Программа развития педагогического коллектива Профессионал

Приоритетный национальный проект «Образование», инициатива Президента РФ Д.А.Медведева «Наша новая школа», введение Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, современная социокультурная ситуация требуют повышенного внимания к роли учителя в обществе, к уровню его профессиональной компетентности. Достижение нового качества образования напрямую зависит от профессиональной подготовленности педагога, его готовности решать новые (сложные) задачи. Именно поэтому пробле...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПРОГРАММА РАССМОТРЕНА

на педагогическом совете

от «____»_________ 20____ г.

Протокол № _______

УТВЕРЖДАЮ

Директор

Муниципального

общеобразовательного учреждения

«Гимназия № 6» г. Воркуты

______________ Н.В. Хмарук




ПРОГРАММА

«ПРОФЕССИОНАЛ»

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО

УЧРЕЖДЕНИЯ «ГИМНАЗИЯ № 6»

ГОРОДА ВОРКУТЫ


НА 2011 - 2014 ГОДЫ







СОДЕРЖАНИЕ

Паспорт программы 2

1. Обоснование программы 4

1.1. Цели и задачи программы 4

1.2. Ожидаемые результаты 5

2. Основное содержание программы 5

3. План реализации программы 12

4. Показатели результативности 12

5. Инструментарий проведения контроля 13

6. Риски реализации программы, пути их преодоления 13

7. Ресурсы 13

Приложение: Доклад стендового педсовета «Наша новая школа».

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ



Наименование программы Программа «Профессионал».

Разработчики программы Хмарук Наталья Виленовна, директор гимназии;

Рябцева Елена Васильевна, заместитель директора по УР.

Источники

финансирования бюджетные, внебюджетные, спонсорские средства, гранты

Основания для разработки - Закон Российской Федерации «Об образовании»;

программы - Национальная образовательная инициатива «Наша новая

Школа»;

- Федеральный Государственный образовательный стандарт

Нового поколения.

Сроки реализации программы 2011-2012 первый этап - «Организационно-педагогический»

2012-2013 второй этап - «Экспериментально-внедренческий»

2013-2014 третий этап - «Предоставление

гарантированного

поля возможностей всем участникам образовательного

процесса для достижения нового качества образования»

Цель программы Создание условий для развития и самореализации

педагогов

в профессиональной деятельности.

Задача программы 1. Выявление и удовлетворение запросов педагогов на

повышение квалификации.

2. Создание условий для профессионального роста

начинающих педагогов.

3. Создание условий для педагогов, имеющих стаж

работы,

по передаче опыта, профилактике профессионального

выгорания.

Ожидаемые результаты 1. Повышение конкурентоспособности педколлектива,

непрерывное образование педагогов внутри гимназии.

2. Оптимизация использования собственных гимназических

ресурсов (временных, кадровых, материальных).

3. Новые технологии мониторинга качества образовательного процесса и учета личностных достижений педагогов.

Принцип реализации Принцип сопровождения и успешности как основы

программы профессионального развития учителя и педагогического

коллектива в целом.

Целевые группы Педагоги гимназии

Контроль за выполнением 1. Совет гимназии.

программы 2. Педагогический совет.

3. Методический совет гимназии.

I. ОБОСНОВАНИЕ


Приоритетный национальный проект «Образование», инициатива Президента РФ Д.А.Медведева «Наша новая школа», введение Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, современная социокультурная ситуация требуют повышенного внимания к роли учителя в обществе, к уровню его профессиональной компетентности. Достижение нового качества образования напрямую зависит от профессиональной подготовленности педагога, его готовности решать новые (сложные) задачи. Именно поэтому проблема непрерывного повышения уровня профессиональной компетентности учителя относится к числу наиболее значимых проблем.

Программа «Профессионал», направлена на оказание необходимой помощи всем категориям педагогических работников для повышения их квалификации с целью подготовки к работе в новых условиях и в соответствии с выдвигаемыми требованиями.

Педагогическая концептуальная основа проекта согласуется с общей концепцией работы гимназии и целевой программой «Интеграция основного и дополнительного образования на всех этапах обучения в соответствии с новыми требованиями ФГОС «Лестница успеха»:

  1. Успешность образовательного процесса и высокая заинтересованность всех его участников в положительных, лично значимых результатах.

