- Преподавателю
- Директору, завучу
- Материалы по предупреждению неуспеваемости учащихся
Материалы по предупреждению неуспеваемости учащихся
Раздел | Завучу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Тончихина А.С. |
Дата | 13.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Материалы по предупреждению неуспеваемости обучающихся
Признаки отставания - начало неуспеваемости учащихся
-
Ученик не может сказать, в чем трудность задачи, наметить план ее решения, решить задачу самостоятельно, указать, что получено нового в результате ее решения. Ученик не может ответить на вопросы по тексту, сказать, что нового он из него узнал. Эти признаки, могут бьпъ обнаружены при решении задач, чтении текстов и слушании объяснения учителя.
-
Ученик не задает вопросов по существу изучаемого, не делает попыток найти и не читает дополнительных к учебнику источников. Эти признаки проявляются при решении задач, восприятии текстов, в те моменты, когда учитель рекомендует литературу для чтения.
-
Ученик не активен и отвлекается в те моменты урока, когда идет поиск, требуется напряжение мысли, преодоление трудностей. Эти признаки могут быть замечены при решении задач, при восприятии объяснения учителя, в ситуации выбора по желанию задания для самостоятельной работы.
-
Ученик не реагирует эмоционально (мимикой и жестами) на успехи и неудачи, не может дать оценки своей работе, не контролирует себя.
-
Ученик не может объяснить цель выполняемого им упражнения, сказать, на какое правило оно дано, не выполняет предписаний правила, пропускает действия, путает их порядок, не может проверить полученный результат и ход работы. Эти признаки проявляются при выполнении упражнений, а также при выполнении действий в составе более сложной деятельности.
-
Ученик не может воспроизвести определения понятий, формул, доказательств, не может, излагая систему понятий, отойти от готового текста; не понимает текста, построенного на изученной системе понятий. Эти признаки проявляются при постановке учащимся соответствующих вопросов.
В данном случае указаны не те признаки, по которым делаются выводы об ученике, а те, которые сигнализирует о том, на какого ученика и на какие его действия надо обратить внимание в ходе обучения, с тем, чтобы предупредить развивающуюся неуспеваемость.
Основные способы обнаружения отставаний учащихся
-
наблюдения за реакциями учащихся на трудности в работе, на успехи и неудачи;
-
вопросы учителя и его требования сформулировать то или иное положение;
-
обучающие самостоятельные работы в классе. При проведении самостоятельных работ учитель получает материал для суждения, как о результатах деятельности, так и о ходе ее протекания. Он наблюдает за работой учащихся, выслушивает и отвечает на их вопросы, иногда помогает.
Основные признаки неуспеваемости учащихся
-
Наличие пробелов в фактических знаниях и специальных для данного предмета умениях, которые не позволяют охарактеризовать существенные элементы изучаемых понятий, законов, теорий, а также осуществить необходимые практические действия.
-
Наличие пробелов в навыках учебно-познавательной деятельности, снижающих темп работы настолько, что ученик не может за отведенное время овладеть необходимым объемом знаний, умений и навыков.
-
Недостаточный уровень развития и воспитанности личностных качеств, не позволяющий ученику проявлять самостоятельность, настойчивость, организованность и другие качества, необходимые для успешного учения.
Причины неуспеваемости
Внутренние по отношению к школьнику
Внешние по отношению к школьнику
Недостатки биологического развития:
а) дефекты органов чувств;
б) соматическая ослабленность;
в) особенности высшей нервной деятельности, отрицательно
влияющие на
учение;
г) психопатологические отклонения.
Недостатки психического развития
личноcmu:
а) слабое развитие эмоциональной
сферы личности;
6) слабое развитие воли;
в) отсутствие положительных
познавательных
интересов, мотивов, потребностей
Недостатки воспитанности
личности:
а) недостатки в развитии моральных качеств личности;
6) недостатки в отношениях личности к учителям, коллективу, семье и пр.
в) недостатки в трудовой
воспитанности
Недостатки образования
личности:
а) пробелы в знаниях и специальных умениях;
б) пробелы в навыках учебного труда
Недостатки опыта влияний
школы:
а) недостатки процесса обучения, учебных пособий и пр.;
6) недостатки воспитательных влияний школы (учителей, коллектива учащихся и пp.)
