- Преподавателю
- Директору, завучу
- План-конспект на русском языке
План-конспект на русском языке
Раздел | Завучу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Жаримбетова Г.К. |
Дата | 02.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Жаримбетова Гульсара Касымбековна
Социальный педагог КУГ «Гимназия №21»
г.Алматы, Бостандыксуий район.
Семинар-практикум "Ребенок в семье. Взаимодействие семьи и школы в вопросах патриотического воспитания подрастающего поколения».
Цель: дать возможность присутствующим (родителям) поделиться друг с другом опытом и мыслями о том, как каждому удается воспитывать своего ребенка, сотрудничая с ним. Активизация знаний о моделях общения в семье, используемых родителями, педагогами. Формирование понимания ценности особенности общения с ребенком в своей семье Формирование и развитие любви к Родине. Воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан Казахстана.
Задачи: Формирование у детей чувства привязанности к своему дому, своим близким, детскому саду, друзьям в школе.
Освещение и обсуждение с родителями актуальных вопросов нравственно-патриотического воспитания в семье и в школе
Форма проведения: семинар-практикум.
Оборудование:
-
Мультимедийный проектор, интерактивная доска
-
Чистые листы бумаги, цветные карандаши или фломастеры
-
Бланки теста: «Какой вы родитель?», «Меры заботы родителя о ребенке», «Патриот - это…»
-
Диски с записями музыки для релаксации
-
Памятка «ОБЩЕНИЕ С РЕБЕНКОМ В СЕМЬЕ КАК ДИАЛОГ. ДЛЯ ЧЕГО?»
Организация пространства: до начала семинар практикума, пока собираются социальные педагоги, тихо играет спокойная музыка, гости рассаживаются в произвольном порядке. (Слайд 1)
Время проведения: 120 мин.
Ход семинара-практикума
(Слайд 1)
Ведущий: - Добрый день, уважаемые коллеги!
Предлагаю Вам правила, которыми мы будем пользоваться во время семинара-практикума.
-
Доверительный стиль общения (обращение друг к другу по имени на «Вы», что психологически уравнивает всех членов группы и ведущего).
-
Общение по принципу «здесь и теперь» (говорить только о том, что волнует участников в данный момент, и обсуждать то, что происходит в группе).
-
Отказ от безличных речевых форм, помогающих людям в повседневном общении скрывать собственную позицию и уходить от ответственности, свои суждения выдвигать в форме «Я считаю...», «Я думаю...».
-
Активно участвовать в происходящем, контактировать как можно с большим количеством участников группы
-
Конфиденциальность (происходящее на занятии не выносится за пределы группы).
Знакомство. Цель: знакомство участников друг с другом. Знакомство проходит по кругу. Начинает знакомство ведущий семинара-практикума. Называет свое имя и на первую букву своего имени говорит прилагательное, которое ему соответствует. Каждый по кругу делает то же самое.
Вступление. (Слайд 2)
«Почти все признают, что воспитание требует терпения, но весьма немногие пришли к убеждению, что кроме терпения, врожденной способности и навыка необходимы ещё и специальные знания»
К.Д.Ушинский
(Слайд 3) Тема нашего семинара -практикума «Ребенок в семье. Взаимодействие семьи и школы в вопросах патриотического воспитания подрастающего поколения»
(Каждый участник анализирует себя как родитель, отмечая позитивные моменты в воспитании и общении детей)
(Слайд 4)
Воспитание ребенка начинается в семье. Это его начальная школа. Здесь он должен научиться у своих родителей, исполняющих роль наставников, урокам, которые поведут его по жизни, урокам уважения, послушания, благоговения и самообладания. То, что человек в детские голы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни.
(Слайд 5 ) СЕМЬЯ - это…
-
И трудовой коллектив,
-
И моральная опора,
-
И высшие человеческие привязанности (любовь, дружба),
-
И пространство для отдыха,
-
И школа доброты,
-
И многообразная система отношений с родителями, братьями, сестрами, родными и знакомыми.
