Поддержка личностно-профессионального роста педагога

Огромную роль в становлении и росте личности педагога, его профессионализма играет администрация образовательного учреждения, которая,  следя  за  успехами  и  промахами  педагога,  должна  умело  прийти на  помощь.  Формальная помощь старших коллег, заключающаяся часто в мелочах, не только не стимулирует к росту профессионализма, но иногда убивает его всякие порывы. Помощь должна быть реальной и тактичной. На Станции  юных техников №2 разработана  целевая комплексная программа развития кадровог...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Поддержка личностно-профессионального роста педагога.

Неронова Наталья Федоровна

зам. директора по УВР

МОБУ ДОД СЮТ №2


Чтобы воспитать личность,
надо самому быть личностью,
чтобы зажечь другого,

надо самому гореть.
Ж. Сименон

Стратегия современного педагогического образования состоит в профессионально-личностном развитии педагога, представленный в целях педагогического образования, выступает как модель конечного результата деятельности - педагога способного ориентироваться в сложных социокультурных обстоятельствах, ответственно и профессионально действовать в условиях решения актуальных образовательных задач.

Разрыв между вузовской подготовкой и повышением квалификации (один раз в пять лет), жизнь «от курсов до курсов», отсутствие заинтересованности в развитии, обновлении, часто отсутствие перспективы и стимулирования грозят породить инертную, пассивную личность педагога, а тот, в свою очередь, «искривленную» личность ученика.

Личностно-профессиональный рост педагога понимается как непрерывный процесс раскрытия своего личностно-профессионального потенциала, влияющий на педагогическую деятельность в целом. Конечно, самое главное в этом - личная заинтересованность педагога в самосовершенствовании, однако этот процесс можно частично мотивировать извне.

Каковы же условия, мотивирующие, стимулирующие процесс развития самостоятельного творчества педагога в системе повышения квалификации?

В качестве предпосылок обеспечения личностно-профессионального роста педагога выступают встречи со значимыми в педагогике, психологии, методике людьми и помощь в осмыслении и преодолении профессиональных затруднений. Если вовремя «подхватить» педагога, стимулировать на развитие профессионализма, углубление знаний и умений, расширение кругозора, то стадии его личностно-профессионального роста будут выглядеть приблизительно так:

-огромную роль в становлении и росте личности педагога, его профессионализма играет администрация образовательного учреждения, которая, следя за успехами и промахами педагога, должна умело прийти на помощь: предоставить возможность ознакомления с различными профессиональными периодическими изданиями; помочь в выборе темы по самообразованию; дать возможность побывать на занятиях педагогов-мастеров, методистов; к начинающим педагогам прикрепить опытного педагога-наставника, предоставить слово на педагогическом совете; если надо, то тактично указать на слабую научную базу разработанной темы, а в случае явного роста рекомендовать принять участие в семинарах, конференциях, станционного, городского уровней. Формальная помощь старших коллег, заключающаяся часто в мелочах, не только не стимулирует к росту профессионализма, но иногда убивает его всякие порывы. Помощь должна быть реальной и тактичной.

В системе дополнительного образования педагог занимает ключевую позицию и от его квалификации, личностных качеств, профессионализма зависит решение многих проблем. Особенностью работы в системе дополнительного образования является то, что один педагог не может заменить другого. У каждого педагога своя образовательная программа, свои формы и методы работы, свои приемы, свое детское объединение. Поэтому наша задача состоит в создании благоприятных условий для деятельности педагогов.

Наше учреждение стремилось определить специфику своей работы, включилось в поиск нового содержания образования, пыталось обновить устаревшую систему работы с кадрами, повысить уровень методической помощи педагогам.

В связи с современными требованиями многие педагоги, несмотря на желание участвовать в работе, оказались в сложном положении, испытывая профессиональные трудности. Ситуация осложняется тем, что в системе высшего образования еще не отработана подготовка педагога-специалиста по дополнительному образованию детей. Кроме того, в связи с дефицитом педагогических кадров администрация образовательного учреждения вынуждена принимать на работу педагогов с различным качеством практического и теоретического опыта: здесь работают спортсмены, музыканты, инженеры и т.д., все они специалисты-профессионалы, но не имеющие базового педагогического образования. Плюс молодые педагоги, не имеющие педагогического опыта.

