- Преподавателю
- Директору, завучу
- Доклад Специфика деятельности руководящих и педагогических работников школы-интерната для детей с нарушениями зрения
Доклад Специфика деятельности руководящих и педагогических работников школы-интерната для детей с нарушениями зрения
Раздел | Завучу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Давлячина О.В. |
Дата | 13.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Специфика деятельности руководящих и педагогических работников специального (коррекционного) образовательного учреждения III,IV видов.
Давлячина Оксана Владимировна, заместитель директора по учебной работе ГБС(К)ОУРХ
«С(К)ОШИ III,IV видов»
В нашей школе-интернате реализуется программа социализации обучающихся, которая направлена на обеспечение их духовно-нравственного развития и воспитания, социализации, профессиональной ориентации, формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни.
1. Цель и задачи социализации обучающихся
Целью социализации обучающихся является социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны.
Задачи социализации в области формирования социальной культуры:
-
развитие патриотизма и гражданской солидарности;
-
развитие навыков и умений организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями в решении личностно и социально значимых проблем на основе знаний, полученных в процессе образования;
-
формирования у обучающихся первичных навыков успешной социализации, представлений об общественных приоритетах и ценностях, ориентированных на эти ценности образцах поведения через практику общественных отношений с представителями различных социальных и профессиональных групп;
-
развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям, приобретения опыта оказания помощи другим людям;
-
формирование культуры межэтнического общения, уважения к культурным, религиозным традициям, образу жизни представителей народов России.
Задачи социализации в области формирования семейной культуры:
-
формирование представлений о значении семьи для устойчивого и успешного развития человека;
-
укрепления у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
-
знание традиций своей семьи, культурно-исторических и этнических традиций семей своего народа, других народов России.
2. Основные направления и ценностные основы социализации обучающихся
1 направление: создание образовательным учреждением режима максимального благоприятствования процессам позитивной социализации обучающихся с ОВЗ:
-
определение основных форм учебных и внеучебных (в том числе внешкольных) детских и детско-взрослых деятельностей, участие в которых приводит к наиболее существенным результатам и эффектам в сфере социализации обучающихся с ОВЗ (газета, театр, волонтерство и другой социально-полезный труд, дополнительное образование и др.);
-
определение внешних партнеров образовательного учреждения по реализации Программы.
2 направление: воспитание гражданственности, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:
-
расширение и углубление практических представлений о формальных и неформальных нормах и отношениях, определяющих состояние местного социума; о возможностях участия граждан в общественном управлении, практическое знакомство с их деятельностью в школе-интернате, городе;
-
практикоориентированные представления о правах и обязанностях гражданина России; непосредственное знакомство с реализацией этих прав на примере старших членов семьи и других взрослых;
-
развитие интереса к общественным явлениям и превращение его в значимую личностно-гражданскую потребность, понимание активной роли человека в обществе, в том числе через персональное участие в доступных проектах и акциях; введение в кругозор подростков таких документов, как Всеобщая декларация прав человека и Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод;
-
развитие представлений о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах; посильное введение представлений об участии России в системе международных политических и культурных организаций (ООН, ЮНЕСКО, Совет Европы и др.);
-
углубление представлений о народах России, их общей исторической судьбе и единстве; одновременно - расширение представлений о народах ближнего зарубежья;
-
расширение и углубление представлений о национальных героях и важнейших событиях истории России и её народов (особенно о тех событиях, которые отмечаются как народные, государственные или важнейшие религиозные праздники);
-
развитие личной и коллективной социальной активности (участие в делах класса, школы-интерната, семьи, города; открытое аргументированное высказывание своей позиции по различным спорным или социально негативным ситуациям;
-
развитие ценностного отношение к родной культуре; понимание ее связей и взаимовлияний с другими культурами на протяжении прошлых эпох и в настоящее время; развитие способности видеть и понимать включенность родной и других культур в расширяющийся межкультурный диалог; понимать принципиальные критерии оценок позитивности или негативности этого взаимодействия.
3 направление: воспитание нравственных чувств и этического сознания:
-
развитие способности к рефлексии (критики) оснований деятельности - как своей, так и других людей, прежде всего сверстников; умение ставить себя на место другого, сопереживать и искать и находить способы человеческой поддержки даже при осознании его неправоты;
-
развитие способности различать позитивные и негативные явления в окружающем социуме, анализировать их причины, предлагать способы преодоления социально неприемлемых явлений и участвовать в направленной на это деятельности; способность критически оценить качество информации и развлечений, предлагаемых рекламой, компьютерными играми и различными СМИ;
-
развитие представлений о религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии народов нашей страны и их культуры, в становлении и развитии Российского государства; посильно расширение этих представлений на межрелигиозную ситуацию в современном мире;
-
утверждение в качестве личной нормы уважительного отношения ко всем людям - от своих родителей до любого встречного ребенка, сверстника, старшего независимо от его внешнего вида (лица, одежды, физических особенностей); установка на поддержку деловых и дружеских взаимоотношений в коллективе;
-
сознательное принятие и утверждение в качестве личного императива установки на бережное, гуманное отношение ко всему живому; посильное участие в природоохранной и экологической деятельности; нетерпимое отношение к проявлениям жестокости к животным со стороны других людей.
4 направление: воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:
-
знакомство с действующими перечнями профессий и специальностей начального и среднего профессионального образования с целью соотнесения с ними собственных интересов, склонностей, возможностей и жизненных перспектив;
-
усвоение ценностного отношения к результатам труда, составляющим всю среду обитания, все достижения науки и искусства, техники и технологии; все великие духовно-нравственные прорывы в понимании сущности человека и человечества;
-
приобретение опыта собственного участия в различных коллективных работах, в том числе в разработке и реализации учебных и внеучебных проектов; развитие на этой основе проектных, экспертных и иных компетентностей, требующих личной дисциплинированности, последовательности, настойчивости, самообразования и др.;
-
личностное усвоение установки на нетерпимость к лени, небрежности, незавершенности дела, к небережливому отношению к результатам человеческого труда независимо от того, в какую историческую эпоху этот труд был совершен;
-
безусловное уважение к любому честно трудящемуся человеку;
-
поощрение и поддержка самообразования посредством Интернета, занятий в библиотеках, музеях, лекториях и т.п.
5 направление: воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):
-
усвоение ценностного отношения к природе и всем формам жизни, развитие художественно-эстетического восприятия явлений природы, животного и растительного мира, способность и потребность наслаждаться природой, не только не нанося ей ущерба, но и поддерживая ее жизненные силы;
-
усвоение принципов экологически грамотного поведения в природе (в ходе целевых экскурсий, походов и путешествий по родному краю);
-
участие в природоохранительной деятельности (в школе и на пришкольном участке, экологические акции, десанты, высадка растений, создание цветочных клумб, очистка прилежащих к школе-интернату территорий от мусора, подкормка птиц и т. д.), в деятельности школьного экологического клуба;
-
понимание взаимной связи здоровья, экологического качества окружающей среды и экологической культуры человека.
