Современный урок в условиях реализации ФГОС НОО

Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Купряшкина М.Н., заместитель директора по УВР

МБОУ г.Мурманска СОШ № 27


«Современный урок в условиях введения в ФГОС: проблемы, подходы, решения»

Английский философ Фрэнсиса Бэкона говорил: «Время есть лучший из новаторов».

Время затрагивает все сферы человеческой жизни, в том числе и образование, периодически требуя его обновления.

Введение Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования заставило педагогов по-другому взглянуть на образовательный процесс, пересмотреть свои позиции в обучении и задуматься над вопросами:

  • Как учить детей без принуждения?

  • Как помочь им раскрыть свои возможности?

  • Как сделать предмет интересным для всех?

  • Как научить ребят находить истину?

  • Как дать стимул к творчеству?

Сегодня совершенствование системы начального образования - это требование времени. Наши ученики должны уметь: самостоятельно приобретать знания, применять их на практике, работать с различной информацией, анализировать и обобщать ее, аргументировать свою позицию, самостоятельно мыслить и искать рациональные пути решения проблем, быть коммуникабельными, контактными, гибкими в меняющихся жизненных ситуациях.

Научить человека плавать можно только в воде, а научить человека действовать можно только в процессе деятельности. Путь к успеху наших учеников - правильно организованный процесс познания.

Учебно-воспитательный процесс начинается с урока, уроком он и заканчивается. Уроку отводится не менее 98 % учебного времени. Эта форма многие столетия определяла лицо школы, являлась ее «визитной карточкой». Безусловно, и современная школа держится на уроке, который определяет ее социальный и педагогический статус, роль и место в становлении, развитии и педагогов, и школьников.

Только на уроке, как сотни лет назад, встречаются главные участники образовательного процесса: учитель и ученик. Учитель, он как был, так и остается главным действующим лицом на любом уроке. Потому что он всегда старше, за ним - знания, опыт понимания и применения этих знаний. Перед учителем - живые, вечно меняющиеся, непредсказуемые ученики, от которых не всегда знаешь, чего ожидать.

Между ними всегда - неизведанный мир знаний, противоречия между познанным и еще не освоенным, между чувством удовлетворения от успеха и нелегким трудом освоения нового, познания окружающего мира.

За период своей профессиональной деятельности учитель в среднем дает более 25 тысяч уроков. Каждый школьник за годы своего ученичества посещает почти 10 тысяч уроков.

Уроку посвящена каждая четвертая книга или брошюра по дидактике, о нем изданы статьи, написаны и защищены диссертации.

Но мы все прекрасно понимаем, что урок не может не меняться. Это объективный процесс, на который влияет целый ряд факторов:

- введение в школьную практику федерального стандарта второго поколения;

- внедрение информационных технологий;

- появление обновленных программ и учебников.

Безусловно, все это требует совершенствования главной формы обучения - урока.

Поэтому на сегодняшний момент так актуальны вопросы:

- Что происходит с уроком?

- Насколько он эффективен в решении новых задач стоящих перед образованием?

- Как меняется позиция учителя?

- Как мы понимаем цели урока, его структуру, содержание и методы обучения на современном этапе?

Мы провели анкетирование среди учителей начальных классов.

  1. Каким должен быть современный урок?

Актуальный, продуктивный, проблемный, метапредметный, с использованием современных УМК и технологий.

  1. Какие причины затрудняют сделать урок эффективным?

- материально-техническое оснащение - 45%

- использование фронтальных форм обучения - 37%

- недостаточное знание современных технологий - 34%

- однообразие используемых методов - 29%

- недостаточная ИКТ компетентность - 54%

- пассивность учащихся в учебном процессе - 22%

  1. Какие пути решения вы можете предложить?

- использование информационного ресурса;

- овладение современными технологиями;

- активное развитие мотивации учащихся;

- четкое планирование урока, его продуманная организация;

- самосовершенствование, самообразование учителя.

Актуальность данной проблемы заставило определить одно из направлений работы МО учителей начальных классов - как повышение профессионального мастерства в области теории и практики современного урока, его анализа и самоанализа, освоение и внедрение современных технологий.

Первым этапом работы нашего коллектива - стал этап изучения нормативных документов и современной научно-методической литературы.

ФГОС начального общего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

Особенностями ФГОС второго поколения являются - ориентация на результат и системно-деятельностный подход.

Анализ текста документа Федерального государственного образовательного стандарта позволил увидеть принципиальные изменения в разделе «Результаты образовательной деятельности». Он включает не только предметные, но и метапредметные и личностные результаты.

