Конкурс жил, жив и будет жить! ( 20-летнему юбилею конкурса «Учитель года» посвящается)

Часовских Ирина Павловна, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 3 № г. Петушки Владимирской области, победитель районного и лауреат областного конкурсов «Учитель года - 1993», заслуженный учитель РФ, победитель всероссийского конкурса лучших учителей Российской Федерации  (2006 г.)   Педагогический стаж: с 1972года Кумиры в профессии:   В.А.Сухомлинский, Ш.А.Амонашвили Отличительная черта как педагога (в самооценке):  доброжелательность с разумной требовательностью к себе и другим   Три же...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конкурс жил, жив и будет жить!

( 20-летнему юбилею конкурса «Учитель года» посвящается)

Конкурс жил, жив и будет жить! ( 20-летнему юбилею конкурса «Учитель года» посвящается)

Часовских Ирина Павловна, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 3 № г. Петушки Владимирской области, победитель районного и лауреат областного конкурсов «Учитель года - 1993», заслуженный учитель РФ, победитель всероссийского конкурса лучших учителей Российской Федерации (2006 г.)

Педагогический стаж: с 1972года

Кумиры в профессии: В.А.Сухомлинский, Ш.А.Амонашвили

Отличительная черта как педагога (в самооценке): доброжелательность с разумной требовательностью к себе и другим

Три желания « золотой рыбке»:

Для себя: Пусть Здоровье, Его Величество,

Будет в большом количестве.

Пусть Радость, Творчество, Любовь, Работа

Дадут мне и коллегам жизнь без заботы.

Для школы: терпения, мудрости и творческого вдохновения в деле воспитания подрастающего поколения.

Для России: достойного будущего на основе мира и процветания.

Самое важное качество, которое хотела бы воспитать у своих учеников: постоянное стремление к нравственному, духовному, интеллектуальному самоусовершенствованию.

Любимый девиз: Душа обязана трудиться и день и ночь, и день и ночь.

Не на словах, а по вещей традиции,

Которая завтрашней жизни под стать,

Учителем надо будет родиться,

И только после этого стать!

Р.Рождественский

Если честно, то слова поэта Роберта Рождественского весьма применимы ко мне: я учитель в третьем поколении, мои сестры тоже посвятили себя учительскому делу. С детства не было никаких сомнений, что по профессии стану учителем. Участие в конкурсе «Учитель года» - важное событие в моей жизни. Конкурс воспринимался как проверка профессиональных качеств, духовных и нравственных сил, как желание совершенствоваться, как стимул к педагогическому мастерству, он послужил толчком к постоянному профессиональному росту, стал той планкой, которая с каждым годом заставляла меня поднимать ее все выше.

На конкурсе познакомилась со многими интересными людьми, общение с которыми (а о всех нас хочется воскликнуть: «Друзья мои! Прекрасен наш союз!») всегда окрыляет, будто получаешь дополнительную энергию жизни. Наши встречи - это слеты победителей и лауреатов областного конкурса «Учитель года», на которых коллеги дают открытые уроки, мастер - классы, делятся новыми идеями из своей творческой лаборатории, обмениваются педагогическим опытом. Такое общение - как глоток свежего воздуха, как второе дыхание, как бросок на новую работу, трудную, но творческую. И вновь хочется жить и работать, как советовал философ Розанов: «Живи каждый день так, как бы ты жил всю жизнь именно для этого дня». Сейчас я чувствую себя ветераном в конкурсном деле, ибо была в первых рядах, когда конкурс только начинал входить в обиход педагогической жизни. Отрадно отметить, что первым победителем областного конкурса «Учитель года - 1990» стал мой ученик Синицын Вячеслав Анатольевич, вошедший в первую десятку участников российского конкурса. Сейчас Вячеслав Анатольевич, автор многих статей, методических разработок, учебных пособий по русскому языку, работает творчески, в инновационном режиме, он в постоянных замыслах, идеях. Мне кажется, что участие в таком престижном конкурсе, как конкурс «Учитель года», способствовало его профессиональному мастерству: он получил звание «Заслуженный учитель», стал победителем различных предметных и профессиональных конкурсов, дважды стал победителем конкурса на поощрение лучших учителей (на уровне г. Москва и на всероссийском уровне). Вячеслав Анатольевич, необыкновенный трудоголик, реализовал себя как творческая личность. Являясь замдиректора по науке в одной из московских школ, передает свой опыт молодым учителям, консультирует при подготовке к конкурсам на Грант президента, «Учитель года». Как не гордиться таким учеником!

