- Преподавателю
- Директору, завучу
- Учебный план дополнительного образования
Учебный план дополнительного образования
Раздел | Завучу |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Кузьмина Л.А. |
Дата | 03.02.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к учебному плану дополнительного образования
в МКОУ Аннинская СОШ № 3 на 2014-2015 учебный год
Учебный план дополнительного образования МКОУ Аннинская СОШ № 3 является нормативным документом, определяющим распределение учебного времени, отведенного на освоение дополнительных образовательных программ различных направлений.
Нормативно-правовую основу для реализации учебного плана дополнительного образования детей составляют следующие документы:
в основополагающих законодательных актах Российской Федерации:
-
Закон Российской Федерации «Об образовании» (от 10.07.1992 г. №3266-1; в редакции федерального закона от 23.12.2003 г. №186-ФЗ);
-
Закон Российской Федерации «Об общественных объединениях» (от 19 мая 1995 года №82-ФЗ; в редакции федерального закона от 22.08.2004 г. №122-ФЗ);
-
Закон Российской Федерации «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» (от 28 июня 1995 года №98-ФЗ; в редакции федерального закона от 22.08.2004 г. №122-ФЗ);
-
Закон Российской Федерации «Об основах системы профилактики безнадзорности правонарушений несовершеннолетних» (от 24.06.1999 г. №120-ФЗ);
-
Закон Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (от 24.07.1998 г. №124-ФЗ).
-
Санитарно-эпидемиологические требования «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях» СанПиН 2.4.2.1178-02;
-
в законодательных актах Воронежской области:
-
Закон Воронежской области от 14 февраля 2005 года №3-ОЗ «Об образовании»;
-
Закон Воронежской области от 6 октября 2010 года № 103-ОЗ «О патриотическом воспитании в Воронежской области»;
-
ДОЦП «Развитие образования Воронежской области на 2011-2015 годы», утвержденная постановлением правительства Воронежской области от 02.09.2010 года № 736;
-
ДОЦП «Формирование здорового образа жизни у населения Воронежской области» (2010-2015 годы), утвержденная постановлением правительства Воронежской области от 30.12.09 года № 1145 (с изменениями от 13.07.2010 № 567);
-
ДОЦП «Дети Воронежской области на 2011-2014 годы», утвержденная постановлением правительства Воронежской области от 06.10.2010 года № 826.
в нормативно-правовых актах МКОУ Аннинская СОШ № 3
Устав образовательного учреждения МКОУ Аннинская СОШ № 3
Программа развития МКОУ Аннинская СОШ № 3 с УИОП на 2010 - 2015 учебные годы.
-
Положение о дополнительном образовании детей в МКОУ Аннинская СОШ № 3
Учебный план дополнительного образования МКОУ Аннинская СОШ № 3 включает перечень кружков и секций дополнительного образования для всех ступеней общего образования, и обеспечивает полноту реализации целей образования, сформулированных в программе развития школы, соответствие содержания дополнительного образования типу и виду ОУ и образовательной программе школы, а также интересам и потребностям обучающихся, их особенностям и возможностям.
Учебный план обеспечивает:
-
права учащихся на получение дополнительного образования на базе своего образовательного учреждения;
-
индивидуально-ориентированный подход к учащимся во внеучебном процессе (через систему занятий в кружках и секциях дополнительного образования);
-
оптимальную нагрузку учащихся, осуществление образовательного процесса в соответствии с валеологическими критериями и нормами.
Дополнительное образование ориентировано на решение следующих задач:
-
обеспечение гарантий права ребенка на дополнительное образование;
-
творческое развитие личности и реализация с этой целью программ дополнительного образования в интересах личности ребенка, общества, государства;
-
развитие мотивации личности к познанию и творчеству;
-
формирование общей культуры личности обучающихся, их адаптация к жизни в обществе;
-
организация содержательного досуга;
-
обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда детей.