Предметные результаты образовательной деятельности выражаются в получении опыта приобретения, преобразования и применения предметных знаний.

Под метапредметными результатами понимаются универсальные учебные действия, которые становятся основой умения учиться.

Под личностными результатами понимается сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений обучающихся - к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам.

Новые требования к результатам образовательной деятельности диктуют новые требования к уроку как основной форме организации учебного процесса.

Основными методическими принципами современного урока являются:

  • субъективация - ученик становится равноправным участником образовательного процесса;

  • метапредметность - формируются универсальные учебные действия;

  • деятельностный подход - учащиеся самостоятельно добывают знания в ходе поисковой и исследовательской деятельности;

  • рефлексивность - учащиеся становятся в ситуацию, когда необходимо проанализировать свою деятельность на уроке;

  • импровизационность - учитель должен быть готов к изменениям и коррекции «хода урока» в процессе его проведения.

Любой современный урок должен включать шесть основных этапов:

  1. мобилизация - предполагает включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность;

  2. целеполагание - учащиеся должны самостоятельно формулировать цели урока по схеме «вспомнить → узнать → научиться»;

  3. осознание недостаточности имеющихся знаний - учитель способствует возникновению на уроке проблемной ситуации, в ходе анализа которой учащиеся понимают, что имеющихся знаний для ее решения недостаточно;

  4. коммуникация - поиск новых знаний в паре, в группе;

  5. взаимопроверка, взаимоконтроль;

  6. рефлексия.

Второй этап работы - практический. Он стал этапом овладения умением планировать уроки, направленные на получение метапредметных и личностных результатов и освоением и внедрением современных образовательных технологий.

На данном этапе использовали такие формы работы: заседания МО учителей начальных классов, где рассматривались вопросы, касающиеся повышению эффективности современного урока, обучающие, проблемные семинары, взаимопосещение уроков, участие в методических семинарах, конференциях, практикумах разного уровня, участие в городских творческих группах.

Системно-деятельностный подход - методологическая основа стандартов начального общего образования нового поколения. Сущность данного подхода -формирование деятельностных способностей, которыми должен овладеть выпускник.

Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на четыре группы.

1. Уроки «открытия» нового знания.

2. Уроки рефлексии.

3. Уроки общеметодологической направленности.

4. Уроки развивающего контроля.

Структура урока открытия новых знаний.

1. Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности («надо» - «хочу» - «могу»).

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

3. Выявление места и причины затруднения.

4. Построение проекта выхода из затруднения.

5. Реализация построенного проекта.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

8. Включение в систему знаний и повторение.

9. Рефлексия учебной деятельности.

Алгоритм действий учителя при разработке сценария современного урока.

1-й шаг - определение нового.

Учитель четко определяет, какое новое знание должно быть открыто на уроке: правило, алгоритм, закономерность, понятие.

2-й шаг - конструирование проблемной ситуации.

Учитель четко должен представлять, в какой момент проблема должна возникнуть, как ее лучше обыграть, чтобы в дальнейшем ее разрешение привело к задуманному результату. Это можно сделать 2 способами: «с затруднением» или «с удивлением».

3-й шаг - планирование действий. На этом этапе предполагается самостоятельная работа учащихся. При подготовке к уроку учитель должен предусмотреть возможные варианты «развития действия», чтобы вовремя направить реку в нужное русло» (выдвижение версий, мозговой штурм, составление плана).

4 шаг - планирование решений.

Планируя решение проблемы, учитель должен:

1. сформулировать свой вывод по проблеме, к которому при помощи учителя ученики смогут прийти сами;

2. выбрать источники получения знаний для решения проблемы, в которых не будет содержаться готового ответа;

3. спроектировать подводящий или побуждающий диалог по поиску решения проблемы;

4. следует составить примерный опорный сигнал (схема, набор тезисов, таблица, алгоритм). В идеале - каждый элемент опорного сигнала должен появляться в диалоге по ходу решения проблемы.

5 шаг - Планирование результата.

Продумать возможное выражение решения проблемы.

6 шаг - Планирование заданий для применения нового знания.

Задания должны носить проблемный характер, нацеливать ученика на поисковую и исследовательскую деятельность, предполагать индивидуальную или групповую работу.

Современной формой планирования взаимодействия учителя и обучающихся на уроке является технологическая карта.

