Фондовая биржа (конспект лекций)

Дeятeльнocть фoндoвoй биpжи, как и всех других, регулируется государством через систему нормативных правовых актов, к которым относится так же гражданское законодательство. Однако основным правовым регулятивным актом здесь выступает Федеральный закон РФ от 22 апреля 1996 г. № 39 –ФЗ «О рынке ценных бумаг». Государственное peгyлиpoвaниe включaeт paзличныe мepoпpиятия aдминиcтpaтивнoгo и экoнoмичecкoгo xapaктepa, oпpeдeляющиe в пepвyю oчepeдь opгaнизaциoннyю и yпpaвлeнчecкyю cтpyктypы, пopядoк и п...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Фондовая биржа (конспект лекций)

СОДЕРЖАНИЕ

1. Правовое регулирование деятельности фондовых бирж

2. Организационно-правовая форма фондовой биржи

3. Члены фондовой биржи

4. Деятельность фондовой биржи

5. Организационная структура фондовой биржи

6. Участники торгов на фондовой бирже

7. Ценные бумаги, обращаемые на фондовой бирже

8. Разрешение споров, возникающих в связи с осуществлением торговли ценными бумагами на фондовой бирже

1. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФОНДОВЫХ БИРЖ

Дeятeльнocть фoндoвoй биpжи, как и всех других, регулируется государством через систему нормативных правовых актов, к которым относится так же гражданское законодательство. Однако основным правовым регулятивным актом здесь выступает Федеральный закон РФ от 22 апреля 1996 г. № 39 -ФЗ «О рынке ценных бумаг».

Государственное peгyлиpoвaниe включaeт paзличныe мepoпpиятия aдминиcтpaтивнoгo и экoнoмичecкoгo xapaктepa, oпpeдeляющиe в пepвyю oчepeдь opгaнизaциoннyю и yпpaвлeнчecкyю cтpyктypы, пopядoк и пpинципы фyнкциoниpoвaния фoндoвыx биpж и т.д.

Гocyдapcтвeнныe opгaны впpaвe кoнтpoлиpoвaть дeятeльнocть фoндoвыx биpж нa пpeдмeт выпoлнeния пpaвил и пoлoжeний o пopядкe пpoвeдeния торгов. Гocyдapcтвo, кaк oдин из кpyпнeйшиx эмитeнтoв и aктивный yчacтник pынкa цeнныx бyмaг, зaинтepecoвaнo в нeoбxoдимыx ycлoвияx oбpaщeния цeнныx бyмaг, oпpeдeлeнии иx pынoчнoй cтoимocти, pacпpocтpaнeнии нaдeжнoй инфopмaции o цeнax нa pынкe цeнныx бyмaг, oбecпeчeнии тexникoй биpжeвыx зaлoв, пpeдocтaвлeнии биpжaм coвpeмeнныx линий кoммyникaций, вплoть дo cпyтникoвoй cвязи.

Гocyдapcтвeнныe opгaны кoнтpoлиpyют финaнcoвyю дeятeльнocть фoндoвыx биpж только нa ocнoвe дeйcтвyющeгo зaкoнoдaтeльcтвa. Фoндoвaя биpжa нe впpaвe выcтyпaть в кaчecтвe инвecтopa, т.e. вклaдывaть cpeдcтвa в дeятeльнocть, нe пpeдycмoтpeннyю биpжeвым зaкoнoдaтeльcтвoм, выпycкaть цeнныe бyмaги (зa иcключeниeм coбcтвeнныx aкций).

Члeнaми фoндoвoй биpжи мoгyт быть гocyдapcтвeнныe, мyниципальныe пpeдпpиятия, a тaкжe гocyдapcтвeнныe иcпoлнитeльныe оргaны, влaдeющиe имуществом. Oднoй из зaдaч этиx opгaнизaций явлeтcя ocyщecтвлeниe oпepaций c aкциями и дpyгими цeнными бумaгaми, в чacтнocти c oблигaциями, пpинaдлeжaщими гocyдapcтвy.

Дoпycтимaя финaнcoвaя дeятeльнocть фoндoвoй биpжи мoжeт ocyщecтвлятьcя зa cчeт:

- пpoдaжи aкций caмoй биpжи, дaющиx пpaвo cтaть члeнaми биpжи;

- peгyляpныx взнocoв члeнoв биpжи;

- биpжeвыx cбopoв oт кaждoй cдeлки, ocyщeствлeнныx нa фoндoвoй биpжe;

- пpoвeдeния экcпepтиз и peaлизaции информации.

Пpи этoм гocyдapcтвeнным opгaнaм, кoтopыe peгyлиpyют дeятeльнocть фoндoвыx биpж, нeoбxoдимa инфopмaция кaк o caмиx фoндoвыx биpжax, тaк и oб иx финaнcoвыx пoкaзaтeляx.