Стали победителями районного конкурса «Учитель года» и другие мои ученики, пришедшие после окончания институтов работать учителями в родную школу: О.А. Васина, учитель физики(2003 г.), Е.А.Бачева, учитель начальных классов (2004 г), О.В.Горбунова, учитель русского языка и литературы (1998 г. - лауреат, 2008 г. - победитель). В школе, где я работаю заместителем директора по учебно-воспитательной работе , 10 человек - участницы нашего профессионального конкурса «Учитель года», из них 8 человек - победители районного, 3 человека - участницы областного конкурса. Все учителя любят школу, для них красота души другого человека является предметом внимания, заботы, они творчеством наполняют самое гуманное дело на земле - воспитание и развитие личности ребенка.

Районный конкурс «Учитель года» в городе Петушки проходит каждый год. Организаторы конкурса (активными участниками в проведении подобных мероприятий являются и победители, лауреаты конкурса прошлых лет) ставят своей целью не только выявить, поддержать и поощрить талантливых работников образования, но и повысить престиж учительской профессии. Это серьезное профессиональное состязание, марафон идей и мастерства, когда участники включаются в непрерывные виды деятельности, что позволяет обнаружить не только профессиональную, но и социальную, гражданскую зрелость педагога. Здесь все важно: и кругозор, и общая культура, и ораторское мастерство, и способность к импровизации, коммуникабельность, бескорыстие, психологическая устойчивость, дружелюбие. Именно такие качества демонстрируют участники конкурсов. Петушинская земля богата победителями и лауреатами не только на районном, но и на областном, всероссийском уровне. Наши победители конкурса «Учитель года» разных лет:

1990 г. - В.А.Синицын, учитель русского языка и литературы, победитель районного, областного конкурсов, в всероссийском - вошел в десятку сильнейших.

1991 г. - В.Е.Смирнов, учитель немецкого языка, победитель районного, областного, всероссийского конкурсов.

1992г. - Ф.Н.Невская, учитель истории, победитель районного, областного конкурсов, в всероссийском конкурсе вошла в десятку сильнейших, О. Поддубская, учитель английского языка, - лауреат областного конкурса.

1993 г. - И.П.Часовских, учитель русского языка и литературы, победитель районного, лауреат областного конкурсов.

1994 г. - О.А.Самойлова, учитель истории, победитель районного, лауреат областного конкурсов.

1995 г. - Н.Н.Фомина, учитель французского языка, победитель районного, лауреат областного конкурсов.

А сколько участников такого престижного конкурса! Все они преданно относятся к своей профессии, любят детей, работают творчески, внедряя в учебно-воспитательный процесс элементы современных технологий.

Мне выпала честь трижды быть членом жюри областного конкурса «Учитель года». Наблюдая за молодыми участниками конкурса, я мысленно по-пушкински восклицала: «Здравствуй, племя младое, незнакомое такое!» Незнакомое? Да, незнакомое потому, что они, молодые учителя, энергичные, коммуникабельные. Будущее работает на них. Впереди у них - интересная работа по новым информационным технологиям, овладение педагогической инноватикой. Но они и знакомое племя, ибо они в какой-то степени олицетворение своих учителей, частичка их души, мировоззрения. Они воспитаны теми, кто постоянно формировал их, созидал. Ведь человек подобен Богу, который вдохнул жизнь в человека, а учитель способствовал становлению не только души, но, может быть, и судьбы.

Мне, как члену жюри, доверяли анализировать один из видов творческой деятельности участников - эссе, в котором выражались размышления о любимой профессии, учениках. Всегда с интересом читала я сокровенные мысли своих коллег, многие рассуждения запомнились. Вот как писали участники конкурсов о восприятии понятия «Каким должен быть современный учитель?»:

-В школе работают люди, навсегда сохранившие в душе мир детства, сказки, чуда.

М.Г.Петров

-Учитель - мудрый наставник, товарищ, интересный собеседник.

З.Смирнова

-Я люблю смотреть, как растет человек…Нужно научить ребенка оптимизму, чтобы он смог противостоять горьким урокам жизни.

- Учитель - неутомимый искатель россыпей добра в человеческих душах.

И.А.Проничева

-Если говорить с детьми, так от чистого сердца.

Если это необходимо, то нужно научиться попросить прощения у ребят.

