Обоснование стартовых вохможностей школы для разработки плана ее развития

  В данной работе представлены рассуждения о том, как можно объективно оценить состояние школы самими учителями с целью разработки и внедрения изменений, соответствующей специфике конкретной школы. В процессе исследовательской деятельности учителя указаны значимые этапы: этап сбора данных о школе, предшествующий процессу непосредственной реализации изменений, и этап сбора данных по завершению процесса внедрения изменений, с целью обеспечения контроля над его результативностью. Исследованы мнения...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Плындина Наталья Юрьевна

учитель начальных классов




Определение стартовых возможностей школы

для разработки плана ее развития


Моя школа сельская, малокомплектная (МКШ), средняя, со смешанным языком обучения, работает в две смены. Год ввода нового здания 1.09.2012 год, проектная мощность 130 мест, а учащихся 158, плюс 17 детей предшкольных классов и группа малышей в мини-центре. Отличительная особенность школы: обучаются учащиеся трех сел, большинство учащихся (95 из 158) находится на подвозе из двух сел. Это накладывает определенные трудности в правильной организации учебного процесса: при составлении расписания, графика подвоза учащихся, организации внеклассной работы после занятий. Ежегодно школа дает стабильные результаты единого национального тестирования - лидирующие позиции среди школ района, творчески работающие учителя, показывающие успешные как свои, так и учеников показатели. Направление школы естественно-математическое, профиль: в классах с казахским языком обучения - физико-математический, с русским языком обучения - физико-экономический. Коллектив стабильный, большой текучести кадров нет.

Мною проанализирован общешкольный план работы, где особо обратила внимание на приоритетные цели и задачи школы.

Школа работает над реализацией проблемной темы «Индивидуализация и дифференциация как основа адаптивной системы обучения в условиях сельской малокомплектной школы» (срок реализации 2011-2015 годы)

Целью данной темы является выявление наиболее продуктивной модели организации образовательного процесса, реализующего адаптивное обучение и оказывающего позитивное влияние на развитие личности школьника.

Работа со школьной документацией предоставила возможность увидеть, что цели глобальные, неизмеримые, нет ожидаемого результата.

Чтобы определить к какой категории относится моя школа, я воспользовалась таблицей, предложенной в пособии «Задания для выполнения в период практики в школе». В помощь для определения категории пригласила руководителей методических объединений. Для этого еще раз был проанализирован общешкольный план, анализ работы за последние 2 года, результаы анкетирования и опроса учителей. Отнести школу к какой-то отдельно взятой категории было очень сложно. Совместно пришли к выводу, что в школе учителя обмениваются мнениями, идеями, успешно используемыми методами и учатся друг у друга. Учителя с вниманием относятся друг к другу. Установлена практика неформального

взаимопосещения уроков, с целью обмена идеями и имеющимися ресурсами. Отмечу, что некоторые учителя могут отстраниться от процессов развития школы, если эти процессы непосредственно не касаются преподавания, обучения и интересов их класса. Таким образом, моя школа включает в себя характеристики нескольких культур «Углубление, обобщение и популяризация знаний», «Высокий уровень индивидуальной автономии» и «Коллективные, но ограниченные знания».

С целью определения стартовой позиции школы, руководствуясь знаниями о методах сбора данных о школе, мною проведено анкетирование среди администрации школы, учителями, учащимися и родителями. Для более достоверной информации использован метод триангуляции: анкетирование, беседа-интервью, наблюдение, также была изучена школьная документация: общешкольный план. Содержание вопросов позволяет узнать понимание и осмысление учителями новых подходов в обучении и преподавании.

Анкетирование как один из эффективных инструментов сбора данных имеет свои преимущества и недостатки. Преимущества: процедура проста в проведении. Недостатки: эффект зависим от качества сформулированных вопросов, респонденты могут не вспомнить необходимую информацию, либо не пожелают ответить искренне, особенно по вопросам неоднозначным[2].


  1. Располагает ли атмосфера, установившаяся в школе, желанию обучаться?

  2. Все ли учителя располагают возможностью для критического осмысления сущности, реализации и формируемых навыков обучения?

  3. Предоставляется ли ученикам обратная связь, способствующая повышению эффективности работы?

  4. Стремимся ли мы активно создавать атмосферу, позволяющую ученикам безопасно рисковать, справляться с неудачами и позитивно реагировать на сложности поставленных задач?

  5. Позитивно ли реагируют учителя нашей школы на сложности, даже если они сопряжены с рисками и отсутствием гарантий в успешности их решения?

