- Преподавателю
- Директору, завучу
- Сценарий семинара-практикума Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы общего образования
Сценарий семинара-практикума Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы общего образования
Раздел | Завучу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Кочеткова Т.Д. |
Дата | 23.10.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3 СТ.ЗЕЛЕНЧУКСКОЙ»
Семинар - практикум
«
Подготовила: заместитель директора Кочеткова Т.Д.
ст.Зеленчукская, сентябрь 2014г.
СЕМИНАР - ПРАКТИКУМ
Тема: «Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы общего образования»
Дата проведения: сентябрь 2014 года
Место проведения: кабинет истории №28 МКОУ «СОШ №3 ст.Зеленчукской»
Состав участников: учителя начального и основного звена.
Регламент: 1 час.
Цели семинара:
- содействие повышению уровня компетентности участников семинара в вопросах проектирования алгоритма оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения ООП НОО и ООО
- сформировать мотивацию, направленную на освоение новых знаний
- создать проблемную ситуацию (разработка собственного инструментария)
- учить оценить инновационные идеи других педагогов, аккумулировать навыки профессиональной рефлексии.
Ожидания участников семинара. Были связаны, в основном, с освоением системы оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального и основного общего образования и применением его в своей педагогической практике. В целом, участники семинара демонстрировали высокую мотивацию и нацеленность на результат, что, безусловно, объяснялось предварительной работой.
Все без исключения педагоги высказывали в той или иной форме желание понять, что такое подход к оценке достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального и общего образования, большинство участников семинара проявляли личную и профессиональную заинтересованность.
Повестка дня:
-
Информационный этап
Презентация 1 «Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной»
-
Критерии качества системы оценки достижения требований образовательного стандарта
-
Содержание стандарта и содержание оценки
-
Методология оценки и разработки инструментария
-
Методология оценки и разработки инструментария
-
Основные принципы построения модели системы оценки результатов освоения общеобразовательных программ
-
Модель системы оценки результатов освоения
общеобразовательных программ и её основные компоненты -
Соотношение внутренней и внешней оценки на разных ступенях обучения
-
Внутренняя оценка-это оценка самой школы
Особенности системы оценки достижения планируемых результатов начального и основного общего образования
-
Необходимое условие реализациии системы требований государственных общеобразователных стандартов
-
Основные направления для разработки системы оценивания
-
Компоненты системы оценки планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального и основного общего образования
-
Основные задачи стартовой диагностики
-
Правила оценочной безопасности
Презентация 2. «Инструментарий по оценке качества образования»
-
Структурные элементы системы оценки достижения планируемых образовательных результатов
-
Требования к инструментарию оценки качества образования
-
Обязательные формы и методы контроля
-
Диагностический инструментарий
-
Практическая часть.
Разработка и представление группами диагностического инструментария по направлениям:
-
Умение принимать и сохранять учебную задачу
-
Умение планировать свою деятельность
-
Умение контролировать свои действия
-
Умение извлекать информацию из прочитанного текста
-
Умение преобразовывать информацию из одной формы в другую
-
Умение формулировать высказывания
-
Умение сотрудничать с учителем и сверстниками
III. Подведение итогов семинара.
Трудности в изменении стереотипов деятельности
Ход семинара
-
Информационный этап.
Презентация1.
1. Критерии качества системы оценки достижения требований образовательного стандарта
-
Содержание оценки
-
Методология оценки
-
Инструментарий
-
Оценочные процедуры
-
Интерпретация и использование результатов
2. Содержание стандарта и содержание оценки
-
Уровни представления результатов: планируемый, реализуемый, достигнутый
-
Ориентация оценки на содержательные критерии (измерители достижения требований стандарта - частный случай критериально-ориентированных измерителей)
-
Накопительная система оценивание («сложения», а не «вычитания»)
-
Обязательность оценки достижения требований к результатам образования у каждого ученика
-
Валидность и объективность оценки
3. Методология оценки и разработки инструментария
-
Измеряемость требований к результатам образования
-
Открытость требований стандарта, содержания оценки и ее результатов
-
Уровневый подход к оценке результатов образования
-
Оценка индивидуального прогресса
4. Методология оценки и разработки инструментария
-
Система оценки - инструментальное ядро государственных образовательных стандартов
-
Оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования
-
Ориентация оценки на деятельностный подход
-
Комплексный подход к оценке результатов образования
-
«Встроенность» оценивания в образовательный процесс
-
Оценка индивидуального прогресса
5. Основные принципы построения модели системы оценки результатов освоения общеобразовательных программ
-
целостность системы (направленность на оценку результатов образования, сформулированных в стандартах второго поколения)
-
поддержка развития системы образования (ориентация не только на контроль и оценку состояния системы и результатов образования, но и на оценку динамики развития системы и управление качеством образования)
-
комплексный подход к оценке результатов образования (сочетание объективной и субъективной оценки результатов образования, оптимальное использование результатов внешней и внутренней оценки и др.)