Данные проблемы частично могут решить различные программы повышения квалификации педагогов разработанные самим учреждением.

У нас на Станции юных техников №2 разработана целевая комплексная программа развития кадрового потенциала «Школа профессионального роста педагога». Программа поможет более успешно адаптироваться выпускникам вузов, начинающим педагогам, позволит быстрее найти ответы на сложные для новичка вопросы, быстрее добиться успеха в работе с детьми. В программе разработаны лекционные и практические занятия, тренинги, консультации, которые ведут заместитель директора по УВР, зав.отделом организационно-массовой работы, методисты, педагоги с высшей квалификационной категорией по направленностям деятельности, педагог-психолог.

Программа предусматривает индивидуальное обучение, т.е. создание практически для каждого педагога индивидуального маршрута повышения квалификации (учитывая образование, стаж работы, результаты аттестации, образовательные потребности, профессиональные проблемы).

Программа профессионального роста педагогов дополнительного образования представляет собой перечень творческих заданий, тесно связанных между собой с учетом целей и задач развития Станции юных техников №2.

В связи с дифференцированным подходом сложились основные группы обучающихся: начинающие педагоги; педагоги-организаторы; педагоги, аттестующиеся на I и II квалификационные категории.

Учебно-тематический план программы состоит из 4 основных блоков:

- нормативно-правовое обеспечение образовательного процесса;

- психолого-педагогическое обеспечение образовательного процесса;

- программно-методическое обеспечение;

- диагностический блок.

Учебные занятия проводятся 1 раз в неделю по плану, согласованному методическим советом и утвержденному директором Станции.

Исходя из учебного плана и задач продумано содержание программы:

- в нормативно-правовом блоке происходит знакомство с законом «Об образовании», с Типовым положением об учреждении дополнительного образования, с Уставом учреждения, образовательной программой, воспитательной системой «Воспитать человека», с положением об аттестации, локальными актами учреждения и т.д.;

- в психолого-педагогическом блоке рассматривается пакет педагогической диагностики, который был составлен зам.директора по УВР, творческой группой педагогов и педагогом-психологом учреждения. Рассматривается диагностика знаний, умений, качеств личности, творческих способностей; требования к проведению педагогической диагностики и т.д.;

- в методическом блоке рассматриваются требования по составлению образовательных программ, составлены «Методические рекомендации по подготовке программы деятельности и образовательной программы объединения», проведению занятий, воспитательных мероприятий, досуговых программ для педагогов-организаторов.

Педагоги знакомятся с классификацией, структурой, типами, видами программ, причем рассматривается каждый раздел программы отдельно. Например - проводится семинар по целеполаганию, по методическому обеспечению образовательной программы и т.д.

Достаточно большое количество часов отводится на индивидуальные консультации. Особое внимание уделяется практической работе: участие в семинарах, педсоветах, конкурсах педагогического мастерства, мастер-классах, творческих мастерских, организации аналитической деятельности, презентации образовательной программы.

Таким образом, используемая система повышения квалификации педагогов в МОУ ДОД СЮТ №2 позволяет максимально приблизить к практике все теоретические курсы, а также достаточно основательно «погрузить» педагогический коллектив в технологию передового педагогического опыта и дополнить образовательные курсы ИПК и ПРО, проблемные и образовательные семинары повышения квалификации с учётом специфики.

Оценка результатов проводится в форме защиты собственных проектов, авторских программ, презентаций.

Слушателям, успешно окончившим обучение по программе, присваивается II квалификационная категория, для аттестующихся на I и высшую квалификационную категории - пишется представление в муниципальную аттестационную комиссию.

Единая методическая тема и работа по ней осуществляется в учреждении в течение 3-5 лет. Каждому педагогу предлагается определить один из аспектов проблемы (подпроблему) для собственной разработки. В этой связи необходимо познакомить педагогов с организацией и методами педагогического исследования, продумать подготовку и проведение исследования по выбранной теме. Выбор педагогом проблемы для разработки в рамках единой методической темы может быть связан с написанием творческой работы.