  6. Используем ли мы в нашей школе инструменты и стратегии, способствующие размышлению о процессе обучения в классе?

  7. Высказываемся ли мы открыто о взаимосвязи процессов обучения и характера лидерства в нашей школе?

  8. Делимся ли мы познаниями о значимости лидерства в практике обучения с коллегами, находящимися вне зоны нашего непосредственного общения?

  9. Обсуждаем ли мы наши ценности и характер их реализации в нашей ежедневной практике?

Результаты анкетирования среди учителей, в котором приняли участие из 32 членов педагогического коллектива 26 (81%) показывают, что большинство учителей (69%) позитивно реагируют на сложности, даже если они сопряжены с рисками и отсутствием гарантий в успешности их решения,

69% опрошенных считают, что атмосфера, сложившаяся в школе, располагает желанию обучаться и 85% - обсуждают наши ценности и характер их реализации в нашей ежедневной практике. В то же время, 81% учителей не делятся познаниями о значимости лидерства в практике обучения с коллегами и 65% не используют инструменты и стратегии, способствующие размышлению о процессе. Таким образом, учителя школы понимают, что обучение предполагает эффективное взаимодействие социальных, эмоциональных и когнитивных процессов, но не готовы быть лидерами в классе.

Результаты анкетирования учащихся.

1.Поддерживает ли атмосфера, сложившаяся в школе, процесс обучения?

2.Действительно ли задачи, поставленные нашими учителями, побуждают нас мыслить?

3.Принимают ли наши учителя во внимание настроение и эмоциональное состояние учеников?

4.Используются ли на наших занятиях разнообразные групповые и парные формы выполнения заданий?

5.Предоставлена ли нам возможность высказывать свои размышления о том, как мы обучаемся?

6.Предоставляют ли наши учителя нам необходимую обратную связь, способствующую повышению качества нашей работы?

7.Осознаем ли мы, что ошибки и отсутствие успешности в чем-либо - естественные явления, формирующие наш опыт?

8.Вправе ли наши учителя использовать новые методы и подходы, и является ли естественным, если их применение заканчивается безуспешно?

9.Бываем ли мы вовлечены в обсуждение процессов обучения и лидерства с учениками других классов и школ?

10.Есть ли у нас возможности для совместного с учителями определения принципиально важных составляющих нашего обучения и способов их воздействия на качество обучения?

11.Есть ли у нас возможности для совместного с учителями обсуждения причин, препятствующих нашему обучению?

12.Принимают ли во внимание учителя наше мнение и предоставляют ли возможности для принятия на себя ответственности за самостоятельное определение траектории своего обучения?

Из 158 учащихся школы в анкетировании участвовало 61, что составляет 39 % от общего числа, в основном это учащиеся 5-11 классов. Также как и учителя, большинство учащихся (74%) считают, что атмосфера, сложившаяся в школе, поддерживает процесс обучения, 67% опрошенных учащихся считают, что учителя вправе использовать новые методы и подходы, 54% говорят, что у нас есть возможности для совместного с учителями определения принципиально важных составляющих нашего обучения и способов их воздействия на качество обучения. И то же время большинство учащихся (57%) отрицают, что учителя предоставляют необходимую обратную связь, которая будет способствовать повышению качества работы и 39% на вопрос «предоставлена ли возможность высказывать свои размышления о том, как мы обучаемся» отвечают «нет» и 39% «иногда». С ответом «иногда» 63% учеников отвечают на вопрос «принимают ли наши учителя во внимание настроение и эмоциональное состояние » и 56% на вопрос «действительно ли задачи, поставленные учителями, побуждают мыслить».

Учащиеся школы желают взаимодействовать и с учителями и со своими сверстниками, но мнение их не всегда услышаны. В каждом классе существуют взгляды на обучение, даже если они не выражаются явно. Чтобы прийти к окончательным выводам о мнениях учащихся, я провела беседу с учащимися 7-х и 10-х классов. Преимущества беседы: малая группа учащихся способствует созданию психологически комфортных условий для участников, свидетельствует о многочисленном разнообразии точек зрения. Недостатки: отдельные участники могут доминировать в работе группы, что возможно приведет к ложному чувству согласия, в случае малочисленности группы сомнительна объективность сформулированных выводов по итогам работы[2].

Транскрипт беседы

Учитель: цели, которые ставят на уроках учителя, побуждают вас размышлять?

