• Преподавателю
  • Директору, завучу
  • «Что должно измениться в образовательном процессе учреждения дополнительного образования с принятием концепции развития дополнительного образования?»

«Что должно измениться в образовательном процессе учреждения дополнительного образования с принятием концепции развития дополнительного образования?»

Выступление на проблемной секции «Что должно измениться в образовательном процессе учреждения дополнительного образования с принятием концепции развития дополнительного образования?» августовского педагогического совета «Приоритеты современной образовательной политики: Новокузнецкий вектор» (21-25 августа 2014 г.)  В выступлении представлен опыт работы Дома творчества по достижению воспитанниками личностных результатов. Понятие «личностные достижения» становится сегодня все более актуальным, вхо...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Оценка личностных достижений ребенка при освоении дополнительной общеразвивающей программы художественно-эстетической направленности.

Образовательная деятельность в системе дополнительного образования предполагает развитие многообразных личностных качеств учащихся и о ее результатах необходимо судить по двум группам показателей: учебным (фиксирующим набор основных знаний и практических навыков по изучаемому виду деятельности, приобретенных ребенком в процессе освоения дополнительной общеразвивающей программы) и личностным (выражающим изменения личностных качеств ребенка под влиянием занятий в данном объединении). Содержание показателей составляют те ожидаемые результаты, которые заложены педагогом в программу. В силу индивидуального характера каждой программы авторы самостоятельно разрабатывают свой пакет диагностических методик, который вызывает немало затруднений.

Понятие «личностные достижения» становится сегодня все более актуальным, входит в тексты нормативных документов - концепций образовательных учреждений, программ, становится элементом профессиональной лексики педагогов и психологов. Личностные достижения - результат целостного развития ребенка: познавательной сферы, эмоций, мотивов, самореализации, самоконтроля, самоорганизации, физического и психического здоровья. Под личностными достижениями детей можно понимать и те изменения, которые произошли в воспитаннике по отношению к нему самому, начиная от первого момента взаимодействия с педагогом и до определенных этапов собственного роста.

Процесс ориентации учащихся на личностные достижения в условиях нашего Дома творчества до недавнего времени не был предметом специального исследования, хотя эта работа, конечно, велась непрерывно, но в большей степени была направлена на внешние результаты (награды, победы в конкурсах, концертные выступления, выставки творческих работ и т.д.). Современные изменения в образовании привели наше учреждение к осмыслению потребности общества в развитии творческой, социально-успешной личности и пониманию важности ориентации учащихся на личностные достижения. В ходе работы над этой проблемой мы провели анализ нормативно-правовой и инструктивно-методической документации по данному вопросу, выявили и апробировали педагогические условия, способствующие повышению эффективности процесса ориентации воспитанников на личностные достижения, систематизировали, обобщили и проанализировали результаты деятельности и оформили методические рекомендации по диагностике личностных достижений учащихся и созданию условий для их динамики. Педагогам была предложена вот такая карта диагностики личностных достижений учащегося. Но у нас возникли трудности в объективности оценки, так как педагог может оценить учащегося в сравнении с другими только внутри своего объединения. Существует необходимость разработать единые критерии оценки показателей в соответствии с новой концепцией развития дополнительного образования детей.

На данном этапе нашими педагогами используются различные нецифровые формы оценивания - вербальное выражение оценки (похвала, порицание и пр.) или материальное выражение оценивания (флажки, звезды, конфеты, открытки и пр.). Особую роль играет эмоциональная сторона поведения педагога: его мимика, жесты, модуляция голоса, критическое замечание, добрый поощрительный или укоризненный взгляд, движение рук, плеч - все приобретает оценочный смысл.

В нашем учреждении существует такая форма оценивания достижений учащихся как портфолио. По содержанию они различны:

  • портфолио достижений: включает в себя лучшие результаты работы обучающегося;

  • проблемно-ориентированный портфолио: включает все материалы, отражающие цели, процесс и результат решения какой-либо проблемы;

  • тематический портфолио: включает материалы, отражающие работу учащегося в рамках той или иной темы.

Особое внимание педагоги уделяют такому виду оценивания, как, самооценка. По определению Н.В. Клёновой и Л.Н. Буйловой самооценка - «это представление ребенка о своих достоинствах и недостатках и одновременно характеристика уровня его притязаний». Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке, становились субъектом оценочной деятельности. При этом создаются такие условия активного взаимодействия педагога и ребенка, в результате которого происходит развитие и саморазвитие как того, так и другого.

В нашем учреждении, а также у некоторых педагогов ведутся книги отзывов, в которых оставляют свои впечатления участники открытых занятий, мероприятий, мастер-классов. На протяжении многих лет педагоги пользуются методикой определения уровня воспитанности, ведется электронный мониторинг удовлетворенности качеством образования.

Но педагогам предстоит большая работа над программами по части описания многообразия вариантов личностных достижений учащихся.


© 2010-2022