Подходы к конструированию технологии управления образовательным процессом

Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Подходы к конструированию технологии управления образовательным процессом

Каким должно быть управление образовательным процессом? Рассмотрим логику управления образовательным процессом с позиции разнообразных подходов, сложившихся в теории управления в целом и в частном, в области внутришкольного управления.

Подходы к управлению можно классифицировать на две большие группы.

Очевидно, что первая группа будет включать в себя подходы, в соответствии с которыми управление будет напоминать управление фабричным конвейером со всеми вытекающими отсюда последствиями. Иными словами, речь идет об управлении, направленном на результат, который, к сожалению, до сих пор находит свое выражение в подготовке выпускника с заданными параметрами. Этими параметрами являются вполне определенные уровни знаний и умений, демонстрируемые учащимися на выпускных и вступительных экзаменах. Такая жесткая установка на результат (хотим мы этого или не хотим) практически всегда продолжает соответствующее жестокое управление со специальными во многом алгоритмическими процедурами и операциями.

Означает ли приведенное положение то, что мы должны отказаться от ориентации в управлении на конечные результаты? Скорее всего нет, так как главным в этой ситуации становится вопрос о содержании конечных результатах и выделении приоритетных среди них.

Если исключить ориентацию на конечные результаты образовательного процесса, то весьма сложно будет вести речь о качестве образования. Но в условиях полной образовательной свободы возникает необходимость в оценке образовательного уровня детей. И этим определяется необходимость выделения конечных результатов образовательного процесса и ориентации на них в управлении.

Развитие подходов к теории управления единый синтетический процесс. Более того, имеет смысл говорить не только о взаимосвязи подходов, но и об их взаимопроникновении.

Первая группа подходов к управлению может быть представлена функциональными системными, ситуационными, оптимизационными и исследовательскими подходами.

Согласно функциональному подходу управление деятельностью других людей рассматривается как процесс, представляющий собой совокупность непрерывных взаимосвязанных видов деятельности.

Виды деятельности, которые осуществляет управляющий, называют управленческими функциями.

В процессе управления школой выделяются следующие функции: педагогический анализ, планирование, организацию, внутришкольный контроль, регулирование.

Рассматривая обучение как процесс управления, в качестве относительно самостоятельных, но взаимосвязанных функций управления можно выделить: формирование целей, сбор информации, прогнозирование, принятие решения, организацию исполнения, коммуникацию, контроль и оценку результатов, коррекцию. Системообразующей функцией являются цели обучения, на которые сориентированные и к которым подключены все другие функции управления.

Носителем управленческих функций может быть любой из участников образовательного процесса.

В качестве самостоятельных функций управления выделяются: информационно-аналитическая, мотивационно-целевая, планово-прогностическая, организационно-исполнительная, контрольно-оценочная, регулятивно-коррекционная функция.

Следующий из подходов первой группы - системный подход. Прежде всего, необходимо определиться в толковании понятия «система».

Множественный разнообразный мир представлен большим многообразием систем, качественная специфика и различия в которых затрудняют формирование общего определения понятия «система».

В теории систем выделяется целый ряд признаков, посредством которых могут быть описаны как целостные образования:

  • Объект как система характеризуется, прежде всего, наличием совокупности элементов;

  • Системный объект обладает определенными связями и отношениями;

  • Система обладает интегрированными качествами, то есть такими, которыми не обладает ни один из отдельно взятых элементов;

  • Система характеризуется связями с другими системами.

В качестве специфического свойства социальных систем выделяется такой признак, как наличие целей.

Уровень целостности системы зависит от: полноты наборов элементов, взаимосвязи между ними, наличия целей у всех элементов и их связи с целью системы.

Процессы, протекающие в школе тоже можно рассматривать как педагогические системы.

Если мы признаем школу и образовательный процесс системами, то управление ими тоже обязательно должно носить системный характер.

Системный подход нацеливает на выделение в структуре образовательного процесса разнообразных компонентов, представляющих, в свою очередь, совокупность взаимозависимых подсистем.

Таким образом, системное видение действительности - особая познавательная технология управления.

Чрезмерное апеллирование к системному подходу чревато проявлением формализма в управлении, проявляющегося в игнорировании принципа мотивации, приемлемости для учителей и учащихся воздействий, оказываемых на них.

