Проект «Система работы с одарёнными детьми в условиях сельской школы»

  В современной системе образования одним из приоритетных направлений становится работа с одаренными  и талантливыми детьми.   На сегодняшний день одной из функций школы становится функция  - выявление  детских способностей, создание условий для их развития, помощь в формировании таланта учащегося, отслеживание и оказание разносторонней поддержки одаренным детям. Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных проблем совершенствования системы об...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казенное учреждение

«Солонецкая средняя общеобразовательная школа»









ПРОЕКТ

«Система работы с одарёнными детьми в условиях сельской школы»


Разработала:

Мартынова Марина Ивановна

учитель биологии

I квалификационной категории




Пояснительная записка


В современной системе образования одним из приоритетных направлений становится работа с одаренными и талантливыми детьми.

На сегодняшний день одной из функций школы становится функция - выявление детских способностей, создание условий для их развития, помощь в формировании таланта учащегося, отслеживание и оказание разносторонней поддержки одаренным детям. Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных проблем совершенствования системы образования.

Работа с одаренными детьми в школе ведется давно (это и проведение школьного этапа предметных олимпиад, и конференции проектно-исследовательских работ для учащихся начальной, основной и средней школы, участие учащихся в муниципальном этапе предметных олимпиад и районной конференции проектно - исследовательских работ, подготовка детей к участию в интеллектуальных играх и конкурсах), однако нет единых подходов, нет системы работы.

Однако есть немало трудностей в работе с одаренными детьми в условиях сельской школы:

1.На селе до сих пор сохраняется более низкий уровень образования сельского населения и, следовательно, более низкий общий уровень культуры взрослых, которые окружают ребенка. Это сказывается на развитии способностей, уровне знаний и кругозоре детей, что часто ведет к заниженным требованиям к получаемому образованию.

2. На селе ограничены возможности для самообразования и самостоятельного культурного роста: меньше фонды библиотек, количество принимаемых программ телевидения, кружков, секций и т.д. Сельским жителям сложнее попасть в театры, музеи. Данный фактор оказывает влияние не только на детей, но и на педагогов, чьи возможности продолжения образования, повышения квалификации, обмена опытом, культурного роста также ограниченны.

3. Жители села, безусловно, отличаются меньшей возможностью социального роста, что приводит к образованию "комплекса городского превосходства". Все чаще на селе возникает тип селянина с саморазрушительным стилем жизни, безответственного и аморального человека, что было редкостью для традиционного российского села. Все это находит свое отражение и в организации учебно-воспитательного процесса.

4. Низкий уровень социально-психологической помощи и поддержки учащихся в связи с отсутствием в большинстве школ социально-психологической службы не может не сказываться на организации педагогического процесса и социальном становлении учащихся.

5. Малочисленность школы создает определенные проблемы в организации учебно-воспитательного процесса. Затрудняется и ограничивается выбор форм и методов воспитания и обучения в классном коллективе такой школы, некоторые из них

теряют всякий смысл. Малочисленность классов в большинстве школ ограничивает круг общения детей, развитие коммуникативных умений, способности быстро ориентироваться в новой обстановке.

6. Мотивация учения, познавательные интересы сельских школьников развиты значительно слабее, чем городских, ниже успеваемость, качество образования. Объясняется это многими причинами, в том числе и малочисленностью классов и школы, которая создает ряд проблем:

отсутствие соревновательности на уроках и в целом в учебе учащихся одного класса, ограниченное число ориентиров для сравнения и оценки своих реальных успехов в учебной деятельности;

трудности в развитии коммуникативных умений, способности быстро реагировать на события в новой ситуации вследствие бедности общения и взаимодействия детей с окружающим миром;

психологическая незащищенность ребенка, постоянное давление учителей на ученика, ожидание того, что его обязательно спросят;

ограниченные возможности для выбора предметов, занятий, педагогов, видов досуговой деятельности, общения и т.д.;

однообразие обстановки, контактов, форм взаимодействия.

Поэтому перед педагогами встает организационная и методическая задача: разработать проект, включающий различного рода мероприятия, имеющие целью создание условий для выявления и развития интеллектуальных способностей учащихся, воспитание у них желания заниматься интеллектуальной деятельностью, формирование навыков продуктивного интеллектуального труда.