6 направление: воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):
-
развитие представлений о душевной и физической красоте человека; о своеобразии критериев человеческой красоты у разных народов и в разные исторические эпохи;
-
продолжение формирования чувства прекрасного; практическое развитие умения видеть красоту природы, труда и творчества;
-
поощрение и поддержка собственных занятий обучающихся художественным творчеством в различных областях (включая моду, дизайн собственного жилища и территории дома и школы-интерната и др.).
3. Принципы и особенности организации социализации обучающихся
Принцип гуманистической направленности обучения и воспитания - переход к субъект-субъектным отношениям между педагогами и учащемися; уважение каждого обучающегося, отношение к воспитаннику как к субъекту собственного развития;
Принцип природосообразности - обучение и воспитание с учётом природы обучающегося, его индивидуальных, биологических, физиологических и психических особенностей, восприятие его как части природы, единственного и неповторимого;
Принцип культуросообразности - формирование личности обучающегося в рамках национальной культуры, культуры отношений с природой, взаимодействие с семьёй как «элементом» культуры, восприятие достоинств культуры народа через историю и культуру семьи;
Принцип эффективности социального взаимодействия - осуществление деятельности в системе образования коллективов различного типа;
Принцип концентрации воспитания на развитии социальной и культурной компетентности личности - помощь обучающемуся в освоении социокультурного опыта и свободном самоопределении в социальном окружении;
Принцип событийности - введение в жизнь обучающегося ярких, красочных, эмоционально-значимых событий, формирование способности быть творцами и участниками этих дел.
4.Модель выпускника школы - интерната
1. Модель выпускника начального общего образования.
Обучающиеся, завершившие обучение на ступени начального общего образования должны:
- освоить общеобразовательные программы по предметам учебного плана на уровне, овладеть общеучебными умениями и навыками;
- овладеть простейшими навыками самоконтроля учебных действий, культурой поведения и речи;
- проявлять способность к рефлексии и умение добывать недостающие знания и умения, пользуясь разными источниками информации.
2. Модель выпускника основного общего образования.
Обучающиеся, получившие основное общее образование должны:
- освоить на уровне требований государственных программ учебный материал по всем предметам школьного учебного плана;
- приобрести необходимые знания и навыки жизни в обществе, овладеть средствами коммуникации;
- овладеть основами компьютерной грамотности;
- овладеть системой общеучебных умений (сравнение, обобщение, анализ, синтез, классификация, выделение главного);
- овладеть образовательной компетентностью (учебной самостоятельностью); - способностью строить собственную индивидуальную образовательную программу на последующих этапах образования.
3. Модель выпускника среднего общего образования.
Выпускник, получивший среднее общее образование, - это человек, который:
- освоил все образовательные программы по предметам школьного учебного плана;
- освоил содержание выбранного профиля обучения на уровне, достаточном для успешного обучения в учреждениях профессионального образования;
- овладел основами компьютерной грамотности, программирования, получил начальные навыки технического обслуживания вычислительной техники;
- знает свои гражданские права и умеет их реализовывать, уважает свое и чужое достоинство, собственный труд и труд других людей;
- готов к формам и методам обучения, применяемым в учреждениях профессионального образования;
- умеет осмысленно и ответственно осуществлять выбор собственных действий, контролировать и анализировать их, обладает чувством социальной ответственности;
- способен к самостоятельной реализации своего потенциала и решению практических задач в различных жизненных ситуациях.
5.Повышение качества образования
Качество образования необходимо рассматривать как выполнение триединой задачи: качество процесса, качество условий, качество результата.
Критерии оценки качества процесса:
-
наличие цели, сформированной в соответствии с социальным заказом,
-
единство целей и содержания,
-
оптимальная организация учебного процесса,
-
взаимодействие всех участников образовательного процесса (педагогов, родителей, учеников),
-
осуществление индивидуального подхода к отбору технологий, дифференцированный характер образования для обеспечения всем детям успешности в обучении,
-
осуществление коррекционно - развивающей работы образовательного процесса,
-
наличие психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса,
-
наличие эффективного мониторинга качества процесса.
Критериями качества условий являются:
-
доступность образования,
-
профессиональная компетентность педагогического коллектива,
-
наличие качественных программных материалов и учебно-методического обеспечения,
-
материальная оснащённость образовательной среды, оборудование учебных кабинетов, информатизация образования,
-
уровень и эффективность взаимодействия с родителями,
-
уровень интеграции основного и дополнительного образования,
-
надёжная система функционирования и эффективная система развития школы,
-
демократизм и гуманизм как условия взаимоотношений, наличие действующих органов самоуправления,
-
уровень эмоциональной комфортности в образовательном учреждении,
-
наличие нормативно- правовой базы для регулирования взаимоотношений,
-
система стимулирования познавательной деятельности учащихся и профессионального развития педагогов,
-
наличие внеурочной социально-творческой среды,
-
открытость образовательного учреждения к взаимодействию с другими организациями.
Критерии качества результата:
-
уровень обученности учащихся в соответствии с требованиями реализуемых школой - интернатом образовательных программ,
-
уровень развития учащегося в соответствии с моделью выпускника,
-
уровень воспитанности обучающихся,
-
состояние здоровья обучающихся,
-
результаты участия в олимпиадах, творческих конкурсах и т.п.
6. Планируемые результаты социализации обучающихся
При рассмотрении планируемых результатов социализации обучающихся (личностное участие обучающихся в разных видах деятельности) целесообразно выделить несколько уровней: персональный, школьный, уровень местного социума (муниципальный уровень), региональный (общероссийский, глобальный) уровень.
1. Персональный уровень
Развитость способности:
- сохранять и поддерживать собственное здоровье и не иметь дурных привычек (т.е. вредных для здоровья физического, нравственного и психического - своего и окружающих);
- поддерживать и развивать товарищеские деловые отношения со всеми старшими и младшими, входящими в круг актуального общения;
- критически воспринимать информацию, транслируемую печатными и электронными СМИ; иметь устойчивый интерес к материалам социальной и социально-культурной проблематики;
- занимать социально ответственную позицию в отношении социально негативных событий и явлений окружающей жизни; реагировать на них в соответствии со своими убеждениями в рамках правовых и нравственных норм;
- быть толерантным к носителям иных культурных традиций;
- публично выражать свое мнение, умело используя богатый арсенал вербальных и невербальных средств коммуникации.
-
Школьный уровень
Личное участие в видах деятельности:
- развитие и поддержка гуманистического уклада школьной жизни и системы школьного самоуправления;
- поддержание благоустройства школьного и пришкольного пространства;
- участие в подготовке и поддержании школьного сайта;
- участие в подготовке и выпуске печатной или электронной версии школьной газеты;
- участие в общешкольной поисковой, природозащитной, волонтерской и т.д. деятельности (школьный театр, КВН, дискуссионный клуб и др.);
- участие в массовых мероприятиях, связанных с престижем школы (спорт, олимпиады, конкурсы и т.д.);
- сознательное и ответственное участие в реализации образовательной программы школы (например, участие в подготовке публичных презентаций для младших и старших товарищей и т.д.).
