- Преподавателю
- Директору, завучу
- СПРАВКА Реализация технологий проектной деятельности в МБОУ гимназия №7 г
СПРАВКА Реализация технологий проектной деятельности в МБОУ гимназия №7 г
Раздел | Завучу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Макарова Е.Н. |
Дата | 06.02.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
СПРАВКА
Реализация технологий проектной деятельности в МБОУ гимназия №7 г.
В период с 25.11.- 25.12. 2013 г. в 5-10 классах была проведена проверка по внедрению проектной деятельности в МБОУ гимназии №7 г. Балтийска
Цель: анализ системы работы по проектной деятельности.
Научно-исследовательская и проектная деятельность учащихся является неотъемлемой частью учебного процесса, а также важным компонентом во внеклассной работе по предмету в научно-ориентированно образовательной среде гимназии.
Проектная деятельность включена в учебный план в виде -
-
внутрипредметного модуля: 5-6 класс в ОО «Технология», модуль «проектная деятельность».
Курс включает теоретические сведения. Понятие о творческой проектной деятельности, индивидуальных и коллективных творческих проектах. Цель и задачи проектной деятельности в 5 классе. Составные части годового творческого проекта пятиклассников.
Этапы выполнения проекта. Поисковый (подготовительный) этап, технологический этап, заключительный (аналитический) этап.
Практические работы. Творческий проект по разделу «Технологии домашнего хозяйства».
Творческий проект по разделу «Кулинария».
Творческий проект по разделу «Создание изделий из текстильных материалов».
Творческий проект по разделу «Художественные ремёсла».
Составление портфолио и разработка электронной презентации.
Презентация и защита творческого проекта.
-
Курс по выбору «Основы НИД» 5-6 класс. Содержание курса составляют следующие разделы: введение, способы мыслительной деятельности, этапы работы в рамках исследования, самостоятельные исследования, защита результатов самостоятельных исследований.
В процессе обучения используются следующие формы учебных занятий: решение творческих (проектных) задач, уроки-тренинги, групповые исследования, игры-исследования, творческие проекты.
В 1 полугодии рассматривались способы мыслительной деятельности.
Цель - формирование инструментальных навыков и умений логического и творческого мышления: умение видеть проблему, выдвижение гипотезы, умение классифицировать, вести наблюдение, проводить эксперимент. Рассматривались этапы работы в рамках проектно- исследовательской деятельности - постановка цели, задач, определение темы исследования и др. Результатом стала защита проекта «Удивительные минералы», 6 класс.
-
В 7-9 классах в ОО «общественно-научные предметы» внутрипредметный модуль «Проектная деятельность » по географии (35 часов), представлен проектными задачами и монопроектами. Так, в 7 классе в начале года проведен стартовый проект, цель которого - определение основных задач и планирование их решения, создание "карты" предмета. В ходе проведения мастерских по ходу изучения материала проводились опережающие проекты, цель - развитие навыков самостоятельной учебной деятельности). В результате которых отрабатывались навыки самостоятельной учебной деятельности и навыки целеполагания и планирования.
В конце 1 полугодия - рефлексивный проект (после изучения большой темы, цель - отслеживание усвоения понятий, способов действий, законов и т.п.), в котором учащиеся пробуют использовать знания в новой для себя ситуации и в результате - сформированные понятия, способы действий, открытые законы и т.п. переносятся в новую, нестандартную ситуацию для выявления и устранения пробелов в учебном материале, рефлексируют. Такие проекты - по теме «Население Земли», «Природные зоны Африки», по выбору учащихся.
-
В 10 классе - «Индивидуальный проект», и в курсе «Лаборатория с ИКТ (химия)».
Переход на новые ФГОС в старшей школе ориентирует учителя на организацию обучения на основе самостоятельной деятельности учащихся и доведении её до уровня исследовательской работы, выходящей за рамки учебной программы, чем объясняется актуальность создания курса " Индивидуальный проект".
Индивидуальный проект выполняется обучающимся самостоятельно под руководством учителя в рамках одного учебного предмета, в учебно-исследовательской области деятельности.
Реализация курса " Индивидуальный проект " осуществляется на основе взаимосвязи проблемного и традиционного обучения по трём направлениям:
Первое направление (через лекционные занятия)
Цель: формирование представлений и практических предпосылок научно-исследовательской деятельности.
Задачи: формирование представлений о процессах теоретического мышления, знакомство с логикой научного познания, определение этапов научного исследования
Второе направление (через практические занятия)
Цель: применение теоретических знаний, накопление реального опыта научно-исследовательской деятельности.
Задачи: формирование умений анализировать, выявлять противоречия, видеть проблему, выстраивать логику рассуждений, выдвигать гипотезы, обосновывать результаты исследования, делать выводы, проводить самоанализ; осуществлять самооценку.
Третье направление (через лабораторные работы в рамках «Лаборатории с ИКТ. Химия»)
Цель: развитие индивидуальных навыков научно-исследовательской деятельности.
Задачи: формирование представлений о целостном научном исследовании, формирование умения осуществлять научно-исследовательскую деятельность в рамках собственных исследований.
Во время занятий были отработаны основные понятия УИР - цели, задачи, гипотеза, новизна, актуальность и др., изучены основные методы УИР, на практике составлялись анкеты, использовались «облачные технологии», открытие личных блогов учащихся.
Выполнялся сетевой проект «Исследование качества жизни школьников» на отработку полученных знаний.
В конце 1 полугодия в ходе промежуточной аттестации проходила предзащита работ в двух видах - в виде презентации по теме сетевого проекта или в виде защиты проекта по истории «Анализ деятельности русских князей по созданию Древнерусского государства» по теме «Становление Древнерусского государства». Большинство учащихся справились с поставленной задачей на высоком уровне. Слабую подготовленность показали Коновалов В., Филатова А, Хижняк Р. и Воронин В. Использовались интерактивные технологии, технология проблемного диалога и самооценки. Продукт проекта - оформленные презентации учащихся.
В ходе проведения курса осуществлялся контроль в следующих формах:
- Текущий контроль: терминологический диктант, тестирование, решение творческих задач;
- Промежуточный контроль: создание работ промежуточных этапов исследовательской деятельности (рефераты, аннотации, рецензии и др.)
- Итоговый контроль: планируется в ходе НПК учащихся (защита научно-исследовательских проектов), выпуск сборника лучших работ учащихся.
В ходе проверки была проведена следующая работа:
-
Проверка документации педагогов.
-
Посещение уроков и внеурочных занятий.
-
Просмотр «продуктов» проектной деятельности.
Зам. директора по НМР Е.Н. Макарова