Организация дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья

Современное общество ставит перед педагогикой и специальной психологией новые профессиональные задачи. Среди них главная - раннее включение детей с нарушениями развития в открытое образовательное пространство и создание условий для их полноценного воспитания и обучения. Чаще всего в нашей стране обучение детей с целым рядом заболеваний по медицинским показателям организуется на дому. При домашнем обучение ребенка, происходит золяция его от коллектива, что может формировать замкнутость, страхи и ...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Хабибуллина Ольга Дмитриевна

Заместитель директора, учитель-логопед

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, центр диагностики и консультирования

«Шанс-Омет» Елабужского муниципального района Республики Татарстан

Организация дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья

Современное общество ставит перед педагогикой и специальной психологией новые профессиональные задачи. Среди них главная - раннее включение детей с нарушениями развития в открытое образовательное пространство и создание условий для их полноценного воспитания и обучения.

Чаще всего в нашей стране обучение детей с целым рядом заболеваний по медицинским показателям организуется на дому. Обучение ребенка на дому часто приводит к его изоляции от детского коллектива, формированию патологической замкнутости, нежелания и боязни общения с другими детьми. А существующая практика организации надомного обучения не может в полной мере обеспечить качественное образование и интеграцию в общество ребенка с недостатками здоровья. В результате в настоящее время получение общего образования детьми с ограниченными возможностями здоровья (далее дети с ОВЗ) связывают с дистанционными технологиями. Организация процесса дистанционного обучения детей с ОВЗ на дому включает в себя несколько важных сторон:

1. Нормативно-правовая регламентация дистанционного обучения. Разработка положения об организации обучения детей с ОВЗ на дому.

2. Определение оснований для обучения учащихся на дому с использованием дистанционных технологий. Формирование базы данных.

3. Организация занятий и психолого-педагогическое сопровождение с обучающимися в результате гибкого графика учебного плана, который разрабатывается на основе базисного учебного плана. Обеспечение своевременного подбора учителей, проведение экспертизы учебных программ и контроль за их исполнением.

4. Контроль за обучением детей на дому (своевременное проведение занятий,

гибкость использования дистанционных технологий, ведения журнала, методика преподавания и использование технологий, состояние здоровья учащихся и т.д.).

Административный контроль имеет важное значение для создания и обеспечения качественного образования детей на дому, помогает отслеживать

и контролировать качество учебного процесса, уровень знаний, умений и навыков. Проводится данная работа согласно утвержденному плану и включает в себя несколько направленностей:

1. Создание условий для дистанционного обучения на дому (в начале учебного года).

2. Состояние дистанционного обучения (контроль 2 раза в год).

3. Состояние школьной документации. Ведение журнала, состояние дневников (контроль 4 раза в год).

4. Анализ дистанционного обучения (в конце учебного года).

Результаты контроля в виде справки или анализа обязательно обсуждаются на педсовете или на совещании при директоре, по итогам, которых принимаются соответствующие решения. В конце учебного года проводится полный анализ состояния дистанционного обучения, что позволяет планировать деятельность на следующий учебный год.

Алгоритм действий для реализации дистанционного обучения.

В настоящее время в связи с активным развитием и использованием в образовательной сфере новых информационных технологий дистанционное обучение обретает самостоятельную жизнь, становится одним из важных направлений в образовании. Дистанционное обучение основано на использовании современных информационных и коммуникационных технологий, является одной из форм непрерывного образования.

Дистанционное обучение детей с ОВЗ на дому регламентируется следующими документами:

1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 мая 2005 г. N 137 "Об использовании дистанционных образовательных технологий".

2. Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 16.06.2008 г. № 401 "О порядке воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и дополнительных мерах социальной поддержки по обеспечению доступа инвалидов к получению образования".

Сначала комиссия должна обследовать социально-бытовые условия жизни детей.

По итогам обследования выявляются учащиеся, которым в последствии установится компьютерное оборудование. Далее даются рекомендации по комплектации компьютерного оборудования (в зависимости от заболевания), обеспечению работоспособности сети Интернет. Выдаются комплекты компьютерного оборудования. Оформляется соответствующая документация.

В целом, основная идея дистанционного обучения - это учитывать возможности и интересы каждого обучающегося ребенка с особыми потребностями, т.е. оказать помощь в выработке индивидуального образовательного маршрута, ориентированного на эффективное сочетание различных форм обучения, включая дистанционное. Для решения этих задач необходимо выстроить определенную систему организации дистанционного обучения:

1. Изучить психолого-медико-педагогические условия необходимые для эффективного дистанционного обучения детей с ОВЗ.

2. Организовать образовательный процесс, который включает в себя возможность сочетания традиционной и дистанционной форм обучения. Для учащихся организовать щадящий режим обучения, сократить количество учебной нагрузки, количество времени, проводимого за ПК.

3. Учителям разработать презентации, творческие и тестовые задания. Кроме того, в процессе преподавания использовать программное обеспечение, поступившее одновременно с компьютерами.

Стараться использовать форму взаимного общения детей в режиме электронной почты.

Рекомендации:

1. Психологу необходимо использовать методики психодиагностики, позволяющие выявлять индивидуальные особенности ребенка, отслеживать динамику его развития, вырабатывать рекомендации для педагогов и родителей, связанных с обучением, воспитанием и реабилитацией ребенка.

2. Учителям-предметникам обратить внимание на организацию обучения в открытом режиме on-line с использованием Beb-камеры.

Такая система контроля позволяет успешно организовать обучение детей на дому, его соответствие требуемому стандарту обучения.


© 2010-2022