Статья Управление процессом формирования системы качеств знаний учащихся

Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МОУ « СОШ №5» г. Валуйки

Доклад

на педсовете

« Управление процессом формирования системы качеств знаний учащихся»

Подготовила

заместитель

директора по УВР

Губанова С.Д.



Январь 2014г

Валуйки

Цель педсовета: показать актуальность решения проблемы управления процессом формирования системы качеств знаний учащихся

Задачи:

  1. Рассмотреть теоретический материал по заданной теме педсовета.

  2. Проанализировать качество знаний учащихся по школе, итоги мониторинговых исследований.

  3. Определить цели, задачи работы по заданной проблеме.

Сущность системы качеств знаний учащихся

Формирование у школьников качеств знаний во многом определяется их отношением к знаниям, учению, в зависимости от которого знания могут отличаться глубиной, гибкостью, прочностью, системностью или, напротив, могут быть поверхностными, ограниченными, бессистемными. Отношение ученика к учению - это установившаяся у него позиция, которая определяет направленность и интенсивность его восприятия, мышления, действий в сфере обучения.

На сегодняшний день имеется большое количество работ, в которых авторы исследуют какое-либо отдельное качество знаний: дают определение качества, выявляют особенности и пути его формирования, разрабатывают уровни и критерии сформированности. Но у многих авторов перечисленные качества знаний не представляют собой целостной системы.

Попытки построения целостной системы качеств знаний были предприняты в работах И.Я. Лернера, коллектива сотрудников лаборатории уровней усвоения НИИ СиМО под руководством И.И. Кулибабы.

И.Я.Лернер предлагает систему качеств, состоящую из двенадцати элементов, которая строится на основе анализа внешних и внутренних связей знаний:

- внешних- с элементами более общей системы (с содержанием образования);

- внутренних - между видами знаний. В результате выявляются качества: полнота, глубина, оперативность, гибкость, конкретность, обобщенность, свернутость, развернутость, систематичность, осознанность, прочность.

- качества знаний по признаку описания таких свойств личности, которые формируются под влиянием обучения. Эти качества характеризуют знания как моменты перехода в убеждения, в свойства самой личности.

Внутренние качества можно разделить на три группы:

первая группа:

предметно-содержательная включает: полноту, обобщенность, системность;

вторая группа:

содержательно-деятельностная: прочность, мобильность, действенность;

третья группа:

содержательно-личностная: устойчивость, гибкость, глубина.

Достоинствами предложенных подходов к построению целостной системы качеств знаний являются: методологическое обоснование системы качеств знаний; понимание необходимости отражения в качествах знаний не только их содержания, но и личностных особенностей усвоения этого содержания; установление связей и зависимостей между выделенными качествами знаний; определение показателей сформированности системы качеств знаний.

Предложенная система качеств знаний должна находиться прежде всего в поле зрения учителя. Для руководства школы необходим иной подход к построению системы качеств знаний. Основой такого подхода является положение о том, что система качеств должна давать возможность руководству школы не только выявлять тенденции изменений в знаниях учащихся по наиболее существенным сторонам, но и судить о развитии личностей школьников, анализировать процесс усвоения ими знаний и на основании полученной информации своевременно вносить коррективы в деятельность педагогического коллектива по формированию качеств знаний. Разрабатывать срезовые контрольные работы, вопросники для учащихся, программы наблюдения за формированием качеств знаний учеников на уроках.

Критерии для определения элементов системы качеств знаний:

Интегративность:

действенность знаний -проявляется в умении применять знания при решении практиеских задач в общественно-полезном труде, в жизни класса, при общении со сверстниками. Если знания характеризуются действенностью, то они отличаются осознанностью, проявляющейся в понимании усвоенных знаний;

прочность знаний: понимается как сохранение знаний в памяти школьников;

системность: качество знаний, которое характеризует наличие в сознании ученика структурных связей, предполагает наличие у обучающихся систематических знаний.. Интегрируется с конкретностью и обобщенностью.

Системность знаний зависит от их прочности. Действенность знаний связана с их прочностью и наоборот. Действенность, прочность, системность взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Система качеств знаний- система динамическая, выступает как часть опыта личности, м.б. дополнена другими качествами.

