- Преподавателю
- Директору, завучу
- Разработка программы индивидуального развития профессиональной компетентности педагога в ОУ в условиях введения ФГОС ООО
Разработка программы индивидуального развития профессиональной компетентности педагога в ОУ в условиях введения ФГОС ООО
Раздел | Завучу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Анисимова Г.П. |
Дата | 02.03.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Разработка программы индивидуального развития
профессиональной компетентности
педагога в ОУ в условиях введения ФГОС ООО
«Время есть величайший из новаторов», - говорил английский философ Френсис Бэкон. Время затрагивает все сферы человеческой жизни, в том числе и образование, периодически требуя его обновления. Сегодня уже всем ясно: в «новое» время со старыми стандартами «войти» нельзя. Как показала массовая практика, задача формирования новой личности неосуществима традиционными подходами к образованию школьников. Поэтому введение новых образовательных стандартов - это веяние времени.
Процесс работы над внедрением новых стандартов ООО в школе начался в нынешнем учебном году и осуществляется через изучение нормативно - правовой базы федерального, регионального и муниципального уровней по внедрению ФГОС ООО, формирование рабочей группы по введению ФГОС, составление основной образовательной программы образовательного учреждения, создание плана методической работы по внедрению ФГОС ООО, внесение дополнений в должностные инструкции в соответствии с требованиями к кадровому обеспечению реализации ФГОС ООО, информирование родителей всех ступеней о подготовке к переходу на новые стандарты.
В сентябре 2013 года в соответствии с приказом директора школы была организована рабочая группа с целью создания плана работы по подготовке внедрения ФГОС второго поколения. В план работы по внедрению ФГОС были включены следующие вопросы:
1. изучение методических материалов ФГОС второго поколения;
2. разработка основной образовательной программы основного общего образования;
3. разработка рабочих учебных программ по предметам учебного плана;
4. разработка рабочих программ внеурочной деятельности;
5. ознакомление и обсуждение ФГОС второго поколения с родителями;
6. изучение УМК, предлагаемых разработчиками ФГОС второго поколения для его реализации;
7. разработка системы мониторинга достижения основных планируемых результатов образования;
8. создание нормативно-правовой базы (локальных актов, регламентирующих деятельность педагогов, членов администрации) с целью сопровождения внедрения ФГОС четким инструментарием, локальными актами, регламентирующими деятельность учителей.
Таким образом, в результате подготовительной работы к внедрению ФГОС второго поколения на первом этапе были решены следующие задачи:
дополнена нормативно-правовая база школы локальными актами (Положение о рабочей учебной программе по предметам основного общего образования на основе требований ФГОС второго поколения; Об учебном кабинете в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения; внесены изменения в должностные инструкции классного руководителя, заместителя директора по УР в части организации деятельности по внедрению ФГОС второго поколения), на родительских собраниях будущих пятиклассников доведены до родителей цели и задачи ФГОС второго поколения; проведен опрос родителей с целью изучения запроса в дополнительном образовании детей во внеурочное время; скорректирован план методической работы, основная деятельность ее направлена на изучение методических материалов, сопровождающих внедрение ФГОС второго поколения, и разработку программ; включены в план методического совета школы мероприятия по методическому сопровождению деятельности учителей, разрабатывающих рабочие учебные программы;
Второй этап: изданы ряд приказов, регламентирующих деятельность педагогов в рамках внедрения ФГОС, разработана примерная Программа внеурочной деятельности на ступени основного общего образования.
При подготовке первого и второго этапов достаточно непростая ситуация сложилась при создании нормативно-правовой базы данной образовательной реформы. Были изданы документы федерального уровня с обозначенными идеями и направлениями, такие как: Фундаментальное ядро содержания общего образования, Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, но не были разработаны образовательные программы ОУ, рабочие программ по учебным предметам и внеурочной деятельности, соответствующих условиям конкретной школы. Однако рабочая группа педагогов школы за короткий срок вполне успешно справилась с данной проблемой. Кропотливо изучив большое количество научно-методической литературы серии «Стандарты второго поколения», администрация школы, педагоги разработали и подготовили к работе все нормативно-правовые документы в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования. Тем самым обеспечили плавный переход к организации учебно-воспитательного процесса в новых условиях. Внушительным результатом работы педагогов в этом плане была разработка и модификация программ внеурочной деятельности по пяти направлениям: спортивно-оздоровительному, общекультурному, общеинтеллектуальному, духовно-нравственному, социальному.
