Анализ воспитательной работы школы

Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Нижне-Саловская средняя общеобразовательная школа»


Анализ воспитательной работы школы

за 2014-2015 учебный год

В 2014-2015 учебном году цель воспитательной работы школы - становление и развитие качеств личности на основе нравственных ценностей и исторического опыта России, направленное на формирование активной жизненной позиции.

Для реализации этой цели были поставлены следующие задачи:

-формирование у учащихся межличностных отношений, толерантности, навыков самообразования и разностороннее развитие их творческих способностей;

-создание условий для физического, интеллектуального, нравственного и духовного развития детей;

-повышение социальной активности учащихся, их самостоятельности и ответственности в организации жизни детского коллектива и социума;

-развитие общей культуры школьников через приобщение к русской национальной культуре, обычаям и традициям.

Для выполнения поставленной цели школа работала по нескольким подпрограммам: «Семейное сопровождение», «Самоуправление», «Досуг», «Трудовое воспитание», «Здоровье», «Учение», «Гражданско-патриотическое воспитание». Планирование работы школы в этом учебном году направлено на подготовку к празднованию 70-летия Победы в ВОВ, сохранению здоровья учащихся, соблюдению правил по безопасности жизнедеятельности.

Подводя итоги жизнедеятельности школьного сообщества в прошедшем учебном году, можно сделать следующие выводы:

  1. Внеклассная образовательная сфера в школе реализуется достаточно успешно в самых разнообразных формах. Это декады, месячники, школьные олимпиады, участие в районных предметных олимпиадах, всероссийских, областных и районных конкурсах различной направленности. Многие учителя в школе занимаются развитием способностей одаренных детей, подготовкой их к участию в олимпиадах, конкурсах. В результате этой работы наши учащиеся заняли призовые места:

  • Масюков Сергей (6 кл.) -1 место в районе в конкурсах: «Как у нас на тихом Дону»;

  • Коптева Татьяна (7 кл.) - 1 место в районе «Как у нас на тихом Дону»;

  • Комаров Алексенй (7кл.) - 1 место в районе в конкурсе ««Как у нас на тихом Дону»;

  • Белова Юлия (5 кл) - 1 место в районе в конкурсе ««Как у нас на тихом Дону»;

  • Шаповал Диана (4 кл) - 1 место в районе в конкурсе «Венок Дружбы»

В этом учебном году была проведена тематическая научно - практическая конференция. Перед этим была проведена подготовительная работа: ребята познакомились с темами докладов, разработали тему, подобрали материал и только потом выступили на публичном слушании для защиты своей работы. В течение года проводились в школе предметные недели, ребята с интересом участвовали в них. Ребятам самим было позволено выбрать направление, по которому им интересно работать, поэтому делали они это с удовольствием.


  1. Что касается традиционных школьных дел, с полным удовлетворением можно считать, что все они прошли успешно. Это: «Праздник Первого звонка», «День Учителя», «Осенний бал», «День матери», «Новогодний карнавал», «Вечер встречи с выпускниками», месячник военно-патриотического воспитания, «Масленица», «День Победы», «Последний звонок», месячник Здорового питания, флешмобы на различные темы.

Главным подтверждением успешности является то, что в итоговом анкетировании среди учащихся, эти дела набрали наибольшее количество баллов, они запомнились всем своим интересным содержанием, полезными знаниями, своей яркостью, оригинальностью. Традиции наши сохраняются благодаря усилиям учителей и учащихся, которые активно, инициативно и творчески поддерживают и развивают их. Каждый из активных учителей и учащихся отмечены в приказах школы и отдела образования и награждены грамотами по итогам каждого дела. Для подготовки любого общешкольного мероприятия создаются творческие группы, в результате происходит взаимообогащение деловыми качествами.

  1. Приоритетным воспитательным направлением стало патриотическое воспитание подрастающего поколения. Уже привычным стало звучание гимна России и Ростовской области, вынос Государственного флага на торжественных мероприятиях и линейках. На высоком уровне прошел месячник военно-патриотического воспитания. Он включил в себя различные мероприятия: обзор литературы в школьной библиотеке «Литература великого подвига», смотр строя и песни, круглый стол для учащихся 5-8 класса «Встреча поколений», для учащихся 9-11 класса «В жизни всегда есть место подвигу», встреча с участниками Афганской и Чеченской войн, конкурс рисунков, встречи с ветераном ВОВ и работниками тыла, уроки мужества «России храбрые сыны», классные часы «Профессия - Родину защищать», спортивные соревнования « Удалые молодцы - будущие воины», конкурс поздравительных стенных газет, поздравление ветерана ВОВ на дому, праздничная концертная программа. В месячнике военно - патриотического воспитания были охвачены все возрастные группы учащихся.