В школе сложилась модель оценки качества знаний:

Оценка качества знаний



Внешняя

Государственная итоговая аттестация, ЕГЭ,ГИА

Региональные, муниципальные контрольные работы

Внутренняя

За отчетный период: четверть, полугодие, год

Диагностика, мониторинг

Аттестация







Уровни оценки



Учитель-предмет

Классный руководитель - класс

Администрация-параллель, ступень, школа

Критерии оценивания

Количественные показатели

Кол-во отличников

Кол-во хорошистов

Кол-во троечников

Кол-во с одной «4»

Кол-во с одной «3

Кол-во неуспевающих

Качественные показатели

Уровень обученности

Качество знаний

Средний балл\оценка

Уровень успешности



Динамика качественных показателей

Допустимая Критическая Тревожная

Управленческое решение

Самоанализ педагога Собеседование Персональный контроль

педагога с администрацией деятельности педагога

Итог деятельности администрации по оценке

качества знаний

Анализ работы Анализ работы Аттестация Материальное

школы МО учителей стимулирование

педагогических

работников

работ

Уровни сформированности качеств знаний:

воспроизводящий, конструктивный, творческий

Методы сбора информации о системе качеств знаний:

Основными методами сбора информации о системе качеств знаний учащихся являются административные контрольные и самостоятельной работы, срезы, тестирование.

Первичный анализ собранной информации о системе качеств знаний учащихся



Существуют разнообразные формы анализа административных контрольных работ. Необходим анализ выполнения учащимися заданий с учетом трех уровней сформированности системы качеств знаний учащихся: Воспроизводящего, конструктивного, творческого. Для этого подсчитывается количество учащихся, выполнивших 1и2 задание, т.е. воспроизвели понятие (закон, теорему) и применили его к решению задачи по образцу - воспроизводящий уровень; решили третье задание- тем самым применили знания в измененной ситуации - конструктивный уровень; применили знания в новой ситуации - творческий уровень. На основании полученные результатов строятся диаграммы и графики, дающие возможность наглядно представить состояние системы качеств знаний учащихся.

Используя описанный подход, можно анализировать состояние системы качеств знаний учащихся класса по одному предмету, по всем классам у одного учителя; у разных учителей для сравнения эффективности их работы; в одном классе по разным предметам. На основании показателей, позволяющих определить уровни сформированности системы качеств знаний учащихся, можно получить информацию о качествах знаний отдельно взятого ученика по одному предмету или по всем предметам.

Проводя в конце учебного года анализ состояния системы качеств работ учащихся по итогам таких работ, повторяя такой анализ ежегодно, учитель может ясно представить картину изменений в системе качеств знаний каждого ученика, оказывать влияние на его учебную деятельность.

Руководству школы полученные данные позволяют управлять деятельностью каждого учителя по формированию системы качеств знаний учащихся. Также необходим поэлементный анализ. Для этого следует указать элементы знаний, которые должны найти отражение в ответе ученика на то или иное задание.

Использование такого вида анализа обусловлено необходимостью выявить типичные затруднения учащихся.

Анализ результатов административных контрольных, самостоятельных работ, срезов проводится, исходя из их целей. Если самостоятельная работа предлагалась на уроке изучения и первичного закрепления новых знаний, то в анализе должны найти отражение следующие моменты:

- определяют ли учащиеся признаки понятия, закона;

-устанавливают ли связи между новым понятием и ранее изученным понятием.

Данные по этим параметрам свидетельствуют о начальном этапе формирования качеств знаний учащихся.

Итоги педагогического анализа состояния дел в школе по вопросу формирования системы качеств знаний учащихся доводятся до сведения педагогического коллектива на педагогическом совете или совещании.

В соответствии с целью и задачами осуществляется планирование их решения всеми школьниками и школьными подсистемами. Контроль за формированием качеств знаний предполагает:

-контроль администрации школы конечных результатов обучения учащихся;

- контроль учителем конечных результатов обучения учащихся;

-самоконтроль учителем и учащимися результатов собственной деятельности;

-самооценка этих результатов;

-взаимоконтроль учителей и учащихся.