Профессиональное развитие и становление педагога без грамотно построенного самообразовательного процесса невозможно. Самообразование можно рассматривать в двух значениях: как «самообучение» (самонаучение) и как «самосозидание» («создание себя», «самостроительство»). Во втором случае самообразование выступает одним из механизмов превращения личности педагога в творческую личность. Поэтому профессиональный рост также можно назвать и поиском своего пути. Процесс обучения предполагает также взаимосвязь деятельности методической службы и самого педагога. Однако помимо оказания методической помощи консультативной методическая служба отслеживает темы по самообразованию педагогов, объединяет педагогов в творческие группы по смежности тем работ, по самообразованию, разрабатывает рекомендации по работе. Индивидуально ориентированный подход предполагает использование индивидуальных форм повышения профессионализма педагогов: консультирование со специалистами, опытными педагогами; наставничество; подготовка, проведение и анализ открытых занятий, мероприятий, самообразование. На Станции продумано стимулирование самообразования педагогов, участие их в инновационной деятельности, повышен престиж творчески работающих педагогов. Этому способствуют различные конкурсы, доплаты, выделение премий за лучшие публикации, методический материал, представленный в методический кабинет, выступление на конференции, открытые мероприятия. О конкурсах хочется сказать подробнее, так как они не только сплачивают коллективы Станции, создают благоприятный климат, но и стимулируют деятельность педагогов.

У нас проводятся:

- конкурс «На лучшую методическую разработку»;

- конкурс на «Лучшее объединение Станции»;

- различные конкурсы по проведению воспитательных мероприятий;

- открытое занятие и его самоанализ;

- создание портфолио педагога.

Важным стимулирующим средством для творчества и роста профессионализма педагога стали ежегодные творческие отчеты лучших педагогов, результаты и оценку деятельности которых целесообразно представлять не только педколлективу, но и самим обучающимся.

- диагностический блок. На станции разработано Положение по диагностике и оценке рейтинговой системы работы педагогов дополнительного образования.

Диагностируемые направления измеряются по индивидуальным параметрам раскрывающим их содержание с применением критериев измерения.

Измеряемому параметру присваивается уровень:

Высокий (3); Оптимальный (2); Достаточный (1); Недостаточный (0);

Диагностируемые направления:

Педагогическая деятельность измеряется и оценивается по трем направлениям

I. Учебно-воспитательная работа.

Измерение качественного уровня учебной работы.

Учебно-воспитательная работа измеряется отдельно, выявляется качественный уровень учебной работы и качественный уровень воспитательной работы:

Измерение качественного уровня воспитательной работы.

II. Методическая работа.

Методическая работа измеряется отдельно, выявляется качественный уровень личностно-профессионального развития и обучающей деятельности педагогов.

Измерение качественного уровня личностно-профессионального развития

1.Повышение квалификации и профессиональная переподготовка.

2.Использование методов современных педагогических технологий в

образовательной деятельности.

3. Распространение собственного педагогического опыта;

4. Профессиональные достижения

III. Трудовая и исполнительская дисциплина.

Предлагаемый вариант диагностики деятельности педагогического коллектива позволяет получить данные, в общем по трем диагностируемым направлениям и измерить индивидуальный рейтинг педагогов.

Залогом успешного роста педагога будет систематическая самостоятельная, заинтересованная работа с научно-методическими изданиями, разработками, рекомендациями, где представляется опыт педагогов. Чем шире кругозор педагога, чем серьезнее он подкован теоретически, тем легче будет найти наиболее удачный метод, форму подачи материала, тем больше будет спектр его мастерства.

Педагоги Станции имеют большое количество наград. Итогом работы по программе профессионального роста педагогов дополнительного образования является то, что педагоги, обладающие развитой способностью к творчеству, могут развивать эту способность у других.

Потому что главной нашей ценностью является то, для кого осуществляется в конечном итоге вся работа учреждения - это наши воспитанники. Вся деятельность педагогов направлена на их развитие.

Умение педагогов поэтапно, в системе организовывать творческую деятельность ребенка обеспечивает его индивидуальное продвижение в учебно-воспитательном процессе.

Об этом свидетельствуют высокий уровень освоения учащимися образовательных программ, стабильность творческих достижений, качество творческих и исследовательских работ учащихся и др.


© 2010-2022