ПРОГРАММА по созданию условий для развития воспитывающей деятельности в образовательном учреждении

  ПРОГРАММА по созданию условий для развития  воспитывающей деятельности   в образовательном учреждении   Паспорт программы     Основания для разработки Программы   - Федеральный Закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Конвенция о правах ребёнка; - Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования», утверждённая Правительством Российской Федерации от 22 ноября 2012г. № 2148-р; - Указ Президента Российской Федерации «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» от 7 мая 2012г. № 599; - Указ Президента Российской Федерации «О национальной стратегии действий в интересах дете... Цель Программы   - создание дополнительных условий для воспитания и социализации  воспитанников и обучающихся в  образовательных организациях, реализующих программы общего и дополнительного образования детей как нравственных, ответственных, инициативных, творческих граждан России   Задачи Программы   - создание целостной системы воспитания, обеспечивающей  системность, преемственность воспитания, взаимосвязанность всех его компонентов: целей, содержания, воспитывающей и организационной деятельности, результатов воспитания, установления связи между субъектами внеучебной деятельности  по взаимодействию в реализации комплексных воспитательных программ, а также в проведении конкретных мероприятий. - создание условий для обеспечения роста социальной зрелости выпускников муниципальных и государс... Основные направления Программы   Основные направления содержания воспитательной компоненты в образовательных организациях: ·        «Вектор интеллекта», ·        «Ульяновск - авиационная столица», ·        «Моя Родина – Ульяновская область», ·        «Истоки духовности», ·        «Моё здоровье – моё будущее», ·        «В кругу семьи», ·        «АРТ пространство», ·        «Славен человек трудом», ·        «Моё право», ·        «Зелёная планета», ·        «Мероприятия по созданию условий для реализации воспитательных...    
Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПРОГРАММА

по созданию условий для развития воспитывающей деятельности в образовательном учреждении


Паспорт программы

Основания для разработки Программы

- Федеральный Закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Конвенция о правах ребёнка;

- Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования», утверждённая Правительством Российской Федерации от 22 ноября 2012г. № 2148-р;

- Указ Президента Российской Федерации «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» от 7 мая 2012г. № 599;

- Указ Президента Российской Федерации «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» от 1 июня 2012 г. № 761

Цель Программы

- создание дополнительных условий для воспитания и социализации воспитанников и обучающихся в образовательных организациях, реализующих программы общего и дополнительного образования детей как нравственных, ответственных, инициативных, творческих граждан России

Задачи Программы

- создание целостной системы воспитания, обеспечивающей системность, преемственность воспитания, взаимосвязанность всех его компонентов: целей, содержания, воспитывающей и организационной деятельности, результатов воспитания, установления связи между субъектами внеучебной деятельности по взаимодействию в реализации комплексных воспитательных программ, а также в проведении конкретных мероприятий.

- создание условий для обеспечения роста социальной зрелости выпускников муниципальных и государственных образовательных учреждений, реализующих программы общего и дополнительного образования детей, их готовности к жизненному самоопределению;

- создание условий для полноценного духовно-нравственного воспитания и развития личности ребёнка на основе традиционных культурных и духовных ценностей российского народа;

- поддержка инновационной деятельности педагогов по воспитанию подрастающего поколения.


Основные направления Программы

Основные направления содержания воспитательной компоненты в образовательных организациях:

  • «Вектор интеллекта»,

  • «Ульяновск - авиационная столица»,

  • «Моя Родина - Ульяновская область»,

  • «Истоки духовности»,

  • «Моё здоровье - моё будущее»,

  • «В кругу семьи»,

  • «АРТ пространство»,

  • «Славен человек трудом»,

  • «Моё право»,

  • «Зелёная планета»,

  • «Мероприятия по созданию условий для реализации воспитательных компонентов в образовательных организациях»


  1. Актуальность

Поиск новых путей эффективной организации воспитательного процесса в образовательных организациях объясняется тем, что государственная стратегия обеспечения роста конкурентоспособности страны, ее успешного и устойчивого развития требует совершенствования человеческого потенциала, определяемого во многом состоянием системы образования.

В соответствии с Законом об образовании образование состоит из воспитания и обучения, то есть компоненты образования есть воспитание и обучение. Следовательно, под воспитательной компонентой образования следует понимать собственно воспитание (в более точной терминологии воспитание в образовательных организациях = социальное воспитание).

Таким образом, вопрос об усилении эффективности воспитательной компоненты образования - это вопрос об усилении эффективности социального воспитания в образовательных организациях.

Разработка Программы по созданию условий для развития воспитания в образовательных организациях Ульяновской области обусловлена несколькими причинами.

В условиях решения стратегических задач развития страны важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение жизни. Решение этих задач возможно в условиях использования инновационных подходов к организации воспитания, межведомственного взаимодействия субъектов, реализующих программы воспитания, и при участии общественности.

