- Преподавателю
- Директору, завучу
- Проект «Система работы с одарёнными детьми в условиях сельской школы»
Проект «Система работы с одарёнными детьми в условиях сельской школы»
Раздел | Завучу |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Мартынова М.И. |
Дата | 12.10.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное казенное учреждение
«Солонецкая средняя общеобразовательная школа»
ПРОЕКТ
«Система работы с одарёнными детьми в условиях сельской школы»
Разработала:
Мартынова Марина Ивановна
учитель биологии
I квалификационной категории
Пояснительная записка
В современной системе образования одним из приоритетных направлений становится работа с одаренными и талантливыми детьми.
На сегодняшний день одной из функций школы становится функция - выявление детских способностей, создание условий для их развития, помощь в формировании таланта учащегося, отслеживание и оказание разносторонней поддержки одаренным детям. Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных проблем совершенствования системы образования.
Работа с одаренными детьми в школе ведется давно (это и проведение школьного этапа предметных олимпиад, и конференции проектно-исследовательских работ для учащихся начальной, основной и средней школы, участие учащихся в муниципальном этапе предметных олимпиад и районной конференции проектно - исследовательских работ, подготовка детей к участию в интеллектуальных играх и конкурсах), однако нет единых подходов, нет системы работы.
Однако есть немало трудностей в работе с одаренными детьми в условиях сельской школы:
1.На селе до сих пор сохраняется более низкий уровень образования сельского населения и, следовательно, более низкий общий уровень культуры взрослых, которые окружают ребенка. Это сказывается на развитии способностей, уровне знаний и кругозоре детей, что часто ведет к заниженным требованиям к получаемому образованию.
2. На селе ограничены возможности для самообразования и самостоятельного культурного роста: меньше фонды библиотек, количество принимаемых программ телевидения, кружков, секций и т.д. Сельским жителям сложнее попасть в театры, музеи. Данный фактор оказывает влияние не только на детей, но и на педагогов, чьи возможности продолжения образования, повышения квалификации, обмена опытом, культурного роста также ограниченны.
3. Жители села, безусловно, отличаются меньшей возможностью социального роста, что приводит к образованию "комплекса городского превосходства". Все чаще на селе возникает тип селянина с саморазрушительным стилем жизни, безответственного и аморального человека, что было редкостью для традиционного российского села. Все это находит свое отражение и в организации учебно-воспитательного процесса.
4. Низкий уровень социально-психологической помощи и поддержки учащихся в связи с отсутствием в большинстве школ социально-психологической службы не может не сказываться на организации педагогического процесса и социальном становлении учащихся.
5. Малочисленность школы создает определенные проблемы в организации учебно-воспитательного процесса. Затрудняется и ограничивается выбор форм и методов воспитания и обучения в классном коллективе такой школы, некоторые из них
теряют всякий смысл. Малочисленность классов в большинстве школ ограничивает круг общения детей, развитие коммуникативных умений, способности быстро ориентироваться в новой обстановке.
6. Мотивация учения, познавательные интересы сельских школьников развиты значительно слабее, чем городских, ниже успеваемость, качество образования. Объясняется это многими причинами, в том числе и малочисленностью классов и школы, которая создает ряд проблем:
отсутствие соревновательности на уроках и в целом в учебе учащихся одного класса, ограниченное число ориентиров для сравнения и оценки своих реальных успехов в учебной деятельности;
трудности в развитии коммуникативных умений, способности быстро реагировать на события в новой ситуации вследствие бедности общения и взаимодействия детей с окружающим миром;
психологическая незащищенность ребенка, постоянное давление учителей на ученика, ожидание того, что его обязательно спросят;
ограниченные возможности для выбора предметов, занятий, педагогов, видов досуговой деятельности, общения и т.д.;
однообразие обстановки, контактов, форм взаимодействия.
Поэтому перед педагогами встает организационная и методическая задача: разработать проект, включающий различного рода мероприятия, имеющие целью создание условий для выявления и развития интеллектуальных способностей учащихся, воспитание у них желания заниматься интеллектуальной деятельностью, формирование навыков продуктивного интеллектуального труда.
Концепция проекта
Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы.
Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Одаренные дети обычно обладают отличной памятью, которая базируется на ранней речи и абстрактном мышлении. Их отличает способность классифицировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями. Большой словарный запас, сопровождающийся сложными синтаксическими конструкциями, умение ставить вопросы чаще всего привлекают внимание окружающих к одаренному ребенку. Маленькие «вундеркинды» с удовольствием читают словари и энциклопедии, придумывают слова, должные, по их мнению, выражать их собственные понятия и воображаемые события, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей.
