ИЗ ОПЫТА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ ПО ВОПРОСАМ РАЗВИТИЯ УУД У ШКОЛЬНИКОВ

Современное образование развивается в режиме инновационного поиска, вызывающего изменения различных компонентов деятельности специалистов. В этой связи особое значение приобретает усиление непрерывного характера обучения и профессионального совершенствования педагога как условия его активной адаптации к новым моделям деятельности, повышения уровня подготовленности к решению профессиональных задач. Экспериментальная деятельность образовательного учреждения на современном этапе должна быть ориенти...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Из опыта формирования профессиональной компетентности педагогов по вопросам развития УУД у школьников


И.И. Ахтамьянова, к.пс.н, доцент

Башкирский государственный педагогический университет им. М.Акмуллы, г. Уфа,

Озерова Л.Е., заместитель директора по УВР

МОБУ СОШ с. Белое Озеро, Гафурийский район РБ


Современное образование развивается в режиме инновационного поиска, вызывающего изменения различных компонентов деятельности специалистов. В этой связи особое значение приобретает усиление непрерывного характера обучения и профессионального совершенствования педагога как условия его активной адаптации к новым моделям деятельности, повышения уровня подготовленности к решению профессиональных задач. Экспериментальная деятельность образовательного учреждения на современном этапе должна быть ориентирована на личность, на развитие ее творчества, необходимого для получения эффективных результатов в образовательной деятельности.

Особого внимания заслуживает организация опытно-экспериментальной работы в условиях сельской школы, которая, в отличие от городских школ, не располагает соответствующими ресурсами для организации научно-исследовательской деятельности. Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года провозглашает одной из задач государства качественное образование в сельской школе на основе развития ее материальной базы, современных технологий обучения, сохранения дополнительных социальных гарантий для учащихся и педагогов в сельской местности.

Поэтому возрастает роль педагогического вуза в оказании методической и консультативной помощи в вопросах организации опытно-экспериментальной и научно исследовательской деятельности. Вуз выступают в роли эксперта авторских программ, разрабатывает рекомендации экспериментальным школьным и дошкольным образовательным учреждениям в плане их развития, проводит обучение участников экспериментальных исследований и т.п.

Формой организации взаимовыгодного сотрудничества педагогического вуза и школы является образовательный аутсорсинг. Совместная научно-исследовательская работа преподавателя вуза и педагога-практика является показателем инновационного характера деятельности образовательного учреждения. Одним из видов образовательного аутсорсинга в современных условиях является такая форма сотрудничества образовательных учреждений как организация экспериментальных площадок педагогического вуза в школе. Совместная экспериментальная деятельность педагогического вуза и школы имеет потенциальные возможности для решения самых сложных проблем современного образования: способствует формированию в условиях опытно-экспериментальных площадок такой образовательной среды, где максимально будет реализован потенциал и воспитанника, и педагога, и педагогического коллектива в полном соответствии с социальными и личностными запросами участников педагогического процесса

Подобный опыт образовательного аутсорсинга реализуется в МОБУ СОШ с. Белое Озеро Гафурийского района Республики Башкортостан. Аутсорсером выступает ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы» (г. Уфа). На основе долгосрочного договора с 2011по 2015 гг., инициатором которого выступила администрация образовательного учреждения, кафедра психологии осуществляет консультативную деятельность по теме «Формирование когнитивной культуры обучающихся в образовательной среде сельской школы». Научным руководителем научно-исследовательской и опытно-экспериментальной работы является доцент кафедры психологии, кандидат психологических наук И.И. Ахтамьянова. Координирует работу в МОБУ СОШ с. Белое Озеро заместитель директора по УВР, учитель математики Л.Е. Озерова.

В режиме эксперимента работает практически весь педагогический коллектив школы:

  1. Организован научно-методический совет, который возглавляет директор школы Р.Г. Гайсин (2011-2014 гг.), А.А. Рафиков (2014-2015 гг.),

  2. Созданы четыре проблемные группы для разработки программы формирования всех универсальных учебных действий. Руководители экспериментальных групп: Герасимова С.И, Акбашева О.А. (личностные УУД), Лебедева Т.А., Валиуллина Э.С. (коммуникативные УУД), Третьякова З.В., Кириллова О.В. (регулятивные УУД), Максимова С.Н., Шинкаренко С.Н. (познавательные УУД).

