Выступление на конференцииАдаптивно-развивающая среда как условие успешной социализации

ЗДВР детского дома «Үміт» г. Экибастуза Абдулина Г.Н. Адаптивно-развивающая среда интернатных организаций образования, как фактор успешной социализации воспитанников.                    (выступление на конференции по социализации воспитанников детских домов)                                   Добрый день, уважаемые коллеги!В последние десятилетия казахстанское общество значительно изменилось в политической и экономической сферах. Одним из таких изменений являются и перемены в социальной жизни,  о...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ЗДВР детского дома «Үміт» г. Экибастуза

Абдулина Г.Н.


Адаптивно-развивающая среда интернатных организаций образования, как фактор успешной социализации воспитанников.


(выступление на конференции по социализации воспитанников детских домов)

Добрый день, уважаемые коллеги!

В последние десятилетия казахстанское общество значительно изменилось в политической и экономической сферах. Одним из таких изменений являются и перемены в социальной жизни, особенно выбор содержания социального воспитания и социализации подрастающего поколения. Особую актуальность вопрос социализации приобретает, когда речь идет о воспитании детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

С учётом обозначенной проблемы основной миссией детских домов можно считать создание условий, т.е. адаптивно-развивающей среды способствующей повышению уровня общего развития воспитанников и их всесторонней подготовки к будущей самостоятельной жизнедеятельности.

Важным фактором в социальной адаптации выпускников детских домов является так же и деятельность учреждения, направленная на повышение гарантий по их социальной поддержке.

Сегодня нам представилась приятная возможность поделиться опытом своей работы в данном направлении. Уже 15 лет я работаю в детском доме «Үміт» и думаю, многие согласятся со мной с тем, что путь обеспечения эффективности воспитательной работы у каждого образовательного учреждения, конечно же, свой.

Переход детей-сирот к самостоятельной жизни представляется очень сложным и трудным как для них, так и для окружающих их людей. Трудности дальнейшей социализации детей-сирот обусловлены рядом факторов. Это, прежде всего- неготовность к самостоятельной жизни, неумение управлять своей свободной самостоятельной жизнью, отсутствие значимых людей, под контролем которых они находились долгие годы, невозможность очень быстро адаптироваться к одиночеству, сложности в устройстве на работу, учебу, потеря взаимоотношений с родственниками и др. В связи с этим актуальным становится создание адаптивно-развивающей среды в образовательном пространстве учреждений интернатного типа, которая может стать одним из социальных гарантов полноценного развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и будет способствовать их дальнейшей полноценной социализации и успешному вхождению в социум. В нашем учреждении сложилась система работы, которая позволила нам достигнуть определённых успехов в развитии социализации наших воспитанников. Она включает в себя программно-методическое обеспечение , социально-психолого-педагогическое сопровождение воспитательного процесса, организацию дополнительного образования, социальное партнёрство, а так же социализацию воспитанников средствами детского самоуправления.

Каждое звено реализуется через планы мероприятий, самостоятельно разработанные программы и имеет положительную результативную динамику. Данная система работы способствует усвоению нашими детьми социальных правил и норм и помогает им перейти из объекта социальной защиты и воспитания в субъект социального действия, в личность, которая сама способна преобразовывать социальные нормы и образцы поведения.

Программно-методическое обеспечение воспитательного процесса

На наш взгляд, основным фактором, влияющим на эффективность воспитательной работы, направленной на социализацию воспитанников является программно-методическое обеспечение (ПМО) воспитательного процесса. Основу программно-методического обеспечения в нашем учреждении составляет комплексная программа воспитательной работы «Дорога к успеху», которая включает в себя ряд целевых программ и проектов, способствующих усвоению детьми социальных правил и норм , помогают им перейти из объекта социальной защиты и воспитания в субъект социального действия, в личность, которая сама способна преобразовывать социальные нормы и образцы поведения.

Программа имеет внешнюю рецензию ИПК ПК и реализуется через такие программы и проекты: «Бой вредным привычкам», «Школа будущего семьянина», «Будущее без наркотиков», «Я мальчик, я девочка», «Азбука профориентации», «Стоп, никотин!», «Мир без сквернословия», «Волонтёрчик», «Я гражданин», «Школа правовой грамоты» и др., (слайды 3-8: фотографии с занятий по программам).

