Педсовет на тему Формирование культуры учащихся средствами учебных предметов

Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Педсовет на тему: «Формирование культуры учащихся

средствами учебных предметов»

Петрикова Н.И.

директор школы

Образование сегодня находится на этапе глубинных преобразований, обусловленных общих цивилизационными тенденциями развития общества. Глобализация, изменение технологий, переход к постиндустриальному, информационному обществу, утверждение приоритетов устойчивого развития, другие присущие современной цивилизации черты обусловливают развитие человека, является главной целью, ключевым показателем и основным рычагом современного прогресса. Итак, мир, к которому мы приближаемся, требует от образования его глубокого обновления. Развитие системы образования активизировало педагогические поиски. Педагоги понимают, что изменилось собственное представление об идеале образованного человека. Образованный человек не только все знает, со сложившимся мировоззрением, но и подготовлен ​​к жизни, ориентируется в сложных проблемах современной культуры, способный осмыслить свое место в мире.

Время диктует, что в условиях рынка найдут себя люди талантливые, предприимчивые, деловые, трудолюбивые, профессионально компетентные, ориентированные на успех.

Образование XXI века - это образование для человека, его стержень - развивающая, культуротворческая доминанта, воспитание ответственной личности, способной к самообразованию и саморазвитию, которая умеет критически мыслить, обрабатывать разнообразную информацию, стремится изменить к лучшему свою жизнь и жизнь своей страны. XXI век - это время перехода к высокотехнологичному информационному обществу, в котором качество человеческого потенциала, уровень образованности и культуры всего населения приобретают решающее значение для экономического и социального развития страны. Интеграция и глобализация социальных, экономических и культурных процессов, которые происходят в мире, перспективы развития государства на ближайшие два десятилетия требуют глубокого обновления системы образования, обусловливают ее опережающий характер.

Необходимо признать культуру наряду с образованностью и воспитанностью, высшей ценностью, незаменимым фактором социального прогресса.

Одной из задач общеобразовательной школы является становление у учащихся целостного научного мировоззрения, общенаучной, общекультурной, технологической, коммуникативной и социальной компетентности на основе усвоения системы знаний о природе, человеке, обществе, культуре, производство, овладения средствами познавательной и практической деятельности, а также, воспитание школьника как человека культуры с развитыми эстетическим и этическим отношение к окружающему миру и самому себе.

Учитывая запросы времени, потребности государства, имея высокий творческий педагогический потенциал и опираясь на закон в области образовании, в частности на то, что «общеобразовательное учебное заведение должно обеспечивать всестороннее развитие личности путем единства обучения и воспитания», мы сегодня обращаемся к теме «Формирование культуры учащихся средствами учебных предметов».

Что же является «культурой» и в чем ее большое значение?

Само слово «культура» есть почти во всех языках мира. В переводе с латинского означает «выращивания», «развод». Большой толковый словарь современного русского языка дает пять определений понятия «культура»:

1. Совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человечеством на протяжении его истории. То, что создается для удовлетворения духовных потребностей человека.

2. Образованность, воспитанность.

3. Уровень, степень совершенства какой - либо отрасли хозяйственной или умственной деятельности.

4. Разведение, выращивание какого - либо растения или животного; культивирование.

5. Микроорганизмы, выращенные в лабораторных условиях в питательной среде.

Культура - это то, что связано с человеческой деятельностью. Еще Цицерон вводит новое содержание понятия «культура», которая, по его убеждению, означает «выращивание» души человека. Итак, мир людей существует настолько, насколько он культурный, то есть соответствует требованиям культуры. Это означает, что важнейшим признаком культуры является всеохватность, обязательное привлечение во все сферы жизни общества и личности. Итак, культура - это моральные и материальные ценности, умения, знания, обычаи, традиции.

Поэтому культура является мощным фактором социального развития, влияет на все области общественной и индивидуальной жизнедеятельности: труд, быт, досуг, мышление, образ жизни общества и личности, ведь невозможно преодолеть экономические трудности без духовной культуры нации и без сформированного гражданина, а следовательно и без основных факторов и первого, и второго - соответствующего содержания образования и педагогической культуры учителя, которая является частью общечеловеческой культуры. В ней (педагогической культуре) воплощены духовные ценности образования и воспитания (педагогические знания, теории, концепции, накопленный педагогический опыт, профессиональные, этические нормы) и материальные (средства обучения и воспитания), а также способы творческой педагогической деятельности, служащих социализации личности в конкретных исторических условиях.

Большая заслуга в разработке педагогической культуры учителя принадлежит выдающемуся педагогу Сухомлинскому «Педагогическая культура - это живая, творческая педагогика повседневной творческой работы, в которой теоретические закономерности процесса влияния на духовный мир воспитания будто сливаются с личностью учителя. Педагогическая культура - это, образно говоря, техника и технология взаимодействия мастера и объекта его труда. Многогранность, разнообразие, отточенность, образцовое состояние инструментов нашего творчества, умение владеть ими так же тонко, как прекрасный музыкант владеет скрипкой, - все это и есть педагогической культурой ».

Как проходит первая встреча мастера и питомца? Каков не только общий уровень подготовки ребенка к школе, но и ее уровень? Какими средствами формирования культуры ученика пользуется учитель начальной школы? С какими трудностями (проблемами) он сталкивается? Влияет социальная среда каждого ученика на культуру ученического коллектива в целом? А есть определенные особенности школьного культурно - образовательного обстановки, где учатся дети разных национальностей? Вопросов много. Сложность заключается еще и в том, что мы, несмотря на изменения в культурном развитии учащихся, должны воспитывать людей, «способных к межкультурному взаимодействию» и одновременно понимать, что одним из основных приоритетов, органической составляющей образования является национальное воспитание, «как есть должно осуществляться на всех этапах обучения». С национальными особенностями образования и воспитания тесно связана стратегия языкового образования. Образование должно способствовать развитию языковой культуры граждан.