Семья - это то от чего ты улыбаешься, даже когда устал. (Слайд 6)
Все родители хотят, чтобы их дети были добрыми, выросли счастливыми. Хотят такими и воспитать. Однако, счастья родителя воспринимают все по-разному. Для одних это спокойствие и материальное благополучие, для других - самостоятельность и возможность духовного развития, для третьих - творческая работа и риск. ( Слайд 7) Именно в семье складываются представления ребенка о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям.
(Слайд 8)
И в наших силах помочь своему ребенку вырасти добрым, умным, активным, сильным, смелым, храбрым, ответственным, творческим, ОДНИМ СЛОВОМ - ЧЕЛОВЕКОМ !
(Слайд 9) Притча «Воробей» (видеосюжет)
(Слайд 10) «Лучшая форма наследства, оставляемого родителями своим детям, это не деньги, не вещи и даже не образование, а воспитание , которое является одним из важнейших условий человеческого счастья» - сказал К.Д.Ушинский
(Слайд 11)
В семейном кругу мы с вами растем
Основа основ - родительский дом.
В семейном кругу все корни твои,
И в жизнь ты выходишь из этой семьи.
В семейном кругу мы жизнь создаем,
Основа основ - родительский дом.
(Слайд 12) Игра-разминка «Сами с усами». Цель: стимуляция поведенческих реакций; интеллектуальная разминка; снятие психоэмоционального напряжения.
Ведущий предлагает участникам на время побыть в роли маленьких детей, которые любят отвечать на разные вопросы взрослых хором, быстро, импульсивно и не задумываясь над правильностью ответа. Главная установка ведущего состоит в том, что «Любой ответ будет правильным, главное - быстрое реагирование на заданный вопрос».
По сигналу ведущего участники семинара-практикума очень быстро, громко и хором отвечают, не раздумывая на следующие вопросы:
-
Какие две рыбы из русских народных сказок выполняли все желания?
-
Как звали каждого из трех сказочных поросят?
-
Как звали девочку, уронившую в речку мячик?
-
Кто подарил полено папе Карло?
-
Как звали собаку девочки с голубыми волосами?
-
Как звали кота из сказки «Золотой ключик»?
-
Имя сказочной героини, которое произошло от грязного вещества?
-
Что украла Клара у Карла?
-
Лучший в мире крокодил?
-
Песня дятла?
• Какого цвета середина у светофора?
-
Имя, какой девочки, говорит о ее росте?
-
Как называется сказочная скатерть?
-
Назовите отчество Буратино?
-
Какая фамилия Кощея?
-
Как звали детей в сказке «Снежная королева»?
(Слайд 13) - Сегодня мне хотелось бы поговорить с вами о ребенке в семье, о патриотическом воспитании в семье, о взаимосвязи воспитания в семье и школе. Это вечная тема, к которой можно возвращаться не раз и находить новые аспекты для разговора. Мне хотелось бы, чтобы вы заглянули сегодня со стороны в свой дом, в самих себя и свою семью.
(Слайд 13) Ведь одна из основных функций семьи - это общение с детьми, воспитание детей через общение.
А что вы понимаете под общением?
Общение с ребёнком происходит с того самого момента, как он появился. Общение это всё - утренняя улыбка, мимолётный разговор, неубранная посуда, бабушкины жалобы на здоровье…
Любите ли вы общаться со своим ребёнком?
Общение - это не только простые разговоры в семье, а ощущение что тебя ждут, понимают, любят. Семья - это место приземления для старших, стартовая площадка для младших и полигон взаимоотношений для каждого.
- Давайте посмотрим, как воспитывают детей в других странах.
(Слайд 14-22) «Воспитание детей разных народов».
Упражнение «Эффективность общения». Цель: подчеркнуть важность о том, что общение будет эффективным, если будет проходить в форме диалога. Участники семинара-практикума с помощью метода мозгового штурма определяют, что такое общение, средства, структура, условия, необходимые для эффективного взаимодействия между родителями и детьми, между всеми членами семьи. Упражнение «Закончи предложение»
-
Общение - диалог позволяет ребенку…
-
Общение - диалог основано на понимании…
-
Общение-диалог - это значит предлагать ребенку…
-
В диалоге взрослый не «судья» ребенку, а ….
