Выявление, изучение, обобщение и распространение актуального педагогического опыта

Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Выявление, изучение, обобщение и распространение актуального педагогического опыта



  1. Что такое педагогический опыт, его разновидности?

Педагогический опыт - совокупность практических знаний, умений и навыков, приобретенных педагогом в практической деятельности.

В методической литературе выделяют следующие разновидности педагогического опыта:

  • Исторический - результаты педагогической теории и практики, полученные на протяжении всей истории образования.

  • Массовый - результаты педагогической теории и практики, которые широко применяются в деятельности большинства учителей.

  • Передовой (актуальный) - это практика, содержащая в себе элементы творческого поиска, новизны, оригинальности, это достижение наилучшего педагогического результата за счёт усовершенствования имеющихся средств и оптимальной организации учебного процесса.

  • Новаторский - содержит элементы новизны, открытия, изобретения, авторства.

В работе методической службы любого уровня одно из ведущих мест занимает проблема выявления, изучения, обобщения и распространения актуального (передового) педагогического опыта.

2. Чем характеризуется актуальный (передовой) педагогический опыт?

Актуальным (передовым) может быть признан педагогический опыт, который соответствует следующим критериям:

1. Актуальность, то есть соответствие опыта потребностям школы, социальному заказу, тенденциям общественного развития, региональной и федеральной образовательной политике.

2. Новизна предполагает усовершенствование существующей практики. Новизна передового (актуального) педагогического опыта может выражаться:

  • в радикальном преобразовании образовательной системы: разработка новых средств и правил их применения, постановка и решение новых педагогических задач.

  • в рационализации, усовершенствовании отдельных сторон педагогического труда;

  • в комбинации элементов известных методик.

3. Высокая результативность обязательный критерий передового (актуального) педагогического опыта. Высокая результативность может быть:

  • на уровне знаний учащихся;

  • в личностном развитии учащихся;

  • в методическом и научно - методическом обеспечении учебно - воспитательного процесса;

  • в совершенствовании методической работы и управленческой деятельности.

4. Оптимальность предполагает, что высокие результаты достигаются педагогом или образовательным учреждением при более экономной затрате сил и времени как педагога так и обучающихся.

5. Стабильность означает, что:

  • эффективность опыта подтверждается при некотором изменении условий;

  • устойчивые положительные результаты достигаются на протяжении длительного времени.

6. Научность, то есть соответствие основополагающим положениям педагогики, психологии, методики.

7. Возможность творческого применения - передовой (актуальный) педагогический опыт не может быть связан только с особенностями личности его автора, а должен содержать рациональную идею, которую могут сделать своим достоянием другие педагоги.

Таким образом, актуальным (передовым) педагогическим опытом может быть признан только опыт, который направлен на решение актуальных задач, обеспечивает высокие и стойкие результаты в обучении, воспитании и развитии обучающегося и воспитанника, достигнут рациональным путем и доступен другим педагогам и образовательным учреждениям.

3. Зачем изучать и обобщать актуальный (передовой) педагогический опыт?

Изучение и обобщение опыта необходимо:

- педагогу, чей опыт подлежит изучению и общению, так как:

  • работа педагога приводится в целостную систему;

  • повышается профессиональная компетентность учителя (в процессе описания опыта педагог расширяет свои знания в области педагогики, психологии и методики, совершенствует аналитические умения и навыки и т.д.)

- другим педагогам или образовательным учреждениям, так как:

  • они имеют возможность познакомиться с результативным опытом работы и использовать идею опыта, отдельные приемы, методики и т.д. в своей педагогической деятельности;

- администрации образовательного учреждения, так как:

  • работа с АПО - это одна из форм повышения квалификации педагога (повышение квалификации - это объект постоянного внимания администрации образовательного учреждения);

  • АПО может стать основой для принятия грамотного управленческого решения.

4. Каковы этапы работы с актуальным (передовым) педагогическим опытом?

В работе с актуальным (передовым) педагогическим опытом можно выделить четыре обязательных этапов:

I этап. Выявление актуального (передового) педагогического опыта.

