Доклад на тему Роль ученического проекта в формировании универсальных умений

Доклад "Роль ученического проекта в формировании универсальных умений" отличное дополнение к материалу на заседание методического совета. Сегодня интерес к  методу проектов очень значим. Ежедневно в СМИ мы слышим про всевозможные проекты: экологические, коммерческие, научные. Чтобы реализовать их во взрослой жизни учащемуся  необходимо владеть методологией проекта, а также иметь высокий уровень   умений и навыков. В условиях современной жизни проект – это инструмент профессиональной деятельности...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Роль ученического проекта в формировании универсальных умений


Проблемы формирования новых педагогических практик, разработки технологического обеспечения новых педагогических идей, концепций, теорий в истории образования и педагогической мысли, вопросы педагогического проектирования занимали одно из приоритетных мест. Сегодня интерес к методу проектов очень значим. Ежедневно в СМИ мы слышим про всевозможные проекты: экологические, коммерческие, научные. Чтобы реализовать их во взрослой жизни учащемуся необходимо владеть методологией проекта, а также иметь высокий уровень умений и навыков. В условиях современной жизни проект - это инструмент профессиональной деятельности, использованный во всех сферах жизни. Необходимость подготовки учителя к проектной и инновационной деятельности возрастает, с одной стороны, в связи с появлением все большего количества педагогических инициатив со стороны учителя, осознающего современные проблемы образования и стремящегося к его развитию. С другой стороны, сегодня учителя побуждает к совместной проектной деятельности новый ученик, осознающий свои собственные образовательные потребности и стремящийся к их удовлетворению.

В профессиональной педагогической деятельности учителя сочетаются нормативные (действия на основе педагогической нормы, стандарта) и исследовательские (создаваемые в ходе собственного педагогического поиска) элементы. Экспериментальная деятельность учителя направлена на преобразование участка его практики с целью поиска новых идей, методов, средств педагогической деятельности, открытия неизвестных закономерностей.

Потребность в педагогическом проектировании возникает всякий раз тогда, когда наступает осознание необходимости перехода от существующей к прогностической модели образовательной системы. При этом всякий раз возникает проблема разработки проекта. Проектирование сегодня - важнейший фактор развития образования и практика его организации многообразна.

Во время подготовки проекта преподаватель имеет возможность формировать универсальные умения учащихся не после того как появятся начальные результаты, а до того как они появятся, то есть заранее запрограммировать их используя научные задания.

Научные задания проходят через весь процесс разработки проекта, выполняя в нем разнообразные функции: мотивационную, инструментальную, исследовательскую. Через развязку научных заданий объективные данные превращаются в субъективные знания учащихся и формируют те универсальные умения, от которых зависит успеваемость выпускника.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся. Во время разработки проекта учащемуся необходимы , с одной стороны, разнообразные методы и способы, а с другой стороны - необходимость интеграции знаний и умений разных сфер науки, техники, технологий. Необходимо ориентироваться на результат.

Проектная деятельность как метод характеризуется совокупностью научно- познавательных способов и приёмов, которые позволяют учащимся разрабатывать проект самостоятельно с обязательной презентацией результатов.

Проектная деятельность учителя и ученика является важным фактором развития системы образования и общества в целом. Являясь видом педагогического творчества, проектирование способствует становлению субъектности и личностно-ориентированной позиции учителя в педагогическом процессе и ученика - в образовательном процессе.

Образовательные проекты могут быть многообразны по направлениям деятельности, характеру изменений, масштабам, срокам реализации, степени сложности и т.д. Но все они являются выражением инициативы учителя, индикатором его стремления к переменам. Конкретный результат образовательного проекта всегда многосторонен: с одной стороны, это достижение целей проектирования (лежащих как в педагогической, так и в предметной области), с другой - профессиональный рост самого учителя, реализующего в своей педагогической практике проектные технологии. Главная педагогическая цель любого проекта - формирование комплексных свойств личности учащихся, компетенций, включающих взаимосвязанные знания, умения, ценности, а также готовность мобилизовать их при необходимости, развитие проектировочных, конструктировочных, рефлексивных способностей. Работа над проектом позволяет выстроить особые отношения с учителем - отношения сотрудничества и равноправия. Инициатива деятельности исходит от учащегося: он является автором замысла и исполнителем своего проекта от начала и до конца. Учитель лишь дает советы, предоставляет информацию, подсказывает направления работы, причем ученик может и не соглашаться с ним - отстаивание собственной позиции, своей точки зрения всемерно поощряется.

