Выступление на педсовете Формирование универсальных учебных действий на уроках географии

Раздел Завучу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Формирование универсальных учебных действий

на уроках географии


Сосновских Н.В., учитель географии

МАОУ СОШ № 72


Предметные знания были приоритетом российского школьного образования, и мы всегда гордились тем, что наши учащиеся знают больше, чем их зарубежные сверстники. Посещая уроки в средней школе в США или Великобритании, наши старшеклассники, приехавшие по обмену в эти страны, с удивлением и превосходством говорили: «А мы это прошли еще в 8, 7, … классе!»

Да, наверное, по количеству и качеству знаний наши ученики превосходят своих сверстников и сейчас, несмотря на то, что результаты международного тестирования PISA говорят об обратном: Россия входит в четвертый десяток стран по уровню читательской, математической и естественно-научной грамотности среди 65 стран мира. В основе тестов PISA лежит мнение экспертов о том, что мало просто знать факты и правила, - нужно еще уметь их использовать.

Это мнение перекликается с высказыванием известного немецкого педагога XIX века Фридриха Дистервега: «Не в количестве знаний заключается образование, а в полном понимании и искусном применении всего того, что знаешь». Так же актуально звучат и его следующие слова: «Со знанием должно быть обязательно умение. Печальное явление, когда голова ученика наполнена большим или меньшим количеством знаний, но он не научился их применять». Вполне очевидно, что наши учащиеся должны научиться применять то, что они знают.

Целью нынешнего образовательного стандарта является формирование личности. Для выращивания этой личности ведущую роль играют не столько предметные результаты, сколько личностные и метапредметные, что полностью соответствует новому стандарту.

Одно из ключевых понятий предметных программ, в том числе и по географии, - линия развития ученика средствами предмета. Это совокупность связанных друг с другом умений, последовательное развитие которых обеспечивает достижение предметных результатов в аспекте формирования разных компетенций.

Средствами достижения личностных и метапредметных результатов по географии могут служить:

1) текст (например, познавательного, нравственно-социального и культурного характера);

2) иллюстративный ряд (например, схемы, таблицы, карты);

3) продуктивные задания, т.е. вопросы, на которые в тексте учебников не содержится прямых ответов, в то же время там имеется информация, преобразуя которую (создавая для решения задачи собственную модель реальности), ученик может сформулировать свою версию ответа.

Предмет «География», наряду с достижением предметных результатов, нацелен на личностное развитие ученика, так как дает осознание единства географического пространства России и мира как единой среды обитания всех населяющих ее народов, уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность. В качестве примера приведу использование на уроках географии в 8-9 классах социальный анимационный фильм «Мульти-Россия» (второе официальное название «Мы живем в России») - цикл мультфильмов о разных регионах, городах и народностях России (мультфильм об Ульяновской области).

Предмет «География», служит формированию коммуникативных универсальных учебных действий, так как обеспечивает возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения. Система заданий методического аппарата учебников, практикумов, контурных карт для самостоятельной деятельности позволяют качественно подойти к формированию этих умений. Так, например, на уроках географии и во внеурочной деятельности использую игровые формы обучения.

На уроке географии прослеживается и формирование регулятивных учебных действий. В начале урока учащиеся знакомятся с содержанием темы, тематикой творческих и практических работ, списками географической номенклатуры и дополнительной литературы. Учащиеся самостоятельно определяют цели и задачи своей деятельности на уроке. Затем выбирают свою индивидуальную траекторию обучения:

  • работа с контурной картой и атласом (Нанесение на контурную карту основных объектов природы);

  • выполнение практической работы;

  • составление логического опорного конспекта.

В конце темы проводится работа с целью оценки успешности освоения изученного материала по данной теме.

В качестве примера приведу образцы опорных листов, применяемые на уроках в 8 и 10 классах.

Также на уроках географии в процессе освоения системы понятий и правил у учеников формируются познавательные универсальные учебные действия.

Познавательные универсальные учебные действия формируются через присвоение учениками систему приёмов понимания текста. Это могут быть:

- задания на извлечение, преобразование и использование текстовой информации (например, чтение таблицы, преобразование текста в таблицу, схему и т.д.);

- использование разного ряда визуальных подсказок и ключей, формулировок проблемных вопросов, «иллюстративного» визуального ряда (представлены в учебнике, составляются самими детьми или даются в презентациях в интерактивном режиме);

- приёмы работы с определениями как учебно-научными текстами;

- система работы с различными географическими словарями.

В качестве примера приведу выполнение творческой работы «Рекреационные ресурсы Северного Кавказа» и открытого бинарного урока по теме : «Уникумы Урала»

Для того чтобы сформировать у учащихся любое УУД необходимо:

- сформировать первичный опыт выполнения этого действия при изучении различных учебных предметов и мотивацию;

- основываясь на имеющемся опыте, сформировать понимание способа (алгоритма) выполнения соответствующего УУД (или структуры учебной деятельности в целом);

- сформировать умение выполнять изученное УУД посредством включения его в практику учения на предметном содержании разных учебных дисциплин, организовывать самоконтроль его выполнения и при необходимости - коррекцию;

- организовать контроль уровня сформированности данного УУД.

УУД выполняют определенные функции:

- обеспечивают возможность учащимся самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

- создают условия для развития личности и ее самореализации, толерантных установок личности, обеспечивающих ее жизнь в поликультурном обществе;

- обеспечивают успешное усвоения знаний, умений и навыков, формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.

Таким образом, универсальные учебные действия на уроках географии не только дают ребенку знания, но и обеспечивает его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружают таким важным умением, как умение учиться. Раньше мы учили, передавая знания и свой опыт по его формированию ученикам, а теперь мы должны помочь ученику самому добывать знания, консультировать ученика и корректировать процесс самообучения и самосовершенствования.


© 2010-2022