Рабочая программа по дисциплине Статистика

Раздел Завучу
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


ГБПОУ СО «Тугулымский многопрофильный техникум»


Рассмотрено:

На заседании методобъединения профессионального цикла

Протокол №________

От_____________

Утверждаю:

Директор Тугулымского многопрофильного техникума

_____________В.Ф.Баюнов

_______________








Рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


ОП.02 Статистика




















2015

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) по специальности (специальностям) среднего профессионального образования (далее СПО) 100701 Коммерция (по отраслям)

Организация-разработчик: ГБПОУ СО «Тугулымский многопрофильный техникум»

Разработчики:

  1. Артюшкина Ольга Валерьевна - преподаватель

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Статистика»

1.1. Рабочая программа учебной дисциплины «Статистика» является частью основной профессиональной образовательной программы по специальности 100701 «Коммерция (по отраслям).

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: учебная дисциплина «Статистика» относится к профессиональному циклу.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины студент должен уметь:

  • собирать и регистрировать статистическую информацию;

  • проводить первичную обработку и контроль материалов наблюдения;

  • выполнять расчеты статистических показателей и формулировать основные выводы;

  • осуществлять комплексный анализ изучаемых социально-экономических явлений и процессов, в т.ч. с использованием средств вычислительной техники.

В результате освоения учебной дисциплины студент должен знать:

  • предмет, метод и задачи статистики;

  • общие основы статистической науки;

  • принципы организации государственной статистики;

  • современные тенденции развития статистического учета;

  • основные способы сбора, обработки, анализа и наглядного представления информации;

  • основные формы и виды действующей статистической отчетности;

  • технику расчета статистических показателей, характеризующих социально-экономические явления.

В результате освоения учебной дисциплины студент должен овладеть:

общими компетенциями, включающими в себя способность

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

профессиональными компетенциями, соответствующие основным видам профессиональной деятельности

ПК 1.1. Обрабатывать первичные бухгалтерские документы.

ПК 1.3. Проводить учет денежных средств, оформлять денежные и кассовые документы.

ПК 2.2. Выполнять поручения руководства в составе комиссии по инвентаризации имущества в местах его хранения.

ПК 2.2. Проводить подготовку к инвентаризации и проверку действительного соответствия фактических данных инвентаризации данным учета.

ПК 4.1. Отражать нарастающим итогом на счетах бухгалтерского учета имущественное и финансовое положение организации, определять результаты хозяйственной деятельности за отчетный период.

ПК 4.4. Проводить контроль и анализ информации об имуществе и финансовом положении организации, ее платежеспособности и доходности.

ПК 5.1. Организовывать налоговый учет.


























2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

60

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

40

в том числе:


лабораторные работы

-

практические занятия

5

контрольные работы

-

курсовая работа (проект) (если предусмотрено)

-

Самостоятельная работа студента (всего)

20

Аттестация в форме













2.2. Тематический план

по дисциплине «Статистика»

специальности 100701 «Коммерция (по отраслям)»

очная форма обучения

Наименование разделов и тем

Макс. учеб.

нагрузка студента

(час)

Самостоятельная работа студента (час)

Количество аудиторных часов

Всего

Теоретическое обучение

Практические (семинарские) и лабораторные занятия

Курсовое проектирование

Раздел 1. Введение в статистику.

3


3

3



Тема 1.1. Предмет, метод, задачи статистики и принципы организации государственной статистики в РФ.







Раздел 2. Статистическое наблюдение.

9


9

9



Тема 2.1. Этапы проведения и программно-методологические вопросы статистического наблюдения.







Тема 2.2. Формы, виды и способы организации статистического наблюдения.







Раздел 3. Сводка и группировка статистических данных.

5


5

4

1


Тема 3.1. Задачи и виды статистической сводки. Метод группировки в статистике.







Тема 3.2. Ряды распределения в статистике.







Раздел 4. Способы наглядного представления статистических данных.

10

4

9

7

2


Тема 4.1. Статистические таблицы.







Тема 4.2. Статистические графики.







Раздел 5. Статистические показатели.

14

12

12

10

2


Тема 5.1. Абсолютные и относительные величины в статистике.







Тема 5.2. Средние величины в статистике.







Тема 5.3. Показатели вариации в статистике.







Раздел 6. Ряды динамики в статистике.

