Статья Потребность здорового образа жизни школьника на основе здоровьесберегающих технологий

Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Потребность здорового образа жизни школьника на основе здоровьесберегающих технологий



Возрастающие психоэмоциональные и физические нагрузки обучающихся в современной школе делают за­дачу сохранения и укрепления здоровья школьников одной из приоритетных. Снижение памяти, усталость и не­возможность сосредоточиться в конце учебного дня являются непременными спутниками современного школьника. Значительная часть нынешних детей име­ет повышенную нервную возбудимость, физическую ослабленность вследствие экологического и социаль­ного неблагополучия условий жизни.

Поэтому в последнее время педагога­ми ведётся активный поиск здоровьесберегающих подходов к организации образовательного процесса.

Здорвовьеформирующая среда школы - это совокупность условий, организуемых администрацией школы и педагогическим коллективом при обязательном участии учащихся и укрепления здоровья школьников. Для создания такой среды в школе необходимо выполнение ряда условий: понимание всем участниками образовательного процесса необходимости укрепления здоровья школьников; благоприятное педагогическое и психологическое воздействие каждого учителя на своих учеников; обеспечение необходимого уровня грамотности школьников и педагогов по вопросам здоровья. Отсюда вытекает методический аспект проблемы, который состоит в активизации здоровьеформирующего потенциала традиционного образования, расширении возможностей естественнонаучного образования в формировании здорового образа жизни, создании факультативных курсов, ориентированных на формирование здорового образа жизни, использовании специальных методов и приемов преподавания, сочетании теоретически аспектов обучения с практической деятельностью детей [2, 117].

Основной задачей школьной педагогики является такая организация режима труда и отдыха школьников, создание таких условий для работы, которые бы обеспечили высокую работоспособность на протяжении всего времени учебных занятий, позволили бы отодвинуть утомление и избежать переутомления.

Возложение на школу и учителя такой, казалось бы, несвойственной им задачи - заботы о здоровье учащихся - определяется следующими причинами:

  • во-первых, взрослые всегда несут ответственность за то, что происходит с детьми, находящимися под их опекой. Это касается и детского здоровья. Именно в школе школьники проводят значительную часть времени.

  • Во-вторых, большая часть всех воздействий на здоровье учащихся - желательных и нежелательных - осуществляется именно педагогами, в стенах общеобразовательных учреждений.

  • В-третьих, современная медицина занимается не здоровьем, а болезнями, т. е. не профилактикой, а лечением. Задача школы - сохранить и укрепить здоровье своих воспитанников. Поэтому главное действующее лицо, заботящееся о здоровье учащихся в образовательных учреждениях, - педагог [1, 31].

Важная составная часть здоровьесберегающей работы педагога - это рациональная организация урока. Структура урока оказывает большое влияние на функциональное состояние организма школьников и, как следствие, на работоспособность. По мнению многих исследователей, она должна быть гибкой, но обязательно учитывать динамику работоспособности школьников.

Показателем рациональной организации учебного процесса являются:

  • объем учебной нагрузки - количество уроков и их продолжительность, включая затраты времени на выполнение домашних заданий;

  • нагрузка от дополнительных занятий в школе;

  • занятия активно-двигательного характера: динамические паузы, уроки физической культуры, спортивные мероприятия и т.п.

В целях совершенствования знаний, умений и навыков по здоровьесбережению учителя используют различные методы и приёмы: практический метод, игровой, соревновательный, активные методы обучения, воспитательные, просветительские и образовательные программы.

Планируя и проводя работу, направленную на укрепление и сохранение здоровья учеников, учитываем следующие факторы:

  1. Отказ от авторитарного стиля общения между учащимися и учителем.

(Ребята привлекаются к принятию решений, прислушиваюсь к их мнению, поощряется самостоятельность суждений. На уроке создаётся атмосфера живого общения, оказывается психологическая поддержка учащимся.)

  1. Применение и чередование различных форм и методов проведения

уроков (урок-дискуссия, театрализованный урок, экскурсия и др.).

  1. Уровень коммуникативной культуры учащихся (полезные советы в

уголке школьника, советы для родителей).

  1. Формы и характер поведения учащихся на переменах (игры на ковре,

соревнования с прыгалками, хождение без обуви, минутки психологической разгрузки, динамические паузы).

  1. Гигиенический контроль за соблюдением требований СанПиНов

(соответствие высоты столов и стульев росту учащихся, соответствие веса портфелей возрасту ученика (взвешиваем портфели и информируем родителей); нормированное дифференцированное домашнее задание.

  1. Обеспечение учащихся питанием.

  2. Улучшение экологического пространства класса (регулярное проветривание.

  3. Эмоционально-психологический климат в классе (разрядки в виде тренинг-общения.

  4. Отслеживание и снижение степени утомляемости учащихся на уроках

(физкультминутки проводятся с учётом специфики предмета, зачастую с музыкальным сопровождением) [3, 54].

Однако не только важно знать и понимать, что должен делать учитель на уроке, чтобы сохранить психическое здоровье учащихся. Из опыта работы становится ясно, что здоровьесберегающая направленность работы требует к себе более глубокого и сложного исследования, и должна прослеживаться во всей учебно-воспитательной работе.

Внедрение в обучение и воспитание здоровьесберегающей направленности ведет к снижению показателей заболеваемости детей, улучшение психологического климата в детских коллективах, активно приобщает родителей школьников к работе по укреплению их здоровья. Учителям становится легче и интереснее работать, поскольку исчезает проблема учебной утомляемости и происходит раскрепощение ученика и учителя, открывается простор для их педагогического сотрудничества и творчества. Поэтому очень важной задачей является формирование культуры здоровья у обучающихся в течение всего учебно-воспитательного процесса.

Воспитание потребности здорового образа жизни ребёнка на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого коллектива общеобразовательного учреждения

Итак, использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения.

Литература:


  1. Базарный В.Ф. Методология и методика раскрепощения нейрофизиологической основы психического и физического развития учащихся в структурах учебного процесса. Часть III. - Сергиев Посад, 2011.

  2. Куинджи, Н.Н. Валеология: Пути формирования здоровья школьников: Методическое пособие. - М.: Аспект Пресс, 2012.

  3. Науменко, Ю.В. Здоровьесберегающая деятельность школы // Педагогика. - 2012, № 6. - С.35.

4


© 2010-2022