Причиной разработки данной Программы является также отсутствие в регионе единой целостной системы воспитания, объединяющей технологии воспитания, направления организации воспитания и социализации детей, реализуемых в общеобразовательных организациях области.

Сегодня в Ульяновской области реализуются ряд социально-значимых областных проектов, такие как «Ковровая дорожка», «Молодёжная правовая академия», «Детская ядерная медицинская академия», «Культурный дневник первоклассника», «Лига юных авиаторов», «Воспитай патриота», «День отличника» и др.. Однако, как показывает анализ, развитие этих проектов осуществляется не в каждом образовательном учреждении Ульяновской области.

В настоящее время в школах проводится большое количество мероприятий, но должного эффекта от их проведения имеется не всегда. В аналитических и информационных материалах о состоянии воспитания детей в общеобразовательных организациях Ульяновской области отмечается увеличение общего количества воспитательных мероприятий, многообразие направленностей. Однако необходимо отметить, что в отдельных случаях их не только достаточно, но и слишком много.

Необходимость Программы обусловлена и реальной ситуацией, сложившейся в современной детской, подростковой и молодёжной среде. Негативные тенденции, проявляющиеся в подростковой и молодёжной среде (алкоголизм, употребление наркотиков, насилие), свидетельствуют о необходимости усиления участия образовательных учреждений, всех общественных институтов в решении задач воспитания, формирования социальных компетенций и гражданских установок.

Представленная Программа является концептуальной и методической основой для разработки и реализации образовательной организацией собственной программы воспитания (воспитания и социализации) учащихся с учетом культурно-исторических, социально-экономических, демографических особенностей региона, запросов семей и других субъектов образовательного процесса, имея в виду конкретизацию задач, ценностей, содержания воспитания и социализации детей и подростков, а также взаимодействия с семьей, учреждениями дополнительного образования, общественными и традиционными российскими религиозными организациями, развития ученического самоуправления, участия обучающихся в деятельности детско-юношеских движений и объединений, спортивных и творческих клубов.

Данная Программа содержит рекомендации по организации целостного пространства социального воспитания детей. Такое пространство интегрирует урочную, внеурочную, внешкольную деятельность.

При этом образовательными организациями должны создаваться условия для реализации разработанных собственных программ, обеспечения воспитания детей и подростков на основе их приобщения к национальным российским ценностям, ценностям семьи, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них идентичности гражданина России и гражданина Ульяновской области. Образовательный процесс при этом направляется на воспитание уважения к культурно-историческому наследию России, развитие творческих способностей и формирование основ социально ответственного поведения.

Для организации и полноценного функционирования такого образовательного процесса требуются согласованные усилия многих социальных субъектов: детского сада, школы, семьи, общественных организаций, включая и детско-юношеские движения и организации, учреждения дополнительного образования, культуры и спорта, традиционные российские религиозные организации.

Ведущая, содержательно определяющая роль в создании развивающего, социально-открытого уклада жизни образовательной организации принадлежит педагогическому коллективу детского сада, общеобразовательной школы.

В соответствии с ФГОС в основную образовательную программу школы в обязательном порядке должна быть включена программа воспитания и социализации обучающихся, построенная на основе базовых национальных ценностей российского общества, таких, как патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, здоровье, труд и творчество, образование.

Региональная Программа является неотъемлемой частью программы воспитания образовательной организации и предусматривает расширение и конкретизацию её содержания.

Нормативно-правовой и документальной основой Программы являются Федеральный Закон от 29.12.2012 года № 273 ФЗ «Об образовании», Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников (далее - Концепция), Конвенция о правах ребёнка, Указ Президента Российской Федерации «О мерах по реализации государственной политики в области образования» от 7 мая 2012г. № 599, Указ Президента Российской Федерации «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» от 1 июня 2012г., Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования», утверждённая распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2012 года № 2148-р, рекомендации Министерства образования и науки РФ «Развитие воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях».


  1. Цели и задачи Программы

Современный национальный воспитательный идеал - это нравственный, творческий, компетентный гражданин России, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, опирающийся в своей жизнедеятельности на духовные и культурные традиции народов Российской Федерации.

Общие задачи и принципы воспитания средствами образования представлены в федеральном государственном образовательном стандарте среднего (полного) общего образования, где воспитательная деятельность рассматривается как компонента педагогического процесса в каждой общеобразовательной организации, охватывает все составляющие образовательной системы школы, что направлено на реализацию государственного, общественного и индивидуально-личностного заказа на качественное и доступное образование в современных условиях.

Воспитательная компонента в деятельности образовательной организации является самостоятельным направлением её жизнедеятельности. Её построение основывается на ряде принципов, реализация которых выражается в развитии интегративных качеств образовательной организации как воспитательной организации (таких как «воспитательная система», «воспитывающая среда», «воспитательный потенциал обучения», «воспитательное пространство»).