2. Уровень местного социума (муниципальный уровень).
Личное участие в видах деятельности:
- участие в изучении и сохранении культурно-исторического наследия и достояния и подготовка публичных презентаций по этой работе;
- участие в выставках изобразительного и фотоискусства, в конкурсах юных журналистов и т.д., посвященных актуальным социальным проблемам Хакасии;
- участие в исследовательских проектах (возможно, с участием и под руководством педагогов), посвященных изучению на местном материале таких феноменов, как
-
проблематика востребованных и невостребованных профессий, трудоустройства, заработной платы;
-
проблематика социального здоровья (преступности, употребления наркотиков, алкоголизма и их социальных последствий);
-
проблематика уровня и качества жизни населения Хакасии;
-
этнокультурные сообщества (народы), проживающие в Хакасии, их традиции и праздники; личное участие в развитии межкультурного диалога;
-
экологическая проблематика.
3. Региональный, общероссийский и глобальный уровень.
Личное участие в видах деятельности:
- разновозрастные диспуты (в том числе в Интернет-пространстве), по актуальным социальным и социокультурным проблемам, определяемым самими участниками (молодёжные движения, глобальные проблемы человечества, патриотизм и национализм, молодежь и рынок труда и др.)
- участие в исследовательских проектах, связанных с проблематикой поликультурных сообществ, взаимовлияния культурных традиций, ценности памятников исторического и культурного наследия родного и близких и дальних народов, культур и цивилизаций; материального, культурного и духовного наследия народов России и их ближайших соседей (особенно бывших республик СССР).
7.Результаты реализации программы социализации обучающихся с ОВЗ
Условия для обучения учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
Образовательная программа и учебный план школы-интерната предусматривают выполнение государственной функции специальной (коррекционной) школы-интерната - обеспечение базового общего среднего образования, развитие ребенка в процессе обучения, коррекция недостатков развития. Главным условием для достижения этих целей является включение каждого ребенка на каждом занятии в деятельность с учетом его возможностей и способностей. Достижение указанных целей обеспечивается поэтапным решением задач работы школы-интерната на каждой ступени обучения.
Педагоги школы-интерната, имея специальное образование (тифлопедагог, тифлопсихолог, олигофренопедагог), разработали и применяют коррекционные программы, которые создают оптимальные условия для всестороннего развития обучающихся со зрительного дефектом, обеспечивая при этом возможность эффективного усвоения программного материала. коррекционные курсы дополняют и расширяют возможности слепых и слабовидящих учащихся в успешности овладения знаниями и умениями программного материала и направлены на комплексный учебно-воспитательный процесс, обеспечивающий :
- стимуляцию сенсорно-перцептивной деятельности (развитие всех форм восприятия);
- развитие моторики и способов обследования и изготовления реальных предметов и их изображений, моделей;
- развитие социально - бытовой ориентировки;
- активизация социальных потребностей и развитие умений работать самостоятельно и в различных объедениях;
- развитие познавательной активности и познавательных процессов;
- развитие эмоционально-волевой сферы и положительных качеств личности.
Формы организации учебных занятий учитывают психофизиологические особенности слепых и слабовидящих детей (в частности, повышенную общую и зрительную утомляемость), носят охранительный характер. Оборудование, предназначенное для проведения учебных занятий, отвечает офтальмо-гигиеническим требованиям.
Образовательные программы.
Все учителя начальных классов, учителя предметники работают по программам базового уровня III, IV, VIII видов, а так же используют современные педагогические технологии.
Монтесори-педагогика «Развивающая среда»
Начальные классы
Технология воспитания и обучения детей с проблемами: технология коррекционно-развивающего обучения с ЗПР
Начальные и средние классы
Технология реабилитации детей с нарушением социальных связей и отношений
Средние и старшие классы
Технология развивающего обучения (Эльконин Д.Б., Давыдов В.В.)
Начальные классы
Технология личностно-ориентированного обучения (Якиманская И.С.)
Средние и старшие классы
Технология использования Интернета в учебно-воспитательном процессе:
Школьные сайты
Старшие классы
Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса:
- технология уровневой дифференциации;
- коллективный способ обучения.
Начальные, средние и старшие классы
Программы коррекционного блока, составители учителя начальных классов, ЛФК и физкультуры.
№
Программа
Составители
Класс
1
Развитие осязания и мелкой моторики
Габидуллина И.М.
Москаева Т.В.
Спивак Т.А.
1-8 класс
2
Развитие мимики и пантомимики
Габидуллина И.М.
Спивак Т.А.
Петрова Т.Ю.
Горбачева Н.Л.
1-12 класс
3
Коррекция недостатков развития
Москаева Т.В.
Спивак Т.А.
Петрова Т.Ю.
Карагусова Н.А.
1 класс
4
Охрана развития зрения и зрительного восприятия
Габидуллина И.М.
Москаева Т.В.
Спивак Т.А.
Карагусова Н.А.
1-7 класс
5
Основы физического воспитания и ЛФК
Андреев В.В.
Запольский А.В.
1-12 класс
Информационные технологии.
Использование информационных и коммуникативных технологий (ИКТ) в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования. Использование ИКТ в учебном процессе предполагает, что учитель умеет:
-
обрабатывать текстовую, цифровую, графическую и звуковую информацию при помощи соответствующих редакторов для подготовки дидактических материалов, чтобы работать с ними на уроке;
-
создавать слайды по данному учебному материалу, используя редактор презентации MS PowerPoint, продемонстрировать презентацию на уроке;
-
использовать имеющиеся готовые программные продукты по своей дисциплине;
-
организовывать работу с электронным учебником на уроке;
-
применять учебные программные средства;
-
осуществлять поиск необходимой информации в Интернете в процессе подготовки к урокам и внеклассным мероприятиям;
-
разрабатывать тесты, используя готовые программы-оболочки или самостоятельно, и проводить компьютерное тестирование.
а при наличии Интернета:
-
организовывать работу с учащимися по поиску необходимой информации в Интернете непосредственно на уроке;
-
работать на уроке с материалами Web-сайтов;
-
создавать web-страницы по интересующему вопросу учебного материала.
Учителя школы-и
нтерната применяют информационные технологии в следующих направлениях:
-
мультимедийные сценарии уроков или фрагментов уроков;
-
подготовка дидактических материалов для уроков;
-
использование готовых программных продукты по своей дисциплине;
-
работа с электронными учебниками на уроке;
-
поиск необходимой информации в Интернете в процессе подготовки к урокам и внеклассным мероприятиям;
-
разрабатываю тесты, используя готовые программы-оболочки.
Мультимедийные сценарии уроков выполняются в виде презентаций с применением программы Power Point, входящей в состав пакета программ Microsoft Office. Слайды презентаций содержат иллюстративный материал для урока, фрагменты видеофильмов, анимации. При подготовке презентации заранее продумывается структура урока, последовательность слайдов предполагает определенный темп и логику изложения материала, т.е. создается сценарий проведения урока.
По сравнению с традиционной формой ведения урока, заставляющей учителя постоянно обращаться к мелу и доске, использование таких сценариев высвобождает большое количество времени, которое можно употребить для дополнительного объяснения материала.