Фондовая биржа является обособившейся разновидностью организаторов торговли на рынке ценных бумаг. Соответственно, как и другие организаторы торговли на рынке ценных бумаг, фондовая биржа предоставляет участникам рынка услуги, непосредственно способствующие заключению гражданско-правовых сделок с ценными бумагами. Деятельность фондовых бирж осуществляется в соответствии с требованиями, предъявляемыми законодательством к организаторам торговли на рынке ценных бумаг. Между тем для получения статуса фондовой биржи организатор торговли на рынке ценных бумаг должен отвечать определенной совокупности дополнительных требований. Эти требования установлены Законом «О рынке ценных бумаг» и Положением о деятельности по организации торговли. Ha тeppитopии cтpaны paзpeшaeтcя paбoтaть толькo тeм фoндoвым биpжaм, кoтopыe пoлyчили лицeнзию Koмиccии no цeнным бyмaгaм и фoндoвым биpжaм. Для ee пoлyчeния нeoбxoдимo yчитывaть cлeдyющиe тpeбoвaния: вo-пepвыx, фoндoвaя биpжa дoлжнa быть юpидичecким лицoм и дeйcтвoвaть нa pынкe пpoфeccиoнaльнo, т.e. ee дeятeльнocть кaк инвecтициoннoгo инcтитyтa дoлжнa быть иcключитeльнoй; вo-втopыx, в штaтe дoлжны быть пpoфeccиoнaлы, имeющиe квaлификaциoнный aттecтaт cпeциaлиcтa пo paбoтe c цeнными бyмaгaми Минфинa PФ.

Организаторы торговли на рынке ценных бумаг создают условия для торговли ценными бумагами. Участниками торгов у организатора торговли могут быть только брокеры, дилеры и управляющие. Иные лица могут совершать операции через организатора торговли исключительно при посредничестве брокеров, являющихся профессиональными участниками торгов на бирже. К участию в торгах от имени участника торгов у организатора торговли допускаются только уполномоченные представители участника торгов, соответствующие квалификационным требованиям, установленным ФСФР России. Организатор торгов осуществляет регистрацию (аккредитацию) участников торгов и его клиентов. При регистрации (аккредитации) организатор торговли присваивает каждому участнику торгов и всем его клиентам коды на основании данных, полученных от участника торгов и/или клиринговой организации, и информирует об этом участников торгов. Организатор торговли обязан вести реестр участников торгов и работников участников торгов, допущенных к торгам от имени участников торгов, а также реестр клиентов участников торгов. К торгам у организатора торговли могут быть допущены эмиссионные ценные бумаги в процессе их размещения и обращения, а также иные ценные бумаги, в том числе инвестиционные паи паевых инвестиционных фондов в процессе их выдачи и обращения. Допуск ценных бумаг к торгам у организатора торговли осуществляется путем их включения в список ценных бумаг, допущенных к торгам.

2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВАЯ ФОРМА ФОНДОВОЙ БИРЖИ

Для получения статуса фондовой биржи юридическое лицо должно быть создано в одной из двух организационно-правовых форм - в форме некоммерческого партнерства или в форме акционерного общества. Разница между этими двумя организационно-правовыми формами существования фондовой биржи состоит в следующем: Фондовая биржа, функционирующая как некоммерческое партнерство, не имеет в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли для ее распределения между учредителями и членами партнерства в качестве их доходов. Фондовая биржа, функционирующая в организационно-правовой форме акционерного общества, представляет собой организацию, деятельность которой направлена на извлечение прибыли. В этом случае прибыль, получаемая фондовой биржей, может быть распределена среди ее акционеров. В настоящее время в Российской Федерации действуют фондовые биржи, созданные как в форме некоммерческого партнерства, так и в форме акционерного общества. Наиболее известные биржи, функционирующие как некоммерческие партнерства, - НП «Фондовая биржа «Российская торговая система» и НП «Фондовая биржа «Санкт-Петербург». Наиболее известные биржи, функционирующие как акционерные общества, - ОАО «Фондовая биржа РТС» и ЗАО «Московская межбанковская валютная биржа».

Фондовые биржи должны быть независимы от своих акционеров и членов. В частности, одному акционеру и его аффинированным лицам фондовой биржи, созданной в форме акционерного общества, не может принадлежать более процентов 20 акций каждой категории (типа). Вместе с тем уставом фондовой биржи могут быть установлены и более жесткие ограничения на участие в уставном капитале организации. Так, например, в Уставе ОАО «Фондовая биржа РТС» установлено, что одному акционеру биржи не может принадлежать более 10% акций. В случае превышения установленного ограничения количества акций биржи акционер, который имеет большее количество акций, превышающих установленное ограничение, обязан в течение десяти дней с даты, когда образовалось такое превышение, исполнить требование по ограничению количества акций, передав количество акций, превышающее установленное ограничение, иным лицам и (или) бирже. Одному члену фондовой биржи, созданной в форме некоммерческого партнерства, не может принадлежать 20 и более процентов голосов на общем собрании членов такой биржи. Таким образом, законодатель устанавливает ограничение на минимально необходимое количество акционеров или участников фондовой биржи в течение всего периода ее существования. Число акционеров или участников фондовой биржи должно быть не менее шести. Тем самым обеспечивается независимость фондовой биржи первоначально от учредителей, а затем от акционеров (в случае, если биржа создана в форме акционерного общества) и членов (в случае, если биржа создана в форме некоммерческого партнерства).

