СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ «ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В РЕЖИМЕ «ACTIVELY»»

Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ «ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В РЕЖИМЕ «ACTIVELY»»СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ «ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В РЕЖИМЕ «ACTIVELY»»СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ «ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В РЕЖИМЕ «ACTIVELY»»

ВОЙТОВИЧ ТАТЬЯНА СТАНИСЛАВОВНА

заместитель директора по учебной работе

Государственное учреждение образования

«Средняя школа № 9 г. Пинска»




БИТ-СЕМИНАР

«ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ ПЕДАГОГОВ

В ПРОЦЕССЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ШКОЛЕ»

ЦЕЛЬ: актуализация знаний по вопросам организации педагогической деятельности, направленной на профессиональное становление педагогов.

ЗАДАЧИ:

- определить концептуальные основы управления развитием профессиональной компетентности педагогов посредством методической работы;

- рассмотреть некоторые формы интерактивной деятельности по формированию профессиональной компетенции педагогов.

МАТЕРИАЛЫ: ватман, маркеры, ручки, карточки (2), конверты, чистые листы бумаги, заготовка к методу «Алфавит», кнопки, указка.

ОБОРУДОВАНИЕ: мультимедийный проектор, ноутбук, подставка для ватмана.

Жить - значит иметь проблемы

Решать их - расти интеллектуально

Дж. П. Гилфорд, психолог


Качество образовательного процесса в школе зависит не только от целей и задач, которые поставлены перед педагогическим коллективом школы, но и в значительной мере от профессиональной компетентности кадров, реализующих эти цели на практике.

Поэтому уровень методической работы, её эффективность во многом определяют профессиональную готовность кадров к реализации образовательных программ школы.

В процессе изучения уровня методической подготовки педагогов нашей школы, их способности к профессиональному совершенствованию, методами тестирования и анкетирования было выявлено, что учителя испытывают трудности в овладении новыми технологиями, установлении личностно - ориентированного взаимодействия, при анализе и самоанализе, зачастую не могут самостоятельно решить возникающие проблемы. Вследствие этого, наблюдалась пассивность учителей, их недостаточная активность в работе на педсоветах, консультациях, семинарах, отсутствие заинтересованности в участии в профессиональных конкурсах различного уровня.

Поэтому для повышения профессиональной компетентности учителей, их уровня активности и самостоятельности, развития навыков анализа и рефлексии своей деятельности, а также развития диалогического взаимодействия педагогов, было решено наряду с традиционными формами методической работы, использовать интерактивные формы и методы работы с педагогическим коллективом, которые наиболее эффективно способствуют достижению этой цели и решению поставленных задач:

  • создать условия для самостоятельной и творческой работы педагогов;

  • познакомится с передовым педагогическим опытом работы;

  • развить умение работать коллективно, плодотворно сотрудничая друг с другом;

  • повысить педагогическую компетентность педагогов;

  • активизировать деятельность педагогов на педсоветах и семинарах, заинтересовать их в участии в профессиональных конкурсах различного уровня.

Что же такое интерактивность?

Метод «Алфавит»

Предлагаю Вам попробовать раскрыть смысл рассматриваемого понятия. Впишите в каждую строку слова, начинающиеся с соответствующей буквы алфавита и раскрывающие смысл рассматриваемого понятия.

И

Игра

Н

Наглядность

Т

Творчество

Е

Единство

Р

Рефлексия, развитие, рост, разговор

А

Атмосфера, актуальность, активность

К

Культура, классификация, креативность

Т

Технология

И

Искусство, изменения

В

Взаимодействие

Н

Наука

О

Общение, организация, обучение, образование

С

Сотрудничество, совокупность, саморазвитие, средства, ситуации, система, смыслотворчество, субъектность, содержание

Т

Талант

Ь

Говоря об интерактивности, следует отметить, что это способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком). Поэтому все перечисленные слова по праву являются составляющими интерактивности. Давайте попробуем из перечисленных определить четыре слова, которые в наибольшей степени характеризуют данное понятие. (предполагаемые ответы участников: активность, творчество, сотрудничество, деятельность) И это будет основой нашей с вами работы сегодня (эти слова являются первой ступенькой для «лестницы успеха» и крепятся на ватман).

Для выполнения упражнения мы с вами использовали один из методов организации смыслотворчества - «Алфавит». Это процесс осознанного создания новых для себя смыслов по обсуждаемой проблеме через призму своей индивидуальности.

