Рекомендации Формирование ИКТ-компетентности педагогов

Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Гардер Светлана Александровна, учитель информатики

МБОУ «Школа № 6 с углубленным изучением французского языка»

Истинная компьютерная грамотность

означает не только умение использовать

компьютер и компьютерные идеи,
но и знание, когда это следует делать.

Сеймур Пайперт

Повышение ИКТ-компетентности педагогов

Информатизация образования привела к изменению требований к квалификации учителя. Способность применять средства информатизации и информационные технологии в педагогической деятельности являются проявлением и педагогических способностей учителя, и его ИКТ-компенетности.

ИКТ-компетентность учителя определяется как способность педагога решать профессиональные задачи с использованием средств и методов информатики и ИКТ, а именно:

  • осуществлять информационную деятельность по сбору, обработке, передаче, хранению информационного ресурса, по продуцированию информации с целью автоматизации процессов информационно-методического обеспечения;

  • оценивать и реализовывать возможности электронных изданий образовательного назначения и распределенного в сети Интернет информационного ресурса образовательного назначения;

  • организовывать информационное взаимодействие между участниками учебного процесса и интерактивным средством, функционирующим на базе средств ИКТ;

  • создавать и использовать психолого-педагогические тестирующие, диагностирующие методики контроля и оценки уровня знаний обучаемых, их продвижения в учении;

  • осуществлять учебную деятельность с использованием средств ИКТ в аспектах, отражающих особенности конкретного учебного предмета.

Целесообразно выделить следующие составляющие педагогической ИКТ-компетентности:

  • общепользовательскую ИКТ-компетентность;

  • общепедагогическую ИКТ-компетентность;

  • специфическую (предметную) ИКТ-компетентность.

Под общепользовательской ИКТ-компетентностью следует понимать уровень освоения учителем ИКТ общего назначения, так называемый «компьютерный всеобуч».

Под общепедагогической ИКТ-компетентностью понимается инвариант знаний, умений и опыта, необходимый учителю-предметнику для решения образовательных задач, прежде всего, средствами ИК-технологий общего назначения.

Специфическая (предметная) ИКТ-компетентность предполагает освоение специализированных технологий и ресурсов, разработанных в соответствии с требованиями к содержанию того или иного учебного предмета, и формирование готовности к их внедрению в образовательную деятельность.

Одной из основных задач при повышении ИКТ-компетентности педагогов является необходимость перехода от общепользовательской к общепедагогической ИКТ-компетентности и специфической ИКТ-компетентности. Для решения данной задачи освоение учителем-предметником ИКТ общего назначения должно осуществляться в ходе моделирования подготовки дидактических средств и проектирования функционально ориентированных компонентов образовательной деятельности.

При изучении уровней сформированности ИКТ-компетентности учителей обычно выделяют четыре группы педагогов, характеризующихся разным уровнем принятия значимости информационно-компьютерных технологий в зависимости от уровней информационно-компьютерной компетентности и мотивации применения данных технологий в образовательном процессе.

Уровень 1 (уровень работы на компьютере - нулевой, мотивация - отсутствует) - если высокое качество обучения достигается традиционными формами обучения, то нет необходимости в решении педагогических задач с привлечением информационно-компьютерных технологий.

Уровень 2 (уровень работы на компьютере - базовый, мотивация - низкая) - технологии настолько разнообразны и динамичны, что требуют больших временных (и не только) затрат, чем традиционные формы обучения.

Уровень 3 (уровень работы на компьютере - нулевой, мотивация - высокая) - информационно-компьютерные технологии позволяют реализовать индивидуальный стиль преподавания и личный профессиональный рост, но нет представлений о возможных формах внедрения их в образовательный процесс.

Уровень 4 (уровень работы на компьютере - базовый, мотивация - высокая) - существует непосредственная связь между успешностью педагогической деятельности и уровнем ИКТ-компетентности педагога, поэтому есть потребность в непрерывном развитии информационной культуры.

Формирование мотивации педагогов к использованию ИКТ в образовательном процессе не может быть реализовано без непосредственной заинтересованности и активного участия школьной администрации и наиболее продвинутых в ИКТ учителей.

Без заинтересованности администрации образовательного учреждения, формировать мотивацию педагогов было бы невозможно: пополнение МТБ учреждения, поощрение и материальное стимулирование педагогов - эти вопросы находятся в её компетенции.

Расширяется научно-методическая база школы, в том числе и за счет творческих работ школьников по различным предметам школьного курса (русскому языку, литературе, математике, физике, химии, географии), созданных под руководством учителя информатики и при помощи учителей-консультантов

Учителя нашей школы все более заинтересованы в повышении своей ИКТ-компетентности на базе школы, т.к. эти курсы можно проводить в удобное для педагогов время и без отрыва от основной работы.

Для курсов «Формирование ИКТ-компетентности педагогов» мною обычно используется следующая тематика:

  1. Организация личного информационного пространства учителя. Знакомство с операционной системой.

  2. Технология обработки текстовой информации.

  3. Технология обработки графической информации.

  4. Технология создания мультимедийных продуктов.

  5. Технология обработки числовой информации.

  6. Технология работы в глобальной сети (электронная почта, поиск информации, создание персонального сайта).

  7. Использование цифровых ресурсов в педагогической деятельности.

Перечень компетенций учителя-предметника в сфере ИКТ

  1. Наличие общих представлений о возможностях ИКТ.

  2. Наличие представлений о едином информационном пространстве образовательного учреждения, назначении и функционировании ПК, устройствах ввода-вывода информации, компьютерных сетях и возможностях их использования в образовательном процессе.

  3. Наличие представлений об электронных образовательных ресурсах и тенденциях рынка электронных изданий в секторе общего образования, ориентированных на предметно-профессиональную деятельность, цифровых образовательных ресурсах.

  4. Владение приёмами организации личного информационного пространства, интерфейсом операционной системы, приёмами выполнения файловых операций, организации информационно-образовательной среды как файловой системы, основными приёмами ввода-вывода информации, включая установку и удаление приложений и электронных образовательных ресурсов.

  5. Владение приемами подготовки дидактических материалов и рабочих документов в соответствии с предметной областью средствами офисных технологий:

  • ввод текста с клавиатуры и приёмами его форматирования;

  • подготовка раздаточных материалов, содержащих графические элементы, табличные данные, диаграммы;

  • создание педагогически эффективных презентаций (к уроку, выступлению на педсовете, докладу и т.п.);

  1. Владение базовыми сервисами и технологиями Интернета в контексте их использования в образовательной деятельности:

  • поиск образовательной информации, сохранение в целях последующего использования в педагогическом процессе;

  • работа с электронной почтой и телеконференциями;

  • работа с файловыми архивами;

  • владение простейшими приёмами сайтостроения, обеспечивающими возможность представления образовательной информации в форме сайта.

Возможные проблемы и пути их преодоления

Проблема

Решение

Недостаточная мотивация учителей, низкий темп внедрения ИКТ - технологий в образовательный процесс

Проведение семинаров, мастер-классов по обмену педагогическим опытом.

Материальное и моральное стимулирование педагогов, активно использующих ИКТ в своей профессиональной деятельности.

Невозможность обеспечить полный свободный доступ в компьютерный класс для реализации всех проектов

Составление оптимального расписания компьютерного класса.

Использование домашних компьютеров педагогов.


© 2010-2022