Ученик 7 класса: не то чтобы нас побуждают. Просто я знаю- задание,которое дал учитель, надо выполнять

Учитель: учитель для вас ставит посильные задания?

Ученик? Ну, да.

Учитель: выслушивают ли учителя ваши проблемы?

Ученик: если не получается задание, могу спросить у учителя, а чаще всего обращаюсь за помощью к одноклассникам.

Учитель: а почему чаще к одноклассникам?

Ученик: дадут списать.

Учитель: вы разговариваете с учителями о том, каким бы вы хотели видеть урок?

Ученик: нет. Мы можем поговорить об этом с одноклассниками, родителями.

Фрагмент беседы еще раз подчеркивает необходимость принятия во внимание мнение учащихсякак о самом процессе обучения, так и принятии решений о внесении изменений.

Эти данные подтверждаются и результатами анкетирования родителей.


  1. Мой ребенок чувствует себя в этой школе комфортно (может свободно высказываться, самостоятельно принимать решения и т.д.)

  2. Мой ребенок делает хорошие успехи в школе

  3. Школа удовлетворяет индивидуальные образовательные потребности моего ребенка

  4. Школа обеспечивает моему ребенку хорошую заботу

  5. Моего ребенка хорошо обучают в школе

  6. Мой ребенок получает соответствующее его способностям домашнее задание

  7. В школе высокие стандарты поведения

  8. Уроки моего ребенка не нарушаются плохой дисциплиной

  9. Школа успешно справляется с любыми проявлениями хулиганских выходок среди детей

  10. Школа помогает мне оказывать поддержку обучению моего ребенка

  11. Школа соответствующим образом отвечает на мои вопросы и проблемы

  12. Школа предоставляет мне всю необходимую информацию

49 родителей участвовали в анкетировании. Практически на все вопросы большинство родителей ответили положительно. Такую реакцию со стороны родителей я бы связала с тем, что в 2012 году для наших трех сел, построена новая школа, выделен дополнительный транспорт для подвоза учащихся. Дети учатся в хороших условиях, тепло, работает столовая, у учащихся есть возможность посещать кружки, спортивные секции, чего не было год назад. И то же время с ответом «не согласен, категорически не согласен» на вопросы «мой ребенок получает соответствующее его способностям домашнее задание» ответили 18% родителей, 16% - «может свободно высказываться, самостоятельно принимать решения», 14% - «школа соответствующим образом отвечает на мои вопросы и проблемы». Родители высказали пожелание об разнообразии кружковой работы.При беседе с родителями 7, 9 класса на вопрос «Как часто вы приходите в школу?», ответ был однозначен: «прихожу на родительское собрание», «на совместные внеклассные мероприятие», «если ребенок пожалуется». Я вижу, что большинство родителей готовы к взаимодействию с учителями, потому что верят, что учитель сможет дать полноценные знания их детям. И чтобы не потерять эту веру, учителю надо приложить немало усилий, чтобы внести улучшение в процесс преподавания и обучения.

Чтобы свести в единое целое результаты учителей, учащихся, родителей и выявить одну общую проблему одних результатов анкетирования было недостаточно. Хотя анкетирование проводить было легче, потому что, предоставлена была возможность получения информации у большего круга респондентов, есть возможность исследовать большее количество вопросов, но обработка результатов занимает время и достоверную информацию не дает. Вот поэтому после каждого анкетирования я проводила беседы, опросы - это более достоверный способ сбора информации, хотя и бывают погрешности. И в дополнение, опять же для более достоверной ситуации я провела беседу-интервью с администрацией школы. Интервью предоставляет расширенные данные, которые дают более полную картину, способно выявить новые, ранее не рассматриваемые проблемы, но в то же время вызвало затруднение в том, что члены администрации долгое время не могли собраться вместе.

Члены администрации школы при беседе говорили в основном о положительных сторонах работы коллектива: да, обладают учителя широким диапазоном педагогических стратегий, способны к интегрированию различных подходов и методов; да, обладают учителя глубоким пониманием сущности процесса обучения, мотивации отдельных учеников, их эмоционального состояния и жизни вне класса; да, используют ли учителя стратегии, содействующие совместному обучению, «открытиям» учеников, и оказывающие помощь в самообучении и индивидуальных, самостоятельных «открытиях»?Сложилось мнение, что члены администрации хотят показать свою школу и коллектив только с лучшей стороны. Но и, по мнению администрации учителя не в полной мере обладают устойчивыми навыками использования образовательных технологий, а также, системы информационного менеджмента в качестве эффективных инструментов оптимизации контроля над процессом обучения учеников. Причины видят, в том, что хоть и в школе 5 интерактивных досок, мультимедийный и специализированные кабинеты, учителя школы не в полной мере используют эти ресурсы и что не совсем положительно сказывается на процессе преподавания и обучения. На вопрос: приведите примеры, доказательства - в ответах больше теории, чем конкретики. В ходе беседы члены администрации отметили: лидирующие позиции представлены только членам администрации, высокий статус учителя на селе, стремление учителей не только сформировать у детей определенные знания и навыки, но и развить индивидуальные качества;

