Методическая разработкаДидактическая система УДЕ

Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Караваева Зинаида Павловна, директор, учитель начальных классов МБОУ Малодербетовская сош № 2 Республики Калмыкия.

Дидактическая система УДЕ как педагогическая технология и её внедрение в практику работы школы

Аннотация

Данная конкурсная работа представляет собой описание системы укрупнения дидактических единиц как технологии интерактивного обучения, которая может оказать методическую и практическую помощь, а потому быть полезной всем педагогам и руководителям школ, стремящихся к активизации познавательной деятельности учащихся, достижению гарантированных запланированных результатов, повышению эффективности процесса обучения и своей педагогической деятельности.

«Хороший педагог, прежде чем сообщить какое-нибудь сведение учащимся, обдумает, какие ассоциации по противоположности или сходству может оно составить со сведениями, уже укоренившимися в головах учеников, и, обратив внимание учащихся на сходство или различие нового сведения со старым, прочно вплетет новое звено в цепь старых и потом нарочно подымет старые звенья вместе с новыми и тем самым укрепит прочно новые ассоциации». (К. Д. Ушинский).

Проблема активности ребенка в процессе обучения - одна из основных в педагогической деятельности учителей нашей школы.

Актуальность проблемы внедрения системы УДЕ (укрупнения дидактических единиц) как технологии интерактивного обучения, обусловлена, на наш взгляд, необходимостью системного использования всех основных компонентов её как технологии - интерактивных методов, средств и приёмов обучения, с одной стороны, и недостаточной готовностью педагогов к овладению и применению всех этих компонентов и, следовательно, к внедрению этой системы как педагогической технологии, с другой.

Традиционно педагогический процесс структурировался таким образом, чтобы обеспечить, прежде всего, усвоение знаний и умений. В настоящее время идеи гуманистической педагогики, основанные на психологических трудах Б.Г. Ананьева, Р. Бернса, В.В. Давыдова, А. Маслоу, К. Роджерса и др. охватывают всё большее число педагогов-новаторов. Наилучших результатов дают именно те концепции, в центре внимания которых находится ребёнок: развитие его способностей и в, первую очередь, способности к мыследеятельности, формирование внутреннего мира.

Каждый неравнодушный учитель задумывается над тем, как сделать процесс обучения более эффективным, доступным, направленным на развитие индивидуальности ребёнка наряду с воспитанием нравственных и других качеств. Школьная программа предусматривает большой объём знаний, умений и навыков, в связи с чем современный школьник испытывает огромные перегрузки. Возникает проблема неуспеваемости, снижение мотивации учения. Перед учителем встаёт серьёзная проблема: как уменьшить время обучения, не уменьшая количества информации? Найти ответ непросто, несмотря на то, что существуют десятки самых разных методик и технологий.

Цель нашей разработки состоит в описании особенностей технологии УДЕ для развития обучаемости младших школьников и опыта её апробации и внедрения в практике работы нашей школы.

  1. Основные задачи методической разработки

Основные задачи данной статьи как методической разработки:

1. Показать возможности технологии УДЕ в развитии обучаемости школьников.

3. Раскрыть основные компоненты данной технологии - методы, средства, приёмы, а также этапы апробации и внедрения технологии УДЕ в процессе обучения с целью развития обучаемости школьников.

2. Основные этапы апробации и внедрения системы УДЕ

Апробация и внедрение системы УДЕ в нашей школе проводились в 3 этапа:

На первом, организационном этапе проводилось изучение и анализ психолого-педагогической литературы и педагогического опыта по данной проблеме.

На втором, опытно-экспериментальном этапе изучались возможности технологии УДЕ в развитии обучаемости школьников, проводилась опытная работа отдельными учителями начальных классов по апробации этой системы - с постоянным анализом получаемых результатов.

На третьем, практико-внедренческом этапе в работу по внедрению технологии УДЕ включилось большинство учителей школы.

Как известно, при традиционном подходе не уделяется достаточное внимание организации учебной деятельности школьников с установкой на их собственную активность, направленную на усвоение, обобщение и систематизацию знаний. Общие принципы организации деятельности, приёмы и схемы действий, заложенные в предлагаемых задачах, остаются для учащихся неосмысленными и неосознанными. У них не вырабатываются критерии и правила, которыми в дальнейшем можно руководствоваться при самоопределении стратегии и тактики решения новых задач, не формируются навыки самоконтроля и самоанализа учебной деятельности.

Я, как и другие учителя нашей школы, уже 20 лет широко внедряю в свою педагогическую практику технологию укрупнения дидактических единиц (УДЕ), разработанную П.М. Эрдниевым, которая позволяет активизировать учебный процесс, сделать его более интерактивным и способствует развитию познавательного интереса к предмету, навыков самостоятельной работы.

  1. Система УДЕ как развивающая и здоровьесберагающая технология

Современное содержание математического образования направлено главным образом на интеллектуальное развитие младших школьников, формирование культуры и самостоятельности мышления. Данный аспект является главным в развитии личности ученика, так как мышление влияет на воспитанность человека. Достаточная подготовленность к мыслительной деятельности снимает психологические нагрузки в учении, предупреждает неуспеваемость, сохраняет здоровье. Таким образом, система УДЕ - это не только развивающая, но и здоровьесберагающая технология.

