Организация летних практик в гимназии

«Лето – это маленькая жизнь» - так поется в известной песне. И с этим трудно не согласиться, ведь лето – это самое яркое и эмоциональное время года.  Лето – это заряд энергии, настроения, приобретения новых сил. Вместе с тем лето - это продолжение познания мира, время новых открытий, новых свершений, время закрепления знаний, полученных в школе, это богатейшее время воспитания и самовоспитания. Для детей лето связано со стремлением познать новый мир. Дети мечтают освободиться от повседневного, п...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГОТОВИМСЯ К НОВЫМ ОТКРЫТИЯМ

Высокое умственное напряжение оказывает значительное воздействие на молодой организм в период роста и развития. Накопившаяся к концу учебного года усталость и психологическая напряжённость наиболее эффективно снимается во время активного отдыха на природе. Лето и летний отдых - это важнейший процесс оздоровления и релаксации, желанное время всех учащихся.Лето -этопрекрасная пора для того, чтобы познать новый мир, освободиться от повседневного ритма жизни и попробовать себя в какой-либо новой роли.

В системе образования МБОУШР «Гимназия» на протяжении нескольких лет летниеканикулы играют весьма важную роль для развития, воспитания и физического оздоровления гимназистов. Для гимназистов летний отдых - этосвоего рода мостик между завершающимся учебным годом и предстоящим, это возможность для творческого развития, обогащения духовного мира и интеллекта, радость общения, творческого открытия, рожденияоригинальных идей, развития креативного научного мышления.

С 2009 года педагогами гимназии организуются летние экспедицииестественно-научнойшколы «Эврика». Гимназические экспедиции осуществлялись в п. Большое Голоустное (база отдыха «Нерпенок»), экологический десант в п. Утулик,эколого-туристический лагерь«Ольхон», научно-учебный центр «Сарма», действующий при факультете сервиса и рекламы ИГУ. Основная идея реализации летних научных школ - органичное объединение каникулярного отдыха, оздоровления и образования детей.Основной целью летних гимназических экспедиций являлась сбор и подготовка практического материала для осуществления исследовательских проектов гимназистов.

В 2013 году было принято решение о расширении направлений летней деятельности учащихся. Педагогами Гимназии разработана учебная программа «Летней научно-оздоровительной школы «Открытие вселенной»для учащихся 1-8, 10 классов МБОУШР «Гимназия», достигнуто соглашение со спортивно-оздоровительным лагерем «Орленок» (с. Моты Шелеховского района). Заявку на организованный отдых и работу по программе подали 155 учащихся гимназии, что говорит о востребованности данного направления деятельности, значимости и актуальности программы летней научно-оздоровительной школы для гимназистов.

Актуальность реализации программы для Гимназии обоснована:

  • Необходимостью модернизации системы образовательного пространства гимназии с учетом тенденции социальных преобразований в обществе, интересов детей и профессиональных возможностей педагогов учреждения (модернизация структуры, содержания, технологий воспитания и обучения в условиях опережающего введения ФГОС).

  • Расширением форм внеурочной занятости учащихся, ориентированных на достижение результатов третьего уровня - получение школьником опыта самостоятельного социального действия через организацию взаимодействия учащихся в открытой общественной среде;

  • Необходимостью использования богатого творческого потенциала подростков и педагогов в реализации цели и задач программы развития образовательного учреждения.

Организация учебной программы летней научной школы построена на принципе отхода от узконаправленной предметной сферы урочных занятий и является введением в определенную научную область, а окружающая среда лагеря рассматривается как среда образовательная, являющаяся средством обучения, воспитания и социализации гимназистов.

Учебная программа летней школы представлена межпредметными объединениями (учебно-познавательными модулями) по следующим научным дисциплинам основной образовательной программы, объединенным общей тематикой:

  • естественно-научное направление, представлено такими предметами, как биология, экология, химия, география;

  • школа точных наук, представлена математикой, информатикой, физикой;

  • гуманитарная школа, представленная предметами русский язык, литература;

  • школа правовых знаний - это объединение предметов история, экономика, обществознание, право;

  • лингвистическая школа - английский, французский языки.

Программу каждого предметного объединения можно условно разделить на два уровня: познавательный (обучающий) и исследовательский. Каждый уровень программы разрабатывался с учетом разновозрастных объединений учащихся, разного уровня подготовки гимназистов по исследуемым вопросам (и даже возможного незнания предложенной темы исследования). Специфика организации работы построена на основе деятельностных педагогических технологий.