Цель Программы, таким образом, состоит в создании дополнительных условий для воспитания и социально-педагогической поддержки развития детей как нравственных, ответственных, инициативных, творческих граждан России, сознающих ответственность за настоящее и будущее своей страны, воспитанных в духовных и культурных традициях российского народа.

Задачи Программы:


  1. Обеспечить условия для развития личности, органически сочетающей в себе стремление к самореализации и уважение к правам и интересам других людей; инициативу и ответственность, гражданские и нравственные качества; способность к достижению личного и общественного благополучия;


  1. Создать условия для формирования у каждого ребёнка активной жизненной позиции, включающей способность брать на себя ответственность, участвовать в принятии и реализации совместных решений, участвовать в общественной жизни Ульяновской области и государства, обладать потребностью самосовершенствования, уметь адаптироваться в условиях современного мира, иметь научное мировоззрение, патриотические установки, стремление овладевать ценностями мировой и отечественной культуры; вести здоровый образ жизни;


  1. Повысить эффективность взаимодействия субъектов воспитательного процесса в условиях динамично развивающейся образовательной среды в Ульяновской области;


  1. Создать условия для развития профессионализма воспитателей, работающих в образовательных организациях области.


  1. Основные принципы реализации Программы

Программа реализуется на следующих основных принципах:

- принцип гуманистической направленности социального воспитания, обеспечивающий отношение педагога к воспитанникам как к ответственным субъектам собственного развития, устанавливающий равноправное партнёрство между всеми участниками образовательной деятельности, включающей оказание психолого-педагогической помощи воспитанникам в процессе социализации;

- принцип культуросообразности, который базируется на общечеловеческих ценностях, ценностях и нормах общенациональной и этнических культур и религиозных традиций, не противоречащих общечеловеческим ценностям;

- принцип личностно-значимой деятельности, предполагающий участие детей в различных формах деятельности в соответствии с личностными смыслами и жизненными установками;

- принцип коллективного воспитания, проявляющийся во взаимодействии детей и взрослых в процессе совместного решения задач по формированию у первых опыта самопознания, самоопределения, самореализации, совместного творчества;

- принцип дифференциации воспитания как учёта групповых особенностей детей, в том числе создания дополнительных условий для социализации детей с особенными потребностями в обучении и ограниченными возможностями;

- принцип целостности, обеспечивающий системность, преемственность воспитания, взаимосвязанность всех его компонентов: целей, содержания, воспитывающей и организационной деятельности, результатов воспитания, установление связи между субъектами внеучебной деятельности по взаимодействию в реализации комплексных воспитательных программ, а также в проведении конкретных мероприятий;

- принцип вариативности социального воспитания, направленный на удовлетворение потребностей учащихся в различных социально-ориентированных моделях воспитательных организаций, нацеленности системы воспитания на формирование вариативности способов мышления, принятия вероятностных решений в сфере профессиональной деятельности, готовности деятельности в различных ситуациях;

- принцип государственно-общественной организации воспитания, предполагающий разделение полномочий и консолидацию усилий органов государственной и муниципальной власти и общественных институтов в воспитании молодого поколения на основе идей социального партнёрства;

- принцип демократизма, основанный на диалоговом взаимодействии, всех участников образовательного процесса, предполагающий создание опыта совместного принятия решений, совместной организации деятельности, совместного нормотворчества, защиты групповых и индивидуальных интересов участников образовательного процесса;

- принцип толерантности, признания наличия плюрализма мнений, терпимости к мнению других людей, учёт их интересов, культуры, поведения в различных сферах жизни;

- принцип признания духовной составляющей жизни ребёнка, проявляющийся в поддержке и развитии у него духовных ориентиров, не противоречащих гуманистической морали;

- принцип социосообразности как ориентации в организации социального воспитания на социальные установки, необходимые для успешной социализации человека в данном обществе.

- принцип результатной ориентации как направленности социального воспитания на создание опыта социально позитивных и личностно поддерживающих общения, взаимодействия, деятельности ребёнка, проявляющегося в наращивании социальных компетенций, ценностных отношений и инициативных социальных действиях.

  1. Основные условия организации эффективного воспитания воспитанников и обучающихся

    1. Основные условия эффективности воспитания

(уровень - педагог)

4.1.1. Использование основных механизмов эффективного воспитания.

Включение воспитанников и учащихся в 1) личностно-значимую, 2) привлекательную для них 3) социально-позитивную совместную деятельность, 4) создающую возможности проявления способностей, умений, характера и 5) осознания личного смысла этой деятельности.

Нереализация любой из этих пяти характеристик деятельности ведёт к уменьшению её воспитательного потенциала.

Развитие педагогом во взаимодействии с конкретными детьми и коллективом отношений 1) доверия и 2) референтности (интереса учащихся к мнениям, оценкам педагога как лично значимого человека).