В словаре русского языка С.И. Ожегова дается определение: «Выявить - сделать явным, обнаружить, вскрыть». Следовательно, выявление опыта следует рассматривать как обнаружение эффективных подходов к образовательной деятельности, чтобы сделать их явными, доступными для заимствования другими учителями. Ведущая роль в выявлении актуального педагогического опыта принадлежит: руководителю ШМО, заместителю директора образовательного учреждения, директору образовательного учреждения, руководителю ГМО, специалисту НМИЦ. Этап выявления состоит из двух взаимосвязанных действий: выявление адреса актуального педагогического опыта и его сущности. Возможные источники выявления актуального педагогического опыта: результаты индивидуальных достижений (учебных и внеучебных) школьников, результаты анализа посещенных уроков, опросы детей и родителей, конкурсы профессионального мастерства и т.д. При выявлении педагогического опыта основными критериями являются высокая эффективность и устойчивость результатов.

II этап. Изучение актуального (передового) педагогического опыта.

Изучению может подлежать только система работы педагога, приносящая стабильные положительные результаты. Задача заместителя директора, руководителя ШМО или ГМО, специалиста НМИЦ - помочь учителю увидеть эту систему. Длительность изучения опыта находится в прямой зависимости от объема изучаемого объекта. Методы изучения АПО: анализ документации (результаты контрольных и срезовых работ, учебно-методических и дидактических материалов, результатов аттестации), анкетирование, наблюдение (посещение уроков, внеклассных мероприятий), диагностика, беседа.

III этап. Обобщение актуального (передового) педагогического опыта.

Обобщает опыт только сам педагог с помощью заместителя директора, руководителя ШМО или ГМО, специалиста НМИЦ. Наиболее часто применяемой и продуктивной формой обобщения опыта является целостное описание АПО. Педагог должен быть знаком со структурой целостного описания опыта, которая включает следующие компоненты:

1. Формулировка темы опыта. Она должна отражать главное направление и содержание работы и соответствовать следующим требованиям:

- четко прослеживается связь «результат-средство» («средство-результат»), «средство-процесс»;

- конкретность формулировки;

- корректное использование педагогических и психологических терминов.

2. Информация об опыте. В этой части указываются:

- условия возникновения, становления опыта (необходимые сведения о микрорайоне, социальной среде, классе, школе);

- актуальность опыта (анализ соответствия целей и задач опыта социальному заказу общества, выявление противоречий и затруднений, которые встречаются в массовой практике и успешно решаются в опыте);

- ведущая педагогическая идея опыта - центральная, основная мысль, вытекающая из опыта и предусматривающая вариативность форм её применения - это выделение главного, наиболее существенного в деятельности автора опыта;

- длительность работы над опытом (с момента обнаружения противоречия между желаемым состоянием и действительным до момента выявления результативности опыта; длительность работы над опытом не может быть менее 3-х лет);

- диапазон опыта (отдельная педагогическая ситуация, система уроков, система внеклассной работы, единая система «урок-внеклассная работа», лекционно-семинарская система и т.п.);

- теоретическая база опыта (здесь необходимо четко указать, что конкретно на основе той или иной научной идеи разрабатывается автором опыта);

- новизна опыта (может заключаться: в комбинации элементов известных методик; в рационализации, усовершенствовании отдельных сторон педагогического труда; в преобразовании образовательного процесса (с обоснованием причин изменения в содержании образования)).

3. Технология опыта. Следует описать алгоритм и содержание работы педагога.

4. Результативность работы. Необходимо показать результаты в обучении, воспитании и развитии учащихся и воспитанников в динамике (не менее чем за три года), назвать методики, которые использовались для отслеживания результатов. Результаты должны быть представлены в диаграммах, таблицах, графиках. Также важно показать за счет чего достигается высокий результат, степень оптимальности получаемых результатов.

5. Приложения к АПО. Это конкретные практические материалы (конспекты уроков, программы, дидактический материал, компьютерные презентации, творческие работы учащихся, сценарии мероприятий, тесты и т.д.), которые иллюстрируют сущность опыта.