Анализ двух отмеченных подходов первой группы позволяет констатировать следующее:

  • Рассмотренные подходы ориентированы на достаточно четкое выделение формальной структуры управления, наличие которой обусловливает возможность жесткой алгоритмизации управления;

  • Наличие алгоритмов управления обеспечивает в школьной практике эффективное решение однотипных, имеющих циклический характер проблем.

Главное из недостатков функционального и системного подходов:

  1. Акцентирование управленческих усилий в основном на организационных структурных аспектах деятельности участников образовательного процесса в ущерб содержательному аспекту.

  2. Преобладание принципа использования личности в управлении.

  3. Доминирование в школе и, в частности в образовательном процессе, режима устранения последствий отклонений от заданных параметров развития вместо режима предотвращения сбоев в деятельности педагогического процесса.

Этими причинами обусловлен тот факт, что весьма большой круг самых разнообразных управленческих задач остается вне поля зрения управляющих.

Попытка уйти от указанных недостатков в рамках первой группы подходов предоставлена в форме ситуационного подхода.

Основой ситуационного подхода является конкретная ситуация, внешние и внутренние факторы, влияющие на нее.

Самые эффективным методом в конкретной ситуации является метод, который более всего соответствует данной ситуации.

Как и системный, ситуационный подход не является простым набором предписываемых правил, представляет собой способ управленческого мышления.

Что же необходимо для реализации ситуационного подхода?

Во-первых, управляющий должен быть знаком с методами управления.

Во-вторых, управляющий должен уметь правильно интерпретировать ситуацию.

В-третьих, управляющий должен уметь предвидеть вероятные последствия - как положительные, так и отрицательные.

В-четвертых, управляющий должен уметь связывать конкретные методы с конкретными ситуациями, тем самым обеспечивая достижение целей.

Ситуативный подход - один из первых исключающий собственно формальный аспект в управлении образовательным процессом и ориентирующийся на личность ученика.

В качестве еще одного пути повышения результативности управления может быть исследовательский подход.

Исследование чаще всего направлено на выявление путей и условий повышения результативности отдельных звеньев образовательного процесса. В этой ситуации речь идет о введении различных инноваций.

Управление по своей сути есть исследование.

Вторая группа подходов управления школой связана с ориентацией управления не на конечный результат по заданным образцам, на создание условий для раскрытия, реализации и развития потенциала личности.

Эта группа исследования личности человека называется человекоцентристским подходом.

Сущность человекоцентристского подхода состоит в том, что центром внимания в управлении становится человек.

В своей основе данный подход опирается на теорию и практику менеджмента, в котором достаточно хорошо разработана поведенческая сторона деятельности менеджера, ориентирующегося в своей работе на три кита: уважение, доверие, успех.

Человекоцентристский подход - новая парадигма управления, предполагающая серьезное изменение традиционных взглядов не только на содержательный аспект управления, но и на решение вопросов технологии управленческой деятельности.

Назначение данного подхода состоит в поиске такого психолого-педагогического механизма стимулирования, который обеспечивает эффективную деятельность всех участников образовательного процесса.

Организуя образовательный процесс, учитель должен убедиться, что учащиеся: хорошо понимают, каких результатов от них ждут; уверены, что смогут получить эти результаты; видят позитивные последствия для себя от участия в деятельности и оценивают их как более значимые, чем возможные негативные последствия.

Анализ различных подходов к управлению дает современному учителю:

Во-первых, понимание того, что:

  • Управление - сложный процесс, и поэтому его осмысление может осуществляться с разных точек зрения.

  • Развитие подходов к управлению в соответствии с двумя линиями: технологизацией управленческой деятельности и реализацией личностно-деятельностного подхода в управлении.

Во-вторых, выявление единства ориентации управления на результаты и ориентации на процесс.

В-третьих, осознание необходимости введения управленческого цикла в процедуры деятельности ученика, используя для этого разнообразные педагогические техники.

В-четвертых, поиск новых подходов к моделированию управления образовательным процессом на каждом учебном занятии.

«Философского камня» в теории управления не существует и не может существовать. Вместе с тем в периоды коренных изменений жизни общества появляются новые обстоятельства, требующие переосмысления накопленного теоретического и практического опыта управления и ориентирующие в связи с этим на рассмотрение новых подходов.

Исходя из выявленной тенденции развития управления в направлении все большей ориентации на личность, общественных потребностей, интересов личности можно утверждать, что появление новых подходов будет обусловлено поиском условий, обеспечивающих эффективность саморазвивающихся систем (школы, компонентов школы, образовательного процесса).



© 2010-2022