Инновационный подход к управлению «Школой Здоровья»

Под «Школой здоровья» мы понимаем вид государственного учреждения, который реализует как программу средней общеобразовательной школы, так и обеспечивает комплексное решение задач по образованию, оздоровлению обучающихся с проблемами здоровья и профилактике заболеваний».  Сначала мы разработали стратегию и цели развития школы в новый тип образовательного учреждения, где сохранение здоровья школьников и учителя – основной результат и показатель качества ее работы. Для достижения поставленных целей с 2012 г. открыта областная опытно-экспериментальная площадка, которая определила педагогический эксперимент, поиск и творчество коллектива в создании нового здоровьетворческого типа образовательного учреждения. Сразу возникла проблема: «Как построить управление школой н...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Статья Томиловой Флюры Ризануровны

Инновационный подход к управлению «Школой Здоровья»

Человеческое общество основывается на вечных ценностях, среди которых - здоровье, образование, творчество. Это связано с тем, что они являются ресурсом и залогом успешного развития общества и человека. Между тем, ресурсы здоровья ученика в современной школе уменьшаются. Тенденция ухудшения здоровья школьников приняла устойчивый характер, а основная причина этого - длительное (в течение одиннадцати лет), ежедневное, стрессогенное влияние на ученика образовательного процесса. Поэтому перед нашей школой возникла насущная проблема - забота о сохранении здоровья учеников как условие повышения качества жизни детей и качества работы школы.
В статье мы поставили задачу отразить разработанную и экспериментально проверенную систему управления, представляющую целостную совокупность профессиональных, материальных, информационно-правовых, технических, медицинских и других взаимосвязанных компонентов, которые позволили реализовать функции управления в становлении «Школы здоровья».
Под «Школой здоровья» мы понимаем вид государственного учреждения, который реализует как программу средней общеобразовательной школы, так и обеспечивает комплексное решение задач по образованию, оздоровлению обучающихся с проблемами здоровья и профилактике заболеваний».

Сначала мы разработали стратегию и цели развития школы в новый тип образовательного учреждения, где сохранение здоровья школьников и учителя - основной результат и показатель качества ее работы. Для достижения поставленных целей с 2012 г. открыта областная опытно-экспериментальная площадка, которая определила педагогический эксперимент, поиск и творчество коллектива в создании нового здоровьетворческого типа образовательного учреждения. Сразу возникла проблема: «Как построить управление школой нового типа - «Школой здоровья»?». Проблема в том, что прежняя система управления давала сбои, и потребовалось создать новую, которую мы характеризуем как интеграцию управления образовательным учреждением и опытно-экспериментальной работой по созданию новой «Школы здоровья».

