План-конспект на русском языке

Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:




Жаримбетова Гульсара Касымбековна

Социальный педагог КУГ «Гимназия №21»

г.Алматы, Бостандыксуий район.

Семинар-практикум "Ребенок в семье. Взаимодействие семьи и школы в вопросах патриотического воспитания подрастающего поколения».


Цель: дать возможность присутствующим (родителям) поделиться друг с другом опытом и мыслями о том, как каждому удается воспитывать своего ребенка, сотрудничая с ним. Активизация знаний о моделях общения в семье, используемых родителями, педагогами. Формирование понимания ценности особенности общения с ребенком в своей семье Формирование и развитие любви к Родине. Воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан Казахстана.

Задачи: Формирование у детей чувства привязанности к своему дому, своим близким, детскому саду, друзьям в школе.

Освещение и обсуждение с родителями актуальных вопросов нравственно-патриотического воспитания в семье и в школе

Форма проведения: семинар-практикум.

Оборудование:

  • Мультимедийный проектор, интерактивная доска

  • Чистые листы бумаги, цветные карандаши или фломастеры

  • Бланки теста: «Какой вы родитель?», «Меры заботы родителя о ребенке», «Патриот - это…»

  • Диски с записями музыки для релаксации

  • Памятка «ОБЩЕНИЕ С РЕБЕНКОМ В СЕМЬЕ КАК ДИАЛОГ. ДЛЯ ЧЕГО?»

Организация пространства: до начала семинар практикума, пока собираются социальные педагоги, тихо играет спокойная музыка, гости рассаживаются в произвольном порядке. (Слайд 1)

Время проведения: 120 мин.

Ход семинара-практикума

(Слайд 1)

Ведущий: - Добрый день, уважаемые коллеги!

Предлагаю Вам правила, которыми мы будем пользоваться во время семинара-практикума.

  1. Доверительный стиль общения (обращение друг к другу по имени на «Вы», что психологически уравнивает всех членов группы и ведущего).

  2. Общение по принципу «здесь и теперь» (говорить только о том, что волнует участников в данный момент, и обсуждать то, что происходит в группе).

  3. Отказ от безличных речевых форм, помогающих людям в повседневном общении скрывать собственную позицию и уходить от ответственности, свои суждения выдвигать в форме «Я считаю...», «Я думаю...».

  4. Активно участвовать в происходящем, контактировать как можно с большим количеством участников группы

  5. Конфиденциальность (происходящее на занятии не выносится за пределы группы).

Знакомство. Цель: знакомство участников друг с другом. Знакомство проходит по кругу. Начинает знакомство ведущий семинара-практикума. Называет свое имя и на первую букву своего имени говорит прилагательное, которое ему соответствует. Каждый по кругу делает то же самое.

Вступление. (Слайд 2)

«Почти все признают, что воспитание требует терпения, но весьма немногие пришли к убеждению, что кроме терпения, врожденной способности и навыка необходимы ещё и специальные знания»

К.Д.Ушинский

(Слайд 3) Тема нашего семинара -практикума «Ребенок в семье. Взаимодействие семьи и школы в вопросах патриотического воспитания подрастающего поколения»

(Каждый участник анализирует себя как родитель, отмечая позитивные моменты в воспитании и общении детей)

(Слайд 4)

Воспитание ребенка начинается в семье. Это его начальная школа. Здесь он должен научиться у своих родителей, исполняющих роль наставников, урокам, которые поведут его по жизни, урокам уважения, послушания, благоговения и самообладания. То, что человек в детские голы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни.

(Слайд 5 ) СЕМЬЯ - это…

  • И трудовой коллектив,

  • И моральная опора,

  • И высшие человеческие привязанности (любовь, дружба),

  • И пространство для отдыха,

  • И школа доброты,

  • И многообразная система отношений с родителями, братьями, сестрами, родными и знакомыми.

Семья - это то от чего ты улыбаешься, даже когда устал. (Слайд 6)

Все родители хотят, чтобы их дети были добрыми, выросли счастливыми. Хотят такими и воспитать. Однако, счастья родителя воспринимают все по-разному. Для одних это спокойствие и материальное благополучие, для других - самостоятельность и возможность духовного развития, для третьих - творческая работа и риск. ( Слайд 7) Именно в семье складываются представления ребенка о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям.