-
Взрослому важно почувствовать в общении с ребенком…
(Слайд 23) Звучит музыка, упражнение «Погружение в детство». Цель: показать значимость присутствия в жизни ребенка надежного взрослого, что во взрослой жизни оказывает влияние на формирование его уверенности в себе.
Материал: компьютер, диск с записью спокойной, приятной мелодии.
Инструкция:
Сядьте поудобнее, ноги поставьте на пол, так, чтобы они хорошо чувствовали опору, спиной обопритесь о спинку стула. Если вы хотите откашляться сделайте это сейчас. Закройте глаза, прислушайтесь к своему дыханию, оно ровное и спокойное. Почувствуйте тяжесть в руках, в ногах…
Поток времени уносит вас в детство, в то время, когда вы были маленькими. Представьте теплый летний день, вам 7 или 8 лет, представьте себя в том возрасте, в котором вы лучше себя помните… Вы идете по лесу, посмотрите, что на вас надето, какая обувь, какая одежда. Вам весело, вы идете по улице и рядом с вами близкий человек, посмотрите, кто это, вы берете его (её) за руку и чувствуете его (её) теплую надежную руку. Затем вы отпускаете его и убегаете весело вперед, но не далеко. Вы улыбаетесь. И снова бежите к нему (ней) и снова вместе за руку идете дальше вдоль реки…
А сейчас пришло время вернуться обратно в эту комнату, и когда вы будете готовы, вы откроете глаза.
Обсуждение:
Какие чувства вызвало у вас это упражнение?
Что вы испытали в тот момент, когда поняли, что держите за руку близкого человека?
Этим упражнением хотелось показать значимость присутствия в жизни ребенка надежного взрослого, что во взрослой жизни оказывает влияние на формирование его уверенности в себе.
(Слайд 24) Семья - это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важную роль.
Наши дети - это наша старость. Правильное воспитание - это наша счастливая старость, плохое воспитание - то наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед своей страной, сказал А.С.Макаренко.
Предлагаю вашему вниманию тест: «Какой вы родитель?», проверьте себя. Результаты не показывайте никому, просто потом проанализируйте свои промахи и сделайте вывод. (Слайд 25-26)
Тест: «Какой вы родитель?»
Инструкция: отметьте те фразы, которые вы часто употребляете при общении с детьми (фразы показаны на экране, дается несколько секунд на обдумывание каждой фразы; если ее часто употребляют, то говорится, сколько баллов нужно записать):
Баллы
-
Сколько раз тебе повторять?.............2
-
посоветуй мне, пожалуйста………….0
-
не знаю, что бы я без тебя делала…1
-
и у кого ты такой уродился?...............2
-
какие у тебя хорошие друзья!.............1
-
ну на кого ты похож?............................2
-
Я в твое время………………………..2
-
ты моя опора и помощник…………..1
-
Ну что у тебя за друзья?……………2
-
О чем ты только думаешь?..............2
-
Какая ты у меня умница!..................1
-
А как ты считаешь сынок (доченька)?.....0
-
у всех дети как дети, а ты…………..2
-
Какой ты у меня сообразительный!......1
Посчитайте общее количество баллов. (Конечно, вы понимаете, что наша игра - это лишь намек на действительное положение дел. Ведь то, какой вы родитель, никто не знает лучше вас самих).
Если вы набрали 5-6 баллов - вы живете с ребенком душа в душу. Он искренне любит и уважает вас, ваши отношения способствует становлению личности!
Сумма баллов 7 - 9 свидетельствует о намечающихся сложностях в ваших отношениях с ребенком, непонимание его проблем, попытках перенести вину за недостатки его развития на самом ребенке.
10-14 баллов - вы непоследовательны в общении с ребенком. Он уважает вас, хотя и не всегда с вами откровенен.
Физкультминутка. (Слайд 27)
Практическая часть. Обсуждение ситуации в группах. (Слайд 28-37) «В чем ошибка воспитания?»