3. ЧЛЕНЫ ФОНДОВОЙ БИРЖИ

Членами фондовой биржи, являющейся некоммерческим партнерством, могут быть только юридические лица, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют брокерскую и/или дилерскую деятельность и/или деятельность по управлению ценными бумагами как профессиональные участники рынка ценных бумаг. Порядок вступления в члены такой фондовой биржи, выхода и исключения из членов фондовой биржи определяется такой фондовой биржей самостоятельно на основании ее внутренних документов. Ограничений на участие юридических и физических лиц в уставном капитале фондовых бирж, созданных в форме акционерных обществ, законодательно не предусмотрено. Так, например, акционером ОАО «Фондовая биржа РТС» может быть любое юридическое или физическое лицо, ставшее собственником акций на законных основаниях. Вместе с тем фондовые биржи сами могут устанавливать ограничения на круг своих акционеров. Например, акционерами ЗАО «Московская межбанковская валютная биржа» могут быть только юридические лица.

4. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ФОНДОВОЙ БИРЖИ

Фондовая биржа не вправе совмещать свою деятельность с иными видами профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг. Исключение составляет клиринговая деятельность, связанная с осуществлением клиринга по операциям с ценными бумагами и инвестиционными паями паевых инвестиционных фондов. Вместе с тем фондовая биржа вправе совмещать свою деятельность с некоторыми видами хозяйственной деятельности, которые не отнесены к видам профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг. Такими видами деятельности являются: деятельность валютной биржи, деятельность товарной биржи, клиринговая деятельность, связанная с осуществлением клиринга по операциям с ценными бумагами и инвестиционными паями паевых инвестиционных фондов, деятельность по распространению информации, издательская деятельность, а также деятельность по сдаче имущества в аренду. В случае совмещения юридическим лицом деятельности валютной биржи и/или товарной биржи и/или клиринговой деятельности с деятельностью фондовой биржи для осуществления каждого из указанных видов деятельности должно быть создано отдельное структурное подразделение. Не подлежит совмещению с другими видами профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг деятельность специализированного регистратора. Других ограничений на совмещение видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг законодательство РФ не устанавливает.

В ст.13 Закона «О рынке ценных бумаг» определены основополагающие требования, предъявляемые к деятельности фондовых бирж.

Фондовая биржа должна утвердить и зарегистрировать в ФСФР России следующие документы:

1) правила допуска к участию в торгах на фондовой бирже. В них должны быть описаны права и обязанности всех категорий участников торгов, требования к участникам торгов, порядок допуска, приостановления и прекращения допуска к участию в торгах, порядок регистрации (аккредитации) участников торгов и их клиентов, а также меры дисциплинарного воздействия на участников торгов при нарушении ими правил, установленных фондовой биржей;

2) правила проведения торгов. В них должны быть включены: правила заключения и сверки сделок (лимиты участников торгов, виды заявок, которые могут подаваться ими для совершения сделок, и порядок их подачи, изменения и отзыва, порядок формирования реестра заявок, содержание отчетов о сделках и порядок их предоставления участникам торгов); особенности проведения торгов ценной бумагой в первый день ее обращения через организатора торговли (в том числе порядок определения расчетной цены для целей определения отклонений цен, порядок определения предельных отклонений цен заявок по отношению к расчетной цене, цены открытия к расчетной цене и текущей цены к цене открытия); правила регистрации сделок, в том числе порядок ведения реестров объявленных заявок и совершенных сделок; порядок исполнения сделок; правила, ограничивающие манипулирование ценами; расписание предоставления услуг организатором торговли, в том числе время торгового дня; порядок мониторинга и контроля за сделками, совершаемыми на торгах фондовой биржи, за участниками торгов и эмитентами, в том числе порядок приостановления и возобновления торгов, включая основания и порядок принятия решений об их приостановлении и возобновлении, методика расчета технического индекса, порядок проведения проверок сделок, включая срочные и нестандартные сделки;

3) правила листинга/делистинга ценных бумаг и/или правила допуска ценных бумаг к торгам без прохождения процедуры листинга (фондовая биржа, оказывающая услуги, непосредственно способствующие совершению сделок с ценными бумагами). Спецификации срочных сделок (фондовая биржа, оказывающая услуги, непосредственно способствующие совершению срочных сделок);

4) регламент внесения изменений и дополнений в вышеперечисленные документы. Все изменения и дополнения должны быть зарегистрированы в ФСФР России. Порядок регистрации аналогичен порядку регистрации документов организаторов торговли, не имеющих статуса фондовой биржи (см. комментарий к ст. 9 Закона «О рынке ценных бумаг»).