Расписание занятий в объединениях дополнительного образования составлено с учетом того, что они являются дополнительной нагрузкой к обязательной учебной работе детей и подростков в образовательном учреждении. Продолжительность занятий - 30-35 минут (1-2 классы), 40 минут (основная школа), перерывы - 10 минут. Деятельность детей осуществляется по группам, индивидуально или всем составом объединения, как в одновозрастных, так и в разновозрастных объединениях. Во время осенних и весенних каникул учебный процесс продолжается.
Формирование кружков и секций происходит по запросам родителей и обучающихся. Прием детей в творческие объединения осуществляется по желанию.
По окончанию учебного года, с целью представления результатов работы, в творческих объединениях проводятся отчетные концерты, открытые занятия, конкурсы, соревнования, праздники и другие мероприятия. Формы и сроки их проведения определяет педагог по согласованию с администрацией.
У всех программ дополнительного образования срок реализации один год.
Структура дополнительного образования.
Физкультурно-спортивное направление
Физкультурно-спортивное направление обеспечивает создание здоровьесберегающей образовательной среды (комфортные условия, гармоничные межличностные отношения, позитивный психоэмоциональный настрой и др.), задающей механизм формирования бережного отношения к здоровью как к одной из базовых ценностей личности.
Содержание образования данного направления реализуется через:
Программы спортивных секций «РУССКАЯ ЛАПТА» рассчитаны на учащихся 3 - 9 классов. Цель спортивной секции по русской лапте призвана осуществлять физкультурно-оздоровительную и воспитательную работу среди детей и подростков, направленную на укрепление их здоровья и всестороннее физическое развитие; способствовать самосовершенствованию, познанию и творчеству, формированию здорового образа жизни, профессиональному самоопределению, развитию физических, интеллектуальных и нравственных способностей, достижению высокого уровня спортивных результатов.
Программа спортивной секции «БАСКЕТБОЛ» рассчитана на учащихся 7 - 9 классов. Отличительной чертой данной программы является включение курса общей физической подготовки как основного компонента в области физической культуры. Двигательные умения и действия, развитие физических качеств открывают для учащихся школы новые горизонты для личного самосовершенствования и укрепления здоровья.
Программа спортивного кружка «ТУРИЗМ» рассчитана на учащихся 6 - 9 классов. Главная задача кружка пешеходного туризма - удовлетворить естественную потребность учащихся в непосредственном познании мира, своего края; показать, как он прекрасен, воспитать активную любовь к нему, преданность народу и земле, на которой им посчастливилось родиться.
Художественно-эстетическое направление
Художественно-эстетическое направление дополнительного образования связано с идеей целостного развития личности ребенка и преодолением устаревшего стереотипа, отдающего предпочтение развитию интеллекта в ущерб эмоционально-чувственной сфере личности, знакомит с лучшими традициями в области культуры и искусства, выявляет и развивает художественно-эстетические способности детей.
Содержание образования в рамках данного направления направлено на проектирование и организацию эмоционально развивающей образовательной среды, обеспечивающей гармонизацию чувственной и рациональной сферы личности, формирование компетенций личностного самосовершенствования и творческой самореализации учащихся.
Содержание образования художественно-эстетического направления реализуется через следующие кружки и студии дополнительного образования:
Программа танцевальных студий «СОЛНЫШКО», «ЭНЕРГИЯ» и «ДРАЙВ» составлены с учётом свободного посещения детьми занятий в трех возрастных группах.
Цель обучения - освоение песенной традиции своего народа и традиций танца, естественного звукообразования, дикции, декламации, естественного пользования рабочим диапазоном, овладение дыханием. В ходе обучения учащиеся принимают участие в концертах, смотрах, конкурсах.
Программы кружков рассчитаны на один год обучения учащихся 1 - 9 классов.
В процессе занятий сочетаются групповая и индивидуальная работа. На занятиях учащиеся соответственно возрасту овладевают минимумом знаний и навыков, которые позволяют им по выходе из школы стать активными слушателями и исполнителями.
