- Преподавателю
- Директору, завучу
- Рекомендации Формирование ИКТ-компетентности педагогов
Рекомендации Формирование ИКТ-компетентности педагогов
Раздел | Завучу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Гардер С.А. |
Дата | 23.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Гардер Светлана Александровна, учитель информатики
МБОУ «Школа № 6 с углубленным изучением французского языка»
Истинная компьютерная грамотность
означает не только умение использовать
компьютер и компьютерные идеи,
но и знание, когда это следует делать.
Сеймур Пайперт
Повышение ИКТ-компетентности педагогов
Информатизация образования привела к изменению требований к квалификации учителя. Способность применять средства информатизации и информационные технологии в педагогической деятельности являются проявлением и педагогических способностей учителя, и его ИКТ-компенетности.
ИКТ-компетентность учителя определяется как способность педагога решать профессиональные задачи с использованием средств и методов информатики и ИКТ, а именно:
-
осуществлять информационную деятельность по сбору, обработке, передаче, хранению информационного ресурса, по продуцированию информации с целью автоматизации процессов информационно-методического обеспечения;
-
оценивать и реализовывать возможности электронных изданий образовательного назначения и распределенного в сети Интернет информационного ресурса образовательного назначения;
-
организовывать информационное взаимодействие между участниками учебного процесса и интерактивным средством, функционирующим на базе средств ИКТ;
-
создавать и использовать психолого-педагогические тестирующие, диагностирующие методики контроля и оценки уровня знаний обучаемых, их продвижения в учении;
-
осуществлять учебную деятельность с использованием средств ИКТ в аспектах, отражающих особенности конкретного учебного предмета.
Целесообразно выделить следующие составляющие педагогической ИКТ-компетентности:
-
общепользовательскую ИКТ-компетентность;
-
общепедагогическую ИКТ-компетентность;
-
специфическую (предметную) ИКТ-компетентность.
Под общепользовательской ИКТ-компетентностью следует понимать уровень освоения учителем ИКТ общего назначения, так называемый «компьютерный всеобуч».
Под общепедагогической ИКТ-компетентностью понимается инвариант знаний, умений и опыта, необходимый учителю-предметнику для решения образовательных задач, прежде всего, средствами ИК-технологий общего назначения.
Специфическая (предметная) ИКТ-компетентность предполагает освоение специализированных технологий и ресурсов, разработанных в соответствии с требованиями к содержанию того или иного учебного предмета, и формирование готовности к их внедрению в образовательную деятельность.
Одной из основных задач при повышении ИКТ-компетентности педагогов является необходимость перехода от общепользовательской к общепедагогической ИКТ-компетентности и специфической ИКТ-компетентности. Для решения данной задачи освоение учителем-предметником ИКТ общего назначения должно осуществляться в ходе моделирования подготовки дидактических средств и проектирования функционально ориентированных компонентов образовательной деятельности.
При изучении уровней сформированности ИКТ-компетентности учителей обычно выделяют четыре группы педагогов, характеризующихся разным уровнем принятия значимости информационно-компьютерных технологий в зависимости от уровней информационно-компьютерной компетентности и мотивации применения данных технологий в образовательном процессе.
Уровень 1 (уровень работы на компьютере - нулевой, мотивация - отсутствует) - если высокое качество обучения достигается традиционными формами обучения, то нет необходимости в решении педагогических задач с привлечением информационно-компьютерных технологий.
Уровень 2 (уровень работы на компьютере - базовый, мотивация - низкая) - технологии настолько разнообразны и динамичны, что требуют больших временных (и не только) затрат, чем традиционные формы обучения.
Уровень 3 (уровень работы на компьютере - нулевой, мотивация - высокая) - информационно-компьютерные технологии позволяют реализовать индивидуальный стиль преподавания и личный профессиональный рост, но нет представлений о возможных формах внедрения их в образовательный процесс.
Уровень 4 (уровень работы на компьютере - базовый, мотивация - высокая) - существует непосредственная связь между успешностью педагогической деятельности и уровнем ИКТ-компетентности педагога, поэтому есть потребность в непрерывном развитии информационной культуры.
Формирование мотивации педагогов к использованию ИКТ в образовательном процессе не может быть реализовано без непосредственной заинтересованности и активного участия школьной администрации и наиболее продвинутых в ИКТ учителей.
Без заинтересованности администрации образовательного учреждения, формировать мотивацию педагогов было бы невозможно: пополнение МТБ учреждения, поощрение и материальное стимулирование педагогов - эти вопросы находятся в её компетенции.
Расширяется научно-методическая база школы, в том числе и за счет творческих работ школьников по различным предметам школьного курса (русскому языку, литературе, математике, физике, химии, географии), созданных под руководством учителя информатики и при помощи учителей-консультантов
Учителя нашей школы все более заинтересованы в повышении своей ИКТ-компетентности на базе школы, т.к. эти курсы можно проводить в удобное для педагогов время и без отрыва от основной работы.
Для курсов «Формирование ИКТ-компетентности педагогов» мною обычно используется следующая тематика:
-
Организация личного информационного пространства учителя. Знакомство с операционной системой.
-
Технология обработки текстовой информации.
-
Технология обработки графической информации.
-
Технология создания мультимедийных продуктов.
-
Технология обработки числовой информации.
-
Технология работы в глобальной сети (электронная почта, поиск информации, создание персонального сайта).
-
Использование цифровых ресурсов в педагогической деятельности.
Перечень компетенций учителя-предметника в сфере ИКТ
-
Наличие общих представлений о возможностях ИКТ.
-
Наличие представлений о едином информационном пространстве образовательного учреждения, назначении и функционировании ПК, устройствах ввода-вывода информации, компьютерных сетях и возможностях их использования в образовательном процессе.
-
Наличие представлений об электронных образовательных ресурсах и тенденциях рынка электронных изданий в секторе общего образования, ориентированных на предметно-профессиональную деятельность, цифровых образовательных ресурсах.
-
Владение приёмами организации личного информационного пространства, интерфейсом операционной системы, приёмами выполнения файловых операций, организации информационно-образовательной среды как файловой системы, основными приёмами ввода-вывода информации, включая установку и удаление приложений и электронных образовательных ресурсов.
-
Владение приемами подготовки дидактических материалов и рабочих документов в соответствии с предметной областью средствами офисных технологий:
-
ввод текста с клавиатуры и приёмами его форматирования;
-
подготовка раздаточных материалов, содержащих графические элементы, табличные данные, диаграммы;
-
создание педагогически эффективных презентаций (к уроку, выступлению на педсовете, докладу и т.п.);
-
Владение базовыми сервисами и технологиями Интернета в контексте их использования в образовательной деятельности:
-
поиск образовательной информации, сохранение в целях последующего использования в педагогическом процессе;
-
работа с электронной почтой и телеконференциями;
-
работа с файловыми архивами;
-
владение простейшими приёмами сайтостроения, обеспечивающими возможность представления образовательной информации в форме сайта.
Возможные проблемы и пути их преодоления
Проблема
Решение
Недостаточная мотивация учителей, низкий темп внедрения ИКТ - технологий в образовательный процесс
Проведение семинаров, мастер-классов по обмену педагогическим опытом.
Материальное и моральное стимулирование педагогов, активно использующих ИКТ в своей профессиональной деятельности.
Невозможность обеспечить полный свободный доступ в компьютерный класс для реализации всех проектов
Составление оптимального расписания компьютерного класса.
Использование домашних компьютеров педагогов.