Презентации используются при объяснении нового материала, при повторении пройденного материала и при организации текущего контроля знаний (презентации-опросы).
Источниками иллюстративного материала для создания презентаций служат:
-
CD диски мультимедийных курсов физики, энциклопедий или CD дисков-сборников электронных наглядных пособий по физике (фирмы «Кирилл и Мефодий », совместный диск «Образование» фирм 1С и «Дрофа», фирмы «Физикон »);
-
материалы из Интернет-источников;
-
электронные учебники.
УЧАСТИЕ ВОСПИТАННИКОВ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА
во II Всероссийской предметной Интернет-олимпиаде «Экспресс»:
Предметы
Всего участников
Класс
Призовые места
Результат
математика
3
5
сертификат участника
математика
5
6
сертификат участника
математика
1
7
сертификат участника
математика
3
9
сертификат участника
математика
2
10
сертификат участника
русский язык
1
5
сертификат участника
русский язык
2
6
6 место
сертификат участника
русский язык
1
7
сертификат участника
русский язык
1
9
сертификат участника
русский язык
1
10
сертификат участника
биология
1
6
сертификат участника
биология
3
9
5 место
сертификат участника
биология
1
10
сертификат участника
английский язык
1
9
5 место
сертификат участника
история
1
9
1 место
сертификат участника
физика
1
9
сертификат участника
физика
1
10
сертификат участника
география
1
9
9 место
сертификат участника
во Всероссийской дистанционной мультиолимпиаде-марафоне «Цифровая планета» - 6 учащихся;
во Всероссийской фотоигре «10 кадров», организованной автономной некоммерческой организацией «Центр поддержки инициатив в сфере образования и науки «Ариадна» - 12 учащихся;
во Всероссийском конкурсе детского рисунка "Интерактивная доска Panasonic глазами детей", объявленном ООО Компьютерная компания V&S при поддержке представительства компании Panasonic в России - 3 учащихся;
в общенациональном онлайн-конкурсе детского рисунка «Кипр - Солнечный Остров», объявленном «Юниаструм Банк» и информационным порталом «Banki.ru» в сотрудничестве с Кипрской Организацией по Туризму - 2 учащихся;
во Всероссийской игре-конкурсе «ИНФОЗНАЙКА» по информатике и информационным технологиям для учащихся общеобразовательных школ - 42 участника дипломы участников и 18 победителей;
в межрегиональном конкурсе «Лучший творческий проект» - 3 учащихся и вручена интерактивная доска IQboard, Организатор: ООО "АВтрейд", партнера комплексаной программы "Современная Школа России" реализуемой под эгидой Федерального Собрания Российской Федерации по делам молодежи.
Виды внеклассной и внеурочной деятельности.
В целях социальной адаптации учащихся школы-интерната коллектив стремится помочь сформировать жизненную компетентность наших воспитанников. И эта задача гораздо шире школьного обучения. Особая роль в формировании жизненных компетенций принадлежит воспитателям и классным руководителям. Именно они формируют и закрепляют знания и умения, необходимые для дальнейшей самостоятельной жизни. В их работе решаются так же задачи коррекции и формирования у детей положительной мотивации к сотрудничеству с социумом, развития потребности самовыражения.
Наши воспитатели и классные руководители используют различные формы проведения внеклассных мероприятий, это классные часы, часы общения, тренинги, беседы и диспуты, соревнования и концерты. Все мероприятия разрабатываются с учетом интересов учащихся их возраста и конечно с использованием современных технических средств. Свои мероприятия педагоги стремятся строить в различных направлениях. Обязательно каждый воспитатель и классный руководитель на своих занятиях обсуждаются вопросы формирования здорового образа жизни, развивает коммуникативные навыки.
Знание психологии, умение разглядеть и развить творческое начало позволяет нашим педагогам вместе со своими воспитанниками участвовать в различных конкурсах и фестивалях.
В целях организации досуговой деятельности детей в режиме дня школы предусмотрено свободное время, позволяющее проводить экскурсии по городу Абакану, организовывать творческие встречи, посещать музеи, кинотеатры, парки.
Социально-психологическое сопровождение образовательного процесса школьного психолога.
Цель работы - способствовать полноценному психологическому и личностному развитию ребенка на основе создания оптимальных психолого-педагогических условий для исправления недостатков развития учащихся. Нормализация учебной деятельности, активизация познавательной деятельности.
Основные направления консультационной работы:
• поведенческие проблемы;
• проблемы в межличностных отношениях;
• проблемы обучения.
Данная работа велась в форме консультации и беседы. Положительная динамика по результатам консультаций наблюдалась у 23 учащихся, остальным были даны рекомендации по проблеме обращения. Данная работа велась в соответствии с планом, а также по индивидуальным запросам (преподавателей, родителей).
Групповая диагностика:
1.Тест школьной тревожности Филипса.
2. Анкета школьной мотивации.
3.Анкета по выявлению уровня воспитанности учащихся.
4.Опросник Айзенка по выявлению типа темперамента.
5.Модифицированный опросник для идентификации типов акцентуаций характера у подростков.
6.Нелепицы.
7.Проективные методики «Несуществующее животное», «Дом, дерево, человек» (индивидуально).
8.Методика «Определение профессиональных склонностей».
9.Исключение слова.
10.Анкета на выявление взаимоотношений в классе.
11 . А.Р.Лурия исследование памяти начальная школа.
Индивидуальная диагностика проведена (по запросу учителей и родителей) при помощи следующих методик: графический диктант, корректурная проба, прогрессивные матрицы Равенна, тест на выявление агрессии Баса-Дарки , тест на выявление семейной тревоги.
В связи с полученным диагностическим материалом, отдельным ученикам было рекомендовано посещать коррекционно-развивающие занятия:
1. индивидуальные занятия по развитию когнитивных процессов (памяти, внимания);
2. групповые и индивидуальные психотерапевтические занятия, направленные на уменьшение агрессии, тревожности, дезадаптации;
3. индивидуальные психотерапевтические занятия по коррекции направленности личности, формированию самопринятия.
Также по результатам групповой диагностики рекомендованы следующие мероприятия:
1. Тренинг на сплочение коллектива.
2. Программа «Адаптация 1 класса».
Цель: знакомство детей друг с другом, развитие конструктивного взаимодействия в системе «учитель-ученик», изменение отношения детей к правилам поведения в школе, развитие рефлексивной позиции.
Задачи:
• Формирование классного коллектива.
• Осознание и принятие правил поведения в школе, на уроке, по отношению к различным людям.
• Обучение навыкам конструктивного способа привлечения внимания, развитие уважения и интереса к личности другого человека, развитие рефлексивной позиции.
• Формирование самоконтроля в процессе общения.
В целом занятия прошли успешно. Дети с интересом отнеслись к предложенным заданиям. К тому же, использование в структуре тренинга сказкотерапии сделало его особенно увлекательным - работа со сказкой и метафорой помогает детям в развитии рефлексивности.
