Материалы по предупреждению неуспеваемости учащихся

Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Материалы по предупреждению неуспеваемости обучающихся

Признаки отставания - начало неуспеваемости учащихся


  1. Ученик не может сказать, в чем трудность задачи, наметить план ее решения, решить задачу самостоятельно, указать, что получено нового в результате ее решения. Ученик не может ответить на вопросы по тексту, сказать, что нового он из него узнал. Эти признаки, могут бьпъ обнаружены при решении задач, чтении текстов и слушании объяснения учителя.

  2. Ученик не задает вопросов по существу изучаемого, не делает попыток найти и не читает дополнительных к учебнику источников. Эти признаки проявляются при решении задач, восприятии текстов, в те моменты, когда учитель рекомендует литературу для чтения.

  3. Ученик не активен и отвлекается в те моменты урока, когда идет поиск, требуется напряжение мысли, преодоление трудностей. Эти признаки могут быть замечены при решении задач, при восприятии объяснения учителя, в ситуации выбора по желанию задания для самостоятельной работы.

  4. Ученик не реагирует эмоционально (мимикой и жестами) на успехи и неудачи, не может дать оценки своей работе, не контролирует себя.

  5. Ученик не может объяснить цель выполняемого им упражнения, сказать, на какое правило оно дано, не выполняет предписаний правила, пропускает действия, путает их порядок, не может проверить полученный результат и ход работы. Эти признаки проявляются при выполнении упражнений, а также при выполнении действий в составе более сложной деятельности.

  6. Ученик не может воспроизвести определения понятий, формул, доказательств, не может, излагая систему понятий, отойти от готового текста; не понимает текста, построенного на изученной системе понятий. Эти признаки проявляются при постановке учащимся соответствующих вопросов.

В данном случае указаны не те признаки, по которым делаются выводы об ученике, а те, которые сигнализирует о том, на какого ученика и на какие его действия надо обратить внимание в ходе обучения, с тем, чтобы предупредить развивающуюся неуспеваемость.

Основные способы обнаружения отставаний учащихся


  • наблюдения за реакциями учащихся на трудности в работе, на успехи и неудачи;

  • вопросы учителя и его требования сформулировать то или иное положение;

  • обучающие самостоятельные работы в классе. При проведении самостоятельных работ учитель получает материал для суждения, как о результатах деятельности, так и о ходе ее протекания. Он наблюдает за работой учащихся, выслушивает и отвечает на их вопросы, иногда помогает.

Основные признаки неуспеваемости учащихся


  1. Наличие пробелов в фактических знаниях и специальных для данного предмета умениях, которые не позволяют охарактеризовать существенные элементы изучаемых понятий, законов, теорий, а также осуществить необходимые практические действия.

  2. Наличие пробелов в навыках учебно-познавательной деятельности, снижающих темп работы настолько, что ученик не может за отведенное время овладеть необходимым объемом знаний, умений и навыков.

  3. Недостаточный уровень развития и воспитанности личностных качеств, не позволяющий ученику проявлять самостоятельность, настойчивость, организованность и другие качества, необходимые для успешного учения.

Причины неуспеваемости


Внутренние по отношению к школьнику

Внешние по отношению к школьнику

Недостатки биологического развития:

а) дефекты органов чувств;

б) соматическая ослабленность;

в) особенности высшей нервной деятельности, отрицательно

влияющие на

учение;

г) психопатологические отклонения.

Недостатки психического развития

личноcmu:

а) слабое развитие эмоциональной

сферы личности;

6) слабое развитие воли;

в) отсутствие положительных

познавательных

интересов, мотивов, потребностей

Недостатки воспитанности

личности:

а) недостатки в развитии моральных качеств личности;

6) недостатки в отношениях личности к учителям, коллективу, семье и пр.

в) недостатки в трудовой

воспитанности

Недостатки образования

личности:

а) пробелы в знаниях и специальных умениях;

б) пробелы в навыках учебного труда

Недостатки опыта влияний

школы:

а) недостатки процесса обучения, учебных пособий и пр.;

6) недостатки воспитательных влияний школы (учителей, коллектива учащихся и пp.)