4.1.2. Понимание и использование в организации воспитания особенностей современной социокультурной ситуации развития современных детей и подростков.

Главная социокультурная особенность современных детей и подростков - погружённость в социальное информационное пространство, представляемое Интернетом и мобильными средствами связи.

Только в той или иной мере знание и использование содержания, технологий, стилей общения и поведения, задаваемых этим пространством, а также связанными с информационным пространством современными детскими и подростковыми субкультурами и деятельностями позволяет иметь устойчивый контакт с большинством современных дошкольников, подростков и старшеклассников.


  1. Основные условия эффективности воспитания

(уровень - образовательная организация)

4.2.1. Восприятие администрацией образовательной организации, прежде всего руководителем, воспитательного компонента образования как требующего постоянных управленческих усилий и личного участия директора в разработке стратегии и анализа воспитательного процесса.

4.2.2.Систематическое обсуждение и анализ в образовательной организации на всех педагогических уровнях (административном, педагогического коллектива, метод. объединений, проблемных групп) трудностей, проблем, перспектив реализации воспитательного компонента образования с отдельными детьми, коллективами, в образовательной организации в целом.

4.2.3. Ориентация в организации воспитательного процесса в образовательной организации, прежде всего, на создание и развитие уклада организации как атмосферы, отношений защищённости, доброжелательности, дружности.

Только при наличии этих качеств в жизнедеятельности образовательной организации и конкретных групп, классов возможны устойчивые воспитательные результаты.

4.2.4. Поэтапная работа в образовательной организации по формированию внутриорганизационной нормативной базы по реализации воспитательной компоненты образования, с учётом наличных финансовых и кадровых ресурсов.


  1. Основные условия организации эффективного воспитания

(уровень - орган управления образованием)


4.3.1.Управление воспитанием (воспитательной компонентой образования) на уровне органов управления образованием в современной ситуации эффективно только, если они ориентируются на ресурсный подход, то есть в качестве результатов своей деятельности в сфере воспитания рассматривают не развитие личности и воспитанность детей, а наращивание, обогащение ресурсов, условий для работы образовательных организаций в сфере воспитания.

4.3.2.Соответственно предметом работы и анализа органов управления образованием в сфере воспитания с точки зрения ресурсного подхода должна быть помощь образовательным учреждениям в наращивании их воспитательного потенциала (кадрового, материального, информационного, методического) и соответственно создания условий для реализации воспитательного компонента образования.

Именно наращивание ресурсов образовательных организаций в сфере воспитания, а не его результативность может быт предметом управленческого мониторинга.

4.3.3.Частной задачей органов управления образованием (совместно с другими организациями и структурами) является создание на муниципальном и региональном уровнях ситуаций-образцов организации воспитания (в форме лагерей, лагерных сборов, фестивалей, форумов и т.п.), позволяющих образовательным организациям выбирать практические ориентиры для построения эффективного воспитания.

4.3.4.Дополнительные задачи управления реализацией воспитательной компоненты в образовании, решение которых необходимо в краткосрочный период:

- тщательная постоянная работа органов управления образованием с необразовательными региональными структурами по согласованию сроков и целей образовательных и социальных мероприятий, акций, программ и отбор их по педагогическим критериям;

- постоянная работа органов управления образованием по оптимизации форм и содержания внутриобразовательной отчётности и документооборота в сфере воспитания.

  1. Основные направления содержания воспитательной компоненты в образовательной организации

К основным и перспективным региональным содержательным проектам и программам социального воспитания (воспитания и социализации) детей и подростков Ульяновской области относятся:

1. «Вектор интеллекта»,

2. «Ульяновск - авиационная столица»,

3. «Моя Родина - Ульяновская область»,

4. «Истоки духовности»,

5. «Славен человек трудом»,

6. «Моё здоровье - моё будущее»,

7. «Моё право»,

8. «В кругу семьи»,

9. «Зелёная планета».

Образовательные учреждения в выборе и реализации этих программ могут расставлять акценты в соответствии со своими особенностями и традициями. Эти проекты и программы - возможность, ресурс для образовательных учреждений движения в направлениях воспитания, поддерживаемых на областном уровне.

Сквозным линиями (стержнями) реализации представленных ниже программ и проектов являются поддержка и формирование ценностей нравственности, индивидуального развития, гражданственности, патриотизма.

Общими результатами реализации всех программ являются:

- наращивание социальных и культурных компетенций детей и подростков,

- формирование ценностного отношения к социальным явлениям,

- создание опыт активного социального действия.

