Индикативные показатели деятельности классного руководителя

Введенная в рамках национального проекта «Образование» система материального стимулирования классных руководителей позволила говорить об усилении их роли в воспитательной системе школы, повышении требований к воспитательной составляющей образовательного процесса Определение эффективности деятельности классного руководителя по организации воспитательного процесса относится к числу наиболее сложных педагогических проблем. Научные разработки проблемы мониторинга качества в целом образования появились в отечественной педагогике в 90-х годах ХХ-го века в работах известных ученых : В.И. Андреева , В.П. Беспалько , В.А. Кальней , А.Н. Майорова, С.И. Шишова.  Особую значимость в контексте данного  исследования имеют идеи  Эвальда Фридриховича Зеера, который  рассматривает мониторинг как процесс отслеживания состояния объекта (системы или сложного явления) с помощью непрерывного или периодически повторяющегося сбора данных, представляющих собой совокупность определенных ключевых показателей, а так же подходы Августа Соломоновича Белкина,  определяющего  мониторинг эффективности деятельности классного руководителя по организации воспитательного процес...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Индикативные показатели деятельности классного руководителя

Каримова Софья Валентиновна,

заместитель директора по УВР МБОУ «СОШ №1»

Введенная в рамках национального проекта "Образование" система материального стимулирования классных руководителей позволила говорить об усилении их роли в воспитательной системе школы, повышении требований к воспитательной составляющей образовательного процесса

Определение эффективности деятельности классного руководителя по организации воспитательного процесса относится к числу наиболее сложных педагогических проблем.

Научные разработки проблемы мониторинга качества в целом образования появились в отечественной педагогике в 90-х годах ХХ-го века в работах известных ученых : В.И. Андреева , В.П. Беспалько , В.А. Кальней , А.Н. Майорова, С.И. Шишова.

Особую значимость в контексте данного исследования имеют идеи Эвальда Фридриховича Зеера, который рассматривает мониторинг как процесс отслеживания состояния объекта (системы или сложного явления) с помощью непрерывного или периодически повторяющегося сбора данных, представляющих собой совокупность определенных ключевых показателей, а так же подходы Августа Соломоновича Белкина, определяющего мониторинг эффективности деятельности классного руководителя по организации воспитательного процесса как непрерывное научно обоснованное, диагностико-прогностическое, планово-деятельностное отслеживание деятельности классного руководителя по организации воспитательного процесса в целях оптимального выбора воспитательных целей, задач и средств их решения.

В средней школе №1 разработано положение об организации и проведении мониторинга, в рамках которого создана стабильная система критериев и показателей внутришкольного контроля оценки эффективность деятельности классного руководителя. Мониторинг успешно применяется в образовательном учреждении с 2008 года и содержит 11 критериев (индикаторов) и показателей деятельности классного руководителя. Перейдем к подробному рассмотрению каждый из критериев.

Критерий оценки

Показатели (приложение 1)

1

Уровень учебной мотивации у обучающихся класса

2

Работа с обучающимися группы риска

3

Активность участия обучающихся классов во внеурочной деятельности

4

Создание условий для личностной самореализации обучающихся класса

5

Уровень организации классного коллектива

6

Уровень воспитанности классного коллектива

7

Создание здоровье сберегающих

условий

8

Взаимодействие с семьями обучающихся, участие родительской общественности в воспитательном процессе

9

Деятельности классного руководителя по созданию условий для организации воспитательного процесса

10

Документация классного руководителя

11

Творческая индивидуальность классного руководителя

Каждый из критериев имеет свои показатели. Соответственно по каждому критерию педагог может набрать различное количество баллов. Например, по критерию «Тематические классные часы» классный руководитель получает количество баллов в зависимости от того, сколько тематических часов в учетный период он провел.

Мониторинг предполагает анализ негативных тенденций в деятельности классного руководителя. Например, в критерии «Уровень организованности классного коллектива» предложен показатель «Дисциплинарные нарушения в классном коллективе» - ФИ ,состоящих на учете в ОДН - - 5 баллов за каждого ученика ,ФИ, состоящих на внутришкольном учете- - 3 балла за каждого ученика.

Применяемый на практике мониторинг предполагает участие в анализе воспитательного процесса классного коллектива педагога-психолога и родительской общественности. Например, критерий «Взаимодействие с семьями обучающихся, участие родительской общественности в воспитательном процессе» в показатели «Создание уровня психологического комфорта заполняется председателем классного родительского комитета на основе итогов анкетирования «Удовлетворенности родительской общественности деятельностью классного руководителя». Критерий «Уровень воспитанности классного коллектива» заполняется педагогом - психологом по результатам диагностики уровня воспитанности в рамках классно - обобщающего контроля.

Карта мониторинга заполняется классным руководителем по итогам каждой четверти. В конце учебного года информация обрабатывается зам. директора по ВР и каждый классный руководитель получает определенное количество баллов, что позволяет определить рейтинг классного руководителя.

Используемый мониторинг позволяет увидеть позитивные и проблемные стороны в работе классного руководителя. Результаты исследования помогают продуктивно выстраивать работу администрации с классными руководителями, планировать и проводить эффективную методическую работу в данном направлении деятельности.

Рассмотрим анализ мониторинга деятельности классного руководителя З.Н. Снигиревой.

Индикативные показатели деятельности классного руководителя

Рисунок 1. Анализ динамики мониторинга З.Н. Снигиревой

Переставленные результаты позволяю увидеть стабильный рост в деятельности классного руководителя.

Наиболее ярко рост данного классного руководителя можно проследить в критерии «Активность участия обучающихся классов во внеурочной деятельности».