Большая работа была проведена при подготовке к празднованию 70-летия Великой Победы, и начинается она задолго до этой даты. Ребята проводили поисковую работу, посещали ветеранов ВОВ, записывали их воспоминания, пополняли школьный музей новыми экспонатами, приглашали ветерана и участников войны в гости в школу, оказывали шефскую помощь. Учащиеся школы с большим удовольствием ходили в гости с концертами к ветерану, вдовам, участникам и просто пожилым людям. В канун праздника все были приглашены в гости в школу на праздничный концерт подготовленный учащимися школы и чаепитие. На праздничном митинге 8 мая обучающиеся школы приняли участие в акции «Бессмертный полк». 22 июня в день «Памяти и скорби» ребята из ЛДП «Солнышко» провели небольшой митинг возле впервые открывшегося памятника .

  1. В этом году в рамках всероссийской акции социальных проектов «Я- гражданин России» ребята принимали участие в создании эскиза- памятника посвященного 70-летию Победы.

  2. Положительный результат в воспитательной работе школы обеспечивает волонтерское движение. С их помощью в школе проведены акции: «Подари свое тепло», «За чистоту и порядок», «Подарок Российскому солдату». Волонтеры оказывают помощь нуждающимся, проявляют заботу о ветеранах, инвалидах, учителях пенсионерах, занимаются благоустройством школьного двора и поселка. Конечно, существует еще много недостатков, над которыми надо работать. Радует тот факт, что возрождаемое волонтерское движение находит горячий отклик у жителей поселка.

  3. Медленными темпами ведется пока работа по возрождению пионерского движения. Но, тем не менее, работа ведется и есть первые результаты. Жители поселка, воспитанные на пионерских традициях прошлых лет, радушно встречают пионеров с их концертами и трудовыми десантами. Ветераны войны, труда, учителя пенсионеры являются частыми гостями школьных мероприятий. 19 мая в школе прошла торжественная линейка по принятию обучающихся 3 и 5 класса в пионеры, на которой присутствовало много гостей, праздничный концерт, спортивные соревнования «Папа, мама, я - спортивная семья» и, конечно, все это завершилось традиционным пионерским костром. Работы в этом направлении школе предстоит сделать очень много.

  4. В этом году неплохо велась краеведческая работа. Эта работа позволяет детям углублять и расширять свои знания по различным учебным предметам, способствует формированию гражданско-патриотических чувств, любви к Родине. Ребятами из краеведческого клуба была проделана большая работа по созданию экспозиций в школьном музее: «Эхо войны», «Пионеры герои», «История пионерского движения».

  5. В этом учебном году особо хотелось бы отметить классных руководителей Бондаренко В.А., Юзефову И.В., Соломеину Л.Н., Пойда Н.Е., Иванову Е.Н., Топилину Н.М., Бондаренко Л.И. которые проводили интересные внеклассные мероприятия с ребятами, подготовили учащихся-победителей и призеров различных районных и областных творческих конкурсов.

  6. Традиционными заботами классных руководителей являются обеспечение учебно-воспитательного процесса, организация внеурочной деятельности и проведение внеклассных мероприятий, установление тесного контакта с родителями учащихся. От классных руководителей требовался план воспитательной работы, составленный в соответствии с особенностями классного коллектива, с конкретными личностями учеников, с задачами, которые ставил перед собой классный руководитель. Хорошо, обоснованно составлен воспитательный план, грамотно поставлены педагогические задачи у классных руководителей Соломеиной Л.Н., Бондаренко В.А., Пойда Н.Е., Ивановой Е.Н., Бондаренко Л.И.. В начале учебного года зам. директора по ВР Баскакова Е.А. провела учебу, на которой изучили требования по составлению планов, познакомились с лучшими образцами, внесли дополнения и корректировку в свои планы.

Педагогическое проектирование невозможно без изучения личности воспитанника. Большую возможность для этого представляет классный час, который проводится еженедельно в каждом классе.

Примерами интересных классных часов могут быть:

  • «Семья - волшебный символ жизни» (10 класс)

  • «Русские обряды и традиции», (4 класс)

  • «Что такое добро и зло» (8класс)

  • «Огненная дуга - великая битва» (5 класс)

  • «Путешествие в страну Спортландию» (3 класс)

  • «Память бережно храним» (2 класс)

Проанализировав отчеты классных руководителей, следует отметить, что в следующем году в классах необходимо запланировать больше мероприятий по формированию нравственных ценностей и социально значимых навыков. Ведь они крайне необходимы ученику для того, чтобы найти свое место в жизни, чтобы быть по-настоящему счастливым человеком. Вот об этом, что такое жизненно важные навыки и как помочь школьнику в их приобретении, следует поговорить на одном из классных часов.

