• Преподавателю
  • Директору, завучу
  • Сообщение на научно-практический семинар по теме «Инновационная деятельность педагогического коллектива как один из путей, обеспечивающих достижение современных требований к качеству образования»

Сообщение на научно-практический семинар по теме «Инновационная деятельность педагогического коллектива как один из путей, обеспечивающих достижение современных требований к качеству образования»

Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Чтобы не было заколдованного круга

Вы любите друг друга

Чтобы не быть в обиде, когда приходится туго

Вы любите друг друга

Во время труда и в час досуга

Вы любите друг друга

Зимой за окнами свирепствует вьюга,

А Вы все равно любите друг друга

Цветут цветом ярким растения луга и летом жарким

Вы любите друг друга

Вы живете на западе иль приехали с юга помните заповедь

Любите друг друга

Молодые и старые это всем готовит наука:

Во, что бы, не стало

Вы любите друг друга



















Сообщение на научно-практический семинар по теме «Инновационная деятельность педагогического коллектива как один из путей, обеспечивающих достижение современных требований к качеству образования»

преподавателя первой квалификационной категории Н.А.Демидовой

Преобразования, происходящие во всех сферах российского общества -экономической, социальной, политической, культурной, не могли не затронуть и систему образования, определяющую интеллектуальный потенциал страны в будущем и являющуюся условием ее процветания и развития.

Поэтому не удивительно, что одним из стратегических направлений в образовании определилась инновационная деятельность образовательных учреждений.

Понятие "инновация" означает новшество, новизну, изменение; инновация как средство и процесс предполагает введение чего-либо нового. Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности преподавателя и обучающегося.

Инновационная деятельность - это целенаправленная педагогическая деятельность, основанная на осмыслении собственного педагогического опыта при помощи сравнения и изучения учебно-воспитательного процесса с целью достижения более высоких результатов, получения нового знания, внедрения новой педагогической практики, это творческий процесс по планированию и реализации педагогических новшеств, направленных на повышение качества образования. Это социально-педагогический феномен, отражающий творческий потенциал педагога.

Как педагогическая категория этот термин относительно молод, и в этом одна из причин того, что существуют разные подходы к определению данного понятия. Современный словарь по педагогике так трактует этот термин: «Педагогическая инновация - нововведение в педагогическую деятельность, изменение в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности».

В условиях модернизации современной системы образования возрастает роль инновационной деятельности, которая приобретает все более массовый характер, так как возникает потребность в обновлении содержания образования, достижений нового качества на основе инновационных инициатив по приоритетным направлениям образовательной деятельности.

Сегодня в условиях неоднозначности и неоднородности парадигм образования, множественности концепций, разнообразия образовательных систем, инновационных технологий, практику очень трудно регламентировать деятельность педагогов.

Понимание необходимости реформирования системы образования приводит на практике к неизбежности включения образовательных учреждений в инновационные процессы, постоянного нахождения их в своем "инновационном поле" поле создания и, самое главное, освоения конкретного новшества.

Это особенно актуально для нашего времени, так как является - и условием выживания образовательного учреждения (как в прямом, там и в переносном смысле), и условием обеспечения социальной безопасности как его воспитанников, так и всех членов педагогического коллектива.

Жизнь ставит перед образовательными учреждениями новые задачи, решить которые невозможно, работая по-старому, без разработки и внедрения каких-либо конкретных новшеств.

Можно понять настороженность и недоверчивое отношение ко всему новому людей старшего поколения, воспитанных на иных ценностях и более дорожащих стабильностью, и тех, кто не хочет никаких изменений. В этом случае всем нам нужно понимать, что "инновационная гонка" (А.И. Пригожий) есть органическая часть нашей жизни. Хотим мы того или нет, но за стенами наших образовательных учреждений идет процесс становления рынка и рыночных отношений. Это напрямую задевает и нас, особенно начальное профессиональное образование, так как понятие конкуренция образовательных учреждений, их конкурентоспособность, качество образования, социальный заказ - все это постепенно входит в нашу жизнь. Вернее, это уже сама жизнь, та среда, в которой мы находимся.