5.1. «Вектор интеллекта» - формирование ценности образования

Основным воспитательным ресурсом общеобразовательного учреждения является образовательный процесс. Одним из главных субъектов воспитательного процесса выступает педагог, который в большей степени, чем другие может оказывать влияние на ценностное становление личности. В образовательном процессе происходит не только формирование знаний о мире, человеке и процессе познания, но и происходит становление культуры действия в соответствии с усвоенными знаниями и ценностями. Говоря о ценностях образования, необходимо учитывать государственную, общественную, личностную составляющие.

Основные задачи в этой сфере:

  1. Формирование отношения к образованию как общечеловеческой ценности, выражающейся в интересе детей к знаниям, в стремлении к интеллектуальному овладению материальными и духовными достижениями человечества, к достижению личного успеха в жизни;

  2. Развитие способности к самостоятельной исследовательской и конструктивной деятельности, формировать культуру продуктивного мышления - умение ставить, осознавать вопросы, находить пути их выяснения, выполнять необходимые для этого операции, делать правильные умозаключения. Исходить из того, что умение думать - центральное звено умения учиться и думать;

  3. Совершенствование организации и планирования самостоятельной работы воспитанников и школьников как методу, формирующему выпускника общеобразовательного учреждения путем индивидуальной познавательной деятельности, при которой наиболее полно раскрываются способности ребёнка, реализуется его творческий потенциал;

  4. Развитие институтов неформального образования, стимулирование самореализации воспитанников и школьников в программах и проектах образовательной направленности, развитие клубных форм активности в сфере познавательной деятельности (конкурсы, олимпиады, сетевые образовательные проекты, фестивали).

Ключевыми программами и проектами в развитии данного направления могут быть:

программы и проекты, направленные на организацию работы с одарёнными детьми, на развитие их научно-исследовательской и инженерно-технической деятельности в рамках специализированных кружков, центров, отделений вузов, малых академий;

программы и проекты, направленные на создание системы олимпиад, конкурсов, творческих лабораторий, направленных на развитие мотивации к обучению в различных областях знаний.

5.2 «Ульяновск - авиационная столица» - формирование непрерывной целенаправленной профориентационной работы в рамках Ульяновского авиационного кластера

В соответствии со стратегией социально-экономического развития Ульяновской области на период до 2020 года Правительством Ульяновской области в качестве одного из приоритетов модернизации экономики определено развитие авиационной отрасли.

Для развития данной отрасли в 2009 году в Ульяновской области был сформирован авиационный кластер «Ульяновск-Авиа».

Одним из условий развития авиационного кластера является удовлетворение потребности в квалифицированных рабочих кадрах. Подготовку кадров необходимо начинать в общеобразовательных организациях в рамках профориентационной работы и предпрофильного и профильного обучения.

Основные задачи в этой сфере:

  • пропагандировать профессии авиационной отрасли;

  • создать условия для развития интереса обучающихся к профессиям авиационной отрасли;

  • создать условия для выстраивания обучающимися индивидуального образовательного маршрута, ориентированного на получение авиационной специальности;

  • организовать эффективное взаимодействие на уровне среднего общего образования с образовательными организациями дополнительного образования, профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования, а также с предприятиями Ульяновской области.

Ключевыми программами и проектами в развитии данного направления могут быть:

- программы и проекты, направленные на популяризацию авиационных профессий и способствующие профессиональному самоопределению обучающихся;

- проекты, направленные на развитие инженерно-технического и научно-технического направлений в области авиации;

- программы и проекты, направленные на развитие авиационных видов спорта;

- проект развития сети детских объединений научно-технической направленности.

5.3.«Моя Родина - Ульяновская область» - формирование ценности гражданственности и патриотизма

Главная цель - формирование у школьников современного патриотического сознания, принятия культуры своей Родины (большой и малой), создание опыта гражданского поведения, в частности, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей.

Реализация данного направления предполагает последовательное решение задач воспитания юных жителей Ульяновской области с использованием потенциала симбирской, ульяновской истории и культуры.

Основные задачи в этой сфере:

  1. Формирование у школьников исторической памяти сокрытой в истории малой и большой Родины, в традициях и обычаях, которые передаются из поколения в поколение;

  2. Развитие интереса у школьников к истории родного края. Использование для формирования гражданской идентичности уникальную историю и традиции Ульяновской области. Историческая тематика должна быть вплетена в повседневную жизнь общеобразовательного учреждения и находить свое отражение в проектировании и реализации индивидуальных и групповых социальных и исследовательских проектов;

  3. Развитие интереса школьников к современной жизни региона и проектирование его будущего;

  4. Воспитание ответственности за социальный выбор, последовательное формирование общественной инициативы, направленной на улучшение жизни своего ближайшего социального окружения, школы, района, города, страны.