Проведены открытые уроки по психологии: «Озарение», «Планета взаимопомощи», «Познание неведомых миров», «Плата за сочувствие» - по профилактике эмоционального выгорания педагогов. Занятия прошли успешно - дети с интересом выполняли все предложенные задания, проявили активность и сумели показать собственную позицию в заключительной рефлексии (обсуждении занятия).
В рамках декады инвалидов проведен круглый стол «Дорогу осилит идущий».
За учебный год педагогом-психологом были решены такие задачи, как:
1. Подборка диагностических методик, заполнение папки «Диагностика» тестами, опросниками для младших, средних и старших классов, направленных на изучение интеллекта, эмоционально-нравственного развития, потребностно-мотивационной и волевой сфер личности, социального взаимодействия, а также подготовка нейропсихологических методов обследования с целью прослеживать протекание психических процессов и отклонений от нормы.
2. Подготовка и наполнение папки «Справочные материалы»: биологические особенности развития младших и старших подростков, развитие когнитивной сферы у ребенка, особенности мотивационной сферы, стадии развития личности подростка, формирование «я-концепции» подростка, особенности характера и темперамента, подростковая агрессия- девиантное поведение.
3. Подготовка программы спецкурса для 10-12 классов «Психологическая подготовка к ГИА и ЕГЭ». Курс составлен из нескольких программ, содержит в себе лекционные, практические и диагностические занятия, направленные на изучение всех аспектов профессионального самоопределения.
В течение года проводились занятия на снятие психоэмоционального напряжения в кабинете релаксации.
Социально-педагогическое сопровождение в школе-интернате.
Работа социального педагога была направлена на защиту ребенка в его жизненном пространстве, повышение уровня правовой грамотности обучающихся и их родителей, созданию у детей ситуации успешности и желанию преодолевать жизненные трудности.
На основании проведенного социально-педагогического исследования с целью выявления социальных и личностных проблем учащихся, составлены и обновлены социальные паспорта семей, класса, школы-интерната. Составлены и уточнены списки детей-инвалидов, детей-сирот и, детей оставшихся без попечения родителей, детей из многодетных и малообеспеченных, из неблагополучных семей. Проведены диагностики социального благополучия семей, родительского отношения к детям, которые помогли спрогнозировать социальные риски и совместно с педагогическим коллективом наметить пути по снижению влияния социального неблагополучия на развитие ребенка.
В сентябре собрана и проанализирована информация о занятости детей в каникулярное время. Из общего количества детей отдыхали в лагерях дневного пребывания 23 человека, в загородных оздоровительных лагерях 7 человек, в лечебно-профилактических лагерях 1 человек, в реабилитационно-оздоровительных центрах РХ - 25 человек, в санаторно-курортных учреждениях 4 человека, в лагерях и на базах отдыха за пределами РХ - 2 человека, иные формы оздоровления (дача, палаточные городки, отдых у родственников в деревне) 109 человек. Был занят оплачиваемыми формами труда 1 человек.
В начале учебного года обновлена картотека детей группы «риска» и детей, требующих особого внимания. Внесены изменения и дополнения в «Индивидуальные программы реабилитации и адаптации детей группы «риска», опираясь на которую в течение учебного года работают классные руководители, воспитатели и педагоги предметники. За детьми группы «риска» закреплены наставники из педагогического коллектива. На различных видах учета в течение учебного года в школе-интернате состояло 7 человек. В течение учебного года проводилась работа по вовлечению детей группы «риска» в кружковую и досуговую деятельность. Кружки, спортивные секции и клубы по интересам посещают 100% детей группы «риска». Проведена ПМПК с приглашением родителей «Определение линии обучения и воспитания детей группы «риска». Ежемесячно проводились заседание Совета профилактики, на которых рассматривались вопросы организации свободного времени учащихся, посещаемость и успеваемость учащихся, проводилась разработка и анализ планов по профилактике правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних, индивидуальная работа с учащимися с девиантным поведением. В кабинете социального педагога оформлен стенд «Правовой маячок», на котором помещена информация по правовым вопросам, телефоны и адреса субъектов профилактики, памятки для детей и родителей. Эта информация также размещена на стендах школы.
В школе ведется совместная работа с работниками МВД, ОДН. Проведено 2 совместных рейда в семьи учащихся. С учащимися школы проведены беседы по правовому просвещению: «Воровство - ответственность несовершеннолетних» (с учащимися 3-4 классов), «Преступления против личности, совершенные насильственным путём» (с учащимися средних и старших классов), «Я - гражданин» - разъяснение Конституционных прав и обязанностей, «Ты и закон» - об Административной ответственности несовершеннолетних, «Правила дорожного движения для пешехода. Ответственность за нарушение правил дорожного движения», «Привычки полезные и вредные» - о предупреждении употребления ПАВ, «Комендантский час для несовершеннолетних в РХ», «Ты в ответе за свои поступки».
С учащимися старших классов проведено мероприятие в виде круглого стола: «Дорогу осилит идущий»; урок мужества «Наши земляки в горячих точках», «Нарушение межличностных отношений, как фактор формирования отклоняющегося поведения» (с учащимися 7-10 классов); приняли участие в митинге и возложении венков, посвященном Дню вывода Советских войск из Афганистана, предметная неделя «Безопасное колесо. Учащиеся школы-интерната приняли активное участие в городском фестивале «Утёнок» и других мероприятиях.
Большое внимание уделялось работе с родителями детей группы «риска». С целью изучения семейных и бытовых условий жизни учащихся, стоящих на особом контроле, поддержания тесного контакта с родителями и оказания педагогической помощи родителям и лицам, их заменяющим в воспитании детей, проводились посещения учащихся на дому совместно с классными руководителями и инспектором ОДН. О трудностях возникающих при работе с семьей в воспитании ребенка группы «риска» информировались Отдел опеки и попечительства, Инспекция по делам несовершеннолетних, УСПН. Направлялась информация в Отдел образования и УСПН г. Черногорска, г. Абакана о пропусках уроков отдельных учащихся.
В результате проделанной работы количество учащихся состоящих на различных видах профилактического учета снизилось на 71 % и на конец года составляет 2 человека.
Особое внимание в работе социального педагога уделялось работе с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей. На детей-сирот составлена картотека и индивидуальные программы реабилитации. Ежемесячно в Отдел опеки и попечительства г. Абакана предоставляется информация о проезде детей-сирот проживающих на территории города в школу и обратно, на основании которой производится возмещение расходов за проезд, которое перечисляется на лицевой счет опекуна. Все дети-сироты занимаются в кружках и спортивных секциях школы-интерната, а также охвачены другими формами внеклассной работы. Они принимают активное участие в школьных концертах, предметных неделях, выставках работ, написании рефератов. С опекунами поддерживается тесная связь: проводятся консультации по вопросам защиты прав детей-сирот, воспитания детей, организации летнего отдыха и информируются об изменениях в законодательстве. Все дети - сироты являются успевающими в учебе и не входят в группу «риска». Все дети-сироты прошли углубленный медицинский осмотр и получили необходимую медицинскую помощь
Дети с ограниченными возможностями приняли участие в Республиканском фестивале и Республиканской спартакиаде инвалидов приуроченных к Декаде инвалидов. Дети-инвалиды регулярно приглашаются на культурно-массовые мероприятия, проводимые клубом и библиотекой ВОС. Так дети посетили следующие мероприятия: сентябрь - «Здравствуй, школа!», декабрь - Республиканская спартакиада инвалидов, турнир по шашкам и шахматам, «Веселые старты», «Ёлка мэра для детей - инвалидов», «Ёлка для детей-инвалидов в клубе ВОС», в спартакиаде для людей с ограниченными возможностями по зрению - апрель, в фестивале «Утренняя звезда» - май. Социальный педагог систематически участвует в работе клуба для родителей, имеющих слепых и слабовидящих детей, организованного на базе ВОС г. Абакана.
