Программа для школьных и загородных оздоровительных лагерей «Богатырская слобода»

"Описание материала: "Досуговая программа «Богатырская слобода» предлагает систему организации массового отдыха и оздоровления детей и подростков в школьном летнем лагере и в загородных оздоровительных лагерях. Занимаясь по этой программе дети окунутся в старинный Русский быт, с его обычаями и обрядами. Цель программы - формирование полноценной, психически и физически здоровой личности с устойчивым нравственным поведением, способной к самоопределению и самореализации, сохранение духовно-нравстве...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей «Станция юных техников»












Программа для школьных и загородных оздоровительных лагерей «Богатырская слобода»



Программа для школьных и загородных оздоровительных лагерей «Богатырская слобода»





Программа для школьных и загородных оздоровительных лагерей «Богатырская слобода»



















г. Белгород, 2014 г.

Пояснительная записка


«Как нет человека без самолюбия,

так нет человека без любви к Отечеству,

и эта любовь дает воспитанию верный ключ

к сердцу человека и могущественную опору для борьбы

с его дурными природными, личными,

семейными и родовыми наклонностями».

К.Д. Ушинский


Сегодня проблема сохранения здоровья граждан России по праву стала одним из приоритетов государственной социальной стратегии. Но, ни одну из проблем здоровья нации нельзя решать только силой государства. Необходимо заинтересованное участие в этом деле всего гражданского общества и каждого из нас. Необходимо участие общественных организаций, способных объединить все слои общества по решению задач распространения опыта здорового и активного образа жизни, развития массовых видов спорта, укрепления семьи, создания условий для духовного и физического развития личности, возрождения национальных культурных традиций.

Чувство Родины у ребенка начинается с любви к самым близким людям - отцу, матери, бабушке, дедушке. И родной дом, двор, где он не раз гулял, и вид из окна квартир и детский сад и школа, где он получает радость от общения со сверстниками, и родная природа - все это Родина. В России же произошли такие экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере общих для всех граждан страны духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательное воздействие российской культуры и образования как важнейших факторов формирования чувства патриотизма. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания.

Негативные явления среди подростков, в том числе употребление алкоголя, наркотиков и активное табакокурение - серьезнейшая проблема последнего десятилетия. Затянувшийся социально-экономический кризис не только обострил, но и существенно видоизменил проблему «зависимостей».

Можно с полным основанием сказать, что сейчас в Белгородской области нет ни одного социального слоя, который не был бы заражен употреблением наркотиков. По результатам проведенных исследований, в Белгородской области, каждый 11-летний ребенок знает о наркотических свойствах конопли и клея, среди 13-летних осведомленных уже 2\3 употребляли ее. Меры по профилактике не привели к существенному сокращению численности молодежи и детей, потребляющих наркотики.

Причины наркороста ученые видят в ухудшающемся положении семей. Доля семей с неблагоприятными условиями воспитания детей, в том числе из-за материальных трудностей, достигла 40%.

Сегодня важным фактором, способствующим увеличению масштабов злоупотребления наркотиками, является предание им в молодежной среде статуса особой субкультуры, престижа. Террор среды таков, что курят, пьют и колются даже те, кто не хочет: из боязни прослыть слабаком, трусом, либо стать изгоем в своей компании. Наркотические средства и психотропные вещества стали непременным атрибутом вечеринок, дискотек, концертов, модных музыкальных групп.

Подрастающее поколение и окружающая среда - это две точки отсчета, определяющие благополучие ближайшего будущего. Город порождает значительные социальные и нравственные проблемы.

Последние годы мы живем под воздействием сильнейшего социально-психологического стресса. Состояние наше уникально: мы потеряли опору на прошлое, а это большая психологическая травма, не столь сознательная, сколько бессознательная. Утратили мы и категорию будущего. Мы ведь не очень уверены в завтрашнем дне? Нарушаются естественные связи с миром природы, что отрицательно сказывается на физическом, психическом и нравственном благополучии жителей больших городов. Мы и наши дети живем в условиях постоянного стресса. Многократно возрастают возможности социального расслоения, нарушаются преемственные связи между поколениями. Жители мегаполисов настолько привыкают к широкому выбору возможностей удовлетворения своих потребностей и в то же время постоянно сталкиваются с ситуацией их стимуляции и информационного пресыщения (через рекламу, СМИ и т.д.), что часто не могут «сладить» с соблазнами, которые встают перед ними. Отсюда расслабляющие наркотические и алкогольные стимуляторы и как следствие плохое здоровье, потеря смысла жизни, нежелание работать, служить в армии, воспитывать детей.