Ключевыми программами и проектами в развитии данного направления могут быть:

программы и проекты, направленные на развитие межпоколенного диалога (например, поддержка ветеранов войны и труда);

программы и проекты, направленные на исследование родного края, природного, научного, технического, спортивного, нравственного и культурного наследия страны и региона;

программы и проекты, направленные на воспитание уважительного отношения к воинскому прошлому своей страны, (например, в рамках деятельности военно-исторических клубов, школьных музеев, проведения военно-спортивных игр);

программы и проекты, направленные на развитие общественного диалога, гражданского мира и сохранения среды обитания (например, участие в проведении социально-значимых мероприятий, экологических десантов);

проекты, направленные на сохранение культуры Ульяновской области, помощь его жителям, улучшение условий жизни и труда.

реализация проекта «Воспитай патриота», представляющий собой комплекс музейных мероприятий - экскурсий, лекций, интерактивных занятий, встреч с деятелями культуры и искусства.

5.4. «Истоки духовности» - формирование духовно-нравственных ценностей

Общечеловеческие ценности выделяются среди прочих ценностей тем, что выражают общие интересы человеческого рода, свободные от национальных, политических, религиозных и иных пристрастий, и в этом качестве выступают императивом развития человеческой цивилизации.

К общечеловеческим ценностям, признанным мировым сообществом, относятся жизнь, свобода, счастье, а также высшие проявления природы человека, раскрывающиеся в его общении с себе подобными и окружающим миром.

Основные задачи в этой сфере:

  1. Формирование у учащихся ценностных представлений о морали, об основных понятиях этики (добро и зло, смысл и ценность жизни, справедливость, милосердие, проблема нравственного выбора и др.);

  2. Формирование у учащихся представлений о духовных ценностях народов России, об истории развития и взаимодействия национальных культур;

  3. Формирование у учащихся уважительного отношения к традициям, культуре и языку своего народа и других народов России;

  4. Развитие интереса школьников к активному познанию культуры Ульяновской области и самореализации в нем;

  5. Развитие культуры чтения и осмысления классической и современной литературы с учетом возрастных особенностей школьников, как одной из значимых основ процесса нравственного становления личности;

  6. Включение школьников в осмысление сущности современного прогресса, мира науки и современных технологий роли человека в этом процессе, мере его ответственности.

Ключевыми программами и проектами в развитии данного направления могут быть:

просветительские программы и проекты, направленные на увеличение объёма информации по истории и культуре народов России (например, ведение Курса основных религиозных культур и светской этики);

программы и проекты, направленные на расширение пространства взаимодействия дошкольников и школьников со сверстниками в процессе духовного и нравственного формирования личности;

программы и проекты, направленные на повышение общего уровня культуры, с приглашением деятелей науки, культуры, религиозных и общественных деятелей, программы дополнительного образования, реализуемые совместно с театрами, музеями, кинотеатрами, художественными галереями;

программы непрерывного развития культуры чтения школьников совместно с библиотеками, издательствами и книготорговыми организациями, писателями, художниками;

исследовательские проекты, научные дискуссии, встречи с современными предпринимателями и учеными, разработка и реализация школьниками конструкторских проектов, программы поддержки юных изобретателей;

программы социального сетевого взаимодействия, разрабатываемые и реализуемые в содружестве с различными социальными институтами.

5.5.«Славен человек трудом» - формирование положительного отношения к труду и профессиональному творчеству

Основные задачи в этой сфере:

  1. Формирование у школьников уважения к человеку труда, ценности труда и профессионального творчества для личности, общества и государства;

  2. Формирование условий для развития возможностей школьников с ранних лет получать знания и практический опыт трудовой и творческой деятельности как непременного условия экономического, социального и личного бытия человека;

  3. Формирование компетенций, связанных с процессом выбора будущей профессиональной подготовки и деятельности, а также с процессом определения и развития индивидуальных способностей в сфере труда и профессиональной творческой деятельности;

Ключевыми программами и проектами в развитии данного направления могут быть:

программы и проекты, направленные на ознакомление школьников с содержанием и спецификой практической деятельности в различных и особенно в новых, современных и перспективных профессиях (например, экскурсии на предприятия, фирмы, социальные организации; встречи с представителями различных профессиональных сообществ, «Уроки успеха», реализация специальных психологических профориентационных программ);

программы и проекты, направленные на развитие навыков и способностей учащихся в сфере труда и творчества в контексте внеурочной деятельности (например, дни труда, дни профессий, творческие конкурсы и фестивали);

программы и проекты, ориентированные на формирование бытовых трудовых компетенций и их ценности;

предпрофессиональные и профильные программы в рамках дополнительного образования детей и молодёжи;

5.6.«Моё здоровье - моё будущее» - формирование ценности здоровья и здорового образа жизни

Здоровье молодого поколения - это показатель физического и нравственного состояния общества. Сохранение и улучшение здоровья школьников является одной из основных задач модернизации российского образования. Здоровье детей не может рассматриваться без учета адаптации организма к окружающей среде. Одним из частных проявлений неблагоприятной самореализации дошкольников и обучающихся является нарушение физического и психического здоровья, поэтому такие дети нуждаются в особом эмоционально-психологическом сопровождении.

