- Преподавателю
- Директору, завучу
- Воспитательное пространство МКОУ «СОШ №24», аналитический отчет школы по ВР
Воспитательное пространство МКОУ «СОШ №24», аналитический отчет школы по ВР
Раздел | Завучу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Пеньковская Л.Н. |
Дата | 01.04.2013 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Воспитательное пространство МКОУ «СОШ№24»
Процесс воспитания в классе я строю с опорой на следующие виды деятельности: познавательную, игровую, коммуникативную, творческую, спортивную и досуговую. Я стараюсь, чтобы по окончании начальной школы учащиеся обладали следующими качествами: имели широкий информационный кругозор, умели организовать себя, преодолевать неуверенность, были социально закалёнными, уважали достоинства других людей, были доброжелательны и склонны к сотрудничеству. И слова В.А.Сухомлинского из его знаменитой книги «Сердце отдаю детям» очень подходят к моей системе воспитания: "Хочется, чтобы дети были путешественниками-открывателями и творцами в этом мире. Наблюдать, думать, рассуждать, переживать радость труда и гордиться созданным, творить красоту и радость для людей и находить в этом творении счастье".
Наша школа является Республиканской экспериментальной площадкой «Развитие одаренности личности», поэтому в основе концептуальных ориентиров образовательного учреждения лежит процесс всестороннего развития личности ребенка на основе сотрудничества и сотворчества. В связи с этим в основе цели воспитательной работы школы лежит создание пространства, где будут раскрываться, и развиваться способности и возможности личности, формироваться и совершенствоваться практические умения и навыки через продуктивную, творческую деятельность учащихся.
Ведущий вектор развития способностей школьников направлен на стремление, обеспечить оптимальное развитие каждого ребенка в соответствии с его индивидуальностью, т. е. Создать каждому ученику условия для максимальной самореализации через саморазвитие, которое приведет к улучшению и развитию его природных данных
через:
-
педагогику сотрудничества;
-
личностный подход;
-
свободу выбора;
-
игровые методики (КТД И.П. Иванова)
Исходя из целей и задач общешкольных на 2009-2010 учебный год я поставила такие цели и задачи для работы со своим классом:
ЦЕЛЬ:
-
Развитие концепции «Я» ребёнка;
-
Воспитание Человека, гуманной, свободной личностью, способной жить и творить в будущем демократическом обществе;
-
В рамках личностно-ориентированного воспитания и реализации программы «Развитие одарённости личности», создать пространство, которое будет способствовать развитию общих и специальных творческих способностей школьников;
ЗАДАЧИ:
-
Выявление и развитие способностей и склонностей уч-ся, реализация творческих, интеллектуальных, моральных, социокультурных и физических возможностей детей;
-
Развитие высокого уровня правовой культуры (воспитание гражданина).
При составлении планов воспитательной работы на первое место я ставлю принцип гуманно-личностного подхода к детям. Другой не менее важный принцип - учёт возрастных особенностей учащихся. Кроме того, при планировании учитываю принцип деятельного подхода к воспитанию.
Основная задача планирования - так организовать жизнь детского коллектива в свободное от уроков время, чтобы учащиеся добровольно, с большим желанием участвовали в разнообразных делах класса, учились быть самостоятельными, умели оценивать свои возможности и постоянно стремились к познанию самих себя.
Воспитательную работу строю в соответствии со сферами ответственности:
-
инвариантный компонент:
-
обеспечение здоровья и жизни учащихся;
-
обеспечение позитивных межличностных отношений;
-
содействие освоению школьником образовательных программ;
-
воспитание патриотических чувств;
-
вариативный компонент:
-
планирование воспитательной работы в классе на уровне авторской программы;
-
профилактическая работа.