Недостатки влияний внешкольной
среды:
а) недостатки влияний семьи;
6) недостатки влияний сверстников;
в) недостатки влияний культурно-производственного окружения
Система работы по формированию положительного отношения к учению v неуспевающих школьников
Этапы работы
Формируемые
отношения
1 этап
2 этап
3 этап
4 этап
Отношение к содержанию учебного материала
Наиболее легкий занимательный материал независимо от его важности, значимости
Занимательный материал, касающийся сущности изучаемого
Существенный, важный, но непривлекательный материал
Отношение к процессу учения (усвоение знаний)
Действует учитель - ученик только воспринимает
Ведущим остается учитель,
ученик участвует в отдельных звеньях процесса
Ведущим становится ученик, учитель участвует в отдельных звеньях процесса
Ученик действует самостоятельно
Отношение к себе, своим силам
Поощрение успехов в учебе, работе, не требующей усилий
Поощрение успеха к работе, требующей некоторых усилий
Поощрение успеха в работе, требующей значимых усилий
Отношение к учителю (коллективу)
Подчеркнутая объективность, нейтралитет
Доброжелательность, внимание, личное расположение, помощь, сочувствие
Использование суждения наряду с доброжелательностью, помощью и др.
Методы стимулирования учащихся в целях предупреждения отставания и неуспеваемости
1-я группа
Посредством содержания (содержательные)
2-я группа
Посредством организации деятельности (организационные)
3-я группа
Посредством воспитательных воздействий в плане общения, отношения, внимания (социально-психологические)
1. Особый подход к освещению учебного материала, характер его преподнесения:
-
эмоционально-образный эмоциональный, наглядно-образный, увлеченный);
-
аналитический (разъяснительный, критический, логический, проблемный);
-
деловой;
-
необычный
-
Использование, показ, подчеркивание различных элементов, привлекательных сторон содержания:
-
-
а) важность отдельных частей;
-
6) трудность, сложность (простота, доступность);
-
новизна, познавательность материала;
-
историзм, современные достижения науки;
-
интересные факты, противоречия, парадоксы
3. Задания с интересным содержанием, занимательными вопросами.
4. Показ значимости знаний, умений:
а) общественной;
6) личностной
5. Межпредметные связи
1. Целевая установка на работу, ее краткая характеристика, постановка задач
2.Предъявление требований к учащимся. По содержанию: к дисциплине, к работе; по форме; развернутые, алгоритмы, свернутые (указания, замечания, химика); единые и индивидуально-групповые, общие детальные, прямые и косвенные.
3. Характер деятельности (копирующий. репродуктивный, творческий).
4. Создание ситуаций различного характера: интеллектуального (проблемная, поисковая, ссора, дискуссии, противоречия), игрового (познавательной игры, соревнования), эмоционального (успеха, увлеченности темой)
5. Анализ ошибок и оказание необходимой помощи.
6. Контроль за деятельностью учащегося (тщательный, беглый), взаимоконтроль, оценка.
7. Четкое использование ТСО, наглядности, дидактических материалов, красочных пособий.
1. Показ достижений и недостатков в развитии личности, проявление доверия к силам и возможностям учащихся
2. Проявление личного отношения учителя к ученику, классу, высказывание собственного мнения
3. Проявление учителем собственных качеств, данных личности (в плане общения, эрудиции, отношено я к предмету деловых качеств и т.д.) и побуждение учащихся к подобным проявлениям.
4. Организация дружеских взаимоотношений в коллективе (взаимопроверка, обмен мнениями, взаимопомощь)
Профилактика неуспеваемости на уроке
Этапы урока
Акценты в обучении
1. В процессе контроля за подготовленностью учащихся
Специально контролировать усвоение вопросов, обычно вызывающих у учащихся наибольшие затруднения.
Тщательно анализировать и систематизировать ошибки, допускаемые учениками в устных ответах, письменных работах, выявить типичные для класса и концентрировать внимание на их устранении.
Контролировать усвоение материала учениками, пропустившими предыдущие уроки.
По окончании изучения темы или раздела обобщать итоги усвоения основных понятий, законов, правил, умений и навыков школьниками, выявлять причины отставания
2. При изложении нового материала
Обязательно проверять в ходе урока степень понимания учащимися основных элементов излагаемого материала.
Стимулировать вопросы со стороны учащихся при затруднениях в усвоении учебного материала.
Применять средства поддержания интереса к усвоению знаний.
