ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЬНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Уважаемые  коллеги, представляю вашему вниманию цикл разработок по самоуправлению в котором я работаю уже более 10 лет,и довольно  успешно. Начать хотелось бы с планирования. Уже 7 лет как был создан на базе МОУ СОШ №3 города Фрязино Союз Объедененных Городов демократическая республика БРИГ. За это время многое было сделано и многим можно поделиться,осбенно с теми кто работает в этом же направлении. Сегодня представляю вашему вниманию как можно оформить индивидуальный план работы. В следующей ра...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:





Министерство образования и науки Российской Федерации

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 3

с углубленным изучением отдельных предметов



141120 г. Фрязино, Московской области, ул. Дудкина, 12. Тел. (8-496)564-15-42; 564-15-43. Факс 8-496-564-15-42



Утверждено

Решением

ШМО классных руководителей

среднего звена 26.09.2009.

Директор МОУ СОШ № 3 Жадова В.М.

ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЬНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ



ПРОГРАММА



Воспитание личности в условиях организации

ученического самоуправления

Срок реализации: 3 года

Для детей 11-15 лет

Автор:

Педагог дополнительного образования Минаева О.И.

Данная программа является частью воспитательной программы

МОУ СОШ № 3 города Фрязино Московской области и соответствует требованиям действующих законов и локальных актов, регулирующих деятельность образовательных учреждений; направлена на разновозрастной коллектив учащихся 5-8 классов.

В последние годы идея самоценности детства, самоопределения и самоактуальности личности динамична и толерантна. Реализация этой идеи является основной задачей воспитательного процесса, где воспитание рассматривается как целостная деятельность, ориентированная на создание условий для развития духовности обучающихся на основе общечеловечности и отечественности. Воспитательный процесс- это совместная деятельность детей и взрослых, осуществляющаяся через различные формы организации воспитательной деятельности, и эффективна тогда, когда учтены сущностные характеристики, вариативность, открытость, разнообразие, саморегуляция и саморазвитие. Поэтому основная идея программы направлена на обучение ребенка социальным умениям, умению осуществлять свой выбор, умению развивать свои силы и способности, понимать и принимать других, адекватно оценивать свои силы, контролировать себя, умение адаптироваться к социальным условиям, иметь гражданскую позицию.

Включение среднего звена в процесс воспитания личности сложен, противоречив в силу возрастных особенностей обучающихся. Таковыми особенностями являются:

  • потребность быть взрослым, т.е. самостоятельным, независимым в

реализации своих интересов;

  • восприятие себя как ценного, любимого товарищами, родителями, но родители утрачивают свою значимость;

  • начало и поиск интенсивной деятельности - от учения и общественных дел до бродяжничества и мелких нарушений;

  • обострение разделения групп общения по признаку пола, по содержанию;

  • размягчение заданной школьными правилами нормативности;

  • развитие мотивации общения от «быть вместе» до стремления к признанию в группе, самоутверждение;

  • ожидание от учителя справедливости, умение удивить тем, что ценится, организация интересной деятельности;

  • начальный этап потери значимости учения.

Современный ученик более подвижен и интеллектуально и физически, а значит, способен задавать более высокий темп деятельности. Его отличает большая информированность, что определяется быстрой адаптацией в мире информационных технологий, стремлений устанавливать новые коммуникативные связи. Он избирателен и раскрепощен, тяготеет к либерально - потребительской системе ценностных ориентиров, основу, которой составляет ориентация на получение дивиденда от всего, что его окружает. Следовательно, в этом возрасте идет развитие социальности и индивидуальности подростка, поэтому для успешной адаптации необходимо создание среды для его самореализации. Этой средой является детский коллектив во главе с педагогом дополнительного образования и социально- значимое дело - организация ученического самоуправления Союза Объединенных Городов Демократической республики Бриг и игра-конкурс «Класс года», «Ученик года», которые объединились едиными целями и задачами.

Самоуправление - достаточно эффективная форма, позволяющая создать благоприятные условия для гражданского воспитания подростка. Через различные виды совместной деятельности у школьников вырабатываются необходимые навыки социального взаимодействия, закрепляются умения, с одной стороны, брать на себя ответственность и определенные обязательства выполнять их, с другой - подчиняться коллективной дисциплине и в тоже время отстаивать свои права, соотносить личные интересы с групповыми и общественными.

