«Организация проектной деятельности учащихся как условие развития творческой личности» (из опыта работы)

Вашему вниманию представлен опыт работы образовательного учреждения по организации проектной деятельности учащихся. Мы считаем, что проектная деятельность необходима для развития творческого потенциала личности, её индивидуализации. Работа над проектом развивает чувство ответственности за выполненный объём работы, повышает мотивацию учащихся к обучению, их познавательную и творческую активность. В данной статье раскрывается опыт работы над проектами по биологии, математике, ОРКСЭ. Задача совреме...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Организация

проектной деятельности учащихся как условие развития

творческой личности


…Проектное обучение поощряет и усиливает

истинное учение со стороны учеников.

В.В.Гузеев

Современный этап развития образования в стране можно назвать переходным от традиционного, авторитарного обучения к системно - деятельностному подходу в обучении. Поворот к новому подходу связан с изменившимися общественно-экономическими условиями в России и с выделением новых задач в системе образования. Чтобы добиться высокого результата в обучении, необходимо научить детей мыслить, находить и решать проблемы, используя для этой цели знания из разных областей, коммуникативные и информационно-технологические умения.

Задача современного образования - формирование таких качеств личности, как способность к творческому мышлению, самостоятельность в принятии решений, инициативность [6].

Технология классно-урочной системы, эффективная для массовой передачи знаний, умений, навыков молодому поколению, становится неконкурентоспособной в современных условиях. Акцент образовательной деятельности переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей [8].

Современные условия развития общества требуют переориентации обучения с усвоения готовых знаний, умений и навыков на развитие личности ребёнка, его творческих способностей, самостоятельности мышления, чувства ответственности. Основной акцент в системе образования делается на интеллектуальное, нравственное и творческое развитие личности, что предполагает необходимость формирования у детей критического мышления, развития умения работать с информацией, самостоятельно добывать знания и прогнозировать итоги работы. Ученик становится центральной фигурой учебно-воспитательного процесса, а его деятельность приобретает активный и познавательный характер. Переход на новые методы обучения в современной школе предполагает необходимость применения новых технологий, в том числе и проектного обучения [2].

В настоящее время изменяется и роль учителя в учебно-воспитательном процессе. Из носителя знаний и информации учитель превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению поставленной задачи. Учитель становится консультантом, и его главная задача создать «ощущение» у учащихся, что они самостоятельно выполнили проект и получили собственные результаты работы. Это очень важный психологический момент, обеспечивающий позитивный настрой на проектную деятельность в будущем и рождающий чувство уверенности в своих силах.

Учебный проект - это открытая и динамическая форма организации работы школьников, которая включает выбор, творческие решения и реализацию их в виде продукта учебной деятельности. Это всегда законченная, целостная деятельность, имеющая социальную значимость и несущая его личностный смысл [3]. Во время работы над проектом каждый ученик имеет возможность реализовать себя, применить знания и опыт, раскрыть творческие способности, продемонстрировать другим свою компетентность, ощутить успех. При создании проекта учитывается индивидуальность ребёнка - его интересы, темп работы, уровень обученности, творческие задатки. Метод проекта позволяет выбирать темы проектной работы, источники и способы получения информации, методы исследования и формы представления результатов. Всё это развивает чувство ответственности у учащихся, повышает их мотивацию к учёбе, познавательную и творческую активность.

Если ученик сумеет справиться с работой над учебным проектом, можно надеяться, что в настоящей взрослой жизни он окажется более приспособленным: сумеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, т.е. адаптироваться к меняющимся условиям. Именно поэтому одной из многочисленных задач современной школы является успешная социальная адаптация учащихся [4].

Успех сегодня во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: распознать проблему, определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и оценить - удалось ли достичь поставленных целей. Сегодня школа имеет возможность развивать проектное мышление, организуя особый вид деятельности учащихся - проектную деятельность.

Хочется особо подчеркнуть, что проектная деятельность развивает у учащихся навыки критического подхода к источнику информации, приучает к проверке достоверности, отсеиванию второстепенных или сомнительных сведений. Такая своеобразная прививка делает школьника устойчивым к разного рода влияниям, в том числе и к агрессивной рекламе, которая в последнее время все чаще ориентируется именно на подростковую аудиторию. В целом проектную деятельность, пожалуй, можно рассматривать как один из немногих видов школьной работы, позволяющий преобразовать академические знания в реальный жизненный и даже житейский опыт учащихся [9].