Работа по профориентации старшеклассников ведется в системе. Проблемы выбора профессии рассматривались на классных часах. Проводились индивидуальные консультации учащихся и родителей по вопросу выбора профессии. С учащимися старших классов проведен семинар - практикум «Профориентация лиц с ограниченными возможностями по зрению», ПМПК учащихся выпускных классов с приглашением родителей «Перспективы профессионального образования старшеклассников». Учащиеся посетили профессиональные училища города, лицей - техникум Олимпийского резерва с экскурсиями.
В течение учебного года проводилась научно-методическая работа. Для педагогов разработаны бланки для ведения документации по профилактической работе в классе, бланки для ведения документов по сопровождению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей группы «риска». Проведен мастер - класс с педагогами республики на тему «Работа социального педагога с семьей» (семинар в школе 1,2 видов). Подготовлен диагностический материал для работы с родителями для Центра дистанционного обучения. В составе педагогического коллектива принимала участие в разработке программ и проектов. Классным руководителям оказывалась методическая помощь в подготовке к родительским собраниям и классным часам.
Работа социального педагога была направлена на защиту ребенка в его жизненном пространстве, повышение уровня правовой грамотности учащихся и их родителей, созданию у детей ситуации успешности и желанию преодолевать жизненные трудности.
Логопедическое сопровождение.
Всего на логопедическом пункте на начало сентября - 37 учащихся, 2 из которых обучаются на дому.
Были выявлены следующие нарушения:
Нарушение
Начало года
Конец года
Выведено
Кол-во уч-ся
%
Кол-во уч-ся
%
Нарушение звукопроизношения
8
22%
4
11%
1
Системное недоразвитие речи
7
19%
5
13%
2
Нарушение чтение и письма, обусловленное несформирован-ностью ЛГС, связной речи.
16
43%
8
22%
8
Нарушение чтения и письма, обусловленное системным недоразвитием речи
5
13%
3
8%
2
Нарушение ЛГС, связной речи, слоговой структуры
9
24%
6
16%
3
На основании проведенного обследования устной и письменной речи, с учетом нарушений сформировано 10 подгрупп. Подгруппы сформированы из 2-3 учащихся. Для каждой подгруппы разработано тематическое планирование на год. Занятия проводились 2 раза в неделю во внеурочное время, продолжительностью 30 минут.
С учащимися, имеющими нарушение звукопроизношения, работа проводилась индивидуально во внеурочное время 2 раза в неделю, продолжительностью 20-30 минут. Для каждого ребенка разработала направления работы для коррекции звукопроизношения.
В течение сентября была подготовлена документация: перспективные планы, журнал посещаемости, журнал обследования устной и письменной речи, расписание занятий, речевые карты учащихся, заполнены коррекционные карты учащихся.
Подгрупповые занятия проводились по следующим направлениям:
- развитие фонематических процессов, артикуляционной моторики, речевого дыхания, коррекция недостатков лексико-грамматического строя речи, развитие связной речи;
- работа по профилактике и устранению нарушений чтения и письма;
- развитие мелкой моторики;
- коррекция психических процессов: зрительного восприятия, зрительной, тактильной, слуховой памяти и внимания, словесно-логического и наглядно-образного мышления, пространственных представлений и ориентаций;
- коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы через релаксационные упражнения, чтение по ролям.
Индивидуальные занятия проводились по постановке и автоматизации дефектных звуков, дифференциации смешиваемых звуков, введение в речь исправленных звуков.
Проводилась индивидуальная коррекционная работа 2 раза в неделю по развитию фонематического слуха, связной речи с учащимися домашнего обучения.
В течение всего учебного года велась индивидуальная работа по развитию мелкой моторики с учащимися 1 А класса. У этих учащихся грубо нарушена мелкая моторика. На данный момент они освоили написание букв, пишут под диктовку и списывают тексты, держат строку. С ними работа будет продолжена в следующем учебном году.
В течение учебного года проводились консультации с учителями и воспитателями, с целью выработки единого направления в работе с учащимися, имеющими нарушения речи.
Внутришкольная система оценки качества.
С целью изучения качества образовательного процесса для выработки стратегии успешного саморазвития школы-интерната регулирования и коррекции образовательного процесса проводится мониторинг по следующим блокам:
Качество обучения и образования, цель которого - отслеживание динамики количественных показателей успешности учебного процесса, обеспечение возможности последовательного контроля достижений учащихся необходимого уровня в овладении конкретным содержанием обязательного минимума образования и получение объективной сравнительной картины обученности учащихся, коррекция методических приемов и форм организации деятельности учащихся, повышение качества знаний.
Данный мониторинг проводится в течение учебного года, по ступеням обучения, по предметам, классам. Источником получения информации служат отчеты классных руководителей, учителей предметников по четвертям, полугодиям, а так же результаты административных контрольных срезов и итоговая аттестация, посещение уроков администрацией. Результаты обработки полученной информации отображаются в виде таблицы и диаграммы, и служит материалом для обсуждения на родительских собраниях, заседаниях МО, является материалом для составления перспективного плана работы в школе-интернате.
Состояние преподавания - второй блок проводимого в школе-интернате мониторинга. Цель: всесторонняя диагностика и оценка деятельности учителя, планирования оказания ему помощи по повышению профессионального мастерства.
Данный мониторинг проводится в течение всего учебного года. Источником получения информации служат открытый уроки и график прохождения курсов повышения квалификации, анкетирование учителей.
По совокупности полученных данных определяются вопросы, которые выносятся на всеобщее обсуждение на совещание или на педагогическом совете, анализируются результаты и служат материалом для составления плана работы школы-интерната по улучшению качества преподавания.
Состояние здоровья учащихся. Цель: формирование информационного фонда о состоянии физического здоровья учащихся, выявление причинно-следственных связей между состоянием физического здоровья и воздействием факторов школьной среды, определение неотложных и долгосрочных мероприятий по предупреждению и устранению негативных воздействий на физическое здоровье воспитанников школы, прогнозирование состояния их физического здоровья, подготовка решений, направленных на его укрепление и непосредственная реализация этих решений.