Все программы разработаны с учётом психофизиологических особенностей наших воспитанников и ориентированы на решение их проблем, на стимулирование позитивных изменений в их личностном развитии ребёнка, поддержку процессов раскрытия, самовыражения их способностей, на развитие устойчивой потребности в выборе будущей профессии, на формирование их презентационной культуры.

Воспитатели и педагоги, опираясь на многолетний опыт работы в детском доме «Үміт», используют в процессе своёй педагогической деятельности методы личностно-ориентированного обучения и воспитания, опираются на интерактивные технологии. Все программы рассматриваются и утверждаются на методическом объединении детского дома, а с сентября 2012 учебного года воспитатели занялись проектированием учебно-методического комплекса к этим программам.

С 2004 года в детском доме действует школа правовой грамоты (ШПГ). Данное направление в детском доме является одним из приоритетных. Каждый воспитанник имеет свою зачётную книжку, в которую заносятся темы, освоенные им, и оценка. Активным помощником в проведении занятий является наш неизменный инспектор по делам несовершеннолетних (слайд 11 - зачётная книжка). По результатам анкет, опросов, выполнения практических заданий на занятиях «Школы правовой грамоты» воспитанники показывают достаточно стабильные знания и стараются их применять в своей жизни.На занятиях школы воспитанники не только изучают Законы, права и обязанности, но и учатся оформлять документы, заполнять официально-деловые бумаги, оформлять депозиты. Благодаря интерактивным технологиям, организационно-деятельностным играм и тщательному отбору материала к занятиям и внеклассным мероприятиям происходит достаточно активная социализация воспитанников и тем самым повышается уровень их правовой культуры.

По результатам анкет, опросов, выполнения практических заданий на занятиях «Школы правовой грамоты» воспитанники показывают достаточно стабильные знания и по мере возможности применяют их на практике в своей жизни. Так воспитанники Дома юношества самостоятельно могут открыть депозитные счета, собрать пакет документов на получение жилья, на открытие депозитного счёта в банке, зная свои права как потребителя, могут их смело защитить.

Социальную роль будущего мужа или жены ребята осваивают на занятиях школы будущего семьянина (ШБС), на базе которой реализуется программа социально-педагогического сопровождения «Я будущий семьянин». На занятиях воспитанники обобщают и расширяют свои знания о полоролевом поведении человека, практикуют навыки этических норм поведения, формируют способность осознавать ценность семьи, развивают готовность выполнять социальные роли в семье. Так по результатам анкеты «Моя будущая семья» воспитанники достаточно объективно дают ответы на вопросы: «Сможешь ли ты прожить без семьи», «С какой целью ты будешь создавать семью?», «Что может помешать созданию семьи?», «Сколько будет детей в твоей семье?» По окончанию прохождения программы «Я будущий семьянин» все дети школы получают сертификат.

По результатам реализации программы разработаны 2 сборника: «Конспекты занятий по программе» и методическое пособие «Эффективность реализации программы «Я будущий семьянин» В сборник вошёл диагностический инструментарий по определению уровня готовности воспитанников детского дома к семейной жизни, таблицы, диаграммы, отзывы.

Программа профессионального самоопределения «Азбука профориентации» способствует формированию мотивации воспитанников к поисковой активности, направленной на нахождение своего места в жизни и развитие устойчивой потребности в выборе будущей профессии. Работа по программе ведётся по 3 направлениям: предварительная профессиональная диагностика, профессиональное просвещение и профконсультация. Итогом работы по программе традиционно можно считать педагогический консилиум «Мой профессиональный выбор», по результатам которого на каждого выпускника готовится пакет документов для поступления в выбранное им учебное заведение

В июне 2010 года воспитательная работа детского дома была отмечена грамотой в номинации «Арман қанаты» в областном конкурсе воспитательных систем учреждений образования, а в октябре 2010-2011 учебного года мы стали победителями в областном конкурсе «Школа правовй культуры», на котором представили опыт работы по формированию правовой культуры воспитанников детского дома (слайд 9,10 - фотографии и схема участников проекта «Школа правовой грамоты).

Результатом работы по программе «Я гражданин» стало 1 место в областном творческом конкурсе видеороликов «Ветеран - глазами молодых», посвященном 9 мая. (слайд 13, 14 - фотографии с ветеранами).

