- Преподавателю
- Директору, завучу
- Использование учителем ИКТ в современной школе
Использование учителем ИКТ в современной школе
Раздел | Завучу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Севрюкова В.А. |
Дата | 06.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Использование учителем ИКТ в современной школе.
Севрюкова В.А., заместитель директора по учебной работе
Тюлькубасский район, шг.им. М. Ломоносова
Сегодня учитель как никогда находится в поиске новых подходов к методической деятельности, мотивирующей развитие креативных способностей, познавательно-ценностных интересов и исследовательской самостоятельности учащихся. Наш опыт работы показывает, что учителя приняли и активно используют в своей повседневной практике новое интерактивное оборудование и не хотят возвращаться к прежним методам ведения уроков. Поменялись их взгляды на учебный процесс в целом. Учитель верит в изменение учебного процесса к лучшему и ждет расширения спектра интерактивных услуг.
В настоящее время каждый педагог заинтересован в том, чтобы наиболее эффективно использовать современные информационные технологии (ИКТ) на своих уроках. Действительно, с их помощью можно просто и наглядно представить все составляющие части современного урока, эффективно провести свое выступление на конференции, сделать незабываемым внеклассное мероприятие. Однако на начальном этапе педагоги сталкиваются с проблемой использования нового оборудования и адаптации всего учебного материала под мультимедийный или интерактивный стандарт. Это требует разработки совершенно новых методов и методик преподавания, что, в свою очередь, рождает новый прогрессивный формат проведения занятий.
Основными направлениями деятельности педагога могут быть:
* в информационной области:
- использование интернет-ресурсов, мультимедийных учебников и обучающих программ;
- создание мультимедийных презентаций учителями и учащимися;
- формирование информационной культуры.
* в диагностико-прогностической области:
- диагностика информационных потребностей учителя;
- диагностика потребностей педагогических кадров в повышении квалификации.
- мониторинг процессов внедрения информационных технологий в учебный процесс.
* в области содержания образования:
- дидактическое и методическое обеспечение введения нового содержания образования и обучения;
- пропаганда ИКТ и их активное освоение.
* в инновационной и экспериментальной области:
-работы творческой группы учителей по проблеме применения ИКТ на уроках;
- организация и проведение семинаров, мастер-классов;
- опытно-экспериментальная работа.
*в области повышения квалификации:
- переподготовка и повышение квалификации учителей в области современных информационных технологий.
Учитель на уроках может использовать:
Презентации, созданные учителем и учащимися, или презентации из Интернета.
Электронные энциклопедии.
Электронные учебники. (Ученику сначала предлагается просмотреть обучающий курс или выполнить виртуальный эксперимент на основе полученных знаний, а затем пройти программную систему контроля знаний).
Интерактивные тренинги (Например, для подготовки к ЕНТ).
Конструкторы тестов, которые позволяют учителю самому формулировать вопросы заданий, а выставленную компьютером оценку занести в журнал.
Основными типами уроков по способу использования информационных технологий являются:
Уроки, где компьютер используется в демонстрационном режиме при помощи проектора/или урок с использованием интерактивной доски.
Уроки, где компьютер используется в индивидуальном режиме - урок проходит в компьютерном классе без выхода или с выходом в Интернет.
Формы использование на уроке интерактивной доски:
Выполнение индивидуального задания учащимся у доски - осуществляется «захват» заранее подготовленного документа, например, Microsoft Power Point «подпиши известные тебе объекты; построй график функций; разгадай кроссворд и т.д.» через панель инструментов доски. Затем проводится проверка выполнения задания другим учащимся класса: электронным маркером другого цвета отмечаются правильные и неправильные ответы или вносятся исправления.
Работа с интерактивными картами и моделями.
Проведение виртуального опыта или эксперимента
Создание презентаций.
Использование метода проектов:
Современное обучения строится на введении элементов проблемности, поиска и исследования. Максимально развить творческий потенциал позволяет метод проектов (информационных, исследовательских, творческих). Метод проектов способствует формированию информационной культуры через:
Актуализацию личностной позиции, конструирование педагогического процесса, направленного на развитие личностных качеств учащихся;
Реализацию проекта в условиях многогранного информационного поля;
Повышение ответственности учителя за результаты многозначной информации, которую получают учащиеся и соответствующее повышение ответственности учеников.