Поэтому главное, на сегодняшний день, - вырвать ребёнка из цепких лап агрессивной среды, научить преодолевать психологический стресс, используя позитивные формы поведения. Для этого необходимо показать детям другую здоровую жизнь наполненную смыслом и желанием изменяться, развиваться, чтобы это было важно и нужно. И как нельзя лучше в данной ситуации работает система дополнительного образования и организация досуга детей и подростков. Например, в клубах по интересам, в творческих и спортивных объединениях, клубе исторической реконструкции, который является относительно новым и прогрессивным видом творческой деятельности, в основе лежит воссоздание внешнего облика, культурных ценностей и обычаев людей в отдельно взятом периоде человеческой цивилизации.

Белгородский край издавна славится своими традициями в собирании, изучении и пропаганде традиционной народной культуры. Во многих культурных учреждениях города имеются или вновь создаются местные фольклорные фонды, которые могут быть использованы любительскими фольклорными коллективами и, в то же время, являются базой для научной работы с материалом.

Традиционная культура как одна из составляющих нашего наследия несет в себе весь многовековой опыт прошлых поколений и имеет, безусловно, научную ценность. Ее изучение является важным компонентом этнического образования.

Именно поэтому постоянно возрастает потребность в осмыслении традиционной культуры как уникального феномена, способного положительно воздействовать на современные социокультурные процессы и потребность, а также работе в данном направлении с детьми, создание профильных программ.

Программа «Богатырская слобода» предлагает систему организации массового детского отдыха и их оздоровления на период профильной смены.

Живя в этой «слободе», дети с помощью опытных педагогов в форме ролевой игры создадут субкультуру, уклад которой поможет противостоять террору существующей агрессивной молодёжной среды. И одновременно с помощью свежего воздуха, сбалансированной пищи, физических упражнений смогут значительно укрепить здоровье.

Дети проведут каникулы, окунувшись в жизнь старинного Русского быта с обычаями и обрядами, укладом жизни, осознанием необходимости соблюдать здоровый образ жизни.

Цель программы - формирование полноценной, психически и физически здоровой личности с устойчивым нравственным поведением способной к самореализации и самоопределению, сохранение духовно-нравственного и физического здоровья детей.

Для эффективного достижения поставленной цели необходима реализация следующих задач:

  • развивать систему организованности досуга и отдыха детей и подростков группы риска в каникулярное время;

  • сформировать духовно-нравственные ориентиры на основе традиционных общечеловеческих ценностей;

  • укрепить физическое развитие детей и подростков, сформировать навыки здорового образа жизни, сознательное ответственное отношение к личной безопасности и безопасности окружающих;

  • осуществлять взаимодействие педагогического коллектива с родителями, привлекая их к совместной деятельности и решению проблем воспитания детей;

  • развивать культурно-исторические традиции Белгородского края, приобщать детей народному ремеслу, рукоделию, хоровому пению, народной музыке и танцам;

  • создать благоприятное психологическое состояние разгрузки, состояние комфорта и защищённости детей.

Актуальность программы


Современное общество, рассуждая о культуре, признаёт её существование во множестве разнообразных форм. Исследователями отмечено, что базой, исходной формой является этнокультура. Зачем современному человеку этнокультура, если он говорит на современном языке, поёт современные песни, носит модную одежду, пользуется новейшими технологиями, давно не совершает традиционных обрядов?

А затем, что: мы должны выступать как наследники лучшего в прошлом; изучение народной философии помогает объяснить способ выживания народа на земле; создаётся неразрывная связь между человеком - как частью и большим целостным миром.