(Слайд 8)

И в наших силах помочь своему ребенку вырасти добрым, умным, активным, сильным, смелым, храбрым, ответственным, творческим, ОДНИМ СЛОВОМ - ЧЕЛОВЕКОМ !

(Слайд 9) Притча «Воробей» (видеосюжет)

(Слайд 10) «Лучшая форма наследства, оставляемого родителями своим детям, это не деньги, не вещи и даже не образование, а воспитание , которое является одним из важнейших условий человеческого счастья» - сказал К.Д.Ушинский

(Слайд 11)

В семейном кругу мы с вами растем

Основа основ - родительский дом.

В семейном кругу все корни твои,

И в жизнь ты выходишь из этой семьи.

В семейном кругу мы жизнь создаем,

Основа основ - родительский дом.

(Слайд 12) Игра-разминка «Сами с усами». Цель: стимуляция поведенческих реакций; интеллектуальная разминка; снятие психоэмоционального напряжения.

Ведущий предлагает участникам на время побыть в роли маленьких детей, которые любят отвечать на разные вопросы взрослых хором, быстро, импульсивно и не задумываясь над правильностью ответа. Главная установка ведущего состоит в том, что «Любой ответ будет правильным, главное - быстрое реагирование на заданный вопрос».

По сигналу ведущего участники семинара-практикума очень быстро, громко и хором отвечают, не раздумывая на следующие вопросы:

  • Какие две рыбы из русских народных сказок выполняли все желания?

  • Как звали каждого из трех сказочных поросят?

  • Как звали девочку, уронившую в речку мячик?

  • Кто подарил полено папе Карло?

  • Как звали собаку девочки с голубыми волосами?

  • Как звали кота из сказки «Золотой ключик»?

  • Имя сказочной героини, которое произошло от грязного вещества?

  • Что украла Клара у Карла?

  • Лучший в мире крокодил?

  • Песня дятла?

• Какого цвета середина у светофора?

  • Имя, какой девочки, говорит о ее росте?

  • Как называется сказочная скатерть?

  • Назовите отчество Буратино?

  • Какая фамилия Кощея?

  • Как звали детей в сказке «Снежная королева»?

(Слайд 13) - Сегодня мне хотелось бы поговорить с вами о ребенке в семье, о патриотическом воспитании в семье, о взаимосвязи воспитания в семье и школе. Это вечная тема, к которой можно возвращаться не раз и находить новые аспекты для разговора. Мне хотелось бы, чтобы вы заглянули сегодня со стороны в свой дом, в самих себя и свою семью.

(Слайд 13) Ведь одна из основных функций семьи - это общение с детьми, воспитание детей через общение.

А что вы понимаете под общением?

Общение с ребёнком происходит с того самого момента, как он появился. Общение это всё - утренняя улыбка, мимолётный разговор, неубранная посуда, бабушкины жалобы на здоровье…

Любите ли вы общаться со своим ребёнком?

Общение - это не только простые разговоры в семье, а ощущение что тебя ждут, понимают, любят. Семья - это место приземления для старших, стартовая площадка для младших и полигон взаимоотношений для каждого.

- Давайте посмотрим, как воспитывают детей в других странах.

(Слайд 14-22) «Воспитание детей разных народов».

Упражнение «Эффективность общения». Цель: подчеркнуть важность о том, что общение будет эффективным, если будет проходить в форме диалога. Участники семинара-практикума с помощью метода мозгового штурма определяют, что такое общение, средства, структура, условия, необходимые для эффективного взаимодействия между родителями и детьми, между всеми членами семьи. Упражнение «Закончи предложение»

  1. Общение - диалог позволяет ребенку…

  2. Общение - диалог основано на понимании…

  3. Общение-диалог - это значит предлагать ребенку…

  4. В диалоге взрослый не «судья» ребенку, а ….

