Предметные образовательные результаты как основа для развития основ теоретического мышления учащихся

Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Предметные образовательные результаты как основа для развития основ теоретического мышления учащихся


Большинство специалистов, практиков считают, что с введением ГОСО общего образования акцент нужно делать на метапредметные, личностные результаты как «новые» аспекты оценки деятельности учащихся. При этом считается, что с предметными результатами (академическими знаниями) в казахстанской школе все нормально и поэтому этот вид результатов, а значит предметное содержание остается прежним.

Именно поэтому большинство учебников по своему предметному содержанию, контрольно-измерительным материалам остаются неизменными. С нашей точки зрения, это не совсем так. С введением ГОСО прежде всего необходимо переосмыслить содержание прежде всего предметных результатов в сторону выделения в каждом учебном предмете ключевых «ядерных» понятий (способов/средств действия).

Именно эти ключевые понятия должны стать предметом особого внимания как со стороны педагогов (разработка специальных диагностических заданий, проверочных работ и т.п.), так и со стороны учащихся (выполнение домашней самостоятельной работы).

Поэтому предметные результаты мы рассматриваем не как набор отдельных знаний, умений и навыков, а как совокупность культурных (т.е. исторически сформировавшихся в человеческой культуре) предметных средств и способов действий, освоение которых должно позволить школьникам решать как учебные, так и внеучебные задачи, а также продолжать обучение на последующих ступенях образования.

Для развивающего обучения содержание основных базовых учебных предметов изначально с середины 20 века строится с помощью системы учебных задач, которые направлены на формирование у учащихся системы научных предметных понятий (способов/средств действия). Однако до сих пор не выстроена вся система таких понятий на весь период обучения 1-9 классы.

Поэтому вторая педагогическая задача на предстоящий учебный год - есть выделение из примерных учебных программ для рабочих учебных программ системы понятий (способов/средств действия).

Для этого необходимо по каждому предмету (1-9 классы) выделить содержательные предметные линии (области) и построить предметные матрицы, на основе которых должны быть разработаны контрольно-измерительные материалы (задания).

Кроме «работы с понятиями», необходимо осознать, что общее образование должно быть устроено так, чтобы учащиеся проходили процесс обучения-учения поэтапно, обеспечивая преемственность между ступенями школьного образования. В связи с этим предметные образовательные результаты должны иметь тоже свою эволюцию. Каждый ученик имеет возможность, шанс пройти все этапы эволюции предметных образовательных результатов. Предлагается выделить три основные такие этапы:

1 этап - «ученик - умелый». Этап освоения набора определенных культурных, предметных способов/средств действия («инструментов»). Этап формирования предметных умений. Необходимо отметить, что умение связано не с деланьем, а с воссозданием действия, свободным воссозданием. Ключевое слово на этом этапе «умение».

2 этап - «ученик-грамотный». Этап работы с «понятием». Этап свободного использования «инструментов» (способов/средств действия) для решения определенного круга предметных задач. Ключевое слово на этом этапе «грамотность».

3 этап - «ученик - компетентный». Этап, на котором ученик может определить границы применимости того или иного способа/средства действия и способен при обнаружении «дефицита» переконструировать тот или иной способ/средства действия, спроектировать (сконструировать) новый способ/средство действия для решения возникшей задачи. Ключевое слово на этом этапе «компетентность».

Фактически, эти три этапа соответствуют трем уровням опосредствования, которые выделены и описаны исследовательской группой под руководством П.Г. Нежнова с помощью так называемых «трехуровневых» задач. Именно с этими этапами необходимо связывать индивидуальный прогресс учащихся в обучении.

Важное место в формировании не только предметных, но и личностных результатов обучения является учебная мотивация и учебно-познавательный интерес. В связи с этим крайне важно (начиная уже с начальной школы) дать возможность школьникам изучать учебный предмет на разной «глубине», решая задачи разной направленности, разной сложности и т.п.

Таким образом, основным принципом описания предметных образовательных результатов, а значит и всего содержания обучения должен стать уровневый характер.

Этот уровневый характер описания образовательных результатов даст возможность, с одной стороны, фиксировать прогресс учащегося, класса в освоении предметных способов/средств действия (переход: умение-грамотность-компетентность); с другой стороны, определять направленность и глубину освоения того или иного учебного предмета.

Возможность выбора учащимся тех или иных заданий, как в рамках домашней самостоятельной работы, так и в рамках проведения определенного рода проверочных работ позволит педагогу увидеть:

• наличие «страха» у учащихся перед незнакомыми, трудными заданиями;

• «меру» возможности ученика (адекватность выбора возможностям учащегося);

• наличие потребности у учащегося в преодоление своих возможностей (желание «прыгнуть выше головы»;

• умение очертить границу своих возможностей;

• интерес к предмету, к его отдельным видам заданий.

Итак, для оценки предметных результатов, можно выделить два вида предметных задач:

трехуровневые задачи, направленные на определения этапа (уровня) освоения предметных способов/средств действия (определения индивидуального прогресса);

двухуровневые задачи, направленные на определения уровня возможностей и желания учащихся решать предметные задачи (определение уровня и характера учебно-познавательного интереса).

В связи с этим необходимо решить третью педагогическую задачу - разработать систему так называемых «трехуровневых задач» под все ключевые «ядерные» понятия учебных предметов с 1 по 9 класс, а также разработать систему «двухуровневых задач» с целью расширения учебных возможностей учащихся в том или ином учебном предмете.

Второй важный принцип описания предметных образовательных результатов должен стать операциональный характер описания. Этот принцип описания предметных образовательных результатов должен дать возможность и педагогам, и самим учащимся организовать точечную диагностику формирования того или иного понятия (способа действия) в ходе процесса обучения (учения) в рамках того или иного учебного предмета.

Для реализации данного принципа описания образовательных результатов необходимо выделить в каждом ключевом понятии (способе/средстве действия) отдельные операции и под эти операции разработать систему диагностических заданий.

В связи с этим четвертая педагогическая задача - разработать систему диагностических заданий для отдельных операций ключевых понятий (способов/средств действия) каждого учебного предмета.


© 2010-2022