Важнейшим фактором в развитии мыслительных операций служат педагогические системы развивающего обучения. К такой системе относится и технология обучения УДЕ, основанная на подаче учебного материала блоками, одновременном изучении взаимосвязанных тем, действий, явлений. На любом уроке по системе УДЕ «проникновение в сущность изучаемого, в богатство его связей со всеми родственными знаниями происходит путем выращивания куста ассоциаций древа знаний вокруг основного ствола».

  1. Теоретические основы технологии УДЕ

Теоретические основы технологии (методики) УДЕ уходят корнями еще в дореволюционную дидактику и базируются на сопоставлении, сравнении, противопоставлении явлений, фактов.

Основная цель технологии - создание действенных и эффективных условий для развития познавательных способностей детей, их интеллекта и творческого начала, расширение математического кругозора.

В основу УДЕ положен главный принцип: чтобы обучать ускоренно и при высоком уровне знаний, необходимо рассматривать целостные группы взаимосвязанных понятий.

  1. Способы реализации принципа УДЕ в обучении математике

Данный принцип УДЕ в обучении математике реализуется следующим образом:

1) совместное и одновременное изучение взаимосвязанных понятий и операций;

2) широкое использование метода обратной задачи;

3) применение деформированных упражнений;

4) укрупнение исходного упражнения посредством самостоятельного составления учеником новых заданий;

5) одновременная подача одной и той же математической информации на нескольких кодах.

В рамках данной статьи мы не можем раскрыть все эти способы реализации принципа УДЕ в обучении математике, поэтому покажем на примере некоторые, но наш взгляд, основные из них.

Как каждый из приведенных путей УДЕ способствует актуализации резервов мышления? Практика работы учителей нашей школы, как и моя собственная, показывает, что изучение действий сложения и вычитания более оптимально осуществлять на одних и тех же уроках, т. к. это облегчает осуществление процесса контроля. Наглядное иллюстрирование взаимно-обратных операций заставляет ученика применять рассуждение, т.е. логические средства исследования, способствующие развитию мыслительных операций.

Схематически четыре промежуточные операции образуют как бы замкнутый цикл в рассуждениях: 2+3=5 3+2=5 5-2=3 5-3=2

Развитие мыслительных операций основано на аналогичном попарном родстве элементарных операций, посредством которых выполняется пара сложных операций.

Вскрытию резервов мыслительной деятельности способствует применение задач, в которых противопоставляются действия первой и второй ступени: удобно при этом использовать четверки примеров:

3 + 5 = 8 5 + 3 = 8 8 - 5 = 3 8 - 3 = 5

3 * 5 = 5 * 3 = 15 : 3 = 15 : 5 =

Такие упражнения тренируют мышление. Развертывание четырех действий математики обогащает новыми знаниями, определяет скачок в мышлении, так как обеспечивает многостороннее и целостное усвоение знаний. Так же важно, что благодаря наличию обратных связей в процессах мышления обеспечивается один из признаков диалектичности знаний, поскольку математическое знание достигается при этом в своих многообразных интерпретациях, в превращениях одной формы в другую.

При решении обратной задачи наблюдается высокая активность учащихся, их интерес, творческая самостоятельность. Ценным в развитии мышления является решение обратной задачи, так как в данном случае участвуют в совокупности несколько мыслительных операций.

Одним из основных принципов реализации УДЕ является также метод деформированных упражнений. 18: __ + 65 = 67

В психологическом плане решение примеров с «окошком» основано на многократном сравнении промежуточных результатов с искомым результатом. В процессе решения ученик совершает новые виды логических операций, требующих большой умственной напряженности,

Рассмотрим еще один принцип реализации технологии - самостоятельное составление задач учащимися. Формирование умений и навыков протекает более осмысленно, если оно сопровождается не только практической деятельностью, но и активной мыслительной деятельностью учащихся. Поэтому упражнения должны «осложняться» разнообразием практических заданий.

  1. Авторские дидактические приёмы

Новым и интересным, на наш взгляд, является то, что автор системы УДЕ (который знаком с опытом работы нашей школы) предложил цифровой шифр «товарный знак УДЕ» в виде рисунка, который мы успешно используем на своих уроках при составлении задач как авторский дидактический приём. Особая роль этого вида работы в развитии мыслительных операций заключается в том, что в процессе использования числового шифра для ученика открывается мир неожиданных ассоциаций, активизирующих мышление.

Кроме данного авторского дидактического приёма, я, как и другие учителя нашей школы, широко использую свои собственные авторские приёмы и авторские приёмы, описанные в пособиях Никишиной И.В.: «работа в диадах», «хочу спросить» и мн. др.

  1. Оптимальное сочетание интерактивных и традиционных методов обучения

Важной особенностью технологии УДЕ является возможность оптимального сочетания интерактивных и традиционных методов обучения. Так, использование традиционных - наглядных и практических методов обучения не только оживляет учебный процесс, но и способствует формированию аналитического и символического мышления, учит детей видеть за внешними формами сущность предметов, возбуждает любознательность, мобилизует внимание.