  5. Взрослому важно почувствовать в общении с ребенком…

(Слайд 23) Звучит музыка, упражнение «Погружение в детство». Цель: показать значимость присутствия в жизни ребенка надежного взрослого, что во взрослой жизни оказывает влияние на формирование его уверенности в себе.

Материал: компьютер, диск с записью спокойной, приятной мелодии.

Инструкция:

Сядьте поудобнее, ноги поставьте на пол, так, чтобы они хорошо чувствовали опору, спиной обопритесь о спинку стула. Если вы хотите откашляться сделайте это сейчас. Закройте глаза, прислушайтесь к своему дыханию, оно ровное и спокойное. Почувствуйте тяжесть в руках, в ногах…

Поток времени уносит вас в детство, в то время, когда вы были маленькими. Представьте теплый летний день, вам 7 или 8 лет, представьте себя в том возрасте, в котором вы лучше себя помните… Вы идете по лесу, посмотрите, что на вас надето, какая обувь, какая одежда. Вам весело, вы идете по улице и рядом с вами близкий человек, посмотрите, кто это, вы берете его (её) за руку и чувствуете его (её) теплую надежную руку. Затем вы отпускаете его и убегаете весело вперед, но не далеко. Вы улыбаетесь. И снова бежите к нему (ней) и снова вместе за руку идете дальше вдоль реки…

А сейчас пришло время вернуться обратно в эту комнату, и когда вы будете готовы, вы откроете глаза.

Обсуждение:

Какие чувства вызвало у вас это упражнение?

Что вы испытали в тот момент, когда поняли, что держите за руку близкого человека?

Этим упражнением хотелось показать значимость присутствия в жизни ребенка надежного взрослого, что во взрослой жизни оказывает влияние на формирование его уверенности в себе.

(Слайд 24) Семья - это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важную роль.

Наши дети - это наша старость. Правильное воспитание - это наша счастливая старость, плохое воспитание - то наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед своей страной, сказал А.С.Макаренко.

Предлагаю вашему вниманию тест: «Какой вы родитель?», проверьте себя. Результаты не показывайте никому, просто потом проанализируйте свои промахи и сделайте вывод. (Слайд 25-26)

Тест: «Какой вы родитель?»

Инструкция: отметьте те фразы, которые вы часто употребляете при общении с детьми (фразы показаны на экране, дается несколько секунд на обдумывание каждой фразы; если ее часто употребляют, то говорится, сколько баллов нужно записать):

Баллы

  1. Сколько раз тебе повторять?.............2

  2. посоветуй мне, пожалуйста………….0

  3. не знаю, что бы я без тебя делала…1

  4. и у кого ты такой уродился?...............2

  5. какие у тебя хорошие друзья!.............1

  6. ну на кого ты похож?............................2

  7. Я в твое время………………………..2

  8. ты моя опора и помощник…………..1

  9. Ну что у тебя за друзья?……………2

  10. О чем ты только думаешь?..............2

  11. Какая ты у меня умница!..................1

  12. А как ты считаешь сынок (доченька)?.....0

  13. у всех дети как дети, а ты…………..2

  14. Какой ты у меня сообразительный!......1

Посчитайте общее количество баллов. (Конечно, вы понимаете, что наша игра - это лишь намек на действительное положение дел. Ведь то, какой вы родитель, никто не знает лучше вас самих).

Если вы набрали 5-6 баллов - вы живете с ребенком душа в душу. Он искренне любит и уважает вас, ваши отношения способствует становлению личности!

Сумма баллов 7 - 9 свидетельствует о намечающихся сложностях в ваших отношениях с ребенком, непонимание его проблем, попытках перенести вину за недостатки его развития на самом ребенке.

10-14 баллов - вы непоследовательны в общении с ребенком. Он уважает вас, хотя и не всегда с вами откровенен.

Физкультминутка. (Слайд 27)

Практическая часть. Обсуждение ситуации в группах. (Слайд 28-37) «В чем ошибка воспитания?»

Ситуация 1

Мама Антона жалуется своей подруге по телефону, что сын не хочет делать уроки. После разговора, кладет трубку и говорит Антону, чтобы тот отправлялся в свою комнату и сел за уроки. Мальчик с недовольством и капризами сел за стол и стал прописывать буквы. Через некоторое время мама позвала сына и попросила сходить в магазин за хлебом, а затем сели ужинать. После этого они сели выполнять домашние задания по математике. Мальчик так же капризничал и не хотел делать уроки.

