Статья «Об обеспечении образования детей с ограниченными возможностями»

"Выдержка из материала: Описание проекта Общество устроено так, что порой мы не замечаем многие важные проблемы, которые имеются в нашем окружении. И, если кто-нибудь из лиц, о которых идет речь, скажет: «Я есть в этом обществе, но оно меня не видит…», то в этих словах будет вся правда его бытия.  Дети не голосуют, не имеют политического и экономического влияния. Поэтому слишком часто их голоса не слышны и проблемы остаются незамеченными.  Они практически не посещают учебные заведения и не имеют...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Апастовский муниципальный район

МБОУ «Сатламышевская средняя общеобразовательная школа»

Республики Татарстан






Законопроект


Об обеспечении образования детей

с ограниченными возможностями






Выполнила: Гимадиева Гульчачак Исмагиловна учительница истории и обществознания Сатламышевской средней общеобразовательной школы



2013-2014 учебный год.



Описание проекта

Общество устроено так, что порой мы не замечаем многие важные проблемы, которые имеются в нашем окружении. И, если кто-нибудь из лиц, о которых идет речь, скажет: «Я есть в этом обществе, но оно меня не видит…», то в этих словах будет вся правда его бытия.

Дети не голосуют, не имеют политического и экономического влияния. Поэтому слишком часто их голоса не слышны и проблемы остаются незамеченными. Основой основ принципа «не дискриминации», является обеспечение равенства возможностей. В нашем случае, затрагивая права лиц с ограниченными возможностями, неполноценным детям должна быть, предоставлена, одинаковая со всеми, возможность пользоваться правом на надлежащий жизненный уровень, как гласит Конвенция о правах ребенка и закрепляет наша Конституция. Государством должны быть предприняты необходимые меры для обеспечения полного осуществления детьми-инвалидами всех прав человека и основных свобод наравне с другими детьми, при этом первоочередное внимание уделяется высшим интересам ребенка.

Помощь ребенку с ограниченными возможностями эффективно в том случае, если она адресована именно ему, а не к абстрактной единице, если в основе помощи положены личные, человеческие отношения. Ребенок, даже изуродованной болезнью, остается человеком, остается личностью и нуждается в том, в чем нуждается всякий человек и всякая личность…

Дети с ограниченными возможностями, несомненно, имеют право на образование. Но каким путем и как его добиться, когда нет реальных вспомогательных услуг, включая вспомогательные устройства, помогающие им в повышение уровня их независимости в повседневной жизни и в осуществлении своих прав. Они практически не посещают учебные заведения и не имеют возможности получать достойное образование и на дому. Школы дети не могут посещать, так как имеют трудности в передвижении. Для них нет доступа к этим учреждениям и транспорту, по причине отсутствия таких особых оборудований, как пандусы, лифты и специальные вспомогательные приспособления. Ребенок, ограниченный в возможностях, наиболее уязвим и поэтому к нему необходим особый подход. Это должно так же выражаться в специальных образовательных программах, методиках по их обеспечению. Но и это не облегчает проблему, так как эти дети наполовину изолированы от общества и лишены радости чувствовать себя полноценными и нужными для других людей. На их развитие налагается комплекс угнетенного человека, что негативно влияет на формирование их личности.

Проблема еще и в том, что многие учебные заведения, принимающие детей с ограниченными возможностями для обучения, не обладают достаточными техническими условиями, квалифицированными учителями, слаба также и финансовая поддержка. Нет программ по интеграции детей с ограниченными возможностями в общественные школы. Во всех учреждениях наблюдается острая нехватка учебников. Другой проблемой является отсутствие учебников с облегченной программой для детей с задержкой в умственном развитие. Остается проблема по разработке специальных учебных программ и методических пособий.

Детям с ограниченными возможностями необходимо обеспечить дополнительный уход, и их необходимо обеспечивать дополнительными правами и гарантиями - право на медицинскую помощь, на обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, на обеспечение жилой площадью, на воспитание и обучение детей с инвалидностью, на обеспечение необходимых условий для образования и прочее. Для решения существующих фактов нужны рычаги быстрого реагирования. Идя в ногу со временем, являясь частью мирового сообщества, используя технологии во всех отраслях своей жизни, общество должно видеть то, что жизнь идет боле медленнее там, где нужна помощь. Это часть нашей обязанности, которая возложена на нас в силу того, что мы за это в ответе.