Т.Ю.Шандорина

-Учитель - Мастер! Тот самый, наполняющий светом каждую душу.

Ты - Мастер! Так живи, даря ученикам

Надежду, веру, радости познанья.

Д.В.Молодцов

- Не жалей сил, ухаживая за цветком (ребенком). Ведь даже убогий сорняк можно превратить в цветок, который заиграет всеми цветами радуги.

Т.И.Володина

-Ученик - виолончель. Она не играет, если до нее не дотрагивается Мастер.

И.Ю.Шаронова

Если думаешь на 15 лет вперед, сажай сад. Если думаешь на 30 лет вперед, строй дом. Если думаешь на 100 лет вперед, воспитай человека.

А.А.Болотнова

Мои ученики - зеркало моей души.

О.И.Обрубова

-Хочешь быть учителем - оставайся в душе молодым.

Сопереживай, дерзай, твори, узнавай новое и неси детям свой опыт и знания.

Ученики - зеркало моей работы. И очень хочется, чтобы в них отражались глаза, полные доброты, отзывчивости и понимания.

Н.А.Липу

-Я - часть человечества, ученик - часть внутреннего мира моей души.

Н.Ю.Савельева

-Учитель - плодотворный луч солнца для молодой души.

Т.Н.Андрианова

-Взгляды сияющих, преданных глаз

Вдохновляют разумное, доброе сеять.

Дети! Жизни своей я не мыслю без вас,

Я готов вечно любить и лелеять.

Я готов для вас распахнуть океан,

Океан мудрых знаний, великой науки.

В.Е.Малыгин

Я полностью согласна с рассуждениями своих коллег. А мое восприятие слова «учитель» такое.

Учитель! Слово-то какое! Вслушайтесь в звучание этого важного в жизни человека слова, вслушайтесь! Все согласные звуки в слове мягкие. И, правда, учитель добрый, мягкий, нежный, как мама. Не случайно ученики о многих учителях, особенно о классном руководителе, говорят - классная мама.

Он, учитель, - духовный наставник. « Созидайте дух! Созидайте дух!». И он созидает, воспитывает юные души, которые, возмужав и окрепнув, должны вспомнить о тех, кто каждый день и каждый час отдавал частичку своего сердца, своей души. Ведь хороший учитель живет в мыслях и поступках людей. Учитель всегда молод душою, делит с питомцами радости и трудности.
Учитель - верящий. Так верить не умеет никто. Он верит в лучшую судьбу своих питомцев. Он, как святой, верит, что добро победит зло, что доброта спасет мир.

Учитель - любящий. Он живет по принципу: «Сначала люби, потом учи». Он так любит детей, что даже за праздничным столом говорит о своих учениках. Он фантастически предан своей профессии, которая, образно говоря, в воде не тонет, в огне не горит: она бессмертна. Учитель - надеющийся. Он надеется, что кто-то, где-то, когда-то вспомнит о нем добрым словом: ведь профессия учителя - профессия дальнего действия. Он терпящий. О, сколько терпит учитель! Откуда это стоическое терпение? Откуда столько силы непростой? Он отдающий: отдает свои знания, свою любовь, свое здоровье во имя созидания души, по-пеликановски способен на самопожертвование. Учитель - подвижник: «Подвижников немало на Руси, но нет мудрее их, учителей, и благородней!»

Если говорить образно, поэтично, учитель - как луч света:

Он как свет в пути!

Покажет, какою дорогой идти!

Он, как маяк, спасающий детские души в минуты сомнения, отчаяния, безверия, страха.

Учитель, как чистый горный ручей, вода которого орошает землю, в кою посажены семена - детские души:

Он - исток, начало становленья

Твоей судьбы грядущей, ученик!

Он - солнце, ибо в деле воспитания духовной и нравственной культуры человека первостепенное значение принадлежит слову учителя, которое, по мнению В.А.Сухомлинского, «должно быть таким, чтобы слушали его, затаив дыхание, чтобы чувствовали в нем правду бытия, чтобы верили, как верит человек сиянию солнца». Да, слово учителя подобно набату, который звучит в дни торжеств и бед народных, слово учителя как колокольный звон, который гонит подлость, трусость вон.

Уважаемые коллеги! В заключение хочется сказать: «Будьте для своих учеников маяком, лучом света, чистым горным ручьем, солнцем, набатом. Будьте такими (а вы и есть такие!), чтобы о вас с гордостью сказали: «Учитель - ум, честь и совесть нашей нации».



© 2010-2022