При планировании учитываю особенности нашего региона, народные традиции края, школьный уклад. Содержание деятельности учащихся начальных классов во внеурочное время - это, прежде всего, единство игровой и познавательной деятельности. Именно в игре, насыщенной ярким познавательным материалом, учащиеся развиваются в интеллектуальном плане, проявляют себя эмоционально. Реализуя в учебной работе развивающую и воспитывающую функции обучения, в план работы включены традиционные праздники, знаменательные события по календарю, экскурсии, разнообразные викторины, конкурсы, творческие мастерские и т.п.
Самый драгоценный дар, который человек получает от природы - здоровье.
Согласно данному Всемирной организацией здравоохранения определению, здоровье представляет собой «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов». Поэтому для формирования, сохранения и укрепления этих составляющих целостного здоровья человека я внедряю здоровьесберегающие технологии, которые помогают решить важнейшие задачи - сохранить здоровье ребёнка, приучить его к активной здоровой жизни. Помогаю каждому ребёнку осознать свои способности, создаю условия для их развития, способствую сохранению и укреплению здоровья. Ребята с удовольствием включаются во все виды деятельности, они жизнерадостны, оптимистичны, открыты в общении.
В моей работе преобладает демократический стиль общения. Стараюсь создать условия для развития психической активности ребенка, даю свободу познавательной деятельности, ученики не боятся ошибиться при решении поставленной задачи, и находясь в состоянии душевного комфорта, с удовольствием обращаются к умственным упражнениям и интеллектуальным заданиям.
Воспитанию внимательного отношения к своему здоровью посвящены многие воспитательные мероприятия. Прежде всего, это система классных часов: беседы о том, как заботиться о своём здоровье, о вредных привычках, встречи с медсестрой школы, анкетирование среди родителей, выполнение режима дня, правильное питание, уроки здоровья, а также активное вовлечение в спортивные мероприятия, походы, прогулки в лес. Провожу праздники, на которых решаются задачи формирования у ребенка нравственного отношения к своему здоровью, которое выражается в желании и потребности быть здоровым, вести здоровый образ жизни. Традиционными стали мероприятия: «Вместе нам хорошо!», «Мама, папа, я - спортивная семья» и др.
В своей работе использую информационно-коммуникативные технологии. Использование ИКТ позволяет мне развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира; овладевать практическими способами работы с информацией; развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств; перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащимися; активизировать познавательную деятельность учащихся; проводить мероприятия на высоком эстетическом уровне (музыка, анимация); индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания. В моём архиве мультимедийные презентации к красным дням календаря, к родительским всеобучам, к классным часам и т.д. Кроме презентаций подготовленных мною, работы учащихся.
В школе создана широкая сеть кружков, секций, элективных курсов, активными участниками которых являются учащиеся моего класса Так же в своей работе широко использую сеть социальных партнеров школы: ЦДОД, культурно-спортивный комплекс, музыкальная и художественная школа, шефская помощь, родительская общественность.
Особое место занимает работа с родителями. Стараюсь эффективно взаимодействовать с родителями. В любой ситуации, занимаю позицию сотрудничества, проявляю заинтересованность в судьбе ребенка, проявляю максимальный такт, дипломатичность и педагогическую мудрость.
Вовлекаю родителей в учебно-воспитательный процесс с помощью следующих форм деятельности:
- дни творчества детей и родителей;
- открытые уроки и внеклассные мероприятия;
- помощь в организации и проведении внеклассных дел;
- в укреплении материально-технической базы школы и класса;
- участие родителей класса в работе органов общественного управления школой (общешкольном родительском комитете, Управляющем совете);
- участие во всех формах внеурочной деятельности (экскурсии, вечера отдыха, турниры, состязания, ремонт и благоустройство класса);
- участие родителей в подготовке общешкольных традиционных форм работы: читательские конференции: «Круг семейного чтения»;
- конкурсы «Семья эрудит», «Семейное увлечение»;
- выставка «Мир наших увлечений»;
- фотовыставки «Мы с папой!», «Моя бабушка!»;
- семейные праздники и фестивали: «День мамы», «День отца», «День пожилых людей» и др.;
- игровые семейные конкурсы «Спортивная семья», «Вместе нам хорошо!»,
- вечера поэзии и др.