Участвуя в самоуправлении, подросток вырабатывает необходимые как на сегодня, так и в будущей взрослой жизни коммуникативные навыки, партнерские и лидерские качества, приобретает возможность продемонстрировать уникальность своей личности.

Пройдя этапы ученического самоуправления в среднем звене (где для подростка 5 класса самоуправление - это процесс подражания, и он действует по готовому образцу, в 6 классе - частичная самостоятельность, в 7,8 - полная самостоятельность), дети как правило знают, что делать и готовы работать уже теперь в школьном самоуправлении.

С развитием самоуправления непременно меняются отношения детей и педагогов. Сотрудничая, дети и взрослые становятся ближе друг к другу, а атмосфера в школе - родной и домашней. Ученическое самоуправление среднего звена включает в себя то, что интересно и в чем могут проявить себя дети согласно своим возрастным особенностям и существует исключительно для, во имя детей и при их непосредственном участии.

Важнейшей функцией самоуправления является сплочение коллектива. А способ - игра. Игра - это не просто интересная жизнь, это серьёзная деятельность, которая позволяет ребенку самоутвердиться, самореализоваться. Игра создает условия для развития личностных качеств, является фактором социального развития, проектированием своей собственной деятельности; дает возможность помочь гражданскому становлению; способствует физическому, психическому, нравственному развитию; является средством развития коммуникативных, индивидуальных качеств с помощью знаний, умений, направленных на организацию и сплочение коллектива.

Программа не имеет фиксированных сроков завершения и последовательного перехода из одной стадии в другую, она постоянно находится в процессе конструирования возможности будущих ситуаций и нахождений альтернатив. Данная модель имеет все предпосылки организации ученического самоуправления и полностью соответствует основным принципам и требованиям: научная обоснованность, четкая структура, нормативно-регламентирующая база, наличие педагогических целей и кадров, материально - техническое обеспечение.

Целеполагание

Цель:

Воспитание свободной и ответственной личности, готовой к самоопределению и самореализации на основе активной социальной практики.

Задачи:

Образовательная:

  • Изучение и разработка нормативно - правовой базы и активизация полученных знаний в практической деятельности.

  • Обучение основ активной социальной практики.

Развивающая:

  • Создание условий для самоопределения, самореализации детей в процессе активной познавательной и творческой деятельности.

  • Овладение навыками межличностного общения и сотрудничества, репродуктивная и продуктивная индивидуальная, коллективная деятельность.

  • Ориентирование обучающихся на ценностное восприятие окружающего мира.

Воспитательная:

  • Содействие защите прав, достоинства и интересов детей.

  • Формирование основ гражданственной, социальной и правовой культуры.

  • Развитие навыков индивидуальной и групповой работы, чувства ответственности за свои действия, за общее дело.



Содержание программы

Чтобы определить основное содержание программы, необходимо выявить направления работы педагога дополнительного образования, которые позволят ему в конечном итоге наполнить деятельность необходимым содержанием. Основные направления деятельности:

  • выявление социальных групп, которые являются основными и активными участниками самоуправления;

  • установление сфер деятельности, в которых оно возможно и целесообразно с педагогической точки зрения;

  • определение стиля и формы, в которой ученическое самоуправление максимально эффективно в условиях образовательного учреждения.

Выполнив поэтапный процесс организации деятельности, можно говорить и о содержании программы, основу которого составляет:

  1. Организация ученического самоуправления - Союза Объединенных Городов Демократической республики Бриг.

  2. Проведение конкурса «Класс года», «Ученик года»



1. Организация ученического самоуправления -

  1. Союза Объединенных Городов Демократической республики Бриг Для создания модели ученического самоуправления Союза Объединенных Городов Демократической республики Бриг , использована игровая модель «Класс- город». Эта модель самоуправления ориентирована непосредственно на организацию жизнедеятельности на уровне первичного коллектива, с учетом возрастных особенностей. Именно учет этих особенностей позволяет педагогу дополнительного образования регулировать содержание деятельности подростка и распределение обязанностей и групповых поручений.

Основные принципы игры «Класс город»

  • принцип сотрудничества

  • принцип свободы

  • принцип ответственности

  • принцип доверия

Игровая модель «Класс- город» создана в каждом классе и представляет собой следующую структуру:



Структура городской администрации Класса-города.