Интерактивные методы обучения - это методы позволяющие внедрить в процесс обучения эффективное общение, что предполагает вовлечение субъекта в обучение в качестве активного участника, а не слушателя или наблюдателя.

По свидетельству экспериментальных данных при лекционной подаче материала усваивается не более 20 - 30% информации, при самостоятельной работе с литературой - до 50%, при проговаривании - до 70%, а при личном участии в изучаемой деятельности (например, в деловой игре) - до 90%. Эти данные полностью подтверждает древняя китайская пословица, которая гласит: «Скажи мне - и я забуду, покажи мне - и я запомню, дай сделать - и я пойму».

Наш семинар называется БИТ - озвучьте свои предположения, что это могло бы значить? (ответы участников). БИТ как форма работы - значит включающий в себя три элемента: беседу, игру, творчество.

По моему мнению, наиболее эффективным является применение таких интерактивных методов как: «Алфавит», «Модерация», «Коллаж», «Шапка вопросов», «Ромашка», «Лего», «»Свое пространство», «Аллитерация», «Фото», «Мозговой штурм»; деловые и дидактические игры, Технологии Открытого Пространства (ТОП) и др.

Все мы знаем, что вся методическая работа в школе направляется на развитие профессиональной компетенции учителя, достижения оптимальных результатов. Разумеется, новое направление в методической работе заключается в становлении педагога-исследователя, способного управлять собственной деятельностью и деятельностью учащихся, создавать условия для развития учащихся, осуществлять целенаправленное самообразование, преобразование собственной профессиональной деятельности. В связи с этим возникают следующие вопросы:

- как сделать, чтобы каждый педагог стал активным, заинтересованным участником работы различных форм образовательного процесса?

- как избавиться от пассивности отдельных педагогов?

- как перевести педагогов от репродуктивной деятельности к исследовательской?

- как перевести педагогов к формированию умения рефлексировать в процессе познания нового и преподнесения знакомого материала?

Давайте попробуем дать ответы на эти вопросы. Для этого необходимо объединиться в группы (4), а в ходе работы группы следует заполнить карточки:

Карточка

Как должно быть?

Как на самом деле?

Что для этого должно быть сделано?

Что должны сначала сделать?

Каждая группа, по истечении 5 минут озвучивает результат совместной работы. Из отдельных заключений рабочих групп составляется общее заключение «Развитие профессиональной компетентности педагога» (на ватман)- ЧТО ДОЛЖНЫ СНАЧАЛА СДЕЛАТЬ?

Для организации данного вида работы был использован Метод «Модерации», который позволяет «заставить» людей действовать в одной команде для разработки в кратчайшие сроки конкретных реализуемых предложений, нацеленных на решение проблемы в симбиозе с Технологией Открытого Пространства (ТОП), которая также предусматривает: активное участие каждого, создание демократической атмосферы, равенство возможностей, открытость и сотрудничество, взаимодействие, общение, развитие и обмен идеями. Открытое пространство рассматривается как интерактивный метод успешного стимулирования педагогов на творческую креативную деятельность.

Развитие профессиональной компетентности - это развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде.

Исходя из современных требований, предъявляемых к педагогу, администрация школы определяет основные пути развития его профессиональной компетентности.

Для того чтобы назвать основные пути развития профессиональной компетентности педагогов Вам необходимо объединиться в две группы и из предложенного ряда направлений работы педагога (распечатанные карточки в конверте) каждой группе следует определить один из «путей». Для этого проанализируйте предложенный материал (обратите внимание на подсказки) и ответ сформулируйте в виде одного слова.

ГРУППА№1

  • Работа в методических объединениях, творческих или проблемных группах.

  • Инновационная деятельность педагога.

  • Участие в профессиональных конкурсах, конференциях, фестивалях и т.п.

  • Обобщение и распространение собственного педагогического опыта.

  • Аттестация, повышение квалификации.

  • Культура педагогического общения.

  • Презентация новых педагогических идей.

  • Самоанализ учебных занятий.

  • Рассмотрение теоретических вопросов общей методики преподавания.

  • Посещение семинаров, практикумов, консультаций и т.п.

( ответ - САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ)

ГРУППА№2

  • Посещение учебных занятий коллег, их анализ.

