- Преподавателю
- Директору, завучу
- ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЬНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЬНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Раздел | Завучу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ Р.Б. |
Дата | 22.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Министерство образования и науки Российской Федерации
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 3
с углубленным изучением отдельных предметов
141120 г. Фрязино, Московской области, ул. Дудкина, 12. Тел. (8-496)564-15-42; 564-15-43. Факс 8-496-564-15-42
Утверждено
Решением
ШМО классных руководителей
среднего звена 26.09.2009.
Директор МОУ СОШ № 3 Жадова В.М.
ПРОГРАММА
Воспитание личности в условиях организации
ученического самоуправления
Срок реализации: 3 года
Для детей 11-15 лет
Автор:
Педагог дополнительного образования Минаева О.И.
Данная программа является частью воспитательной программы
МОУ СОШ № 3 города Фрязино Московской области и соответствует требованиям действующих законов и локальных актов, регулирующих деятельность образовательных учреждений; направлена на разновозрастной коллектив учащихся 5-8 классов.
В последние годы идея самоценности детства, самоопределения и самоактуальности личности динамична и толерантна. Реализация этой идеи является основной задачей воспитательного процесса, где воспитание рассматривается как целостная деятельность, ориентированная на создание условий для развития духовности обучающихся на основе общечеловечности и отечественности. Воспитательный процесс- это совместная деятельность детей и взрослых, осуществляющаяся через различные формы организации воспитательной деятельности, и эффективна тогда, когда учтены сущностные характеристики, вариативность, открытость, разнообразие, саморегуляция и саморазвитие. Поэтому основная идея программы направлена на обучение ребенка социальным умениям, умению осуществлять свой выбор, умению развивать свои силы и способности, понимать и принимать других, адекватно оценивать свои силы, контролировать себя, умение адаптироваться к социальным условиям, иметь гражданскую позицию.
Включение среднего звена в процесс воспитания личности сложен, противоречив в силу возрастных особенностей обучающихся. Таковыми особенностями являются:
-
потребность быть взрослым, т.е. самостоятельным, независимым в
реализации своих интересов;
-
восприятие себя как ценного, любимого товарищами, родителями, но родители утрачивают свою значимость;
-
начало и поиск интенсивной деятельности - от учения и общественных дел до бродяжничества и мелких нарушений;
-
обострение разделения групп общения по признаку пола, по содержанию;
-
размягчение заданной школьными правилами нормативности;
-
развитие мотивации общения от «быть вместе» до стремления к признанию в группе, самоутверждение;
-
ожидание от учителя справедливости, умение удивить тем, что ценится, организация интересной деятельности;
-
начальный этап потери значимости учения.
Современный ученик более подвижен и интеллектуально и физически, а значит, способен задавать более высокий темп деятельности. Его отличает большая информированность, что определяется быстрой адаптацией в мире информационных технологий, стремлений устанавливать новые коммуникативные связи. Он избирателен и раскрепощен, тяготеет к либерально - потребительской системе ценностных ориентиров, основу, которой составляет ориентация на получение дивиденда от всего, что его окружает. Следовательно, в этом возрасте идет развитие социальности и индивидуальности подростка, поэтому для успешной адаптации необходимо создание среды для его самореализации. Этой средой является детский коллектив во главе с педагогом дополнительного образования и социально- значимое дело - организация ученического самоуправления Союза Объединенных Городов Демократической республики Бриг и игра-конкурс «Класс года», «Ученик года», которые объединились едиными целями и задачами.
Самоуправление - достаточно эффективная форма, позволяющая создать благоприятные условия для гражданского воспитания подростка. Через различные виды совместной деятельности у школьников вырабатываются необходимые навыки социального взаимодействия, закрепляются умения, с одной стороны, брать на себя ответственность и определенные обязательства выполнять их, с другой - подчиняться коллективной дисциплине и в тоже время отстаивать свои права, соотносить личные интересы с групповыми и общественными.
Участвуя в самоуправлении, подросток вырабатывает необходимые как на сегодня, так и в будущей взрослой жизни коммуникативные навыки, партнерские и лидерские качества, приобретает возможность продемонстрировать уникальность своей личности.