Поэтому управление построено на системном подходе, суть которого в том, что мы разработали системные изменения всех компонентов деятельности школы: целей, содержания, методов, форм организации педпроцесса, а также системы управления. Системную организацию дополнили инновационным подходом к управлению. Он заключается в том, что интегрированная система управления построена на новообразованиях во всех компонентах системы: получении информации о здоровье субъектов; создании модели школы здоровья; создании здоровьетворческих ресурсов и программ; разработке новых функций управления; принятии новых управленческих решений. Инновационный подход заключается также в том, что разработана новая технология управления, которая соответствует инновационным функциям школы: социальным требованиям к «Школе здоровья», актуальным и перспективным образовательным потребностям учащихся, рациональности управления, которые обеспечивают стабильность функционирования «Школы здоровья». Как показал эксперимент, такое управление приводит школу к новым интегративным свойствам и новым результатам - становлению «Школы здоровья». Вот некоторые (предварительные) результаты такого управления.
Инновационное управление строилось на разработанной модели «Школы здоровья» (осуществлено научным руководителем ОЭР - Цикало Е.С.). Модель разработана на совокупности общенаучных подходов - системного, здоровьесберегающего, деятельностного, культурологического, рефлексивного, ресурсного, средового, а также на принципах - гуманистической педагогики, укрепления здоровья субъектов, формирования индивидуальной культуры здоровья. Модель закономерно включает компоненты: «Нормативно-правовая база»; «Цели школы здоровья»; «Обучение школьников и учителей индивидуальной культуре здоровья и здоровому образу жизни»; «Гуманистические, личностно ориентированные, здоровьетворческие технологии обучения и воспитания»; «Здоровьесберегающий режим жизнедеятельности школы и учащегося»; «Психолого-педагогическая служба здоровья»; «Физическая культура и здоровье»; «Школьный медицинский центр»; «Здоровьетворческая компетентность учителя»; «Санитарно-гигиеническое состояние и дизайн школы»; «Семья, здоровье и школа»; «Сохранение здоровья школьников на основе взаимодействия школы с социумом»; «Управление школой здоровья». Системообразующими связями этой модели являются цели «Школы здоровья» - это образование, оздоровление обучающихся с проблемами здоровья и профилактика заболеваний в учебно-воспитательном пространстве школы.
В управленческой деятельности мы руководствовались разработанными критериями эффективности работы «Школы здоровья» и качества образования, к которым отнесли: диагностически достоверное улучшение состояние здоровья школьников, их личностное развитие, повышение профессиональной компетентности педагогов, удовлетворённость качеством образовательных и медицинских услуг субъектов образовательного процесса. Инновационное управление осуществляется по созданному управленческому циклу, который выполняет следующие управленческие функции.
Информационно-аналитическая функция управления. Важность этой функции обозначена М.М. Безруких, которая пишет, что «мониторинг учащихся 56 регионов России…в 2001-2004 г.г., показал, что школы не имеют объективных данных о состоянии здоровья школьников» [5, с. 30]. Чтобы реализовать ее, мы создали службу мониторинга здоровья и разработали (адаптировали) систему диагностик физического, психического, социального здоровья школьников и учителя, диагностик индивидуальной культуры здоровья и анализ школьной социоприродной среды. В состав службы мониторинга входят медицинские работники,психолог, социальный педагог, учитель-логопед, учителя физической культуры, заместители директора, учителя - экспериментаторы. Создали банк данных о состоянии здоровья обучающихся в школе, доступный администрации школы, коллективу учителей, Совету школы, педсоветам, научно-методическому совету, медико-психолого-педагогическому центру, учителям школьных методических объединений, учителям-экспериментаторам, а главное - школьникам и их родителям. На этой основе разрабатываются учебные и опытно-экспериментальные учебно-воспитательные программы по формированию индивидуальной культуры здоровья, оздоровлению детей с проблемами здоровья. Диагностика здоровья сложный процесс, поэтому используются многообразные методики. В системе осуществляем мониторинг физического здоровья учащихся по анализу медицинских карт, анализу количества дней-пропусков, а также анализируем режим работы школы и учащихся. Диагностика психического здоровья (его составляющих) учащихся, осуществляется по следующим методикам - социометрии, экспертной оценки адаптированности ребенка к школе (авторы Соколова О. Л., Сорокина О. В., Чирков В. И.), тестам тревожности: в начальной школе вторы Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен; в среднем звене по шкале тревожности Филипса и Ч. Д.Спилбергера; на старшей ступени школы, по дифференциально - диагностическому опроснику, по шкале социально-психологической адаптации (авторы К. Роджерс, Р. Даймонд), систематически изучаем состояние психологического климата в классе и другие. Диагностику ценностного отношения к здоровью у школьников осуществляем по методике М. Рокичча «Ценностные ориентации» и многим другим методикам.

К результатам функционирования этого аспекта управления можно отнести достижение целей «Школы здоровья» - это создание банков информации: 1) о состоянии здоровья (его динамики по годам) школьников и учителей; 2) о методиках анализа качества образовательных услуг с позиции здоровьесбережения (усвоения знаний о здоровье и ЗОЖ; гигиенических умений; ценностного отношения к здоровью; здоровьесберегающего поведения); 3) научного материала о здоровье, ЗОЖ, индивидуальной культуре здоровья человека, качестве жизни и здоровья, о сущности ценностного отношения к здоровью, условиях его сохранения (видеотека, библиотека, сайты Интернет); 4) целевых программ (учебных и опытно-экспериментальных) и методической копилки учебно-воспитательных проектов по сохранению и укреплению здоровья, воспитанию индивидуальной культуры здоровья школьников и учителя.
Мотивационно-целевая функция управления заключается в определении и корректировке целей «Школы здоровья»; мотивации субъектов образовательного процесса на принятие целей и их достижение. Реализация этой функции была осуществлена нами такими формами работы: системой курсовой подготовки педагогов, семинаров, педагогических советов, на которых изучались проблемы сохранения здоровья у учителя и учащихся, созданием здоровьетворческого образовательного процесса и условий, системных здоровьетворческих изменений воспитательного пространства школы. Темы педсоветов звучали так: «Создание здоровьесберегающего воспитательного пространства в школе», «Легко ли быть учеником?», «Здоровый учитель - здоровый ученик» и другие. Организована курсовая подготовка педагогов по формированию индивидуальной культуры здоровья школьников. Создана и постоянно работает творческая группа педагогов - экспериментаторов. Считаем важным мотивировать их работу, поэтому разработали систему мер морального и материального поощрения. Предоставили возможность учителям для презентации и распространения передового педагогического опыта не только в городе , осуществляем доплату за исследовательскую деятельность. Разрабатываем и экспериментально проверяем здоровьетворческие элективные курсы для профильного обучения. Апробируются программы сохранения здоровья младших школьников, такие как «Сохрани улыбку красивой», «Острое зрение», «Основы гигиены» и другие. Разработаны методические рекомендации (в виде видеотеки и печатных комплексов), направленные на формирование индивидуальной культуры здоровья в предметных областях - биологии, физики, литературы, истории, физической культуры, английского языка, ОБЖ.. На базе школы проводятся семинары и конференции по распространению педагогического опыта в данном направлении.