Необходимо отметить, что возрос уровень притязаний выпускников детского дома к выбору профессий и дальнейшему их обучению после окончания ПЛ, что так же говорит о росте эффективности воспитательной работы детского дома. Результатом таких изменений стала работа по программе «Азбука профориентации»

Социально-психолого-педагогическое сопровождение

воспитательной работы

Нельзя рассматривать программно-методическое обеспечение воспитательного процесса в отрыве от его социально-психолого-педагогического сопровождения, которым занимается у нас социально-психолого-педагогическая служба. В неё входят специалисты разных профилей деятельности (психолог, социальный педагог, педагоги дополнительного образования, медицинские работники, инспектор ОДН). На базе детского дома данная служба была создана в связи с тем, что на определенном этапе деятельности детского дома ощущалась острая потребность в поиске эффективных моделей оказания социально-педагогической поддержки детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей (слайд 15 - Модель службы).

В рамках службы работает проект «Защити себя» координатором которого является социальный педагог Чернова И.А. Приоритетным в данном проекте является охранно-защитная деятельность. Воспитанников обучают грамотному оформлению пенсионных пособий по утере кормильца через ГЦВП; оказывают помощь при постановке на очередь для получения жилья; проводят практические занятия по оформлению документов и др. (слайд 16, 18 - на практических занятиях по проекту).

Заслуживает пристального внимания и проект «Моральная опека», который охватил всех сотрудников детского дома: от младшего технического персонала до администрации. Проект только набирает обороты, но содержание его деятельности уже пришлось по душе и взрослым и детям и имеет достаточно успешный воспитательный эффект. Суть его заключается в том, что за каждым ребёнком детского дома закреплён свой наставник - своего рода «родитель». В обязанности «родителя» (наставника) входит периодическая проверка дневника, учебных принадлежностей, индивидуальные беседы, помощь в трудной ситуации, «родительские» советы, разговоры по душам и др. Приятно были удивлены наши дети, когда под Новый год под ёлкой каждый нашёл подарок, который наставник приготовил только для него одного (слайд 19,20 - фотографии). Заслуживает внимания игра «Все работы хороши», которая действует в детском доме уже с 2005 года.

Дети имеют большой опыт работы, хорошо знают функции каждой роли в игре на данном этапе . Участие взрослых минимально и носит наблюдательный характер. Дети сами выбирают работодателя, который определяет объекты работ, их стоимость и отслеживает качество выполняемой работы. На заработанные умитики ,подсчёт которых ведёт бухгалтер- из числа детей а выдаёт кассир, дети приобретают всё необходимое

Социальное партнёрство

Бытует мнение, что в отличие от школы, учреждение для детей-сирот и детей ОБПР является учреждением закрытого типа, поэтому воспитательная система является системой замкнутой и ее связи с внешней средой неустойчивы и недолговечны. Но я бы хотела в противовес этому мнению и продолжая тему успешности выпускника детского дома доказать обратное- что в детском доме «Умит» для обеспечения повышения качества образования , успешной адаптации и социализации подростков проводится большая работа и одним из приоритетных направлений является сотрудничество с социальными партнёрами города и области. С целью поиска путей эффективности воспитательной работы педагогический коллектив на протяжении ряда лет работает над тем, чтобы разрушить данные стереотипы и сделать систему воспитания более открытой, расширить "среду обитания" воспитанников, установить постоянные и глубокие контакты с социумом. Социальное партнерство педагогами детского дома рассматривается как основной способ социализации детей. Сотрудничество с социальными партнёрами осуществляется по различным направлениям , например по формированию ЗОЖ, укреплению и сохранению физического здоровья детский дом взаимодействует с СОК «Жасыбай»,городским центром ЗОЖ ,НПО «Альтернатива». В рамках профилактики здоровья представители центра ЗОЖ ,наркодиспансера ,Спид-центра проводят среди воспитанников пропагандистскую работу по отрицанию вредных привычек и устойчивому желанию вести здоровый образ жизни. С целью приобщения детей к музыкальной культуре, художественного и эстетического воспитания осуществляется тесное сотрудничество с музыкальной и художественной школой . Пять воспитанников детского дома на благотворительной основе получают музыкальное образование, десять обучаются в художественной школе.