В целях выявления и пресечения практики использования служебной информации, манипулирования ценами, фондовая биржа обязана осуществлять непрерывный контроль за всеми сделками, совершаемыми на организуемых ею торгах. Также биржа контролирует соблюдение участниками торгов и эмитентами, ценные бумаги которых включены в котировальные списки, требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах и нормативных правовых актов ФСФР России. Для этого фондовая биржа устанавливает процедуры осуществления мониторинга и контроля за соответствием ценной бумаги и ее эмитента установленным требованиям для включения и нахождения ценной бумаги в соответствующем котировальном списке, в том числе порядок и сроки представления эмитентами фондовой бирже необходимой информации и документов. Фондовая биржа обязана немедленно уведомлять эмитента о несоответствиях, выявленных при осуществлении мониторинга и контроля. Участники торгов обязаны предоставлять фондовой бирже по ее требованию информацию, необходимую для осуществления ею контроля в соответствии с правилами проведения торгов на фондовой бирже. Детально порядок осуществления контроля и мониторинга биржей регламентируется Положением о деятельности по организации торговли (раздел VI).

Фондовая биржа обязана обеспечивать гласность и публичность проводимых торгов. Фондовая биржа не гарантирует того, что вложения в ценные бумаги обязательно принесут доход. Фондовая биржа лишь гарантирует, что участники торгов могут иметь достаточную и достоверную информацию для формирования собственных суждений о доходности принадлежащих им ценных бумаг. Гласность и публичность торгов обеспечиваются путем оповещения участников торгов о месте и времени проведения торгов, списке и котировке ценных бумаг, допущенных к торгам на фондовой бирже, результатах торговых сессий. Предоставляется и другая информация. Биржа должна обеспечить доступность информации, способной оказать влияние на рыночный курс ценных бумаг для всех участников биржевой торговли в одно и то же время. Кроме того, все они должны обладать одинаковой информацией, то есть находиться в одном положении. Подробно порядок раскрытия информации фондовой биржей регламентируется Положением о деятельности по организации торговли (раздел VII).

Фондовой бирже разрешено устанавливать размер и порядок взимания с участников торгов взносов, сборов и других платежей за оказываемые ею услуги. В частности, фондовая биржа может взимать плату за листинг, за распространение информации о ценах, за продажу финансовой информации, за использование фондовых индексов, за использование технических систем биржи, за предоставление консультационных, методических и учебных услуг и т.д. Помимо того, доход бирж составляют членские взносы членов биржи. Денежные средства фондовых бирж могут инвестироваться с целью получения процентов и дивидендов. Также фондовой бирже разрешено устанавливать размер и порядок взимания штрафов за нарушение установленных ею правил. При этом фондовая биржа не вправе устанавливать размер вознаграждения, взимаемого участниками торгов за совершение биржевых сделок.

5. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ФОНДОВОЙ БИРЖИ

Для того чтобы фондовая биржа могла выполнять поставленные перед ней задачи она должна иметь эффективную организационную структуру. Требования к организационной структуре фондовой биржи установлены Положением о деятельности по организации торговли.

Фондовая биржа, являющаяся акционерным обществом, обязательно должна иметь совет директоров. При этом не менее одной трети членов совета директоров фондовой биржи должны отвечать следующим требованиям: не являться на момент избрания и в течение одного года, предшествующего избранию, должностными лицами или работниками фондовой биржи; не являться должностными лицами другого общества, в котором любое из должностных лиц фондовой биржи является членом комитета совета директоров по кадрам и вознаграждениям; не являться супругами, родителями, детьми, братьями и сестрами должностных лиц фондовой биржи; не являться аффилированными лицами фондовой биржи, за исключением члена совета директоров фондовой биржи; не являться сторонами по обязательствам с фондовой биржей, в соответствии с условиями которых они могут приобрести имущество (получить денежные средства), стоимость которого составляет 10 и более процентов совокупного годового дохода указанных лиц, кроме получения вознаграждения за участие в деятельности совета директоров фондовой биржи; не являться представителями государства.

Фондовая биржа должна иметь коллегиальный и единоличный орган управления, а также единоличный исполнительный орган управления. Фондовая биржа должна иметь специальный комитет совета директоров (иного уполномоченного органа, если фондовая биржа является некоммерческим партнерством) по аудиту, к функциям которого относятся оценка кандидатов в аудиторы и предоставление результатов такой оценки совету директоров (иному уполномоченному органу) фондовой биржи, рассмотрение заключения аудитора фондовой биржи до его представления высшему органу управления фондовой биржи, а также оценка эффективности действующих на фондовой бирже процедур внутреннего контроля и подготовка предложений по их совершенствованию. Фондовая биржа должна иметь контрольное подразделение. Лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа, руководителя контрольного подразделения (контролера) фондовой биржи, и другие работники фондовой биржи не могут быть работниками и (или) участниками профессиональных участников рынка ценных бумаг, являющихся участниками торгов на данной и (или) иных фондовых биржах.