Программа студии «ДЕБЮТ» и «МОЗАИКА» предполагает вовлечение учащихся 5 - 9 классов в массовые и сольные композиции, отдельные этюды и концертные номера. Данный курс позволяет на практике сочинять различные хореографические композиции, этюды, в зависимости от репертуарного плана (или специально заказанных композиций). В композиционно-постановочный практикум входят такие формы занятий: индивидуальные; репетиционные; сводные. Занятия в рамках кружка включают в себя принцип построения упражнений от простых к сложным, что позволяет начать тренировки с любого уровня подготовленности детей.
Программа студии «ДЕЛАЕМ ПРАЗДНИК» рассчитана на детей 8 - 9 классов. Целью обучения участников в студии является самостоятельное вхождение в «большой мир искусства», познание и восприятия мира посредством подготовки и проведения праздников. Зачетными работами участников студии становятся подготовка и проведение праздников.
Программы кружков «МАСКА» и «ШКОЛЬНЫЙ ТЕАТР» построены, прежде всего, на обучении воспитанников саморегуляции и налаживанию межличностных процессов. Деятельность педагога направлена на выработку произвольного внимания, рабочей мобилизации, умения распределять ответственность, умения читать поведение другого человека и правильно выбирать свой тип поведения для решения жизненных задач. Программа предполагает быструю адаптацию вновь прибывших детей в группах с постоянным контингентом, в любой временной период учебного года.
Программа кружка «ВОЛШЕБНАЯ КИСТОЧКА» рассчитана на учащихся 5 - 9 классов и ориентирована на активное приобщение детей к художественному творчеству и носит образовательный характер. Программа модифицированная, разработана на основе типовых программ и методических разработок, дополняет и углубляет школьные программы. По функциональному предназначению программа является учебно-познавательной. Новизна программы состоит в том, что дети углубленно учатся основным техникам и работе с самыми различными материалами.
Программа кружка «ЮНЫЙ МАСТЕР» рассчитана на обучение мальчиков 5 - 9 классов. Учебно-воспитательный процесс базируется на обучении основным приёмам и технологии изготовления различных изделий, сочетающих в себе эстетические и практические качества. Приобретая теоретические знания и практические навыки работы с разными материалами, учащиеся создают не только полезные но и красивые изделия. В процессе работы у детей развивается чувство цвета, ритма, тренируются пальцы рук, глазомер, воспитывается наблюдательность, усидчивость, культура труда и эстетическое восприятие мира, формируется понятие о красоте вещей, созданных своими руками, знание природных качеств материала и его применение, любовь и бережное отношение к природе вещей.
Социально-педагогическое направление
Социально-педагогическое направление дополнительного образования призвано обеспечить условия для создания в школе культуроформирующей образовательной среды, влияющей на формирование общекультурных компетенций учащихся. В школе социально-педагогическое направление осуществляется в сочетании с правовой подготовкой учащихся, изучением комплекса вопросов из области социальной защиты человека.
Содержание образования социально-педагогического направления реализуется через следующие кружки дополнительного образования:
Программа клуба ЮНЫХ ИНСПЕКТОРОВ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ предназначена для учащихся 6 - 9 классов. Цель программы: формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность возникновения ДТП.
Программа «ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО КЛУБА» рассчитана на учащихся 6 - 9 классов. ВПК осуществляет свою деятельность под руководством администрации МКОУ Аннинская СОШ № 3, а также взаимодействует с организациями, деятельность которых направлена на духовно-нравственное, патриотическое и физическое развитие молодежи. ВПК проводит военно-спортивные игры, соревнования, экскурсии, походы, показательные выступления, сборы, выставки и т. п. ВПК участвует в содержании мемориалов и памятников воинской славы и уходе за ними. Оказывает шефскую помощь ветеранам Великой Отечественной войны, труда и правоохранительных органов; семьям военнослужащих, погибших при исполнении воинского долга.