Одаренного ребенка отличает и повышенная концентрация внимания на чем-либо, упорство в достижении результата в сфере, которая ему интересна. К этому нужно прибавить и степень погруженности в задачу.
Одаренные дети:
- имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;
- имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность;
- испытывают радость от добывания знаний, умственного труда.
В сфере психосоциального развития одаренным и талантливым детям свойственны следующие черты:
• Сильно развитое чувство справедливости, проявляющееся очень рано. Личные системы ценностей у одаренных детей очень широки.
• Остро воспринимают общественную несправедливость. Устанавливают высокие требования к себе и к окружающим и живо откликаются на правду, справедливость, гармонию и природу.
• Не могут четко развести реальность и фантазию.
• Хорошо развито чувство юмора. Талантливые люди обожают несообразности, игру слов, «подковырки», часто видят юмор там, где сверстники его не обнаруживают. Юмор может быть спасительной благодатью и здоровым щитом для тонкой психики, нуждающейся в защите от болезненных ударов, наносимых менее восприимчивыми людьми.
• Одаренные дети постоянно пытаются решать проблемы, которые им пока «не по зубам». С точки зрения их развития такие попытки полезны.
• Для одаренных детей, как правило - характерны преувеличенные страхи, поскольку они способны вообразить множество опасных последствий.
• Чрезвычайно восприимчивы к неречевым проявлениям чувств окружающими и весьма подвержены молчаливому напряжению, возникшему вокруг них.
Условно можно выделить следующие категории одаренных детей:
1. Дети с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями.
2. Дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области наук и конкретными академическими способностями.
3. Дети с высокими творческими (художественными) способностями.
4. Дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями.
5. Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью мышления и психического склада.
Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:
· принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
· принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
· принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
· принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
· принцип свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
Предполагаемый результат:
-
Разработка и реализация программы «Одаренные дети»
-
Разработка модели педагогической поддержки одаренных детей.
-
Создание условий для поддержки и развития одаренных детей, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями
Цель проекта: выявление и создание условий для развития и поддержки одаренных и талантливых детей.
Задачи:
-
Разработать механизм выявления одаренных детей
-
создание условий для развития интеллекта, исследовательских навыков, творческих способностей и личностного роста одаренных детей
-
расширять возможности для участия одаренных и способных детей в конференциях, выставках, олимпиадах и конкурсах различного уровня.
-
обеспечить повышение квалификации педагогов по проблеме работы с одаренными детьми
-
разработать модель педагогического сопровождения одаренных детей
Гипотеза: если создать необходимые организационные и психолого-педагогические условия для всех субъектов образовательного процесса, то это будет способствовать развитию личности ребенка, повышению мотивации к учению, дальнейшему самоопределению
Сроки реализации: 2013-2015 учебный год
Формы работы с одаренными учащимися:
· групповые занятия с одаренными учащимися;
· факультативы;
· конкурсы;
· курсы по выбору, элективные курсы;
предметные кружки
· участие в олимпиадах;
· работа по индивидуальным планам;
· занятия в профильных классах
· интеллектуальные марафоны и др.
Модель системы работы с одаренными детьми
Одаренные дети
На уроке
(современные педагогические технологии, спорт, факультативные, предпрофильные курсы)
Мониторинг качества
Вне урока
(олимпиады, конкурсы, конференции, концерты, дополнительное образование)
Воспитательная работа
Педагогическое сопровождение
Материально-техническая база
Учебная деятельность
Родители
План работы
1 этап - подготовительный
Цель: Подготовить условия для формирования системы работы с одаренными учащимися в школе.
Задачи:
-
Изучение нормативной базы.
-
Планирование работы с одаренными учащимися.
-
Анализ материально-технических, педагогических условий реализации проекта.
Диагностика
Обучающиеся диагностируются по следующим направлениям:
-
творческое мышление;
-
уровень самооценки;
-
толерантность;
-
предпочтительные виды деятельности;
-
доминирование правого или левого полушария;
-
Вы лидер?
-
Вы считаете себя гением?
-
Что вам нравится (карта интересов)?
-
Диагностика задатков и склонностей личности;
По итогам данного этапа работы в школе можно выделить три категории одаренных детей:
-
Дети с высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (такие дети чаще всего встречаются в младшем школьном возрасте).
-
Дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области науки (подростковый возраст).
-
Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (чаще встречаются в старшем школьном возрасте).
II этап - аналитический
Цель: Выявление форм и методов организации работы с одаренными детьми.
1 ступень (1-4-й год обучения) - при выявлении одаренных детей учитываются их успехи в какой-либо деятельности: учебной, художественной, физической и т.д. Урочная и внеурочная деятельность должна строиться таким образом, чтобы учащийся мог проявить свои возможности в самых разных сферах деятельности. Это важно как источник приобретения новых знаний и нового опыта, и должно служить основой для трансформации этих знаний в другие сферы деятельности в классах II и III ступени.
