• Преподавателю
  • Директору, завучу
  • Системный подход к формированию профессионально-педагогической компетентности преподавателей павлодарского политехнического колледжа

Системный подход к формированию профессионально-педагогической компетентности преподавателей павлодарского политехнического колледжа

"Описание материала: В статье заместителя директора по учебно методической работе Бугери Екатерины Станиславовны описывается система методической работы учебного заведения, направленной на формирование профессиональной компетентности педагогов, содержит практико-ориентированные методы и приемы педагогической диагностики. В статье в качестве приложений представлены: "диагностическая карта преподавателя; "лист "динамики профессиональной и методической компетенции педагога; "заключение "по итогам а...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ПАВЛОДАРСКОГО ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА


Е.С. Бугеря

Заместитель директора по учебно-методической работе

Павлодарского политехнического колледжа

О том, что учитель живет до тех пор, пока он учится, известно давно. Но методическое обучение педагога должно быть научно-организованным, системным, целенаправленным, то есть способствующим его постоянному личностному и профессиональному развитию и саморазвитию.

Внутриколледжная методическая работа- одно из важнейших звеньев единой системы непрерывного образования педагогов, повышения их профессиональной квалификации.

Но как перевести систему методической работы из режима функционирования в режим развития? Конечно же, путем постоянного совершенствования и оптимизации.

При разработке системы работы методической службы мы используем ряд методологических подходов:

  • Системно-деятельностный;

  • Мотивационный;

  • Рефлексивный;

  • Личностно-ориентированный;

  • Культурологический.

Методическая работа с педагогами охватывает все формы работы и осуществляется по следующим направлениям:

  1. Подбор и расстановка кадров;

  2. Повышение квалификации, педагогического мастерства и категорийности кадров;

  3. Работа с молодыми и начинающими педагогами- консультативно- информационная деятельность;

  4. Работа с цикловыми методическими комиссиями- групповая методическая работа;

  5. Работа педагогического и методического советов как коллективная методическая работа;

  6. Индивидуально-методическая и инновационная деятельность- обобщение опыта работы;

  7. Обеспечение методической работы;

  8. Диагностико-аналитическая деятельность, психолого-педагогическая диагностика;

  9. Обновление методической оснащенности кабинетов колледжа.

Без серьезного глубокого анализа систему работы не построить. Любой управленческий цикл состоит из анализа работы, планирования, организации, регулирования, контроля и коррекции. Очень важно, чтобы педагогический мониторинг не был делом одной администрации. Поэтому мы стараемся обучить каждого педагога самодиагностике успешности своей педагогической деятельности. Педагог должен видеть наиболее уязвимые участки в своей работе, требующие пристального внимания и активных действий.

Проведение диагностики педагогической деятельности и ее оценка- неотъемлемая часть работы с кадрами. Создается такой блок, который позволяет педагогу отрефлексировать собственную деятельность. Анализ анкетирования позволяет выявить и опыт педагога, и его проблемы (Приложение 1). Составляется диагностическая карта колледжа. Планирование работы всех методических подразделений колледжа осуществляется на основе диагностической карты. Благодаря такому системному подходу удается проследить динамику профессионального уровня не только каждого педагога, но и всего учебного заведения. Проанализировать и представить значимые результаты, обеспечить мониторинг профессионального роста педагога также позволяет портфолио, который ведется каждым педагогом. Содержание портфолио включает: творческое досье педагога его, профессиональный рейтинг, авторский репертуар и методический инструментарий.

Уровень профессиональной грамотности педагогов значительно возрос за последние два года благодаря активному участию преподавателей в Школе педагогического мастерства, занятия которой проводятся ежемесячно. Формы и методы методической работы в нашем колледже дифференцированы в соответствии с уровнем квалификации педагогов. С учетом профессиональной подготовки все преподаватели колледжа поделены на 3 группы:

1. Группа молодого и начинающего педагога.

2. Группа совершенствования педагогического мастерства.

3. Группа высшего педагогического мастерства

Каждой группе оказывается практическая помощь по вопросам профессиональных затруднений в виде памяток, методических рекомендаций, подбора справочного материала, индивидуальных и групповых консультаций. Методическим кабинетом разработаны электронные пособия серии «Скорая методическая помощь»:

- «Самоанализ и анализ урока»;

- «Готовимся к аттестации»

- «Мониторинг как средство управления качеством образования»

- «Как оформить творческий отчет»

- «Школа педагогического мастерства» и др.