  • Участие в подготовке семинаров, педагогических советах и т.п.

  • Воспроизведение культуры и образцов деятельности.

  • Взаимоотношения с учащимися и коллегами.

  • Межпредметная интеграция.

  • Осознание проблем, ситуаций и их критическая оценка.

  • Готовность к диалогу.

  • Ответственность за собственную деятельность.

(ответ - ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ)

Посмотрите на ватман. Поэтапно мы с вами подымаемся вверх, чтобы узнать все составляющие профессионального роста педагога. Основой для развития профессиональной компетентности явились признаки - характеристики действий (см. «ступеньку» 1). Для того чтобы происходил процесс педагогического становления педагогов, мы определили условия развития профессиональной компетентности (см. «ступеньку» 2). Благодаря условиям - наметили пути развития профессиональной компетентности (см. «ступеньку» 3). Совокупность всех этих разнообразных взаимосвязанных компонентов (составляющих) отражают определенную систему, которая отвечает социальному заказу общества и определяет личностные характеристики учителя. Исходя из результатов наше совместной работы, давайте определим, что является конечным пунктом развития профессиональной компетенции. Что? Конечно же, ПРОФЕССИОНАЛИЗМ! Это ожидаемый результат совместной работы администрации, коллектива и педагога в частности (прием метода «Перекрёстная ассоциация» - следствием чего является обогащение смыслом предмета или явления).


СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ «ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В РЕЖИМЕ «ACTIVELY»»


результат




путиСЕМИНАР-ПРАКТИКУМ «ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В РЕЖИМЕ «ACTIVELY»»





профессионализм


условияСЕМИНАР-ПРАКТИКУМ «ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В РЕЖИМЕ «ACTIVELY»»



само-совершенствование





взаимодействие

признакиСЕМИНАР-ПРАКТИКУМ «ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В РЕЖИМЕ «ACTIVELY»»



стимулирование




обеспечение благоприятных условий работы

эмоциональный настрой



активность



творчество



сотрудничество



деятельность


«Лестница успеха»-

СОСТАВЛЯЮЩИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА ПЕДАГОГА


Все перечисленные методы достаточно эффективны. После их применения выявляются позитивные изменения общего уровня профессиональной компетенции педагогов нашей школы. Конечно, использовать технологию или метод в полном объеме иногда невозможно. Поэтому я адаптирую их под условия нашей школы и особенности коллектива и применяю некоторые приемы из методик или технологий. В определенной ситуации совокупность приемов эффективнее самой технологии. Даже Д.И. Менделеев отмечал, что «Камин, доверху набитый дровами, не горит, а дымит».

Обобщая материал, можно выделить следующие обязательные условия организации интерактивного обучения:

  • доверительные, по крайней мере, позитивные, отношения между участниками взаимодействия;

  • демократический стиль;

  • сотрудничество в процессе общения;

  • опора на личный ("педагогический") опыт участников, включение в процесс обучения ярких примеров, фактов, образов;

  • многообразие форм и методов представления информации, форм деятельности и их мобильность;

  • включение внешней и внутренней мотивации деятельности, а также взаимомотивации участников взаимодействия.

Таким образом, применение интерактивных методов обучения позволяет создавать условия для самостоятельной и творческой работы педагогов, знакомить их с предлагаемым опытом работы, развивать умение работать коллективно, плодотворно сотрудничая друг с другом, повышать их педагогическую компетентность, активизировать деятельность педагогов на различных методических мероприятиях.

Рефлексия (психологическая самооценка)

На столах лежат вырезанные из бумаги геометрические фигуры. Выберите, пожалуйста, ту фигуру, с которой у Вас ассоциируется наш сегодняшний семинар.

Вы впитали информацию как губка. Но использовать ее будете только в соответствии с вашей прагматической ориентацией и целевой направленностью. Вы наверняка уже подумали: «А что я буду с этого иметь?».

Для Вас важны ощущения, которые Вы получили в результате совместной работы. Скорее всего, Вам захочется самому попробовать что-то из «интерактива» для генерации новые идеи и методов работы, т.к. очень «болеете» за свой коллектив. В Вашем лице я вижу единомышленников.

Вы испытываете чрезмерное пристрастие к деталям, поэтому Вам необходима еще дополнительная, уточняющая информации для полной ее систематизации. Но Вы уже подсознательно взяли некоторые идеи на вооружение.


© 2010-2022