Информационные технологии в управлении образовательным учреждением

Информационные технологии в управлении образовательным учреждением автор: Кашкаров Александр Петрович учитель информационно-коммуникационных технологий и информатики.     Нельзя бесконечно совершенствовать производство,  не совершенствуя процесс управления.   В современной школе, осуществляющей мониторинг и диагностику, личностно-ориентированное, здоровьесберегающие и развивающее обучение, поток информации, получаемой участниками образовательного процесса, многократно увеличивается. В связи с э...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Информационные технологии

в управлении образовательным учреждением

автор: Кашкаров Александр Петрович учитель информационно-коммуникационных технологий и информатики



Нельзя бесконечно совершенствовать производство,

не совершенствуя процесс управления.



В современной школе, осуществляющей мониторинг и диагностику, личностно-ориентированное, здоровьесберегающие и развивающее обучение, поток информации, получаемой участниками образовательного процесса, многократно увеличивается. В связи с этим перед педагогическим коллективом, а особенно перед администрацией встает вопрос об использовании современных технологий, в том числе информационно-коммуникационных по обработке, хранению и анализу получаемой информации.
Кроме того, современное образование приоритетной стратегией выдвигает стратегию подготовки учащихся к жизни в информационном обществе.
Поэтому информатизация системы образования имеет два направления - внедрение информационных технологий непосредственно в процесс обучения и информатизация системы управления образованием.
Исходя из этого, была сформулирована тема исследовательской работы: "Информационные технологии в управлении школой".
Объектом исследования является ГБОУ СОШ с.Каменный Брод муниципального района Челно-Вершинский Самарской области.

Ближайшая перспектива - создание и продуктивное функционирование информационного центра как неотъемлемой части образовательного пространства школы, внедрение автоматизированной системы управления региональной системы образования, в рамках внедрения АСУ РСО В России, как единого информационного блока образовательной сферы, который позволит удовлетворить потребность участников образовательного процесса в оперативном получении информации и качественном ее использовании.

Актуальными задачами на сегодняшний день являются:

  • совершенствование и наполнение информационного пространства школы учебным и информационным материалом;

  • более широкое использование информационных технологий в образовательном процессе, использование средств ИКТ (применение проекционного оборудования, программ общеобразовательного назначения на компакт-дисках, интерактивных досок и т.д.);

  • переработка имеющегося учебного и методического материала в электронную форму и создание информационной базы данных с помощью системы АСУ РСО;

  • создание эффективной и понятной рядовому пользователю автоматизированной системы управления образовательным учреждением;

  • создание условий эффективного использования возможностей информационной среды Интернет.

Медиатека школы будет осуществлять работу по следующим направлениям:

  • техническое оснащение школы средствами ТСО и обслуживание средств ИТ;

  • помощь в методическом обеспечении образовательного процесса;

  • повышение квалификации педагогических работников;

  • программно-методическое обеспечение;

  • обеспечение функционирования поста электронной почты и доступа в Интернет;

  • проведение мероприятий по информационной безопасности.

В школе будет сформирована целая структура информационного центра. Все ее блоки будут объединены в локальную общешкольную сеть.

Это:

1.Кабинет информатики - специализированный кабинет с новейшим оборудованием и компьютерной техникой для успешной реализации задач учебно-воспитательного процесса

2. Медиатека - мультимедиа кабинет. Здесь сосредоточены новейшие носители информации: учебные видеокассеты, аудиокассеты, CD-диски, компьютер, телевизор, мультимедийный проектор, интерактивная доска. В кабинете будут проводиться различные мероприятия, и главным образом, уроки с применением ИТ.

3. Школьная библиотека. Библиотека, оснащенная компьютером, сканером, множительной и копировальной техникой, выходом в Интернет. Здесь осуществляться индивидуальная работа учащихся.
4. Специальные места - а именно точки доступа в Интернет, размещаемые в кабинете директора, зам. директора по УВР, бухгалтерии школы, «учительской», объединенные в локальную сеть учреждения.

Появление новых информационных технологий, связанное с широким применением компьютеров в образовательной среде, значительно облегчает процесс сбора информации для анализа учебно-воспитательной работы, позволяет, оптимизировано осуществить системный подход в управлении школой.

Результатом внедрения IT в нашей школе будет:

1. Структурированность информационных пластов под определенных адресных потребителей (администратор, учитель, ученик, родитель) той или иной информации.
2. Автоматизированность документооборота в части аналитических справок, отчетов.
3. Накапливаемость на электронных носителях и постоянное обновление информации, необходимой для решения всех задач процесса обучения.
4. Достижение высокого уровня информационной культуры учителя и ученика.
5. Изменение деловых отношений всего коллектива.
6. Системный подход в управлении, как образовательным процессом, так и школы в целом.

Мы прогнозируем проблемы при внедрении:

  • невысокий уровень информационной культуры и отсутствие пользовательских навыков у части учителей;

  • необходимость постоянной доработки программных продуктов в связи с меняющимися особенностями учебно-воспитательного процесса;

  • психологический барьер между учителями и специалистами службы информатизации, внедряющимися в их предметную область.

Поэтому для реализации проекта нам необходимо решить следующие ближайшие задачи:

  • Подвести к пониманию задач и участию в процессе внедрения ИТ подавляющего большинства педагогов.

  • Провести обучение пользовательским навыкам всех учителей школы.

  • Постоянно исследовать рынок программных продуктов и создавать собственные.

