Использование учителем ИКТ в современной школе

Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Использование учителем ИКТ в современной школе.

Севрюкова В.А., заместитель директора по учебной работе

Тюлькубасский район, шг.им. М. Ломоносова

Сегодня учитель как никогда находится в поиске новых подходов к методической деятельности, мотивирующей развитие креативных способностей, познавательно-ценностных интересов и исследовательской самостоятельности учащихся. Наш опыт работы показывает, что учителя приняли и активно используют в своей повседневной практике новое интерактивное оборудование и не хотят возвращаться к прежним методам ведения уроков. Поменялись их взгляды на учебный процесс в целом. Учитель верит в изменение учебного процесса к лучшему и ждет расширения спектра интерактивных услуг.

В настоящее время каждый педагог заинтересован в том, чтобы наиболее эффективно использовать современные информационные технологии (ИКТ) на своих уроках. Действительно, с их помощью можно просто и наглядно представить все составляющие части современного урока, эффективно провести свое выступление на конференции, сделать незабываемым внеклассное мероприятие. Однако на начальном этапе педагоги сталкиваются с проблемой использования нового оборудования и адаптации всего учебного материала под мультимедийный или интерактивный стандарт. Это требует разработки совершенно новых методов и методик преподавания, что, в свою очередь, рождает новый прогрессивный формат проведения занятий.

Основными направлениями деятельности педагога могут быть:

* в информационной области:

- использование интернет-ресурсов, мультимедийных учебников и обучающих программ;

- создание мультимедийных презентаций учителями и учащимися;

- формирование информационной культуры.

* в диагностико-прогностической области:

- диагностика информационных потребностей учителя;

- диагностика потребностей педагогических кадров в повышении квалификации.

- мониторинг процессов внедрения информационных технологий в учебный процесс.

* в области содержания образования:

- дидактическое и методическое обеспечение введения нового содержания образования и обучения;

- пропаганда ИКТ и их активное освоение.

* в инновационной и экспериментальной области:

-работы творческой группы учителей по проблеме применения ИКТ на уроках;

- организация и проведение семинаров, мастер-классов;

- опытно-экспериментальная работа.

*в области повышения квалификации:

- переподготовка и повышение квалификации учителей в области современных информационных технологий.

Учитель на уроках может использовать:

Презентации, созданные учителем и учащимися, или презентации из Интернета.

Электронные энциклопедии.

Электронные учебники. (Ученику сначала предлагается просмотреть обучающий курс или выполнить виртуальный эксперимент на основе полученных знаний, а затем пройти программную систему контроля знаний).

Интерактивные тренинги (Например, для подготовки к ЕНТ).

Конструкторы тестов, которые позволяют учителю самому формулировать вопросы заданий, а выставленную компьютером оценку занести в журнал.

Основными типами уроков по способу использования информационных технологий являются:

Уроки, где компьютер используется в демонстрационном режиме при помощи проектора/или урок с использованием интерактивной доски.

Уроки, где компьютер используется в индивидуальном режиме - урок проходит в компьютерном классе без выхода или с выходом в Интернет.

Формы использование на уроке интерактивной доски:

Выполнение индивидуального задания учащимся у доски - осуществляется «захват» заранее подготовленного документа, например, Microsoft Power Point «подпиши известные тебе объекты; построй график функций; разгадай кроссворд и т.д.» через панель инструментов доски. Затем проводится проверка выполнения задания другим учащимся класса: электронным маркером другого цвета отмечаются правильные и неправильные ответы или вносятся исправления.

Работа с интерактивными картами и моделями.

Проведение виртуального опыта или эксперимента

Создание презентаций.

Использование метода проектов:

Современное обучения строится на введении элементов проблемности, поиска и исследования. Максимально развить творческий потенциал позволяет метод проектов (информационных, исследовательских, творческих). Метод проектов способствует формированию информационной культуры через:

Актуализацию личностной позиции, конструирование педагогического процесса, направленного на развитие личностных качеств учащихся;

Реализацию проекта в условиях многогранного информационного поля;

Повышение ответственности учителя за результаты многозначной информации, которую получают учащиеся и соответствующее повышение ответственности учеников.