Фондовая биржа должна иметь биржевой совет. При наличии на фондовой бирже нескольких секций (торговых площадок, подразделений, отделов и т.п.) вместо биржевого совета биржа вправе создать совет для каждой секции (далее - совет секции). Биржевой совет (совет секции) осуществляет предварительное обсуждение проектов документов, представляемых в ФСФР России, и дает рекомендации по этим вопросам совету директоров фондовой биржи (или иному уполномоченному органу, если фондовая биржа является некоммерческим партнерством). Биржевой совет (совет секции) формируется из числа должностных лиц (работников) фондовой биржи, участников торгов на фондовой бирже (участников торгов в данной секции), эмитентов, управляющих компаний акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, акционерных инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов и иных заинтересованных организаций, а также независимых экспертов. Члены биржевого совета (совета секции) должны обладать знаниями, навыками и опытом, необходимыми для рассмотрения вопросов, связанных с функционированием фондовой биржи. Количественный состав биржевого совета (совета секции) определяется советом директоров фондовой биржи (или иным уполномоченным органом, если фондовая биржа является некоммерческим партнерством), но не может быть менее пяти членов. Персональный состав биржевого совета (совета секции) утверждается советом директоров фондовой биржи (или иным уполномоченным органом, если фондовая биржа является некоммерческим партнерством). Должностные лица (работники) фондовой биржи и участники торгов на фондовой бирже (участники торгов в данной секции) могут составлять не более одной трети состава биржевого совета (совета секции). В состав биржевого совета (совета секции) не могут входить два и более лиц, являющихся должностными лицами или работниками одного юридического лица либо разных юридических лиц, являющихся аффилированными лицами.

На фондовой бирже должен быть создан отдел по листингу в качестве отдельного структурного подразделения фондовой биржи. Отдел по листингу осуществляет контроль за соответствием ценных бумаг и их эмитентов (управляющих компаний паевых инвестиционных фондов) требованиям ФСФР России и фондовой биржи при включении ценных бумаг в котировальные списки и в течение всего срока нахождения данных бумаг в них, а также дает заключения о включении (об отказе во включении) ценных бумаг в котировальный список, об исключении их из котировального списка, о приостановлении торгов по ценным бумагам в случае несоответствия ценных бумаг или их эмитента (управляющей компании паевого инвестиционного фонда) вышеуказанным требованиям.

6. УЧАСТНИКИ ТОРГОВ НА ФОНДОВОЙ БИРЖЕ

В ст.12 Закона «О рынке ценных бумаг» определен круг участников рынка ценных бумаг, которые имеют исключительное право на участие в торгах ценными бумагами, организуемых фондовой биржей.

По своей сути фондовая биржа относится к числу закрытых бирж. Это означает, что торговать на ней ценными бумагами может только определенный круг юридических лиц, являющихся профессиональными участниками рынка ценных бумаг. Участниками торгов, организуемых фондовой биржей, могут быть только брокеры, дилеры и управляющие. Участниками торгов на фондовой бирже, созданной в форме некоммерческого партнерства, могут быть только брокеры, дилеры и управляющие, являющиеся членами такой биржи. Порядок допуска к участию в торгах и исключения из числа участников торгов определяется правилами, которые устанавливаются фондовой биржей и разрабатываются в соответствии с Положением о деятельности по организации торговли.

Все участники торгов на фондовой бирже находятся в равном положении, то есть не допускается наличие разных категорий участников, как это имеет место, например, на товарных биржах. Это приводит к тому, что не может быть временного членства, сдачи места члена биржи в аренду или в залог, тем лицам, которые не являются членами данной биржи или фондового отдела.

7. ЦЕННЫЕ БУМАГИ, ОБРАЩАЕМЫЕ НА ФОНДОВОЙ БИРЖЕ

На фондовой бирже, являющейся организатором торгов ценными бумагами, могут обращаться три вида ценных бумаг, к которым относятся: акции, облигации, опционы эмитента.

Акция является эмиссионной именной ценной бумагой, закрепляющей права ее владельца (акционера) на получение части прибыли акционерного общества в виде дивидендов, на участие в управлении акционерным обществом и на часть имущества, остающегося после его ликвидации. Акции, как и другие именные эмиссионные ценные бумаги, могут выпускаться только в бездокументарной форме.

