Современная концепция системы образования

Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Современная концепция системы образования

Концепция социально-экономического развития России до 2020 года предусматривает высокий уровень общественного участия в управлении образовательной системой через органы государственно-общественного управления. 29 декабря 2012 г. принят Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», который, за исключением отдельных положений, вступил в силу с 1 сентября 2013 г. Он был разработан и принят в целях совершенствования законодательства Российской Федерации в области образования, является основополагающим (базовым) нормативным правовым актом в указанной сфере и охватывает все правоотношения в области образования (от дошкольного до высшего образования). Изменена система уровней образования: в качестве уровней образования выделены дошкольное образование и начальное общее образование, исключены из уровней образования начальное профессиональное образование и послевузовское профессиональное образование1.

В Федеральном законе от 29.12.2012 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» содержится определение стандарта: федеральный государственный образовательный стандарт - совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. ФГОС начального общего образования и основного общего образования являются неотъемлемой составной частью федерального государственного образовательного стандарта общего образования и представляют собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию2.

Федеральные государственные образовательные стандарты (далее - ФГОС) начального, основного и среднего (полного) общего образования (ФГОС начального общего образования утвержден приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373, ФГОС основного общего образования утвержден приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 №1897, ФГОС среднего (полного) общего образования утвержден приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413) представляют собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

В связи с формированием современной насыщенной информационно-образовательной среды не менее важно обеспечить переход к новой образовательной парадигме системно-деятельностного обучения. Стандарты общего образования первого поколения, регламентирующие содержание образования в дидактических единицах, соответствовали классической образовательной парадигме конца XX в. В начале XXI в. они перестали выполнять функцию педагогической поддержки развития образовательного пространства. Осознание экспертным научно-педагогическим сообществом потребности в новых инструментах развития образовательного пространства России в XXI в. привело к разработке новых образовательных стандартов.

Принципиальным отличием государственных образовательных стандартов второго поколения является усиление их ориентации на результаты образования как системообразующий компонент конструкции стандартов. В новых стандартах объектом стандартизации стало не содержание образования, ориентированное на достижение относительно частных предметных образовательных результатов, а система требований к образовательным результатам - личностным, метапредметным, предметным. Стандарт общего образования второго поколения представляет совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы основного общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию3.

ФГОС основного общего образования рассматривается как инструмент консолидации государственного, социального и гражданского заказов образованию. Демократизация образования и образовательной деятельности в целом обеспечивается стандартом, предусматривая прямое и непосредственное участие общественности, то есть родителей обучающихся, представителей общественных организаций и бизнеса в управлении образованием, решении ключевых вопросов его развития посредством муниципальных общественных советов, Управляющих советов школ, процедуры общественной экспертизы.

В документе указано, что современное информационное общество требует формирования новой дидактической модели образования, основанной на компетентностной образовательной парадигме. Последняя предполагает активную роль всех участников образовательного процесса в формировании мотивированной компетентной личности. Для достижения указанной цели необходимо изменение роли участников образовательного процесса. Если традиционная система преподавания предполагала в качестве основной функции учителя трансляцию информации, а главной функцией ученика - ее репродукцию, то в инновационной системе функции участников учебного процесса меняются. Учитель превращается из источника информации в консультанта. Он должен организовывать деятельность обучающегося по работе с информацией на основе используемой модели урока, а ученик - осуществлять поиск, выбор, анализ, систематизацию и презентацию информации. Задача учителя - научить ребенка учиться, то есть самостоятельно овладевать знаниями и применять их в практической деятельности4.

Личность, общество и государство - это трио заказчиков, которые определяют цели, содержание и результаты образовательного процесса, формируют социальный заказ системе образования: государству нужен здоровый и свободный человек. Система образования должна сделать все возможное для воспитания граждан - патриотов, имеющих полноценное общее образование, психологически готовых к конкуренции, перемене стиля и места жизни, работы; обладающих свободой мышления и готовностью к творчеству, стремлением к самореализации; способных поддерживать свое здоровье. Социальный заказ находит отражение и в гражданском заказе системе образования, выражаемом непосредственными потребителями образовательных услуг - обучающимися и их родителями. В самом общем виде гражданский заказ можно сформулировать как требование на обеспечение современного качественного образования, доступного каждому обучающемуся, независимо от места его проживания.

Формирование гражданского заказа на уровне отдельного образовательного учреждения заключается в том, чтобы отразить образовательные запросы обучающихся и их родителей в основной образовательной программе образовательного учреждения. Центром любой образовательной программы становится ребенок, относительно удовлетворения образовательных интересов которого договариваются две стороны - школа и родительское сообщество5.

Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования отражают понимание научно-педагогическим сообществом вызовов, возникших перед отечественной системой образования в условиях её интеграции в мировое образовательное пространство. На современном этапе информационной революции в значительной степени изменились требования к образованному человеку. Сегодня ему невозможно знать всё о

достижениях в естественных и гуманитарных науках, но очень важно научиться применять свои знания в конкретных жизненных ситуациях.