  2. Построение эмоционально привлекательной образовательной среды, формирующей имидж гимназии (престиж, компетентность, творчество, игра, открытость, развитие).

  3. Рост личностной активности и самостоятельности, инициативы и ответственности педагогов- ведущий процессуальный критерий качества образовательного процесса.


  1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ


Цель программы: формирование коллектива высококлассных учителей, воспитателей, педагогов дополнительного образования, способных на современном уровне решать общую педагогическую задачу обучения и воспитания в соответствии с основными направлениями Приоритетного национального проекта «Образование», предоставлять образовательные услуги, отвечающие запросам и потребностям учащихся в контексте современной социокультурной ситуации.

Задачи программы:

  1. Развитие методической службы сопровождения «Учитель», обеспечивающей качественное профессиональное развитие педагогического коллектива.

  2. Эффективное использование механизма аттестации педагогических кадров, методического сопровождения аттестуемых учителей с целью подготовки к работе в соответствии с новыми выдвигаемыми требованиями.

  3. Развитие и упрочение традиций педагогического коллектива, проведение праздников педагогического успеха.

  4. Совершенствование форм морального и материального стимулирования лучших учителей, проведение общественно-педагогических акций.

  5. Создание службы педагогического аудита, разработка основных направлений деятельности, определение форм и методов работы.


  1. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


  1. Повышение квалификации по актуальным для педагогов и гимназии проблемам.

  2. Рост профессионализма начинающих учителей, сохранение молодых кадров в школе.

  3. Профессиональная самореализация учителей.

  4. Совершенствование межличностных отношений педагогов.

  5. Формирование навыков работы в команде.

  6. Повышение конкурентоспособности педколлектива гимназии.


II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.


Новизна программы «Профессионал» состоит в актуализации и реализации принципов сопровождения и успешности как основы профессионального развития учителя и педагогического коллектива в целом.

Объединения педагогов и служб гимназии, обеспечивающие реализацию программы «Профессионал»:

Служба методического сопровождения «Учитель»:

- обеспечивает непрерывное, профессиональное, индивидуальное сопровождение педагогов гимназии;

- организует работу руководителей методических объединений;

- осуществляет мониторинг услуг дополнительного профессионального педагогического образования для организации повышения профессиональной компетентности учителей;

- обеспечивает организацию и проведение общественно-педагогических акций, фестивалей и праздников педагогического успеха под руководством администрации;

- организует совместно с МУ «Воркутинский Дом Учителя» и другими ОУ города профессиональные семинары на базе гимназии.

Служба педагогического аудита:

- обеспечивает проведение независимой экспертизы знаний, умений и навыков учащихся в соответствии с нормативными требованиями и глубокий анализ результатов экспертизы;

- проводит индивидуальные консультации с учителями по результатам экспертизы, осуществляет помощь в решении возникающих проблем.

Отдел аттестации педагогических кадров осуществляет сопровождение аттестуемых учителей, профессиональное консультирование по нормативно-правовым вопросам и процедуре аттестации, составляет рекомендации для аттестуемых учителей.

Редакционно-издательский отдел осуществляет подготовку и издание печатной продукции, созданной на базе образовательного учреждения, выступает посредником между педагогами образовательного учреждения и издательствами, занимающимися публикациями работ, связанных с образованием.

В основе деятельности названных выше структурных подразделений, обеспечивающих реализацию программы «Профессионал», лежат принципы СОПРОВОЖДЕНИЯ и УСПЕШНОСТИ (ориентации на успех).

Сопровождение это-

  • создание психологически комфортных условий для профессиональной деятельности педагога;

  • оказание педагогу всесторонней (педагогической, психологической, методической, правовой, социальной и др.) ненавязчивой помощи при решении вопросов, возникающих в процессе работы; привлечение специалистов разного профиля к оказанию помощи педагогу;

  • привлечение педагога к решению общезначимых задач развития гимназии, реализации программ, проектов и т.д. на основе сотрудничества и педагогического сотворчества;

  • обеспечение разноплановой и как можно более объективной (в том числе - с привлечением независимых экспертов) экспертизы профессиональной деятельности педагога;

  • обеспечение условий профессионального роста с учетом адекватно оцененного уровня профессиональной компетентности, с одной стороны, и запросов, интересов, потребностей самого педагога, с другой стороны.