Коррекционно-развивающее образование в школе-интернате. Цель: Включение в систему работы и отслеживание динамики показателей системы специальных мероприятий со слепыми и слабовидящими детьми, а так же детьми, имеющими нарушения интеллекта, по коррекции недостатков развития и компенсации ихнарушенных функций в процессе обучения.
Данный мониторинг проводится в течение всего учебного года. Полученные данные являются материалом для обсуждения на родительских собраниях, совещаниях, педсоветах.
Условия для занятия физкультурой и спортом.
Основными задачами физического воспитания учащихся школы-интерната являются:
-
Охрана и укрепление здоровья учащихся.
-
Воспитание интереса к различным доступным видам деятельности физкультуры.
-
Формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков на основе деятельности сохранённых анализаторов.
Для решения поставленных задач в школе-интернате имеются все условия для занятия спортом и ЛФК. В кабинете ЛФК есть такие тренажеры, как беговая дорожка, комплекс «Здоровье», министепер, силовой тренажер «АТЕМ1», велотренажер, АВ - триммер, силовой тренажер «Гребля», вибромассажер. Кроме того имеются гантели на 1, 2, 4, 5 кг, гири на 16 кг, гимнастический уголок, гимнастические маты, обручи. В течение учебного года уроки физкультуры проходят в спортивном зале и на улице. Ребята изучали навыки игры в баскетбол, волейбол, футбол, учились кататься на коньках и лыжах. Весь необходимый инвентарь для занятий этими видами спорта в школе имеется в достаточном количестве.
Для организации физкультурно-оздоровительной работы составлен план, были организованы и проводились в течение учебного года спортивные секции. Для привлечения учащихся к занятиям физическими упражнениями проводились спортивные праздники и соревнования.
Название
Количество
% от общего кол- ва
уч-ся
«День здоровья» 1 раз в четверть
Все учащиеся
100%
«Весёлые старты олимпиков»
5-7 классы
80%
«А ну-ка, парни»
Все классы
25%
Праздник песни и строя, посвященный «23 февраля»
2-10 классы
85%
«Папа, мама, я - спортивная семья»
1-4 классы
20%
Учащиеся школы-интерната принимали активное участие во внутришкольных соревнованиях по разным видам спорта.
Название
Количество
% от общего количества
учащихся
Первенство школы по пионерболу
5-7 классы
50%
Первенство школы по н. теннису
35 уч-ся
30%
Турнир по настольному теннису, посвященный Дню Защитника
Отечества
17 уч-ся
15%
Турнир по настольному теннису, посвященный празднику 8 Марта
23 уч-ся
20%
Первенство школы по волейболу
7-10 классы
40%
Турнир по шашкам и шахматам
1-12 классы
30 %
Баскетбол
6-10 классы
52%
Кроме этого учащиеся школы-интерната принимали участие в республиканских и городских соревнованиях по разным видам спорта.
Уровень
Название
Кол-во
Результат
Городской
«Веселые старты»
20
1 место
Городской
Первенство по пионерболу
26
1 и 2 места
Городской
Легкая атлетика (личное первенство)
12
6 первых мест, 2 вторых, 1 третье
Городской
Первенство по армлесингу
4
1 первое, 2 вторых, 1 третье место
Городской
Открытый новогодний турнир по н. теннису
8
3 первых места, 3 вторых, 2 третьих
Городской
Первенство по шахматам
11
3 первых мест, 3 вторых.
Республиканский
VI Спартакиада среди детей с ограниченными возможностями здоровья
5
10 первых мест, 7 вторых, 5 третьих
Республиканский
Первенство РХ по легкой атлетике среди лиц с ограниченными возможностями здоровья
14
4 первых и 3 вторых места
Республиканский
Чемпионат РХ по настольному теннису среди лиц с ограниченными возможностями здоровья
12
3 первых и 3 вторых места
Республиканский
Первенство РХ по шахматам среди лиц с ограниченными возможностями здоровья
2
1 второе и 1 третье места
За учебный год 65% учащихся принимали участие в различных спортивных соревнованиях разного уровня, 85% занимались физическими упражнениями регулярно, 15% эпизодически.
Важнейшим составляющим воспитательной системы школы-интерната является объединение дополнительного образования. Деятельность ученика в объединениях дополнительного образования создаст благоприятные условия для развития его интереса и способностей, социального опыта, учащимся представляется широкая возможность выявить и развить свой талант. Дополнительное образование школы-интерната охватывает все направления деятельности учащихся через кружки и секции.
Направление
Название кружка, секции
Руководитель
Ко-во часов в
неделю
Ко-во уч-ся
Спортивное
Волейбол,баскетбол
Запольский А.В.
3 часа
12
Настольный теннис
Мордакина И.А
6 часов
27
ОФП
Гоманов А.П.
3 часа
12
Шахматы и шашки
Волков
7 часов
18
ДПИ
«Вдохновение»
Каткова О.В.
6 часов
21
Художественная обработка древесины
Федоров А.Г.
4 часа
9
Кружок «Мир мелкой пластики»
Федорова З.П.
4 часа
13
Художественно-эстетическое
Класс «Баян»
Шредер Г.Д.
18 часов
11
Юный вокалист
Петрова Т.Ю.
6 часов
25
Фольклорный ансамбль «Потешки»
Ронжин Д.В.
18 часов
14
Учитывая специфику и особенности школы-интерната, занятия в кружках и секциях проходят по программам, разработанными педагогами школы. Все программы прошли рецензию специалистами ХакИРО и характеризуются профориентационной. оздоровительной и досуговой направленностью. Программы собраны в единый сборник.
Каждый руководитель кружка стремится не только обогатить воспитанников дополнительными знаниями, но и сформировать потребность, пробудить любознательность, сформировать умение что-то делать своими руками, слушать, видеть, понимать окружающий мир. Одним из важных вопросов является развитие коммуникативных способностей, умение работать коллективно, воспитание культуры и этики, общения. В условиях групповой творческой работы в объединениях дополнительного образования это происходит естественно и непринужденно.
Результатами деятельности педагогов дополнительного образования является активное участие в различных конкурсах, фестивалях и соревнованиях.
Конкурс
Количество участников
Призеры
Городской марафон детей и юношества «Планета творчества»
28 человек
Все участники поощрены грамотами и сладкими призами
Республиканский фестиваль инвалидов «Поверь в себя»
27 человек
Все участники поощрены грамотами и сладкими призами
Республиканский конкурс «Книжка Малышка»
7 человек
Все участники поощрены грамотами
Республиканский конкурс
«Пожарный - доброволец: вчера, сегодня, завтра»
8 человек
Грамоты и ценные призы
Республиканский фестиваль творчества детей с нарушением зрения «Утренняя звезда»
22 человека
Все участники поощрены грамотами и мягкими игрушками
Городской конкурс военной песни
«Песни, опаленные войной»
12 человек
Вокальная группа
«Веселые нотки» награждены дипломами
VI Республиканская спартакиада школьников с ограниченными возможностями
11 человек
Все участники награждены дипломами 1. 2 степени, медалями.