Информационные технологии в управление школой внедряются нами по направлениям:

  • учебная деятельность,

  • педагогическая деятельность,

  • управленческая деятельность,

  • организационная деятельность.

1. Учебная деятельность.

Осуществляется в кабинете информатики и медиатеке. Также учащиеся работают самостоятельно дома (у большинства учащихся дома есть компьютеры). Необходимые для этого знания учащиеся приобретают:

  • при изучении компьютерной грамотности в начальных классах;

  • на факультативных занятиях с 5 по 7 класс;

  • на предпрофильных спецкурсах в 9 классе

  • при изучении информатики в 10 и 11 классах;

2. В рамках педагогической деятельности компьютеры используются в образовательном процессе:

  • в качестве дидактических средств для моделирования различных объектов и процессов, повышения степени наглядности при изложении учебного материала, проведении лабораторных и практических работ;

  • для систематизации и логического упорядочивания содержания образования, тренажа и контроля знаний;

  • для психолого-педагогического мониторинга за развитием учащихся и их здоровьем.

B этом направлении мы применяем как приобретённые готовые программные продукты, так и созданные учителями-предметниками и учащимися под руководством зам. директора по ИКТ и учителя информатики. Перечень готовых программных средств учебного назначения на современном этапе включает в себя электронные учебники, электронные лекции, контролирующие компьютерные программы, справочники и базы данных учебного назначения, сборники задач и генераторы примеров, компьютерные иллюстрации для поддержки различных видов занятий.

На наш взгляд, наиболее удачными являются программы фирм "1С. Репетитор", "Физикон", "Медиахауз", "Кирилл и Мефодий".

Информационные технологии в педагогическом процессе позволяют нам:

  • построить открытую систему образования, обеспечивающую каждому школьнику собственную траекторию обучения и развития.

  • коренным образом изменить организацию процесса обучения, формируя у учащихся системное мышление.

  • рационально организовать познавательную деятельность школьников.

  • использовать компьютеры с целью индивидуализации учебного процесса и обратиться к принципиально новым познавательным средствам.

  • приобрести навыки в улучшении собственного здоровья посредством изучения компьютерных программ на данную тематику, статей в Интернет и применения специализированных компьютерных программ (БОС-здоровье и пр.)

Другим вариантом использования компьютера в педагогическом процессе является создание учителем и использование на уроках мультимедийных презентаций, которые позволяют представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке.

Наши учителя, прошедшие обучение, создают и применяют на уроках мультимедийные презентации. В последнее время современное обучение немыслимо без применения ресурсов Интернета. Сеть Интернет несёт громадный потенциал образовательных услуг. Электронная почта, поисковые системы, электронные конференции, телетестинги, электронные олимпиады и викторины становятся составной частью современного образования. Эти образовательные услуги универсальны для использования, как на уроке, так и во внеурочное время. Использование образовательных ресурсов Интернета заставляет учителя отказаться от акцента на передачу информации и стать менеджером образовательного процесса.

Таким образом, использование современных информационных технологий в педагогической деятельности обеспечивает в нашей школе:

  • интенсификацию всех уровней учебно-воспитательного процесса;

  • многоаспектное развитие школьника;

  • подготовку выпускников школы к жизни в условиях информационного общества;

  • реализацию социального заказа, обусловленного процессами глобальной информатизации.

3. В управленческой деятельности могут быть использованы уже имеющиеся программные продукты:

  • "АРМ Директор" ООО "ФинПромМаркет-XXI"

  • Net Scool «Хронограф»

  • MarcScool «Школьная библиотека»

  • АСУ РСО

Таким образом, мы создаем единое, открытое, доступное педагогам, ученикам и их родителям, управленческим работникам, другим специалистам информационное пространство, целостную информационную среду, комплексно отражающую деятельность школы и ее элементов.

В заключение - прогноз:

Мы считаем, что внедрение информационных технологий в управление образовательным учреждением будет способствовать:

  • Изменению образовательной ситуации в сторону осмысленности, большей определенности и целенаправленности.

  • Высвобождению временных ресурсов всех участников учебно-воспитательного процесса.

  • Активизации познавательной деятельности учащихся и осуществлению не декларативного, а реального личностно-ориентированного обучения.

Информатизация образовательного учреждения - долгий и непрерывный процесс изменения содержания, методов и форм образовательной подготовки школьников, которым предстоит жить и работать в условиях неограниченного доступа к информации. При этом решаются и такие задачи, которые обусловлены рамками приоритетных национальных проектов «Образование» и «Здоровье». Внедрение системы «БОС-Здоровье» позволяет увидеть и услышать работу органов и систем человека, и обучить организм совершенной работе. Фактически это - массовое обучение детей, подростков, а так же педагогов навыкам восстановления, сохранения и укрепления собственного здоровья. Данный фактор применения ИК - технологий является неотъемлемой частью программы развития школы до 2015 года, её изменений и корректировок с учетом востребования учащимися, их родителей и педагогов, а также отвечает всем запросам государства и современного общества.

Подробности на сайте ГБОУ СОШ с.Каменный Брод kbsohco.ru

Список литературы:

  1. Информационные технологии в образовании. Международный конгресс конференций. Сборник трудов. Москва. Просвещение.

  2. Информационные технологии управления образовательным процессом: Сборник статей опытно-экспериментальных площадок ИИО РАО. Под общей редакцией Б.И. Канаева. Москва-Тольятти.

  3. Интернет-газета «Первое сентября»

  4. «БОС-Здоровье» информационно-коммуникационная технология pro-bos.ru

© 2010-2022