Высший орган собрание класса

ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЬНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ









1.2 Структура ученического самоуправления

Союза Объединенных Городов Демократической республики Бриг

Конференция

(высший орган)

ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЬНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Совет мэров



Малый совет лидеров

ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЬНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЬНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЬНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЬНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЬНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЬНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЬНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЬНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЬНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Главы комитетов

ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЬНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЬНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЬНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЬНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЬНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЬНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЬНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Совет мэров

ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЬНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Педагог дополнительного образования

ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЬНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

1.3. Высший орган самоуправления учащихся - конференция, которая созывается 2 раза в течение учебного года. Участниками конференции являются делегаты (городская администрация) от классов (городов), не входящие в состав «Совета мэров», а также классные руководители и педагог дополнительного образования.

Постоянно действующим органом самоуправления учащихся является Координационный совет учащихся - Малый совет, который формируется из представителей классов (городов) 3-5 человек и является непосредственным организатором конкурса «Класс года»

Из членов «совета мэров» формируется комитеты: по образованию и науке, труду и социальной защите, здоровью и спорту, патриотическому воспитанию, информации и печати, культуре. Каждый комитет выбирает глав, которые входят в «малый совет лидеров».

Малый совет является основным жюри конкурса, собирается 2 раза в месяц и в свой состав включает: глав администраций, педагога дополнительного образования, Совет мэров (городов) классов. Совет мэров информирует «малый совет лидеров» о проделанных делах (города) класса.

Координирует работу совета мэров председатель Координационного совета, который выбирается на конференции.

Информирование о работе органов «Совета мэров» и конкурса «Класс года» осуществляется через комитет по информации и печати (стенд, газета «Школьное время», молнии, радиопередачи).

Функции, полномочия, содержание работы комитетов, органа ученического самоуправления определены в положении и утверждены конференцией обучающихся среднего звена.

Календарно - тематический план

Союза Объединенных Городов Демократической республики Бриг

Этап

Мероприятие

Содержание деятельности

Формы и методы

Сроки проведения

1 этап

предварительный

Подготовка локальных актов, документов


  • Изучение нормативно - правовых документов (Конституция РФ, Законы РФ, типовые положения, Устав ОУ, локальные акты).

  • оформление локальных актов, документации, регулирующих деятельность.

Работа с документами

1 четверть

Сентябрь



2 этап

Организационный

Организация самоуправления в первичном коллективе.




  • Формирование избирательных комиссий (в каждом классе).

  • Принятие Устава города (закона, девиза), название города, гимна, герба.

  • Выдвижение кандидатов на пост главы города (мэра) и глав комитетов и кандидатов в «Совет лидеров»

  • Проведение предвыборной компании кандидатов.

  • Выборы мэра города и глав комитетов городской администрации, представителей в «Совет мэров».

  • Формирование городской администрации.

  • Организация жизни местного сообщества и работа местного органа самоуправления.



Игровая модель «Класс город»

сентябрь,



Организация ученического самоуправления Союза Объединенных Городов Демократической республики Бриг

  • Ознакомление с локальными актами.

  • Выборы комитетов и глав

  • Выборы кандидатов на пост спикера «Совета лидеров».

  • Подготовка ученической конференции.

Заседание совет лидеров



Октябрь




  • Организация конкурса «Класс года».

Работа с документами

Октябрь

  • Конкурс атрибутов органа ученического самоуправления.

Конкурс

Октябрь

  • Проведение ученической, выборной конференции.

Конференция

Октябрь

3 этап

основной



Жизнедеятельность органов самоуправления

  • Работа органов самоуправления согласно утвержденному положению ученического самоуправления

(См. приложение).

  • Проведение и организация конкурса.


  • рейды за выполнением учащихся Закона РФ «Об образование»;

  • досуговые, интеллектуальные, спортивные мероприятий

(См.приложение)

2 - 4 четверть

(Ноябрь - апрель)

4 этап

заключительный

Подведение итогов

  • Проведение ученической, отчетной - перевыборной конференции

конференция

май

2.1. Содержание, организация и проведение конкурса «Класс года».

Конкурс проводится на основании приказа директора школы и локальных актов педагога - организатора, которые определяют стиль и формы, максимально эффективны в условиях образовательного учреждения. Участниками конкурса автоматически считаются учащиеся 5 -8 классов. Конкурс проводится в течение всего учебного года. Класс- победитель определяется по наибольшему количеству набранных балов.

