«Воспитательная среда ОУ как средство профессионального самоопределения школьников»

Выступление на конференции ЛОИРО (Санкт-Петербург). Главные задачи современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой жить в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники смогли самостоятельно ставить и достигать серьезных целей, умело реагировать на различные жизненные ситуации. Но становление человека не может происходить вне окружающей социокультурной среды, вне ...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Мартьянова Ольга Викторовна,

заместитель директора поУВР,

учитель технологии

МОУ «Калитинская СОШ»

Волосовского района

Ленинградской области.


«Воспитательная среда ОУ как средство профессионального самоопределения школьников»


Мир, в котором живет современный человек, все более динамично и радикально изменяется. Эти изменения затрагивают глобальный, региональный и локальный уровни, и связаны с преобразованиями в сфере культуры, экономики, социальных отношений, политики и т.д. Изменения, происходящие в современном мире, затрагивают человека, его сознание и образ жизни. Современный ребенок формируется в условиях другой социокультурной среды, под влиянием иного образа жизни.

Главные задачи современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации.

Важной позицией современной педагогики является то, что становление и образование человека не может происходить вне окружающей социокультурной среды, вне исторического и социального контекста регионального развития. Поэтому для успешного становления человека, его личности необходимы глубокая взаимосвязь и взаимозависимость с малой родиной, на которой он живет. Малая родина - это, прежде всего, люди, которые окружают ребенка (семья, школьный коллектив, педагоги, друзья, соседи), их отношения; природное, историческое и культурное своеобразие региона, социальные отношения на данной территории.

МОУ «Калитинская СОШ» - небольшая сельская школа Волосовского района Ленинградской области, удаленность от районного центра - 14 км. В настоящее время у нас обучается 197 человек, имеется тенденция к увеличению численности учащихся. Анализ социального паспорта показывает, что в школе есть достаточное количество семей, которые не могут оказывать необходимое воспитательное воздействие на ребенка и положительно повлиять на его социальную адаптацию. Важно учитывать, что в связи с закрытием предприятий в г. Волосово и районе многие родители ездят работать в города Санкт-Петербург, Гатчина, увеличивается число семей мигрантов из стран ближнего зарубежья. Наблюдается небольшая миграция семей из Санкт-Петербурга, в основном, это неблагополучные многодетные семьи.

Основными предприятиями на территории МО является Северо-Западная машиноиспытательная станция, АОЗТ "Кикерино", федеральный селекционный центр по выращиванию форели. Данные предприятия занимаются испытанием новой техники Северо-Западного региона РФ, выращиванием, переработкой и реализацией сельскохозяйственной продукции растениеводства и животноводства. Крупных промышленных предприятий на территории поселения нет. Главным экономическим потенциалом нашего МО является машиноиспытательная станция, сельскохозяйственные предприятия; развитие предприятий по переработке природного сырья: леса, щебня, торфа, известняка; развитие туризма, связанного с историей поселения, его культурными особенностями.

Центром культурной жизни муниципального образования является Дом культуры, на базе которого проводятся районные и областные мероприятия, функционируют различные творческие коллективы. Кроме ДК и детских садов № 5 и 26, на территории поселения культурных и образовательных учреждений нет. Для получения дополнительного образования приходится выезжать в районный центр: наши дети занимаются в Школе искусств имени Н.К.Рериха в г.Волосово, в детско-юношеской спортивной школе, в Центре информационных технологий и Детско-юношеском центре г. Волосово. Школа сотрудничает с историко-культурным центром поселка Калитино; музеем Н.К.Рериха (д.Извара), районным историко-краеведческим музеем. На территории поселения находятся исторические архитектурные объекты и памятники природы. Т.о. имеются экономические, кадровые и культурные ресурсы среды.

По данным социологического исследования, проведенного в семьях выпускников основной школы в 2012 году, выявлены приоритетные ценности, предъявляемые родителями к процессу обучения и воспитания детей. Становится очевидным, что родители ждут, чтобы при организации воспитательного и образовательного процессов учитывались индивидуальные особенности детей, расширялся спектр образовательных услуг, уделялось внимание вопросам сохранения здоровья.

Данные обследования уровня личностного развития детей, поступающих в школу, показывают различный уровень развития: от детей с высоким уровнем, обладающих музыкальными, художественными, интеллектуальными способностями, до детей с задержкой психического развития и ослабленным умственным развитием.

Это многообразие особенностей нашего ученического контингента определил модель образовательного учреждения, - имеющей характер адаптивной школы валеологической направленности.

Воспитательная система МОУ «Калитинская СОШ»- это открытая система, она динамична, вписана в определённую социальную среду, способствующую росту инициативности учащихся. Воспитательная работа в нашей школе строится исходя из того, что воспитание есть управление процессом развития личности, реализуется модель «школа - социокультурный центр». Выполняется социальный заказ, выявленный через анкетирование детей и родителей, которые рассматривают школу как благоприятную среду для сохранения и коррекции психического, физического и духовного здоровья ребёнка; 100% родителей видят школу как безопасное пространство для детей (более 60% родителей работают за пределами сельского поселения); 93% опрошенных считают работу школы в режиме СКЦ необходимым условием для личностного развития детей и их социализации. Современное общество как никогда нуждается в помощи школы, которая является сегодня единственным учреждением, способным воспитать молодого человека, готового решать новые, более сложные проблемы завтрашнего дня.