Среди классных руководителей можно отметить хорошую работу Соломеиной Л.Н., Бондаренко Л.И., Топилиной Н.М., Ивановой Е.Н., Пойда Н.Е.., Бондаренко В.А. Но есть и такие классные руководители, которые неоднократно получали замечания за несвоевременную сдачу отчетности, за халатную работу с документацией по внеклассной работе, это Пятикова В.Н.

  1. Пока еще слабым звеном в воспитательной работе является ученическое самоуправление. Хотелось бы чтобы, органы самоуправления проявляли больше самостоятельности и инициативы, а не ожидали толчка от руководителя- учителя. В этом году была проведена предвыборная кампания и выборы 2014. Был выбран президент школы Масюков Виктор и органы школьного самоуправления. Президент проводил огромную работу, но все равно самоуправление в школе хромает. Все зависит от того, что ребята проявляют очень мало самостоятельности и собственной инициативы, ждут, когда кто-то из старших подаст какую-то идею. Дальнейшее развитие системы ученического самоуправления видится в придании ей большей привлекательности для всех учащихся при сохранении требований по стройности ее структуры. Решение этой задачи может быть найдено при дальнейшем использовании долговременных ролевых игр типа «Голосуют дети», дни самоуправления, оптимизированных под образовательную систему школы.

  2. Неотъемлемой частью всей воспитательной работы является тесное взаимодействие с семьей. Каждый месяц в классах проводились родительские собрания, тематика которых планировалась классным руководителем с учетом возрастных особенностей детей, с учетом особенностей классного коллектива. Общешкольные родительские собрания тоже проходят по заранее разработанному плану. На собрания приглашаются работники различных структур: ОМВД России, Пожарной части, медучреждений, Специалистов сельской администрации для разъяснения интересующих вопросов. Посещаемость собраний составляет 60-70%. Большинство родителей принимают активное участие в жизни школы и классов. Но есть родители, которые не идут на контакт со школой, не посещают родительские собрания, не принимают участия в жизни класса и школы, не обращают внимания на успехи своего ребенка. И с такими родителями ведется отдельная работа.

Который год в конце мая проводится общешкольное родительское собрание по итогам учебного года, на котором идет награждение учеников за отличную и хорошую учебу, за спортивные успехи, родителям вручают благодарственные письма за активное участие в общешкольной жизни класса и школы, за хорошее воспитание детей. На заседаниях классных руководителей рассматриваются вопросы формы работы с родителями и детьми, структура родительского собрания, тематику классных часов. Классным руководителям были предложены разные формы проведения родительских собраний: чтения, вечера, ринги и т.д. Радует, что классные руководители стали проводить встречи с родителями в нетрадиционной форме. В следующем учебном году на заседаниях классных руководителей необходимо уделить внимание планам самообразования для совершенствования мастерства педагогов, кл. руководителей в работе с родителями в целях обновления и пополнения научно-теоретических и профессиональных знаний.

  1. В течение года в школе велась активная работа по формированию здорового образа жизни, по укреплению и сохранению здоровья детей, так как дети имеют различный уровень физического развития и физической подготовленности. На уровень здоровья детей положительно повлияли регулярно проводимые в школе физкультурно-оздоровительные мероприятия, физминутки на уроках, подвижные перемены, дни здоровья, турпоходы, внутришкольные соревнования, работа спортивных клубов. В течение года были разработаны памятки-расписки «Правила поведения на каникулах», «Меры предосторожности при проведении новогодних праздников», «Опасные объекты школы», «Идущему в поход», «Правила поведения на воде». Каждую пятницу классные руководители проводили с учащимися беседы по охране жизни и здоровья. Силами школы и родителей в школе было организовано ежедневное горячее питание.

Регулярно (1 раз в четверть) проводятся дни здоровья, в которых участвуют все ученики школы с 1 по 11 классы. Дни здоровья проводятся в форме туристического похода, ориентирования на местности по маршрутным листам, соревнования по разным видам спорта, соревнования «Безопасное колесо».

Кроме того, в целях формирования у учащихся осознанной потребности в сохранении и укреплении здоровья, в плане воспитательной работы школы имеется раздел, направленный на формирование здорового образа жизни, который включает в себя следующие мероприятия:

  • Дни здоровья;

  • Беседы по охране жизни и здоровья детей;

  • Соревнования по различным видам спорта

  • Конкурсы рисунков

  • Тематические классные часы.