Можно выделить типичные ошибки, которые допускают педагоги при описании актуального (передового) педагогического опыта:

  • Педагог не знаком со структурой целостного описания опыта, опускает отдельные разделы или элементы. Это не позволяет представить опыт целостно, а, следовательно, включить его в городской или областной банк АПО.

  • Длительность работы над опытом составляет 1-2 года. В положениях о внесении актуального педагогического опыта в городской и областной банки четко указано, что длительность работы над опытом должна быть не менее 3-х лет.

  • Формулировка темы носит общий характер (например: «Развитие навыков диалогической речи на уроках английского язык»), отсутствует связь «результат-средство», «средство-процесс».

  • Обоснование актуальности опыта сводится к описанию истории становления опыта.

  • В разделе «Технология опыта» представлены теоретические изыскания по теме, отсутствует описание алгоритма и содержания деятельности самого педагога. Часто, описывая технологию, автор переходит на язык общих фраз, цитат, описания чужих работ, в результате не видна богатая и уникальная практика самого учителя.

  • Результативность опыта (а это основной критерий актуального педагогического опыта) сводится к успеваемости и качеству знаний за несколько лет. При этом часто отсутствуют ссылки на диагностические методики (как определяется уровень воспитанности, уровень познавательной активности, уровень интеллектуального развития и т.д.), представленные графики и диаграммы не комментируются и трудны для понимания.

  • В разделе «Теоретическая база опыта» указываются педагоги, чьи идеи были использованы автором обобщаемого опыта. Но труды этих педагогов отсутствуют в библиографическом списке. При этом зачастую нарушается культура представления материала: чужие мысли не заключаются в кавычки.

  • В приложении приводятся материалы, которые не имеют отношения к описанию опыта. Отсутствуют ссылки по ходу описания опыта на отдельные приложения.

На этапе обобщения актуального (передового) педагогического опыта педагог нуждается в помощи со стороны администрации образовательного учреждения (руководителя и заместителя директора), руководителя ГМО и ШМО, специалиста НМИЦ. Это помощь может быть в виде:

- консультирования (осуществляется по зонам затруднений, возникающих у педагога в процессе работы над обобщением опыта);

- обеспечения учителя литературой по избранной теме;

- предоставления педагогу памяток, алгоритма по описанию актуального педагогического опыта.

Памятка учителю по обобщению своего опыта работы

а) Внимательно и вдумчиво изучите все документы (положения о внесении АПО в школьный банк, городской банк, областной банк) и рекомендации по целостному описанию актуального педагогического опыта.

б) Грамотно сформулируйте тему опыта. Она должна отражать главное направление и содержание работы и отвечать следующим требованиям:

  • конкретность формулировки;

  • корректное использование педагогических и психологических терминов;

  • в формулировке темы должна быть отражена связь «результат-средство» («средство-результат»), «средство-процесс».

в) Определить актуальность опыта с позиции состояния образования в целом, образовательной практики Вашего учреждения в частности.

г) Отберите педагогическую и методическую литературу, статьи в специализированных журналах, ресурсы сети Интернет по теме опыта. Составьте библиографический список.

д) Приведите в порядок методические материалы по теме опыта (календарно-тематические планы, дидактические материалы, конспекты уроков, таблицы, схемы и т.д.), систематизируйте их.

е) Составьте подробный план изложения. Помните, что необходимо строго соблюдать структуру описания актуального педагогического опыта.

ж) Особое внимание уделите технологическому этапу описания опыта («что и как я делаю»). При этом следите за логикой изложения, избегайте общих фраз, уходите от наукообразности текста. Подтверждайте этапы деятельности или выводы конкретными методическими материалами (их необходимо разместить в приложении к опыту). Стремитесь излагать материал в логике: Что я делаю? Для чего я это делаю? Как я это делаю? Какой результат из этого получается? Какие условия необходимы для получения наиболее высокого результата? Какие затруднения возникают в процессе работы?