Важнейшей заботой родителей является определение дальнейшего пути образования детей. Для удовлетворения этой потребности в школе реализуется программа профессиональной ориентации, в рамках регионального инновационного проекта в 2010 г. организовано профильное обучение по агротехнологическому профилю, усилено преподавание биологии и технологии.

Для школы с агротехнологическим профилем обучения программа технологической подготовки включает в себя две составляющие: общетехнологическую (базовый уровень) и специальную.

Специальная технологическая подготовка в МОУ «Калитинская СОШ» осуществляется по выбору учащихся в следующих направлениях (сферах и модулях) трудовой деятельности:

· в сфере сельскохозяйственного производства: модули «Агробиология» и «Микробиология» - овощеводство; плодоводство; животноводство; птицеводство; пчеловодство; механизация технологических процессов сельскохозяйственного производства;

· в сфере информационных технологий: модуль «КОМПАС 3Д» - операторские работы на ЭВМ (компьютерные сети, компьютерная графика и черчение);

· в сфере проектирования: модуль «Проектная деятельность» - художественно-оформительские работы; дизайн-проекты; прикладное творчество; профессиональное самоопределение.

Специальная технологическая подготовка учащихся проводится на базе школьных учебно-производственных мастерских, пришкольного участка, лабораторий Санкт-Петербургского государственного аграрного университета (в рамках договора о сотрудничестве). Рабочая программа разработана для обучения школьников X и XI классов МОУ «Калитинская СОШ». На изучение программы общетехнологической подготовки в каждом классе отводится по 34 часов учебного времени, на программу специальной технологической подготовки - по 102 часа (3 модуля).

Разработаны и реализуются школьные элективные курсы «Я и моя будущая профессия», «Культура здорового питания», «Цветоводство», «Ландшафтный дизайн»; СПбГАУ проводит допрофессиональную подготовку по специальности «рыбовод-аквариумист». В профильном классе ведется дневник личностного развития обучающихся.

Реализация воспитательных задач предполагается:
- на каждом учебном и внеклассном мероприятии;
- создание воспитывающей среды во внеурочное время;
- построение системы воспитательной работы, нацеленной на развитие личности каждого ребёнка, социализации и профессионального самоопределения. Воспитание в нашей школе пронизывает и учебную, и внеурочную деятельность. В государственных стандартах нового поколения сказано, что именно внеурочная деятельность наиболее эффективно способствует процессу социализации личности каждого ребёнка. Система внеурочной деятельности в МОУ «Калитинская СОШ» реализуется по модели «дополнительного образования», воспитательная работа базируется на системе КТД и школьном самоуправлении, функционируют две детские общественные организации, трудовая бригада школьников.

Мы считаем, что подготовка учащихся к профессиональному самоопределению должна осуществляться последовательно и непрерывно. В начальной школе необходимо сформировать у детей представление о разделении труда и познакомить их с наиболее распространенными профессиями, в основной - научить анализу профессии, диагностированию своих профинтересов и способностей, построению плана профессионального образования и трудоустройства, сформировать осознанное профнамерения. Учащиеся выпускного класса основной школы часто испытывают серьезные затруднения в выборе профиля обучения в старшей школе. Выпускники старшей школы должны уметь уточнять и корректировать свои профнамерения, осуществлять поиск и анализ информации о рынке труда, путях профессионального образования и трудоустройства. У них должна быть сформирована готовность к продолжению обучения в системе непрерывного профессионального образования и продвижению в деловой карьере.

Вся профориентационная работав школе строится в системе взаимодействия "Школа - семья - социум". В основе успешности программ, объединяющих усилия семьи и школы, лежат общение и сотрудничество.

Для успешного функционирования образовательного учреждения сегодня все большее значение приобретает развитие взаимодействия с социальными партнерами, в качестве которых могут выступать родители учащихся, представители производственных организаций поселения, управляющий совет, общественные организации и т.д. В МОУ «Калитинская СОШ» уже накоплен определенный позитивный опыт взаимодействия с местным социумом, центром занятости, администрацией МО, учебными заведениями, общественными организациями (проведение на базе школы различных районных культурных и спортивных мероприятий, шефство над ветеранами, творческие встречи, посещение производства, праздники профессий, участие в социальных акциях и т.д.). Результатами партнерства можно считать: 100% трудоустройство выпускников школы, завершение обучения по выбранной специальности, 85% трудоустройства по окончании учебного заведения по специальности. Ежегодное поступление выпускников в СПбГАУ на бюджетную форму обучения, в 2011-2012 45% от числа выпускников школы продолжили обучение в СПбГАУ на различных факультетах (в т.ч. в рамках государственного заказа и договора о сотрудничестве с ОУ). К сожалению, число выпускников, вернувшихся на работу после окончания учебного заведения в Волосовский район, продолжает уменьшаться. Актуальность проблем профессионального самоопределения весьма значительна и очевидна для развития муниципальных образований, для всех участников образовательного процесса.

Таким образом, на сегодняшний день существует необходимость создать единую систему качественного взаимодействия семьи, образовательного учреждения, социальных партнеров и профессиональных образовательных учреждений по проблемам профессионального самоопределения подростков. Самое главное для школьника, как бы он не стремился к самостоятельности, - это ощущение поддержки со стороны взрослого. Для детей важно, что по трудному пути самоопределения они идут не одни, что рядом находится взрослый, который поддержит в трудную минуту и поможет, какой бы путь они не выбрали.

7


© 2010-2022