Ранее акции могли выпускаться в документарной форме в виде именных ценных бумаг или ценных бумаг на предъявителя. При этом владельцам выдавались сертификаты акций (один сертификат на все акции). С момента вступления в силу Закона № 185-ФЗ от 28.12.2002 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О рынке ценных бумаг» ранее выданные сертификаты акций приравниваются к выпискам из системы ведения реестра владельцев ценных бумаг.

В соответствии с Законом «Об акционерных обществах» акционерные общества могут размещать два вида акций - обыкновенные и привилегированные. Законом «Об акционерных обществах» выделяются и так называемые дробные акции. Такие акции могут образовываться, если при осуществлении преимущественного права на приобретение акций, продаваемых акционером закрытого общества, при осуществлении преимущественного права на приобретение дополнительных акций, а также при консолидации акций приобретение акционером целого числа акций невозможно. Дробная акция предоставляет акционеру - ее владельцу права, предоставляемые акцией соответствующей категории (типа), в объеме, соответствующем части целой акции, которую она составляет. В связи с тем, что акционерные общества могут быть открытыми и закрытыми, соответственно следует различать акции открытых и закрытых акционерных обществ. В зависимости от стадии выпуска акций в обращение и их оплаты различают объявленные, размещенные, полностью и не полностью оплаченные.

Облигация - эмиссионная ценная бумага, закрепляющая право ее владельца на получение от эмитента облигации в предусмотренный в ней срок ее номинальной стоимости или иного имущественного эквивалента.Облигация как ценная бумага известна не менее акции. В современной российской истории юридическое определение этой ценной бумаги было впервые введено Постановлением Правительства РСФСР от 28 декабря 1991 г. N 78 «Об утверждении Положения о выпуске и обращении ценных бумаг и фондовых биржах в РСФСР». В настоящее время к числу ценных бумаг облигация отнесена ГК РФ (ст. 143). В ГК РФ (ст. 816) содержится и юридическое определение облигации. Взаимоотношения держателя облигации и ее эмитента регулируются правилами ГК РФ о договоре займа, в котором в роли заимодавца выступает держатель облигации, а в роли заемщика - эмитент. Дальнейшее развитие нормы ГК РФ, касающиеся облигаций, получили уже в Законе «О рынке ценных бумаг». В целом, повторяя положения ГК РФ, комментируемая статья Закона «О рынке ценных бумаг» устанавливает, что облигация - эмиссионная ценная бумага. Облигации выступают одним из инструментов мобилизации средств различными эмитентами. Выпускать облигации в Российской Федерации имеют право органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, различные виды юридических лиц. Соответственно по данному признаку можно выделить следующие виды облигаций: государственные облигации; муниципальные облигации; корпоративные облигации. Закон «О рынке ценных бумаг» выделяет следующие разновидности облигаций: биржевые облигации, облигации Банка России; облигации с обеспечением. Законом «Об ипотечных ценных бумагах» определяются облигации с ипотечным покрытием и жилищные облигации с ипотечным покрытием. Законом «О рынке ценных бумаг» допускается выпуск именных облигаций и облигаций на предъявителя. Именные облигации, как и другие именные эмиссионные ценные бумаги, могут выпускаться только в бездокументарной форме. Облигации на предъявителя могут выпускаться только в документарной форме.

Опцион эмитента - эмиссионная ценная бумага, закрепляющая право ее владельца на покупку в предусмотренный в ней срок и/или при наступлении указанных в ней обстоятельств определенного количества акций эмитента такого опциона по цене, определенной в опционе эмитента. Под эмитентом следует понимать -юридическое лицо или органы исполнительной власти либо органы местного самоуправления, несущие от своего имени обязательства перед владельцами ценных бумаг по осуществлению прав, закрепленных ими.

Опцион эмитента был определен в качестве эмиссионной ценной бумаги сравнительно недавно. Это было сделано указанным Законом № 185-ФЗ. Принятие решения о размещении опционов эмитента и их размещение осуществляются в соответствии с установленными федеральными законами правилами размещения ценных бумаг, конвертируемых в акции. При этом цена размещения акций во исполнение требований по опционам эмитента определяется в соответствии с ценой, определенной в таком опционе.

Опцион - это разновидность производных ценных бумаг, широко применяющихся в мировой практике. При покупке такой ценной бумаги приобретается не титул собственности на ценные бумаги (в частности, на акции), а только право на его приобретение. При этом продавец опциона - владелец ценных бумаг - получает стоимость опциона, сохраняя на определенное время контроль над своими ценными бумагами, а владелец опциона может получить доход, если рыночная стоимость ценных бумаг превысит ту, что зафиксирована в самом опционе.

Опционы эмитента могут использоваться в качестве вознаграждения менеджеров компании. Данный метод вознаграждения устанавливает зависимость между будущим доходом сотрудника и одним из важнейших показателей или группой показателей успеха компании, например курсом акций корпорации. Участвуя в плане приобретения акций, как считает теория, сотрудники становятся непосредственно заинтересованными в повышении их курса, а следовательно, в увеличении рыночной ценности компании и связывают свое благополучие в долговременной перспективе с ее процветанием.