  • В чем ошибка мамы?

Обсуждение:

  • В подобных ситуациях маме лучше самой сходить в булочную или лишний раз разогреть еду, чем вырабатывать у ребёнка представление, что уроки стоят на одном из последних мест в иерархии домашних дел и обязанностей.

  • Правильно поступают те родители, которые с начала школьного обучения дают ребёнку понять, что по своей важности уроки находятся на одном уровне с самыми серьёзными делами, которыми заняты взрослые.

  • Если вы решили помогать ребенку в приготовлении домашних заданий, стоит запастись терпением и выдумкой, чтобы превратить занятие не в мучительную процедуру, а в увлекательный способ общения и познания, приносящий истинное удовольствие и пользу ребенку и вам.

Ошибка 1. К сожалению, взрослые не понимают, что своим поведением они воспитывают у школьника отношение к учёбе как к чему- то маловажному, второстепенному делу.

Ситуация 2

Мама Алины, пришла с работы уставшей, спросила у дочери, как её дела в школе, проверила домашнее задание, накормила Алину и занялась домашними делами. Тут в гости к маме зашла её знакомая и стала жаловаться, что жизнь проходит однообразно, всё проблемы, заботы, хлопоты, даже времени нет с ребенком пообщаться. На следующий день маме позвонил учитель и сказал, что Алина не выполнила домашнее задание по математике.

  • В чем ошибка?

Обсуждение:

  • Взрослые часто забывают простую истину - если уж родили ребенка, надо и время для него найти. Ребенок, который постоянно слышит, что у взрослых нет на него времени, будет искать на стороне родственные души или привлекать внимание взрослых плохим поведением.

  • Даже если ваш день расписан по минутам, найдите

вечером полчаса (в этом вопросе качество важнее

количества) посидеть с ним, поговорить, помочь ребенку по домашним делам, рассказать интересную, поучительную историю или обсудить мультфильм.

  • Если ребенок пришел в школу без выполненных уроков, получил замечания от учителя, ребенок получает стресс. Учитель в школе объяснил, показал, научил. Домашнее задание какое? ДОМАШНЕЕ. Его ребенок обязан делать дома, под контролем родителей в обязательном порядке.

Ошибка 2. «Совсем нет времени, чтобы заняться ребенком!»

Ситуация 3

Учитель в классе стала замечать, что Саша стал очень тревожным, раздражительным, часто проявляет гнев и злобу к своим одноклассникам, дерется и обижает других. Пригласила родителей Саши в школу, но родители сказали, что дома мальчик послушный, выполняет все поручения. В семье благополучная обстановка.

  • В чем, тогда дело?

Обсуждение:

  • Физические наказания могут привести к утрате у ребенка отзывчивости, способности сочувствовать и сопереживать другим людям. По отношению к родителям, которые часто его наказывают, появляется враждебность.

  • Наказание тогда достигает цели, когда помогает ребенку исправиться, вызывает раскаяние, осуждение собственного поведения.

  • Ребенок всегда должен знать, за что его наказывают. Объясняя ему его провинность, не обсуждайте его личность, а обсуждайте проступок, который совершил ребенок.

  • Самое эффективное наказание - посадить на стул и заставить держать спину прямо. (Лишение свободы в действиях для младшего школьника сильное наказание)

Ошибка 3. «Мера наказания»

Ситуация 4

Выполняя домашнее задание с Машей, мама отвлеклась на телефонный звонок и не выходя из комнаты, чтобы не оставить дочь без контроля, стала разговаривать. Звонила ее знакомая и жаловалась, что сегодня ей позвонил, классный руководитель сына и в повышенном тоне сделала, замечание о плохом поведении сына в школе. В свою очередь мама Маши тоже высказывала недовольства в адрес учителя дочери. Позже, уложив дочь спать, мама позвонила классному руководителю Маши и в корректной форме объяснила учителю, что у ее дочери сегодня в классе пропал учебник . Попросив завтра разобраться. Помимо этого мама расспрашивала об успехах своей дочери в школе. Разговор затянулся.