Кроме традиционных методов, при внедрении технологии УДЕ мы широко используем все интерактивные методы обучения: проблемно-поисковый, эвристический, программированный, моделирующий, стимулирующих умственную деятельность всех участников образовательного процесса.

Исходя из рассмотренного, можно заключить, что активная умственная деятельность - одно из основных условий, которое обеспечивает технология УДЕ. Широкое применение принципов, реализующих УДЕ, как и возможность оптимального сочетания интерактивных и традиционных методов обучения, помогает учащимся, начиная с первого класса, постигать азы логического мышления. Применение технологии УДЕ позволяет значительно усилить развивающую функцию обучения, повысить интеллектуальный уровень учащихся.

  1. Принцип преемственности методики начальной и средней школы

Элементы технологии УДЕ можно использовать и на уроках русского, как и калмыцкого, языка, где постоянно неразрешимой оказывается проблема времени. Решению ее способствует подача теоретического материала укрупненными, логически завершенными частями, опора на обобщающие таблицы, последовательное соблюдение принципов преемственности методики начальной и средней школы, слияние в единый процесс, усвоение знаний и формирование навыков, четкая и продуманная система уроков развития речи.

  1. Принципы УДЕ, применимые к содержанию материала по русскому языку

За основу нами взяты следующие принципы УДЕ, наиболее применимые к содержанию материала по русскому языку:

1) одновременное изучение противоположных, а также родственных понятий;

2) применение деформированных упражнений;

3) достижение системности знаний.

В соответствии с этими принципами было осуществлено конструирование новых блоков знаний, что позволило добиться укрупненных единиц усвоения знаний. От дробности знаний педагоги школы перешли к обучению наших школьников системным знаниям.

  1. Критерии эффективности системы УДЕ как технологии интерактивного обучения

В ходе изучения, апробации и внедрения данной технологии УДЕ мы определили следующие критерии её эффективности:

  1. ориентация каждого участника на успех, постоянная опора на интерес и, следовательно, положительная мотивация к учебной деятельности;

  2. высокая эмоциональная насыщенность уроков;

  3. повышение уровня умственного развития;

  4. реализация индивидуального, дифференцированного и личностного подходов за счёт использования методов и методик обучения, адекватных личностным особенностям и учебным возможностям учащихся;

  5. развитие творческого мышления учащихся.

Опыт применения технологии УДЕ - мой личный, педагогический, как и учителей нашей школы, выявил большие возможности развития творческого мышления учащихся. Как показывает анализ результатов нашей работы, при применении УДЕ заметно повышается качество знаний, при этом учебное время по сравнению с существующими нормами сокращается в среднем на 20%.

Заключение

Опытно-экспериментальная и практическая работа педагогов нашей школы по освоению технологии УДЕ показала, что занятия, включающие интерактивные методы и приёмы, дают значительно больший развивающий, обучающий и воспитательный эффект, оказывая комплексное воздействие на мотивационную, креативную и другие стороны личности ребенка, развивают его посредством познавательной деятельности через мотивы, знания, умения, навыки.

В практике работы нашей школы система укрупнения дидактических единиц используется на уроках во всех начальных классах, а также в средней школе при обучении математике, русскому, калмыцкому языку и др.

Творческая группа учителей, освоивших технологию УДЕ, активно делится опытом своей работы с педагогическими коллективами школ не только республики Калмыкия, но и Волгоградской, Ивановской областей, Ставропольского края и др.

Новизна представленного опыта, на наш взгляд, определяется описанием:

- основных компонентов системы УДЕ как технологии - этапов, методов, средств и авторских дидактических приёмов,

- этапов её апробации и критериев эффективности внедрения системы УДЕ как технологии интерактивного обучения.

Практическая значимость состоит в том, что нами не только апробирована и внедрена система УДЕ, но и проверена на практике и подтверждена её технологичность, т.е. алгоритмизированность, гарантированность и воспроизводимость запланированных результатов.

Таким образом, как показал наш опыт, система УДЕ является эффективной, развивающей, здоровьесберагающей технологией в системе интерактивного обучения, позволяющая преобразовать традиционную практику организации учебного процесса в современную, более интерактивную и результативную.

Список литературы

  1. Ахметшина, А. 3. Укрупнение дидактических единиц как технология обучения / научно-теоретический журнал: Школьные технологии. - 2002. - N 6. - С. 158-162.

  2. Никишина И.В. Интерактивные формы методического обучения. - В-д: Авторское перо, 2008.

  3. Шевченко Н.И. Технология укрупнения дидактических единиц как фактор развития обучаемости школьника. - Автореферат диссертации д. п. н. - 2008.

  4. Эрдниев П.М. Укрупнение дидактических единиц как технология обучения. Текст. / П.М. Эрдниев. М.: Просвещение, 1992.

  5. Эрдниев П.М. Программа обучения по УДЕ в начальной школе. Текст: Альтернативная система учебников математики для 1-4 классов // Начальная школа, 1994, №10 - с.55-61.







© 2010-2022