2 ступень (5-9-е классы) - на этом этапе проводится индивидуальная оценка познавательных, творческих возможностей и способностей ребенка через различные виды деятельности: учебную и внеклассную. На этом этапе работы с одаренными детьми наиболее целесообразны групповые формы работы: («мозговые штурмы»), ролевые тренинги, научно-практические работы, творческие зачеты, проектные задания и т.д).
3 ступень (старшая школа) - выработка проектно-исследовательских навыков (проектная методика);
- самоопределение старшеклассников
III этап - организационно -деятельностный.
Цель: Организация целенаправленной работы с одаренными детьми. Работа включает в себя: формирование пакета диагностических методик для выявления разных видов одарённости; анализ информации об одаренных детях, условиях их обучения и развития.
Работа педагога с одарёнными детьми.
№
Содержание работы
Сроки
Прогнозируемый результат
1.
Определение контингента и составление плана работы по организации исследовательской деятельности с учащимися
Сентябрь
Проведение семинара
2.
Разработка плана работы с одарёнными детьми
Сентябрь
План
3.
Подготовка учащихся к школьной научно - практической конференции
Январь, февраль
Отчёт исследовательской деятельности
6.
Выступления учащихся на школьной и муниципальной научно - практической конференции
Март,апрель
Выявление и поддержка одарённых детей.
7.
Подготовка и проведение школьных олимпиад.
Октябрь, ноябрь
Выявление и поддержка одарённых детей
8.
Работа с учащимися, обучающимися на «отлично»
Систематически
Выявление и поддержка одарённых детей
9.
Проведение предметных недель
По плану
Выявление и поддержка одарённых детей
План работы с одарёнными детьми
Направление работы
Мероприятие
Сроки
Координационное направление
Внедрение системы наставничества над каждым одарённым ребёнком
октябрь
Исследовательское направление
Проведение диагностики признаков одарённости у учащихся
сентябрь-октябрь
Создание и ведение единого банка данных «Одаренные дети»
сентябрь
Систематический контроль и мониторинг качества проводимой работы
в течение года
Создание банка образовательных программ и методических материалов для работы с одарёнными детьми
в течение года
Методическое направление
Использование инновационных технологий
в течение года
Создание методических материалов для работы с одаренными детьми
в течение года
Участие в семинарах и научно-практических конференциях различного уровня для педагогов, работающих с одаренными детьми.
в течение года
Инновационное направление
Проведение предметных недель
в течение года
Семинар «Психолого-педагогические основы и особенности работы с одарёнными детьми»
октябрь
Организация работы дополнительных занятий с учащимися.
в течение года
Проведение:
-
проведение интеллектуальных игр,
-
проведение конкурса исследовательских работ учащихся,
-
проведения родительского собрания «Одарённый ребёнок в семье: проблемы и радости»
в течение года
Проведение конкурса творческих работ учащихся.
в течение года
Организация индивидуальных занятий с интеллектуально одарёнными детьми по подготовке к олимпиадам, конкурсам различного уровня
в течение года
Организация участия учащихся в интеллектуальных и творческих олимпиадах, конкурсах, играх, проектах и т.п. различного уровня
в течение года
Консультирование родителей, воспитывающих одарённых детей
по запросу
Ожидаемые результаты:
-
совершенствование системы работы с одаренными детьми
-
создание условий для целенаправленного выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями
-
обеспечение каждому ребенку равных стартовых возможностей в реализации интересов
-
стимулирование мотивации развития способностей школьников
-
проведение конкурсов, конференций, олимпиад, создание сборника лучших работ учащихся
-
увеличение числа детей, активно занимающихся творческой, интеллектуальной деятельностью
-
увеличение числа педагогов, владеющих современными методиками работы с одаренными детьми
Литература
1. chemolymp.narod.ru
2. cap.ru/home/69/atai-school/
3.Бекетова З.Н. Организация работы с одаренными детьми: проблемы, перспективы // Завуч.-2004.-N 7.-С.83-87.
4. Бискер Л.М. Программа "Одаренные дети" // Завуч.-2001.-N 4.-С. 39-44.
6.Гальперин П.Я. К исследованию интеллектуального развития ребёнка // Вопросы психологии.- 1969. - № 1.
7.Еремкин А.И. Школа одаренности. Тайна рождения гениев. Москва, ООО «АиФ Принт» , 2003г.
8. Матюшкин А.М. Концепция творческой одаренности. Вопросы психологии,1989г. № 6.
9. Образовательный журнал «Сельская школа» 2012 год.