Концепция проекта

Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы.
Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Одаренные дети обычно обладают отличной памятью, которая базируется на ранней речи и абстрактном мышлении. Их отличает способность классифицировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями. Большой словарный запас, сопровождающийся сложными синтаксическими конструкциями, умение ставить вопросы чаще всего привлекают внимание окружающих к одаренному ребенку. Маленькие «вундеркинды» с удовольствием читают словари и энциклопедии, придумывают слова, должные, по их мнению, выражать их собственные понятия и воображаемые события, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей.
Одаренного ребенка отличает и повышенная концентрация внимания на чем-либо, упорство в достижении результата в сфере, которая ему интересна. К этому нужно прибавить и степень погруженности в задачу.
Одаренные дети:
- имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;
- имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность;
- испытывают радость от добывания знаний, умственного труда.
В сфере психосоциального развития одаренным и талантливым детям свойственны следующие черты:
• Сильно развитое чувство справедливости, проявляющееся очень рано. Личные системы ценностей у одаренных детей очень широки.
• Остро воспринимают общественную несправедливость. Устанавливают высокие требования к себе и к окружающим и живо откликаются на правду, справедливость, гармонию и природу.
• Не могут четко развести реальность и фантазию.
• Хорошо развито чувство юмора. Талантливые люди обожают несообразности, игру слов, «подковырки», часто видят юмор там, где сверстники его не обнаруживают. Юмор может быть спасительной благодатью и здоровым щитом для тонкой психики, нуждающейся в защите от болезненных ударов, наносимых менее восприимчивыми людьми.
• Одаренные дети постоянно пытаются решать проблемы, которые им пока «не по зубам». С точки зрения их развития такие попытки полезны.
• Для одаренных детей, как правило - характерны преувеличенные страхи, поскольку они способны вообразить множество опасных последствий.
• Чрезвычайно восприимчивы к неречевым проявлениям чувств окружающими и весьма подвержены молчаливому напряжению, возникшему вокруг них.

Условно можно выделить следующие категории одаренных детей:
1. Дети с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями.
2. Дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области наук и конкретными академическими способностями.
3. Дети с высокими творческими (художественными) способностями.
4. Дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями.
5. Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью мышления и психического склада.

Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:
· принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
· принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
· принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
· принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
· принцип свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

Предполагаемый результат:

  1. Разработка и реализация программы «Одаренные дети»

  2. Разработка модели педагогической поддержки одаренных детей.

  3. Создание условий для поддержки и развития одаренных детей, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями

Цель проекта: выявление и создание условий для развития и поддержки одаренных и талантливых детей.

Задачи:

  1. Разработать механизм выявления одаренных детей

  2. создание условий для развития интеллекта, исследовательских навыков, творческих способностей и личностного роста одаренных детей

  3. расширять возможности для участия одаренных и способных детей в конференциях, выставках, олимпиадах и конкурсах различного уровня.

  4. обеспечить повышение квалификации педагогов по проблеме работы с одаренными детьми

  5. разработать модель педагогического сопровождения одаренных детей

Гипотеза: если создать необходимые организационные и психолого-педагогические условия для всех субъектов образовательного процесса, то это будет способствовать развитию личности ребенка, повышению мотивации к учению, дальнейшему самоопределению

Сроки реализации: 2013-2015 учебный год

Формы работы с одаренными учащимися:
· групповые занятия с одаренными учащимися;
· факультативы;
· конкурсы;
· курсы по выбору, элективные курсы;

предметные кружки
· участие в олимпиадах;
· работа по индивидуальным планам;
· занятия в профильных классах
· интеллектуальные марафоны и др.
















Модель системы работы с одаренными детьми


Одаренные дети

На уроке

(современные педагогические технологии, спорт, факультативные, предпрофильные курсы)

Мониторинг качества


Вне урока

(олимпиады, конкурсы, конференции, концерты, дополнительное образование)

Воспитательная работа


Педагогическое сопровождение

Материально-техническая база

Учебная деятельность

Родители




План работы

1 этап - подготовительный

Цель: Подготовить условия для формирования системы работы с одаренными учащимися в школе.

Задачи:

  • Изучение нормативной базы.

  • Планирование работы с одаренными учащимися.

  • Анализ материально-технических, педагогических условий реализации проекта.

Диагностика

Обучающиеся диагностируются по следующим направлениям:

  • творческое мышление;

  • уровень самооценки;

  • толерантность;

  • предпочтительные виды деятельности;

  • доминирование правого или левого полушария;

  • Вы лидер?

  • Вы считаете себя гением?

  • Что вам нравится (карта интересов)?

  • Диагностика задатков и склонностей личности;

По итогам данного этапа работы в школе можно выделить три категории одаренных детей:

  1. Дети с высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (такие дети чаще всего встречаются в младшем школьном возрасте).

  2. Дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области науки (подростковый возраст).

  3. Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (чаще встречаются в старшем школьном возрасте).

II этап - аналитический

Цель: Выявление форм и методов организации работы с одаренными детьми.

1 ступень (1-4-й год обучения) - при выявлении одаренных детей учитываются их успехи в какой-либо деятельности: учебной, художественной, физической и т.д. Урочная и внеурочная деятельность должна строиться таким образом, чтобы учащийся мог проявить свои возможности в самых разных сферах деятельности. Это важно как источник приобретения новых знаний и нового опыта, и должно служить основой для трансформации этих знаний в другие сферы деятельности в классах II и III ступени.