К сожалению, мы не так уж часто видим детей с ограниченными возможностями в окружении внимания взрослых. Когда я захожу в заведение, где предоставляют услуги Интернета, я не вижу возле себя глухих или немых детей, они лишены возможности всем этим пользоваться и знать обо всем этом. Когда я захожу в автобус, на местах предназначенных инвалидам, не сидят эти дети. Я их довольно редко вижу в транспорте. Я их почти не вижу на улице среди играющих детей. Почему? Вопрос остается открытым. Мои слова банальны, но эту реальность нельзя равнодушием не замечать. Наше не желание помочь таким детям является огромной ошибкой. Родители, чьи дети - люди с ограниченными возможностями не всегда уделяют должное внимания для приспособления своего ребенка к жизни в обществе, ведь «там где родитель не делает ничего, значит, ничего и не получится». Не делать своего ребенка изгоем общества, а вместе с ним жить полноценной должной жизнью, стараться дать ему образование, если не в школьных учреждениях, то хотя бы на дому, требовать от государства, от общества условий и возможностей реализации своих прав, так как эти дети являются такими же гражданами, как и другие - задача родителей.

В обязанность государства входит гарантия реализации права на образование граждан, нуждающихся в социальной защите и помощи, оно частично или полностью несет расходы по их содержанию в период получения образования.

Система и программа учета всех детей с ограниченными возможностями по всей республике - первый путь к продвижению, решению определенных стратегий улучшения положения таких детей. Необходима постройка новых оборудованных зданий и заведений по всей территории, учитывая особенности лиц с ограниченными возможностями, подготовка квалифицированных кадров для работ с детьми, это задача государственной важности. Внедрение программ инклюзивного образования для обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями в одинаковых с их здоровыми сверстниками условий, это поможет им получить полноценное образование и проявить себя и свои способности. Учёт этого будет наиболее эффективным решением хотя бы некоторых имеющихся проблем таких как:

- отсутствия точных данных о количестве детей-инвалидов;

- недостатка специализированных учреждений для обучения детей с умственными и физическими недостатками;

- обеспеченностью вспомогательных услуг;

- нехваткой квалифицированных специалистов…

Это конечно не весь перечень, но основной. Все это в совокупности представляет одну важную задачу, которую нужно решать и чем быстрее, тем лучше. Не мало важным является и то, что родители сами пассивно относятся к обучению детей с ограниченными возможностями в силу сложившегося стереотипа.

Я решила проверить, верны ли мои предположения относительно «неготовности» школьного общества принять инвалидов. Был проведен социологический опрос. В нем участвовали как ученики, так и учителя нашей школы. Всего было опрошено 61 учеников и 7 учителей.

«По вашему мнению, могут ли дети-инвалиды обучаться в общеобразовательных учреждениях вместе со здоровыми детьми?». Ответы: 79 % - конечно, ведь они такие же, как все; 8 % - этого нельзя допустить; 13 % - не могу себе даже представить такую ситуацию.

Анализируя результаты анкетирования, пришла к выводу, что проблема интеграции детей с ограниченными возможностями в общеобразовательную школу сегодня очень актуальна. Ученики и учителя школы готовы принять в свои ряды детей-инвалидов, они могут обучаться вместе со всеми, но для этого нужно обеспечить проведение ряда мероприятий материального, социального, психологического, управленческого характера. Потому последним этапом моей работы стало создание законопроекта, обеспечивающего интеграцию детей с ограниченными возможностями в общеобразовательную школу.


Обоснование проекта

Цель моей работы: осознать, какие условия надо создать в общеобразовательном учреждении, чтобы в нем могли учиться дети с ограниченными возможностями вместе с нами.

Задачи:

- изучить нормативно-правовые акты по данной проблеме;

- встретиться с детьми-инвалидами и обсудить проблемы, с которыми они столкнулись, решить с ними вопрос о том, хотят ли они учиться вместе со здоровыми детьми и что им для этого нужно;

- провести социологический опрос на тему: «Готова ли школа сегодня обучать детей с ограниченными возможностями вместе со здоровыми детьми?»;

- создать законопроект «Об обеспечении образования детей с ограниченными возможностями в классах общеобразовательных учреждений».

В 70-е годы прошлого столетия многие граждане в Америке тоже не понимали, зачем ребенку-инвалиду нужно учиться вместе со всеми, но сейчас инклюзивное образование шагает по стране, имея достаточную господдержку и серьезные вложения частного капитала. А в Норвегии решить проблему попытались всего одним махом: взяли и в 1991 году в один день закрыли все интернаты для инвалидов. В Италии специнтернаты закрылись в 60-х годах прошлого столетия. В Англии почти нет коррекционных школ. Дети, имеющие проблемы со здоровьем, посещают обычные учебные заведения. Правда, одна школа приспособлена для детей- колясочников, другая специализируется на обучении слабослышащих ребят, в третьей найден подход к аутичным детям. Родителям могут лишь посоветовать, в какую школу лучше отдать ребенка, сообразно его диагнозу. Но в том, что он будет учиться, сомневаться не приходится.

