Доклад на конференции для учителей физики и математики

Выпускник современной школы, способный жить и трудиться в новых условиях, должен обладать определенными качествами личности, которые формируются в современной школе. Именно учитель должен помочь, создать условия для воспитания конкурентоспособного ученика. Для этого необходим постоянный поиск путей плодотворного решения педагогических проблем. Ключевые слова: конкурентоспособный , компетентный выпускник, научное мировоззрение учащегося, Малая академия наук, креативность.
Раздел Завучу
Класс 11 класс
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Секция: «Моделирование естественно - математического образовательного пространства подготовки компетентного выпускника»

Ряшко С.В.

учитель-методист

высшей категории

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА КАК ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ МОДЕЛИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОГО ВЫПУСКНИКА.

Аннотация

Выпускник современной школы, способный жить и трудиться в новых условиях, должен обладать определенными качествами личности, которые формируются в современной школе. Именно учитель должен помочь, создать условия для воспитания конкурентоспособного ученика. Для этого необходим постоянный поиск путей плодотворного решения педагогических проблем.

Ключевые слова: конкурентоспособный , компетентный выпускник, научное мировоззрение учащегося, Малая академия наук, креативность.

Воспитание не только должно развивать разум человека, но должно зажечь в нем жажду серьезного труда, без которого жизнь его не может быть ни достойной, ни счастливой.

К. Ушинский

Чем интересуются сегодняшние школьники больше всего? Кем мечтают стать? Что помогает лучше учиться, проявлять свою творческую индивидуальность? Какую роль играет школа, и какой она должна быть в будущем, чтобы подготовить человека не только к полноценной жизни, но еще и развивать творческую личность, склонную к саморазвитию, самореализации и, главное, интересно ли ему учиться? Эти и еще множество вопросов ставит перед собой сегодняшняя школа. Каким ему быть выпускнику современной школы? Каковы перспективы формирования образовательного пространства нового поколения и как следствие формирование конкурентоспособного, компетентного выпускника XXI века.

Традиционная школа оторвана от жизни. В ней ученик не живет, а учится жить. Он выполняет задачи школьной программы, приобретает знания, умения и навыки, развивается как гармоничная личность, но, к сожалению, большинство учащихся ходят в школу без должного интереса, без радости, их ведет туда необходимость, привычка, страх перед недовольством родителей. И только небольшая часть учеников идет в школу за глубокими знаниями, развивают на их основе свои взгляды и убеждения.

Система образования в любой стране призвана способствовать реализации основных задач социально-экономического и культурного развития общества, ибо именно учебные заведения готовят человека к активной деятельности в разных сферах экономической, культурной и политической жизни страны. Способность образовательного учреждения достаточно гибко реагировать на запросы общества, сохраняя при этом накопленный положительный опыт, имеет очень большое значение.

Сегодня в период становления новой страны и школа претерпевает реформирование: это и переход на новые учебные стандарты, и новые критерии оценивания, и новые учебники, новые требования и новые журналы. Все новое, но станет ли обучающийся новым по своей сути? Сможет ли думать самостоятельно, решать разнообразные проблемные задачи, обладать критическим и творческим мышлением, будет ли он иметь достаточный словарный запас, чтобы легко и непринужденно чувствовать себя в обществе? В новом обществе, где его ждут, где он будет востребован.

Таким образом, выпускник современной школы, который будет жить, и трудиться в новых условиях, должен обладать определенными качествами личности, которые формируются в новой современной школе. Именно учитель должен помочь, создать условия для этого. Прежде всего, необходим постоянный поиск путей плодотворного решения педагогических проблем. Как говорил Д.И. Менделеев: «Только тот учитель и будет действовать плодотворно на всю массу учеников, который сам силен в науке, ею обладает и ее любит».

Общество информационных технологий, в котором мы сегодня живем, заинтересовано в том, чтобы выпускники школ были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни.

Главное стратегическое направление развития системы школьного образования в любой стране лежит на пути решения проблемы личностно-ориентированного образования - такого образования, в котором личность ученика была бы в центре внимания педагога, в котором деятельность ученика, познавательная деятельность, а не преподавание, была бы ведущей в тендеме «учитель-ученик». Учитель не просто должен быть «предметодателем», он должен стать главным советчиком и создать условия для развития и творческого роста обучающегося.

Рассмотрим эти условия более подробно.

  • Прежде всего, это вовлечение каждого ребенка в активный познавательный процесс. У каждого учителя найдется в арсенале его педагогических методов пару таких, которые заставят ученика думать, искать ответ, познавать. Это и проблемные вопросы и задачи, и выдвижение поисково - проблемных гипотез и многое другое.

  • Применение полученных знаний на практике.