Обеспечивать разнообразие методов обучения, позволяющих всем учащимся активно усваивать материал.
3. В ходе самостоятельной работы учащихся на уроке
Подбирать для самостоятельной работы задания по наиболее существенным, сложным и трудным разделам учебного материала, стремясь меньшим числом упражнений, но поданных в определенной системе, достичь большего эффекта.
Включать в содержание самостоятельной работы упражнения по устранению ошибок, допущенных при ответах и в письменных работах. Инструктировать о порядке выполнения работы. Стимулировать постановку вопросов к учителю при затруднениях в самостоятельной работе.
Умело оказывать помощь ученикам в работе, всемерно развивать их самостоятельность. Учить умениям планировать работу, выполнять ее в должном темпе и осуществлять контроль.
4. При организации самостоятельной работы вне класса
Обеспечить в ходе домашней работы повторение пройденного, концентрируя внимание на наиболее существенных элементах программы, вызывающих обычно наибольшие затруднения.
Систематически давать домашние задания по работе над типичными ошибками Четко инструктировать учащихся о порядке выполнения домашних работ, проверять степень понимания этих инструкций слабоуспевающими школьниками.
Согласовывать объем домашних заданий с другими учителями класса, исключая перегрузку, особенно слабоуспевающих учеников
Оптимальная система мер по оказанию помощи неуспевающему школьнику
-
Помощь в планировании учебной деятельности (планирование повторения и выполнения минимума упражнений для ликвидации пробелов, алгоритмизация учебной деятельности по анализу и устранению типичных ошибок и пр.).
-
Дополнительное инструктирование в ходе учебной деятельности.
-
Стимулирование учебной деятельности (поощрение, создание ситуаций успеха, побуждение к активному труду и др.).
-
Контроль за учебной деятельностью (более частый опрос ученика, проверка всех домашних заданий, активизация самоконтроля в учебной деятельности и др.).
-
Различные формы взаимопомощи.
-
Дополнительные занятия с учеником учителя.
Оказание помощи неуспевающему ученику на урооке
Этапы урока
Виды помощи в учении
В процессе контроля за подготовленностью учащихся
Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе.
Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски.
Предложения учащимся примерного плана ответа.
Разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления.
Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой.
При изложении нового материала
Применение мер поддержания интереса к усвоению темы.
Более частое обращение к слабоуспевающим с вопросами, выясняющими степень понимания ими учебного материала.
Привлечение их в качестве помощников при подготовке приборов, опытов и т.д.
Привлечение к высказыванию предложений при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником.
В ходе самостоятельной работы на уроке
Разбивка заданий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых.
Ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее
Напоминание приема и способа выполнения задания
Указание на необходимость актуализировать то или иное правило.
Ссылка на правила и свойства, которые необходимы для решения задач, упражнений.
Инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению.
Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих.
Более тщательный контроль за их деятельностью, указание на ошибки, проверка, исправления.
При организации самостоятельной работы
Выбор для групп слабоуспевающих наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа.
Более подробное объяснение последовательности выполнения задания.
Предупреждение о возможных затруднениях, использование карточек-консультаций, карточек с направляющим планом действий
Меры предупреждения неуспеваемости ученика
-
Всестороннее повышение эффективности каждого урока.
-
Формирование познавательного интереса к учению и положительных мотивов.
-
Индивидуальный подход к учащемуся.
-
Специальная система домашних заданий.
-
Усиление работы с родителями.
-
Привлечение ученического актива к борьбе по повышению ответственности ученика за учение.
Возможные меры дифференцированно - группового и индивидуального подхода к слабоуспевающим в ходе урока.
При опросе.
-
Опрашиваются чаще других.
-
Систематически проверяется факт выполнения домашнего задания.
-
Разрешается подготовка к ответу у доски с использованием плакатов, приборов и пр.
-
На первом этапе урока им разрешается пользоваться составленным дома планом ответа по ранее изученному.
-
При необходимости учитель сам дает ученику план ответа.
-
Обеспечивается самый благожелательный тон опроса, активное поощрение первых успехов, специальное создание «ситуаций успеха».
В ходе изучения нового материала.
-
Всемерное стимулирование интереса слабоуспевающих и поддержание их внимания при восприятии учебного материала.
-
Обеспечение оптимальной степени трудности содержания излагаемого материала.
-
Обеспечение оптимального темпа на уроке.
В ходе самостоятельной работы на уроке.