Ситуация 1
Мама Антона жалуется своей подруге по телефону, что сын не хочет делать уроки. После разговора, кладет трубку и говорит Антону, чтобы тот отправлялся в свою комнату и сел за уроки. Мальчик с недовольством и капризами сел за стол и стал прописывать буквы. Через некоторое время мама позвала сына и попросила сходить в магазин за хлебом, а затем сели ужинать. После этого они сели выполнять домашние задания по математике. Мальчик так же капризничал и не хотел делать уроки.
-
В чем ошибка мамы?
Обсуждение:
-
В подобных ситуациях маме лучше самой сходить в булочную или лишний раз разогреть еду, чем вырабатывать у ребёнка представление, что уроки стоят на одном из последних мест в иерархии домашних дел и обязанностей.
-
Правильно поступают те родители, которые с начала школьного обучения дают ребёнку понять, что по своей важности уроки находятся на одном уровне с самыми серьёзными делами, которыми заняты взрослые.
-
Если вы решили помогать ребенку в приготовлении домашних заданий, стоит запастись терпением и выдумкой, чтобы превратить занятие не в мучительную процедуру, а в увлекательный способ общения и познания, приносящий истинное удовольствие и пользу ребенку и вам.
Ошибка 1. К сожалению, взрослые не понимают, что своим поведением они воспитывают у школьника отношение к учёбе как к чему- то маловажному, второстепенному делу.
Ситуация 2
Мама Алины, пришла с работы уставшей, спросила у дочери, как её дела в школе, проверила домашнее задание, накормила Алину и занялась домашними делами. Тут в гости к маме зашла её знакомая и стала жаловаться, что жизнь проходит однообразно, всё проблемы, заботы, хлопоты, даже времени нет с ребенком пообщаться. На следующий день маме позвонил учитель и сказал, что Алина не выполнила домашнее задание по математике.
-
В чем ошибка?
Обсуждение:
-
Взрослые часто забывают простую истину - если уж родили ребенка, надо и время для него найти. Ребенок, который постоянно слышит, что у взрослых нет на него времени, будет искать на стороне родственные души или привлекать внимание взрослых плохим поведением.
-
Даже если ваш день расписан по минутам, найдите
вечером полчаса (в этом вопросе качество важнее
количества) посидеть с ним, поговорить, помочь ребенку по домашним делам, рассказать интересную, поучительную историю или обсудить мультфильм.
-
Если ребенок пришел в школу без выполненных уроков, получил замечания от учителя, ребенок получает стресс. Учитель в школе объяснил, показал, научил. Домашнее задание какое? ДОМАШНЕЕ. Его ребенок обязан делать дома, под контролем родителей в обязательном порядке.
Ошибка 2. «Совсем нет времени, чтобы заняться ребенком!»
Ситуация 3
Учитель в классе стала замечать, что Саша стал очень тревожным, раздражительным, часто проявляет гнев и злобу к своим одноклассникам, дерется и обижает других. Пригласила родителей Саши в школу, но родители сказали, что дома мальчик послушный, выполняет все поручения. В семье благополучная обстановка.
-
В чем, тогда дело?
Обсуждение:
-
Физические наказания могут привести к утрате у ребенка отзывчивости, способности сочувствовать и сопереживать другим людям. По отношению к родителям, которые часто его наказывают, появляется враждебность.
-
Наказание тогда достигает цели, когда помогает ребенку исправиться, вызывает раскаяние, осуждение собственного поведения.
-
Ребенок всегда должен знать, за что его наказывают. Объясняя ему его провинность, не обсуждайте его личность, а обсуждайте проступок, который совершил ребенок.
-
Самое эффективное наказание - посадить на стул и заставить держать спину прямо. (Лишение свободы в действиях для младшего школьника сильное наказание)
Ошибка 3. «Мера наказания»
Ситуация 4
Выполняя домашнее задание с Машей, мама отвлеклась на телефонный звонок и не выходя из комнаты, чтобы не оставить дочь без контроля, стала разговаривать. Звонила ее знакомая и жаловалась, что сегодня ей позвонил, классный руководитель сына и в повышенном тоне сделала, замечание о плохом поведении сына в школе. В свою очередь мама Маши тоже высказывала недовольства в адрес учителя дочери. Позже, уложив дочь спать, мама позвонила классному руководителю Маши и в корректной форме объяснила учителю, что у ее дочери сегодня в классе пропал учебник . Попросив завтра разобраться. Помимо этого мама расспрашивала об успехах своей дочери в школе. Разговор затянулся.