Функции «Малого совета» в проведение конкурса «Класс года», «Ученик года»:

  • принятие заявок, регистрация участников конкурса,

  • определение критериев оценок,

  • организация конкурса «Класс года», «Ученик года», мероприятий, программ, игр в рамках конкурса,

  • анализ и обобщение результатов,

  • информирование участников конкурса через экран игры, листовки, радиопередачи.

Конкурс «Класс года», «Ученик года» активизирует организацию и проведение мероприятий, которые стали доброй традицией школы, позволяет более четко контролировать выполнение закона «Об образовании», способствует привлечению родителей к совместной деятельности в стенах школы. Критерии оценки участия класса в мероприятиях: артистизм; содержательность; находчивость; самостоятельность; художественное и музыкальное оформление; творчество; коллективизм; эрудированность; оригинальность, участие родителей.

Календарно - тематический план

организации и проведения конкурса «Класс года»

Этап

Содержание

Формы и методы

Срок проведения

1 этап - организационный

- Разработка локальных актов.

- Диагностика классов.

- Совещание классных руководителей.

- Создание органов самоуправления в классных коллективах.

- Выборы и начало работы органа самоуправления, жюри конкурса - «Малый совет».

- Презентация Классов городов.

Работа с нормативными документами.

Анкетирование.

Заседания «совета лидеров».



Конференция.



Сентябрь Октябрь

2 этап - основной

Смотр ученических коллективов:

  1. Уровень воспитанности учащихся.

  2. Участие класса в традиционных мероприятиях школы

(согласно плану работы)

3. Организация совместной работы с родителями, детской общественной организации и учреждения дополнительного образования



Рейды, операции помощи,

Спортивные, интеллектуальные, познавательные, фольклорные праздники. Викторины. Кругосветки. Конкурсы рисунков, плакатов.

Агитбригады.



Ноябрь -

март

3 этап заключительный

Финал. Подведение итогов.

Награждение.

«Последний герой -1» - интеллектуальная игра.

«Последний герой- 2» - военно-спортивная игра.

«Последний герой -3» -музыкально-театрализованная игра.

Торжественная линейка.

Апрель



май




Ожидаемые результаты:

5 класс:

  1. Приобретение первичных навыков ученического самоуправления.

  2. Приобретенное чувства ответственности за общее дело.

  3. Формирование навыков индивидуальной работы.

6 класс:

  1. Сформированная и развивающая личность в школьном пространстве.

  2. Психологическая адаптация подростка возрастных особенностей.

  3. Сформированные навыки групповой работы.

7-8 класс:

  1. Приобретенные навыки школьного самоуправления.

  2. Развивающаяся личность во внешкольном пространстве.

  3. Осознание подростка себя гражданином, знающим основы гражданской, социальной и правовой культуры.

.













Использованная литература:



  1. «Системный подход к организации воспитательной работе в школы». Выпуск №1, Нижний Новгород -2001.

  2. Психопедагогика воспитания и обучения. С.Д.Поляков, Новая школа, Москва -2004.

  3. «Организация и развитие ученического самоуправления в общеобразовательном учреждении». М. Издательский дом «Новый учебник» -2003.

  4. Классному руководителю. Справочно - методическое пособие. Транзит-книга М.- 2003.

  5. Лизинский В.М. Практическое воспитание в школе. Часть 1. Москва- 2002.

  6. Панов А.И. Воспитательная работа в общеобразовательном учреждении. Томск-2003.

Серия «Детское общественное движение и ученическое самоуправление»:

  1. «Хочу быть лидером», Выпуск- 2, Нижний Новгород-2004.

  2. «Хочу быть лидером», Выпуск- 3, Нижний Новгород -2004.

  3. « Тебе, вожатый!» Выпуск -1, Нижний Новгород, Педагогические технологии- 2003.

  4. « Тебе, вожатый!» Выпуск-2, Нижний Новгород- 2004.

  5. Фрицман И.И. Игры без проигравших. Нижний Новгород -2003.

  6. Шмаков С.А. Учимся играя. Методическое пособие. «ЦГЛ» Москва -2003

  7. Шмаков С.А. Игры учащихся - феномен культуры. М., Новая школа- 1994.

  8. Щуркова Н. Е. и др. Новые технологии воспитательного процесса. М., Новая школа-1993.

  9. Щуркова Н. Е.Собрание пестрых дел. Владимир-1993.











ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЬНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

© 2010-2022