6

4

2

2



Тема 6.1. Виды и методы анализа рядов динамики.







Тема 6.2. Методы анализа основной тенденции (тренда) в рядах динамики, сезонных колебаний.







Всего по дисциплине








2.3. Содержание учебной дисциплины «Статистика»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа студентов, курсовая работа (проект)

Объем часов

Уровень освоения

Раздел 1. Введение в статистику.



Тема 1.1. Предмет, метод, задачи статистики и принципы организации государственной статистики в РФ.

Содержание учебного материала

3


1

Предмет и задачи статистики. История статистики.

1

1

2

Особенности статистической методологии.

1

1

3

Статистическая совокупность. Закон больших чисел.

1

1

Раздел 2. Статистическое наблюдение.

9


Тема 2.1. Этапы проведения и программно-методологические вопросы статистического наблюдения.

Содержание учебного материала



1

Статистическое наблюдение и этапы его проведения.

1

1

2

Цели и задачи статистического наблюдения.

1

1

3

Объекты и единицы статистического наблюдения.

1

1

Практические занятия

Не предусмотрено


Самостоятельная работа студента

Не предусмотрено


Тема 2.2. Формы, виды и способы организации статистического наблюдения.

Содержание учебного материала



1

Виды статистического наблюдения по времени регистрации фактов: непрерывное (текущее), периодическое и единовременное.

1

1

2

Виды статистического наблюдения по охвату единиц совокупности: сплошное, выборочное, основного массива, монографическое.

1

1

3

Непосредственное наблюдение.

1

1

4

Документальный способ.

1

1

5

Опрос и его виды: экспедиционный, саморегистрации, корреспондентский, анкетный явочный

1

1

6

Статистическая отчетность и ее виды.

1

1

Практические занятия

Не предусмотрено


Самостоятельная работа студента

Не предусмотрено


Раздел 3. Сводка и группировка статистических данных.

5


Тема 3.1. Задачи и виды статистической сводки. Метод группировки в статистике.

Содержание учебного материала



1

Статистическая сводка.

1

1

2

Виды сводки по глубине и форме обработки материала, технике выполнения.

1

1

3

Программа статистической сводки.

1

1

4

Результаты сводки.

1

1

Практические занятия



№ 1. Составить простую и комбинированную группировки.

1

2

Самостоятельная работа студента

Не предусмотрено


Раздел 4. Способы наглядного представления статистических данных.

9


Тема 4.1. Статистические таблицы.

Содержание учебного материала



1

Статистические таблицы.

1

1

3

Простые, групповые и комбинированные статистические таблицы.

1

1

5

Правила построения таблиц в статистике.

1

1

6

Структурный и содержательный анализ статистических таблиц.

1

1

Практические занятия



№ 3. Построение различных видов статистических таблиц.

1

2

Самостоятельная работа студента

Не предусмотрено


Тема 4.2. Статистические графики.

Содержание учебного материала



1

Статистические графики.

1

1

2

Элементы статистического графика: графический образ, поле графика, пространственные ориентиры, масштабные ориентиры, экспликация графика.

1

1

3

Виды графиков по форме графического образа и способу построения.

1

1

Практические занятия



№ 4. Составить и построить разные виды диаграмм и графиков.

1

2

Самостоятельная работа студента

4

3

Составление кроссвордов по данной теме.



Раздел 5. Статистические показатели.

12


Тема 5.1. Абсолютные и относительные величины в статистике.

Содержание учебного материала



1

Индивидуальные и сводные абсолютные показатели.

1

1

2

Натуральные, стоимостные трудовые единицы измерения абсолютных показателей.

1

1

3

Коэффициенты, проценты, промилле в статистике.

1

1

Практические занятия



№ 5. Расчет различных видов относительных величин.

1

2

Самостоятельная работа студента

Не предусмотрено


Тема 5.2. Средние величины в статистике.

Содержание учебного материала



1

Степенные средние величины в статистике: средняя арифметическая, средняя квадратическая, средняя гармоническая.

1

1

2

Правило мажорантности степенных средних в статистике.

1

1

3

Расчет среднего показателя способом моментов.

1

1

4

Взвешенные и невзвешенные (простые) средние степенные величины в статистике.

1

1

№ 6. Практические занятия



Расчет средних уровней с использованием различных видов средних величин.