Уважаемые родители, если вы не хотите, чтобы ваш ребенок не слышал учителя в школе,
не подрывайте авторитет педагога, не обсуждайте его в присутствии ребенка.
-
Помните учитель, тоже человек, у него есть своя семья и дети.
Он тоже хочет, после работы уделить внимание своим домочадцам,
а не работать учителем дома по телефону.
-
Если вы хотите ознакомиться с успехами вашего ребенка в школе,
приходите не посредственно в школу. Этим самым вы покажите ребенку
свою заинтересованность в его обучении и свой контроль,
что будет стимулировать желание хорошо учиться.
САМЫЙ ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД ВОСПИТАНИЯ - это ЛИЧНЫЙ ПРИМЕР.
Обсуждение:
Ошибка 4. Тактичность родителей
(Слайд 38) Одна из способов эффективного общения - это отражение чувств.
Присутствующим предлагаются ситуации, а они должны описать чувства, которые испытывает ребенок и то, что бы они ответили ему в этих случаях.
(Слайд 38) (раздаточный материал)
Ситуация и слова ребенка
Чувства ребенка
Ваш ответ
1. "Сегодня, кода я выходила из школы, мальчишка хулиган выбил у меня портфель и из него все высыпалось"
2. (Ребенку сделали укол, плачет): "Доктор плохой!"
3. (Старший сын - маме): "Ты всегда ее защищаешь, говоришь "маленькая, маленькая", а меня никогда не жалеешь"
4. "Сегодня на уроке математики я ничего не поняла и сказала об этом учителю, а все ребята рассмеялись"
5.(Ребенок роняет чашку, та разбивается): "Ой!!! Моя чашечка!"
6. (Влетает в дверь): "Мам, ты знаешь, я сегодня первый написал и сдал контрольную!"
7. "Ну надо же, я забыла включить телевизор, а там продолжение фильма!"
Вывод: Задачи родителей создание у ребенка уверенности в том, что его любят и о нем заботятся; относиться к ребенку в любом возрасте любовно и внимательно; постоянный психологический контакт с ребенком; заинтересованность во всем, что происходит в жизни РЕБЕНКА. (Слайд 39)
Любите своё дитя! Но не слепо, не потакая его капризам. Общайтесь. Будьте требовательны и нежны, воспитывая ЛИЧНОСТЬ.
(Слайд 40) Мир ребенка начинается с его семьи, впервые он осознает себя человеком членом семейного сообщества. Получая знания о ближайшем окружении, семье, у детей воспитывается гуманное отношение к своим близким уточняется представление о занятиях, семейных историях, традициях. (Слайд 41) Любовь между детьми и родителями дана самой природой, любовь и взаимоуважение между родственниками - результат совместных усилий. В семье нет двух миров - взрослого и детского, есть один мир - семьи.
(Слайд 42) Воспитание детей в любви и уважении к родителям, почитании предков - одна из ведущих идей педагогики. Другая идея - растить будущего семьянина с малых лет путем формирования положительных нравственных качеств (трудолюбия, терпимости, уступчивости, прилежания, скромности, честности). Специальные социологические и психолого-педагогические исследования показали, что семья и школа, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребенка. (Слайд 43) Семья - это, где формируются патриотические чувства и сознание будущего гражданина. Первичность контакта родителей с ребенком, его продолжительность превращает семью в ведущий орган, воспитывающий патриота. Именно в семье возникает интерес к культуре, языку, истории своего народа, государства, к его традициям и обычаям, начинает формироваться личность.
(Слайд 44)
(Слайд 45)
Ваше мнение по поводу слов патриот, патриотизм? (Слайд 46-47)
(Слайд 48-50) Анкета «Патриотизм - это …»
-
Знаете ли вы, слышали или слышите сейчас впервые слово патриотизм?