Введение ФГОС является сложным и многоплановым процессом, включающим решение ряда вопросов нормативно-правового, информационно-методического, организационного обеспечения. Под организацией введения ФГОС понимается комплекс мероприятий, реализация которых необходима (на федеральном, региональном и муниципальном уровнях) для введения Стандарта после его утверждения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Данные мероприятия должны быть взаимоувязаны по содержанию, срокам, ресурсам и ответственным за их реализацию6.

В соответствии с Планом действий по модернизации общего образования на 2011-2015 гг., утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2010 г. № 1507-р «О плане действий по модернизации общего образования на 2011 - 2015 гг.» предусмотрено:

  • введение федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования во всех общеобразовательных учреждениях Российской Федерации в 1-х классах в 2011 году;

  • введение федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования во всех общеобразовательных учреждениях Российской Федерации во 2-х классах в 2012 году;

  • введение федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по мере готовности в 5-х классах в 2012 году7.

Ведущим механизмом реализации ФГОС является основная образовательная программа. Основная образовательная программа - нормативно-правовой документ, который характеризует содержание образования и организацию образовательного процесса в конкретном общеобразовательном учреждении. В соответствии со ст.9 и п.5. ст.14 закона «Об образовании в РФ» образовательные программы разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением самостоятельно8. Именно основная образовательная программа определяет деятельность образовательного учреждения по достижению планируемых образовательных результатов. ФГОС устанавливает требования к структуре основных образовательных программ, которые отражают основные направления образовательного процесса на соответствующей ступени образования.

Согласно п.6 ст.9 и п.5 ст.14 Закона РФ «Об образовании в РФ» ООП должна:

  • включать в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся;

  • обеспечить достижение обучающимися (воспитанниками) результатов освоения ООП, установленных соответствующими ФГОС;

  • формироваться на основе соответствующих примерных ООП, разработка которых относится к компетенции федеральных государственных органов9.

В структуре основной образовательной программы в соответствии с законом «Об образовании в РФ» отсутствует национально-региональный компонент, но выделяются две части: обязательная и формируемая участниками образовательного процесса. Соотношение этих частей (в начальной школе оно составляет 80% и 20%, в основной - 70% и 30%) предоставляет достаточные возможности для варьирования содержания образования с учетом запросов обучающихся и их родителей. Кроме того, в основную образовательную программу включена внеурочная деятельность, содержание и формы реализации которой полностью определяются участниками образовательного процесса.

Согласно Закону «Об образовании в РФ» примерная основная образовательная программа создается на федеральном уровне по ступеням обучения и является основной для разработки основных образовательных программ образовательных учреждений10.

При переходе от ФГОС начального общего образования к ФГОС основной ступени обеспечивается преемственность требований к результатам образования в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и целями основных образовательных программ.

Основная цель образования в соответствии с требованиями ФГОС состоит в развитии личности школьников посредством формирования у них универсальных учебных действий (далее УУД), создания условий для развития творческих способностей и приобретения опыта деятельности. Поэтому требования к результатам освоения основной образовательной программы сформулированы в виде системы предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся.

1 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». // URL: consultant.ru/law/hotdocs/23125.html [Дата обращения 12.04.2014]

2 «Введение ФГОС основного общего образования как фактор модернизации системы образования Ставропольского края» // Под науч. ред. А.А. Волкова, - Ставрополь, 2012.С.7

3«Введение ФГОС основного общего образования как фактор модернизации системы образования Ставропольского края» // Под науч. ред. А.А. Волкова, - Ставрополь, 2012.С.5-6

4 Михайловский Ф.А., Новикова С.Н. Рабочая программа как инструмент реализации требований ФГОС. // Вестник Московского городского педагогического университета, 2013. №1. С.113-114.

5 Гурбанова Е.В., Суркова А.В. Федеральный государственный образовательный стандарт: формируем заказ // Народное образование, 2011. №7. С.116-117.

6Гоглова М.Н., Покосовская О.В. Информационные инструменты управления введением ФГОС основного и среднего (полного) общего образования // Справочник заместителя директора школы, 2013. №8. С.6-7

7 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2010 г. № 1507-р «О плане действий по модернизации общего образования на 2011 - 2015 гг.» // URL: garant.ru/products/ipo/prime/doc/6641306/. [Дата обращения 23.04.2015]

8 Куприянова Г.В. Логические таблицы как инструмент разработки основной образовательной программы основного общего образования // Справочник заместителя директора школы, 2012. №5. С.40-41.

9 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». // URL: consultant.ru/law/hotdocs/23125.html [Дата обращения 12.04.2014]

10 Гармашова А.С. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования: особенности и порядок введения // Справочник руководителя образовательного учреждения., 2012. №5. С. 40-44.

© 2010-2022