Ежегодно в МОУ «Весёлолопанская СОШ» Белгородского района Белгородской области вводятся предпрофильная подготовка в 9-х классах и профильное обучение учащихся 10-11 классов. Проблема школы: «Адаптивная школа. Социальное становление личности». 1 час в неделю из компонента образовательного учреждения учебного плана используется учащимися 10, 11 классов для проведения исследовательской деятельности и разработки образовательных проектов по предметам учебного плана.

На уроках биологии применяются мини-проекты в 8, 9-х классах; краткосрочные и годовые проекты в 10,11 классах. А так же эта методика апробируется на учебных занятиях элективного курса в 10-11 классах «Клетки и ткани». Основная цель, которую ставит перед собой учитель: помочь учащимся найти мотивацию для обучения; включить их в активную, вполне реальную деятельность; позволить ученику осмыслить личностную значимость этой деятельности и ее результатов; оценить свои склонности и возможности при выполнении данного вида деятельности. Проекты по всем направлениям проходят рецензирование, защищаются на уроках или во внеурочное время, оцениваются. С годичными предметными индивидуальными проектами учащиеся выступают на публичной защите. Таким образом, создаётся банк проектов, идей, используемой литературы.

Повышение мотивации и развитие творческих способностей происходит из-за наличия в проектной деятельности ключевого признака - самостоятельного выбора. Планирование действий идет "от ученика" с учетом его способностей, интересов, потребностей. Результат проектной деятельности - реферат, презентация. Увеличивающийся поток информации лучше усваивается учениками, если он излагается в доступной, наглядной форме. Этим требованиям отвечает работа с презентациями. При этом создаются условия для реализации творческого потенциала учащихся, развития интереса к предмету. Ученик, сам, создавая презентацию, переосмысливает получаемую информацию и передает ее одноклассникам. При этом повышается качество знаний самого ученика. А готовые презентации по биологии используются в качестве наглядного пособия при изучении нового материала, закреплении знаний, коррекции знаний, подготовки учащихся к экзаменам.

Приобретаемые навыки работы с научной литературой, интернет-ресурсами способствуют не только учебной деятельности и выбору профессии, но и обогащают жизненный опыт подростка.

В 2012-2013 учебном году учащиеся 10 класса выполнили следующие годовые проекты по биологии: 1. Бионика-наука будущего. 2. Биотехнология: достижения и перспективы развития.

С незапамятных времён мысль человека искала ответ на вопрос: может ли человек достичь того же, чего достигла живая природа? Сможет ли он, например, летать, как птица, или плавать под водой, как рыба? Сначала человек мог только мечтать об этом, но вскоре изобретатели начали применять особенности организации живых организмов в своих конструкциях.

Проанализировав учебники «Общая биология» 9, 10, 11 классов учащиеся 10 класса увидели, что тема «Бионика» рассмотрена в них слишком поверхностно. И поэтому целью проектно-исследовательской работы «Бионика-наука будущего» стало более глубокое изучение данного материала.

Задачи проекта: 1. Раскрыть определение понятия «бионика»; изучить историю возникновения данного направления в науке. 2. Охарактеризовать виды бионики и основные направления деятельности. 3. Рассмотреть первые применения бионики, классические примеры её использования. 4. Бионика и техника, архитектурная бионика: раскрыть использование науки в различных областях деятельности человека. 5. Изучить современные открытия бионики и перспективы развития науки в будущем.

В проектно-исследовательской работе «Биотехнология: достижения и перспективы развития» учащиеся 10 класса поставили перед собой цель - познакомиться с удивительным направлением науки и бизнеса, которое по темпам развития не уступает компьютерным и коммуникативным технологиям и всё ощутимее преобразуют нашу жизнь. Речь идет о биотехнологии. Они более глубоко изучили имеющийся материал по данной теме. Знания и навыки работы с огромным потоком информации будут необходимы им в будущем, так как они собираются связать свою профессию с биологией.