Основные задачи в этой сфере:

формирование у учащихся культуры здорового образа жизни, ценностных представлений о физическом здоровье, о ценности нравственного и духовного здоровья;

формирование у школьников навыков сохранения собственного здоровья, овладение здоровьесберегающими технологиями в учебной и внеучебной деятельностях;

формирование представлений о ценности занятий физической культуры и спортом, понимание влияния этой деятельности на развитие личности человека;

Ключевыми программами и проектами в развитии данного направления могут быть:

программы и проекты, направленные на воспитание ответственного отношения к состоянию своего здоровья, на профилактику развития вредных привычек, различных форм асоциального поведения (например, регулярное проведение профилактических мероприятий, лекций, встреч с медицинскими работниками, сотрудниками правоохранительных органов, психологами, проведение дней здоровья, конкурсов);

программы и проекты, направленные на обеспечение условий для занятий физической культурой и спортом (например, развитие спортивных клубов, спортивных площадок, обеспечение спортивным инвентарём детских оздоровительных лагерей, проведение спортивных мероприятий, состязаний, изучение истории спорта и олимпийских игр);

программы и проекты, направленные на обеспечение пропаганды здорового образа жизни и физической культуры (информационное сопровождение спортивных соревнований и мероприятий, разработка и реализация информационно-пропагандистских мероприятий для различных групп населения);

программы и проекты, направленные на формирование культуры здоровья.

5.7. «АРТ пространство» - формирование ценностей общечеловеческой и национальной культуры

Основные задачи в этой сфере:

  1. Формирование у обучающихся навыков культуроосвоения и культуросозидания, направленных на активизацию их приобщения к достижениям общечеловеческой и национальной культуры;

  2. Формирование представлений о своей роли и практического опыта в производстве культуры и культурного продукта;

  3. Формирование условий для проявления и развития индивидуальных творческих способностей в сферах традиционной и современной культурах;

  4. Формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях, собственных эстетических предпочтений и освоение эталонов различных культур и эпох, развитие индивидуальных предпочтений в области культуры;

  5. Формирование условий для повышения интереса учащихся к мировой и отечественной классической и современной культуре, (литературе, театру, кинематографу, музыки, компьютерным видам искусства).

Ключевыми программами и проектами в развитии данного направления могут быть:

программы и проекты, направленные на развитие деятельности школьных кружков, театров, творческих объединений, литературных, музыкальных и художественных салонов и клубов, на организацию и проведение творческих конкурсов, детских фестивалей искусств,

программы и проекты по эстетическому оформлению дошкольного и школьного и социального пространства;

программ и проектов, связанных с музейной педагогикой, детским и молодёжным туризмом (например, деятельность кружков и школ юного экскурсовода, проведение туристических слётов, связанных с изучением истории и культуры, организация дней и декад культуры в школе);

программы формирования культуры зрителя и слушателя.

5.8.«Моё право» - формирование основ правовой культуры

Основные задачи в этой сфере:

  1. Формирование у учащихся правовой культуры, представлений об основных правах и обязанностях, об уважении к правам человека и свободе личности;

  2. Развитие навыков безопасности, и формирования безопасной среды в школе, формирование представлений об информационной безопасности, о девиантном поведении, о влиянии на безопасность молодых людей отдельных молодёжных субкультур.

Ключевыми программами и проектами в развитии данного направления могут быть:

программы и проекты, направленные на повышение правовой грамотности воспитанников и учащихся, повышение правовой активности и ответственности (например, в рамках участия в органах ученического самоуправления), распространения правовой информации (например, в рамках тематических классных часов, ученических лекториев, встреч со специалистами); проведением олимпиад по правоведению;

программы и проекты, направленные на обеспечение безопасности воспитанников и учащихся (например, в рамках деятельности отрядов юных инспекторов дорожного движения, юных пожарных, юных спасателей), проведение тематических классных часов, учений и игр по основам безопасности, оказания первой медицинской помощи;

программы и проекты, направленные на создание атмосферы психологической безопасности, уменьшение в образовательных учреждениях прецедентов физического и психологического насилия и жестокости.

5.9. «В кругу семьи» - формирование ценности семьи

Семья - начальная структурная единица общества, первая социальная общность ребенка и естественная среда его развития, где закладываются основы будущей личности.

Успешное решение задач воспитания возможно только при объединении усилий семьи и других социальных институтов. Образовательные организации по-прежнему остаются одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума. В современном обществе детский сад и школа становятся все более открытой социально-педагогической системой, стремятся к диалогу, межличностному общению, широкому социальному взаимодействию с семьёй на основе социального партнёрства.