Законом № 185-ФЗ устанавливаются такие понятия как: эмиссия, размещение и обращение эмиссионных ценных бумаг, а так же введены новые понятия публичного размещения и публичного обращения ценных бумаг, листинга и делистинга.

Эмиссия ценных бумаг - последовательность действий эмитента по размещению эмиссионных ценных бумаг.

Размещение эмиссионных ценных бумаг - отчуждение эмиссионных ценных бумаг эмитентом первым владельцам путем заключения гражданско-правовых сделок.

Обращение ценных бумаг - заключение гражданско-правовых сделок, влекущих переход прав собственности на ценные бумаги.

Публичное размещение ценных бумаг - размещение ценных бумаг путем открытой подписки, в том числе размещение ценных бумаг на торгах фондовых бирж и/или иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг.

Публичное обращение ценных бумаг - обращение ценных бумаг на торгах фондовых бирж и/или иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг, обращение ценных бумаг путем предложения ценных бумаг неограниченному кругу лиц, в том числе с использованием рекламы.

Листинг - включение фондовой биржей ценных бумаг в котировальный список, т.е. список ценных бумаг, прошедших процедуру листинга и соответствующих требованиям организатора торговли.

Делистинг - исключение фондовой биржей ценных бумаг из котировального списка.

Относительно недавно, на рынке ценных бумаг, как эмиссионная ценная бумага была определена российская депозитарная расписка (РДР) Федеральным законом от 30 декабря 2006 г. № 282-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О рынке ценных бумаг», вступившим в силу с 21 января 2007 г.

Российская депозитарная расписка - это производный инструмент, представляющий определенное количество лежащих в их основе акций, с помощью которых обеспечивается процесс обращения представляемых ими акций на иностранных рынках. Фактически, депозитарные расписки являются свидетельством о депонировании определенного количества акций, выпущенным депозитарным банком, и их номиналом является количество депонированных (базовых) ценных бумаг.

РДР призваны, с одной стороны, обеспечить удовлетворение потребностей российских инвесторов в части, касающейся доступа к иностранным рынкам капитала, и повысить инвестиционную привлекательность и ликвидность российского рынка ценных бумаг, а с другой - облегчить доступ иностранным эмитентам к финансовым ресурсам, обращающимся на российском фондовом рынке.

Эмитентом российских депозитарных расписок является депозитарий, созданный в соответствии с законодательством Российской Федерации, отвечающий установленным нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг требованиям к размеру собственного капитала (собственных средств) и осуществляющий депозитарную деятельность не менее трех лет.

Эмиссия российских депозитарных расписок допускается при условии, что учет прав депозитария на представляемые ценные бумаги осуществляется на счете, открытом ему как лицу, действующему в интересах других лиц. При этом указанные права должны учитываться организацией, осуществляющей учет прав на ценные бумаги и включенной в перечень, утвержденный федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

Эмиссия российских депозитарных расписок, по которым эмитент представляемых ценных бумаг не принимает на себя обязательства перед владельцами российских депозитарных расписок, допускается при условии включения представляемых ценных бумаг в котировальные списки иностранных фондовых бирж, перечень которых утвержден федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

Процедура эмиссии российских депозитарных расписок включает следующие этапы:

1) утверждение решения о выпуске российских депозитарных расписок уполномоченным органом их эмитента - депозитария;

2) государственную регистрацию выпуска российских депозитарных расписок;

3) размещение российских депозитарных расписок.

Дополнительный выпуск российских депозитарных расписок не подлежит государственной регистрации и осуществляется путем внесения изменений в решение о выпуске российских депозитарных расписок в части увеличения максимального количества российских депозитарных расписок выпуска, которое может одновременно находиться в обращении.

В ст.14 Закона «О рынке ценных бумаг» определены основополагающие требования к порядку допуска ценных бумаг к торгам, организуемым фондовой биржей.

К торгам на фондовой бирже могут быть допущены эмиссионные ценные бумаги в процессе их размещения и обращения, а также иные ценные бумаги, в том числе инвестиционные паи паевых инвестиционных фондов в процессе их выдачи и обращения. При этом ценные бумаги должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации. Так, например, в общем случае ценные бумаги допускаются к обращению на фондовой бирже при соблюдении следующих требований: осуществлена регистрация проспекта ценных бумаг (правил доверительного управления паевым инвестиционным фондом); осуществлена государственная регистрация отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг эмитента или в ФСФР России представлено уведомление об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг; эмитентом ценных бумаг соблюдаются требования законодательства Российской Федерации о ценных бумагах и нормативных правовых актов ФСФР России, в том числе о раскрытии информации на рынке ценных бумаг, а управляющей компанией паевого инвестиционного фонда - требования законодательства Российской Федерации об инвестиционных фондах и иных нормативных правовых актов.