«Сильный бизнес - сильное государство!» - один из приоритетных принципов современного Казахстана, обозначенный Нурсултаном Абишевичем в своём Послании к народу, поэтому быть представителем малого или среднего бизнеса - это в наше время ещё один показатель успешности,

и наши воспитанники, благодаря тесному сотрудничеству с общественным фондом «Центр партнёрства» города Павлодара активно вовлечены в реализацию проекта «Салем,бизнес!» цель которого социализация воспитанников детских домов, приобщение к основам бизнеса и формирование у них финансовой грамотности.

Начиная с самого простого - вникая в понятия: «бизнес», «бюджет», «доход», «депозит», воспитанники разработали и успешно представили на областной ярмарке бизнес идей свои проекты: праздничное агентство «Мир чудес », фотосалон «Флеш» , «Дом добра

Совместно с Павлодарской молодёжной биржей труда в рамках реализации межрегионального проекта «Учимся дружит с деньгами» также ведётся плановая работа по социализации выпускников детского дома. На данный момент воспитанники ведут активную подготовку к участию в работе межрегионального форума «Шаг в будущее».

На протяжении ряда лет детский дом сотрудничает с культурным центром «Ата-Мура», Домом дружбы, ипподромом. На протяжении уже пяти лет трое наших воспитанников занимаются конным спортом. В летний период им предоставляются рабочие места и жильё .

С целью профориентационной работы и гражданского воспитания разработан и уже активно реализуется план работы с объединённым отделом по делам обороны города Экибастуза . Большая и плодотворная работа осуществляется с разрезом «Восточный» По согласованию с администрацией разреза выпускникам ПЛ предоставляются рабочие места. С целью мотивации к учению привлечены партнёры с БТА Банка ,которые ежеквартально выплачивают отличившимся в учёбе детям стипендии Центр занятости постоянно сотрудничает с детским домом «Үміт», помогая им в вопросе трудоустройства воспитанников. Воспитанники детского дома имеют возможность получить высшее образование в любых учебных заведения города. Так в 2012 году закончила ИнЕУ Бойцова Валерия, а в настоящее время по гранту обучается в Семейской медицинской академии Кадык Любовь.

Сотрудники центра занятости постоянно выступают перед детской и взрослой аудиторией детского дома и дома юношества по вопросам трудоустройства, помогают изучить рынок труда, постоянно консультируют администрацию детского дома по востребованности профессии, чтобы точно знать, куда нужно отправлять детей на обучение, чтобы в дальнейшем они могли трудоустроиться и успешно реализовать себя в профессии .

Регулярно ведется работа по организации льготного проезда на городском автотранспорте для воспитанников детского дома и дома юношества.

В центре занятости проводятся курсы по переподготовке кадров, если человек по какой-либо причине не может работать по своей первой профессии

Практически со всеми социальными партнёрами составлены совместные планы работы и намечены пути сотрудничества.

Социализация личности ребёнка, оставшегося без попечения родителей- процесс чрезвычайнозначимый и сложный, это результат реального взаимодействия детского дома и среды. В процессе социализации ребенок приобретает качества, необходимые ему для жизнедеятельности в обществе, овладевает социальной деятельностью, социальным общением и поведением, осуществляется его социальное становление. Именно поэтому , на мой взгляд, тема- значение социального партнёрства в процессе воспитания детей живущих в «Үміте» является очень актуальной ,т. к. детский дом, как и другие воспитательные институты, «проводит в жизнь заказ общества - формировать человека, адекватного требованиям данного общества и налаженная система работы с социальными партнёрами является благоприятным условием эффективного нравственного и гражданского формирования личности. Ребёнок, как алмаз, - ясен и чист от рождения и скрывает потенциальный блеск бесчисленных граней. И если алмаз огранивается снаружи, то человек - изнутри. Но ему в жизни должен встретиться геолог, который расскажет ему, что он может стать настоящим бриллиантом

Детское самоуправление

Несомненно, роль социального партнёрства в социализации наших выпускников велика, но немаловажным является и то, какую активную жизненную позицию они имеют, обладают ли лидерскими качествами, этому во многом способствует детское самоуправление. Я передаю слово кабинету министров детского дома.