Педагогический коллектив нашей школы более пяти лет реализовывает программу развития личности школьника. Школа не может не гордиться достигнутыми результатами в образовательном процессе. Вместе с тем, введение ФГОС второго поколения кардинально изменило представление педагогов о том, какими должны быть содержание основного образования и его образовательный результат. Новым для нас, учителей, стало понятие «универсальные учебные действия». Как развивать ученика нам знакомо, а вот как перестроить сформировавшиеся убеждения и поступки учителя - взрослого человека - стало самой серьёзной проблемой для администрации и педагогов школы.
Третий этап - подготовка к реализации ООП ООО.
В своем сообщении я остановлюсь на программе внеурочной деятельности. Организована внеучебная деятельность обучающихся с учётом пожеланий родителей и самих пятиклассников силами школы и во взаимодействии с учреждениями дополнительного образования. Разработана система коллективных творческих дел и циклы классных часов для 5-ых классов по основным направлениям внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения (Дни здоровья, экскурсии и учебные экспедиции, акции «Чистый город», Вахта Памяти и уроки мужества; конкурсы «Первый герой», «Безопасное колесо»; военно-патриотическая игра «Зарница»; предметные недели). Кроме того, ученики с удовольствием участвуют в городских мероприятиях, конкурсах и олимпиадах.
В условиях введения ФГОС ООО особенно актуальны вопросы методического сопровождения образовательной практики. В период перехода на новые образовательные стандарты необходима мотивационная и методическая готовность учителей школы. С этой целью в общей системе методической работы мы продумали блок мероприятий по сопровождению педагогов в условиях перехода на ФГОС нового поколения.
В сентябре 2015 года будет составлен и утвержден план методической работы, сопровождающий переход на ФГОС ООО.
Основной целью методической работы является:
создание модели методического сопровождения перехода школы на новые федеральные государственные образовательные стандарты, создание условий для реализации ФГОС нового поколения в школе, обеспечение профессиональной готовности педагогических работников к реализации ФГОС ООО через создание системы непрерывного профессионального развития.
Были определены приоритетные задачи:
• создать и актуализировать нормативную базу введения ФГОС основной школы,
• создать методическое обеспечение введения ФГОС основной школы,
• обеспечить преемственность методических и учебно-методических разработок федерального, регионального и муниципального уровней,
• разработать дополнительные образовательные модульные программы, ориентированные на повышение профессиональной компетенции педагогов по вопросам введения ФГОС ООО,
• обеспечить повышение профессиональной компетенции педагогических работников по вопросам ФГОС,
• разработать систему мониторинга реализации проекта «Методическое сопровождение введения ФГОС основной школы».
Считаем, что на этапе введения нового ФГОС в образовательный процесс наиболее эффективной формой деятельности педагогов является проект. Именно проект позволяет включить всех учителей в коллективную творческую деятельность по освоению нового. Нами был разработан проект методической работы школы «Программа организации методической работы в школе в связи с переходом на новые ФГОС».
Старт проекту дал педагогический совет, на котором педагоги школы объединились в творческие группы для работы над проектом (ни один учитель при этом не остался в стороне от проектной деятельности).
Методическое сопровождение ФГОС ООО предполагает то, что каждый педагог может объединиться с другими педагогами или включиться в работу специально организованных групп (творческие, рабочие, по интересам). При этом необходимо отметить, что особо обращается внимание на:
изучение профессиональных проблем, потребностей педагогов;
предоставление возможности каждому педагогу выбирать свои способы и формы повышения мастерства, добровольно участвовать в различных семинарах, на курсах и в других формах методической работы, возможность самому педагогу предложить индивидуальную форму повышения квалификации, в том числе и дистанционно. Примером может служить тот факт, что все учителя прошли дистанционные курсы повышения квалификации, постоянно участвуют в вебинарах издательств «Дрофа» и «Просвещение», публикуют свои работы в различных изданиях и на федеральных сайтах.
Все формы методической работы в нашей школы можно условно разделить на организационные и дидактические формы; коллективные и индивидуальные. Традиционными формами работы в школе являются:
тематические методические и педагогические советы;
тематические заседания ШМО, микрогрупп;
диагностика, педагогический мониторинг;
индивидуальная работа;
аттестация;
самообразование педагогов;
семинары - практикумы;
педагогические лектории;
открытые уроки;
взаимопосещение уроков;
предметные недели;
творческие отчеты;
групповые и индивидуальные консультации;
практикумы по конструированию уроков;
информирование и обсуждение методических новинок;
презентация методических наработок.