а) знаю
б) слышал
в) слышу сейчас впервые
г) затрудняюсь ответить
-
Одни считают, что патриот должен любить и родину, и государство, власть своей страны - другие считают, что патриот может любить только родину, а государство любить не обязан. С какой точкой зрения вы согласны?
а) с первой
б) со второй
в) затрудняюсь ответить
-
Патриотизм - это…
а) преданность и любовь к своему Отечеству, своему народу
б) позитивное чувство к Родине
в) бескорыстная, активная позиция по отношению к Родине
г) готовность к самопожертвованию
д) затрудняюсь
(Слайд 51) «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом» - сказал С. Михалков.
(Слайд 52) ЦЕЛЬ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ - это формирование и развитие любви к РОДИНЕ. Воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан Казахстана.
Задачи патриотического воспитания - это формирование у детей чувства привязанности к своему дому, своим близким, детскому саду, друзьям в школе.
Освещение и обсуждение с родителями актуальных вопросов нравственно-патриотического воспитания в семье и в школе. (Слайд 53)
-
Воспитывать в семье детей убежденными патриотами - значит поддерживать, развивать и направлять их стремление к приобретению и использованию на практике знаний, в том числе знаний Родины и ее народа-патриота, совершившего невиданный в истории человечеству подвиг.
-
Вырабатывать у них потребность и любовь к многонациональной Родине, чувство дружбы и товарищества между нациями, помогать обретать самому с раннего возраста чувство интернационализма в межнациональном общении, учебе, труде.
(Слайд 54) Семья, в отличие от школы, является специфической сферой (микроколлективом), в которой у детей рождаются первоначальные патриотические чувства, воспитывается, это уважение к родителям и родословной семьи, к ее боевым и трудовым традициям, любовь к своему дому, деревне, городу, к Родине. Семья является благодатной средой для воспитания патриотического сознания, чувств и убеждений у детей. (Слайд 55) Во - первых, тем, что она представляет собой своеобразный микроколлектив, который основывается на самых близких, доверительных отношениях между супругами, родителями и детьми. Во-вторых, в семейной среде живым воплощением патриотических чувств для ребенка являются его родители - мать и отец. С ними у детей связываются понятия о своем доме, своих родных местах, своем крае, его городе, своей Родине. В-третьих, в семейной среде ни на минуту не прекращается процесс внутрисемейного общения между старшим и младшим поколениями. Это общение способствует не только простому обмену информацией, но и передаче детям и внукам богатейшего духовного опыта и героики прошлых лет, формированию патриотического сознания, чувств и убеждений, установок и поведения. (Слайд 56) Как сказал В. А. Сухомлинский: «Никогда человек не переживает так глубоко чувство долга перед Родиной, как в те часы размышлений над судьбами Отчизны, когда он сам мысленно повторяет путь, пройденный своим народом, видит и ощущает себя как частицу народа».
(Слайд 57-60) Чувство любви к Родине - это лишь основа формирования патриотизма. Его высшим проявлением является осознание молодыми людьми своего гражданского долга, готовность активно включаться в труд, быть сознательными тружениками уже в школьные годы.
Положительный результат для детей:
Лучшая посещаемость.
Лучшая успеваемость.
Социальное становление.
Положительный результат для родителей:
Лучшее знание школьной программы.
Ощущение своей значимости в школе.
Повышение самооценки.
Повышение родительской компетенции.
Улучшение общения с детьми вообще и в школе в частности.
Положительный результат для учителя:
Повышение авторитета.
Повышение удовлетворенности своей работой.
Улучшение межличностных отношений.
(Слайд 60-61) Фотографии Казахстанских семей.
(Слайд 62) ӘЛюбовь к родине начинается с семьи», сказал Фрэнсис Бэкон.
Наш семинар-практикум подошло к концу. Надеюсь, что Вам было интересно. Хочу пожелать Вам ярче проявлять свою любовь к детям, больше времени проводить с каждым из них, и тогда у Вас не будет с детьми проблем в общении в настоящем и в будущем. Завершая встречу, подчеркну мысль о том, что используемые в практике семейного воспитания способы общения-диалога не относятся к способам быстрого достижения практического результата. Назначение их совсем другое: установить контакт с ребенком, улучшить взаимоотношения с ним, помочь ему в обретении самостоятельности и ответственности. Формировать у ребенка чувства привязанности к своему дому, своим близким, друзьям. (Слайд 63)
Как сказал Наполеон Бонапарт: «Любовь к родине - первое достоинство цивилизованного человека»
Право выбора остается за каждым из нас!