Индикативные показатели деятельности классного руководителя

Рисунок 2. Динамика показателей активности участия класса во внеурочной деятельности


Наибольшее количество баллов в этом критерии можно набрать в показателе « Участие и победы класса в конкурсах и соревнованиях различного уровня»

Для классов с низкой уровнем организации классного коллектива основная работа классного руководителя направлена на кропотливую индивидуальный работу с каждым учеником, особенно с обучающимися состоящими на учетах различного уровня. Тщательный анализ причин постановка, планирование индивидуальной работы со всеми участниками образовательного процесса способствет значительному снижении количества состоящих на учете. Такую положительную динамику можно проследить в классного руководителя Н.В. Салтыковой

Индикативные показатели деятельности классного руководителя

Рисунок 3. Динамика снижения количества состоящих обучающихся на учетах различного уровня

Такой глубокий анализ данного мониторинга позволяет классному руководителю вести целенаправленную корректировку своей воспитательной системы.

Данный мониторинг является одним из условий повышения качества воспитательного процесса, и является необходимым условием изучения эффективности функционирования воспитательной системы ОУ в целом и каждого классного руководителя в отдельности.






Список литературы

1. Зеер Э.Ф. Профессиональное развитее личности. Екатеринбург: Урал. гос. проф.-пед. ун-т, 2002.

2. Зеер Э.Ф. Психология личностно ориентированного профессионального образования. Екатеринбург: Урал. гос. проф.-пед. ун-т, 2000.

3. Белкин А.С, Жаворонков В.Д. Педагогический мониторинг образовательного процесса. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т; Департамент психол.-пед. образования, 1997.









Приложение 1

Мониторинг эффективности деятельности классного руководителя ______________

_______ класса МБОУ «СОШ №1» за _________ четверть _____________учебного года


Критерий оценки

Показатель

Стат. данные

1

Уровень учебной мотивации у обучающихся класса

Динамика успеваемости и качества знаний

Количество отличников

Количество хорошистов

Количество неуспевающих

% пропусков уроков без уважительной причины

Положительная или отрицательная динамика успеваемости и качества знаний

2

Работа с обучающимися группы риска

Глубина и серьезность работы с данной категорией обучающихся, оказание им педагогической поддержки на основе индивидуального подхода

Наличие в программе классного руководителя раздела «Профилактическая работа с обучающимися группы риска»

Исследование личности обучающихся

ФИ

Наличие психолого-педагогических карт изучения личности обучающихся

ФИ

Наличие индивидуальной программы профилактической/коррекционной работы

ФИ

Взаимодействие со вспомогательными службами (перечислить с какими)

Разнообразие форм и методов работы с обучающимися (перечислить)

3

Активность участия обучающихся классов во внеурочной деятельности

Участие и победы класса в конкурсах и соревнованиях (название мероприятия и результат)

Городские мероприятия

1. ____________________________

______________________________

2. ____________________________

______________________________

3._____________________________

______________________________

4._____________________________

______________________________

Школьные мероприятия

1. ____________________________

______________________________

2. ____________________________

______________________________

3._____________________________

______________________________

4._____________________________

______________________________

% посещения факультативных занятий

% занятости обучающихся класса в учреждения ДО

4

Создание условий для личностной самореализации обучающихся класса

Вовлечение обучающихся в разнообразную социально и личностно значимую деятельность

Выход в театры, развлекательные учреждения

Выход в музеи, выставки

Выезды на природу, экскурсии

Внеклассные мероприятия

Тематические классные часы

1. ____________________________

______________________________

2. ____________________________

______________________________

3._____________________________

______________________________

4._____________________________

______________________________

5.____________________________

______________________________

6.___________________________________________________________

7. ____________________________

______________________________

8.___________________________________________________________

9. ____________________________

______________________________

10.__________________________________________________________

Организация и поведение мероприятия воспитательного характера

5




Уровень организации классного коллектива



Дисциплинарные нарушения

ФИ, состоящих на учете в ОДН


ФИ, состоящих на внутришкольном учете

Заполняет соц.педагог

Составлены протоколы на нарушение режима работы ОУ

Культура внешнего вида:

Деловой стиль одежды

Наличие сменной обуви

Дежурство по школе

Не заполняется

Отражение жизнедеятельности через оформление классного уголка

Инновационные формы организации классного коллектива (ТГ, ВТГ)

6

Уровень воспитанности классного коллектива

Положительная динамика, стабильно высокие показатели уровня воспитанности (%)

Высокий

Средний

Низкий

7

Создание здоровье сберегающих условий

ФИ обучающихся, имеющие вредные привычки


Мероприятия оздоровительной направленности

Процент, организованно питающихся обучающихся

8

Взаимодействие с семьями обучающихся, участие родительской общественности в воспитательном процессе

Работа по изучению семьи:

Составление соц. паспорта класса

Анкетирование родителей (указать тематику)

Организация совместных, с родителями мероприятий

Тематика педагогического лектория

Участие в работе общешкольного родительского комитета

Создание комфортного психологического климата

Не заполняется

Уровень удовлетворенности родителей деятельностью классного руководителя (по результатам анкетирования)

Заполняется по итогам 3 или 4 четверти

9

Деятельности классного руководителя по созданию условий для организации воспитательного процесса

Создание условий для развития МТБ кабинета за счет привлечения внебюджетных средств, взаимодействие с родительской общественностью

Перечислить, что сделано:

10

Документация классного руководителя

Качественное оформление

Классным руководителем не заполняется

журнала класса

личных дел учащихся

программ воспитательной работы

подотчетная документация

11

Творческая индивидуальность классного руководителя

Работа по созданию авторской воспитательной системы класса

Генерирование идей по совершенствованию воспитательного процесса в школе

Участие в мероприятиях по ВР и обмену опытом:

Педсоветы МО классных руководителей

Семинары

Конкурсы



© 2010-2022