Допуск ценных бумаг к торгам на фондовой бирже осуществляется путем их включения в список ценных бумаг, допущенных к торгам (далее - список). Включение ценных бумаг в список на фондовой бирже может осуществляться с прохождением процедуры листинга ценных бумаг. В соответствии со ст. 2 Закона «О рынке ценных бумаг» листинг ценных бумаг - включение фондовой биржей ценных бумаг в котировальный список. При прохождении процедуры листинга ценные бумаги включаются в один из следующих котировальных списков: «А» (первого и второго уровней), «Б», «В» и «И». В котировальные списки могут включаться акции, облигации, паи паевых инвестиционных фондов. При этом в котировальный список «И» включаются только акции. В список «А» первого уровня попадают ценные бумаги наивысшего «качества». К ним и к их эмитентам биржа предъявляет наиболее жесткие требования. Так, например, для включения в этот котировальный список обыкновенных акций их капитализация должна быть не менее 10 миллиардов рублей, а для включения в котировальный список привилегированных акций - не менее 3 миллиардов рублей. Для включения акций в котировальный список «А» второго уровня требования к их капитализации ниже. Для обыкновенных акций капитализация должна быть не менее 3 миллиардов рублей, а для включения в котировальный список привилегированных акций - не менее 1 миллиарда рублей. Листинг ценных бумаг осуществляется только по заявлению их эмитента (управляющей компании паевого инвестиционного фонда). В случае, если ценные бумаги и их эмитент (управляющая компания) перестают удовлетворять требованиям законодательства Российской Федерации, нормативным правовым актам ФСФР России, а также правилам биржи, такие ценные бумаги могут быть исключены из котировального списка. В соответствии со ст. 2 Закона «О рынке ценных бумаг» данная процедура именуется делистингом ценных бумаг. Фондовая биржа в случае выявления оснований делистинга ценных бумаг либо получения соответствующего предписания ФСФР России обязана в течение одного месяца осуществить делистинг соответствующих ценных бумаг. Делистинг ценных бумаг влечет запрет на их обращение на фондовой бирже.

4. Ценные бумаги могут быть включены в список ценных бумаг фондовой биржи, т.е. допущены к обращению на фондовой бирже без прохождения процедуры листинга ценных бумаг. В этом случае заявителем ценной бумаги может выступать не только эмитент или управляющая компания паевого инвестиционного фонда, но и участник торгов, а также сама фондовая биржа. Если ценные бумаги и их эмитент (управляющая компания) перестают удовлетворять требованиям законодательства Российской Федерации, нормативным правовым актам ФСФР России, а также правилам биржи, такие ценные бумаги подлежат исключению из списка фондовой биржи (делистинг).

8. РАЗРЕШЕНИЕ СПОРОВ, ВОЗНИКАЮЩИХ В СВЯЗИ С ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ТОРГОВЛИ ЦЕННЫМИ БУМАГАМИ НА ФОНДОВОЙ БИРЖЕ

Законом «О рынке ценных бумаг» (ст.15) определен порядок разрешения споров, возникающих в связи с осуществлением торговли ценными бумагами на фондовой бирже.

Все споры, возникающие в ходе совершения торговых операций с ценными бумагами на фондовой бирже, могут разрешаться в судебном порядке судами общей юрисдикции или арбитражными судами. Кроме того, споры участников торговли на фондовой бирже могут рассматриваться третейскими судами фондовой биржи. Третейские суды создаются в целях оперативного разрешения споров, а также обеспечения эффективной юридической защиты прав и законных интересов юридических и физических лиц на основе принципов законности, независимости и беспристрастности третейских судей, состязательности и равноправия сторон.

Порядок образования и деятельности третейских судов, находящихся на территории Российской Федерации, регламентируется Федеральным законом от 24 июля 2002 г. № 102-ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации». Разбирательство дела в третейском суде имеет свои преимущества перед судебным процессом в государственных судах. Во-первых, сторонам предоставляется возможность самостоятельно выбирать третейских судей из списка третейских судей, утвержденного самой биржей. Как правило, в состав третейского суда биржи входят авторитетные и известные специалисты в области фондового рынка, а также опытные юристы. Во-вторых, размер третейского сбора, особенно при крупных исках, составляет существенно меньшую сумму, чем размер государственной пошлины, взимаемой в государственных судах. В-третьих, с момента подачи искового заявления до принятия решения третейским судом проходит значительно меньше времени, чем в государственных судах. В-четвертых, одним из принципов третейского разбирательства, закрепленного в Федеральном законе «О третейских судах в Российской Федерации», является конфиденциальность. Третейский суд рассматривает дело в закрытом заседании. В-пятых, место третейского разбирательства может быть определено по соглашению сторон. И наконец, существует механизм исполнения решений третейского суда (в отличие от решений государственных судов) на территории других государств, что особенно важно для участников внешнеэкономических связей.

12


© 2010-2022