Основные задачи в этой сфере:

  1. Формирование у школьников образа семьи на основе традиционных семейных ценностей таких, как любовь, верность, честь, жертвенность, забота о старших и младших, преемственность поколений, традициях, культуры семейной жизни;

  2. Формирование у учащихся знаний в сфере этики и психологии семейной жизни.

Ключевыми программами и проектами в развитии данного направления могут быть:

программы воспитательной поддержки родителей, созданы родительские университеты, клубы для родителей, консультации и другие формы образования и воспитания родителей;

совместная с родителями выработка общего понимания целей, содержания, смыслов воспитательного процесса;

программы и проекты, направленные на повышение авторитета семейных отношений, на развитие диалога поколений, на совместное решение задач (например, в рамках деятельности школьных клубов «мам и пап», «бабушек и дедушек», проведения дней семей, семейного общения, дней национально-культурных традиций семей, совместного благоустройства пришкольных территорий);

программы и проекты, направленные на организацию лекций и семинаров для обучающихся, проводимых специалистами (педагогами, психологами, социологами, правоведами, врачами);

использование в практике учебной и внеучебной деятельности семейных преданий, историй, реликвий, опыта старшего поколения семьи;

проекты использования потенциала образовательных сетей, электронных дневников, журналов во взаимодействии с родителями, при этом акцент должен делаться на поддерживающее ученика взаимодействие, информирование родителей о достижениях школьников, его образовательном потенциале, возможностях образовательного выбора.

5.10.«Зелёная планета» - формирование ценностного отношения к природе окружающей среде

Основные задачи в этой сфере:

  1. Формирование экологической культуры, навыков безопасного поведения в природной и техногенной среде;

  2. Формирование условий для развития опыта многомерного взаимодействия учащихся в процессах, направленных сохранение окружающей среды;

  3. Формирование ценностного отношения к процессу освоения природных ресурсов региона, страны, планеты;

  4. Формирование ответственного и компетентного отношения к результатам производственной и непроизводственной деятельности человека, затрагивающей и изменяющей экологическую ситуацию на локальном и глобальном уровнях.

Ключевыми программами и проектами в развитии данного направления могут быть:

программы и исследовательские проекты, направленные на изучение региональных и этнокультурных особенностей экологической культуры (например, в рамках программ и курсов краеведения, природоведения, деятельности юннатских кружков и центров, детских эооферм и заповедников, школьных живых уголков, биологических и экологических лабораторий и музеев);

программы и проекты, направленные на развитие межрегионального и международного сотрудничества в сфере охраны природы (например, в рамках системы ассоциированных школ ЮНЕСКО и др.);

программы и социальные проекты, направленные на формирование благоприятной и безопасной среды обитания в рамках населённого пункта, двора, детского сада, школы.

  1. Мероприятия по созданию условий для реализации воспитательной компоненты в общеобразовательном учреждении

Нормативно-правовые - разработка механизмов реализации Программы на региональном уровне, разработка Программ воспитания и социализации в каждом образовательном учреждении Ульяновской области в соответствии с Программой.

Организационно-управленческие - организация межведомственного сетевого взаимодействия по обеспечению участия дошкольников и учащихся в образовательных, физкультурно-спортивных, культурно-досуговых программах; создание регионального координационного центра по организации, проведению и мониторингу воспитательной деятельности; создание системы организации и проведения мониторинга эффективности реализации Программы.

Кадровые - проведение мероприятий, направленных на повышение квалификации работников образовательных учреждений в области воспитания, организация научно-методической поддержки и сопровождения педагогов с учетом планируемых потребностей системы образования в Ульяновской области и имеющихся у самих педагогов интересов, расширение возможностей для профессионального общения педагогов детских садов, школ с коллегами из других регионов России и из-за рубежа, родительское участие в экспертизе воспитательных проектов и сетевое взаимодействие педагогических работников, в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий.

Информационные - организация информационной поддержки мероприятий Программы в средствах массовой информации, интернет-сайтах, публичные отчёты образовательных учреждений по вопросам воспитания, в том числе на сайтах школ.


  1. Ожидаемые результаты реализации Программы

- создание непрерывной и целостной системы социального воспитания дошкольников и учащихся, включающей в себя соответствующие государственные и общественные структуры, осуществляющие комплекс мероприятий, направленных на формирование установок, указанных в содержательной части Программы;

- выработка и реализация последовательной политики в области социального воспитания в образовательных организациях Ульяновской области;

- закрепление в содержании воспитания таких ценностей как нравственность, личностное развитие, инициативное и активное участие в жизни общества патриотизм, патриотизм, толерантность, уважение к истории культуре народов Российской Федерации, здоровье, права человека, ответственность,

- создание условий для ресурсного обеспечения организации социального воспитания в общеобразовательных организациях Ульяновской области;

- рост удовлетворенности качеством воспитательного процесса со стороны всех его субъектов.

16


© 2010-2022