Успешность (ориентация на успех) это-

  • актуализация «сильных сторон» деятельности педагога и спокойное преодоление «проблемных ситуаций», возникающих в профессиональной деятельности; анонимность разрешения «проблемных ситуаций», непубличный характер решения проблем и публичный характер представления достижений;

  • создание условий для наиболее полной реализации педагогом его профессиональных возможностей, создание различных «ситуаций успеха» для каждого педагога;

  • активное использование механизмов морального и материального поощрения педагогов, создание «праздников успеха».

Основные направления деятельности службы сопровождения «Учитель»:

  1. Индивидуальное сопровождение учителей осуществляется в формах:

    • создания и реализации программы индивидуального сопровождения учителя;

    • систематического или однократного консультирования учителя по возникающим вопросам с привлечением специалистов по конкретным вопросам (администрации, педагогов воспитательной службы, специалистов психолого-педагогического медико-социального центра, юристов и т.п.);

    • организованного посещения и глубокого анализа уроков;

    • содействия учителям, принимающим участие в конкурсах, фестивалях, акциях, проводимых на базе образовательного учреждения;

    • содействия учителям, принимающим участие в профессиональных педагогических конкурсах на уровне города, региона и т.д.;

    • организации «обратной связи»: «учитель - руководители ОУ»;

    • создания и помощи в реализации индивидуального образовательного маршрута профессиональной подготовки учителя.

  2. Мониторинг образовательных услуг:

Мониторинг образовательных услуг рассматривается как одна из важнейших составляющих программы «Профессионал», он способствует росту профессионализма педагогов. Мониторинг включает в себя:

  • изучение «образовательных предложений» институтов постдипломного образования педагогов;

  • изучение образовательных возможностей образовательных учреждений города и региона, а также образовательных возможностей учреждений, напрямую не связанных с системой постдипломного образования: музеев, архивов, библиотек, культурно-образовательных, выставочных и экскурсионных центров, театров, концертных залов и т.д.

  • составление реестра или «справочника» учреждений для дополнительного педагогического образования учителей,

  • заключение договоров о сотрудничестве, посредничество между учителем и образовательным центром,

  • определение возможностей интеграции повышения квалификации внутри образовательного учреждения и за его пределами,

  • сбор, анализ результатов повышения квалификации («профильных» и «непрофильных»), выработка рекомендаций (предложений) по дальнейшему сотрудничеству с учреждениями повышения квалификации.

  1. Профессиональные учебы педагогических кадров как формы реализации программы «Профессионал»:

Годичная программа «профессиональных учеб» определяется с учетом:

  • необходимости знания каждым педагогом современных педагогических концепций образования, нового в педагогической науке, направлений развития образования;

  • необходимости решения «поля насущных проблем», возникающего в педагогической практике образовательного учреждения;

  • необходимости получения знаний в области новых информационных технологий, формирования информационной культуры учителя, независимо от преподаваемого им предмета;

  • необходимости развития не только профессиональной, но и общей культуры учителя.

«Каникулярные учебы» носят разный характер, например:

  • постоянно действующие семинары для молодых специалистов, для учителей-предметников, для классных руководителей;

  • краткосрочные курсы, связанные с «текущими» (насущными) проблемами образовательного учреждения, например «Технология современного урока в соответствии с требованиями ФГОС», «ЕГЭ как форма итоговой аттестации»);

  • краткосрочные разноуровневые курсы компьютерной грамотности;

  • демонстрационно-обучающие семинары, связанные с использованием современной техники и программных продуктов (например «Медиатека Гимназии № 6»: возможности и перспективы», «Использование интерактивной системы голосования VOTUM»);

  • обучающие семинары для учителей-предметников совместно с издательствам и фирмами, осуществляющими выпуск продукции для школы (например, «Интерактивные доски и их возможности»; «Разноуровневые учебно-методические комплексы по английскому языку», «УМК: содержание, особенности, новые возможности»);

  • «каникулярные учебы» («ноябрьские учебы», «мартовские учебы»).