\ РОЛИК\

Значительное место в повышении эффективности воспитательной работы играет детское самоуправление «Я + ты = Мы» (слайд 21, 22, 23 - структура, фотографии выбора акима, заседание Совета воспитанников). В начале учебного года традиционно проходит предвыборная кампания. Совет воспитанников во главе с акимом планируют свою деятельность на весь учебный год. Все проблемы, которые возникают в процессе их деятельности, они рассматривают на заседании Советов. У каждого Совета есть свой воспитатель-координатор. Благодаря сотрудничеству со взрослыми, наши воспитанники учатся находить правильное решение и выстраивать алгоритм своей деятельности. В текущем учебном году Совет воспитанников в полном составе принял участие в тренинговой программе в городе Павлодаре, организованной Центром партнёрства «Салем, бизнес!». В июне месяце на итоговом фестивале наши воспитанники представили проект «Дом добра», который был отмечен сертификатом (слайды 24,25,26 - фотографии с тренинга «Салем, бизнес!»)

Основной формой организации жизнедеятельности детей в детском доме избрана коллективно - творческая деятельность (КТД), что является наиболее адекватной формой организации воспитательного пространства, так как построена на общении и взаимодействии как детей, так и взрослых. Одна из форм КТД - праздники, которые давно стали традицией в нашем детском доме и являются важнейшим элементом воспитательной работы, причём ведущими праздника за последние 5 лет всегда выступают сами дети. Полюбились всем традиционные праздники «Ризашилык», «Колокольчики добра», «День именинника», спортивные соревнования «Секрет успеха», «Оранжевая дискотека», «Один день в армии» и др. (слайд 27,28,29 - фотографии с праздников).

Ребята выступают с концертными программами в детских садах, реабилитационном центре, на площадках города. Благодаря собственной активности и поддержке координаторов-взрослых в апреле текущего года было налажено сотрудничество с городской детско-юношеской организацией «Балдаурен» и танцевальным коллективом брейк-данс из ОДК «Кайнар» (слайд 30,31,32) - фотографии)

Организация дополнительного образования

Значительное место в обеспечении эффективности воспитательной работы играет дополнительное образование. Каждому воспитаннику детского дома «Үміт» предоставлена широкая возможность в области дополнительного образования. Из 60 воспитанников практически каждый 2-й посещает в среднем по 3 кружка или секцию (36, 37, 38 - фотографии с занятии, мероприятий).

На базе детского дома работают детские объединения под руководством квалифицированных специалистов, что является показателем предоставления качественных образовательных услуг- вокальная студия «Звонкий голосок», музыкальный салон «Вдохновение» (руководитель Климова Н.В.), танцевальная студия «Грация» (руководитель Симонова А.Н., член областной федерации спортивных бальных танцев), театральный клуб «Маска» (руководитель Ермакова Л.А., педагог высшей категории), агитбригада «Волонтёрчик» (Родионова А.А.), студия декоративно-прикладного творчества «Ассорти». Помимо детского дома воспитанники посещают спортивные секции на базе спортивно-оздоровительного комплекса «Жасыбай» (акробатика, вольная борьба), ДЮСШ № 3, ОДК «Кайнар» (туризм, скалолазание и авиамоделизм). По сравнению с основным образованием в дополнительном воспитанники детского дома имеют достаточно высокие результаты: В целях повышения мотивации воспитанников к активной жизни в детском доме, к повышению успеваемости в школе по основным предметам один раз в четверть самые активные и трудолюбивые награждаются стипендией, учредителем которой является БТА банк. Успешность каждого воспитанника фиксируется в рейтинговой таблице достижений.

Благодаря плотности проводимых мероприятий и насыщенности программ и проектов за время проживания в детском доме многие воспитанники изменились в лучшую сторону. Так, по результатам мониторинга можно проследить положительную динамику уровня воспитанности наших детей (Слайд «Мониторинг уровня воспитанности») Заслугой такого результата можно считать как рост общеобразовательного уровня педагогов, так и эффективно спланированную работу с воспитанниками. Для развития воспитательной системы и её совершенствования наш педагогический коллектив всегда находится в поиске новых, эффективных форм, методов и технологий - это показатель того, что коллектив открыт для всего нового и более позитивного.

Защита имущественных прав

Говоря о социализации наших выпускников, нельзя не затронуть тему «Защита имущественных прав», потому что наличие жилья - это в какой-то степени показатель социального статуса наших детей, что немаловажно в нашем современном обществе.