Актуальность заявленной темы исследования определяется тем, что за последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. Происходит переход от обучения как преподнесения системы знаний к активной деятельности над заданиями (проблемами) с целью выработки определенных решений; к сотрудничеству учителя и обучающихся в ходе овладения знаниями, а также переход к активному участию последних в выборе содержания и методов обучения.

Инновационная практика требует непрерывного обновления содержания образования, и, в частности, ее процессуальной стороны: разработки новых средств, методов, способов, приемов обучения мышлению школьников, а также предполагает готовность учителей к повышению теоретико-практического уровня. Поэтому назрела необходимость в поиске новых способов и приемов организации учебного процесса, который бы отвечал современным реалиям. Сегодня наиболее перспективным путем признано формирование у школьников общеучебных компетенций, призванных помочь решить задачи быстрого и качественного обучения. Решение этих задач возможно через развитие универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных. Формирование универсальных учебных действий является одним из элементов формирования когнитивной культуры человека. На наш взгляд, только через формирование когнитивной культуры обучающихся и формирование когнитивно-культурологической компетентности педагогов возможно решить современные проблемы, встающие перед образованием.

Целью работы экспериментальной площадки является научно-методическое сопровождение формирования ключевых компетенций обучающихся как структурных компонентов когнитивной культуры личности в образовательном процессе в условиях перехода на ФГОС ОО.

Объект исследования: учебно-воспитательный процесс в условиях сельской школы.

Предметом исследования является определение содержания, организационных форм и педагогических технологий формирования когнитивной культуры.

При построении программы исследования мы исходили из предположения, что формирование когнитивной культуры обучающихся будет успешным, если:

  • ориентировать учебно-воспитательный процесс на формирование ключевых компетенций через формирование универсальных учебных действий,

  • совершенствовать профессиональную компетентность педагогов по формированию у обучающихся когнитивной культуры,

  • вовлечь каждого учителя в разработку и внедрение технологий формирования когнитивной культуры обучающихся.

Цель, предмет и выдвинутая гипотеза определили необходимость решения следующих задач:

  1. Изучить теоретико-методологические основы формирования когнитивной культуры обучающихся.

  2. Разработать технологию формирования когнитивной культуры через формирование универсальных учебных действий и ключевых компетенций.

  3. Апробировать и внедрить технологии по формированию когнитивной культуры через формирование универсальных учебных действий.

  4. Разработать пакет учебно-методического обеспечения формирования когнитивной культуры обучающихся в условиях средней школы.

Теоретико-методическую основу эксперимента исследования составляют: информационно-семиотическая концепция культуры (А.С. Кармин); теория проектного обучения (В.В.Гузеев, Е.С.Полат, Н.Ю.Пахомова); теория компетентностного подхода в образовании (А.В.Хуторской); технология оптимизации обучения и развития учащихся (Л.А.Ясюкова); теория деятельностного подхода (С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин); теории личностно-ориентированного (В.П.Беспалько, Е.В.Бондаревская, Э.Ф.Зеер, В.В.Сериков, И.С.Якиманская) и компетентностного (Р.М.Асадуллин, И.А.Зимняя, А.К.Маркова, Д.А.Мещеряков, А.В.Хуторской) подходов к построению образовательного процесса.

В качестве основной технологической парадигмы принята концепция развития критического мышления, вошедшая в рамочную технологию Юнеско и ставшую основой целого ряда педагогических и когнитивных технологий: метод опорных конспектов В.Ф. Шаталова, технология ТРИЗ, технология самообразования, кейс-технология, образовательная идеология Пайперта, ассоциативные мнемонические карты. Технологии критического мышления позволяют организовать преобразование педагогической учебной ситуации в проблемную, а затем в собственно образовательную учебную ситуацию для перехода учащегося к самообучению и саморазвитию. Немаловажным фактом является результативность концепции, ее полное соответствие требованиям, предъявляемым ФГОС к образовательному процессу нового поколения [2]. Фундаментальное ядро общего образования. Проект - М.: ОАО «Издательство «Просвещение», 2009

Одной из задач, стоящих перед руководителем экспериментальной площадки и администрацией школы, явилось совершенствование профессиональной компетентности педагогов по вопросам формирования у обучающихся когнитивной культуры, а также организация разработки, апробации и внедрения технологий формирования когнитивной культуры через формирование универсальных учебных действий в образовательный процесс.