Недостатки влияний внешкольной

среды:

а) недостатки влияний семьи;

6) недостатки влияний сверстников;

в) недостатки влияний культурно-производственного окружения



Система работы по формированию положительного отношения к учению v неуспевающих школьников

Этапы работы

Формируемые
отношения

1 этап

2 этап

3 этап

4 этап

Отношение к содержанию учебного материала

Наиболее легкий занимательный материал независимо от его важности, значимости

Занимательный материал, касающийся сущности изучаемого

Существенный, важный, но непривлекательный материал


Отношение к процессу учения (усвоение знаний)

Действует учитель - ученик только воспринимает

Ведущим остается учитель,
ученик участвует в отдельных звеньях процесса

Ведущим становится ученик, учитель участвует в отдельных звеньях процесса

Ученик действует самостоятельно

Отношение к себе, своим силам

Поощрение успехов в учебе, работе, не требующей усилий

Поощрение успеха к работе, требующей некоторых усилий

Поощрение успеха в работе, требующей значимых усилий


Отношение к учителю (коллективу)

Подчеркнутая объективность, нейтралитет

Доброжелательность, внимание, личное расположение, помощь, сочувствие

Использование суждения наряду с доброжелательностью, помощью и др.



Методы стимулирования учащихся в целях предупреждения отставания и неуспеваемости


1-я группа

Посредством содержания (содержательные)

2-я группа

Посредством организации деятельности (организационные)

3-я группа

Посредством воспитательных воздействий в плане общения, отношения, внимания (социально-психологические)

1. Особый подход к освещению учебного материала, характер его преподнесения:

  1. эмоционально-образный эмоциональный, наглядно-образный, увлеченный);

  2. аналитический (разъяснительный, критический, логический, проблемный);

  3. деловой;

  4. необычный

    1. Использование, показ, подчеркивание различных элементов, привлекательных сторон содержания:

  1. а) важность отдельных частей;

  2. 6) трудность, сложность (простота, доступность);

  3. новизна, познавательность материала;

  4. историзм, современные достижения науки;

  5. интересные факты, противоречия, парадоксы

3. Задания с интересным содержанием, занимательными вопросами.

4. Показ значимости знаний, умений:

а) общественной;

6) личностной

5. Межпредметные связи

1. Целевая установка на работу, ее краткая характеристика, постановка задач

2.Предъявление требований к учащимся. По содержанию: к дисциплине, к работе; по форме; развернутые, алгоритмы, свернутые (указания, замечания, химика); единые и индивидуально-групповые, общие детальные, прямые и косвенные.

3. Характер деятельности (копирующий. репродуктивный, творческий).

4. Создание ситуаций различного характера: интеллектуального (проблемная, поисковая, ссора, дискуссии, противоречия), игрового (познавательной игры, соревнования), эмоционального (успеха, увлеченности темой)

5. Анализ ошибок и оказание необходимой помощи.

6. Контроль за деятельностью учащегося (тщательный, беглый), взаимоконтроль, оценка.

7. Четкое использование ТСО, наглядности, дидактических материалов, красочных пособий.

1. Показ достижений и недостатков в развитии личности, проявление доверия к силам и возможностям учащихся

2. Проявление личного отношения учителя к ученику, классу, высказывание собственного мнения

3. Проявление учителем собственных качеств, данных личности (в плане общения, эрудиции, отношено я к предмету деловых качеств и т.д.) и побуждение учащихся к подобным проявлениям.

4. Организация дружеских взаимоотношений в коллективе (взаимопроверка, обмен мнениями, взаимопомощь)





Профилактика неуспеваемости на уроке


Этапы урока

Акценты в обучении

1. В процессе контроля за подготовленностью учащихся

Специально контролировать усвоение вопросов, обычно вызывающих у учащихся наибольшие затруднения.

Тщательно анализировать и систематизировать ошибки, допускаемые учениками в устных ответах, письменных работах, выявить типичные для класса и концентрировать внимание на их устранении.

Контролировать усвоение материала учениками, пропустившими предыдущие уроки.

По окончании изучения темы или раздела обобщать итоги усвоения основных понятий, законов, правил, умений и навыков школьниками, выявлять причины отставания

2. При изложении нового материала

Обязательно проверять в ходе урока степень понимания учащимися основных элементов излагаемого материала.

Стимулировать вопросы со стороны учащихся при затруднениях в усвоении учебного материала.

Применять средства поддержания интереса к усвоению знаний.

Обеспечивать разнообразие методов обучения, позволяющих всем учащимся активно усваивать материал.