з) Помните, что главный критерий актуального опыта - результативность. Результаты необходимо показать в динамике за несколько лет. При этом результаты должны соотноситься с темой и сущностью опыта, нельзя ограничиваться только качеством знаний и успеваемостью по предмету, результатами ЕГЭ и олимпиад. Рассматривая тему «использование исследовательских методов на уроке и во внеурочной деятельности как средство развитие интеллектуальных способностей учащихся», необходимо, прежде всего, показать уровень интеллектуального развития, уровень исследовательского поведения, готовность к самореализации, уровень развития творческого мышления. Обязательно делайте ссылки (приложите!) на диагностические методики, которые использовали.

и) Проверьте текст на возможное наличие стилистических, грамматических, пунктуационных ошибок.

к) Подберите и правильно оформите приложения.

л) Консультируйтесь по ходу описания своего опыта с коллегами, руководителями ШМО или ГМО, заместителем директора, специалистом НМИЦ.

IV этап. Распространение актуального (передового) педагогического опыта.

С актуальным педагогическим опытом целесообразно ознакомить коллег. Формы распространения опыта могут быть самыми разными: открытый урок, презентация опыта, мастер-класс, педагогическая мастерская, выступление на семинаре, статья и т.д. Наиболее продуктивной формой распространения опыта является мастер-класс - активная форма творческой самореализации педагога, когда учитель-мастер передает свой опыт слушателям путем прямого и комментированного показа приемов работы. Но при любой выбранной форме распространения опты обязательно должен соблюдаться алгоритм:

- «Что это (метод, приём, технология и т.д.)?»

- «Для чего это используется (цель)?»

- «Как это осуществляется (технология)?»

- «Какой результат это обеспечивает?»

- «При каких условиях это можно осуществить?»

5. На каких уровнях может быть обобщен актуальный (передовой) педагогический опыт?

Актуальный педагогический опыт педагога может быть обобщен на уровне:

- образовательного учреждения (внесён в банк данных образовательного учреждения),

- города (внесен в городской банк АПО с выдачей соответствующего свидетельства)

- области (внесен в областной банк АПО)

Порядок внесения актуального педагогического опыта в банк данных определяется положением. Положение о внесении актуального педагогического опыта в областной банк данных утверждено на заседании областного экспертного совета, в городской банк - методическим советом управления образования администрации г. Белгорода. Положение о внесении актуального педагогического опыта в банк образовательного учреждения разрабатывается образовательным учреждением самостоятельно и утверждается на методическом совете (или на педагогическом совете).

Для включения опыта работы в городской банк АПО необходимо предоставить следующие документы:

- заявку о внесении актуального педагогического опыта в городской банк (оформляется руководителем образовательного учреждения, специалистом НМИЦ, руководителем ГМО);

- материалы обобщенного опыта, оформленные в соответствии с рекомендациями и Положением о порядке внесения опыта в городской банк АПО;

- профессиональную карту учителя (образовательного учреждения)

- рецензию на материалы опыта (преподавателя вуза).

Для включения опыта в областной банк АПО необходимо предоставить следующие документы (в печатном и электронном виде):

  • заявку о внесении актуального педагогического опыта в областной банк (за подписью директора НМИЦ);

  • профессиональную карту педагога (или образовательного учреждения) (оформляется автором совместно со специалистом НМИЦ);

  • материалы обобщенного опыта, оформленные в соответствии с рекомендациями и Положением о порядке внесения опыта в областной банк АПО;

  • письменное согласие автора (в свободной форме) на распространение его опыта, включая безвозмездную публикацию под грифом БелРИПКППС со ссылкой на авторство.

На обобщённый опыт обязательно составляется информационная карта, которая хранится в методическом кабинете образовательного учреждения и (или) НМИЦ, доступна для предполагаемых пользователей АПО.

Информационная карта об актуальном педагогическом опыте

Автор опыта (ФИО педагога или коллектив)

Тема опыта

Сущность опыта

Актуальность опыта

Новизна опыта

Результативность опыта

Когда и кем изучался опыт

Решение о внесение в банк АПО

Распространение опыта (выступления, статьи и т.д.)