Городской марафон творчества детей и юношества «Новые имена», номинация «Утенок»
12 человек
Все участники поощрены грамотами и мягкими игрушками
Республиканский конкурс
«Зеленая планета»
10 человек
Республиканский конкурс
«Абакан - река дружбы»
8 человек
Благодаря созданной системе дополнительного образования, к выходу из школы каждый ребенок который занимался в кружке имеет в руках хотя бы на начальном уровне навыки и умения к конкретному ремеслу, а кроме того ориентирован в быту, готов в этом отношении к самостоятельной жизни.
Условия для досуговой деятельности и дополнительного образования.
В условиях интерната одним из необходимых условий является занятость воспитанников в послеурочное время. Для этого в интернате созданы благоприятные условия, в которых каждый воспитанник ощущал состояние комфорта, уверенности, уюта. Для учащихся младших классов в интернате имеется игровая комната, в которой есть различные игрушки, художественные книги, телевизор и DVD-проигрыватель. Для учащихся старших классов оборудована телевизионная, где к телевизору подключена спутниковая антенна и DVD-проигрыватель. Занятия в кружках проходят по отдельным кабинетам, которые оборудованы согласно требованиям. Для работы в кружках имеется весь необходимый материал и оборудование.
Результаты работы органов самоуправления школьников.
Самоуправление в школе - интернате представлено детско-юношеской организацией «ДУМА» и позволяет в полной мере использовать воспитательный потенциал школы-интерната, силу общественного мнения, а также создать благоприятную атмосферу для развития личности учащегося. Основными задачами «ДУМЫ» является:
- уметь управлять, избирать и быть избранным в руководящие органы;
- создать условия для самовыражения, самоутверждения;
- представлять и защищать интересы своей организации в обществе.
В качестве основных форм работы членов детско-юношеской организации использовались:
-
Моделирование реальных и воображаемых ситуаций.
-
Проведение акций.
-
КТД.
-
Деловые игры.
-
Конкурсы.
-
Беседы.
-
Выпуск тематических листовок, газет.
-
Встречи с интересными людьми.
-
Ролевая образовательная игра «День самоуправления»
Детско-юношеской организацией «ДУМА» была проведена следующая работа:
1. За год членами детской организации «Дума» проведены 4 плановых заседания и 3 внеплановых, на которых обсуждались организационные вопросы, анализировались результаты рейдов и общешкольных мероприятий. Все заседания Думы открыты, на них может присутствовать любой участник образовательного процесса.
2. Проведен рейд «Состояние ведения дневников обучающихся 2-10 классов и рейд «У меня в порядке книжки и тетрадки», был сделан вывод: более внимательно и бережно относится к школьным принадлежностям. Проведен рейд «Эстетическое оформление классных уголков», на момент проверки в основном все имели замечания нет текста по Брайлю у кого есть брайлецы, но при повторном проведении рейда замечания были устранены. Рейд у меня в порядке книжки и тетрадки. Рейд «Внешний вид, сменная обувь», вывод у старших классов внешний вид не соответствует требованиям. Рейд «Состояния кабинетов», вывод состояние хорошее.
3. Проводилась шефская помощь младшим.
4. Оказывали помощь в проведении праздников:
- День учителя;
- Осенние перевертыши;
- Юбилея школы;
- Нового года;
- День святого Валентина,
- Парад песни и строя;
- Дня здоровья;
- 8 Марта;
- День самоуправления».
5. Провели дискотеку «Осенний шелест», «Танцуй пока молодой».
6. Проведены акции, конкурсы:
- Счастья вам учителя;
- Новогодняя игрушка;
- Укрась кусочек планеты (уборки территории школы интерната);
- Участие в республиканской экологической акции «Мы чистим мир»;
- конкурс «Самая оригинальная Валентинка».
- мой подарок маме;
- весенняя неделя добра.
Ученическое самоуправление «ДУМА» активно взаимодействует с педагогическим коллективом. Представителей школьной детско-юношеской организации приглашают на заседания педагогического совета, совещание при директоре, при заместителе директора по необходимости. «Дума» решает важные и текущие вопросы жизнедеятельности, режима работы, координирует работу всех органов классного самоуправления. С каждым годом ребята, являющиеся членами детско-юношеской организации становятся ответственней, проявляя выручку и дружелюбие. за истекший год выросло число активных участников общешкольных мероприятий, стали бережней с заботой и вниманием относится к школьному имуществу, друг другу, ценить дружбу.
Взаимодействие с учреждениями профессионального образования.
Учащиеся старших классов посетили Дни открытых дверей в следующих учреждениях профессионального образования города Абакана: Училище-техникум олимпийского резерва, ПУ №3 . Специалист ПУ №3 провела с выпускниками школы-интерната беседу об условиях обучения и приёма в ПУ и специальностях, которые можно получить в этом училище. Проводилась экскурсия старшеклассников на кондитерскую фабрику г. Абакана.
Участие учреждения в сетевом взаимодействии.
Происходящая сегодня модернизация системы образования способствует поиску новых форм работы с учащимися. Одной из таких форм является сетевое взаимодействие участников образовательного процесса.
Образовательную сеть можно рассматривать как среду, в которой любое образовательное учреждение, учащийся или педагог могут взаимодействовать с любым образовательным и другим учреждением, учащимся или педагогом по вопросам совместной работы (обмен идеями, создание нового интеллектуального продукта и др.)
В нашей школе такое взаимодействие используется в следующих направлениях.
1. Школьный сайт.
ГБС(К)ОУРХ "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат III, IV видов" с 2010 года имеет свой сайт, который является публичным органом информации, доступ к нему открыт всем желающим.
Цели и задачи школьного сайта:
-
Развитие единого образовательного информационного пространства, поддержка процесса информатизации в школе.
-
Организация взаимодействия всех участников образовательного процесса (администрации и учителей школы, учащихся и их родителей).
-
Обеспечение прозрачности содержания и результатов учебно-воспитательного процесса общеобразовательного учреждения.
-
Осуществление обмена педагогическим опытом и демонстрация достижений школы.
-
Формирование прогрессивного имиджа школы.
2. Сетевое взаимодействие педагогов.
Педагоги нашей школы широко используют в своей деятельности ресурсы Интернета. Наиболее часто они обращаются к материалам и размещают свой материал на следующих сайтах:
-
Сеть творческих учителей
-
Завуч. Инфо
-
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
-
Портал: информационной поддержки единого государственного экзамена
-
Федеральный институт педагогических измерений
-
1 сентября
-
Виртуальный журнал «Колесо познаний»
Наши выпускники являются студентами Хакасского государственного университета, Красноярского государственного педагогического университета, Красноярской аграрной академии, медицинского колледжа г. Томска, сельскохозяйственного, политехнического и музыкального колледжей г. Абакана, получают профессии в ПУ Республики Хакасия и Красноярского края. Среди профессий выпускники школы-интерната отдают предпочтение следующим специальностям: эколог, учитель биологии, экономист, программист, бухгалтер, массажист, агроном, ветеринар, библиотекарь, дирижер, музыкальный работник, менеджер по туризму, повар и другие.
Наши учащиеся успешно социализируются в обществе, находят работу, создают семьи. Школа гордится своими выпускниками.