С этой целью была разработана программа научно-методического сопровождения педагогов как система различных по уровню и характеру задач на основе общей стратегической цели и единой ме­тодологии педагогического поиска.

Было выделено три группы основных задач организации научно-методического сопровождения. Первый блок задач предполагает знакомство педагогов с рядом основных идей и понятий, связанных с зарубежным и российским опытом в области использования новых педагогических технологий.

Второй блок задач связан с процессом самоанализа и формированием личностной образовательно-профессиональной ориентации.

Задачи третьей группы - это актуализация профессионального опыта и творческого потенциала педагога.

Исходя из поставленных задач, нами были выделены три организационных этапа.

Первый этап условно можно назвать «Методический калейдоскоп». В течение первого года работы в режиме эксперимента педагогическому коллективу предлагалось составить представление о направлениях поиска и достижениях в российской и зарубежной педагогике. С этой целью учителя МОБУ СОШ с. Белое Озеро посещали научно-методические семинары по активным методам обучения в школе и вузе, проводимыми кафедрой психологии БГПУ им. М. Акмуллы. Это семинары по технологиям развития критического мышления, по использованию метода кейсов, по проектным методам обучения и пр. Все учителя, принявшие активное участие в работе научно-методических семинаров, получили свидетельство и сертификаты о повышении квалификации ИПиПК БГПУ им. М. Акмуллы.

Второй этап - обучение. Форма проведения занятий может быть различной, но преимущественно обучающие семинары в режиме модельных уроков с последующим их глубоким анализом. На этом этапе в школе проводились презентационные семинары, где учителя знакомили друг друга с уже апробированной Технологией развития критического мышления (ТРКМ), включения отдельных приемов и самой технологии в практику проведения урока. Каждому учителю была предоставлена возможность определить свой «конек» в ТРКМ и рассказать об этой своей находке коллегам:

  • Ф.Х.Чурагулова, учитель башкирского языка - использование различных видов таблиц (концептуальная таблица, сводная таблица, таблица-синтез, таблица ЗХУ, таблица "Что? Где? Когда? Почему?") и кластеров;

  • З.В.Третьякова, учитель начальных классов - работа в группах;

  • Р.А.Гайсина, учитель русского языка и литературы - использование приёма синквейн;

  • Учителя начальных классов И.В.Иванова, С.И.Герасимова, О.А.Акбашева - «Мозговая атака», «Корзина идей», «чтение с остановками», «Бортовой журнал», «Синквейн», «Толстые и тонкие вопросы», «инсерт», «Верные и неверные утверждения»;

  • Т.А.Лебедева, учитель химии и биологии - приём шести шляп;

  • Н.М.Шарова, учитель русского языка и литературы - эссе.

На третьем этапе происходит внедрение в педагогическую практику выбранной технологии, выявление уже возникших и возможных ошибок с определением путей их преодоления. Здесь же проводится диагностика разных видов. Учителя работают в тех же группах. На этом этапе формируется УМК (учебно-методический комплекс) по учебным предметам и технологии в целом.

Эффективность такой работы можно проследить через полученные результаты.