Уважаемые родители, если вы не хотите, чтобы ваш ребенок не слышал учителя в школе,

не подрывайте авторитет педагога, не обсуждайте его в присутствии ребенка.

  • Помните учитель, тоже человек, у него есть своя семья и дети.

Он тоже хочет, после работы уделить внимание своим домочадцам,

а не работать учителем дома по телефону.

  • Если вы хотите ознакомиться с успехами вашего ребенка в школе,

приходите не посредственно в школу. Этим самым вы покажите ребенку

свою заинтересованность в его обучении и свой контроль,

что будет стимулировать желание хорошо учиться.

САМЫЙ ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД ВОСПИТАНИЯ - это ЛИЧНЫЙ ПРИМЕР.




Обсуждение:




Ошибка 4. Тактичность родителей

(Слайд 38) Одна из способов эффективного общения - это отражение чувств.

Присутствующим предлагаются ситуации, а они должны описать чувства, которые испытывает ребенок и то, что бы они ответили ему в этих случаях.

(Слайд 38) (раздаточный материал)

Ситуация и слова ребенка

Чувства ребенка

Ваш ответ

1. "Сегодня, кода я выходила из школы, мальчишка хулиган выбил у меня портфель и из него все высыпалось"

2. (Ребенку сделали укол, плачет): "Доктор плохой!"

3. (Старший сын - маме): "Ты всегда ее защищаешь, говоришь "маленькая, маленькая", а меня никогда не жалеешь"

4. "Сегодня на уроке математики я ничего не поняла и сказала об этом учителю, а все ребята рассмеялись"

5.(Ребенок роняет чашку, та разбивается): "Ой!!! Моя чашечка!"

6. (Влетает в дверь): "Мам, ты знаешь, я сегодня первый написал и сдал контрольную!"

7. "Ну надо же, я забыла включить телевизор, а там продолжение фильма!"

Вывод: Задачи родителей создание у ребенка уверенности в том, что его любят и о нем заботятся; относиться к ребенку в любом возрасте любовно и внимательно; постоянный психологический контакт с ребенком; заинтересованность во всем, что происходит в жизни РЕБЕНКА. (Слайд 39)

Любите своё дитя! Но не слепо, не потакая его капризам. Общайтесь. Будьте требовательны и нежны, воспитывая ЛИЧНОСТЬ.

(Слайд 40) Мир ребенка начинается с его семьи, впервые он осознает себя человеком членом семейного сообщества. Получая знания о ближайшем окружении, семье, у детей воспитывается гуманное отношение к своим близким уточняется представление о занятиях, семейных историях, традициях. (Слайд 41) Любовь между детьми и родителями дана самой природой, любовь и взаимоуважение между родственниками - результат совместных усилий. В семье нет двух миров - взрослого и детского, есть один мир - семьи.

(Слайд 42) Воспитание детей в любви и уважении к родителям, почитании предков - одна из ведущих идей педагогики. Другая идея - растить будущего семьянина с малых лет путем формирования положительных нравственных качеств (трудолюбия, терпимости, уступчивости, прилежания, скромности, честности). Специальные социологические и психолого-педагогические исследования показали, что семья и школа, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребенка. (Слайд 43) Семья - это, где формируются патриотические чувства и сознание будущего гражданина. Первичность контакта родителей с ребенком, его продолжительность превращает семью в ведущий орган, воспитывающий патриота. Именно в семье возникает интерес к культуре, языку, истории своего народа, государства, к его традициям и обычаям, начинает формироваться личность.

(Слайд 44)

План-конспект на русском языке

(Слайд 45)

План-конспект на русском языке

Ваше мнение по поводу слов патриот, патриотизм? (Слайд 46-47)

(Слайд 48-50) Анкета «Патриотизм - это …»

  • Знаете ли вы, слышали или слышите сейчас впервые слово патриотизм?

а) знаю

б) слышал

в) слышу сейчас впервые

г) затрудняюсь ответить

  • Одни считают, что патриот должен любить и родину, и государство, власть своей страны - другие считают, что патриот может любить только родину, а государство любить не обязан. С какой точкой зрения вы согласны?

