«Коммуникативная культура учителя» Материал для педагогического совета

Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ТЕКСТ ДЛЯ СООБЩЕНИЯ НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ

«Коммуникативная культура учителя»

- Поговорим?

-О чем?

- О разном и о прочем

О том, что хорошо,

И хорошо не очень.

Чего-то знаешь ты.

А что-то мне известно.

- Поговорим?

- Поговорим.

Вдруг будет интересно

Я и другой человек… Мы и другие люди… Как много об этом уже сказано. Однако жизнь показывает, что эти вопросы продолжают нас волновать. Тема нашего педагогического совета «Коммуникативная культура учителя». А проще говоря - «Культура общения».

Древняя мудрость гласит: «Мы долго учим других тому, чему должны учиться сами». Истинная культура общения означает взгляд партнера не как на объект своего внимания, а как на равноправного участника обмена информацией.

В будничных ситуациях важно уметь выслушать, постараться понять точку зрения собеседника, посочувствовать в горе или разделить радость, убедительно возразить, но не во имя собственного престижа или победы над кем-то, а щадя самолюбие других - вот, пожалуй, та культура общения, общения без агрессии, которая не зависит ни от обстоятельств состава общающихся, ни от особенностей их темперамента.

А педагогическое общение - особое общение. Это система органичного социально-психологического взаимодействия педагога со всеми участниками учебно-воспитательного процесса.

В течение рабочего дня учитель и воспитатель включается в широкий диапазон взаимоотношений с коллегами, учениками, родителями по разным поводам. И, естественно, в общении возможны недоразумения, ссоры, обиды, смена настроений. Ситуация может перерасти в конфликт.

Для каждого человека, а особенно педагога важно уметь устанавливать контакты с другими людьми, уметь общаться, т.е. уметь слушать и слышать других, понимать их мысли, чувства, высказанные словами, выраженные жестами, мимикой, уметь точно доносить свои мысли до слушателей.

Уметь общаться также важно как, например, знать математику или физику. Чтобы прожить нормальную полноценную жизнь, без умения жить в согласии с другими людьми, не обойтись, а для этого необходимо учиться общению.

Опросник «Взаимоотношения в педагогическом коллективе»


Отвечая на вопросы, выберите один из четырех возможных вариантов ответа.

  1. Как бы вы оценили свою принадлежность к коллективу?

А) чувствую себя членом коллектива.

Б) участвую в делах коллектива.

В) не чувствую себя членом коллектива.

Г) предпочитаю работать отдельно от других членов коллектива.

  1. Удовлетворены ли вы отношениями к вам товарищей по работе?

А) полностью удовлетворен.

Б) удовлетворен.

В) недостаточно удовлетворен.

Г) совершенно неудовлетворен.

  1. Если бы вам представилась возможность, перешли бы вы работать в другой коллектив?

А) однозначно нет.

Б) скорее всего остался бы в этом коллективе.

В) скорее перешел бы, чем остался

Г) охотно бы перешел работать в другой коллектив.

  1. Какие взаимоотношения сложились в педагогическом коллективе вашей школы?

А) лучше, чем в большинстве других школ, как мне кажется.

Б) вероятно, так же, как в большинстве школ.

В) хуже, чем в других школах.

Г) считаю, что значительно хуже, чем в большинстве других школ.

  1. Как вы считаете, сложились ли в вашем коллективе традиции взаимной поддержки, взаимовыручки?

А) однозначно «да».

Б) скорее «да», чем «нет»

В) скорее «нет», чем «да».

Г) однозначно «нет».

  1. Как бы вы оценили свои отношения с администрацией?

А) полностью удовлетворен.

Б) удовлетворен.

В) недостаточно удовлетворен.

Г) совершенно неудовлетворен.

Большая часть коллектива считает, что взаимоотношения далеки от хороших, часто случаются конфликты. Поэтому наш педсовет призван помочь установить в коллективе доброжелательные, деловые отношения.

По мнению психологов, конфликты в женских коллективах неизбежны.

(Выступление психолога о женщинах педагогах)

Приложение 3

Вы уже разделились на три группы. Сейчас каждой группе будет предложено задание проанализировать конфликтные ситуации. Вопросы для анализа и сами ситуации написаны на карточках.

Приложение 4

Профессионально необходимыми качествами учителя являются выдержка и самообладание. Настоящий педагог всегда обязан сохранять за собой ведущее положение в учебно-воспитательном процессе. Никаких срывов, растерянности, беспомощности учителя дети не должны чувствовать и видеть. Душевная чуткость - своеобразный барометр, позволяющий учителю чувствовать настроение ребят, вовремя приходить на помощь тем, кто в ней больше всего нуждается. Неотъемлемое профессионально качество учителя - справедливость. По роду своей деятельности педагог вынужден систематически оценивать знания, умения, поступки учащихся. Ничто не укрепляет нравственного авторитета педагога, как умение быть объективным.

Воспитатель должен быть требовательным. Это важнейшее условие его успешной работы. Выступая в коллективе учащихся в качестве носителя норм нравственного поведения, учитель обязан, прежде всего, предъявлять высокие моральные требования к себе. Но требовательность к воспитанникам должна быть разумной. Это значит, что надо учитывать возможности развивающейся личности.