Критериями эффективности могут быть:

- востребованность педагогами существующей системы повышения квалификации (активность и уровень запросов);

/Выданы сертификаты участников семинара:

  1. Шаровой Нине Михайловне, учителю русского языка и литературы МОБУ СОШ с. Белое Озеро МР Гафурийский район

  2. Гайсиной Раушане Акушевне, учителю русского языка и литературы МОБУ СОШ с. Белое Озеро МР Гафурийский район

  3. Шинкаренко Светлане Николаевне, учителю физики МОБУ СОШ с. Белое Озеро МР Гафурийский район

  4. Чурагуловой Флюре Хайдаровне, учителю башкирского языка МОБУ СОШ с. Белое Озеро МР Гафурийский район

  5. Валиуллиной Элине Семёновне, учителю английского языка МОБУ СОШ с. Белое Озеро МР Гафурийский район

  6. Ивановой Ирине Владимировне, учителю начальных классов МОБУ СОШ с. Белое Озеро МР Гафурийский район

  7. Акбашевой Ольге Анатольевне, учителю начальных классов МОБУ СОШ с. Белое Озеро МР Гафурийский район

  8. Третьяковой Зинаиде Васильевне, учителю начальных классов МОБУ СОШ с. Белое Озеро МР Гафурийский район

  9. Максимовой Светлане Николаевне, учителю математики и информатики МОБУ СОШ с. Белое Озеро МР Гафурийский район

  10. Озеровой Людмиле Евгеньевне, учителю математики МОБУ СОШ с. Белое Озеро МР Гафурийский район

  11. Герасимовой Светлане Ивановне, учителю начальных классов МОБУ СОШ с. Белое Озеро МР Гафурийский район

  12. Никериной Елене Викторовне, учителю истории МОБУ СОШ с. Белое Озеро МР Гафурийский район

Выданы удостоверения КПК:

  1. Озеровой Людмиле Евгеньевне, учителю математики МОБУ СОШ с. Белое Озеро МР Гафурийский район

  2. Максимовой Светлане Николаевне, учителю математики и информатики МОБУ СОШ с. Белое Озеро МР Гафурийский район/

- динамика роста удачно решенных педагогических проблем (например, повышение творческой активности и познавательного интереса учащихся; формирование нового типа отношений между участниками образовательного процесса и т.д.);

- общий рост профессиональной компетентности педагогов.

Работа коллектива учителей школы в рамках эксперимента помогает достигать значительных результатов в различных профессиональных конкурсах. Так Третьякова Зинаида Васильевна, учитель начальных классов, стала лауреатом районного конкурса «Самый классный классный - 2014». Основой её конкурсных мероприятий были театрализованные представления, которые развивают коммуникативные и личностные качества детей, помогают в формировании познавательных и регулятивных УУД.

Хабибуллина Ралия Хазиахметовна, учитель башкирского языка и литературы, заняла 2 место на районном конкурсе «Учитель года башкирского языка и литературы - 2013». Основой её концепции были элементы технологии развития критического мышления и их использование на конкурсных мероприятиях.

Кириллова Ольга Васильевна стала победителем районного конкурса «Учитель года русского языка и литературы - 2014», участвовала в Республиканском конкурсе «Учитель года русского языка и литературы - 2014», где тоже показала довольно хорошие результаты. Её конкурсные уроки и классные часы так же были направлены на формирование всех видов УУД, для чего использовались различные приёмы технологии развития критического мышления: фишбоун, тонкие и толстые вопросы, инсерт, верные и неверные утверждения, синквейн.

Косвенными критериями эффективности могут выступать:

  • рост удовлетворенности качеством образовательного процесса (учащиеся, родители, педагоги),

  • достижения учащихся:

развитие регулятивных и познавательных универсальных учебных действий помогает обучающимся достигать хороших результатов в исследовательских работах. Так на районном этапе конкурса исследовательских работ Малой Академии Наук в номинации «Начальные классы» 3 место заняла работа Павловой Дарьи, обучающейся 3 класса, «Моя родина - Белое Озеро» (руководитель: Герасимова Светлана Ивановна); в номинации «Биология» 2 место заняла работа обучающихся 10 класса Ивонко Ольги и Суфияновой Лилии «Мы в мире запахов» (руководитель: Лебедева Татьяна Алексеевна); в номинации «География и экология» 1 место заняла работа Кирилловой Татьяны, обучающейся 7 класса, «Озеро Белое» (руководитель: Мазитов Шамиль Мазгарович). Работа Кирилловой Татьяны так же заняла 2 место на Республиканском конкурсе МАН в номинации «География».

  • стабильно высокий статус образовательного учреждения в районе, (по мнению родителей и детей).


© 2010-2022