Пройдя этапы ученического самоуправления в среднем звене (где для подростка 5 класса самоуправление - это процесс подражания, и он действует по готовому образцу, в 6 классе - частичная самостоятельность, в 7,8 - полная самостоятельность), дети как правило знают, что делать и готовы работать уже теперь в школьном самоуправлении.
С развитием самоуправления непременно меняются отношения детей и педагогов. Сотрудничая, дети и взрослые становятся ближе друг к другу, а атмосфера в школе - родной и домашней. Ученическое самоуправление среднего звена включает в себя то, что интересно и в чем могут проявить себя дети согласно своим возрастным особенностям и существует исключительно для, во имя детей и при их непосредственном участии.
Важнейшей функцией самоуправления является сплочение коллектива. А способ - игра. Игра - это не просто интересная жизнь, это серьёзная деятельность, которая позволяет ребенку самоутвердиться, самореализоваться. Игра создает условия для развития личностных качеств, является фактором социального развития, проектированием своей собственной деятельности; дает возможность помочь гражданскому становлению; способствует физическому, психическому, нравственному развитию; является средством развития коммуникативных, индивидуальных качеств с помощью знаний, умений, направленных на организацию и сплочение коллектива.
Программа не имеет фиксированных сроков завершения и последовательного перехода из одной стадии в другую, она постоянно находится в процессе конструирования возможности будущих ситуаций и нахождений альтернатив. Данная модель имеет все предпосылки организации ученического самоуправления и полностью соответствует основным принципам и требованиям: научная обоснованность, четкая структура, нормативно-регламентирующая база, наличие педагогических целей и кадров, материально - техническое обеспечение.
Целеполагание
Цель:
Воспитание свободной и ответственной личности, готовой к самоопределению и самореализации на основе активной социальной практики.
Задачи:
Образовательная:
-
Изучение и разработка нормативно - правовой базы и активизация полученных знаний в практической деятельности.
-
Обучение основ активной социальной практики.
Развивающая:
-
Создание условий для самоопределения, самореализации детей в процессе активной познавательной и творческой деятельности.
-
Овладение навыками межличностного общения и сотрудничества, репродуктивная и продуктивная индивидуальная, коллективная деятельность.
-
Ориентирование обучающихся на ценностное восприятие окружающего мира.
Воспитательная:
-
Содействие защите прав, достоинства и интересов детей.
-
Формирование основ гражданственной, социальной и правовой культуры.
-
Развитие навыков индивидуальной и групповой работы, чувства ответственности за свои действия, за общее дело.
Содержание программы
Чтобы определить основное содержание программы, необходимо выявить направления работы педагога дополнительного образования, которые позволят ему в конечном итоге наполнить деятельность необходимым содержанием. Основные направления деятельности:
-
выявление социальных групп, которые являются основными и активными участниками самоуправления;
-
установление сфер деятельности, в которых оно возможно и целесообразно с педагогической точки зрения;
-
определение стиля и формы, в которой ученическое самоуправление максимально эффективно в условиях образовательного учреждения.
Выполнив поэтапный процесс организации деятельности, можно говорить и о содержании программы, основу которого составляет:
-
Организация ученического самоуправления - Союза Объединенных Городов Демократической республики Бриг.
-
Проведение конкурса «Класс года», «Ученик года»
1. Организация ученического самоуправления -
-
Союза Объединенных Городов Демократической республики Бриг Для создания модели ученического самоуправления Союза Объединенных Городов Демократической республики Бриг , использована игровая модель «Класс- город». Эта модель самоуправления ориентирована непосредственно на организацию жизнедеятельности на уровне первичного коллектива, с учетом возрастных особенностей. Именно учет этих особенностей позволяет педагогу дополнительного образования регулировать содержание деятельности подростка и распределение обязанностей и групповых поручений.
Основные принципы игры «Класс город»
-
принцип сотрудничества
-
принцип свободы
-
принцип ответственности
-
принцип доверия
Игровая модель «Класс- город» создана в каждом классе и представляет собой следующую структуру:
Структура городской администрации Класса-города.