Реализация планово-прогностической функции управления заключается в создании комплексно-целевых программ и достижения цели школы здоровья: программа развития «Школы здоровья» на период до 2015 года; программа «Здоровье школьника», единая программа сопровождения, поддержки, адаптации учащихся 1- 11 классов; программа педагогического сопровождения семьи. А так же разработаны и внедрены программы повышения компетентности учителя в вопросах формирования индивидуальной культуры здоровья и ЗОЖ школьников; осуществляется проектирование и контролирование здоровьесберегающего образовательного процесса на основе анализа уроков с позиции здоровьесбережения.
Реализация данной функции повлияла на состояние здоровья и качество об-разовательного процесса в школе. Значительно повысилась компетентность педагогов в вопросах формирования у школьников знаний о здоровье, гигиенических умений, ценности ЗОЖ. Почти все учащиеся школы среди ценностных ориентиров - здоровье определяют на первом месте и стремятся к осознанному ведению здорового образа жизни. Работа по адаптированным на сохранение здоровья программам (учебным и опытно-экспериментальным) показала овладение школьниками (8-9 классов) умениями и навыками по измерению пульса, артериального давления, определения наличия плоскостопия, правильности осанки, которые мы рассматриваем поведенческим компонентом индивидуальной культуры школьника.
Чтобы воплотить организационно-исполнительские функции управления разработали наиболее оптимальную, как показал эксперимент, матричную форму его организации. Для этого создали новые условия, разделили ответственность субъектов педпроцесса, перераспределили функциональные обязанности администрации. Структура управления: школьная психолого- педагогическая коррекционная служба; создали школьный Совет содействия здоровью. Создан и контролируется здоровьесберегающий режим и санитарно-гигиенические условия работы школы, направленные на оздоровление детей. К важному направлению медицинской службы мы относим индивидуальную работу по коррекции и развитию ребёнка.
Сущность контрольно-диагностической функции управления заключается в сочетании административного и общественного контроля, самоанализа, самоконтроля и самооценки учащимися и учителем состояния здоровья и определении динамики изменений состояния здоровья в зависимости от изменений образа жизни. В школе функционируют типичные виды контроля, которые (на основе анкетирования субъектов образовательного процесса, мониторинга, тестирования, наблюдения, анализа и самоанализа уроков и внеклассных мероприятий с позиции здоровьесбережения) определяют сформированность индивидуальной культуры здоровья. Мы разработали анализ урока с позиций здоровьесберегающих технологий обучения, который показывает повышение компетентности учителей в вопросах формирования индивидуальной культуры здоровья. Школьники ведут индивидуальные дневники здоровья (все учащиеся 1- 5- ых классов), а также в 8-9- х классах карты индивидуального развития.

Проведение динамических пауз на уроках стало нормой не только в начальной школе, но и в среднем и старшем звене, что позволяет снять психологическое напряжение и увеличить двигательную активность школьников. Возросла рефлексивная культура учителя в вопросах здоровьесбережения. Улучшилась удовлетворённость родителей (по данным ежегодно социологического опроса) качеством образовательных и медицинских услуг.

Регулятивно-коррекционная функция управления строится нами на основе объективных диагностик, оперативного регулирования и корректировки работы «Школы здоровья», всех ее компонентов. В связи с динамичностью социокультурной и здоровьесберегающей среды цели мы постоянно конкретизируем и корректируем. Оперативно корректируем программы обучения и воспитания (учебные и опытно-экспериментальные), с тем, чтобы учащиеся глубоко и полно освоили знания о здоровье и ЗОЖ, гигиенические умения, которые являются основой осознанного здоровьесберегающего поведения. Под особым контролем режим работы школы и учебной деятельности, которые направлены на успешное «в радость» обучение, а, значит сохранение здоровья школьником.

Таким образом, инновационный подход к управлению «Школой здоровья» позволил получить воодушевляющий положительный результат и достигнуть основной цели - создать условия и потребности для большинства школьников быть Здоровым!


Литература:
1. Менеджмент в управлении школой. Научный редактор Шамова Т.И. Москва МИП «NB Магистр», 2002.
2. Моисеев А.М., Капто А.Е., Лоренсов А.В., Хомерики О.Г. Нововведения во внутришкольном управлении. Научно-практическое пособие для руководителей образовательных учреждений и территориальных образовательных систем. /Под общей редакцией А.М. Моисеева. - М.: Педагогическое общество России, 2008.
3. Зверева В.И. Организационно-педагогическая деятельность руководителя школы. - М.: Новая школа, 2007.
4. Афанасьева Т.П., Немова Н.В. Профильное обучение: педагогическая система и управление. Книга 2. Управление профильным обучением старшеклассников. Методическое пособие. /Под ред. Н.В. Немовой. - М.: АПК и ПРО, 2004.
5. Безруких М.М. Здоровье детей и школьные факторы риска.// Здоровье детей.-2005.- № 17, 18, 19.
6. Поташник М.М. Управление качеством образования. Методическое пособие. - М: Педагогическое общество России, 2003.



© 2010-2022