Особого внимания требуют молодые и начинающие педагоги, которым еще не хватает профессионализма и опыта. Поэтому мы продумываем систему наставничества, когда за молодым педагогом закрепляется наставник из числа опытных коллег-предметников. Посещая уроки молодого коллеги, наставник составляет «Лист динамики профессиональной и методической компетенции педагога» (Приложение 2), в котором отражены успехи и затруднения молодого специалиста. Завершая работу с молодым педагогом, его наставник составляет «Заключение по итогам адаптации начинающего педагога» (Приложение 3)

Выявить творческий потенциал преподавателя, изучить его опыт, увидеть в нем ценность для других педагогов- эту задачу помогают решить творческие отчеты педагогов, открытые уроки, проведение ежегодного «Аукциона педагогических идей», «Круглые столы» по обмену опытом, педагогические тренинги и взаимопосещение уроков коллегами.

Таким образом, методическая работа способствует росту профессиональной и методической компетенции педагогов, что в свою очередь, обеспечивает выполнение главной задачи технического и профессионального образования - качественной подготовки конкурентоспособного специалиста.

Приложение 1

Диагностическая карта

ФИО педагога ______________________________________________________________

Педагогический стаж ________________________________________________________

А) удается очень хорошо

Б) удается хорошо

В) требует доработки

№ п/п

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

А






Б






В







  1. Использование разнообразных форм работы на уроке, в том числе нестандартных

  2. Организация самостоятельной работы студентов на уроке

  3. Использование методов развивающего обучения.

  4. Формирование умений и навыков при проведении практических работ

  5. Развитие интереса учащихся к учению, предмету

  6. Осуществление дифференцированного подхода к учащимся на уроке

  7. Использование межпредметных связей, связи с производством, жизненными ситуациями

  8. Учет и оценка знаний, умений и навыков учащихся

  9. Выявление типичных причин неуспеваемости студентов

  10. Создание атмосферы психологического комфорта на уроке

  11. Умение анализировать посещенный урок, мероприятие

  12. Осуществление личностно-ориентированного подхода к студенту

  13. Рефлексия деятельности учащихся

  14. Организация системы внеклассной работы по предмету

  15. Работа по самообразованию

  16. Публикация в периодической печати

  17. Создание электронных учебных пособий

  18. Умение разрешать конфликт со студентом

  19. Оперативное внедрение передового педагогического опыта в практику своей работы

  20. Психолого-педагогическая диагностика студентов, группы













Приложение 2

Лист

динамики профессиональной и методической компетенции педагога

Ф.И.О. педагога___________________________________________________________

№ п\п

Параметры урока





1

Постановка целей урока


2

Отбор содержания


3

Организация и дисциплина


4

Активизация учащихся


5

Рациональное распределение времени


6

Объем и уровень самостоятельной работы учащихся


7

Четкость структуры урока


8

Уровень познавательной активности учащихся


9

Педагогическая техника преподавателя


10

Эффективность применения учебно-наглядных пособий


11

Осуществление межпредметных связей


12

Контроль и учет знаний учащихся


13

Соблюдение единых педагогических требований


14

Дифференцированный и индивидуальный подход


Средний балл


Уровень урока

(графически)




Преподаватель: ____________________________

Приложение 3

Заключение

по итогам адаптации начинающего педагога


Ф.И.О._______________________________________________________________

Период адаптации с __________________________по______________________

Выполнены следующие виды работ:

  1. Посещено____________________занятий

  2. Посещено_____________внеклассных мероприятий

  3. Проведено______________консультаций, бесед

Оценка прохождения адаптации:


Критерии оценки

Комментарии, отзыв

Уровень соответствия профессиональной подготовки квалификационным требованиям и должностным инструкциям

Уровень знания нормативных документов

Освоение практических методов работы

Эффективность взаимодействия с наставником, администрацией, коллегами


Заключение:

  1. Период адаптации прошел______________________________________

  2. Требуется дополнительная подготовка по следующим направлениям: __________________________________________________________________________________________________________________________________________

Литература:

  1. Никишина И.В. «Инновационные подходы в управлении современной школой» -Волгоград, 2004

  2. Ромадина Л.П. «Организационно-методические материалы для заместителей директоров» - М.. 2004



Резюме

Статья описывает систему методической работы учебного заведения, направленной на формирование профессиональной компетентности педагогов, содержит практико-ориентированные методы и приемы педагогической диагностики.

Түйіндеме

Мақала педагогтардың кәсіби құзіреттілігін қалыптастыруға бағытталған оқу орнының әдістемелік жұмыс жүйесін суреттейді. Педагогикалық диагностиканың тәжірибелік тұрғыда қолдануға бағытталған әдістері мен тәсілдерін құрайды.

© 2010-2022