-
Использование посильных, но непременно усложняющихся заданий.
-
Более подробный инструктаж о предстоящей работе (выдача карточек с планом работы, карточек-консультаций и пр.).
-
Использование пропедевтических упражнений, создающий успех при решении последующей задачи (сдвоенные задачи).
-
Повышенное внимание к слабоуспевающим в ходе работы, оказание им помощи.
-
Оказание помощи слабоуспевающим со стороны хорошо успевающих во время выполнения лабораторных работ.
С позиции оптимизации дифференцировать необходимо не столько объем и сложность заданий слабоуспевающим, сколько меры и характер оказываемой им помощи в учении, например, одному ученику к заданию дается чертеж, другому - рекомендуется сделать дополнительное построение, третьему - дается карточка - консультация и т. п., а сложность задания существенно не снижается.
Памятка учителю по работе со слабоуспевающими учениками
-
Верь в способности любого ученика и старайся передать эту веру ему. Радуйся каждому шагу вперед своего воспитанника.
-
Помни, что для слабоуспевающих необходим период «вживания» в материал: не торопи ученика; научись ждать его успеха.
-
Начав работать со слабыми, помни, что через короткое время группа расколется в свою очередь на «способных», «средних» и «слабых»; слабым же нужна постоянная помощь.
-
Многократное повторение основного материала - один из приемов работы со слабыми учащимися; нужно каждый урок рассматривать, как продолжение предыдущего: он вносит свою лепту в изучение темы. Если учитель, например, в теме, состоящей из 15-25 уроков, выделил главные вопросы и ежеурочно повторяет их с учащимися в той или иной форме, то к последним урокам все усвоят эти вопросы.
-
Не нужно гнаться за обилием излагаемого материала; необходимо выбрать главное, изложить его, повторить и закрепить.
-
Не следует понимать примитивно работу со слабоуспевающими. Дело не только в знаниях; важно развивать память, логику, вообще мышление, чувства, интерес к учению, формировать общеучебные умения и навыки. А методика работы должна меняться по мере развития учащихся.
-
Общение - главная составляющая любой методики. Не наладив общение со слабыми, не получить хороших результатов обучения.
-
Научись управлять классом. При изложении материала все должны слушать, не писать. Изложил часть материала, закрепил его, дай записать и приступай к следующей дозе информации. Вовлекай учащихся в деятельность на уроке, которая должна быть разнообразной. Например, 3-4 мин. ученики внимательно слушают объяснение материала, 2-3 мин. закрепляют его, проговаривая главное, 3-4 мин. переписывают с доски схемы, формулы и т.п. Все это дополняется наблюдением и обсуждением демонстрации, выполнением самостоятельной работы и др.
-
Научись привлекать сильных учащихся к обучению слабых. При этом выигрывают все; сильные закрепляют знания, слабые учатся, а учитель может уделять внимание наиболее слабым. Ведь самый не эффективный вид организации урока, когда у доски работает один учащийся; следует строить процесс обучения путем сочетания фронтальной работы класса с индивидуальной помощью каждому.
-
Учти, что у слабоуспевающих плохо развито абстрактное мышление, лучше - наглядное, образное. Поэтому ищи образ в изученном материале, привлекайте к изложению такие средства, которые воздействовали бы на эмоции, пробуждали интерес к учению (музыку, поэзию, живопись, слайды и пр.).
Кроме того:
- не ставь ученику отметку, пока не научишь его, не убивай оценками человека;
- составь для каждого темы задания, ведущие ученика «от простого к сложному»;
- не бойся применять репродуктивные методы - на первых стадиях развития учащихся они выступают, как творческие для слабоуспевающих ребят, ибо дают возможность увидеть главное, систематизировать знания (постепенно их роль будет уменьшаться);
- постоянно учи способам учения; умению слушать излагаемое, пересказывать его устно и письменно, отвечать на вопросы, самостоятельно решать задачи, работать с книгой и т.д.;
- не опасайся отвлечься от тем урока, если возникла ситуация, имеющая воспитательный потенциал; приучись слушать ученика, не останавливай его, когда он хочет высказаться, не обрывай «каверзных вопросов».
Для некоторых учеников необходимы и дополнительные (лучше всего предваряющие) уроки, на которых учитель в доступной для этих учащихся форме рассказывает основной материал предстоящих 4-5 уроков, закрепляет его.