В конце учебного года состоялась публичная защита проектов. Защита проекта требует от учеников своевременного доведения работы до конца и тщательного оформления в соответствии с требованиями, а также умений обосновывать ее достоинства, видеть свои недостатки, отвечать на вопросы оппонентов. На публичной защите учащиеся 9-х, 10 и 11 классов с интересом слушали презентации выступающих «биологов», задавали вопросы; учащиеся, которые защищали свои проектные работы - отвечали на вопросы учащихся, учителей-предметников, делали выводы и старались высказывать собственное мнение по данным проблемным вопросам. Учащиеся представляли не только полученные результаты и выводы, но и описывали приемы, при помощи которых была получена и проанализирована информация; демонстрировали приобретенные знания и умения; рассказывали о проблемах, с которыми пришлось столкнуться в работе над проектом. Была видна серьёзная, большая, самостоятельная работа учащихся над образовательными проектами. Проектная деятельность способствует развитию у учащихся активности и самостоятельности, воспитанию интереса к знаниям и умению самостоятельно их приобретать.

В 2013-2014 учебном году учащиеся уже 11 класса работают над проектами: 1. Влияние алкоголя и никотина на состояние здоровья человека. 2. Основы рационального питания. Влияние пищевых добавок на здоровье человека. Данные работы расширят представления учащихся о предметных областях, дадут возможность увидеть и осмыслить межпредметные связи.

Эффективным способом организации выполнения исследовательских заданий в проектных работах стали проблемные мини-эксперименты. Организация экспериментальной работы даёт возможность учащимся почувствовать себя в роли учёного, приоткрывающего дверь в новое, неизвестное. Самостоятельно добывая знания в процессе эксперимента, учащиеся получают уверенность в их истинности и справедливости. Такие знания стимулируют ребёнка к новым исследовательским действиям. Практической частью проекта «Влияние алкоголя и никотина на состояние здоровья человека» является проведение и анализ социологического опроса учащихся 5-11 классов, а также практическая работа «Выявление влияния алкоголя и никотина на активность ферментов слюны». Практическая часть проектной работы «Основы рационального питания. Влияние пищевых добавок на здоровье человека» - анализ питания учащихся в школьной столовой (является ли оно рациональным и сбалансированным?) и проведение практической работы «Определение пищевых добавок в продуктах питания». Таким образом, участие в проектной деятельности дает реальный жизненный опыт и способствует развитию активности и самостоятельности учащихся, серьезным, осознанным и ответственным решениям в выборе будущей профессиональной деятельности, а это первая ступень к самореализации и самоактуализации личности.

В процессе организации проектной деятельности, особенно при обучении математике на профильном уровне в старших классах, речь идёт о необходимости уверенного владения умениями и навыками поиска и систематизации информации, умениями целенаправленно подбирать сведения и формы их представления для публичной презентации результатов своей познавательной работы. При изучении геометрии в старших классах можно выделить несколько тем, которые «выносятся на проектирование». Например, при изучении геометрии в X классе ведущая тема - «Многогранники», темы проектов: «Многогранники в архитектуре и в живописи», «Кристаллы - природные многогранники», «Симметрия многогранников». Очень интересный проект, разработанный учащимися 11 класса - «Тригонометрия вокруг нас». Практическим выходом проектно - исследовательской деятельности стало построение моделей биоритмов учеников, что вызвало во время публичной защиты проекта огромный интерес присутствующих, а также породило немало вопросов о несовпадении биологических, физических и интеллектуальных биоритмов и следствий этого.

Проектная деятельность позволяет соединить математику с другими областями науки. Так, при выполнении проекта «Логарифмы вокруг нас» перед учащимся была поставлена цель - изучить прикладное значение логарифмической функции в различных областях: физике, химии, биологии, даже музыке. А вот использование этих знаний в экономике банковского дела и производства оказалось наиболее ценным, так как многие ученики свою будущую профессию связывали именно с данным видом деятельности.

В 2012 - 2013 учебном году в МОУ «Веселолопанская СОШ» стал изучаться в 4 классе один из шести модулей учебного предмета Основы религиозных культур и светской этики - Основы мировых религиозных культур. Одна из особенностей курса то, что курс безоценочный. Отсутствие оценочной системы в курсе ОРКСЭ ставит педагога в тупик. Как оценить уровень знаний учащихся? Как оценить полученные навыки коммуникации, критического мышления? Как оценить воспитательные результаты курса или измерить уровень гражданской ответственности и самостоятельности?