Можно выделить следующие ключевые темы методической работы по методическому сопровождению введения ФГОС:
реализация национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" в деятельности школы, в работе учителя-предметника, классного руководителя, обновление содержания и технологий образования в контексте введения ФГОС;
современный урок и его особенности, проектно-исследовательская и внеурочная деятельность: специфика, способы организации, измерение результативности;
технология оценивания универсальных учебных действий, оценка качества образования, совершенствование преподавания, подготовка к ГИА и ЕГЭ;
ознакомление с учебно-методическими и информационно-методическими ресурсами, необходимыми для успешного решения задач ФГОС;
мониторинг процесса воспитания, анализ результативности воспитания учащихся, эффективность воспитательного процесса в школе.
Учитель - ключевая фигура современной школы, от его профессионализма зависит качество образования, поэтому современный педагог должен быть креативным: владеющим современными образовательными технологиями; эффективно взаимодействующим с семьями обучающихся; быть открытым новшествам, мотивированным на работу с учащимися, способным к личностному и профессиональному развитию.
Таким образом, целенаправленная система методической работы по сопровождению ФГОС ООО на этапе подготовки обеспечивает создание необходимых условий для его внедрения и реализации.
Есть заметные изменения профессиональной компетенции учителей школы:
положительная мотивация заметно растет;
все учителя расширили представление о содержании ФГОС нового поколения;
повысилось методическое мастерство педагогов в процессе освоения ими новых технологий;
создана действующая информационно-методическая база по внедрению ФГОС.
Образовательные стандарты второго поколения предусматривают новые подходы к системе оценивания обучающихся.
Для организации мониторинга сформированности как предметных, так и универсальных учебных действий и учителям и администраторам необходимо иметь полное представление о содержании оценки, общих подходах к определению уровня освоения учебного материала, особенностях используемых заданий.
Результаты опроса учителей показывают, что, несмотря на значительную подготовительную работу к введению ФГОС: участие в эксперименте по модернизации структуры и содержания общего образования, 100% курсовую переподготовку, именно вопросы формирования и оценки УУД являются для них наиболее сложным.
Анкетирование учителей 1-3 классов нашей школы в январе 2014 года выявило, что в выделении и анализе заданий, направленных на УУД затрудняются 40% респондентов, а в определении уровня сформированности УУД школьников испытывают затруднения все учителя. Это связано с тем, что единая диагностика предметных, тем более личностных и метапредметных результатов, долгое время была практически не разработана. Поэтому первоначально нам нужно было разобраться с тем, как устроена система оценки образовательных достижений, насколько она поддерживает и стимулирует учащихся, насколько точную обратную связь обеспечивает, насколько она информативна и включает учащихся в самостоятельную оценочную деятельность.
Новые стандарты ориентируют образовательный процесс на достижение качественно новых целей и результатов. Основной задачей и критерием оценки выступает уже не освоение обязательного минимума содержания образования, на что были ориентированы стандарты 1 поколения, а овладение системой учебных действий с изучаемым учебным материалом.
В процессе оценки используются разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга: метапредметные и предметные стандартные письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения. Особое место, среди них, занимают итоговые предметные и комплексные проверочные работы. Для индивидуализации образования недостаточно этих стандартизированных работ. Учитель должен сам научиться разрабатывать подобные задания. Только вникнув в суть алгоритма составления работы можно понять, как ее содержание формирует и проверяет УУД.
Если для проведения стартовой диагностики пятиклассников мы ориентировались на проверочные работы Московского центра качества образования, то для итогового тестирования школьников в конце 3 класса приказом директора создана рабочая группа по организации, проведению и анализу комплексной проверочной работы на межпредметной основе, направленной на оценку сформированности познавательных, регулятивных и коммуникативных действий при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на работе с текстом.
Разработка инструментария для итоговой оценки включает следующие этапы: планирование итоговой работы; разработка заданий; конструирование проверочной работы; разработка рекомендаций по оценке заданий и работы в целом; подготовка инструкций по проведению работы. В данный момент мы разрабатываем задания комплексной проверочной работы (за основу взяли тексты известного журналиста и писателя Василия Пескова).