Рефлексия. (Слайд 64)
Что нового я открыл для себя?
Заключение.
(Слайд 65) В завершении работы предлагаю, разделившись на творческие группы по 10 человек, создать синквейны на одну из следующих тем: родитель, ребенок, патриот.
Синквейн - ( фр. cinquains, англ. cinquain) - это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк. Синквейн - это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:
-
1 строка - одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
-
2 строка - два прилагательных, выражающих главную мысль.
-
3 строка - три глагола, описывающие действия в рамках темы.
-
4 строка - фраза, несущая определенный смысл.
-
5 строка - заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
(Слайд 66)
«Быть полезным своей стране, быть ответственным за судьбу своей Родины - это долг и честь для каждого казахстанца».
Президент Республики Казахстан Н.А.Назарбаев
(В конце участникам семинара практикума раздаются буклеты, памятки-рекомендации)
Приложение 1.
ОБЩЕНИЕ С РЕБЕНКОМ В СЕМЬЕ КАК ДИАЛОГ. ДЛЯ ЧЕГО?
«От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».
В.А.Сухомлинский
СЛОВАРИК
ОБЩЕНИЕ - взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного характера.
(Психологический словарь, 1997).
СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ:
-
вербальные (слова);
-
невербальные (жесты, мимика, дистанция, позиция общения, позы и пр.);
-
паралингвистические (тембр, темп голоса, интонация, пауза).
СТРУКТУРА ОБЩЕНИЯ:
-
перцептивная (восприятие человека человеком);
-
коммуникативная (процесс передачи информации в процессе общения);
-
интерактивная (организация совместной деятельности, взаимодействие в разговоре).
КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНИКИ:
-
Активное слушание
-
Использование «Я-сообщений»
-
Разрешение конфликтных ситуаций
ПРАВИЛА АКТИВНОГО СЛУШАНИЯ:
-
Если вы хотите послушать ребенка, обязательно повернитесь к ребенку лицом.
-
Если вы беседуете с расстроенным или огорченным ребенком, не следует задавать ему вопросы. Желательно, чтобы ваши ответы звучали в утвердительной форме.
-
Очень важно в беседе «держать паузу».
-
В вашем ответе так же иногда полезно повторить, что, как вы поняли, случилось с ребенком, а потом обозначить его чувство.
РЕЗУЛЬТАТ АКТИВНОГО СЛУШАНИЯ:
-
Исчезает или сильно ослабевает отрицательное переживание ребенка.
-
Ребенок, убедившись, что взрослый готов его слушать, начинает рассказывать о себе все больше.
-
Ребенок сам продвигается в решении своей проблемы.
РОЛЬ «Я-СООБЩЕНИЙ»:
-
Оно позволяет нам выразить свои негативные чувства в необидной для ребенка форме.
-
«Я-сообщение» дает возможность детям ближе узнать нас, родителей.
-
Когда мы открыты и искренне в выражении своих чувств, дети ставятся искреннее в выражении своих.
-
Высказывая свое чувство без приказа или выговора, мы оставляем за детьми возможность самим принять решение.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ:
-
Не требуйте от ребенка невозможного или трудно выполнимого. Вместо этого посмотрите, что вы можете изменить в окружающей обстановке.
-
Чтобы избегать лишних проблем и конфликтов, соразмеряйте собственные ожидания с возможностями ребенка.
-
Старайтесь не присваивать себе эмоциональные проблемы ребенка.
Памятки-рекомендации (раздаются всем)
1. Выстраивайте позитивные отношения между Вами и ребенком. Беседуйте с ребенком дружелюбно, в уважительном тоне. Сдерживайте свой критицизм и создавайте позитивизм в общении. Тон должен демонстрировать только уважение к ребенку, как к личности.