-
учет возможных рисков (искажение результатов оценки за счет неразработанности объективных критериев и процедур оценки, увеличение времени на оценку за счет
6. Модель системы оценки результатов освоения общеобразовательных программ и её основные компоненты
7. Соотношение внутренней и внешней оценки на разных ступенях обучения
8. Внутренняя оценка-это оценка самой школы .Она выражается в :
-
текущих отметках, которые ставятся учителями;
-
промежуточных и итоговых оценках учащихся;
-
результатах самооценки учащихся;
-
результатах наблюдений, проводимых учителями и школьными психологами;
-
решении педагогического совета школы о переводе выпускника в следующий класс или на следующую ступень обучения.
9.Особенности системы оценки достижения планируемых результатов начального и основного общего образования
10. Необходимое условие реализациии системы требований государственных общеобразователных стандартов
В педагогических измерениях различают три уровня результатов образования:
-
планируемый (тот, который заложен в ФГОС);
-
реализуемый (характеризует те результаты, к которым стремится конкретный учитель в зависимости от своих личностных установок и профессиональной квалификации);
-
достигнутый (уровень реальных достижений обучающихся)
11. Основные направления для разработки системы оценивания
-
Поддержка и стимулирование обучающихся.
-
Обеспечение точной обратной связи.
-
Включение учащихся в самостоятельную оценочную деятельность.
-
Информативность для управления системой образования
12. Компоненты системы оценки планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального и основного общего образования
13.Требования к результатам освоения основных образовательных программ
-
Основные задачи стартовой диагностики
15. Правила оценочной безопасности
Презентация 2. «Инструментарий по оценке качества образования»
1. Структурные элементы системы оценки достижения планируемых образовательных результатов
-
цели оценочной деятельности,
-
основные направления оценивания,
-
описание объекта и содержание оценки,
-
критерии оценивания,
-
процедуры и инструментарий оценивания,
-
формы представления результатов,
-
условия и границы применения системы оценки.
2. Требования к инструментарию оценки качества образования
На ученическом уровне:
На ученическом уровне инструментарий должен быть ориентирован прежде всего:
на самооценку собственных учебных действий учащегося;
требует выработки критериальной основы для оценки своих действий;
носит прежде всего рефлексивный характер;
дает возможность делать запрос на экспертную оценку взрослого (учителя)
На педагогическом уровне:
Педагог в своей деятельности ориентируется прежде всего на два вида оценивания: формирующее оценивание и оценку индивидуального прогресса ученика.
Инструментарий для оценки стартовых возможностей учащихся в обучении на начало года должен отвечать следующий требованиям:
ориентирован на два типа заданий: актуального уровня знаний и способов/средств предметных действий и «зоны ближайших» знаний и способов/средств предметных действий, которые должны быть освоены в текущем учебном году;
позволяет самостоятельно обучающимся построить план действий по ликвидации проблем и трудностей, возникших после «старта»;
выявляет способы работы педагогов на предыдущем этапе обучения;
позволяет построить в классе «карту» движения в учебном предмете на предстоящий учебный год;
устанавливает стартовые образовательные возможности учащихся после длительного перерыва на начало учебного года.