Программа кружка «ИСТОРИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ» рассчитана для детей от 10 до 15 лет; дети этого возраста обладают навыками синтеза и анализа, могут обобщить накопленный материал, делать выводы, проводить посильную исследовательскую работу. Цель программы: гражданское и патриотическое воспитание ребят. Большое внимание уделяется организации познавательной деятельности учащихся, в которой требования педагога должны стать внутренними побуждениями ребят. Успех обучения зависит не только от внешних факторов - содержания, методики, но и от индивидуально-психологических особенностей учащихся уровня умственного развития детей.
Программа кружка «ВИДЕОСЪЕМКА» рассчитана на учащихся 7 - 9 классов. Основной целью является, создание условий для развития информационной и коммуникативной компетентностей участников объединения. Видеостудия создана для обеспечения оптимального использования видеотехники, записи материалов со школьных мероприятий, производства видеофильмов (видеомонтажа), учеба создания видеороликов в видеоредакторах.
Естественнонаучное направление
Естественнонаучное направление дополнительного образования повышает мотивацию к изучению предметов, формирует навыки работы с информацией, способствует занятию исследовательской деятельностью.
Содержание образования естественнонаучного направления реализуется через следующие кружки дополнительного образования:
Программа кружка «ЦАРСТВО ЦВЕТОВ» разработана для учащихся 6 классов. Кружок юных цветоводов играет важную роль в экологическом воспитании школьников. Учащиеся изучают основные комнатные растения, их названия, экологические факторы их жизни и правильный уход за ними. Реализация программы направлена на развитие познавательных интересов школьников, развитие творческой инициативы и самостоятельности по озеленению школы.
Для отслеживания результатов деятельности учащихся в объединениях дополнительного образования проводятся мониторинги, анкетирование, тестирование, собеседование и т.д. Хорошим показателем работы является участие детского объединения в мероприятиях, конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, конференциях, выставках, фестивалях различного уровня.
Учебно-тематический план каждой образовательной программы по дополнительному образованию включает в себя: перечень разделов и тем занятий, количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды деятельности, пояснительную записку. Списки используемой литературы, методических пособий, познавательной литературы для учащихся, материально-техническое оснащение занятий прописываются педагогом в каждой образовательной программе индивидуально.
Учебный план дополнительного образования детей
Муниципального казённого общеобразовательного учреждения
Аннинская СОШ № 3 на 2014 - 2015 учебный год
№
Образовательный компонент
Время
обучения
по программе
Кол-во групп
Всего часов в неделю
1
Спортивная секция «Баскетбол»
1 год
1 гр.
3 ч.
2
Спортивная секция «Русская лапта»
1 год
5 гр.
15 ч.
3
секция «Туризм»
1 год
1 гр.
2 ч.
4
Студия «Дебют»
1 год
1 гр.
3 ч.
5
Танцевальный кружок «Мозаика»
1 год
1 гр.
3 ч.
6
танцевальная студия «Солнышко»
1 год
1 гр.
3 ч.
7
танцевальная студия «Энергия»
1 год
1 гр.
3 ч.
8
танцевальная студия «Драйв»
1 год
1 гр.
3 ч.
9
Студия «Делаем праздник»
1 год
1 гр.
3 ч.
10
Кружок «Волшебная кисточка»
1 год
1 гр.
2 ч.
11
Кружок «Маска»
1 год
1 гр.
2 ч.
12
Школьный театр
1 год
1 гр.
2 ч.
13
Кружок «Юный мастер»
1 год
1 гр.
2 ч.
14
«ЮИД»
1 год
1 гр.
2 ч.
15
«Военно-патриотический клуб»
1 год
1 гр.
2 ч.
16
«Видеосъемка»
1 год
1 гр.
2 ч.
17
Кружок «Историческое краеведение»
1 год
1 гр.
2 ч.
18
Кружок «Царство цветов»
1 год
1 гр.
2 ч.
ИТОГО:
22 гр.
56 ч.
32