Последователи

6. Каковы правила оформления актуального педагогического опыта?

Для того, что актуальный педагогический опыт был внесен в городской или областной банк, он должен быть правильно оформлен.

Оформление титульного листа.

Первая страница печатного варианта обобщения актуального педагогического опыта - титульный лист. Нумерация целостного описания опыта начинается с титульного листа, но цифра «1» на титульном листе не ставится. Если опыт обобщается на уровне образовательного учреждения, вверху по центру размещается название образовательного учреждения по печати. Если опыт обобщается на уровне районного (городского) управления образованием, вверху по центру размещается название районного (городского) управления образованием. По центру титульного листа печатается тема опыта. В правом нижнем углу указывается фамилия, имя, отчество автора опыта, его должность, место работы. Внизу по центру страницы размещается дата. Например:

Управление образования администрации

г. Белгорода

Антропонимическая лексика как средство

формирования интереса к русскому языку

у младших школьников

на уроках и во внеурочной деятельности

Автор опыта: Иванова

Светлана Алексеевна

учитель начальных классов

МОУ «Лицей №9»

г. Белгорода


2009



















Оформление страницы с указанием содержания опыта.

Вторая страница печатного варианта обобщения актуального педагогического опыта - содержание. Со второй страницы в нижнем колонтитуле, в правом углу с цифры «2» начинается нумерация целостного описания опыта. Так же со второй страницы и в остальных последующих в верхнем колонтитуле по центру размещается фамилия, имя, отчество автора опыта. В содержании печатаются названия всех основных разделов, приложений к целостному описанию опыта с указанием страниц начала разделов и приложений. Например:

Иванова Светлана

Содержание:

Информация об опыте…………3

Технология опыта………………5

Результативность опыта………15

Библиографический список…...18

Приложение к опыту …………..20 Далее с третьей страницы начинается описание опыта по памятке

Оформление библиографического списка

Есть различные способы построения библиографических списков. Мы будем использовать алфавитный способ группировки используемых источников. Этот способ характерен тем, что фамилии авторов и заглавия (если автор не указан) размещены по алфавиту. Правила последовательности постановки знаков препинания, расстановки фамилий авторов, названия книги, издательства, год издания показаны на примере:

Орлова Татьяна Николаевна

Библиографический список:

  1. Бондалетов, В.Д. Русская ономастика/ В.Д. Бондалетов.- М.: Просвещение, 1983. - 800 с.

2. Введенская, Л.А. От собственных имён к нарицательным/ Л.А.Введенская, И.П.Колесников. - М.: Просвещение, 1981.-

20 с.

3. Границкая, А.С. Научить думать и действовать: адаптивная система обучения в школе/ А.С. Границкая.- М.: Просвещение, 1991. - 300 с.

4. Лихачев,Д.С. О культуре общения//Преподавание истории в школе. - 2005. - №5. - с. 4 - 7Оформление приложения к описанию опыта.

Объем и содержание приложений к целостному описанию опыта зависит от темы опыта. В приложении должны быть представлены только те материалы, которые имеют отношение к представленному целостному описанию опыта и на эти приложения в тексте описания опыта имеются ссылки в качестве примеров. Страница с указанием разделов приложения нумеруется в тексте описания опыта последней. В правом верхнем углу на каждом листе приложения должно быть отмечено, к какому из разделов приложения принадлежит этот лист: «Приложение №2» или «Приложение №8». На странице с указанием разделов приложения нумерация начала разделов не ставится, на этой странице указывается перечень материалов приложения. Пример оформления:

Орлова Татьяна Николаевна

Приложение

  1. Приложение №1 - Авторские программы


  1. Приложение №2 - Тематическое планирование


  1. Приложение №3 - Поурочные планы .


  1. Приложение №4 - Разработки уроков.


  1. Приложение №5 - Компьютерное обеспечение занятий.


  1. Приложение №6 - Сценарии праздников.


  1. Приложение №7 - Реферат.


  1. Приложение №8 - Творческие работы учащихся



9

© 2010-2022