Инструментарий для итоговой оценки образовательных результатов обучающихся должен отвечать следующим требованиям:
носит комплексный и интегральный характер (совокупность пяти субтестов: математической, языковой, естественно-научной, художественной грамотности и грамотности чтения) и позволяет оценить меру присвоения основных средств/способов действия, предусмотренных программой начальной школы по ключевым предметам учебного плана;
отражает три уровня опосредствования (меру присвоения средств): формальный, предметный и функциональный и позволяет оценить действия ребенка отдельно по каждому уровню и построить индивидуальный профиль каждого ребенка, класса, параллели школы в целом по которому можно определить прогресс в обучении;
каждому уровню соответствует определенный тип тестовых задач. Количество задач соответствует «ядерным» (ключевым) понятиям (способам действия) учебного курса;
устанавливает не только учебные, но и внеучебные достижения школьников на конец учебного года, позволяет описывать, фиксировать и предъявлять полученные результаты окружающим
3. Обязательные формы и методы контроля
4. Диагностический инструментарий
Вид инструментария по оценке УУД
Образец задания для учащихся
Умение принимать и сохранять учебную задачу
Стандартизированная письменная работа
7 3 = 4
9 4 = 5
5 2 = 7
8 3 = 5
Заполни пропуски, чтобы записи были верные. Какое выражение отличается от всех?
Творческая работа
Придумайте выражения с этим действием.
Практическая работа
Решите выражения, которые вы придумали.
Материалы для самооценок
Самооценивание с помощью карточек «Светофор»
Красный - ничего не понял, нужна помощь
Желтый - понял почти все, но немного ошибаюсь
Зеленый - все понял и не ошибаюсь
План или карта наблюдений
-
Учится принимать и сохранять учебную задачу.
-
Работает по инструкции к заданию.
-
Сверяет свои действия с целью урока.
-
Может или не может исправлять ошибки.
Умение планировать свою деятельность
Стандартизированная письменная работа
Напечатать стихотворение
Прочитай стихотворение. Выпиши имена существительные неодушевленные. Какой алгоритм необходимо сделать?
Алгоритм:
Кто? Что?
Одушевленное Неодушевленное
Нет Да
Творческая работа
Составь предложение из слов, которые выписал.
Практическая работа
Каждое слово в предложении раздели на слоги.
Материалы для самооценок
Самооценивание с помощью карточек «Светофор»
Красный - ничего не понял, нужна помощь
Желтый - понял почти все, но немного ошибаюсь
Зеленый - все понял и не ошибаюсь
План или карта наблюдений
-
Учится планировать учебную деятельность на уроке.
-
Работает по плану.
-
Сверяет свои действия с целью урока.
-
Может или не может исправлять ошибки.
Умение контролировать свои действия
Стандартизированная письменная работа
Прокололи ш_лом ш_ну.
Во дворе ш_пит маш_на.
Ты, маш_на, не туж_,
Скоро будут гараж_.
Спиши, вставляя пропущенные буквы. Проверь по словарю.
Творческая работа
На данную орфограмму подбери и напиши два слова.
Практическая работа
Подчеркни в тексте трехсложные слова.
Материалы для самооценок
Самооценивание с помощью карточек «Светофор»
Красный - ничего не понял, нужна помощь
Желтый - понял почти все, но немного ошибаюсь
Зеленый - все понял и не ошибаюсь
План или карта наблюдений
-
Учится контролировать свои действия.
-
Самостоятельно учитывает выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.
-
Оценивает себя и корректирует свои действия.
-
Может или не может исправлять ошибки.
Умение извлекать информацию из прочитанного текста
Стандартизированная письменная работа
Хорошо летом! Стоят теплые деньки. Мы едем в деревню Чайка. Наша дача на краю леса. Рядом речка и сад. В саду цветут душистые розы. В траве любит спать кот Васька. Под крыльцом живет ежик.
Прочитай текст. Спиши.
Творческая работа
Озаглавь прочитанный текст.
Практическая работа
Выпиши из текста предложение, в котором говорится о том, где любит спать кот Васька.
Материалы для самооценок
Самооценивание с помощью карточек «Светофор»
Красный - ничего не понял, нужна помощь
Желтый - понял почти все, но немного ошибаюсь
Зеленый - все понял и не ошибаюсь
План или карта наблюдений
-
Учится извлекать информацию из прочитанного текста.
-
Находит в тексте пример, доказывающий приведенное утверждение.
-
Может или не может исправлять ошибки.