  • Развитие научного мировоззрения обучающегося, расширение его кругозора и глубины математических и физических знаний. С этой целью необходимо в школах создавать научные общества, участвовать в работе Малой академии наук района и республики;

  • Свободный доступ к необходимой информации в научных, культурных, информационных центрах с целью формирования собственного независимого, но аргументированного мнения в той или иной сфере, возможности ее всестороннего исследования;

  • Постоянное испытание своих интеллектуальных, физических, нравственных сил для определения возникающих проблем и их искоренения;

  • Совместная работа в сотрудничестве, когда нужно проявлять свои коммуникативные умения. Это можно делать на любом уроке, используя интерактивные технологии, которые предполагают работу в группах;

  • Широкое общение со сверстниками из других школ своего города и других регионов;

  • На урок ученик должен идти с радостью познания, не боясь ошибиться. Учитель должен стать другом и помощником для него.

Для ученика знания должны стать необходимостью.

Таким образом, выпускник современной школы, который будет жить, и трудиться в новом обществе, должен обладать определенными качествами личности:

1. Гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания и умело применяя их на практике для решения различных задач, включая проблемные.

2. Самостоятельно критически мыслить, использовать современные технологии, уметь творчески мыслить и применять знания на практике.

3. Грамотно работать с информацией: уметь собирать необходимые для исследования определенной задачи сведения и факты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения проблем, делать необходимые обобщения, формулировать аргументированные выводы.

4. Быть коммуникабельными, уметь работать сообща в разных областях, предотвращая конфликтные ситуации или умело выходя из них.

5. Самостоятельно трудиться над развитием собственного интеллекта, культурного уровня.

6. Выпускник должен уметь ценить культурную и творческую деятельность, участвовать в ней, развиваясь в разных направлениях.

Доклад на конференции для учителей физики и математики

7. Выпускник должен осознавать взаимосвязь и существующие механизмы природы, ценить их важность, а также умеет эффективно и ответственно использовать природные ресурсы.

Современный выпускник должен стать творческой и креативной личностью. На сегодняшний день существует более ста определений креативности. Дж. Гилфорд определил, что «креативность - это процесс дивергентного мышления». Однако он включил в структуру креативности не только дивергентное мышление, но и способность к преобразованиям, к точности решения и другие интеллектуальные параметры. В частности, умение генерировать большое количество идей, гибкость, оригинальность, способность решать проблемные задачи нестандартно, для этого учитель должен отказаться от механического перенесения знаний, он должен осуществлять научное сопровождение обучающегося, давать рекомендации в его проблемно-поисковой деятельности.

В процессе педагогической деятельности я опираюсь на активное обучение и интерактивную работу в парах и группах для организации познавательной деятельности, которая имеет конкретную цель - создать комфортные условия обучения, при которых каждый подросток ощутит свою успешность и интеллектуальные возможности. В работе применяю методы: исследовательский (старшая школа), частично-исследовательский (основная школа), пояснительно-иллюстративный (подготовка к исследованиям).

Практика моей работы показала, что применение на уроках игровых методов, моделирования, решение прикладных и исследовательских задач, самостоятельная работа, исследовательская и экспериментальная деятельность, участие в семинарах и диспутах, работа над проектами влияют на развитие креативной личности, так необходимой современному обществу. Доклад на конференции для учителей физики и математики

В каждой учебной теме по физике или математике можно создать условия для небольшого научного исследования, которое приведет к генерации различных (иногда неимоверных) идей. Решение проблемных поисковых задач приводит к различным альтернативным решениям, к созданию ситуации успеха и ощущения правильности и необходимости выполненной задачи. Учителю необходимо каждый урок строить так, чтобы в процессе учения у учеников был стойкий интерес к предмету и процессу познания, к учебной активности и желанию творить и познавать.

«Важен не тот статус, который мы сегодня имеем в жизни, а направление, в котором мы движемся». Эти слова О. Голмса очень точно характеризуют общество XXI века, которое испытывает постоянное движение вперед, в определенном направлении. То же самое можно сказать об образовании, которое испытывает постоянные динамические изменения. Человек, наука, образование - никто и ничто не желает останавливаться на достигнутом, желая новых открытий и достижений. Учитель является фундаментом, на котором развивается общество потому, что у каждого человека - от Президента до рабочего - был свой учитель. Никто без него не стал бы личностью. Именно учителя призваны помочь обучающимся выявить свои способности, таланты, создать условия для самореализации. Это поможет успешно учиться, воплотить в жизнь их планы, помочь максимально развить их способности. Выпускник, у которого будут сформированы элементарные способности исследователя, будет работать значительно эффективнее, и принесет больше пользы обществу, сможет само реализоваться в жизни.

Литература:

1. Баранников А.В. Самообразование и компетентностный подход - качественный ресурс образования: Теория и практика. - М.: Московский центр качества образования, 2009. - 496 с.

2. Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. pedlib.ru› Books/5/0306/5_0306 - 1.shtml (дата обращения 14.03.2014)

3. Зимняя И.А. Компетентностный подход. Каково его место в системе современных подходов к проблемам образования? (Теоретико-методологический подход) / И.А. Зимняя // Высшее образование сегодня. - 2006. - № 8. - С. 21-26.

4. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет-журнал "Эйдос". - 2002. - 23 апреля. eidos.ru/journal/2002/0423.htm. (дата обращения 14.04. 2014).

.

© 2010-2022