Восставать против нее бессмысленно и опасно. У нас нет выбора, мы вынуждены участвовать в этой гонке. Дело теперь за тем, чтобы участвовать в ней умело, с пользой, в том числе и для своей организации.

Для того чтобы определить развитие нашего педагогического коллектива в процессе его инновационной деятельности, необходимо было вначале определить сущность его инновационной деятельности. Для этого нам необходимо было изучить методики и рассмотреть их в параметрах основных категорий инноватики, творчества, деятельностного подхода и коллективного субъекта; данные понятия были ключевыми в мониторинговых исследованиях.

Для этого необходимо определение критериев и показателей для изучения инновационной деятельности коллектива.

Таблица « Определение критериев и показателей»

Критерии

Показатели

Методы, методики

Наличие условий среды для развития инновационной деятельности

Материальные условия; Финансовые условия; организационные условия; психологический климат в коллективе; стимулирование; система обучения кадров

Методика оценки уровня инновационного потенциала педагогического коллектива, анкета № 2 (модификация методики Т.В. Морозовой), приложение 1;

Оценка психологического климата в педагогическом коллективе (приложение 3)

Способности педагогов к инновационной деятельности

мотивационно-творческая направленность, креативность, профессиональные способности, индивидуальные способности личности

Карта педагогической оценки способностей педагога к инновационной деятельности

Саморазвитие личности

Методика «Способности педагога к творческому саморазвитию» (И.В. Никишина) приложение 2

Как показывает исторический опыт, инновационные процессы - необходимое и обязательное условие развития как педагогической науки, так педагогической практики. В этой связи педагогу необходимо стремится к творчеству, владению современными педагогическими технологиями и создаю методического сопровождения своего предмета.

Проведя исследования по изучению инновационной деятельности педагогов нашего училища по методикам таблицы « Определение критериев и показателей»

  • определили условия, созданные в образовательном учреждении для инновационной деятельности педагогов. Они удовлетворительные.

  • определили способности педагогов к творческому саморазвитию. Активное саморазвитие педагогов у всех педагогов.

  • оценка психологического климата в педагогическом коллективе показала, что педагогический коллектив училища находится высокой степени благоприятности социально-психологического климата.

  • социально- психологическая самоаттестация коллектива находится на высоком уровне развития

Это позволит нам в дальнейшем рассмотреть поэтапное развитие педагогического коллектива в процессе его инновационной деятельности, выявить ее особенности, обосновать механизм развития педагогического коллектива в этом процессе.

О том, что педагог живет до тех пор, пока он учится, известно давно. Но методическое обучение педагога должно быть научно-организованным, системным, целенаправленным, то есть способствующим его постоянному личностному и профессиональному развитию. А поможет нам всем поможет постоянный поиск и изучение инновационных технологий, а также обмен опытом к чему мы сейчас и приступим.









Библиографический список

  1. Абасов, З.А. Проектирование инноваций в структуре педагогической деятельности/З.А. Абасов// Высшее образование сегодня: реформы, нововведения, опыт: журнал. - М., 2004. - N 6. - C. 8-12.

  2. Аналитика и экспертиза инновационных проектов / сост. Е.В. Рачкова, М.Н. Мельникова. - М.: Эврика, 2003. - 80 с. - (Библиотека культурно-образовательных инициатив).

  3. Васильева, Е.Н. (Красноярск) Инновационность в обучении будущего специалиста / Е.Н. Васильева // Стандарты и мониторинг в образовании: науч.-информ. журн. - М., 2004. - № 2. - C. 35-36.





По результатам работы этого семинара было принято решение

1. Разработать план для дальнейшего создания условий в училище для инновационной деятельности педагогов. (создание инициативно-творческой группы)

2. Продолжить работу по активизации саморазвития педагогов и сохранению высокой степени благоприятности.

3. Тему методической работы педагогического коллектива выбрали

« Совершенствование форм и методов инновационных технологий учебно-воспитательного процесса в контексте современных экономических условий и стандартов нового поколения».


© 2010-2022