в зеркале американской педагогики // Педагогика. 1997. N 1. С. 104-111.
-
Рубцов В.В., Поливанова Н.И., Ермакова И.В. Образовательная среда школы и интеллектуальное развитие детей // Экспериментальные площадки в московском образовании. - Вып. 2. - М.: МИПКРО, 1998.
-
Рубцов В.В., Улановская И.М., Яркина О.В. Психологический климат как характеристика образовательной среды школы // Экспериментальные площадки в московском образовании. - Вып. 2. М.: МИПКРО, 1998.
-
Слободчиков В. Среда: реализация целей образования в пространстве культуры // Новые ценности образования: культурные модели школ. - Вып. 7. - Инноватор-Bennet colledge. - М., 1997. - С. 177-184.
-
Улановская И. М., Поливанова Н. И., Ермакова И. В. Что такое образовательная среда школы и как ее выявить? // Вопросы психологии, 1998. - № 9.
-
Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. - М.: ЦФКЛ РАО, 1997.
-
Reid K., Hopkins D. et al. Towards the effective school: The problems and solutions. - Oxford, 1987.