Технологическая карта - обобщенно-графическое выражение сценария урока, основа его проектирования, средство представления индивидуальных методов. Сегодня для педагога особенно актуально уметь планировать и строить урок так, чтобы осознанно осуществлять формирование результатов обучения. Эта необходимость и определила структуру технологической карты урока, которая фиксирует не только виды деятельности учителя и обучающихся на уроке, но и предполагаемые образовательные результаты.

Кроме знания основных нормативных документов ФГОС, методических принципов и структуры современного урока, для достижения новых образовательных результатов необходимо, чтобы учитель четко представлял, какие образовательные технологии следует использовать в учебном процессе.

Наиболее эффективными будут те технологии, которые направлены на познавательное, коммуникативное, социальное и личностное развитие школьника. При этом следует также иметь в виду, что выбор технологии обучения зависит от многих факторов: от возраста учащихся, ресурсных возможностей, подготовленности и готовности учителя и т.д.

К наиболее актуальным педагогическим технологиям, которыми учитель должен овладеть в процессе введения ФГОС, следует отнести технологию проектной деятельности, проблемно-диалогическую, технологию продуктивного чтения, информационно-коммуникационные технологии, технологию оценивания учебных успехов, технологию, основанную на уровневой дифференциации обучения. Почему? Потому что, если соотнести этапы современного урока и перечень названных педагогических технологий, то можно увидеть, что на каждом этапе предполагается целостное или частичное использование одной из них. Следовательно, учитель должен не только в совершенстве знать структуру урока и уметь его проектировать, он должен в достаточной мере владеть современными педагогическими технологиями, так как без нужного багажа знаний и умений правильно организовать свою деятельность и деятельность ученика на пути к достижению поставленных целей невозможно.

Изменения, связанные с введением ФГОС, касаются не только деятельности педагога на уроке, но и его самоанализа.

В самоанализе современного урока необходимо сочетать традиционные и принципиально новые аспекты:

  • формулировка цели;

  • формулировка учебных задач (с указанием направленности на личностные, предметные и метапредметные результаты);

  • позиции учителя и учеников;

  • создание подготовленной информационно-образовательной среды;

  • эффективность содержания;

  • направленность используемых видов деятельности на формирование УУД (познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные учебные действия)

Проанализировав полученный материал в ходе работы, и сравнив деятельность учителя до введения ФГОС и на современном этапе, мы пришли к выводу, что в настоящее время формируется новый характер урока в начальной школе с учетом требований ФГОС НОО.

Современный урок должен соответствовать новым требованиям, предусмотренным стандартом, и в то же время сохранять и ряд традиционных требований, обусловленных спецификой начального образования и возрастными особенностями младших школьников.

Современные требования к уроку:

  1. Комплексное решение на уроке задач обучения, развития и воспитания младших школьников.

  2. Построение урока на основе системно-деятельностного подхода.

  3. Продуманность методической системы урока.

  4. Обоснование структуры и логики построения урока.

  5. Четкая организация класса.

  6. Организация эффективного взаимодействия учителя и учащихся.

  7. Соблюдение психологических требований к уроку.

  8. Здоровьесберегающая направленность урока.

  9. Владение учителем основами педагогического мастерства, в том числе педагогической техникой.

  10. Соблюдение на уроке основных дидактических принципов, в первую очередь принципов развивающего обучения.

Урок как форму, содержание и результат можно, пожалуй, сравнить с природным алмазом. Чем большей обработке подвергается алмаз, тем ценнее он становится. Работа по данной проблеме учителями начальных классов будет продолжена.

«Однажды собрались вместе люди, чтобы решить, кто из них достоин права называться лучшим. Вышел первый. И спел он песню о любви, счастье и мире. Его голос поразил всех, и все решили, что он самый лучший. Вышел второй. Он подарил людям свой танец. Не произнеся не слова, он в танце рассказал о том, как рождается и умирает любовь, и все решили, он самый лучший. Потом выходили другие. Они пели, танцевали, слагали стихи. И каждый был достоин права называться лучшим. Но был среди этих людей ещё один человек. Все знали, что умеет он и петь, и танцевать, и слагать стихи.

Но не стал этого делать. За него это сделали его ученики. Один спел так, что ветер замер в облаках, слушая его. Другой станцевал - и все, кто смотрел на него, не смогли удержаться и вместе с ним пустились в пляс. И тогда решили все, что он-учитель - достоин называться самым лучшим. Непросто научиться петь, танцевать, рисовать - любить мир, но ещё труднее научить этому других. И если Ты смог это сделать, значит, выполнил самую главную цель своей жизни».



© 2010-2022