Также для оценки уровня сформированности метапредметных результатов 24 мая в День славянской письменности и культуры в школе будет проведен День учебных проектов (это пока условное название). Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей. Многочисленные исследования, проведенные как в нашей стране, так и за рубежом, показали, что большинство современных лидеров в политике, бизнесе, искусстве, спорте - люди, обладающие проектным типом мышления. Сегодня в школе есть все возможности для развития проектного мышления с помощью особого вида деятельности учащихся - проектной деятельности. В январе школьники и их родители были информированы об учебной проектной деятельности, учителя предложили школьникам темы проектов, школьники выбрали тему и учителя. Классные руководители проследили, чтобы все ученики участвовали в проектной деятельности. Для 3 класса мы предлагаем участие не только в индивидуальных проектах, но и в парных и групповых. При выборе тем проектов учителя прежде всего обращали внимание на знаменательные и юбилейные даты 2014 года.
Текущий мониторинг происходит с помощью таблицы образовательных результатов, которые размещаются в «Рабочем журнале учителя». «Рабочий журнал учителя» - это блокнот для рабочих записей. Он необходим для фиксации и хранения информации о динамике развития ученика, которая не может быть отображена в официальном классном журнале. В таблицах отметки выставляются в графу того действия (умения), которое было основным в ходе решения конкретной задачи. Отметки выставляются по 5-ти бальной системе.
Кроме того, в 3 четверти проходит так называемый экспериментальный мониторинг, задачами которого являются своевременно обнаружить успешность или неуспешность учения и в зависимости от обнаруженных результатов строить дальнейшую обучающую деятельность, достижение эффективности в планировании учебного материала.
Выводы по итогам этого учебного года:
-
опыт внедрения ФГОС второго поколения показал, что концептуальные идеи и прописанные пути реализации федерального государственного стандарта второго поколения актуальны и востребованы современной образовательной системой;
-
материально-технические возможности школы (использование ИКТ технологий) позволяют организовать урочную и внеурочную деятельность эффективно, мобильно: каждая минута, проведённая в школе, даёт ребёнку положительный опыт общения, позволяет проявить себя активной, творческой личностью;
-
много внимания на уроках и внеурочных занятиях уделяется проектной деятельности; дети охотно включаются в самостоятельный поиск новой информации, интерпретации её, представления своих проектов;
-
наблюдения за третьеклассниками при посещении уроков показывают: дети стали лучше говорить, легче реагируют на вопросы учителя, вступают в диалог; не просто воспроизводят увиденное или прочитанное (услышанное), но и умеют рассуждать, делать выводы, обосновывать своё мнение; умеют работать в паре; показывают навыки самоорганизации в группе, направленной на решение учебной задачи; уже большая часть детей адекватно оценивает свою деятельность на уроке;
наблюдения за работой учителя на уроках свидетельствуют о том, что учитель обладает определенным уровнем методической подготовки, выстраивает учебный процесс по принципу: «ученик-субъект» учебной деятельности; владеют мультимедийными информационными источниками, инструментами коммуникации, ИКТ- средствами.
Вскрылись и определенные проблемы при апробации ФГОС ООО.
В части материально-технического обеспечения:
-
в здании школы не хватает учебных кабинетов для организации внеурочной деятельности
В части информационно-методического обеспечения:
-
требуется совершенствование ресурсного потенциала: кадрового, программно-методического;
Введение ФГОС основного общего образования выявило некоторые проблемы кадрового характера:
сложившаяся за предыдущие годы устойчивая методика проведения урока еще тормозит внедрение новых форм и технологий;
реализация проектной деятельности требует от педагога владение в совершенстве приемами, технологиями метода проектов;
В части оценочной деятельности и диагностики:
-
отсутствие диагностических материалов для оценки освоения метапредметных действий осложняет деятельность учителя;
-
работа по ведению портфолио как форме оценивания учащихся должна совершенствоваться и развиваться в сотрудничестве с родителями
Проблем много. Они решаемы. Главное не отступать и идти намеченной дорогой. И помнить, что никакие, даже самые замечательные, методические материалы и наисовременнейшее оборудование не дадут результата, если не начать с себя. Даже сформированные коммуникативная, профессиональная, информационная компетентности ещё не обеспечат выполнение задач стандарта. Гарантией успешной реализации цели образования согласно новому стандарту могут стать новое сознание, новая позиция, новое отношение к педагогической деятельности.
В заключении хочу привести высказывание Александра Асмолова - одного из главных разработчиков новых стандартов - о времени, начавшихся реформах в образовании: «Мы живем в изменяющемся мире, и если превратить стандарт в якорь, который в свое время упал с корабля в одной точке, то он превратится в тормоз».