Защита законных прав и интересов воспитанников - основная цель социального сопровождения в детском доме. В нашем учреждении ведется системная работа по защите имущественных прав воспитанников. 27 воспитанников получают пособия по потере кормильца. Средства размещены на счетах АО «Жилстройсбербанк». Кроме этого, здесь открыты счета на всех остальных воспитанников. (В настоящее время из общего числа 89 воспитанников - 8 имеют закрепленную долю жилья. Нами проводятся ревизии в закрепленных за воспитанниками квартирах: составляются акты обследования, в которых указывается состояние квартиры, состояние коммуникаций, оплата коммунальных услуг, с обязательным приложением фотоматериалов всех помещений квартиры. В большей части квартир живут сами родители или родственники, а в две пустовавших квартиры заселены арендаторы по договору временной аренды. Договор двухсторонний - между директором ГУ «Детский дом» и нанимателем и отражает условия, которые в полной мере защищают права воспитанников, а именно: наниматель оплачивает текущие коммунальные платежи, осуществляет ремонт квартиры и вносит частичную оплату в счет погашения предыдущей задолженности, оставшейся от родителей детей. Сверка оплат платежей и выполнения условий договора проводится один раз в месяц.

Охрана жилищных прав воспитанников является одной из важнейших задач социального сопровождения,

Все воспитанники детского дома и дома юношества (которые не имеют закрепленной доли жилья) поставлены в очередь на получение жилья в квартирном бюро г.Экибастуза. Ежегодно осуществляется сверка очередности и обновление документов на воспитанников, состоящих в очереди. Именно в нашем городе достаточно часто предоставляется жилье бывшим воспитанникам - выпускникам детского дома. 23 бывших воспитанника получили квартиры в городе Экибастузе за период с 2006 по 2012 годы.

В этом году, в рамках программы «Занятость 2020» 35 воспитанников получили социальное жилье на основе договора временной аренды. Это полноценные однокомнатные квартиры в сданном в эксплуатацию доме.

В целях соблюдения имущественных прав наших воспитанников - детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей открыты счета в АО «Жилстройсбербанк», что позволит им на выпуске стать участниками программы «Доступное жилье - 2020» и приобрести самостоятельно квартиру в собственность.

Мне бы хотелось осветить еще один вопрос, который отчасти является проблемным уже на протяжении нескольких лет. После обследования закрепленного жилья и анализа его состояния нами направляются письма в коммунальные службы с сообщением о праве долевой собственности детей и их временном проживании в детском доме и ходатайства о пересмотре коммунальных начислений в виду того, что ребенок не живет в квартире. Понятно, что входить в квартиру после выпуска из детского дома, где собрались огромные задолженности по коммунальным платежам, будет тяжело морально и финансово затратно нашим выпускникам. Избежать этого нам помогает наше сотрудничество с коммунальными предприятиями. Так, благодаря списаниям КП «Экибастузкоммунсервис» в квартирах детей нет долгов по вывозу мусора, ГКП «Горводоканал» списало долги в 6 квартирах, а по двум квартирам идет частичное погашение, ТОО «Экибастузэнерго» не допускает задолженностей за потребление электроэнергии, долги сегодня в трех квартирах и в них составлены графики погашения задолженностей.

ВЫВОД:

Адаптивно-развивающая среда, по нашему мнению, включает в себя :

1) всю жизнедеятельность образовательного учреждения как основного института социализации ребенка-сироты, сочетающего в себе черты семейного воспитания и школьного образования;

2) методы, направленные на принятие ребенком-сиротой как адаптивного поведения по усвоению социокультурных норм, ценностей, установок, так и на развитие, позволяющее проявлять и реализовывать индивидуальность ребенка, выходящую за круг его адаптивных возможностей и нормативных форм поведения.

Последовательное и пересекающееся сочетание этих процессов позволит воспитаннику обрести личностную целостность и успешно интегрироваться в современном обществе, стать его полноценным, конкурентоспособным членом.

Адаптивно-развивающая среда должна строиться на основе гуманно-личностного подхода. Такой подход обращает учреждение к личности ребенка, к его внутреннему миру, к его способностям и возможностям, нравственной потенции свободы и справедливости, добра и счастья. Цель педагогов - разбудить, вызвать к жизни эти внутренние силы и возможности, создать все необходимые условия для более полного и свободного развития личности


© 2010-2022