2. Будьте одновременно тверды и добры. Взрослый должен быть дружелюбным и не выступать в роли судьи.
3. Контроль над подростком требует особого внимания взрослых. Ответный гнев редко приводит к успеху.
4. Поддерживайте подростка. В отличие от награды поддержка нужна даже тогда, когда он не достигает успеха.
5. Имейте мужество. Изменение поведения требует практики и терпения.
6. Демонстрируйте взаимное уважение. Взрослый должен демонстрировать доверие к подростку, уверенность в нем и уважение к нему как к личности.
7. Успехов Вам!!!
Анкета «Патриотизм - это …»
-
Знаете ли вы, слышали или слышите сейчас впервые слово патриотизм?
а) знаю
б) слышал
в) слышу сейчас впервые
г) затрудняюсь ответить
-
Одни считают, что патриот должен любить и родину, и государство, власть своей страны - другие считают, что патриот может любить только родину, а государство любить не обязан. С какой точкой зрения вы согласны?
а) с первой
б) со второй
в) затрудняюсь ответить
-
Патриотизм - это…
а) преданность и любовь к своему Отечеству, своему народу
б) позитивное чувство к Родине
в) бескорыстная, активная позиция по отношению к Родине
г) готовность к самопожертвованию
д) затрудняюсь
Список литературы:
-
Арнаутова Е.П. Педагог и семья. - М.: Карапуз, 2002.
-
Гриппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? - М.: АСТ : Астрель, 2007.
-
Л. Шнейдер. Педагог-психолог и семья школьника. "Школьный психолог" №10, 2006 г., стр. 18-32.
-
Г.М. Козлова, Е.В. Любезнова, Е.М. Нецветайлова. Школьный родительский клуб. Москва, "Глобус", 2009 г.
-
«Афоризмы. Средние века, Возрождение, Просвещение», Москва, 2001.
-
«Азбука любви. Книга для родителей», Москва, Издательство РОУ, 1996.
-
«Искусство любви» Эрих Фромм, Минск, ТПО «Полифакт», 1991.
-
«Муж, жена и психолог» Г.Навайтис, Московский психолого-социальный институт, Москва-Воронеж, 1995.
-
«Мы только начинаем» Ненси ван Пелт, Заокский, изд-во «Источник жизни», 1999.
-
«Новое искусство жить» Пьер Дако, Москва, Институт практической психологии, 1995.
-
«Семья в кризисе» А.Г.Саракул, МУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Эгос», г. Выборг, 2004.
-
«Трактат о ласках» Жерар Леле, Москва, Авнгард, 1994.
-
«Серебряные свадьбы» Ф. Махов, Лениздат, 1985.
-
«Супружеская жизнь: путь к гармонии» Сьюзен Пэйдж, Москва, «Мирт», 1995.
-
Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. - СПб.: ООО Издательство "Речь", 2000. - 150 с.
-
Хоментаускас Г.Т. Семья глазами ребенка. Екатеринбург: У-Фактория, 2006. - 186 с.
-
Монахова А.Ю. Психолог и семья: активные методы взаимодействия. -Ярославль, 2002.
-
Практическая психология образования. Под ред. Дубровиной И.В. - М., 2000.
-
Десять ключей успешного воспитания // Первое сентября. - 2003, №21.
-
Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей… / Пер.с англ. Д.С.Лободенко - Мн.: ООО «СЛК», 1997. - 640 с.
-
Кипнис М. Тренинг семейных отношений. Часть 2. Родительство. - М.: «Ось -89», 2008. - 144 с. (Действенный тренинг).
-
Минияров В.М. Психология семейного воспитания (диагностико-коррекционный аспект). - М.: МПСИ; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. - 256 с. (Серия «Библиотека школьного психолога»).
-
Фалькович Т.А., Толстоухова Н.С., Обухова Л.А. Нетрадиционные формы работы с родителями. - М.: 5 за знания, 2005. - 240 с. (Серия «Методическая библиотека»)
-
Хухлаева О. Активные формы групповой работы с родителями / О. Хухлаева // Школьный психолог. - 2006, №19
-
Интернет-ресурсы.