Умение преобразовывать информацию из одной формы в другую
Стандартизированная письменная работа
Яблоко
По улице шла старушка с корзинкой. В корзинке были яблоки: красные и жёлтые. Очень красивые яблоки. Вот бы мне одно! Я тихонько подкрался сзади. Схватил яблоко и сунул его в карман. Старушка ничего не заметила и сказала:
- Поди-ка сюда, мальчик! Как тебя зовут?
- Петрик…
- Красивое имя. Ты, видать, хороший мальчик.
- Не знаю.
Старушка выбрала самое румяное и самое большое яблоко:
- Съешь! Это из моего сада.
Яблоко - то, что в кармане, - прямо жгло мне ногу.
- Почему ты не хочешь взять яблоко?
Старушка стояла с протянутой рукой, а я… А я выхватил яблоко из кармана. Бросил его в корзину и убежал. Когда я прибежал домой, то заплакал. Сам не знаю: почему я заплакал?
Отметь значком \/, какие яблоки лежали в корзинке у бабушки.
Творческая работа
Как ты думаешь, почему мальчик заплакал? Напиши одним предложением.
Напиши, что означает слово тихонько.
Практическая работа
В каком порядке надо расположить предложения из рассказа, чтобы было понятно, как развиваются события. Отметь их цифрами 1, 2, 3, 4:
-
Старушка выбрала самое румяное и самое большое яблоко…
-
По улице шла старушка с корзинкой.
-
Бросил его в корзину и убежал.
-
Схватил яблоко и сунул его в карман.
Материалы для самооценок
Самооценивание с помощью карточек «Светофор»
Красный - ничего не понял, нужна помощь
Желтый - понял почти все, но немного ошибаюсь
Зеленый - все понял и не ошибаюсь
План или карта наблюдений
-
Учится преобразовывать информацию из одной формы в другую.
-
Понимает информацию, представленную в виде схемы.
-
Находит в тексте пример, доказывающий приведенное утверждение.
-
Умеет строить монологическую и диалогическую речь.
-
Может или не может исправлять ошибки.
Умение формулировать высказывания
Стандартизированная письменная работа
Увидел маленький Воробей впервые светофор и сказал:
- У, какой большой скворечник. Потом он еще раз посмотрел и добавил:
- А в том большом скворечнике теперь живет трехглазая Сова.
Прочитай. Озаглавь текст. Напиши заголовок и спиши текст.
Творческая работа
Расскажи чем интересен текст?
Практическая работа
Подчеркни в словах мягкий знак (ь).
Материалы для самооценок
Самооценивание с помощью карточек «Светофор»
Красный - ничего не понял, нужна помощь
Желтый - понял почти все, но немного ошибаюсь
Зеленый - все понял и не ошибаюсь
План или карта наблюдений
-
Учится формулировать высказывания.
-
Находит в тексте пример, доказывающий приведенное утверждение.
-
Умеет строить монологическую и диалогическую речь.
-
Может или не может исправлять ошибки.
Умение сотрудничать с учителем и сверстниками
Стандартизированная письменная работа
Реши задачу.
У Вани было 5 яблок, а у Маши на 3 больше. Сколько яблок всего было у детей?
Сверь свое решение с соседом по парте.
Творческая работа
Составь задачу, которая решалась бы таким же образом.
Практическая работа
Реши задачу, которую ты составил.
Материалы для самооценок
Самооценивание с помощью карточек «Светофор»
Красный - ничего не понял, нужна помощь
Желтый - понял почти все, но немного ошибаюсь
Зеленый - все понял и не ошибаюсь
План или карта наблюдений
-
Учится сотрудничать с учителем и сверстниками.
-
Умеет строить монологическую и диалогическую речь.
-
Аргументирует свою позицию и координирует ее с позицией партнера.
-
Вносит необходимые изменения в результат своей деятельности с помощью учителя.
-
Может или не может исправлять ошибки.
II. Практическая часть.
Разработка и представление группами диагностического инструментария по направлениям (представление в электронном варианте - презентация):
1. Умение принимать и сохранять учебную задачу
2. Умение планировать свою деятельность
3. Умение контролировать свои действия
4. Умение извлекать информацию из прочитанного текста
5. Умение преобразовывать информацию из одной формы в другую
6. Умение формулировать высказывания
7. Умение сотрудничать с учителем и сверстниками
III. Подведение итогов семинара.
Трудности в изменении стереотипов деятельности