2 ступень (5-9-е классы) - на этом этапе проводится индивидуальная оценка познавательных, творческих возможностей и способностей ребенка через различные виды деятельности: учебную и внеклассную. На этом этапе работы с одаренными детьми наиболее целесообразны групповые формы работы: («мозговые штурмы»), ролевые тренинги, научно-практические работы, творческие зачеты, проектные задания и т.д).

3 ступень (старшая школа) - выработка проектно-исследовательских навыков (проектная методика);

- самоопределение старшеклассников

III этап - организационно -деятельностный.

Цель: Организация целенаправленной работы с одаренными детьми. Работа включает в себя: формирование пакета диагностических методик для выявления разных видов одарённости; анализ информации об одаренных детях, условиях их обучения и развития.





Работа педагога с одарёнными детьми.

Содержание работы

Сроки

Прогнозируемый результат

1.

Определение контингента и составление плана работы по организации исследовательской деятельности с учащимися

Сентябрь

Проведение семинара

2.

Разработка плана работы с одарёнными детьми

Сентябрь

План

3.

Подготовка учащихся к школьной научно - практической конференции

Январь, февраль

Отчёт исследовательской деятельности

6.

Выступления учащихся на школьной и муниципальной научно - практической конференции

Март,апрель

Выявление и поддержка одарённых детей.

7.

Подготовка и проведение школьных олимпиад.

Октябрь, ноябрь

Выявление и поддержка одарённых детей

8.

Работа с учащимися, обучающимися на «отлично»

Систематически

Выявление и поддержка одарённых детей

9.

Проведение предметных недель

По плану

Выявление и поддержка одарённых детей

План работы с одарёнными детьми

Направление работы

Мероприятие

Сроки

Координационное направление

Внедрение системы наставничества над каждым одарённым ребёнком

октябрь

Исследовательское направление

Проведение диагностики признаков одарённости у учащихся

сентябрь-октябрь

Создание и ведение единого банка данных «Одаренные дети»

сентябрь

Систематический контроль и мониторинг качества проводимой работы

в течение года

Создание банка образовательных программ и методических материалов для работы с одарёнными детьми

в течение года

Методическое направление

Использование инновационных технологий

в течение года

Создание методических материалов для работы с одаренными детьми

в течение года

Участие в семинарах и научно-практических конференциях различного уровня для педагогов, работающих с одаренными детьми.

в течение года

Инновационное направление

Проведение предметных недель

в течение года

Семинар «Психолого-педагогические основы и особенности работы с одарёнными детьми»

октябрь

Организация работы дополнительных занятий с учащимися.

в течение года

Проведение:

  • проведение интеллектуальных игр,

  • проведение конкурса исследовательских работ учащихся,

  • проведения родительского собрания «Одарённый ребёнок в семье: проблемы и радости»

в течение года

Проведение конкурса творческих работ учащихся.

в течение года

Организация индивидуальных занятий с интеллектуально одарёнными детьми по подготовке к олимпиадам, конкурсам различного уровня

в течение года

Организация участия учащихся в интеллектуальных и творческих олимпиадах, конкурсах, играх, проектах и т.п. различного уровня

в течение года

Консультирование родителей, воспитывающих одарённых детей

по запросу

Ожидаемые результаты:


  1. совершенствование системы работы с одаренными детьми

  2. создание условий для целенаправленного выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями

  3. обеспечение каждому ребенку равных стартовых возможностей в реализации интересов

  4. стимулирование мотивации развития способностей школьников

  5. проведение конкурсов, конференций, олимпиад, создание сборника лучших работ учащихся

  6. увеличение числа детей, активно занимающихся творческой, интеллектуальной деятельностью

  7. увеличение числа педагогов, владеющих современными методиками работы с одаренными детьми



Литература

1. chemolymp.narod.ru

2. cap.ru/home/69/atai-school/

3.Бекетова З.Н. Организация работы с одаренными детьми: проблемы, перспективы // Завуч.-2004.-N 7.-С.83-87.

4. Бискер Л.М. Программа "Одаренные дети" // Завуч.-2001.-N 4.-С. 39-44.

6.Гальперин П.Я. К исследованию интеллектуального развития ребёнка // Вопросы психологии.- 1969. - № 1.

7.Еремкин А.И. Школа одаренности. Тайна рождения гениев. Москва, ООО «АиФ Принт» , 2003г.

8. Матюшкин А.М. Концепция творческой одаренности. Вопросы психологии,1989г. № 6.

9. Образовательный журнал «Сельская школа» 2012 год.


© 2010-2022