Анализ собранной информации позволяет руководству школы выявить уровни сформированности у учащихся системы качеств знаний и установить причины обнаруженных положительных и отрицательных тенденций. Итогом анализа является выделение конкретных проблем по совершенствованию процесса формирования системы качеств знаний учащихся по школе в целом, в работе отдельных учителей.

На основании данных внутришкольных контролей осуществляется регулирование деятельности учителей по формированию качеств знаний.

Наблюдая за деятельностью учителей и учащихся на уроках, анализируя контрольные и самостоятельные работы учащихся, а также осуществляя анкетирование учащихся и учителей, приходишь к выводу, что необходимо более серьезно заняться проблемой качеств знаний. Результаты диагностики и мониторинговые исследования качеств знаний учащихся подтверждают это.

Многие учащиеся школы не умеют применять свои знания на практике, затрудняются при обобщении и систематизации знаний. Знания учащихся не отличаются прочностью, многие забывают быстро изученный материал. Не умеют выделить главное в изученном материале, кроме этого, не могут определить суть изучаемого материала

Слайды про полугодовые контрольные, которые написаны хорошо, но не соответствуют текущим оценкам. Нет «2» по: биологии, географии, по ангд- нет в 5б,6б,8а,8б,9в, 10,11-х; истории, обществознанию, экономике; по русскому языку в 5,6,8,9,10,11, 1 в 7, 2 в 9в; по химии 1 в 9в.

. Изучая качество знаний учащихся по школе, можно сделать вывод о том, что:

  1. Качество знаний по школе находится на допустимом уровне и составляет по школе 55%,62%,63%; в начальной школе 71%,76,74% в основной школе 54%,51%,51% в старшей 37%,72%,79%



  1. Качество знаний на экзаменах за три года: ГИА по русскому языку-62%, 85%,68%; по алгебре 52%,66%,49% по обществознанию-81%,82%,86% ; ЕГЭ-по русскому языку-56,4, 66,63,36; по математике-49,7, 51,8, 61,7; по обществознанию-57,3; 60,56; 59,1.

Многие учителя не удовлетворены качеством знаний учащихся по своему предмету, особенно некоторые учителя русского языка, математики, физики.

Основными причинами низкого или нестабильного качества знаний учителя считают: отсутствие у учащихся интереса к предмету, несформированность ОУУН. Отсутствие контроля со стороны родителей, несформированность учебно-познавательной деятельности.

Прежде чем определить методы сбора информации о процессе формирования системы качеств знаний учащихся, необходимо отметить, что данный процесс предполагает реализацию совместной деятельности учителя и учащихся по организации усвоения учащимися знаний в совокупности их качеств. Кроме этого, следует иметь в виду, что процесс формирования системы качеств знаний учащихся предполагает не только организацию усвоения школьниками знаний как психологического процесса, но и воспитание у учащегося ответственного отношения к овладению знаниями, развитие общих учебных умений, наличие которых определяет уровень сформированности системы качеств знаний.

Для создания условий формирования полноценных знаний учащихся необходима эффективная управленческая деятельность, основанная на знании особенностей процесса формирования системы качеств знаний и закономерностей социального управления. В связи с этим необходимо совершенствовать управленческую деятельность в следующих направлениях: осуществление системного подхода к изучению качеств знаний учащихся и изучению работы учителей, классных руководителей, ученических организаций, родителей по формированию у школьников знаний в совокупности их качеств; осуществление взаимодействия всех школьных подсистем в управлении процессом формирования качеств знаний учащихся.

Решение педсовета:

1.В процессе формирования качеств знаний учащихся обеспечить взаимодействие учителей, администрации, учащихся и их родителей.

2. Развивать познавательный интерес учащихся к школьным дисциплинам, научить самоанализу своей деятельности. Повысить уровень общих учебных умений и навыков учащихся.

3. Совершенствовать методическую работу учителей по заданной проблеме, скоординировав их деятельность.

4. Совершенствовать систему внутришкольного контроля и управления качеством образования в школе.

© 2010-2022