Возвращаясь к понятию «педагогическая культура», напомню, что в теорию воспитания и обучения его ввел Сухомлинский, который считал, что «педагогическая культура невозможна без овладения достижений общей культуры - научных, нравственных знаний и эстетических ценностей».

Кроме того, великий педагог подчеркивал, что «педагогическая культура - определенная степень освоения социокультурного опыта человечества, глубокое знание методологии науки и умение использовать ее достижения на практике в различных инновационных формах».

Возможна педагогическая культура без материально - технических средств? Возможен высокий уровень педагогической культуры, когда учитель не обладает достижениями научно - технического прогресса? Может ли такой учитель использовать в своей работе одну из инновационных форм - компьютерную технологию?

Мы исследовали этот вопрос на примере нашего коллектива, сравнив умение пользоваться компьютерами не только учителей, но и учеников школы.

Анкета исследования

Вопрос

ученики

учителя

Наличие компьютера

83%

85%

Умение пользоваться компьютером

75%

79%

Цель внедрения компьютерных технологий в учебно-воспитательный процесс - сделать обучение эффективным. Положительные аспекты:

-заинтересованность ученика;

-переход к следующей порции учебного материала возможен только после получения положительных результатов;

-индивидуальный темп усвоения материала и постоянный контроль «электронным учителем»;

- обмен информацией в реальном времени;

- публикации и высказывания своих работ;

- способность моделировать различные процессы с возможностью вмешиваться в их просмотр.

Отрицательные аспекты:

- Обязательное наличие умение пользоваться компьютером

- Наличие технического обеспечения;

- Длительная работа за компьютером

- Негативное влияние на физическое состояние ребенка;

- Отсутствие речевой практики.

Вспомним показатели высокого уровня сформированности педагогической культуры:

1. Гуманистическая направленность.

2. Психологически - педагогическая компетентность и развитое педагогическое мышление.

3. Образованность в области предмета, который учитель преподает, и владение педагогическими технологиями.

4. Опыт творческой деятельности, умение обосновать собственную педагогическую деятельность как систему воспитательную, дидактическую и методическую.

5. Культура профессионального поведения: педагогическое общение, речь, внешний вид.

Отличается ли наше (учительское) видение основных черт личности педагога и взгляд учеников на составляющие идеального учителя?

Каждый человек, каждый профессионал своего дела сам решает и выбирает для себя идеальную модель, которой он следует, корректирует, внося изменения и дополнения.

Перед педсоветом было проведено анкетирование среди учителей по чертам характера и компетенциям идеального учителя. Необходимо было выбрать пять черт профессиональных компетенций среди предложенных:

1. Полное и глубокое знание своего предмета.

2.Компетентность.

3.Тактичность

4.Общечеловеческие моральные ценности.

5.Общая эрудиция.

6.Выразительная речь.

7.Активность.

8.Любовь к детям.

9.Постоянное стремление познания нового.

10.Культура.

Результаты этого опроса:

1.Любовь к детям - 94%

2.Постоянное стремление познания нового - 89%

3.Полное и глубокое знание своего предмета - 83%

4.Общечеловеческие нравственные ценности - 67%

5.Выразительная речь - 55%

Школа существует для ребенка. Именно ученик является тем центром, вокруг которого вращаются все системы школьного галактики, а ключевой фигурой является все же учитель. Было также проведен этот опрос среди учеников 4, 7, 9 классов. Результаты довольно интересны.

4 класс:

1. Любовь к детям - 100%.

2. Культура - 83%.

3. Выразительная речь - 67%.

4. Полное и глубокое знание своего предмета - 50%.

5. Тактичность - 50%.

7 класс:

1. Любовь к детям - 90%.

2. Полное и глубокое знание своего предмета - 86%.

3. Выразительная речь - 67%.

4. Общечеловеческие нравственные ценности - 55%.

5. Культура - 55%.

9 класс:

1. Общечеловеческие нравственные ценности - 100%.

2. Любовь к детям - 92%.

3. Полное и глубокое знание своего предмета - 92%.

4. Выразительная речь - 54%.

5. Культура - 46%.

Общий результат:

1. Любовь к детям - 94%.

2. Полное и глубокое знание своего предмета - 76%.

3. Выразительная речь - 63%.

4. Общечеловеческие нравственные ценности - 63%.

5. Культура - 61%.

Обращаем Ваше внимание на средний высокий показатель в таблице - «Любовь к детям». Задумайтесь. Ведь еще В. Сухомлинский всегда утверждал, что любовь к детям - это вершина педагогической культуры.

Общегражданских, профессиональные и личные качества неотделимы. И главным звеном остается культура каждого учителя.

Еще в XIX в. немецкий педагог - демократ Адольф Дистервег сказал: «Покажи мне своих учеников - и я увижу тебя».

А в XVIII в. французский философ Дидро отмечал: «Необходимое качество каждого учителя - глубокое знание своего предмета и честная и чувственная душа».

Мы поняли, сегодня учитель - это не только транслятор готовых знаний, умений, навыков, которые действительно нужны ученикам, но и учитель - носитель высоких моральных ценностей, культурных традиций, профессионального педагогического творчества.

Проект решения педсовета

1. Создать творческую группу (5 чел.) для обобщения опыта педагогического коллектива по вопросу формирования культуры учащихся средствами учебных предметов.

2. Провести мониторинг влияния социально - культурной среды каждого ученика на культурную среду классных коллективов школы.

3. Изучить и обобщить использования новых педагогических технологий в системе воспитательного и образовательного процесса учителями школы.

© 2010-2022