Культуру родного края невозможно представить себе без народного искусства, которое раскрывает истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественный вкус и является частью его истории. Устное народное творчество, музыкальный фольклор, народное декоративно-прикладное искусство вобрали в себя дух всего многонационального народа, проживающего на Белгородчине. И если говорить о возможности выбора своих жизненных идеалов, эстетических ценностей, представлений подрастающим поколением, то надо говорить и о предоставлении детям возможности знать истоки национальной культуры и искусства.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  • учебно-познавательная деятельность - получение новых знаний об историческом прошлом родного края;

  • коллективно-творческая деятельность - это совместная генерация и дальнейшая реализация идей. Основной формой организации коллективной творческой деятельности являются коллективные творческие дела, шоу-программы и программы-импровизации, ролевая игра;

  • личностно - ориентированная деятельность - формирование и развитие умений, навыков и установок эффективного общения с участниками профильной смены;

  • эмоционально-эстетическая деятельность - формирование навыков народного творчества и различных видов искусств; стимулирование творческой активности, свободы, эмоциональной раскованности;

  • оздоровление и физическое развитие с использованием природных условий.

ОСНОВНОЕ СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ - моделирование социальной жизни, включение в эту смоделированную деятельность, преодоление возникающих трудностей и закрепление состояния успеха.

Ролевая деятельность предъявляет к участникам реализации программы «Богатырская слобода» следующие требования:

  • соответствие уровня игровых форм возрастным и индивидуальным особенностям участников;

  • создание возможностей переключения с одного вида деятельности на другой;

  • подготовка участников с помощью игры к ориентации в жизненных ситуациях и выбору ценностей для их разрешения;

  • моральное и материальное стимулирование участников;

  • создание благоприятного психологического состояния разгрузки, состояния комфорта.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  1. Положительная динамика роста патриотизма, обеспечение на его основе благоприятных условий для духовного и культурного подъема.

  2. Минимизация негативных проявлений в молодежной среде, снижение преступности, повышение уровня общественной безопасности и правопорядка.

  3. Ведение здорового образа жизни, физическое развитие и стремление к физическому самосовершенствованию, отсутствие вредных привычек, отношение к духовному и физическому здоровью как к важной личной и общественной ценности.

  4. Знание о «малой родине» (родной край: история, культура, традиции, достижения, проблемы и др.), осознание духовных основ русской культуры, способность к творчеству в пространстве русской культуры, умение жить по законам гармонии и красоты.

  5. Осознание неразрывности с Отечеством, неразрывной сопричастности с тем, что его составляет (природа, история, язык, культура, национальная принадлежность, родословие, религия, территория, менталитет и др.).

  6. Гордость за принадлежность к истории, традициям, культуре, героическим свершениям и достижениям Отечества.

  7. Осмысление своей роли и места в жизни общества, государства и судьбе Отечества (социально-ценностное самоопределение).

  8. Высокий уровень самосознания, самодисциплины. Передача опыта ответственности от старших к младшим. Ответственность за собственное поведение, за последствия своих действий.



План мероприятий программы «Богатырская слобода»


Время

Тема мероприятия

Примерное содержание

Формы

мероприятия

Примечание

1 день

утро

Заезд участников лагеря.

Инструктаж по технике безопасности.

Беседа

1 день

вечер

День знакомств

«Здравствуй, наш лагерь!»

Создание календаря лагерной смены, знакомство детей.

Беседа, игра

2 день

утро

Открытие лагеря

Знакомство с правилами поведения в лагере, целями, задачами профильной смены.

Беседа-практикум

2 день

вечер

Шоу - программа

«Ратоборцы»

Костюмированное показательное выступление членов клуба исторической реконструкции

Показательное

выступление

Программу проводит объединение «Ратоборцы» МБОУ ДОД «Станция юных техников»

3 день

утро

«Будни Богатырской

слободы»

Обучение жителей слободы в мастерских: золотая нить, мастерская по изготовлению кукол, бисероплетение, художественная, народный театр и т.д.