а) с первой

б) со второй

в) затрудняюсь ответить

  • Патриотизм - это…

а) преданность и любовь к своему Отечеству, своему народу

б) позитивное чувство к Родине

в) бескорыстная, активная позиция по отношению к Родине

г) готовность к самопожертвованию

д) затрудняюсь

(Слайд 51) «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом» - сказал С. Михалков.
(Слайд 52) ЦЕЛЬ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ - это формирование и развитие любви к РОДИНЕ. Воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан Казахстана.

Задачи патриотического воспитания - это формирование у детей чувства привязанности к своему дому, своим близким, детскому саду, друзьям в школе.

Освещение и обсуждение с родителями актуальных вопросов нравственно-патриотического воспитания в семье и в школе. (Слайд 53)

  • Воспитывать в семье детей убежденными патриотами - значит поддерживать, развивать и направлять их стремление к приобретению и использованию на практике знаний, в том числе знаний Родины и ее народа-патриота, совершившего невиданный в истории человечеству подвиг.

  • Вырабатывать у них потребность и любовь к многонациональной Родине, чувство дружбы и товарищества между нациями, помогать обретать самому с раннего возраста чувство интернационализма в межнациональном общении, учебе, труде.

(Слайд 54) Семья, в отличие от школы, является специфической сферой (микроколлективом), в которой у детей рождаются первоначальные патриотические чувства, воспитывается, это уважение к родителям и родословной семьи, к ее боевым и трудовым традициям, любовь к своему дому, деревне, городу, к Родине. Семья является благодатной средой для воспитания патриотического сознания, чувств и убеждений у детей. (Слайд 55) Во - первых, тем, что она представляет собой своеобразный микроколлектив, который основывается на самых близких, доверительных отношениях между супругами, родителями и детьми. Во-вторых, в семейной среде живым воплощением патриотических чувств для ребенка являются его родители - мать и отец. С ними у детей связываются понятия о своем доме, своих родных местах, своем крае, его городе, своей Родине. В-третьих, в семейной среде ни на минуту не прекращается процесс внутрисемейного общения между старшим и младшим поколениями. Это общение способствует не только простому обмену информацией, но и передаче детям и внукам богатейшего духовного опыта и героики прошлых лет, формированию патриотического сознания, чувств и убеждений, установок и поведения. (Слайд 56) Как сказал В. А. Сухомлинский: «Никогда человек не переживает так глубоко чувство долга перед Родиной, как в те часы размышлений над судьбами Отчизны, когда он сам мысленно повторяет путь, пройденный своим народом, видит и ощущает себя как частицу народа».

(Слайд 57-60) Чувство любви к Родине - это лишь основа формирования патриотизма. Его высшим проявлением является осознание молодыми людьми своего гражданского долга, готовность активно включаться в труд, быть сознательными тружениками уже в школьные годы.

Положительный результат для детей:

Лучшая посещаемость.

Лучшая успеваемость.

Социальное становление.

Положительный результат для родителей:

Лучшее знание школьной программы.

Ощущение своей значимости в школе.

Повышение самооценки.

Повышение родительской компетенции.

Улучшение общения с детьми вообще и в школе в частности.

Положительный результат для учителя:

Повышение авторитета.

Повышение удовлетворенности своей работой.

Улучшение межличностных отношений.

(Слайд 60-61) Фотографии Казахстанских семей.

(Слайд 62) ӘЛюбовь к родине начинается с семьи», сказал Фрэнсис Бэкон.

Наш семинар-практикум подошло к концу. Надеюсь, что Вам было интересно. Хочу пожелать Вам ярче проявлять свою любовь к детям, больше времени проводить с каждым из них, и тогда у Вас не будет с детьми проблем в общении в настоящем и в будущем. Завершая встречу, подчеркну мысль о том, что используемые в практике семейного воспитания способы общения-диалога не относятся к способам быстрого достижения практического результата. Назначение их совсем другое: установить контакт с ребенком, улучшить взаимоотношения с ним, помочь ему в обретении самостоятельности и ответственности. Формировать у ребенка чувства привязанности к своему дому, своим близким, друзьям. (Слайд 63)

Как сказал Наполеон Бонапарт: «Любовь к родине - первое достоинство цивилизованного человека»

Право выбора остается за каждым из нас!