3. В ходе самостоятельной работы учащихся на уроке

Подбирать для самостоятельной работы задания по наиболее существенным, сложным и трудным разделам учебного материала, стремясь меньшим числом упражнений, но поданных в определенной системе, достичь большего эффекта.

Включать в содержание самостоятельной работы упражнения по устранению ошибок, допущенных при ответах и в письменных работах. Инструктировать о порядке выполнения работы. Стимулировать постановку вопросов к учителю при затруднениях в самостоятельной работе.

Умело оказывать помощь ученикам в работе, всемерно развивать их самостоятельность. Учить умениям планировать работу, выполнять ее в должном темпе и осуществлять контроль.

4. При организации самостоятельной работы вне класса

Обеспечить в ходе домашней работы повторение пройденного, концентрируя внимание на наиболее существенных элементах программы, вызывающих обычно наибольшие затруднения.

Систематически давать домашние задания по работе над типичными ошибками Четко инструктировать учащихся о порядке выполнения домашних работ, проверять степень понимания этих инструкций слабоуспевающими школьниками.

Согласовывать объем домашних заданий с другими учителями класса, исключая перегрузку, особенно слабоуспевающих учеников







Оптимальная система мер по оказанию помощи неуспевающему школьнику


  1. Помощь в планировании учебной деятельности (планирование повторения и выполнения минимума упражнений для ликвидации пробелов, алгоритмизация учебной деятельности по анализу и устранению типичных ошибок и пр.).

  2. Дополнительное инструктирование в ходе учебной деятельности.

  3. Стимулирование учебной деятельности (поощрение, создание ситуаций успеха, побуждение к активному труду и др.).

  4. Контроль за учебной деятельностью (более частый опрос ученика, проверка всех домашних заданий, активизация самоконтроля в учебной деятельности и др.).

  5. Различные формы взаимопомощи.

  6. Дополнительные занятия с учеником учителя.

Оказание помощи неуспевающему ученику на урооке


Этапы урока

Виды помощи в учении

В процессе контроля за подготовленностью учащихся

Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе.

Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски.

Предложения учащимся примерного плана ответа.

Разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления.

Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой.

При изложении нового материала

Применение мер поддержания интереса к усвоению темы.

Более частое обращение к слабоуспевающим с вопросами, выясняющими степень понимания ими учебного материала.

Привлечение их в качестве помощников при подготовке приборов, опытов и т.д.

Привлечение к высказыванию предложений при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником.

В ходе самостоятельной работы на уроке

Разбивка заданий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых.

Ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее

Напоминание приема и способа выполнения задания

Указание на необходимость актуализировать то или иное правило.

Ссылка на правила и свойства, которые необходимы для решения задач, упражнений.

Инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению.

Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих.

Более тщательный контроль за их деятельностью, указание на ошибки, проверка, исправления.

При организации самостоятельной работы

Выбор для групп слабоуспевающих наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа.

Более подробное объяснение последовательности выполнения задания.

Предупреждение о возможных затруднениях, использование карточек-консультаций, карточек с направляющим планом действий







Меры предупреждения неуспеваемости ученика


  1. Всестороннее повышение эффективности каждого урока.

  2. Формирование познавательного интереса к учению и положительных мотивов.

  3. Индивидуальный подход к учащемуся.

  4. Специальная система домашних заданий.

  5. Усиление работы с родителями.

  6. Привлечение ученического актива к борьбе по повышению ответственности ученика за учение.

Возможные меры дифференцированно - группового и индивидуального подхода к слабоуспевающим в ходе урока.

При опросе.

  1. Опрашиваются чаще других.

  2. Систематически проверяется факт выполнения домашнего задания.

  3. Разрешается подготовка к ответу у доски с использованием плакатов, приборов и пр.

  4. На первом этапе урока им разрешается пользоваться составленным дома планом ответа по ранее изученному.

  5. При необходимости учитель сам дает ученику план ответа.

  6. Обеспечивается самый благожелательный тон опроса, активное поощрение первых успехов, специальное создание «ситуаций успеха».

В ходе изучения нового материала.


  1. Всемерное стимулирование интереса слабоуспевающих и поддержание их внимания при восприятии учебного материала.

  2. Обеспечение оптимальной степени трудности содержания излагаемого материала.

  3. Обеспечение оптимального темпа на уроке.

В ходе самостоятельной работы на уроке.


  1. Использование посильных, но непременно усложняющихся заданий.