В работе с родителями применяю диагностические, воспитательные, просветительские технологии:
а) диагностические технологии:
-
сбор данных о каждой семье, родителях;
-
тесты-опросники родительских отношений к ребенку, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков (при подготовке к родительским собраниям);
-
методика исследования сферы межличностных отношений ребенка и восприятия им внутрисемейных отношений;
-
графические методы диагностики учащихся.
б) воспитательные технологии (разрабатываются на основе диагностических технологий):
-
помощь родителям понять своего ребенка;
-
помощь родителям развивать свои методы воспитания с целью дальнейшего развития ребенка как личности.
Акционерная компания АЛРОСА, Мирнинское районное управление образования с 2013 года предложили «Программу профориентационной работы по оказанию помощи молодежи в выборе профессиональной карьеры в АК «АЛРОСА».
Забочусь о воспитании у учащихся патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому России. Провожу мероприятия: мультимедийные презентации праздников:
- «День Национального Единства»,
- «История праздника «День Защитника Отечества»,
- «Сводки ИНФОРМБЮРО», посвящённые 65- годовщине со Дня Победы в ВОВ,
- смотр юнармейских войск.
Эти мероприятия способствуют патриотическому воспитанию и обеспечению оптимальных условий для развития у каждого ребенка верности Отечеству, готовности к достойному служению обществу и государству, честному выполнению долга и обязанностей.
Поскольку основой воспитанности учащихся являются ценностные отношения, воспитательным отделом школы ежегодно отслеживаются уровни воспитанности учащихся по методике Н.П.Капустина, по которой ребёнок оценивает себя вместе с родителем, его же оценивает классный руководитель и выводится итоговая оценка. Мои учащиеся находятся на высоком и хорошем уровне.
Мои учащиеся являются активными участниками жизни не только своего класса, но и школы, и города. Ни одно общешкольное мероприятие не обходится без учеников моего класса. Это
- новогодние праздники;
- фестивали разных уровней;
- юбилейные мероприятия (ученики, полным составом класса, являются участниками школьного хора);
- конференции и т.п.
Три года в школе проходят конкурсы чтецов. Учащиеся моего класса являются его активными участниками.
С целью гуманизации образования, ориентации на развитие личности, поиск новых форм воспитательного воздействия на учащихся во внеклассной работе в школе создана, на протяжении многих лет, ДУО (детская ученическая организация) «Алые паруса» Основой деятельности которой является игра-путешествие. Учащаяся моего класса, Коклина Анастасия, избрана Председателем Совета малышей.
Перед членами организации поставлены конкретные цели:
-
Через весёлые и серьёзные мероприятия знакомить детей с Азбукой жизни под девизом: "От простого к сложному".
-
Через поступки и дела во взаимодействии с разнообразными видами деятельности помочь детям в освоении нравственных ценностей, навыков культурного поведения, воспитания честности, чувства товарищества.
-
Способствовать патриотическому и гражданско-правовому воспитанию учащихся.
-
Стимулировать инициативу, творчество, самовыражение личности.
Каждый член организации имеет право:
-
принимать участие во всех внеклассных мероприятиях;
-
расширять свой кругозор;
-
вносить предложения при подготовке различных мероприятий, праздников, конкурсов, трудовых дел.
Организуя, таким образом воспитательную работу, которая является органическим продолжением работы по патриотическому, нравственному, эстетическому воспитанию, проводимой через уроки, я надеюсь, что учащиеся моего класса вырастут достойными гражданами нашего общества, любящими свою Родину, бережно относящимися к её природным богатствам, стремящихся внести свой вклад в приумножение её богатств. Каждый ученик моего класса может рассчитывать на школу как место, где он может пережить радость достижения, муки и счастье творчества, почувствовать свою значимость в жизни, свою нужность для других.