«Каникулярная учеба» - это 3-5-дневный семинар, проводимый для педагогов гимназии и направленный на профессиональное развитие учителей. «Учеба» включает:

  • пленарное заседание или лекцию (лекции) по теме;

  • занятия в проблемных группах (по выбранному разделу общей темы) или «круговое» посещение «мастерских» по разделам общей темы (формы проведения занятий - семинар, круглый стол, деловая игра, тренинг и т.д.);

  • обсуждение темы в методических объединениях;

  • итоговое заседание («свободный микрофон», резюме проблемных групп, резюме временных или методических объединений, подиумные дискуссии);

  • выпуск «продукции» (печатной и/или электронной): памятки, сборники тезисов выступлений, сборники мультимедийных презентаций, рекомендации для педагогов, «методические копилки», библиографические списки рекомендуемой профессиональной литературы и др.

  1. Общественно- педагогические акции как формы реализации программы «Профессионал»:

Общественно-педагогические акции служат для объединения педагогического коллектива при организации и проведении дела, направленного на достижение какой либо цели. К числу таких целей относятся: развитие УМК кабинетов, современное оснащение и создание комфорта учебных помещений силами педагогов и учащихся и т.д. Имея творческий характер, обеспечивая поощрения наиболее активным участникам, акции способствуют успешному решении «вечных» (в том числе «нелюбимых») школьных проблем: ремонт кабинета, подписка на профессиональные журналы и т.п. В рамках программы «Профессионал» гимназии были организованы и проведены следующие акции:

  • «К новому учебному году - достойный кабинет»

  • «Наш общий вклад в спортивный зал»

  • «Каждому учителю - методический журнал».

Администрация гимназии подводит итоги акций и награждает самых активных участников.

  1. Фестивали как форма реализации программы «Профессионал»:

Фестивали рассматриваются как форма предъявления лучших достижений учителей в профессиональной сфере.

К числу предъявляемых достижений относим:

  • продукты совместной деятельности учителей и учащихся;

  • интересные педагогические и методические решения (демонстрируемые в рамках уроков и внеурочных мероприятий).

В практике работы МОУ «Гимназия № 6» традиционными являются следующие фестивали (в рамках программы «Профессионал»):

  • Фестивали открытых уроков «Молодость и мастерство» (участвуют молодые и вновь пришедшие учителя), «Аплодисменты» (участвуют все желающие учителя), «Мастер-класс» и «Эталон» (участвуют педагоги, имеющие отраслевые награды, победители региональных, всероссийских и международных профессиональных конкурсов, авторы оригинальных методик и т.п.);

  • Фестиваль учебных кабинетов «Пусть радует глаз учебный класс» (участвуют все желающие учителя);

  • Фестиваль мультимедийных проектов, сопровождающих учебный процесс (участвуют творческие группы учителей и учащихся).

  • Участие в Фестивалях добровольное. Организатор - служба сопровождения «Учитель». Номинации для награждения могут варьироваться.

  1. Праздники педагогического успеха как форма реализации программы «Профессионал»:

Опора на принцип УСПЕШНОСТИ обусловливает создание «ситуаций успеха» и «праздников успеха» для учителей.

Под «ситуациями успеха» мы понимаем создание таких ситуаций для каждого учителя, в которых он может наиболее полно реализовать и продемонстрировать свои лучшие профессиональные качества и способности, получить признание коллег, учеников, родителей. К «ситуациям успеха» мы относим:

  • открытые уроки;

  • выступления на семинарах, конференциях;

  • участие в профессиональных конкурсах;

  • публикацию материалов.

Под «праздниками успеха» мы понимаем праздники, в которых проявляются творческие способности учителя и происходит награждение учителей «неофициальными» наградами. Активное использование механизма поощрений и наград способствует повышению престижа учительской профессии, усиливает мотивацию педагога к повышению профессионализма и креативности. Традиционными для гимназии являются следующие «праздники успеха»:

  • «Премия имени меня» (приурочена ко Дню учителя): вручение памятных дипломов и сувениров представителями администрации гимназии тем учителям, которые работали в тесном сотрудничестве и в результате совместно добились высоких результатов (например, премия заместителя директора по методической работе - учителю, предложившему наиболее интересное решение какой-либо методической проблемы; премия заместителя директора по АХЧ - учителю, создавшему интересный новый дизайн учебного кабинета; премия заместителя директора по воспитательной работе - классному руководителю, создавшему яркий и дружный детский коллектив, и т.п.).