По результатам анкетирования многие дети среди запомнившихся дел назвали соревнования «Сильные, смелые, ловкие», «Ориентирование на местности», «Безопасное колесо», соревнования по футболу, русской лапте, отметили подвижные перемены.

Проводятся индивидуальные и коллективные санитарно- просветительские беседы по вопросам профилактики инфекционных заболеваний, профилактики вредных привычек. В течение учебного года была организована работа психолога с детьми группы «риска». С учащимися проводилась работа по профилактике вредных привычек и другим направлениям развития личности ребенка, анкетирование. По результатам работы составлены заключения и даны рекомендации.

  1. Особое значение педагоги нашей школы придают работе с детьми группы «риска». Эти дети привлекаются в спортивные кружки, вовлекаются в общественную жизнь класса и школы, привлекаются к участию в трудовых десантах. Однако в школе еще остаются ряд факторов, для устранения которых необходима совместная работа педколлектива и родителей. Это и опоздания на уроки, и увеличение числа курящих, безответственное отношение к учебе. Для искоренения этих нарушений, конечно же, педагогам нужно больше работать с такими детками, убеждать, разъяснять, воспитывать. В работе классных руководителей, педагогов хорошую помощь оказывает школьный психолог.

  2. В течение учебного года в школе активно велась работа и по профилактике наркомании, алкоголизма и предупреждение правонарушений среди несовершеннолетних. С этой целью были организованы и проведены профилактические беседы с участием специалистов разных сфер. Проводились малые педсоветы, тематические беседы, просмотры кинофильмов на актуальные темы. По социальной статистике большинство семей, в которых живут наши учащиеся - неполные семьи. Есть у нас одна семья социального риска, которая стоит на учете в областном банке данных. С ними ведется постоянная работа, и они находятся под постоянным контролем.

Педагогическому коллективу школы нужно серьезно задуматься над своим отношением к детям из неблагополучных семей, и пересмотреть методы и формы воспитательного воздействия на таких детей.


  1. Наше образовательное учреждение является главным центром досуга обучающихся, т.к. большую часть своего свободного времени ребята проводят на занятиях школьных и внеклассных кружков и спортивных секций, выбирая себе дело по душе и развивая свои творческие способности. Во второй половине дня в школе проходят занятия в факультативах и кружках по интересам, работает спортивный и тренажерный залы. Для организации такой деятельности в школе имеется необходимая материально-техническая база: спортивный зал, теннисные столы, тренажерный зал, краеведческий музей. В школе работают следующие кружки: «Краеведческий», «Настольный теннис», «Общая физическая подготовка», «ДЮП», «ЮИД», «Мягкая игрушка», «Творческая мастерская», «Я-гражданин России».

Руководители кружков и спортивных секций уделяют особое внимание привлечению детей из малообеспеченных и неблагополучных семей. Всего посещают кружки и секции 150 человек.

Таким образом, при всем многообразии нашей внеурочной и внеучебной деятельности необходимо в заключении еще раз подчеркнуть следующее:

- постоянно важно помнить, что в центре воспитательного процесса всегда находиться конкретный ребенок с конкретными проблемами, нуждами, интересами, противоречиями;

- место учителя, и в первую очередь классного руководителя, рядом с воспитанником, чтобы помочь, посоветовать, оградить, защитить;

- качество воспитания определяется не объемом проводимых мероприятий, а качеством отношений между детьми и родителями, взаимоотношений с окружающими и взрослыми, в том числе, с учителями.

Следует также отметить, что в целом поставленные задачи воспитательной работы в 2014-2015 учебном году можно считать решенными, цель достигнута. На основе тех проблем, которые выделились в процессе работы, можно сформулировать задачи на будущий 2015-2016 учебный год:

  • Продолжить работу по повышению научно-теоретического уровня педагогического коллектива в области воспитания детей.

  • Повысить роль ученического самоуправления в жизнедеятельности школы и класса, развивать у ребят самостоятельность, инициативу, ответственное отношение к делу.

  • Продолжить обновлять и развивать систему работы по охране здоровья учащихся. Создавать условия для сохранения и укрепления здоровья учащихся, для воспитания стремления к здоровому образу жизни.

  • Развивать внеурочную деятельность учащихся, направленную на формирование нравственной культуры, их гражданской позиции, расширение кругозора, интеллектуальное развитие, на улучшение усвоения учебного материала.

  • Создавать условия для активного и полезного взаимодействия школы и семьи по вопросам воспитания учащихся.

  • Организовать единую систему работы школьного Совета профилактики правонарушений.

  • Формирование в школьном коллективе детей и взрослых уважительного отношения к правам друг друга.

Зам. директора по ВР Баскакова Е.А.



© 2010-2022