Проект дает возможность задумать и поставить оригинальный опыт, провести социологический опрос среди одноклассников, проявить собственное творческое видение процесса и результата работы, создать проектный продукт, в котором воплотится творческий замысел автора: например, написать новое учебное пособие, подготовить «шпаргалку» по трудной теме, снять видеофильм, сделать макет, которым будут пользоваться ученики и учителя школы, может быть, через много лет после того, как автор проекта окончит ее.

Проектная деятельность дает ученику возможность реализовать свой познавательный мотив, так как предоставляет ему максимальную свободу выбора не только основной темы проекта, но и способов ее реализации. Работая над проектом, можно приобрести новые знания и опыт в интересующей сфере и сразу же применить их на практике. В этой ситуации обучение превращается в процесс осознанного активного поиска, присвоения и применения новых знаний. Это и есть те приращения знаний, умений и навыков, ради которых организуется проектная деятельность и которые в дальнейшем будут легко переноситься учащимся на другие виды учебной и внеучебной деятельности.

По словам британского психоаналитика Анны Фрейд, самым интересным объектом изучения для подростка является он сам. Поскольку исходная проблема любого проекта имеет личностно окрашенный характер, работая над проблемой, ученик получает шанс лучше понять себя, оценить свои возможности, приобретаемый академический и житейский опыт - увидеть процесс своего взросления.

Таким образом, проектный метод обучения, объединяя в себе целый ряд элементов различных видов творческой самостоятельной работы, формирует у учащегося навыки осознанного и активного приобретения и применения знаний, развивает аналитические способности, критическое мышление, стимулирует творческую активность, способствует успешной социальной адаптации.

Всю работу ученик должен выполнять преимущественно самостоятельно. Однако в зависимости от возраста, индивидуальных особенностей, имеющегося опыта учителю предстоит оказывать автору проекта определенную помощь. Для этого нужно определить, в какой роли вы будете участвовать в проектной работе учащегося. Вы можете быть:

- руководителем проекта, который несет серьезную ответственность за ход и результат работы. В такой ситуации учащийся может быть не слишком инициативным, так как это привычные для него отношения «учитель - ученик», которые делегируют ему минимальную самостоятельность и ответственность;

- коллегой по работе, который в значительной степени вовлечен в процесс, выполняет заранее оговоренную часть работы и разделит с автором проекта будущий триумф или поражение. Это отношения равноправных партнеров, которые в равной степени увлечены общей работой и взаимно обогащают друг друга своими знаниями и опытом, энтузиазмом;

-экспертом - знатоком, источником информации по исследуемой проблеме, который предоставляет необходимые сведения и дает советы, когда автор проекта обращается за ними. Здесь учитель находится в несколько отстраненной позиции, побуждая учащегося проявлять максимум активности, быть инициатором работы, организатором взаимодействия с учителем;

-супервизором, который, не являясь экспертом по теме проекта, вдохновляет автора и создает условия для успешного выполнения работы, не неся при этом никакой ответственности за конечный результат, в том числе за полученную отметку. В такой ситуации учащийся становится истинным и единоличным автором проекта и в полной мере несет ответственность как за успех, так и за провал.

Выбирая роль, которую вы будете играть в этой работе, следует учитывать индивидуальные особенности подростка, а также те задачи обучения и воспитания, которые необходимо решить в ходе работы над проектом. Обсудите с учеником степень своего участия в проекте. Зная заранее меру своей самостоятельности и ответственности, он не будет чувствовать себя обделенным вашим вниманием, брошенным на произвол судьбы, и в то же время у него не возникнет искушения переложить работу на плечи учителя.

Согласитесь, правильно выбранная позиция учителя в значительной степени определяет успех проекта как метода обучения и воспитания.

Еще один совет. Договоритесь с учеником, что на протяжении всей работы над проектом будет вестись дневник. Его могут вести сам ученик или ученик и учитель вместе. Дневник - рабочий документ, поэтому он не обязательно должен быть красивым и аккуратным, но обязательно должен вестись регулярно, сопровождать весь процесс от начала до конца. В нем фиксируются встречи учителя и ученика, записываются все возникающие идеи, советы, который ученик получает от учителя, задачи, которые необходимо решить. Это нужно для того, чтобы ничего не упустить из виду, принимая во внимание, что в основном ученик выполняет все работу самостоятельно, работа эта длительная и многоплановая, а встречи с учителем происходят нечасто. И вообще ведение текущих записей по ходу работы дисциплинирует и помогает не выбиться из графика.