При этом высказали пожелание увеличить количество призеров районных, областных предметных олимпиад, различных конкурсов и проектов.

К сожалению, не было отмечено, что наибольшее воздействие на процесс обучения и результаты учеников имеет не столько деятельность администрации школы по обеспечению учителей соответствующими ресурсами, сколько повседневная работа самого учителя в классе

Чтобы изучить перечень и характер навыков, необходимых ученикам для достижения успешности в 21-м веке проведено исследование по категоризации поведения и отношения учеников. В сборе информации помогли классные руководители.


Принимающий ученик

Равнодушный ученик

Воздействующий ученик

Отрицающий ученик

72%

6%

21%

1%

Категоризация поведения и отношения учеников показывает, что ученики нашей школы - принимающие ученики.

99% -опрашиваемых учеников регулярно посещают школу

91% -удовлетворен школой и учителями

89% -делают то, что от них требуется

92% -доверяют школе

Среди равнодушных учеников наибольший процент показали ученики, у которых отсутствует мотивация к прогрессу и они не думают о будущем, среди отрицающих - часто имеющиеся проблемы в процессе взаимоотношений с учителем.

Чтобы увеличить количество воздействующих учащихся, нужно учителям формировать у учащихся навыки 21-го века.тех, которые стремятся к определению и планированию перспектив, к обсуждению с учителями проблем в процессах преподавания и обучения, которые расположены к организаторской работе, принятию ответственности и готовые оказать помощь другим ученикам.

И самым эффективным методом я считаю наблюдение на уроках. «Наблюдение представляет собой описательный исследовательский метод, заключающийся в целенаправленном и организованном восприятии и регистрации поведения изучаемого»[2]. Преимущества: происходит, предоставляет возможности для полного обозрения класса для наблюдателя. Недостатки: необходимость принятия незамедлительных решений, в связи с чем вывод может быть поверхностным. Мною посещено 19 уроков в тех классах, где учащиеся были охвачены анкетированием. На уроках я увидела, что наши учителя владеют знаниями своего предмета, методикой преподавания, что я считаю большим положительной чертой. Почему я фокусирую внимание на этом? В педагогику сейчас приходят люди случайные, не по призванию, а по принципу: тот кто не набрал должное количество баллов на Едином Национальном Тестировании на желаемую специальность, идут в учителя. На уроках учителя применяют различные подходы для улучшения преподавания, стараются вовлечь в учебный процесс всех учащихся.

Наблюдения показали, что большинство учителей проводят уроки, где преобладает трансляция готовых знаний, опрос в большинстве случаев фронтальный, не у всех учителей присутствует взаимодействие сотрудничества на уроках, почти 70-80% на уроке говорит учитель. Отмечу, что учителя, прошедшие программу 3 уровня (2 учителя) с успехом применяют групповую работу, различные стратегии, вводят формативное оценивание. Это я рассматриваю как начало изменений в школьной практике и несомненно в лучшую сторону.

В ходе исследования стартовых возможностей школы команда лидеров определила следующие приоритетные направления школы:

- внедрение в практику преподавания и обучения диалогического обучения для повышения мотивации учащихся через групповое взаимодействие;

- развитие лидерской позиции учителя в классе, в школе, во взаимодействии с другими школами;

- развитие критического мышления;

- внедрение эффективной оценки для обучения и эффективной оценки обучения.

Таким образом, фокус развития школы направлен на внедрение в практику преподавания и обучения диалогического обучения для повышения мотивации учащихся через групповое взаимодействие.

Список литературы

  1. Задания для выполнения в период практики. АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2012.

  2. Исследование в действии. Пособие. АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2012.

  3. Руководство для учителя. Первый (продвинутый) уровень. ЦПМ АОО НИШ и Факультет образования университета Кембридж, издание второе, 2012.



© 2010-2022