Проект - это 5«П»:

Проблема - Планирование - Поиск информации - Продукт - Презентация

Проект должен иметь цель, например, сбор информации или проведение исследования и т.д. По содержанию могут быть межпредметные. По объему как короткосрочные (один урок) или долгосрочные (готовятся заранее). Формой продукта проекта может быть, например, мультимедийная презентация.

Общеучебные умения и навыки, формирующиеся в процессе проектной деятельности:

Исследовательские

Менеджерские

Коммуникативные

Презентационные

Рефлексивные

Навыки оценочной самостоятельности

Умения и навыки работы в сотрудничестве

Методика организации работы над проектом:

Этап

Содержание

Условия достижения предполагаемого результата

Предполагаемый результат

1.Планирование работы над проектом (этап обмена имеющимися знаниями по теме, интересами)

* перечисление интересующих учащихся тем проектов;

* формулирование темы проекта для класса или группы учащихся.

Создание благоприятного эмоционально-психологического климата.

Проектирование характера учебного взаимодействия на основе учета личностных особенностей учащихся. Применение принципа самоактуализации и выбора.

Готовность учащихся к восприятию нового материала. Осознание учениками цели деятельности.

2.Аналитический (этап исследовательской работы учащихся и самостоятельного получения новых знаний)

* уточнение намеченной цели и задач;

* поиск и сбор информации с помощью специальной литературы, СМИ, Интернет, использование собственного опыта учащихся;

* сравнение полученных данных и отбор наиболее значимых.

Предоставление учащимся необходимого пространства, свободы для принятия самостоятельных решений, творчества, выбора содержания и способов учения и поведения. Установление межсубъектного характера взаимодействия учащихся.

Проявление инициативы и индивидуальности учащихся.

3.Обобщение (этап структурирования полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков)

* систематизация полученных данных;

* построение общей логической схемы выводов в виде мультимедийной презентации.

Проявление доверия и толерантности в учебных взаимодействиях.

Самопознание, самостроительство и самореализация личности ребенка.

Развитие творческих способностей учащихся. Оперирование знаниями, полученными в ходе деятельности. Обогащенность субъектного опыта, выработка индивидуального стиля познания.

4.Презентация (этап анализа исследовательской деятельности)

* осмысление полученных данных и способов достижения результата;

* обсуждение

результатов работы над проектом.

Реализация принципа педагогической поддержки личности ребенка при его самовыражении.

Оптимизация развития и саморазвития. Прогнозирование способов саморегуляции и сотрудничества.

Использование компьютерного тестирования в индивидуальном режиме:

Это могут быть готовые программные продукты - «Интенсивные тренинг-курсы» или электронные «Репетиторы».

Можно использовать программу «Конструктор тестов». С помощью программы «Конструктор тестов. Тренажер» учащиеся в индивидуальном режиме проверяют уровень знаний и умений по вопросам, составленным учителем и занесенным заранее в «Редактор» программы. Преимуществами данной программы является возможность редактирования заданий, возможности внесения дополнений, использования в тесте изображений и звуков. Результаты теста фиксируются в электронном виде, поэтому есть возможность ученику повторно посмотреть задания и улучшить результаты.

Этапы внедрения ИКТ в учебный процесс:

I этап (подготовительный) «Компьютерная грамотность»

* Формирование учителями-предметниками представления о возможности и необходимости использования НИТ в учебном процессе. Обучение педагогов основам компьютерной грамотности. Переход к педагогической деятельности в электронной информационно-образовательной среде.

II этап «Создание творческой педагогической лаборатории»

* Определение круга педагогов, работающих над проблемой использования ИКТ в учебном процессе. Создание творческой группы педагогов по проблеме. Разработка методики использования НИТ в учебном процессе. Определение критериев результативности деятельности.

III этап «Внедрение ИКТ в школьное образование»

*Проведение педагогических семинаров, мастер-классов. Проведение промежуточного мониторинга.

IV этап «Итоговый»

*Анализ, подведение итогов и оформление результатов (авторские учебные пособия, научно-методические статьи, мультимедийные презентации); обобщение и распространение успешного опыта работы; прогнозирование дальнейшей деятельности в области НИТ.



© 2010-2022