Педагогическая деятельность требует от человека единства интеллектуального, волевого и эмоционального напряжения, которое нельзя в силу профессии выражать открыто. Нейтрализовать сильное напряжение помогает чувство юмора. Юмор педагога не должен ранить, он должен помогать, вызвать симпатии к своему наставнику, облегчать усвоение норм и ценностей.

Учитель должен анализировать факты противоречивого поведения учащихся. Видеть и понимать разнообразные проявления взрослеющих учеников - показатель педагогической зрелости, ума воспитателя, позволяющего разрешать конфликтные ситуации и способствовать формированию психологического комфорта в коллективе.

Результаты теста не собираются и не озвучиваются. Это тестирование с целью коррекции.

Приложение 5

Приложение 6

В завершении педагогического совета я бы хотела познакомить вас с одной притчей:

Жила - была на свете семья. Она был непростая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажите: ну мало ли на свете больших семейств. Но дело в том, что семья была особая - мир и лад царили в этой семье и стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни драк и раздоров.

Дошел слух об этой семье до одного владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семейства, расскажи мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго - видно, не очень силен был в грамоте. Затем предал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: любовь, прощение и терпение. И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочел владыка и спросил:

- И все?

- Да, - ответил старик, - это и есть основа хорошей семьи. И, подумав, добавил:

- И мира тоже.

Тестовое задание.

  1. Склонны ли вы искать пути к примирению после очередного

служебного конфликта?

Всегда.

Иногда.

Никогда.

  1. Как вы ведете себя в критической ситуации?

Внутренне кипите.

Сохраняете полное спокойствие.

Теряете самообладание.

  1. Каким вас считают коллеги?

Самоуверенным и завистливым.

Дружелюбным.

Спокойным и независимым.

  1. Как вы отреагируете, если вам предложат ответственную должность?

Примите ее с некоторыми опасениями.

Согласитесь без колебаний.

Откажитесь от нее ради собственного спокойствия.

  1. Как вы будете себя вести, если кто-то из коллег без разрешения возьмет бумагу с вашего стола?

Выдадите ему «по первое число».

Заставите вернуть.

Спросите, не нужно ли ему еще что-нибудь.

  1. Какими словами вы встретите мужа (жену), если он (она) вернется с работы позже обычного?

«Что тебя так задержало?»

« Где ты торчишь допоздна?»

«Я уже начала волноваться».

  1. Как вы ведете себя за рулем автомобиля?

Стараетесь обогнать машину, которая показала вам «хвост».

Вам все равно, сколько машин вас обошло.

Помчитесь с такой скоростью, чтобы вас никто не догнал.

  1. Какими вы считаете свои взгляды на жизнь?

Сбалансированными.

Легкомысленными.

Крайне жесткими.

  1. Что вы предпринимаете, если не все удается?

Пытаетесь свалить всю вину на другого.

Смиряетесь.

Становитесь впредь осторожнее.

  1. Как вы отреагируете на фельетон о случаях распущенности современной молодежи?

«Пора бы им запретить такие развлечения»

«Надо создать им возможность организованно и культурно отдыхать»

«И чего мы столько с ними возимся».

  1. Что вы ощущаете, если место, которое вы хотели занять, досталось другому?

«И зачем я только нервы тратил?»

«Видно его физиономия шефу приятнее»

«Может быть удастся в другой раз».

  1. Если из-за дорожной пробки вы опаздываете на важное совещание?

Будете нервничать во время заседания

Попытаетесь вызвать снисхождение партнеров

Огорчитесь.

  1. Как вы относитесь к своим успехам?

Обязательно стараетесь выиграть

Цените удовольствие участия

Очень сердитесь, если не везет.

  1. Как вы поступите, если вас плохо обслужили в ресторане?

Стерпите, избегая скандала.

Вызовите метрдотеля и сделаете ему замечания.

Отправитесь с жалобой к директору ресторана.

  1. Как вы себя поведете, если вашего ребенка обидели в школе? Поговорите с учителем

Устроите скандал родителям «малолетнего преступника»

Отправитесь с жалобой к директору.

  1. Какой, по-вашему, вы человек?

Средний

Самоуверенный

Пробивной.

  1. Что вы ответите ученику, с которым столкнулись в дверях учреждения, если он начал извинятся перед вами?

«Простите, это я виноват»

«Ничего, пустяки»

«А повнимательней вы быть не можете?»

  1. Как вы отреагируете на статью в газете о случаях хулиганства среди молодежи?

«Когда же, наконец, будут приняты конкретные меры?!»

«надо бы ввести телесные наказания»

«Нельзя все валить на молодежь, виноваты и воспитатели».

  1. Представьте, что вам предстоит заново родиться, но уже животным. Какое животное вы предпочитаете?

Тигр или леопард

Домашнюю кошку

Медведя.

Да, действительно, нам необходимо смотреть на себя со стороны: не слишком ли мы раздражительны и угрюмы, неприветливы. Может быть, мы говорим через чур громко, нервозно? Не утомляем ли окружающих своими поучениями? А самое главное - всегда ли выполнимы наши требования к окружающим и следуем ли мы им сами? Есть над чем задуматься.

Рефлексия: На карточках изобразите ваше настроение, что понравилось, а что нет в ходе нашей с вами работы. Спасибо!



© 2010-2022