Несмотря на отсутствие традиционной бальной системы оценки, учителю доступны другие методы оценки уровня успеваемости, степени глубины полученных знаний и навыков, а также успешности воспитательной деятельности в классе и наличие зачатков ценностного мышления - проектная и исследовательская деятельность.

Девиз нашей школы: «Мы все талантливы!». На уроках ОРКСЭ с помощью проектной деятельности учитель старается развивать творческий потенциал учащихся, совершенствовать навыки самостоятельной научной работы. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить изученный материал, освоить его в активной, творческой, деятельностной форме. В ходе презентации проектов все учащиеся класса получают возможность ознакомиться с основным содержанием всех 6 модулей, узнать о других духовных и культурных традициях России.

Исследовательская деятельность вносит разнообразие и эмоциональную окраску в урок, снимает утомление, привлекает внимание. Работа над проектом, а затем и его защита покажет то, в какой степени у обучающихся сформированы все группы универсальных учебных действий. И главное - помогает учителю оценить работу учащегося и уровень его знаний [5].

Для ребенка в начальной школе проектная деятельность осуществляется только совместно с учителем, по мере взросления и в зависимости от индивидуальности учащийся берет на себя всю ответственность за проект.

В 2012-2013 учебном году проекты разработали и защитили все учащиеся 4 класса. Каждая исследовательская работа оценивалась одноклассниками, учителем, родителями. Высшей оценкой старания учащихся является участие лучших проектов в конкурсах и мероприятиях различного уровня.

Все виды проектной деятельности в школе имеют одну цель: подготовить учащегося к жизни вне школы, к жизни абитуриента, максимально компетентного в образовательной деятельности, умеющего решать жизненные проблемы, непрерывно учиться, получать информацию, организовывать деятельность группы и участвовать в ее работе [7].

За методом проектов будущее, недаром он отнесен к технологиям ХХI века, предусматривающим, прежде всего, умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека постиндустриального общества [1]. Нужно учить именно тому, что может пригодиться, тогда наши выпускники смогут достойно представлять достижения российского образования. В последнее время в список социальных потребностей попали следующие необходимые сегодня качества личности: владение универсальными способами деятельности, владение коммуникативными навыками, навыками коллективного труда, владение специфическими навыками учебного труда (способность к самообразованию), нормы и эталоны социальной жизнедеятельности (воспитанность). Если ученик будет обладать указанными свойствами, то он будет, с большей долей вероятности, реализован в современном обществе. Вывод можно сделать однозначный: проектное обучение многогранно, эффективно, перспективно, неисчерпаемо. Школа будущего - школа проектов! «…Хотя чужое знание может нас кое-чему научить, мудр бываешь лишь собственной мудростью» (М.Монтень).

Список литературы:

1.Гузеев В. В. «Метод проектов» как частный случай интегративной технологии обучения.//Директор школы, № 6, 1995

2.Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. //Народное образование, № 7, 2000, с. 151-157

3.Пахомова Н. Ю. Учебные проекты: его возможности. // Учитель, № 4, 2000, - с. 52-55

4.Бухтиярова И.Н. Метод проектов и индивидуальные программы в продуктивном обучении. // Школьные технологии. 2001. №2. С.108-115.

5.Монахова Л.Ю. Теоретические аспекты технологии проектирования индивидуальных образовательных программ. // Наука и школа. 2000. №1. с. 45-52.

6.Горбунова Н.В., Кочкина Л.В. Методика организации работы над проектом. // Образование в современной школе. 2000. №4. С. 21-27.

7.Брыкова О.В. Проектная деятельность в учебном процессе/ О.В. Брыкова, Т.В. Громова - М.: Чистые пруды, 2006 - 32с.- Библиотечка «Первого сентября», серия «Управление школой». Вып. 5(11).

8.Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников ОУ - М.: АРКТИ, 2003.

9.Чечель И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе. - М.: Сентябрь, 1998. 144 с.

© 2010-2022