Высший орган собрание класса
1.2 Структура ученического самоуправления
Союза Объединенных Городов Демократической республики Бриг
Конференция
(высший орган)
Совет мэров
Малый совет лидеров
Главы комитетов
Совет мэров
Педагог дополнительного образования
1.3. Высший орган самоуправления учащихся - конференция, которая созывается 2 раза в течение учебного года. Участниками конференции являются делегаты (городская администрация) от классов (городов), не входящие в состав «Совета мэров», а также классные руководители и педагог дополнительного образования.
Постоянно действующим органом самоуправления учащихся является Координационный совет учащихся - Малый совет, который формируется из представителей классов (городов) 3-5 человек и является непосредственным организатором конкурса «Класс года»
Из членов «совета мэров» формируется комитеты: по образованию и науке, труду и социальной защите, здоровью и спорту, патриотическому воспитанию, информации и печати, культуре. Каждый комитет выбирает глав, которые входят в «малый совет лидеров».
Малый совет является основным жюри конкурса, собирается 2 раза в месяц и в свой состав включает: глав администраций, педагога дополнительного образования, Совет мэров (городов) классов. Совет мэров информирует «малый совет лидеров» о проделанных делах (города) класса.
Координирует работу совета мэров председатель Координационного совета, который выбирается на конференции.
Информирование о работе органов «Совета мэров» и конкурса «Класс года» осуществляется через комитет по информации и печати (стенд, газета «Школьное время», молнии, радиопередачи).
Функции, полномочия, содержание работы комитетов, органа ученического самоуправления определены в положении и утверждены конференцией обучающихся среднего звена.
Календарно - тематический план
Союза Объединенных Городов Демократической республики Бриг
Этап
Мероприятие
Содержание деятельности
Формы и методы
Сроки проведения
1 этап
предварительный
Подготовка локальных актов, документов
-
Изучение нормативно - правовых документов (Конституция РФ, Законы РФ, типовые положения, Устав ОУ, локальные акты).
-
оформление локальных актов, документации, регулирующих деятельность.
Работа с документами
1 четверть
Сентябрь
2 этап
Организационный
Организация самоуправления в первичном коллективе.
-
Формирование избирательных комиссий (в каждом классе).
-
Принятие Устава города (закона, девиза), название города, гимна, герба.
-
Выдвижение кандидатов на пост главы города (мэра) и глав комитетов и кандидатов в «Совет лидеров»
-
Проведение предвыборной компании кандидатов.
-
Выборы мэра города и глав комитетов городской администрации, представителей в «Совет мэров».
-
Формирование городской администрации.
-
Организация жизни местного сообщества и работа местного органа самоуправления.
Игровая модель «Класс город»
сентябрь,
Организация ученического самоуправления Союза Объединенных Городов Демократической республики Бриг
-
Ознакомление с локальными актами.
-
Выборы комитетов и глав
-
Выборы кандидатов на пост спикера «Совета лидеров».
-
Подготовка ученической конференции.
Заседание совет лидеров
Октябрь
-
Организация конкурса «Класс года».
Работа с документами
Октябрь
-
Конкурс атрибутов органа ученического самоуправления.
Конкурс
Октябрь
-
Проведение ученической, выборной конференции.
Конференция
Октябрь
3 этап
основной
Жизнедеятельность органов самоуправления
-
Работа органов самоуправления согласно утвержденному положению ученического самоуправления
(См. приложение).
-
Проведение и организация конкурса.
-
рейды за выполнением учащихся Закона РФ «Об образование»;
-
досуговые, интеллектуальные, спортивные мероприятий
(См.приложение)
2 - 4 четверть
(Ноябрь - апрель)
4 этап
заключительный
Подведение итогов
-
Проведение ученической, отчетной - перевыборной конференции
конференция
май
2.1. Содержание, организация и проведение конкурса «Класс года».
Конкурс проводится на основании приказа директора школы и локальных актов педагога - организатора, которые определяют стиль и формы, максимально эффективны в условиях образовательного учреждения. Участниками конкурса автоматически считаются учащиеся 5 -8 классов. Конкурс проводится в течение всего учебного года. Класс- победитель определяется по наибольшему количеству набранных балов.