Рефлексия. (Слайд 64)

Что нового я открыл для себя?

Заключение.

(Слайд 65) В завершении работы предлагаю, разделившись на творческие группы по 10 человек, создать синквейны на одну из следующих тем: родитель, ребенок, патриот.

Синквейн - ( фр. cinquains, англ. cinquain) - это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк. Синквейн - это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:

  • 1 строка - одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

  • 2 строка - два прилагательных, выражающих главную мысль.

  • 3 строка - три глагола, описывающие действия в рамках темы.

  • 4 строка - фраза, несущая определенный смысл.

  • 5 строка - заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

(Слайд 66)

«Быть полезным своей стране, быть ответственным за судьбу своей Родины - это долг и честь для каждого казахстанца».

Президент Республики Казахстан Н.А.Назарбаев





(В конце участникам семинара практикума раздаются буклеты, памятки-рекомендации)





Приложение 1.

ОБЩЕНИЕ С РЕБЕНКОМ В СЕМЬЕ КАК ДИАЛОГ. ДЛЯ ЧЕГО?

«От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».
В.А.Сухомлинский

СЛОВАРИК

ОБЩЕНИЕ - взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного характера.

(Психологический словарь, 1997).

СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ:

  • вербальные (слова);

  • невербальные (жесты, мимика, дистанция, позиция общения, позы и пр.);

  • паралингвистические (тембр, темп голоса, интонация, пауза).

СТРУКТУРА ОБЩЕНИЯ:

  • перцептивная (восприятие человека человеком);

  • коммуникативная (процесс передачи информации в процессе общения);

  • интерактивная (организация совместной деятельности, взаимодействие в разговоре).

КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНИКИ:

  • Активное слушание

  • Использование «Я-сообщений»

  • Разрешение конфликтных ситуаций

ПРАВИЛА АКТИВНОГО СЛУШАНИЯ:


  1. Если вы хотите послушать ребенка, обязательно повернитесь к ребенку лицом.

  2. Если вы беседуете с расстроенным или огорченным ребенком, не следует задавать ему вопросы. Желательно, чтобы ваши ответы звучали в утвердительной форме.

  3. Очень важно в беседе «держать паузу».

  4. В вашем ответе так же иногда полезно повторить, что, как вы поняли, случилось с ребенком, а потом обозначить его чувство.

РЕЗУЛЬТАТ АКТИВНОГО СЛУШАНИЯ:

  • Исчезает или сильно ослабевает отрицательное переживание ребенка.

  • Ребенок, убедившись, что взрослый готов его слушать, начинает рассказывать о себе все больше.

  • Ребенок сам продвигается в решении своей проблемы.

РОЛЬ «Я-СООБЩЕНИЙ»:

  1. Оно позволяет нам выразить свои негативные чувства в необидной для ребенка форме.

  2. «Я-сообщение» дает возможность детям ближе узнать нас, родителей.

  3. Когда мы открыты и искренне в выражении своих чувств, дети ставятся искреннее в выражении своих.

  4. Высказывая свое чувство без приказа или выговора, мы оставляем за детьми возможность самим принять решение.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ:

  1. Не требуйте от ребенка невозможного или трудно выполнимого. Вместо этого посмотрите, что вы можете изменить в окружающей обстановке.

  2. Чтобы избегать лишних проблем и конфликтов, соразмеряйте собственные ожидания с возможностями ребенка.

  3. Старайтесь не присваивать себе эмоциональные проблемы ребенка.

Памятки-рекомендации (раздаются всем)

1. Выстраивайте позитивные отношения между Вами и ребенком. Беседуйте с ребенком дружелюбно, в уважительном тоне. Сдерживайте свой критицизм и создавайте позитивизм в общении. Тон должен демонстрировать только уважение к ребенку, как к личности.

2. Будьте одновременно тверды и добры. Взрослый должен быть дружелюбным и не выступать в роли судьи.