  • Ассамблея победителей олимпиад и отличников учебы- премии ученикам и вручение памятных дипломов учителям, чьи ученики добились значительных успехов в городских и региональных предметных олимпиадах или конкурсах.

  • «Звездный час» - своеобразный педагогический «Оскар» по итогам учебного года. Победители в номинациях определяются всем педколлективом путем анкетирования. Номинанты награждаются памятными дипломами, победители - подарками.

  • «Достояние года» - отмечаются наиболее успешные проекты, реализованные в МОУ «Гимназия № 6» г. Воркуты в течение учебного года, памятными досками награждаются руководители классных коллективов, объединений, проектов.

Деятельность редакционно-издательского отдела МОУ «Гимназия № 6».


Основными в работе отдела являются следующие положения:

  1. Осознание необходимости поиска новых форм повышения квалификации педагогов с учетом их индивидуальных возможностей и запросов.

  2. Осознание необходимости развития у педагогов умения анализировать и описывать свой опыт.

  3. Осознание целесообразности создания изданий, отражающих опыт работы педагогов, а также компенсирующих недостаток или отсутствие методических или дидактических материалов по некоторым вопросам, предметам, темам или разделам школьного курса.

  4. Востребованность в педагогическом сообществе накопленного у педагогов гимназии опыта.

Основными направлениями деятельности редакционно-издательского отдела являются:

  1. «Нормативное»: публикации документов, необходимых для эффективной работы педагогов.

  2. «Организационно-педагогическое»: публикации материалов, способствующих организации работы педагогического коллектива в целом и учителей в отдельности, помогающих организовать работу классных руководителей, методических объединений, проблемных групп и т.д.

  3. «Методическое»: отражает конкретный методический опыт, накопленный в гимназии.

  4. «Информационное»: содержит информацию о работе служб и подразделений гимназии, коллективов дополнительного образования и т.д.

  5. «Дидактическое»: издание дидактических материалов, обеспечивающих более эффективное преподавание предмета.


ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ


В 2008-2010 учебном году проходили поиск и частичная апробация составных частей программы. В текущий период проводится доработка и внедрение проектов Программы в образовательный процесс гимназии на всех этапах образования

Этап

Наименование

проекта

Организационно-педагогический

Экспериментально-внедренческий

Обобщение опыта, подготовки пакета технологического инструментария

Служба сопровождения «Учитель»

2011-2012

2012-2013

2013-2014

Служба педагогического аудита

2011-2012

2012-2013

2013-2014

Отдел аттестации педагогических кадров

2011-2012

2012-2013

2013-2014

Редакционно-издательский отдел

2011-2012

2012-2013

2013-2014

IV. ПОКАЗАТЕЛИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ

Оптимизация квалификации педагогического состава за счет:

- создания условий для самореализации и личностного роста педагогов в разработке и реализации образовательных проектов;

- поддержка позитивной рабочей атмосферы в ходе реализации «живых и интересных взрослым и детям проектов»;

- создание новых материально-технических условий для деятельности.

Изменение удовлетворенности образовательным процессом всех участников образовательного процесса за счет:

- создания условий для роста педагогов;

- обновления содержания образования и его технологий;

- предоставления педагогам большего пространства для педагогической инициативы;

- улучшения результативности за счет роста образовательной мотивации и педагогического мастерства.


V. ИНСТРУМЕНТАРИЙ ПРОВЕДЕНИЯ КОНТРОЛЯ


- мониторинг результативности выполнения Программы;

- статистические показатели;

- степень участия педагогов в реализации Программы;

- общественная экспертиза;

- учет индивидуальных и командных достижений.

VI. РИСКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ, ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ

Характеристика рисков

Пути преодоления

1. Профессиональное выгорание кадров.

1. Стимулирование педагогов, активно участвующих в проектах.

2. Использование кадровых ресурсов за счет совмещения различных профессионально-ролевых функций. Поощрение педагогов из стимулирующего ФОТ.

РЕСУРСЫ:


  1. Сложившаяся система предметных недель (смот. Программу «Лестница успеха»).

  2. Кадры с опытом работы использования инновационных технологий.

  3. Технопарк гимназии.

  4. Методическая служба гимназии.

15

© 2010-2022