Почему зарубежные школы не боятся принимать детей с ограниченными возможностями? Да потому что государство оказывает образовательным учреждениям помощь в виде дополнительного финансирования. То есть за каждым инвалидом в школу идут отнюдь не маленькие средства, позволяющие создавать удобную архитектурную среду. Так, каждая школа оборудована лифтом, пандусами, поручнями вдоль коридоров, специальными партами.… Но главное, в школах есть ассистенты, которые помогают детям передвигаться, решать учебные задачи, осуществляют сурдоперевод. При этом инвалиды участвуют и во внеурочных мероприятиях: конкурсах, концертах, экскурсиях, что обогащает их эмоциями и впечатлениями.

В некоторых иностранных школах можно встретить чуткого и обаятельного пса-психотерапевта. Любой ребенок может потрепать его шерстку, поиграть с ним, а то и доверить ему свои горести, обиды, страхи, тревоги. Собака специально обучена, она способна принять на себя груз психологических переживаний, угнетающих юного человека. Она добродушно заглянет в глаза, приветливо подаст лапу, и плохого настроения у ребенка - как не бывало!

Чтобы дети с ограниченными возможностями комфортно чувствовали себя в школе, ее нужно технически переоборудовать. Введение инклюзивного образования требует еще и дополнительного финансирования труда педагогов. Чтобы у учителей не возникало отторжения детей-инвалидов, «с которыми придется больше возиться», надо поощрять их рублем, ибо взывать к великодушию и состраданию недостаточно. Пока же, надбавки к зарплате педагогов, работающих с инвалидами, копеечные, что энтузиазма не вызывает. Кроме того, чтобы включенное обучение было более эффективным, нужно приобретать методические и наглядные пособия, привлекать психологов, дефектологов, социальных работников, что тоже требует определенных затрат.… Но даже если найти уйму денег, создать прекрасные условия - все это может оказаться бесполезным.… Пока учителя не преодолеют настороженность к инвалидам. Пока родители детей с физическими недостатками не избавятся от опасений, что их ребенок станет в школе гадким утенком и его там «заклюют». Словом, пока не изменится настрой всех участников образовательного процесса. Мы не обольщаемся, что это произойдет быстро, тем не менее, надо начинать вовлекать детей-инвалидов в общество, уменьшенной копией которого является школа.

Получение образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

В связи с этим обеспечение реализации права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики не только в области образования, но и в области демографического и социально-экономического развития Республике Татарстан.

Исходя из вышеизложенного депутаты Законодательного Собрания должны:

  1. Подготовить региональную Программу развития образования для детей с ограниченными возможностями здоровья.

  2. Данная Программа должна быть реализована на основе следующих принципов:

2.1. Интегрированное образование детей с ограниченными возможностями в одном классе с детьми, не имеющими нарушения развития;

2.2. Создание адаптивной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию детей с ограниченными возможностями и их личную самореализацию в образовательных учреждениях;

2.3. Создание надлежащих материально-технических условий, обеспечивающих возможности для беспрепятственного доступа детей с ограниченными возможностями здоровья в здания и помещения общеобразовательных учреждений;

2.4. Создание условий для дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями в то время, когда они находятся на лечении или профилактических процедурах и не могут посещать общеобразовательные учреждения.

3. Для реализации Программы изыскать необходимые материальные средства для:

3.1. Возможности обеспечения специальным оборудованием школ и классов, помещений для внеклассной работы;

3.2. Повышения квалификации учителей, социальных педагогов и психологов;

3.3. Обеспечения каждого ребенка-инвалида, обучающегося в школе, персональным компьютером (ноутбуком);

3.4. Обеспечения оплаты труда тьюторов и техника, обслуживающего персональный компьютер ребенка с ограниченными возможностями;

3.5. Организации системы мероприятий по пропаганде толерантного отношения к детям-инвалидам;

3.6. Вовлечения в дополнительное образование детей с ограниченными возможностями (организация выставок творческих работ).

У детей с ограниченными возможностями есть и должно быть стабильное будущее, так как они часть общества. Когда-нибудь в Татарстане нужно специализировать высшие учебные заведения для принятия лиц с ограниченными возможностями, тем самым подготовить кадры этого профиля. Появятся фабрики, заводы и много других учреждений, где их польза будет очень велика и востребована, ведь мировая практика показала, что лица с ограниченными возможностями, например глухие, немые или слепые могут быть хорошими и ответственными работниками.

Претвориться, что все хорошо - неправильно. Претвориться, что все плохо - не пропорционально; претвориться, что все нормально - не серьезно, если дело подлежит решению, улучшению ситуации, которое имеется в арсенале обязательств. Если завтра о долге своем задумаются хотя бы четверо, это уже будет неплохо. Законы есть, нужно ими реализовываться и начать восстанавливаться. Путь открыт, многое сделано, но многое еще остается. Процесс действий должен с каждым разом быть продуктивней и стабильней на благо всего общества в целом.




© 2010-2022