3. Контроль над подростком требует особого внимания взрослых. Ответный гнев редко приводит к успеху.

4. Поддерживайте подростка. В отличие от награды поддержка нужна даже тогда, когда он не достигает успеха.

5. Имейте мужество. Изменение поведения требует практики и терпения.

6. Демонстрируйте взаимное уважение. Взрослый должен демонстрировать доверие к подростку, уверенность в нем и уважение к нему как к личности.

7. Успехов Вам!!!

Анкета «Патриотизм - это …»

  • Знаете ли вы, слышали или слышите сейчас впервые слово патриотизм?

а) знаю

б) слышал

в) слышу сейчас впервые

г) затрудняюсь ответить

  • Одни считают, что патриот должен любить и родину, и государство, власть своей страны - другие считают, что патриот может любить только родину, а государство любить не обязан. С какой точкой зрения вы согласны?

а) с первой

б) со второй

в) затрудняюсь ответить

  • Патриотизм - это…

а) преданность и любовь к своему Отечеству, своему народу

б) позитивное чувство к Родине

в) бескорыстная, активная позиция по отношению к Родине

г) готовность к самопожертвованию

д) затрудняюсь

Список литературы:

  1. Арнаутова Е.П. Педагог и семья. - М.: Карапуз, 2002.

  2. Гриппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? - М.: АСТ : Астрель, 2007.

  3. Л. Шнейдер. Педагог-психолог и семья школьника. "Школьный психолог" №10, 2006 г., стр. 18-32.

  4. Г.М. Козлова, Е.В. Любезнова, Е.М. Нецветайлова. Школьный родительский клуб. Москва, "Глобус", 2009 г.

  5. «Афоризмы. Средние века, Возрождение, Просвещение», Москва, 2001.

  6. «Азбука любви. Книга для родителей», Москва, Издательство РОУ, 1996.

  7. «Искусство любви» Эрих Фромм, Минск, ТПО «Полифакт», 1991.

  8. «Муж, жена и психолог» Г.Навайтис, Московский психолого-социальный институт, Москва-Воронеж, 1995.

  9. «Мы только начинаем» Ненси ван Пелт, Заокский, изд-во «Источник жизни», 1999.

  10. «Новое искусство жить» Пьер Дако, Москва, Институт практической психологии, 1995.

  11. «Семья в кризисе» А.Г.Саракул, МУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Эгос», г. Выборг, 2004.

  12. «Трактат о ласках» Жерар Леле, Москва, Авнгард, 1994.

  13. «Серебряные свадьбы» Ф. Махов, Лениздат, 1985.

  14. «Супружеская жизнь: путь к гармонии» Сьюзен Пэйдж, Москва, «Мирт», 1995.

  15. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. - СПб.: ООО Издательство "Речь", 2000. - 150 с.

  16. Хоментаускас Г.Т. Семья глазами ребенка. Екатеринбург: У-Фактория, 2006. - 186 с.

  17. Монахова А.Ю. Психолог и семья: активные методы взаимодействия. -Ярославль, 2002.

  18. Практическая психология образования. Под ред. Дубровиной И.В. - М., 2000.

  19. Десять ключей успешного воспитания // Первое сентября. - 2003, №21.

  20. Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей… / Пер.с англ. Д.С.Лободенко - Мн.: ООО «СЛК», 1997. - 640 с.

  21. Кипнис М. Тренинг семейных отношений. Часть 2. Родительство. - М.: «Ось -89», 2008. - 144 с. (Действенный тренинг).

  22. Минияров В.М. Психология семейного воспитания (диагностико-коррекционный аспект). - М.: МПСИ; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. - 256 с. (Серия «Библиотека школьного психолога»).

  23. Фалькович Т.А., Толстоухова Н.С., Обухова Л.А. Нетрадиционные формы работы с родителями. - М.: 5 за знания, 2005. - 240 с. (Серия «Методическая библиотека»)

  24. Хухлаева О. Активные формы групповой работы с родителями / О. Хухлаева // Школьный психолог. - 2006, №19

  25. Интернет-ресурсы.

© 2010-2022