Проект - это 5«П»:
Проблема - Планирование - Поиск информации - Продукт - Презентация
Проект должен иметь цель, например, сбор информации или проведение исследования и т.д. По содержанию могут быть межпредметные. По объему как короткосрочные (один урок) или долгосрочные (готовятся заранее). Формой продукта проекта может быть, например, мультимедийная презентация.
Общеучебные умения и навыки, формирующиеся в процессе проектной деятельности:
Исследовательские
Менеджерские
Коммуникативные
Презентационные
Рефлексивные
Навыки оценочной самостоятельности
Умения и навыки работы в сотрудничестве
Методика организации работы над проектом:
Этап
Содержание
Условия достижения предполагаемого результата
Предполагаемый результат
1.Планирование работы над проектом (этап обмена имеющимися знаниями по теме, интересами)
* перечисление интересующих учащихся тем проектов;
* формулирование темы проекта для класса или группы учащихся.
Создание благоприятного эмоционально-психологического климата.
Проектирование характера учебного взаимодействия на основе учета личностных особенностей учащихся. Применение принципа самоактуализации и выбора.
Готовность учащихся к восприятию нового материала. Осознание учениками цели деятельности.
2.Аналитический (этап исследовательской работы учащихся и самостоятельного получения новых знаний)
* уточнение намеченной цели и задач;
* поиск и сбор информации с помощью специальной литературы, СМИ, Интернет, использование собственного опыта учащихся;
* сравнение полученных данных и отбор наиболее значимых.
Предоставление учащимся необходимого пространства, свободы для принятия самостоятельных решений, творчества, выбора содержания и способов учения и поведения. Установление межсубъектного характера взаимодействия учащихся.
Проявление инициативы и индивидуальности учащихся.
3.Обобщение (этап структурирования полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков)
* систематизация полученных данных;
* построение общей логической схемы выводов в виде мультимедийной презентации.
Проявление доверия и толерантности в учебных взаимодействиях.
Самопознание, самостроительство и самореализация личности ребенка.
Развитие творческих способностей учащихся. Оперирование знаниями, полученными в ходе деятельности. Обогащенность субъектного опыта, выработка индивидуального стиля познания.
4.Презентация (этап анализа исследовательской деятельности)
* осмысление полученных данных и способов достижения результата;
* обсуждение
результатов работы над проектом.
Реализация принципа педагогической поддержки личности ребенка при его самовыражении.
Оптимизация развития и саморазвития. Прогнозирование способов саморегуляции и сотрудничества.
Использование компьютерного тестирования в индивидуальном режиме:
Это могут быть готовые программные продукты - «Интенсивные тренинг-курсы» или электронные «Репетиторы».
Можно использовать программу «Конструктор тестов». С помощью программы «Конструктор тестов. Тренажер» учащиеся в индивидуальном режиме проверяют уровень знаний и умений по вопросам, составленным учителем и занесенным заранее в «Редактор» программы. Преимуществами данной программы является возможность редактирования заданий, возможности внесения дополнений, использования в тесте изображений и звуков. Результаты теста фиксируются в электронном виде, поэтому есть возможность ученику повторно посмотреть задания и улучшить результаты.
Этапы внедрения ИКТ в учебный процесс:
I этап (подготовительный) «Компьютерная грамотность»
* Формирование учителями-предметниками представления о возможности и необходимости использования НИТ в учебном процессе. Обучение педагогов основам компьютерной грамотности. Переход к педагогической деятельности в электронной информационно-образовательной среде.
II этап «Создание творческой педагогической лаборатории»
* Определение круга педагогов, работающих над проблемой использования ИКТ в учебном процессе. Создание творческой группы педагогов по проблеме. Разработка методики использования НИТ в учебном процессе. Определение критериев результативности деятельности.
III этап «Внедрение ИКТ в школьное образование»
*Проведение педагогических семинаров, мастер-классов. Проведение промежуточного мониторинга.
IV этап «Итоговый»
*Анализ, подведение итогов и оформление результатов (авторские учебные пособия, научно-методические статьи, мультимедийные презентации); обобщение и распространение успешного опыта работы; прогнозирование дальнейшей деятельности в области НИТ.