Творческая

мастерская

Работа проводится в объединениях по интересам педагогами дополнительного образования, работающими в лагере в профильную смену

3 день

вечер

Посвящение

участников профильной

смены в «Богатыри»

Визитная карточка отрядов

Конкурсная программа

4 день

утро

«Будни Богатырской

слободы»

Обучение жителей слободы в мастерских: золотая нить, мастерская по изготовлению кукол, бисероплетение, художественная, народный театр и т.д.

Творческая мастерская

Работа проводится в объединениях по интересам педагогами дополнительного образования, работающими в лагере в профильную смену

4 день

вечер

«Час фольклора»

Белгородская область - край песен и легенд

Творческий

вечер

Выступление отрядов по теме творческого вечера

5 день

утро

«Будни Богатырской

слободы»

Обучение жителей слободы в мастерских: золотая нить, мастерская по изготовлению кукол, бисероплетение, художественная, народный театр и т.д.

Творческая мастерская

Работа проводится в объединениях по интересам педагогами дополнительного образования, работающими в лагере в профильную смену

5 день

вечер

«Мы борцы

за чистоту!»

Очистка прилегающего леса от мусора

Экологическая эстафета


6 день

утро

«Будни Богатырской

слободы»

Обучение жителей слободы в мастерских: золотая нить, мастерская по изготовлению кукол, бисероплетение, художественная, народный театр и т.д.

Творческая мастерская

Работа проводится в объединениях по интересам педагогами дополнительного образования, работающими в лагере в профильную смену

6 день

вечер

Праздник

старорусских имен

Представление богатырей со старорусскими именами

Праздник

Костюмированный праздник, проводится педагогами дополнительного образования

7 день

утро

«Будни Богатырской

слободы»

Обучение жителей слободы в мастерских: золотая нить, мастерская по изготовлению кукол, бисероплетение, художественная, народный театр и т.д.

Творческая мастерская

Работа проводится в объединениях по интересам педагогами дополнительного образования, работающими в лагере в профильную смену

7 день

вечер

Конкурс плакатов

«Былины»

Дети представляют плакаты и защищают их

Конкурс


8 день

утро

«Будни Богатырской

слободы»

Обучение жителей слободы в мастерских: золотая нить, мастерская по изготовлению кукол, бисероплетение, художественная, народный театр и т.д.

Творческая мастерская

Работа проводится в объединениях по интересам педагогами дополнительного образования, работающими в лагере в профильную смену

8 день

вечер

Мастер-классы

по традиционным танцам

Обучение участников профильной смены народным танцам

Мастер-класс

Занятие проводят приглашенные инструкторы по танцам

9 день

утро

Выставка

«Город мастеров»

На выставке примут участие работы участников профильной смены.

Выставка

Дети представляют работы, сделанные в творческих мастерских «Будни Богатырской слободы»

9 день

вечер

«Богатырская сила»

Спортивные мероприятия:

1.Щит-меч

2.Сеча (бугурт)

3.Меч-меч

4.Бои на мешках на бревне

5.Стеношный бой

6.Стрельба из лука

Спортивные

игры

Проводятся объединением «Ратоборцы» МБОУ ДОД «Станция юных техников», используются муляжи оружия из фанеры

10 день

утро

«Будни Богатырской

слободы»

Обучение жителей слободы в мастерских: золотая нить, мастерская по изготовлению кукол, бисероплетение, художественная, народный театр и т.д.

Творческая мастерская

Работа проводится в объединениях по интересам педагогами дополнительного образования, работающими в лагере в профильную смену

10 день

вечер

«Остров сокровищ»

Поиск клада с препятствиями

Спортивная игра


11 день

весь день

«Праздник в слободе»

Подготовка к костюмированному празднику, проведение праздника

Праздник

хорового

пения и танцев


Музыкальное сопровождение предоставляется педагогами дополнительного образования (аутентичные инструменты: волынка, барабаны, бубны, гусли, рожки, хоровое пение).

12 день

утро

Выпуск газет

«История родного края»

Участники профильной смены оформляют газету отряда

Творческая мастерская

12 день

вечер

Представление газеты

«История родного края»

Участники профильной смены представляют газету отряда

Презентация

13 день

утро

«Будни Богатырской

слободы»

Обучение жителей слободы в мастерских: золотая нить, мастерская по изготовлению кукол, бисероплетение, художественная, народный театр и т.д.

