Самый реальный сектор производства - образование

Современная экономика постулат о том, что главный капитал – это люди, уже перевела в разряд аксиом, не требующих доказательств. А чтобы люди – важнейший ресурс – получались качественными во всех отношениях, без соответствующего образования не обойтись. Само образование в развитых странах все больше трансформируется из сферы государственных социальных и инфраструктурных услуг в отрасль экономики, сопоставимую по своим оборотам с туризмом. За примерами далеко ходить не надо. Одни казахстанцы, обучающиеся в вузах туманного Альбиона, оставляют там приличные деньги за обучение, проживание, на развлечения и сувениры. Для экономики Великобритании не принципиально, откуда извлекаются все эти средства – по линии государственной программы “Болашак” или ...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Самый реальный сектор производства - образование






"Образованный дурак еще более несносен, чем необразованный".

Роберт Лембке

Британцы и итальянцы не хотят повышения платы за высшее образование, о чем они недвусмысленно стучали камнями в щиты и каски полицейских и карабинеров под занавес прошлого года. Однако, тот же официальный Лондон непреклонен: чтобы образование оставалось экспортно-ориентированной отраслью экономики - на него необходимо раскошелиться. Казахстан в этой гонке вроде бы не участвует (на повестке дня стопицотая реформа высшей школы), однако его все это касается самым непосредственным образом. Республика прочно вошла в список государств, импортирующих образовательные услуги.

Современная экономика постулат о том, что главный капитал - это люди, уже перевела в разряд аксиом, не требующих доказательств. А чтобы люди - важнейший ресурс - получались качественными во всех отношениях, без соответствующего образования не обойтись.

Само образование в развитых странах все больше трансформируется из сферы государственных социальных и инфраструктурных услуг в отрасль экономики, сопоставимую по своим оборотам с туризмом. За примерами далеко ходить не надо. Одни казахстанцы, обучающиеся в вузах туманного Альбиона, оставляют там приличные деньги за обучение, проживание, на развлечения и сувениры. Для экономики Великобритании не принципиально, откуда извлекаются все эти средства - по линии государственной программы "Болашак" или из карманов родителей. Главное: они поступают.

Из географии известно, что на островах размером и местоположением вроде британских или японских время идет (как правило) быстрее, чем на континентальных участках. То есть здесь быстрее вызревают новации от сельскохозяйственных до военных. Правда, попав куда-нибудь на континент, они потом могут стать еще продуктивнее из-за эффекта масштаба. В свою очередь, чтобы выигрывать в конкуренции с материком, островам приходится еще больше напрягаться на тему очередных новинок.

Ирландия - островное государство и "кельтский тигр", на сумму, смешную в масштабах ФНБ "СамрукКазына" - какие-то "жалкие" 3,5 млрд. евро - фактически совершила индустриальный скачок и вышла на первые позиции по уровню жизни в Евросоюзе. Потом также стремительно впала в дефолт и стала реципиентом экстренной помощи со стороны ЕС. Сопоставимая по масштабам экономик Португалия не так бодро рванула вперед, зато и на бок заваливается помедленнее.

Великобритания в последнее десятилетие делает очевидную ставку на образование и однозначно добилась в этом успехов. Молодые люди из Казахстана в первую очередь хотят учиться в Лондоне (на крайний случай Манчестер или Эдинбург). Париж, Рим, Прага - это если денег не хватает. Для конструирующих свое карьерное будущее в восточном векторе - есть университеты Китая, Японии и Южной Кореи. Для выходцев из полусреднего класса - ближайшие вузы России - Омск, Томск, Новосибирск.

Отечественные университеты как массовое явление из конкурентной борьбы исключены. Не прекращающийся плачь Ярославны о судьбе казахстанской высшей школы способен породить какую-нибудь формальную и выборочную проверку десятка - другого вузов, однако на кардинальные перемены к лучшему все это не подвигает. Перманентные реформы в форме конвульсий каких-либо положительных сдвигов в плане конкурентоспособности ничего не дали. Скорее наоборот, акцент все больше переносится на форму, из-за чего ресурсы отнимаются у сути процесса обучения.

Бахытжан Жумагулов, 13-ый министр образования и науки за девятнадцать лет независимости республики, вряд ли способен осуществить перелом. Даже если вместо 140 университетов сделают 50 университетов и 30 институтов и будет введена система градации: "исследовательские национальные университеты, национальные университеты, просто университеты, затем исследовательские университеты, институты и академии" (из выступления министра в сенате по поводу презентации законопроекта "О науке"). Ключевые проблемы от этого никуда не денутся. Низкая зарплата при высокой нагрузке преподавателей, общий слабый уровень квалификации преподавательского корпуса, коррупция, начетничество (зубрежка), учебники за гранью добра и зла, нестудентоориентированный учебный процесс, обилие лжеученых. Продолжать можно долго и, главное, ни что из этого списка не станет новым. Сама госпрограмма развития образования на 2011-2020 годы по методике ничем не отличается от программы ФИИР (форсированное индустриально-инновационное развитие), чья "реализация" была в ряду главных скандалов 2010-го года.

Образование - это инновационная экономика в чистом виде. Даже для того, чтобы экспортировать нефть из Казахстана в Европу требуется куда больше материальных активов: месторождение с углеводородами, оборудование для добычи и первичной очистки, трубопроводы, терминалы, эстакады и вагонный парк (если перевозить железной дорогой), соблюдение техники безопасности и прочее. Для образования нужны квалифицированные кадры, корпуса, аудитории, лаборатории, интернет. Вся остальная начинка сугубо из сферы интеллектуалоемких продуктов. Нефть относится к категории невозобновляемых ресурсов и после опустошения природных кладовых на местах добычи углеводородов делать особо нечего. А вот Оксфорд и Кембридж стоят веками.

© 2010-2022