1

2

Самостоятельная работа студента

6

3

Решение задач на расчет среднего уровня изучаемого явления, на свойства средней арифметической.



Тема 5.3. Показатели вариации в статистике.

Содержание учебного материала



1

Вариация.

1

1

2

Абсолютные показатели вариации: размах вариации, среднее линейное отклонение, дисперсия, среднее квадратическое отклонение.

1

1

4

Относительные показатели вариации: коэффициенты осцилляции, вариации.

1

1

Самостоятельная работа студента

6

3

Решение задач на расчет показателей вариации.



Раздел 6. Ряды динамики в статистике.

2


Тема 6.1. Виды и методы анализа рядов динамики.

Содержание учебного материала



1

Понятие о рядах динамики, их табличное и графическое выражение. Моментные и интервальные ряды.

1

1

2

Виды рядов динамики.

1

1

Практические занятия

Не предусмотрено


Самостоятельная работа студента

4

3

Решение задач на расчет показателей и средних показателей ряда динамики.



Всего

40


Самостоятельная работа

20


ИТОГО

60


Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1 - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2 - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

3 - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).






3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины


3.1. Требования к материально-техническому обеспечению


Учебный кабинет по дисциплине «Статистика».

Оборудование учебного кабинета:

-рабочие места по количеству обучающихся;

-рабочее место преподавателя;

Технические средства обучения:

- компьютера;

- мультимедийный проектор;

- экран.


3.2. Информационное обеспечение обучения

Нормативно-правовая документация:

  1. Закон Российской Федерации «Об ответственности за нарушение порядка представления государственной статистической отчетности» от 13 мая 1992 г. № 2761-1 (ред. От 30.12.2001г.)

  2. Положение о порядке ведения Государственного реестра предприятий. Утверждено Государственной налоговой службой Российской Федерации 12 апреля 1993 г., № ЮУ-4-12/65 Н.




Литература

Основная:

  1. Башина О. Э. Общая теория статистики. Статистическая методология в коммерческой деятельности : учебник. М. : Финансы и статистика, 2005.

  2. Ефимова М.Р., Петрова Е.В., Румянцева В.Н. Общая теория статистики: Учебник. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 416

  3. Ганченко О. И., Петрова Е. В. Практикум по общей теории статистики: Учебное пособие - 2-е издание переработанное и дополненное - М.: Финансы и статистика, 2007.

Дополнительная:

  1. Елисеева И. И., Юзбашев М. М. Общая теория статистики : учебник / под ред. И. И. Елисеевой. 5-е изд., перераб. и доп. М. : Финансы и статистика, 2005.

  2. Методологические положения по статистике / Госкомстат России. М. Вып. №1.1998; вып.№ 2. 1998; вып. №3. 2000; вып. №4. 2003

  3. В. Н. Салин, Э. Ю. Чурилова, Е. П. Шпаковская Статистика: учебное пособие -М.:Кнорус, 2007

  4. Салин В. Н., Чурилова Э. Ю., Теория статистики для подготовки специалистов финансово-экономического профиля. М.: Финансы и
    статистика, 2006.

  5. Практикум по теории статистики : учеб, пособие / Р. А. Шмойлова, В. Г. Минашкин, Н. А. Садовникова; под ред. Р. А. Шмойловой.
    2-е изд., перераб. и доп. М.: Финансы и статистика, 2005.

Периодические издания


  1. Журнал «Вопросы статистики».

  2. Статистические ежегодники



4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины


Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы контроля

(контрольная работа, зачет/экзамен)

Методы контроля

Уметь:



Собирать и регистрировать статистическую информацию

Проводить первичную обработку и контроль материалов наблюдения

Выполнять расчеты статистических показателей и формулировать основные выводы

Осуществлять комплексный анализ изучаемых социально-экономических явлений и процессов, в т.ч. с использованием средств вычислительной техники

Зачет

Практические занятия

Знать:



Предмет, метод и задачи статистики;

Зачет

Тестирование

Общие основы статистической науки;

Принципы организации государственной статистики;

Современные тенденции развития статистического учета;

Основные способы сбора, обработки, анализа и наглядного представления информации;

Основные формы и виды действующей статистической отчетности;

Технику расчета статистических показателей, характеризующих социально-экономические явления.



© 2010-2022