Творческая мастерская

Работа проводится в объединениях по интересам педагогами дополнительного образования, работающими в лагере в профильную смену

13 день

вечер

«Краевед-эрудит»

Ответы на вопросы о родном крае

Викторина

14 день

День кукольного

спектакля

Отряды подготавливают представление с куклами, сделанными в творческих мастерских.

Спектакль

Тематика представлений - устное народное творчество, пословицы, поговорки, былины.

15 день

утро

«Будни Богатырской

слободы»

Обучение жителей слободы в мастерских: золотая нить, мастерская по изготовлению кукол, бисероплетение, художественная, народный театр и т.д.

Творческая мастерская

Работа проводится в объединениях по интересам педагогами дополнительного образования, работающими в лагере в профильную смену

15 день

вечер

Малые олимпийские

игры

Участники соревнуются в быстроте, ловкости, выносливости

Спортивные эстафеты, игры, конкурсы

На олимпийские игры для участия вместе с детьми приглашаются родители

16 день

Этнокультурный

маршрут

Туристический поход по родному краю

Поход

Проводит педагог, приглашенный из центра туризма

17 день

утро

Оформление фотоальбома «Богатырская слобода»

Отряды оформляют совместный альбом о жизни в лагере

Творческая мастерская

17 день

вечер

«Приобщение к истокам»

Олимпиада по знанию традиционной кухни Белгородской области

Краеведческая олимпиада

18 день

утро

«Народные промыслы»

Приглашенные мастера проводят обучение по изготовлению предметов из кожи и ткани, деревянных изделий и украшений.

Мастер-класс

Мастер-классы проводят приглашенные мастера народного творчества

18 день

вечер

Оформление фотоальбома «Богатырская слобода»

Отряды продолжают оформлять совместный альбом о жизни в лагере

Творческая мастерская

19 день

утро


«Боевые шахматы»

В роли «шахмат» выступают отряды-участники профильной смены

Спортивная игра

В роли инструктора выступает приглашенный педагог дополнительного образования МБОУ ДОД «Станция юных техников»

19 день

вечер

«Ветер перемен»

Просмотр и обсуждение документального фильма о жизни в слободе, снимавшегося в течение профильной смены

Диспут

20 день

утро

Закрытие профильной

смены

Подведение итогов жизни в лагере

Презентация, дискуссия

20 день

вечер

«Возьмемся за руки друзья»

Тематика спектаклей - устное народное творчество.

Театральное представление

Приглашается объединение «Ратоборцы», инструкторы по народным танцам и др.

21 день

Уборка комнат,

территории,

отъезд детей

Список литературы


1. Большой энциклопедический словарь. - 2-е изд. - М.: Большая Российская энциклопедия; СПб.: Норинт, 2002. - С. 595.

2. Быков А.К. Проблемы патриотического воспитания// Педагогика. - 2006. - № 2. - С. 37-42.

3. Введение в научное исследование по педагогике. - М.: Просвещение, 1988. - 239 с.

4. Возрождение и будущее Отечества - в патриотизме молодежи. - М.: МПА, 2000. - 208 с.

5. Гражданское образование: формирование активной жизненной позиции гражданина. - М.: Веди-принт, 2001. - 288 с.

6. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. - М.: Прометей, 1992. - 528 с.

7. Лутовинов В.И. В патриотизме молодежи - будущее России. - М.: Фонд Андрея Первозванного, 1999. - 208 с.

8. Лутовинов В.И. Патриотизм: проблемы формирования у молодежи в современных условиях. - М.: ВУ, 1997. - 124 с.

9. Патриотическая идея накануне 21 века: прошлое или будущее России. - Волгоград: Перемена, 1999. - 300 с.

10. Суколенов И.В. Теория и практика патриотического воспитания учащихся в современных условиях. - Курган: КУ, 2006. - 177 с.

11. Формирование личности: проблемы комплексного подхода в процессе воспитания школьника. - М.: Педагогика, 1983. - 256 с.


© 2010-2022