Функции «Малого совета» в проведение конкурса «Класс года», «Ученик года»:
-
принятие заявок, регистрация участников конкурса,
-
определение критериев оценок,
-
организация конкурса «Класс года», «Ученик года», мероприятий, программ, игр в рамках конкурса,
-
анализ и обобщение результатов,
-
информирование участников конкурса через экран игры, листовки, радиопередачи.
Конкурс «Класс года», «Ученик года» активизирует организацию и проведение мероприятий, которые стали доброй традицией школы, позволяет более четко контролировать выполнение закона «Об образовании», способствует привлечению родителей к совместной деятельности в стенах школы. Критерии оценки участия класса в мероприятиях: артистизм; содержательность; находчивость; самостоятельность; художественное и музыкальное оформление; творчество; коллективизм; эрудированность; оригинальность, участие родителей.
Календарно - тематический план
организации и проведения конкурса «Класс года»
Этап
Содержание
Формы и методы
Срок проведения
1 этап - организационный
- Разработка локальных актов.
- Диагностика классов.
- Совещание классных руководителей.
- Создание органов самоуправления в классных коллективах.
- Выборы и начало работы органа самоуправления, жюри конкурса - «Малый совет».
- Презентация Классов городов.
Работа с нормативными документами.
Анкетирование.
Заседания «совета лидеров».
Конференция.
Сентябрь Октябрь
2 этап - основной
Смотр ученических коллективов:
-
Уровень воспитанности учащихся.
-
Участие класса в традиционных мероприятиях школы
(согласно плану работы)
3. Организация совместной работы с родителями, детской общественной организации и учреждения дополнительного образования
Рейды, операции помощи,
Спортивные, интеллектуальные, познавательные, фольклорные праздники. Викторины. Кругосветки. Конкурсы рисунков, плакатов.
Агитбригады.
Ноябрь -
март
3 этап заключительный
Финал. Подведение итогов.
Награждение.
«Последний герой -1» - интеллектуальная игра.
«Последний герой- 2» - военно-спортивная игра.
«Последний герой -3» -музыкально-театрализованная игра.
Торжественная линейка.
Апрель
май
Ожидаемые результаты:
5 класс:
-
Приобретение первичных навыков ученического самоуправления.
-
Приобретенное чувства ответственности за общее дело.
-
Формирование навыков индивидуальной работы.
6 класс:
-
Сформированная и развивающая личность в школьном пространстве.
-
Психологическая адаптация подростка возрастных особенностей.
-
Сформированные навыки групповой работы.
7-8 класс:
-
Приобретенные навыки школьного самоуправления.
-
Развивающаяся личность во внешкольном пространстве.
-
Осознание подростка себя гражданином, знающим основы гражданской, социальной и правовой культуры.
.
Использованная литература:
-
«Системный подход к организации воспитательной работе в школы». Выпуск №1, Нижний Новгород -2001.
-
Психопедагогика воспитания и обучения. С.Д.Поляков, Новая школа, Москва -2004.
-
«Организация и развитие ученического самоуправления в общеобразовательном учреждении». М. Издательский дом «Новый учебник» -2003.
-
Классному руководителю. Справочно - методическое пособие. Транзит-книга М.- 2003.
-
Лизинский В.М. Практическое воспитание в школе. Часть 1. Москва- 2002.
-
Панов А.И. Воспитательная работа в общеобразовательном учреждении. Томск-2003.
Серия «Детское общественное движение и ученическое самоуправление»:
-
«Хочу быть лидером», Выпуск- 2, Нижний Новгород-2004.
-
«Хочу быть лидером», Выпуск- 3, Нижний Новгород -2004.
-
« Тебе, вожатый!» Выпуск -1, Нижний Новгород, Педагогические технологии- 2003.
-
« Тебе, вожатый!» Выпуск-2, Нижний Новгород- 2004.
-
Фрицман И.И. Игры без проигравших. Нижний Новгород -2003.
-
Шмаков С.А. Учимся играя. Методическое пособие. «ЦГЛ» Москва -2003
-
Шмаков С.А. Игры учащихся - феномен культуры. М., Новая школа- 1994.
-
Щуркова Н. Е. и др. Новые технологии воспитательного процесса. М., Новая школа-1993.
-
Щуркова Н. Е.Собрание пестрых дел. Владимир-1993.