Познавательный (обучающий) уровень каждого предметного объединения предполагает знакомство участников лагеря с основными понятиями, объектами, закономерностями - в популярной занимательной форме, а также изучение на практике различных законов.

Исследовательский компонент предполагает детальное изучение предложенной проблемы, разработку проектного задания, проведение мини-исследования. В соответствии с учебно-тематическим планом программы летней научно-оздоровительной школы на каждый учебно-познавательный модуль выделяется 15 учебных часов, которые распределяются по формам организации занятий на: теоретические - 4,5 часа, практические - 9 часов и 1,5 часа на презентацию полученных результатов практической либо исследовательской деятельности. Каждый учебно-познавательный модуль работает в течение 3 дней. Календарный план работы межпредметных объединений представлен в приложении 1, примерные темы изучаемого теоретического материала, практические задания и направления исследовательской деятельности каждой межпредметной школы представлены в приложениях 2-7.

Исходя из основной цели летней научно-оздоровительной школы, содержание деятельности в летнем оздоровительном лагере, с одной стороны предполагает формирование основных учебно-познавательных, компетенций, с другой - дети активно отдыхают, укрепляют свое физическое и психологическое здоровье. Поэтому программа каждого дня включает оздоровительные и спортивно-массовые мероприятия, которые организуются как вожатыми отряда, так и учителями физической культуры гимназии.

Жизнь в лагере учит детей общаться не только со сверстниками и уже знакомыми одноклассниками, но и с детьми из других классов, дети учатся взаимодействовать в группе, играть различные социальные роли. Психологический комфорт, сплоченность нового коллектива в течение летней смены поддерживали педагоги - психологи гимназии. А учитель технологии помог изготовить маленькие сувениры мамам и папам в родительский день.

Специфику воспитательной работы в оздоровительном лагере можно отразить, выделив основные периоды лагерной смены: организационный (23 дня), основной и заключительный (12 дня).

  • Основными задачами организационного периода являются: знакомство детей, распределение поручений в отряде, формирование органов детского самоуправления, составление дневного распорядка и прочее.

  • Основной период. Его воспитательные задачи: сплочение и объединение детей в коллективной деятельности, разностороннее развитие, создание обстановки совместного творчества, формирование доброжелательного микроклимата в коллективе.

  • Заключительный период. Его задачи: анализ реализации планов и подведение итогов лагерной смены.

Специфика воспитательной работы лагеря учтена при разработке календарного плана работы лагерной смены и планировании работы научных кафедр гимназии.

В планировании и организации воспитательной работы на помощь педагогам гимназии и вожатым пришли наши 10-ти-классники. Они взяли на себя основные задачи организации и проведения культурных мероприятий лагерной смены. Это вечерние дискотеки, конкурсы, викторины, тематические вечера, коллективные творческие дела.

Хочется отметить, что отношения в коллективе гимназистов разных возрастных групп строились на основе взаимопомощи и поддержки, дети просили друг у друга совета, старались помочь друг другу как в учебных занятиях, так и творческих мероприятиях.

В результате обучения по программе летней научной школы обучающиеся приобрели следующие практические навыки, умения и универсальные учебные действия, определенные федеральным государственным стандартом нового поколения:

  • готовность включаться в различные виды деятельности: игровую, учебную, предметную, продуктивную, культурно-досуговую и др.;

  • способность организовать совместную деятельность, межличностное взаимодействие, умение выстраивать деловые и конструктивные отношения со всеми участниками лагерной смены;

  • способность осуществлять сбор и первичную обработку информации, применять существующие методы и технологии исследовательской деятельности;

  • способность выражать свои мысли логично, доступным и понятным языком;

  • способность определять цели и задачи личной деятельности и деятельности группы учащихся,

  • умение планировать личную деятельность с учетом полученного задания, общего плана работы группы и существующего распорядка дня, быть способным к рефлексии способов и результатов своих действий, уметь эффективно взаимодействовать с другими участниками летней научной школы.

Сегодня МБОУШР «Гимназия» готовится к новому сезону летней научной школы. Для организации работы сезона 2014 года мы пригласили к сотрудничеству педагогический отряд «ВЕГА» Восточно-Сибирской академии образования. Заместителем директора и будущим начальником летней гимназической смены проведены встречи со студентами, где определены задачи работы, направления деятельности как студентов в период педагогической практики, так и наших гимназистов. А кафедры и центры гимназии начали активную подготовку по подбору материала для организации работы новой летней научной школы.


© 2010-2022