У учащихся в процессе проектной деятельности наиболее эффективно формируются следующие общеучебные умения, что свидетельствует о позитивной роли проектирования в развитии личности детей, их успешности:

1.Рефлексивные: - умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно имеющихся знаний,

- умение ответить на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?

2. Исследовательские:

- умение самостоятельно генерировать идеи, изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей,

- умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле,

-умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста),

-умение находить несколько вариантов решения проблемы,

-умение выдвигать гипотезы,

-умение устанавливать причинно-следственные связи.

3. Навыки оценочной самостоятельности.

4.Умение работы в сотрудничестве

-умение коллективного планирования,

- умение взаимодействия с разными партнерами,

- умения взаимопомощи в группе в решении общих задач,

- навыки делового партнерского общения,

- умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.

5. Менеджерские:

-умение проектировать процесс или изделие,

- умение планировать деятельность, время, ресурсы,

- умение принимать решение и прогнозировать их последствия,

-навыки анализа собственной деятельности (ее хода и промежуточных результатов).

6. Коммуникативные:

- умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми - вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.,

- умение вести дискуссию,

- умение отстаивать свою точку зрения,

-умение находить компромисс,

-навыки устного опроса, интервьюирования и т.д.

7. Презентационные:

- навыки монологической речи,

-умение уверенно держать себя во время выступления,

- артистические умения,

- умение использовать различные средства наглядности при выступлении или защите проекта,

-умение отвечать на незапланированные вопросы.

Проектная деятельность в масштабе образовательного учреждения способствует созданию рефлексивно-инновационной среды, развивающей субъектность учащихся, формирует субъектную позицию учителя по отношению к собственной профессиональной деятельности, позволяет управлять педагогическим процессом «из любой точки» и осуществлять экспертизу образовательной деятельности.




Используемая литература:

1. Бенвенисте Г. Овладение политикой планирования. Пер. с англ. М.Калантаровой. М., 1994.

2. Бедерханова В.П., Бондарев П.Б. Педагогическое проектирование в инновационной деятельности: Учеб. Пособие - Краснодар, 2000.

3. Бедерханова В.П. Становление личностно-ориентированной позиции педагога. Краснодар, 2001.

4. Бим-Бад Б.М. Педагогическая антропология. М., 1998.

5. Бим-Бад Б.М. Путь к спасению: Педагогическая антропология Иммануила Канта сегодня. М., 1994.

6. Бондарев П.Б. Путь к национальному возрождению// Народное образование. М. , 1996, № 10.

7. Бондарев П.Б. Русская идея в философии образования// Философские исследования. М. , 1993, № 2.

8. Громыко Ю.В. Проектирование и программирование развития образования.-М.,1996.-С.341-402.

9. Гинецинский В. И. Основы теоретической педагогики. СПб., 1992.

10. Давыдов В.В., Зинченко В.П. Культура, образование, мышление.// Перспективы. Вопросы образования. ЮНЕСКО, 1992, № 1-2.

11. Кант И. Соч. в 6 т., М.,1965, т.4, ч.1.

12. Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения. - М.: Просвещение, 1982.

13. Кашапов М.М. Психология педагогического мышления. - СПб., Алетейя, 2000. - 463 с.

14. Киселева Т.Г. Оценивание как показатель уровня педагогического мышления учителя. // Психология педагогического мышления: теория и эксперимент/ Под ред. М.М. Кашапова.- М., ИП РАН, 1998. - С. 92-100.

15. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М., 1996.

16. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. - М.: Высшая школа, 1990.

17. Кузьмина Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. - Л.: Знание, 1985.

18. Курбатов В.И., Курбатова О.В. Социальное проектирование: Учеб. Пособие - Ростов-на-Дону, 2001.

19. Луков В.А. Социальное проектирование: Учеб. Пособие.- 2-е изд., Ин-т молодежи, М., 2000.

20. Маркова А.К. Психология труда учителя: кн. для учителя. - М., Просвещение, 1993.

21. Маркова А.К. Психология профессионализма. - М., 1996.


Калиновское ПТАУ



Доклада на тему:

«Роль ученического проекта

в формировании универсальных умений»


Подготовила

преподаватель химии, биологии

Петрусенко М.С.

Калиновка, 2012 г

© 2010-2022