  2. Более подробный инструктаж о предстоящей работе (выдача карточек с планом работы, карточек-консультаций и пр.).

  3. Использование пропедевтических упражнений, создающий успех при решении последующей задачи (сдвоенные задачи).

  4. Повышенное внимание к слабоуспевающим в ходе работы, оказание им помощи.

  5. Оказание помощи слабоуспевающим со стороны хорошо успевающих во время выполнения лабораторных работ.

С позиции оптимизации дифференцировать необходимо не столько объем и сложность заданий слабоуспевающим, сколько меры и характер оказываемой им помощи в учении, например, одному ученику к заданию дается чертеж, другому - рекомендуется сделать дополнительное построение, третьему - дается карточка - консультация и т. п., а сложность задания существенно не снижается.


Памятка учителю по работе со слабоуспевающими учениками


  1. Верь в способности любого ученика и старайся передать эту веру ему. Радуйся каждому шагу вперед своего воспитанника.

  2. Помни, что для слабоуспевающих необходим период «вживания» в материал: не торопи ученика; научись ждать его успеха.

  3. Начав работать со слабыми, помни, что через короткое время группа расколется в свою очередь на «способных», «средних» и «слабых»; слабым же нужна постоянная помощь.

  4. Многократное повторение основного материала - один из приемов работы со слабыми учащимися; нужно каждый урок рассматривать, как продолжение предыдущего: он вносит свою лепту в изучение темы. Если учитель, например, в теме, состоящей из 15-25 уроков, выделил главные вопросы и ежеурочно повторяет их с учащимися в той или иной форме, то к последним урокам все усвоят эти вопросы.

  5. Не нужно гнаться за обилием излагаемого материала; необходимо выбрать главное, изложить его, повторить и закрепить.

  6. Не следует понимать примитивно работу со слабоуспевающими. Дело не только в знаниях; важно развивать память, логику, вообще мышление, чувства, интерес к учению, формировать общеучебные умения и навыки. А методика работы должна меняться по мере развития учащихся.

  7. Общение - главная составляющая любой методики. Не наладив общение со слабыми, не получить хороших результатов обучения.

  8. Научись управлять классом. При изложении материала все должны слушать, не писать. Изложил часть материала, закрепил его, дай записать и приступай к следующей дозе информации. Вовлекай учащихся в деятельность на уроке, которая должна быть разнообразной. Например, 3-4 мин. ученики внимательно слушают объяснение материала, 2-3 мин. закрепляют его, проговаривая главное, 3-4 мин. переписывают с доски схемы, формулы и т.п. Все это дополняется наблюдением и обсуждением демонстрации, выполнением самостоятельной работы и др.

  9. Научись привлекать сильных учащихся к обучению слабых. При этом выигрывают все; сильные закрепляют знания, слабые учатся, а учитель может уделять внимание наиболее слабым. Ведь самый не эффективный вид организации урока, когда у доски работает один учащийся; следует строить процесс обучения путем сочетания фронтальной работы класса с индивидуальной помощью каждому.

  10. Учти, что у слабоуспевающих плохо развито абстрактное мышление, лучше - наглядное, образное. Поэтому ищи образ в изученном материале, привлекайте к изложению такие средства, которые воздействовали бы на эмоции, пробуждали интерес к учению (музыку, поэзию, живопись, слайды и пр.).

Кроме того:

- не ставь ученику отметку, пока не научишь его, не убивай оценками человека;

- составь для каждого темы задания, ведущие ученика «от простого к сложному»;

- не бойся применять репродуктивные методы - на первых стадиях развития учащихся они выступают, как творческие для слабоуспевающих ребят, ибо дают возможность увидеть главное, систематизировать знания (постепенно их роль будет уменьшаться);

- постоянно учи способам учения; умению слушать излагаемое, пересказывать его устно и письменно, отвечать на вопросы, самостоятельно решать задачи, работать с книгой и т.д.;

- не опасайся отвлечься от тем урока, если возникла ситуация, имеющая воспитательный потенциал; приучись слушать ученика, не останавливай его, когда он хочет высказаться, не обрывай «каверзных вопросов».

Для некоторых учеников необходимы и дополнительные (лучше всего предваряющие) уроки, на которых учитель в доступной для этих учащихся форме рассказывает основной материал предстоящих 4-5 уроков, закрепляет его.


© 2010-2022